Укоренены в Христе и созидаемы в Нём
(1)
Тексты Писания: Кол. 2:7а, Кол. 2:19; 3:10-11; 1 Кор. 3:6, 9; 6:17; Эф. 2:21; Эф. 4:13б, Эф. 4:15-16
Читая Новый Завет, многие считают Послание к Колоссянам книгой доктрины. Однако Послание к Колоссянам — это также книга переживаний. Обширный, всеобъемлющий Христос, раскрытый в этом Послании, субъективен для нас, так как Он обитает в нас как наша надежда славы (1:27) и Он есть наша жизнь (3:4). Ничто не может быть для нас субъективнее нашей собственной жизни. На самом деле, наша жизнь — это мы сами. Сказать, что Христос — наша жизнь, это всё равно что сказать, что Христос становится нами. Каким образом Христос мог бы быть нашей жизнью, если бы Он действительно не становился нами? Это было бы невозможно.
Некоторые христианские учителя выступают против увиденного нами откровения о субъективном переживании Христа. Им кажется, что мы обожествляем себя, что мы делаем себя Богом. Они утверждают, что мы якобы учим, что наше «я» становится тем же, что и Бог, и что это самообожествление. Мы, безусловно, не учим, что мы становимся Самим Богом или что нам когда-либо будут поклоняться как божеству; однако то, что Христос обитает в нас и что Он — наша жизнь, — это верно. Он становится нами в наших переживаниях. Как сказал Павел: «Для меня жить — это Христос» (Флп. 1:21). Как мы уже сказали, Христос не сможет быть нашей жизнью, если не станет нами. Жизнь — это само наше существо. Следовательно, если Христос — наша жизнь, значит, Он становится нашим существом. Если Христос становится нашим существом, значит, Христос становится нами.
Для нас Христос одновременно объективен и субъективен. Мы знаем Христа и с точки зрения доктрины, и с точки зрения переживаний. С одной стороны, наш Христос сидит на престоле на небесах. С другой стороны, Он в нашем духе. Христу, который сидит на престоле на небесах, мы поклоняемся, а Христа, который обитает в нас, мы переживаем, наслаждаясь Им и приобщаясь к Нему в нашем духе. Мы едины с Ним очень субъективным единством. Как сказал Павел в 1 Кор. 6:17: «Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Христос настолько субъективен для нас, что Он и мы, мы и Он стали одним духом. Быть одним духом с Господом лучше, чем дары и чудеса. Теперь, когда мы стали одним духом с Господом, нам нужно переживать это в своей повседневной жизни, переживать, что мы — один дух с Ним.
Несколько лет назад я останавливался у святых, которые много говорили о Кол. 1:27. Они говорили, что обитающий в нас Христос — это надежда славы, но при этом они очень мало переживали Христа. Для них обитающий в нас Христос был не реальностью, а просто доктриной. В своей практической повседневной жизни они следовали нормам нравственности и религии, но не жили Христом. Даже их любовь была природной, нравственной любовью, а не выражением Христа, идущим изнутри. В этих верующих можно было увидеть религию и нравственность, но в них было трудно увидеть Христа. То же самое можно сказать о многих сегодняшних христианах. Они знают Христа с точки зрения доктрины, но у них очень мало настоящего переживания Христа. Павел же писал Послание к Колоссянам одновременно с точки зрения доктрины и с точки зрения переживаний.
В 2:7 Павел говорит об укоренённости и созидании в Христе. И укоренённость, и созидание — это субъективные понятия, которые нужно переживать. Необходимо чётко понимать, что значит быть укоренённым в Христе и созидаться в Нём. Нельзя довольствоваться поверхностным пониманием 2:7, но нельзя и избегать этого стиха из-за его сложности. Нужно углубиться в этот стих, читая его молитвенно и изучая его, пока не придёт свет.
И укоренённость в Христе, и созидание в Христе связаны с хождением в Христе (2:6). Если мы хотим ходить в Христе, мы должны выполнить два условия: нужно быть укоренённым в Нём и нужно находиться в процессе созидания в Нём. С одной стороны, мы уже укоренены в Христе; с другой стороны, мы созидаемся в Нём. Когда эти два условия выполнены, мы способны ходить в Христе. Каждый из нас должен на уровне переживаний знать, что значит быть укоренённым в Христе и созидаться в Нём.
Чтобы укорениться в Христе, сначала нужно, чтобы нас посадили в Него. В Библии есть целый ряд мест, где говорится о посадке. В песне Моисея мы читаем: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи» (Исх. 15:17). В Пс. 91:14 сказано: «Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего». В Иер. 2:21 Господь говорит о Своём народе: «Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя», а в Иер. 32:41: «Насажду их на земле сей твёрдо — от всего сердца Моего и от всей души Моей». В Мф. 15:13 Господь Иисус говорит: «Всякое растение, которое Мой небесный Отец не сажал, будет вырвано с корнем». Согласно Ин. 15, Господь Иисус считал Себя виноградной лозой, а Отца — виноградарем, то есть Тем, кто посадил лозу и заботится о ней. В 1 Кор. 3:9 Павел говорит, что мы, верующие, — Божья нива. Он также пишет: «Я посадил, Аполлос полил, но Бог давал рост» (1 Кор. 3:6). Теперь мы видим в Кол. 2:7, что мы укоренены в Христе. Христос — это земля, почва, и Бог посадил нас в Него.
Согласно Писаниям, Христос — это уникальное дерево, к которому мы привиты, и в то же время Он — земля, почва, в которую мы посажены. Мы привиты к Христу и в то же время посажены в Него. Поэтому добрая земля и её почва соответствуют дереву. Это ещё раз показывает, что Христос является для нас всем. Христос — это и дерево, и добрая земля, поэтому можно сказать, что мы и привиты к Христу, и посажены в Него. Согласно Ин. 15, Бог Отец сажает, Он — Виноградарь, а Его Сын, Христос, — это вселенская лоза. Также Христос является доброй землёй с её почвой. Мы привиты к Христу как лозе и посажены в Него как почву. В Кол. 2:11 говорится об обрезании, то есть о некоем отсечении. Это связано с прививанием к Христу. Как мы уже отмечали, в 2:7 говорится об укоренённости в Христе. Это связано с посадкой в Него. В этом сообщении нас интересует не аспект прививания, а аспект посадки.
Мы были посажены в Христа и поэтому мы укоренены в Нём. Как крохотные корневые волоски впитывают из почвы богатство, так и мы впитываем богатое питание Христа. Мы — деревья, а Христос — это почва, в которую мы посажены и в которой мы укоренены. Теперь мы впитываем в себя Его богатство и растём благодаря питанию, получаемому из этого богатства.
В 1 Кор. 3:6 Павел говорит, что он посадил, Аполлос полил, но рост давал Бог. Отсюда видно, что верующие — это растения, а Христос — это почва. Теперь необходимо задать вопрос: в какой части нашего существа произошла эта посадка? Ясно, что это произошло не в разуме и не в физическом теле, а в нашем духе. То, что мы посажены в Христа и укоренены в Нём, мы можем переживать в своём духе. В 1 Кор. 6:17 сказано: «Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Когда растение укореняется в почве, оно становится едино с почвой. Сначала растение входит в почву; затем питание из почвы входит в растение. Так происходит жизненное соединение растения и почвы. Питательные вещества в почве соответствуют жизни внутри растения, а что-то внутри растения соответствует веществам в почве. Можно сказать, что между растением и почвой происходит «общение». При этом общении между теми компонентами растения и почвы, которые соответствуют друг другу, происходит жизненное соединение. Так растение и почва становятся одним живым целым.
В нашем духе есть переживание того, что мы посажены в Христа, потому что мы соединились с Ним и стали с Ним одним духом. Господь, то есть та почва, в которой мы укоренены, есть Дух. Если бы Он не был Духом, нас было бы невозможно посадить в Него. Слава Ему за то, что Он есть Дух и что нам при сотворении дан дух! Если бы у нас были только тело и душа, но не было духа, было бы невозможно посадить нас в Господа как животворящего Духа. Но Господь есть Дух и у нас есть дух, и поэтому между нами и Им существует соответствие. При возрождении Христос как животворящий Дух соединился с нашим духом. Как чётко сказано в Ин. 3:6, возрождение происходит в духе. При возрождении мы укоренились в Христе как почве. Вот почему Павел употребляет в 2:7 прошедшее время. Мы были посажены в Христа и укоренились в Нём, когда в нашем духе произошло возрождение.
Согласно 2:6-7, прежде чем мы сможем ходить в Христе, мы должны укорениться в Нём. Чтобы ходить в Христе, нужно впитывать богатое питание из Духа, который обитает в нашем духе. Но если мы будем оставаться в душе — в своём разуме, чувствах или воле, — мы не получим ни питания, ни снабжения. Нам нужно обратиться к духу, то есть туда, где мы были возрождены и посажены в божественного Духа.
То, что произошло между божественным Духом и нашим духом в момент возрождения, останется навсегда. Можно сказать, что наш дух «вышел замуж» за божественного Духа и теперь два духа связаны вечными узами. Этот «брак» не допускает развода. Природному разуму этот брак может не нравиться, но наш дух дорожит им. Когда в своей повседневной жизни мы сталкиваемся с трудностями, нужно не пребывать в своём природном разуме, а обращаться к духу. Однако мы зачастую предпочитаем пребывать в разуме, чувствах или воле. Если мы, вместо того чтобы обращаться к духу, будем пребывать в своей душе, мы не сможем ходить в Христе. Чтобы ходить в Нём, нужно на деле быть укоренённым в Нём в своих переживаниях. Только пребывая в духе, мы можем быть по-настоящему укоренёнными в Христе, а значит, и ходить в Нём. Мы посажены в Христа. Но когда мы обращаемся к своему духу, мы познаём на опыте, что значит быть укоренённым в Нём. Когда мы укоренены в Христе, мы способны ходить в Нём. Так мы переживаем Христа как добрую землю с её обильной почвой, из которой мы получаем питательные жизненные вещества. Чем больше мы укоренены в этой почве, тем больше Христова питания мы впитываем в своё существо. Это уже не объективный Христос в доктринах — это субъективный Христос на опыте.
В результате укоренённости в Христе и впитывания Его богатства в нас мы растём в Нём, как деревья растут, впитывая питание из почвы. Чтобы дерево росло, оно должно получать хорошее питание. Получаемое из почвы питание становится тем материалом, за счёт которого дерево растёт.
Мало кто из сегодняшних христиан понимает, что такое истинный рост. Истинный рост не есть результат накопления догматических знаний. Это результат обращения к духу, пребывания в духе и впитывания питательных веществ из Христа. Только усваивая эти вещества, можно духовно вырасти. Чем больше в нашем существе накапливается этих богатых веществ, тем больше мы растём.
В Кол. 2:19 сказано, что Тело, держась Главы, «растёт ростом Божьим». Расти Божьим ростом — значит расти за счёт того, что в нас возрастает Бог. Это происходит только тогда, когда мы укоренены в Христе как почве. Содержащимся в Христе богатым питанием является Сам Бог, Его элемент и сущность. Если мы пребываем укоренёнными в своём духе, мы впитываем этот элемент, и это позволяет нам расти Божьим ростом. Мы растём за счёт того, что в нас становится больше Бога. Всё это зависит целиком и полностью от истинного переживания Христа в нашей повседневной жизни.
Как мы уже увидели, если мы хотим ходить в Христе, мы должны быть посажены в Христа, в божественного Духа в нашем духе, и укоренены в Нём. Когда мы оказываемся вне духа, нам нужно снова обратиться к духу и оставаться в нём. Пребывая в духе, мы на практике укореняемся в Христе и тем самым впитываем богатое питание в свой дух. Когда это питание перетекает в наше внутреннее существо, оно позволяет нам расти Божьим ростом. Рост происходит по мере того, как в нас становится больше Бога, потому что содержащимся в Христе богатым питанием на самом деле является Сам Бог. Мы знаем на собственном опыте, что, когда мы укоренены в Христе, мы растём и автоматически начинаем ходить в Нём.
Созидаемы по отдельности и совокупно
В Кол. 2:7 говорится также о созидании в Христе. По мере того как мы растём в Христе, мы созидаемся в Нём. Много лет назад я считал, что в 2:7 под созиданием имеется в виду созидание со святыми, но здесь речь идёт о другом. Здесь имеется в виду, что нам самим нужно созидаться. Например, дерево, вырастая, «созидает» себя. То же самое можно сказать о детях. Вырастая, они созидаются. Созидание Тела зависит от личного созидания каждого из членов по отдельности. Если у какого-то члена не будет созидания, то такой член не сможет созидаться и в Теле. Чтобы созидаться в Теле, мы должны сначала созидаться сами. Когда произойдёт наше личное созидание, мы сможем созидаться с другими в Теле. Так что в 2:7 говорится не о совокупном созидании Тела, а о созидании членов по отдельности. В Эф. 4:16, наоборот, речь идёт о совокупном созидании Тела.
Важно понимать, что, не имея созидания по отдельности, мы не сможем созидаться с другими совокупно. В качестве иллюстрации можно привести построение здания для собраний в Анахайме. Сначала каждая деталь здания была построена отдельно; затем из всех деталей было сложено здание целиком. Например, снаружи здание отделано секвойей. Но при этом использовались не саженцы секвойи, правильно? Секвойя сначала должна расти и созидаться сама по себе, впитывая из почвы её богатство. Только тогда она будет пригодна для строительства. То же самое можно сказать и о нас. Нам нужно оставаться в своём духе и впитывать богатое питание Христа. Впитывая этот элемент, мы будем расти и посредством этого роста созидаться. Тогда мы сможем созидаться с другими в Теле.
Если мы хотим ходить в Христе, мы должны впитывать Его богатство, укореняясь в Нём и созидаясь как отдельный член Тела. Нам нужно пускать корни в Христе всё глубже и глубже, чтобы впитать побольше Его богатства. Тогда мы будем расти и созидаться в Нём. Когда эти два условия будут выполнены, мы сможем ходить в Христе.