Одно положение, одна жизнь, одно житие, одна цель и одна слава с Христом
Тексты Писания: Кол. 3:1-4; 13, 1 Ин. 4:15; 1 Кор. 6:17
Из Кол. 3:1-4 вытекает, что мы разделяем с Христом одно положение, одну жизнь, одно житие, одну цель и одну славу. У нас с Христом одно и то же положение, поэтому мы находимся там же, где и Он. Кроме того, мы обладаем той же жизнью, что и Христос. Его жизнь является и нашей жизнью. Более того, у нас одно житие с Христом. Наше житие — это Его житие. Когда живём мы, живёт Он, потому что Он живёт в нашем житии. Если мы на деле изо дня в день живём вместе с Христом, то что бы мы ни делали, Он делает это вместе с нами. Когда мы говорим, говорит Он. Если мы делаем не то, что делает Христос, значит, мы не живём вместе с Ним и у нас не одно житие. Например, если мы сердимся, а Христос — нет, значит, в данный момент мы живём не вместе с Ним. В этом случае наше житие — это не Его житие. Нам нельзя раздражаться не потому, что мы пытаемся выполнять библейские требования, а потому, что мы чувствуем, что живущий в нас Христос не раздражается. Если мы просто пытаемся сдерживать своё раздражение, то мы занимаемся религией. Если же мы не раздражаемся потому, что живём вместе с Христом, тогда мы едины с Ним в жизни и житии. Слава Господу за то, что у нас одно положение, одна жизнь и одно житие с Христом!
У нас также одна слава и цель с Христом. Слава — это наше будущее и наша цель, к которой мы идём. Господь Иисус находится сейчас в славе. Он пребывает в славе, однако от человечества это скрыто. Если вы спросите у людей из мира, где сейчас Иисус, они ответят, что не знают. Но мы знаем, где Он: Он в славе. Однажды пребывание Христа в славе перестанет быть скрытым и станет открытым, явным. Тогда на земле все узнают, что Господь Иисус находится в славе. Цель, к которой движется Христос, — открытое пребывание в славе. К той же цели движемся мы. Мы можем сказать: «Наша цель — слава. Мы продвигаемся к славе. Наша цель — не просто небо, а пребывание в славе». Поскольку наша цель — это слава, мы в конечном итоге разделим одну славу с Христом. Сейчас мы неспособны описать эту славу, потому что мы ещё не вошли в неё. Однако я уверен, что, когда мы будем в славе, мы будем вне себя от радости и восторга. Нам захочется плясать, кричать и славить Господа. Тогда мы поймём, какой восторг может подарить человеку наш Бог. Когда мы будем с Христом в славе, мы сами испытаем этот восторг.
Каково наше положение? Мы в Христе. Поскольку мы в Нём, мы находимся там же, где и Он, — по правую руку от Бога (3:1). В Ин. 17:24 Господь Иисус молился: «Отец! То, что Ты дал Мне, — хочу, чтобы где Я, там и они были со Мной». Быть там же, где Господь Иисус, — это не вопрос географии. Господь в Отце, и Он молился о том, чтобы ученики, которые ещё не были в Отце, смогли оказаться в Нём. Вот почему Господь молился о том, чтобы они были там же, где и Он Сам.
Очень важно осознать, что мы находимся не только в Христе, но и в Отце. В Евангелии от Иоанна ясно сказано, что Сын в Отце (10:38; 14:10). Каково положение Сына? Он в Отце. Каково сегодня наше положение? Мы в Сыне, в Христе, а значит, и в Отце. Отец, разумеется, находится на небе. Значит, мы находимся ещё и на небе. Понимание, с которым мы произносим эти слова, отличается от распространённого понимания среди христиан. Зачастую христиане, говоря, что мы будем на небе, имеют в виду, что мы будем на небе вне Отца. Когда же мы говорим, что мы будем на небе, мы имеем в виду, что мы будем на небе в Отце. Здесь есть огромная разница. Мы в Христе, в Отце, а значит, и на небе.
Если на этом остановиться, то у нас будет всего лишь догматическое понимание нашего общего положения с Христом. Мы будем просто знать как факт то, что мы в Христе, в Отце и на небе. Реальным это становится благодаря тому, что мы — один дух с Господом (1 Кор. 6:17). Только когда мы в духе, мы находимся в Христе, в Отце и на небе с точки зрения практики и переживаний.
Посмотрим, к примеру, на лампочки в зале собраний. Поток электричества соединяет их с электростанцией. Если электрического тока нет, лампочки связаны только с залом — они не связаны с электростанцией. Течение электрического тока соединяет их с электростанцией. Точно так же и мы соединяемся с небесной «электростанцией» при помощи передачи, которую мы переживаем в своём духе. Слава Господу за то, что с неба в наш дух идёт эта передача! Когда мы переживаем эту передачу, мы действительно в Христе, в Отце и на небе. Наш дух напрямую связан с небом. Небесная передача начинается на небе и заканчивается в нашем духе. Поскольку мы переживаем эту уникальную передачу и наслаждаемся ей, нам не обязательно отправляться на небо, чтобы быть на небе. Мы можем просто быть в своём духе, переживать в нём передачу с неба и тем самым быть на небе. Как лампочки в зале соединяются с электростанцией электрическим током, так и нас соединяет с небом божественная передача, которая течёт от Божьего престола на небе в наш дух.
Когда я был молодым верующим, я изо всех сил старался понять с помощью Библии, как я могу находиться на небе. Я считал, что я на земле. Как бы я ни был счастлив в Господе, я всё-таки никак не на небе. Теперь я понимаю, что благодаря передаче от Божьего престола на небе в мой дух я, наслаждаясь Господом здесь, на земле, одновременно нахожусь на небе.
В 3:1 Павел пишет, что если мы воскресли с Христом, то мы должны искать горнего, того, что наверху. Этот стих ясно показывает, что мы имеем то же положение, что и Христос. Как бы мы искали того, что наверху, если бы и сами не были наверху? Чтобы искать того, что наверху, нужно быть там, на небе.
Тогда мы можем спросить: где мы — на небе или на земле? Отвечая на этот вопрос, нужно быть осторожным. Правильно было бы ответить так: когда мы в духе, мы и на небе тоже, но когда мы вне духа, мы на земле, а с точки зрения переживаний — вообще под землёй. Мы знаем по собственному опыту, что, когда мы в духе, мы на небе, но через минуту мы выходим из духа и тут же падаем на землю. Например, утром вы проводите время с Господом, и вы в небесах, потому что благодаря молитве вы вошли в дух. Но за завтраком муж или жена говорит вам что-то неприятное, и вы тут же из духа переходите в плоть. Вы уже не на небе, а на земле. Отсюда видно, что мы находимся на небе только тогда, когда мы в духе. Когда мы вне духа, мы земные.
В 3:1 Павел говорит, чтобы мы искали того, что наверху. Как нужно искать того, что наверху? Нужно обращаться к духу и призывать имя Господа. Наш опыт ясно показывает, что мы касаемся небес, обращаясь к нашему духу, потому что божественная передача начинается у Божьего престола на небе и заканчивается в нашем духе. Таким образом, обращаясь к своему духу, мы поднимаемся до неба. Тогда в нашем опыте мы оказываемся в Христе, в Отце и на небе. Тогда в нашем духе мы занимаем то же положение, что и Христос, и ищем горнего.
В 3:3-4 Павел дважды упоминает жизнь, показывая тем самым, что у нас одна жизнь с Христом. В стихе 3 он пишет, что наша жизнь «скрыта с Христом в Боге». В стихе 4 он говорит: «Когда будет явлен Христос, жизнь наша, тогда и вы будете явлены с Ним во славе». Чтобы понять, о какой жизни идёт речь, нужно, во-первых, прочитать эти стихи, во-вторых, обратиться к своему опыту и, в-третьих, сравнить эти стихи с другими.
Из нашего опыта и из Слова следует, что в данном случае речь идёт о жизни Христа, которая становится нашей жизнью. Если бы речь шла только о жизни Христа, она не называлась бы «нашей жизнью». Само выражение «жизнь наша» показывает, что речь идёт о чём-то, что стало нашим. Однако речь здесь идёт не о нашей природной жизни, которую мы унаследовали от Адама. Та жизнь никак не могла бы быть скрыта с Христом в Боге. Бог никогда не допустил бы, чтобы унаследованная от Адама природная жизнь была скрыта в Нём. Единственная жизнь, которая может быть скрыта с Христом в Боге, — это божественная жизнь, жизнь Самого Христа. Именно эта жизнь стала нашей жизнью. То, что Павел говорит: «жизнь наша», показывает, что у нас, у Христа и у Самого Бога одна жизнь. Не думайте, что у Бога одна жизнь, у Христа — другая, а у нас, верующих в Христа, — третья. Нет, у Бога, у Христа и у верующих одна жизнь. Божья жизнь — это жизнь Христа, а Христова жизнь стала нашей жизнью. Мы можем провозгласить, что у нас та же самая жизнь, что и у Христа, — жизнь, скрытая в Боге. Какая это чудесная жизнь!
Очень часто мы понимаем христианскую жизнь по-природному. Мы видим мягкую, тихую, добрую сестру и думаем, что раз она такая, значит, она полна жизни. Мы видим брата, который умеет красиво и уверенно говорить, и принимаем его уверенность и красноречие за признаки жизни. Однако в обоих случаях не исключено, что мы видим природную жизнь, а не жизнь Христа, не жизнь, скрытую с Христом в Боге.
Три отличительных свойства жизни Христа
Возможно, вы спросите, как же отличить природную жизнь от жизни Христа, от жизни, скрытой в Боге. Во-первых, жизнь Христа — это распятая жизнь; во-вторых, это воскресшая жизнь; в-третьих, это жизнь, скрытая в Боге. Жизнь Христа можно отличить от нашей природной жизни по этим трём отличительным свойствам.
Сёстры бывают приятными, мягкими и добрыми; однако всё это может относиться к природной жизни, к жизни, которая не распята. В этом можно убедиться, когда такую сестру оскорбляют и обижают: она не выдерживает и начинает плакать. Её слёзы показывают, что она живёт в природной жизни. Её жизнь не является распятой жизнью.
Когда Господь Иисус был на земле, Он всегда жил распятой жизнью. Его яростно ругали и оскорбляли, но Он не плакал от обиды. Вместо этого Он мог сказать: «Благодарю Тебя, Отец, за то, что это делается по Твоей воле». Его жизнь была распятой жизнью.
Возвращаясь к примеру с красноречивым братом, мы видим, что и этот брат может находиться в природной жизни. Он показывает своё красноречие согласно природной жизни, согласно жизни, которая не распята.
Если человек по-настоящему имеет одну жизнь с Христом, то его жизнь — всегда распятая жизнь. Жизнь, которую мы получили от Господа Иисуса, — это не сырая, неприготовленная жизнь. Это распятая жизнь, которая была приготовлена, которая прошла обработку. Если мы действительно познали эту жизнь, мы не расплачемся, когда нас оскорбят. Вместо этого мы будем искренне благодарить Господа и даже славить Его.
Иногда, когда мы находимся в плоти и кто-то нас оскорбляет, мы говорим «аминь» или «аллилуйя». Однако наши «аминь» и «аллилуйя» плотские. Если мы действительно живём распятой жизнью, то, когда нас оскорбят, мы не скажем ничего. Те, кто на кресте, не говорят «аминь» и «аллилуйя». Они вообще ничего не говорят. Сегодня нам нужно жить именно такой распятой жизнью.
Та единая жизнь, которую мы делим с Христом, является также воскресшей жизнью. Ничто, включая смерть, не может подавить её. Кроме того, в воскресении не бывает слёз. Предположим, сестру раскритиковали за то, как она убрала зал, а она начинает плакать. Можно ли назвать эту жизнь воскресшей? Конечно, нет! В воскресшей жизни нет места рыданиям. Если эта сестра, убирая в зале, будет жить воскресшей жизнью, её не заденет ничья критика. Это ещё одно отличие воскресшей жизни от природной жизни.
Если наша природная жизнь не прошла обработку, наше служение в церкви долго не продержится. Если служить в природной жизни, мы постоянно будем обижаться и в конце концов бросим служение. Но если наша жизнь в служении будет распятой и воскресшей жизнью, ничто не победит её.
Кроме того, жизнь Христа — это жизнь, скрытая в Боге. Как мы уже указывали, только божественная жизнь может быть скрыта в Боге. Мне нравится слово «скрыта» (3:3). Жизнь Христа не выставляет себя напоказ — это скрытая жизнь. Если вы будете служить путём этой жизни, вам не захочется быть на виду. Напротив, вы предпочтёте служить втайне. Наша природная жизнь поступает прямо противоположно, потому что обожает показуху. Сегодняшняя религия использует эту черту природной жизни. Например, стало обычным делом при сборе денег чествовать тех, кто пожертвовал много, а тех, кто пожертвовал мало, или упоминать мельком, или вообще не упоминать. Религия питает природную жизнь, но в церкви природная жизнь вынуждена умереть.
Всё, что мы делаем в церкви, должно делаться путём жизни, скрытой в Боге. В Мф. 6 Господь Иисус говорит, что всё нужно делать втайне, а не перед людьми (ст. 1-6, 16-18). Даже наши пожертвования мы должны приносить Господу скрытно. Что бы мы ни делали, нужно жить скрытой жизнью, жизнью, которая скрыта с Христом в Боге.
Рассмотрим теперь вопрос одного жития с Христом. На первый взгляд, в 3:1-4 ничего не говорится об этом. Здесь даже нет слова «жить». Однако Павел говорит, чтобы мы искали того, что наверху, и обращали разум к тому, что наверху. Это относится к нашему житию, к тому, как мы живём. Искать того, что наверху, и обращать разум к тому, что наверху, — это вещи, которые относятся к нашему житию. Мы не должны жить по-земному или по-мирски. Нет, мы должны жить по-небесному, искать того, что наверху, и обращать разум к тому, что наверху.
Теперь нам нужно увидеть, что у Господа Иисуса есть два служения: Его служение на земле до Его воскресения и Его служение на небе. Когда Господь Иисус был на земле, Он осуществил огромное служение, Он очень многое сделал. В ходе Своего служения Он совершил для нас искупление. Согласно Евр. 1:3, Господь, окончив Своё служение на земле, «воссел по правую руку от Величия на высоте». Его земное служение окончено, но Его служение на небе продолжается до сих пор.
Сегодня служение Христа носит более высокий и широкий характер. Как Первосвященник, Он ходатайствует за нас и заботится обо всех церквях, передавая им небесное снабжение. Сейчас Христос ещё более занят, чем когда Он был на земле. На земле Он заботился главным образом о Своих учениках. Но на небе Он заботится о множестве церквей и о миллионах святых. Он не только ходатайствует за нас как Первосвященник, но и осуществляет для нас служение как небесный Служитель. Кроме того, согласно Отк. 5, Он как небесный Управляющий осуществляет Божье вселенское правление. Он — семиглазый Агнец, осуществляющий Божье управление. Как Первосвященник, Он ходатайствует; как небесный Служитель, Он служит; как Искупитель с семью Божьими глазами, Он осуществляет Божье правление для исполнения Божьего замысла. Это и есть «то, что наверху», к чему нам надо обращать разум.
Присоединяться к Господу в Его небесном служении
Искать того, что наверху, и обращать разум к тому, что наверху, — значит присоединяться к Господу в Его служении на небе. Нам нужно присоединяться к Тому, кто ходатайствует, служит и осуществляет Божье управление. В нашем житии нам нужно искать того, что наверху, и обращать разум к тому, что наверху. Иначе говоря, нам нужно жить, присоединяясь к нашему небесному Христу в Его священстве, служении и управлении. Если все мы будем жить таким образом, церковная жизнь поднимется на гораздо более высокий уровень.
Идея Павла в Послании к Колоссянам заключается в том, что мы должны отвернуться от всего земного: от иудаизма, гностицизма и аскетизма — к тому, что наверху. Нам нужно, обратив разум к тому, что наверху, соединиться с тем, что наверху. Будем же содействовать Христу в Его служении на небе. В нашем житии для нас должно быть важно небесное священство, служение и управление Христа. Для нас должно быть важно, что церкви получают снабжение благодаря передаче с неба. Если для нас важно это, значит, мы ищем того, что наверху, и обращаем разум к тому, что наверху.
Иногда Христос ходатайствует за ту или иную конкретную церковь, и у нас тоже появляется забота молиться об этой церкви. Тогда мы просим Господа передать Его небесное снабжение святым в той местности. Когда мы слышим, что где-то появилась нужда, нужно немедленно начинать молиться, присоединяясь к Христу в Его ходатайствовании относительно этой нужды. В этом случае наш разум будет обращён к тому, что наверху.
Главное для нас на земле — не работа, не образование, не семейная жизнь и не здоровье. Мы живём ради Божьего домостроительства, ради Его замысла и управления. Мы едины с Христом в Его небесном священстве, и поэтому у нас одно житие с Ним. Если у каждого из нас на деле будет одно житие с Христом, всё отрицательное будет у нас под ногами. Аллилуйя, у нас одно житие с Христом!
Нам нужно «поднять планку». Для нас главное — не искать земного, а иметь житие, единое с житием Христа. Сегодня Христос живёт как Первосвященник, как небесный Служитель и как вселенский Управляющий. Нам нужно присоединяться к Нему в Его житии и иметь одно житие с Ним.
У всех нас одна цель и одна слава с Христом. Мы не живём бесцельно; мы — люди, у которых есть цель. Мы бежим на ристалище, имея перед собой конкретную цель.
Целью, к которой мы идём, является слава. Сегодня мы скрыты в Боге, но, когда явится Христос, мы явимся с Ним в славе (3:4). Когда мы явимся с Христом, мы будем явлены всей вселенной. Даже бесы увидят, как мы будем прославлены. Однако сегодня нам не нужно выставлять себя напоказ — нам нужно пребывать скрытыми в Боге в ожидании момента, когда мы достигнем своей цели и войдём в славу с Христом. Тогда, когда согласно божественному установлению придёт время показать себя, произойдёт явление сыновей Божьих в славе.
Почему у нас может быть одно положение, одна жизнь, одно житие, одна цель и одна слава с Христом? Только потому, что мы — один дух с Ним. Как сказал Павел в 1 Кор. 6:17: «Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Поскольку мы — один дух с Ним, у нас одно положение, одна жизнь, одно житие, одна цель и одна слава с Ним.
Соединены и слиты с Триединым Богом
Наша жизнь — это обитающий в нас Христос, и эта жизнь скрыта с Христом в Боге. С одной стороны, эта жизнь есть Христос в нас; с другой стороны, она находится с Христом в Боге. Здесь мы видим слияние, в котором участвуют Бог, Христос и мы. Мы едины с Триединым Богом и слиты с Ним. Где Он, там и мы. Более того, жизнь, житие, цель и слава Триединого Бога принадлежат нам.
Наши противники скажут, что это ересь. Однако всё это целиком и полностью соответствует Писаниям. Основываясь на Слове Божьем, я могу засвидетельствовать, что мы, верующие в Христа, имеем одно положение, одну жизнь, одно житие, одну цель и одну славу с Триединым Богом.
В 1 Ин. 4:15 сказано: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он — в Боге». Если это не слияние Бога с человеком, то что это? Бог пребывает в нас, а мы пребываем в Нём. Несомненно, здесь говорится о слиянии верующих с Триединым Богом. Кроме того, в 1 Ин. 4:13 говорится: «Из того мы знаем, что мы пребываем в Нём, а Он в нас, что Он дал нам от Своего Духа». Слава Господу за то, что мы соединены и слиты с Триединым Богом! Мы имеем одно положение, одну жизнь, одно житие, одну цель и одну славу с Ним.