Тексты Писания: Кол. 2:13; 3:4; Ин. 6:57; 14:19; 15:4-5
Когда Господь Иисус был на земле, Он не жил Своей человеческой жизнью. Как человек, Он был совершенной и законченной личностью, у которой была своя собственная жизнь, однако Он жил не Своей человеческой жизнью, а жизнью Отца. Жизнь Отца — это жизнь божественная и вечная, так что Господь Иисус жил божественной жизнью. У Него с Отцом были одна жизнь и одно житие. Сын жил жизнью Отца, потому что стремился выражать Отца. Поскольку Сын — это образ Отца, Его выражение, и поскольку Он жил Отцом, Сын полностью выражает Отца. Живёт Сын, но выражается при этом Отец.
В Ин. 6:57 Господь Иисус ясно сказал, что Его послал живой Отец и что Он живёт Отцом. Сына послал Отец, и Сын жил на земле Отцом (или: «через Отца», «ради Отца»). Я предпочитаю говорить, что Сын просто жил Отца, потому что Отец был жизнью Сына.
Библия раскрывает, что Сын — это семя, которое должно воспроизвести себя в верующих. Согласно Ин. 12:24, одно пшеничное зерно должно упасть в землю и умереть, и тогда оно произведёт много зёрен в воскресении. Когда Господь Иисус был на земле, Он жил жизнью Отца. Теперь, после воскресения, Он стал нашей жизнью. Он хочет, чтобы мы жили не своей природной жизнью, а Его жизнью. У каждого из нас есть своя собственная жизнь. Но Бог в Своём домостроительстве стремится не к тому, чтобы мы жили нашей природной жизнью, а к тому, чтобы мы жили Христа. Как Христос жил Отца, так и мы должны жить Христа.
Мы уже противопоставляли Христа нашей культуре. Культура, которую мы или сами создали и навязали себе, или унаследовали, может быть превосходной, но если это не Сам Христос, она будет мешать нам переживать Христа, наслаждаться Христом и жить Христом. Чтобы чётко увидеть это, необходимо небесное видение. Если мы попытаемся отбросить свою культуру, не увидев сначала Христа как нашу жизнь и как все для нас, мы просто заменим одну разновидность культуры на другую. Быть бескультурным — это тоже культура. У культурных людей есть культура, и у бескультурных людей тоже есть культура, только другого рода. Если мы поймём это, нам станет ясно, что просто решить избавиться от своей культуры — это не выход. Все, что мы из себя представляем без Христа, и все, что мы делаем без Христа, так или иначе связано с культурой. У каждого человека есть культура. Эта культура может быть развитой или неразвитой, высокой или низкой, но это все равно культура. В те времена, когда писалось Послание к Колоссянам, у греков была своя культура, у иудеев — своя. На протяжении тысячелетий у каждой расы и у каждого народа существовала своя особая культура. Самое главное здесь то, что любая культура противостоит Христу, а Христос противостоит любой культуре. Любая культура, какой бы она ни была, противостоит Христу. Без Него все, что человек создаёт и развивает, является частью культуры.
Стремление Бога в Его домостроительстве
Мы не должны стараться что-то самостоятельно сделать с культурой внутри себя. Нам необходимо видение Божьего домостроительства. Божье домостроительство состоит в том, чтобы внедрить в нас живую всеобъемлющую Личность Христа. Согласно откровению в Послании к Колоссянам, Христос — это удел святых, Первородный всего творения, образ невидимого Бога, Глава Тела, Первородный из мёртвых, Тот, в ком было угодно обитать всей полноте, тайна Божьего домостроительства, тайна Божья, реальность всего положительного и то, из чего состоит новый человек. Христос — это все: жизнь, свет, сила, мощь, крепость, праведность, святость, доброта и все остальные божественные качества и человеческие добродетели. Для нас Христос — это все, поэтому Он всеобъемлющ. Бог в Своём домостроительстве стремится внедрить этого всеобъемлющего Христа в нас. Христос всеобъемлющ, Он достиг того, чего не достиг никто другой. Он вознёсся на небеса, Он был возвышен до высшего места во вселенной. Теперь Он сидит по правую руку от Бога. Христос воцарился и сделался Господом и Главой над всеми. Также Он приобрёл все, потому что теперь все принадлежит Ему. Бог хочет внедрить Его, достигшего всего и приобретшего все, в наше существо. Верите ли вы в самом деле, что эта всеобъемлющая живая Личность внедрена в вас? Я не думаю, что очень многие христиане, включая и тех, кто в Господнем восстановлении, действительно верят в это.
Необходимо, чтобы Христос был нашей жизнью
Всеобъемлющий Христос должен быть нашей жизнью (3:4). Если Христос не стал нашей жизнью, тогда все, чем Он является, все, чего Он достиг, и все, что Он приобрёл, остаётся объективным. Он — это Он, а мы — это мы. В этом случае на деле Он не имеет никакого отношения к нам, а мы — к Нему. Поэтому в наших практических ежедневных переживаниях Христос должен быть нашей жизнью. Однако бывает так, что мы знаем как библейскую доктрину то, что Христос — наша жизнь, а на практике, в повседневной жизни, Христом не живём. Вместо того чтобы жить Христом, мы слишком часто живём своей природной жизнью.
Мы все должны признать, что очень любим свою собственную жизнь, свою природную человеческую жизнь. Мы говорим, что ненавидим свою жизнь, но на самом деле мы очень любим её. Вы свидетельствуете о том, как вы ненавидите свою природную жизнь, а глубоко внутри вам все равно очень нравится ваша жизнь, и вы считаете, что у вас она лучше, чем у других. Например, сестра глубоко внутри думает, что её жизнь лучше, чем жизнь её мужа. Брат, разумеется, думает о своей жене то же самое. В этом мы все похожи друг на друга: все мы очень высокого мнения о своей природной жизни.
Нам не просто нравится наша природная жизнь — мы все привыкли пользоваться ей, то есть жить по ней. За долгие годы мы привыкли жить своей собственной жизнью. Более того, мы даже стараемся сделать природную жизнь более утонченной. Семейное воспитание сделало нашу природную жизнь в какой-то мере более утонченной. Образование и религия продолжили это дело. Мы должны признать, что даже участие в поместной церкви сделало нашу природную жизнь более утонченной. За несколько лет пребывания в церкви брат становится намного более утонченным человеком, чем раньше. Самых утонченных людей в этой стране можно найти в церковной жизни. Однако церковь не должна делать природную жизнь утонченной — она должна прекращать эту жизнь и погребать её. Но большинство из нас не были погребены церковью; церковь только сделала из нас утонченных людей. До прихода в церковную жизнь вы были похожи на неотшлифованную медь. Теперь же, когда церковная жизнь сделала из вас утонченного человека, вы похожи на сверкающую отполированную медь. С виду отполированная медь похожа на золото, но это не золото. Точно так же нашу природную жизнь можно отшлифовать и отполировать, но это все равно будет не Христос. В церквях слишком много отполированной меди и слишком мало золота, слишком много природной жизни и не так уж много Христа.
Христианские проповедники часто дают людям неправильные советы. Это все равно, что для врача выписать не то лекарство. В ранние годы моего служения, когда кто-нибудь собирался пожениться, я им говорил, что их нужно уравновесить и смирить. Я объяснял им, что Господь будет использовать их супруга и детей, чтобы смирить их. Я раскаиваюсь в том, что был источником подобного учения, потому что в результате него природная жизнь становится утонченной, но человек при этом не живёт Христом. В своём раннем служении я не умел чётко отличать золото от отшлифованной и отполированной меди. Теперь я вижу, что можно сколько угодно шлифовать и полировать медь, но она от этого не станет золотом. Точно так же и наша природная жизнь, какой бы утонченной она ни была, не преобразится во Христа. Бог хочет, чтобы мы жили Христа. Он не собирается добиваться, чтобы наша человеческая жизнь просто стала утонченной.
Когда мы не живём Христа, мы живём по собственной философии. Когда я говорил святым, что супружеская жизнь должна уравновесить и смирить их, я преподносил им не богатство Христово, а философию. Моя философия в то время представляла собой смесь Библии и этических учений, на которых я вырос. Поэтому когда я делился со святыми относительно супружеской жизни, то я делился не Христом, а культурой. В некоторых отношениях моя философия была довольно хорошей. Я мог защитить её, сославшись на стихи из Нового Завета, где говорится, что жены должны подчиняться мужьям, а мужья должны любить жён. Мне казалось, что в чем-то моя философия лучше философии Конфуция. Конфуций не учил, что жена должна быть уравновешена своим мужем, а муж должен быть смирен тем, что на нем лежит бремя его жены и детей. Если рассматривать супружескую жизнь в отрыве от Христа, то с этой философией можно согласиться. Но даже если эта философия правильна, это все равно не Христос, и она только делает природную жизнь утонченной.
Даже у нас в церковной жизни не хватает небесного видения. Мы не видим, что Бог хочет, чтобы мы жили Христа. У нас не было чёткого видения, и поэтому мы потратили много времени, шлифуя свою человеческую жизнь, вместо того чтобы жить Христа. Поэтому у меня есть забота отметить, что поместная церковь не должна быть местом, где шлифуют людей. Церковь должна быть местом, где преподносят Христа. Теперь, когда ко мне приходят молодые люди пообщаться насчёт женитьбы, я им говорю, что им нужно переживать Христа как их благодать. Я уже не говорю, что Бог в Своём владычестве устроил их супружескую жизнь так, чтобы уравновесить и смирить их. Я хочу сказать всем святым: единственное, что нам нужно, — это Христос. Христос живёт в нас, и мы — один дух с Ним. О, сегодня нам нужен обитающий в нас Христос!
Если мы хотим наслаждаться Христом и переживать Его, будучи одним духом с Ним, мы должны отвернуться от всех наших норм, правил, предписаний и принципов, которые мы себе создали. Говорить людям, что их нужно уравновесить или смирить, — значит общаться с ними согласно определённой норме. Сегодня я преподношу не нормы — я просто преподношу Христа. Я хотел бы призвать всех святых не устанавливать больше нормы и правила, а постоянно прикасаться ко Христу как животворящему Духу. Если вы человек медлительный, не пытайтесь торопиться; если вы торопливы, не пытайтесь замедлиться. Вместо того чтобы уравновешивать себя, просто живите Христа. Пусть Христос будет вашей нормой, вашим правилом, вашими принципом и целью.
Если мы хотим переживать Христа и жить Его, нужно пребывать в атмосфере молитвы. Многие из нас могут засвидетельствовать, что молитва приводит нас в дух, где мы едины с Господом и где мы принимаем Его как жизнь. Это переживание так драгоценно, что, когда мы наслаждаемся им, мы не хотим, чтобы оно кончалось. Нам нравится пребывать в духе и быть едиными с Господом. Однако когда время молитвы заканчивается, чаще всего мы возвращаемся к своему природному образу жизни. Мы уже не в атмосфере молитвы. Мы снова невольно пытаемся быть святыми, духовными и побеждающими. У нас ничего не получается, и тогда мы каемся, исповедуемся перед Господом и решаем начать все сначала. Это не называется жить христианской жизнью. Наша повседневная жизнь должна быть точно такой же, как наши переживания во время истинной молитвы. Когда мы с помощью молитвы входим в дух, мы едины с Господом, мы наслаждаемся Его присутствием, и у нас естественно получается жить Его. Не прилагая никаких усилий, мы можем быть святыми, духовными и побеждающими. Для нас нет трудностей и тревог. Я уверен, что у каждого из нас были подобные переживания во время молитвы.
Эти переживания во время истинной молитвы должны быть образцом для наших ежедневных переживаний в жизни с Господом. Иначе говоря, в повседневной жизни мы должны переживать то же самое, что и во время молитвы. Однако мы большую часть времени живём не по Христу, а по природной жизни. Чтобы жить Христа, необходимо быть постоянными в молитве, молиться непрестанно. Нужно оставаться в атмосфере молитвы. Здесь мы — один дух с Господом. Он — наша жизнь, мы живём Его, и тогда святость, духовность и побеждающая жизнь приходят сами собой. Нам не приходит в голову уравновешивать себя. Вместо норм, принципов и правил у нас есть Христос — в переживаниях, на практике. Когда мы находимся в такой атмосфере молитвы, тогда мы едины со Христом, тогда Он — наша жизнь. Вот что значит жить Христа.
Те учения, которые я выдавал много лет назад насчёт уравновешивания и смирения, не преподносили Христа и не приводили святых к непосредственному живому соприкосновению со Христом. Нам нужна не шлифовка, а такая жизнь, при которой наружу выходит Христос. Бог дал нам не святость, не победу и не духовность. Он дал нам Христа как живую всеобъемлющую Личность. Богу нужна эта Личность, а не какие-то качества или добродетели. Поэтому нам нужно прикасаться к этой живой Личности в молитве. Затем нам нужно пребывать в атмосфере молитвы. В этом случае у нас будет естественно получаться жить Христа. Также мы освободимся от своей культуры, не стараясь измениться или исправиться. Все, что не есть Христос, отпадёт само собой. Христос будет всем, что нам нужно: жизнью, светом, благодатью, утешением, здоровьем, силой, смирением, терпением, добротой, кротостью. Когда у нас есть Он, у нас есть все божественные качества и человеческие добродетели. Кроме того, в нашем опыте Библия становится живой и полной света.
Жизнь, при которой от нас исходит Христос
В этом сообщении у меня есть забота, чтобы наши глаза открылись и мы увидели, что Богу нужно, чтобы мы жили такой жизнью, при которой от нас исходил бы Христос. Для Бога важно не то, уравновешены мы или нет, а то, едины ли мы со Христом и живём ли мы Христа. Бог хочет, чтобы мы жили Христа. Предположим, вы — молодой человек, но вы не должны жить жизнью обыкновенного молодого человека — вы должны жить Христа. Чтобы жить Христа, нужно прикасаться в молитве ко Христу как животворящему Духу внутри нас. Когда мы с помощью молитвы придём в атмосферу истинной молитвы, мы автоматически будем жить Христа. Я могу засвидетельствовать, что это правда и что мы все можем переживать это.
Чтобы переживать обитающего в нас Христа, нужна истинная молитва. Не нужно молиться о хорошей работе или о хорошей квартире. Такие молитвы мешают нам переживать Христа. Нам нужна такая молитва, которая позволяет нам соприкоснуться с Господом и делает нас едиными с Ним в нашем духе. Если мы будем молиться такой молитвой, мы будем наслаждаться Христом, переживать Его как нашу жизнь и жить Его.
Не нужно пытаться быть какими-то особенными людьми и жить по каким-то нормам и правилам. Нужно просто прикасаться ко Христу, быть единым с Ним и жить Его. Нашей целью должно быть познание Христа и только Его, а не знание того, что делать или куда идти. Когда мы будем наслаждаться Господом и переживать Его, Он будет нашей жизнью и мы будем жить Его. Как это замечательно! Именно это имел в виду Павел, когда писал в Флп. 1:21: «Ибо для меня жить — это Христос».
Чтобы жить Христа, нужно молиться непрестанно. Как только мы перестаём молиться, мы перестаём жить Христа. Я ещё и ещё раз хочу повторить, что жить Христа возможно только в атмосфере молитвы. Поэтому все стороны нашей повседневной жизни необходимо принести в эту атмосферу, где мы по-настоящему едины со Христом. В этой атмосфере Христос реален, ощутим, практичен и даже осязаем. Только в этой атмосфере Христос на деле является нашей жизнью. Здесь мы живём Его и наслаждаемся всем, чем Он для нас является. Этот Христос неисследим и безграничен. В наших переживаниях мы едины с Ним, мы прикасаемся к Нему и наслаждаемся всем Его богатством. Тогда мы естественно начинаем жить Христа.