Тексты Писания: Кол. 2:2-3, 9; 1:19
В конце 2:2 Павел говорит о «познании тайны Божьей, Христа». Тема Послания к Эфесянам — тайна Христова, то есть церковь, Тело (Эф. 3:4). Тема этой книги — тайна Божья, то есть Христос, Глава. Очень важно, чтобы мы знали Христа не только как нашего Спасителя и Господа, но и как тайну Божью.
Все христиане любят Господа Иисуса. Единственное, чем они здесь отличаются друг от друга, — это степенью их любви к Нему. Даже отпавший верующий в какой-то мере любит Господа. Сила нашей любви к Господу зависит от того, насколько хорошо мы знаем и понимаем Его. Бывает так, что для ребёнка коробочка от драгоценного кольца намного дороже, чем само кольцо. Из этого примера видно, что степень любви определяется тем, насколько драгоценно для нас то, что мы любим. Чем больше мы будем знать Господа Иисуса и проникаться Его драгоценностью, тем больше мы будем любить Его. Поэтому нам нужно узнать Господа Иисуса не только как нашего Спасителя и Господа, но и как тайну Божью.
Если мы хотим знать Христа как тайну Божью, нам нужно полностью пережить то, о чем говорится в 2:2. В этом стихе Павел говорит: «...чтобы их сердца были утешены, так чтобы они были связаны в любви и для всего богатства полной убеждённости понимания, для познания тайны Божьей, Христа». Предлог «для» используется при обозначении цели чего-либо. Если бы сердца колоссян были утешены и связаны в любви, результатом этого стало бы все богатство полной убеждённости понимания — понимания, которое, несомненно, связанно с тайной Божьей, Христом.
Необходимо задействовать все своё существо
Мы не сможем ни соприкасаться с Господом, ни знать Его как тайну Божью, если не будем задействовать свой дух. Как мы увидим далее, необходимо задействовать все своё существо. Все составные части человеческого существа — дух, душа и тело — устроены очень сложно. Поизучайте своё лицо в зеркале, и вы удивитесь, насколько сложно устроено ваше физическое тело. Человеческие существа — это не примитивные организмы. В нашей душе есть разум, чувства и воля. Затем, в нашем духе есть совесть, интуиция и общение. Чтобы получить откровение о Христе как тайне Божьей, нужно задействовать все части нашего сложного существа.
Уже Сам Бог является тайной, а Христос есть тайна этой тайны. Безусловно, мы не сможем постигнуть такую тайну, просто читая букву Писаний. Поскольку Христос обитает в нашем духе, нам нужно упражнять свой дух, чтобы знать Его как тайну Божью. Никогда не относитесь ко Христу просто как к объекту изучения, который можно знать внешне. Распятый и воскресший, сейчас Он жив. Он на престоле на небесах, и Он в нашем духе. Поэтому крайне важно упражнять наш дух, чтобы соприкасаться с Ним. Иначе говоря, мы должны открываться в самой глубине своего существа и призывать Его. Наш дух — это самая глубокая часть нашего существа; он глубже, чем сердце и все части нашей души. Итак, упражнять свой дух — значит открываться в самой глубокой части нашего существа, призывая имя Господа Иисуса и соприкасаясь с Ним, с Живым, внутри.
Мы — сложные существа, но Христос намного сложнее. Чтобы узнать Его, нужно не просто упражнять свой дух — нужно также, чтобы наше сердце было утешено. Иначе говоря, наше сердце должно быть согрето. Кроме того, наш разум должен быть трезвым, чувства — управляемыми, а воля — покорной. Каждая часть нашего внутреннего существа должна быть в порядке и работать как надо. Вот почему Павел говорит об утешении сердец в связи с познанием Христа как тайны Божьей.
Далее, в 2:2 Павел говорит о всем богатстве полной убеждённости понимания. Когда сердце утешено, это даёт определённый результат. В данном случае результатом является все богатство полной убеждённости понимания. У нас должна быть такая убеждённость, например, в отношении почвы церкви. Некоторые святые заявляют, что знают почву церкви и твёрдо стоят на ней. На самом же деле, их позиция весьма расплывчата, и что касается почвы церкви, то здесь у них нет никакой твёрдости. У них есть вера, но у них нет той твёрдости, которая приносит нам полную убеждённость.
Позвольте в качестве свидетельства рассказать вам о том, как я убедился в почве церкви. В 1932 году в Чифу, в моем родном городе, мы начали на практике жить церковной жизнью. Через несколько месяцев на нас начали нападать. До того как мы перешли к практике церковной жизни, руководители христианских групп в этом городе любили и уважали меня. Они считали меня человеком, который полностью отдал себя Господу Иисусу. Однако отношение этих руководителей ко мне изменилось, когда все больше подающих надежды святых начало стекаться в церковь. Это не давало покоя руководству христианских групп, и о нас пустили дурную молву. Более того, те, кто раньше меня уважал, перестали здороваться со мной на улице. Меня это очень смутило, и я обратился к Господу по поводу сложившегося положения. Я просил Его показать мне, в чем ошибка. Больше месяца я провёл, тщательно взвешивая все перед Господом. В конце концов я пришёл к следующему выводу: если я человек, я должен верить в Господа Иисуса; если я верю в Господа, я должен любить Его; если я люблю Его, я должен встать на путь церкви. В результате я приобрёл полную убеждённость в отношении почвы церкви. У меня была не только вера, но и знание, которое придало мне твёрдости. Как бы мне ни приходилось страдать из-за позиции, которую я занял в отношении почвы церкви, за сорок шесть лет я не изменил своих взглядов. Некоторые соработники, которые были близки мне, предали меня, потому что испугались нападок из-за почвы церкви. Некоторые из них в своё время даже делали сообщения о почве церкви. На самом же деле их позиция была расплывчатой. У них не было полной убеждённости понимания, о которой Павел говорит в 2:2. Павел понимал, что в отношении тайны Божьей, Христа, верующим нужна твёрдость, убеждённость, которую дают вера и знание. У тех, кто имеет такую убеждённость, взгляды не расплывчатые.
После того как я принял решение в отношении почвы церкви, какое-то время я был с братом Ни в Шанхае. Это было во время смуты. Пытаясь утешить его, я сказал: «Брат Ни, я един с вами, потому что вы идёте Господним путём. Уверяю вас, даже если вы свернёте с этого пути, я его не оставлю. Я полностью убеждён в отношении Господнего пути в церкви». Это и есть та полная убеждённость понимания, о которой Павел говорит в 2:2. В отношении Христа как тайны Божьей нам нужны вера, знание, твёрдость и доскональное понимание.
У колоссян не было полной убеждённости в отношении Христа. В противном случае они не обратились бы к поклонению ангелам и не приняли бы обычаев, предписаний, философских учений и тому подобного. С одной стороны, они приняли Христа и кое-что знали о Нем. С другой стороны, их знание Христа было лишено полной убеждённости понимания. Колоссяне, несомненно, верили в Господа Иисуса и держались веры. Но у них не было всего богатства полной убеждённости понимания. Они знали, что Христос — Сын Божий, и они приняли Его. Однако из-за своей расплывчатой позиции они приняли также различные обычаи, предписания и философские учения.
Если мы хотим иметь все богатство полной убеждённости понимания Христа как тайны Божьей, необходимо задействовать каждую часть нашего существа. У нас не должно быть никакой расплывчатости. Я волнуюсь о тех святых в Господнем восстановлении, которые пока не отдали этому все свои силы. Из-за этого у них может не быть полной убеждённости понимания в отношении восстановления.
Есть люди, которые много лет были с нами. Пока они были с нами, они славили Господа за Его восстановление и провозглашали, что они всем сердцем за церковную жизнь. Но в конце концов они повернули против восстановления и даже осудили его. Причина такой перемены кроется в том, что они никогда не стремились всеми силами понять Господне восстановление и не обрели полной убеждённости понимания в отношении него.
Как это необходимо — отдать все силы тому, чтобы знать Христа как тайну Божью! Мы должны быть в состоянии сказать: «Господь Иисус, мне ничего не нужно, кроме Тебя. Господь, мой разум, чувства и воля полностью отданы Тебе. Я знаю, во что я верю, и я знаю, что я делаю в Твоём восстановлении. Я готов положить за Тебя свою жизнь. Если бы у меня было десять жизней, я бы все их отдал за восстановление. Каждая клеточка моего существа отдана Тебе, Господь». Если вы будете отдавать все своё существо подобным образом, у вас будет полная убеждённость понимания. У вас не будет сомнений относительно того, что вы делаете и каким путём идёте. У вас будет та же убеждённость, что и у мучеников, когда они полагали свои жизни за Господа.
Все богатство полной убеждённости понимания
В 2:2 Павел говорит не просто о полной убеждённости, а о всяком богатстве полной убеждённости понимания. Говоря об этом, давайте ещё раз используем в качестве примера почву церкви. Возможна ситуация, когда у кого-то из святых есть полная убеждённость относительно почвы церкви, но у них нет богатства в их понимании. Когда они говорят о почве церкви, им особенно нечего сказать. Причина этого в отсутствии богатства в их понимании. Если у нас будет богатство полной убеждённости понимания истины о почве единства, мы сможем многое сказать об этом. В отношении почвы церкви нам нужно отдавать все свои силы, пока мы не будем обладать всем богатством полной убеждённости понимания.
То же самое относится ко Христу как тайне Божьей. Нам нужно отдавать все свои силы, чтобы мы всегда могли что-то сказать о Христе как тайне Божьей. Как неистощим Христос! Если у нас будет все богатство полной убеждённости понимания в отношении Него, у нас никогда не будет такого, что нам нечего сказать о Нем. Богатство понимания щедро одарит нас словами.
Я хочу ещё и ещё раз подчеркнуть, что это богатство даётся только тогда, когда мы задействуем все наше внутреннее существо. Особенно нам нужно задействовать своё понимание при изучении Библии. Не изучайте Слово поверхностно; старайтесь проникнуть в смысл того, что говорится. Вникайте в каждое выражение, иногда даже в каждое слово. Например, в 1:12 Павел говорит об уделе святых во свете. Мы должны спросить, почему он употребляет эти слова — «во свете». Нам нужно спрашивать об этом у Господа и вникать в Слово, пока у нас не будет богатства полной убеждённости понимания. Чтобы знать Христа как воплощение Бога, нужно использовать все своё существо.
Если мы будем старательны в отношении Слова, мы будем получать свет. Предположим, мы стараемся понять 2:2, где говорится об утешении сердец. В конце концов свет придёт к нам. Я повторяю: все наше существо — наш дух, сердце, душа, разум, чувства и воля — должны участвовать в изучении Слова. Тогда мы будем любить Господа всем своим существом и у нас будет все богатство полной убеждённости понимания в отношении Христа как тайны Божьей.
Сокровища мудрости и знания, скрытые во Христе
Павел говорит о Христе как тайне Божьей: «...в котором скрыты все сокровища мудрости и знания» (2:3). Согласно историческим данным, во времена Павла языческие церкви попали под влияние учения гностиков, включавшего в себя греческую философию. Поэтому Павел говорит колоссянам, что все сокровища истинной мудрости и знания скрыты во Христе. Здесь имеется в виду духовная мудрость и знание божественного домостроительства, связанного со Христом и церковью. Мудрость связана с нашим духом, а знание — с разумом (Эф. 1:8, 17).
Бог — это единственный источник мудрости и знания. Все сокровища мудрости и знания скрыты во Христе, в тайне Божьей. В церковь в Колоссах вторглась языческая философия, и поэтому Павел хотел помочь колоссянам увидеть истинный источник мудрости и знания — Бога. Христос — это тайна Божья, а Бог — это единственный источник всей мудрости и знания. Павел как бы говорил: «Колоссяне, если уж вы приняли Христа, в котором скрыты все сокровища мудрости и знания, то зачем вам ещё нужна философия? Почему вы принимаете гностическое учение? Вы это делаете, потому что у вас нет полной убеждённости в том, во что вы верите. У вас есть вера, но нет твёрдости». Павел знал, что сердца колоссян должны быть утешены и связаны в любви, чтобы у них было все богатство полной убеждённости понимания. Если бы у них была такая убеждённость, они бы знали все сокровища мудрости и знания, скрытые во Христе.
То, что мудрость и знание заключены во Христе, видно по Его словам, особенно по тем, которые записаны в Евангелиях от Матфея и от Иоанна. В этих книгах Господь говорил о царстве и о жизни. В словах Господа, записанных в этих книгах, содержится высшая философия. Ни одно философское учение, включая этические учения Конфуция, не идёт с ней в сравнение. В словах Господа заложен большой и глубокий смысл. Любой человек, который хорошо знает философию, согласится, что высшая философия содержится в учениях Иисуса Христа. Поистине, в Нем заключены все сокровища мудрости и знания.
Если мы будем всем своим существом стараться прикасаться к Господу, Христос как животворящий Дух пропитает наш дух и наш разум. Тогда и у нас на опыте будут мудрость и знание, скрытые во Христе. Так мы переживаем Его как тайну Божью. Мы не должны уподобляться колоссянам, которые позволили языческой философии увлечь и увести их от мудрости и знания, скрытых во Христе.
Христос, тайна Божья, является также воплощением полноты Божества. В 1:19 Павел говорит: «...потому что в Нем угодно было обитать всей полноте», а в 2:9 он говорит: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Слово «полнота» в этих стихах обозначает не Божье богатство, а выражение Божьего богатства. Во Христе обитает не просто богатство Божества, а выражение богатства того, что есть Бог. Очень важно, чтобы мы увидели, что полнота Божества — это выражение Божества, то есть выражение того, чем является Бог. Божество выражено и в ветхом творении — вселенной, и в новом творении — церкви. Заметьте, что и в 1:19, и в 2:9 Павел говорит о полноте: «вся полнота». Вся полнота, все выражение находится в ветхом и в новом творении.
Слово «Божество» в 2:9 подразумевает божественное достоинство. Божественное достоинство — это не то же самое, что божественные свойства в Рим. 1:20. Это указание на божественное достоинство является веским доказательством того, что Христос — Бог. Это божественное достоинство и полнота Божества противопоставляются человеческому преданию и началам мира.
В 1:19 и в 2:9 мы видим два аспекта «всей полноты». Согласно 1:19, всей полноте было угодно обитать во Христе. Согласно 2:9, вся полнота обитает во Христе телесно. Речь идёт о физическом теле, в которое Христос облёкся в Своём человечестве. Здесь говорится, что вся полнота Божества обитает во Христе как в Том, кто имеет человеческое тело. До воплощения полнота Божества обитала в Нем как в вечном Слове, но она не обитала в Нем телесно. С тех пор как Он воплотился, облёкся в человеческое тело, полнота Божества начала обитать в Нем телесно; сейчас она обитает в Его прославленном теле (Флп. 3:21), и она будет обитать в нем вечно.