Переживание смерти Христа и аскетизм
Тексты Писания: Кол. 2:20-23
В Своём домостроительстве Бог даёт нам одну Личность и один путь. Одна Личность — это первенствующий всеобъемлющий Христос, а один путь — это крест. Будучи всеобъемлющим, Христос является для нас всем. Он — Бог, Он — человек, и Он — реальность всего положительного во вселенной. Бог дал нам эту замечательную Личность как наше спасение. Одна Личность, Христос, является центром вселенной, и один путь, крест, является центром Божьего правления. Бог правит всем с помощью креста, и все проблемы Он решает тоже с помощью креста. Поэтому как Христос является средоточием вселенной, так крест является центром Божьего правления.
В этом Послании Павел показывает колоссянам, что ничто не должно заменять Христа. Место Христа не должны занимать ни предписания, ни обычаи, ни мистицизм, ни философия. Христос — это все, и ничто не должно занимать Его место. В предыдущем сообщении мы говорили о разнице между Христом и мистицизмом. В Послании к Колоссянам мистицизм включает в себя гностицизм и аскетизм. Христос противостоит всевозможным «измам». Он противостоит всему, что может заменить Его, занять Его место.
Как мы уже говорили, все положительное во вселенной — это тени Христа. Например, наши дома представляют собой тень Христа как настоящего жилища. Поскольку Христос — это суть всех теней, мы не должны позволять теням заменять собой Того, кто есть тело, реальность. Как это глупо — обращаться к теням вместо реальности! Послание к Колоссянам ясно показывает, что всеобъемлющий Христос является для нас всем. Бог не собирается давать нам тысячи разных вещей; Он просто хочет дать нам одну Личность, всеобъемлющего Христа.
С середины второй главы Павел начинает показывать нам, что крест — это единственный Божий путь. Божий путь — это не аскетизм. Смирять себя, уничижать себя, беспощадно обращаться с собой — это не Божий путь. Единственный путь — это путь креста. Крестом Бог покончил со всем отрицательным во вселенной. Более того, Бог до сих пор правит всем посредством креста. Итак, у нас есть одна Личность и один путь — у нас есть Христос и крест.
В этом сообщении мы увидим разницу между переживанием смерти Христа и аскетизмом. В христианской жизни нет места аскетизму, нет места беспощадному обращению с телом в надежде ограничить потворство плоти. Аскетизм — это не Божий путь. Напротив, это человеческое изобретение, произведение падшего человеческого разума. Аскетизмом могут заниматься индусы и буддисты, но не христиане.
Аскетизм — это одно из «начал мира», о которых говорится в 2:20. Начала мира — это начальные принципы, связанные с чем-то внешним, физическим, наивные учения, сосредоточенные на внешней стороне вещей. Началами названы примитивные учения как иудеев, так и язычников, включавшие в себя аскетизм и обряды, связанные с пищей, питьём и омовениями. Примитивный принцип аскетизма состоит в плохом обращении с телом, в беспощадности к себе в надежде подавить плоть. Божий путь, путь креста, — это нечто совершенно иное.
Согласно домостроительству Божьего спасения, крест — это Божий центральный путь во вселенной. Однако большинство христиан мало что знает о кресте в отношении духовного мира. По большей части христиане дорожат физическим аспектом креста, который можно увидеть своими глазами. Но в стихах 14-15 есть окно, через которое мы можем увидеть духовную сторону креста Христова. Когда Христос был на кресте, Он не просто страдал; Он работал над совершением искупления посредством того, что Он понёс на Себе наши грехи и исполнил волю Отца. Бог тоже работал — Он стирал рукопись в предписаниях, прибивая её ко кресту. Как мы уже говорили, злые ангельские начальства и власти тоже были заняты — они пришли помешать Богу и Христу в том, что Они делали. Но Бог сбросил их, восторжествовав над ними крестом, и открыто посрамил их. Разумеется, с физической стороны римские воины и приверженцы иудейской религии тоже были очень заняты. Поскольку вся эта деятельность сосредоточилась на кресте, крест стал Божьим вечным, центральным и единственным путём.
Я хотел бы подчеркнуть тот факт, что Божий путь — это не аскетизм. Христианин никогда не должен заниматься аскетизмом. Мы, верующие во Христа, не потеряли способность радоваться. Напротив — мы радостные люди, мы постоянно радуемся в Господе. Зачем же нам причинять боль своему телу или вредить себе? Как это глупо! Наш путь, путь единственный — это крест. Итак, переживание креста в корне отличается от аскетизма.
Умерли со Христом для начал мира
В 2:20 Павел пишет, что мы умерли со Христом для начал мира. К этим началам относятся иудейские обряды, языческие предписания и философия. К ним также относятся мистицизм и аскетизм. Начала мира — это элементарные принципы мирского общества, примитивные принципы, изобретённые человечеством и соблюдаемые в обществе. Со Христом мы умерли для этих начал мира. Когда Христос был распят, мы тоже были распяты. В Его распятии мы освободились от элементарных принципов мира.
Мы умерли со Христом для начал мира, и поэтому Павел спрашивает нас, для чего мы, как бы живя в мире, подчиняем себя предписаниям. Павел сурово спрашивает колосских верующих, почему они продолжают подчиняться предписаниям, то есть тем самым примитивным принципам, для которых они умерли во Христе. Слово «мир» в этом стихе обозначает не физическую землю, а человеческое общество, человечество. Таким образом, Павел спрашивал верующих, почему они по-прежнему подчиняли себя предписаниям, как если бы они до сих пор жили в человеческом обществе.
В стихе 21 Павел перечисляет некоторые из этих предписаний: «не берись», «не вкушай», «не трогай». Это предписания, правила и порядки, относящиеся к физическим вещам и затрагивающие соответственно то, что движется, что можно съесть и что можно потрогать. Браться, вкушать и трогать — этот перечень включает в себя практически все возможные действия. Поскольку названные предписания связаны с практикой аскетизма, подчиняться предписаниям «не берись», «не вкушай», «не трогай» — значит заниматься аскетизмом.
Однажды много лет назад я познакомился с братом, который, прежде чем стать христианином, был ортодоксальным евреем. Мы с ним пообщались, и он рассказал мне много историй о различных иудейских обычаях. Он сказал мне, что некоторые ортодоксальные евреи, ложась на ночь спать, ставят ботинки носками в определённую сторону, якобы следуя одному стиху из Ветхого Завета. Они уверены, что стоит им не повернуть ботинки в правильную сторону и они потеряют Божье благословение. Что за суеверие! Я поражён, что евреи, умный народ, который ценит образованность, могут быть настолько суеверны. Те, у кого нет Христа и креста, часто бывают суеверны и усердно предаются аскетизму.
У нас есть одна Личность и один путь, и поэтому нам не нужны предписания о том, как ставить ботинки. Однако когда мы ложимся спать, мы должны проходить через крест. Иначе говоря, что бы мы ни сделали за день, что бы с нами ни случилось, крест разбирается со всем. Допустим, днем ваша жена или муж чем-то вызвали ваше недовольство. Ложась спать, вы должны применить крест к своему чувству недовольства. Если вы это сделаете, чувство недовольства исчезнет. Отсюда видно, что наш путь — это крест, а не аскетизм и не беспощадное отношение к себе. Понимая, что мы уже умерли во Христе, мы должны ложиться спать с осознанием креста. Если мы возьмём себе за правило ложиться спать, проходя через крест, ложиться с осознанием того, что мы умерли во Христе, на следующее утро мы будем вставать в воскресении, вставать новым человеком. У нас есть не только Христос, единственная Личность, отличная от всего остального, но и крест, единственный путь, отличный от всех остальных путей.
У нас есть Христос и крест, и поэтому для самовольного смирения нет места. Нам не нужно приучать себя к смирению. Я заметил, что и на Востоке, и на Западе самые гордые люди — это те, кто научился в той или иной форме проявлять смирение. Нам не нужно учиться подобным вещам. Нет, нам нужно просто идти единственным путём — путём креста.
Когда вы едете по улице, это может служить напоминанием о пути креста. Часто во время езды приходится проезжать перекрёсток. Понимаете ли вы, что каждый перекрёсток — это крест? Какие-то кресты могут быть больше, какие-то меньше, но это все равно кресты. Только пройдя через много крестов, мы сможем добраться до своей цели. Говоря с точки зрения духовного опыта, нам тоже нужно пройти через много крестов, прежде чем мы доберёмся до Нового Иерусалима. Если не ездить через перекрёстки, далеко не уедешь; точно так же, не проходя через крест, мы не сможем добиться большого духовного прогресса. Только добравшись до Нового Иерусалима, мы перестанем проходить через крест, потому что к этому времени все отрицательное будет уничтожено. Пока мы не достигли Нового Иерусалима, нам нужно день за днем проходить через крест в нашем пути с Господом.
Я могу засвидетельствовать, что это здоровая духовная привычка — проходить через крест каждый вечер, перед тем как лечь спать. Применяя крест в конце каждого дня, я очень хорошо отдыхаю ночью. Перед сном нам нужно применять крест к каждой проблеме и ко всему отрицательному, природному и греховному. Можно молиться так: «Господь, я хочу, чтобы все это прошло через крест. Я не хочу засыпать, не избавившись от всего природного, греховного, отрицательного и мирского элемента. Когда я лягу спать, Господь, я хочу быть человеком, который был зачеркнут крестом». Нам нужно быть людьми, проходящими один крест за другим. Я призываю вас каждый день проезжать перекрёсток креста.
У нас есть Христос как единственная Личность и крест как единственный путь, и поэтому нам не нужен аскетизм. Более того, нам даже не нужно принимать никаких «твёрдых решений» по поводу определённых вещей. Подобный подход не срабатывает. Нам просто нужно пройти через крест перед сном, хорошо выспаться и наутро встать в воскресении. Слава Господу за разницу между переживанием смерти Христа и аскетизмом!
Давайте поподробнее рассмотрим 2:20-23. На самом деле, стихи 20-22 представляют собой одно предложение. Эти три стиха составляют вопрос Павла. Согласно стиху 20, Павел спрашивает колоссян, почему они подчиняют себя предписаниям. В греческом тексте слово, переведённое как «предписания», — это на самом деле глагол. Другими словами, Павел спрашивает, почему колоссяне «предписывают» себе. Затем в стихе 21 Павел перечисляет три предписания: «не берись», «не вкушай», «не трогай». В стихе 22 он говорит, что всему этому «должно погибнуть от употребления». Греческое слово, переведённое как «погибнуть», можно также перевести как «испортиться». Здесь Павел говорит, что все материальное обречено на разложение и гибель в результате порчи от употребления (1 Кор. 6:13; Мф. 15:17).
Когда мы используем какую-то вещь, в конце концов она всегда погибает или портится от употребления. Например, когда мы едим, пища погибает, независимо от того, чиста ли она с точки зрения пищевых предписаний Левита. Все, что мы едим, погибает от употребления, и поэтому мы не обязаны подчиняться предписаниям в отношении пищи. В Деян. 10 Пётр все ещё думал о том, что чисто, а что нечисто. Но голос с неба сказал Петру, чтобы он не считал скверным то, что Бог очистил. В Кол. 2 Павел призывает святых не обращать внимания на предписания аскетизма в отношении вещей, которым всем должно погибнуть от употребления. Все, что мы употребляем, в конце концов погибнет и превратиться в ничто. В частности, пища при употреблении погибает. Поэтому святым незачем следовать предписаниям в отношении пищи.
Павел смог написать такие слова потому, что он обрёл ясное видение всеобъемлющего Христа как единственной Личности и креста как единственного пути в Божьем управлении. Вот почему для него не имели значения предписания «не берись», «не вкушай», «не трогай». Он не хотел заниматься предписаниями. Он знал, что все материальное погибает от употребления и в конечном итоге превращается в ничто. Павел осознавал, что верующим в Колоссах нужно было увидеть великое видение всеобъемлющего Христа и креста как Божьего пути в Божьем управлении. Нам тоже нужно ясное видение Христа и креста.
Единство и гармония благодаря кресту
Помимо Божьего единственного пути у нас не должно быть никаких предписаний и никаких особых путей или практик. Путь, который Бог предписал, возвысил и почтил, — это крест Христа. Крест — это наш единственный путь. Знаете, как решить проблему ссор между мужем и женой? Её может решить только крест. Точно так же, только крест может позволить руководящим братьям в конкретной местности пребывать в единстве и совершенной гармонии. Нам всем нужно проходить через крест. Если мы не переживаем крест, у нас не может быть полноценной церковной жизни. Все святые должны научиться ежедневно проходить через крест. Проходя через всевозможные кресты, большие и маленькие, мы обретём в церковной жизни единство и гармонию.
В церковной жизни можно иметь единство, но не иметь гармонии. Чтобы иметь сладостное гармоничное единство, мы все должны ежедневно проходить через крест. Не нужно доказывать, что вы правы, а все остальные ошибаются. Чем больше вы занимаетесь подобными спорами, тем меньше вы проходите через крест. Я повторяю: путь к нашей цели лежит через перекрёсток креста. Никогда не избегайте креста. Напротив, проходите через все кресты, с которыми вы сталкиваетесь в христианской жизни, в семейной жизни, в церковной жизни. В особенности в супружеской жизни и в церковной жизни нужно проходить через крест каждый день и даже каждый час. В Эф. 4 Павел призывает нас: «Пусть не заходит солнце в вашем гневе». Это значит, что мы должны избавиться от своего гнева, пройдя через крест. Если наша повседневная жизнь будет жизнью прохождения через крест, то и в семейной, и в церковной жизни будет царить гармония. Слава Господу за Христа и за крест! Бог дал нам одну Личность — всеобъемлющего Христа и один путь — крест.