Христос — тайна Божьего домостроительства
Тексты Писания: Кол. 1:25-29
В этом сообщении мы переходим к тайне Божьего домостроительства, к тайне, которой, по сути, является Сам Христос.
В 1:25 Павел говорит о Божьем домоправлении. Греческое слово «ойкономиа», переведённое здесь как «домоправление», можно также перевести как «домостроительство», «управление». Домоправление — это домостроительство, а Божье домостроительство — это Божье раздаяние. Цель Бога в Его домостроительстве заключается в том, чтобы раздать Себя — Отца, Сына и Духа — в Своих избранников.
Христос — это тайна божественного домостроительства, его секрет, его важнейшее средоточие. Иначе говоря, секрет раздаяния Триединого Бога в Божьих избранников — это Сам Христос. Христос — это средоточие Божьего раздаяния. Божье раздаяние целиком и полностью связано со Христом и сосредоточено в Нем.
Христиане веками читают Послания Павла, но лишь немногие увидели Божье домостроительство и Христа как тайну этого домостроительства. Я могу засвидетельствовать, что я годами читал Послания к Эфесянам и к Колоссянам, прежде чем я увидел, что Христос — это тайна Божьего домостроительства. В начале моей христианской жизни я не видел, что Христос — секрет Божьего раздаяния. Это нечто скрытое и к тому же идущее вразрез с нашими природными представлениями. Чтобы увидеть это, нам нужно молиться и упражнять свой дух, подробно разбирая Послание к Колоссянам. Давайте поподробнее рассмотрим 1:25-29.
В стихе 25 говорится: «...служителем которой я стал по домоправлению Божьему, данному мне для вас, чтобы завершить слово Божье». Слово «которая» относится к церкви из стиха 24. Это означает, что Павел стал служителем не какой-то миссионерской работы и не какой-то работы учения или проповедования, а церкви. Слово «служитель» показывает, что этот человек служит. Павел стал таким служителем церкви по домоправлению Бога, по Его домостроительству, по Его раздаянию. Это домоправление было дано Павлу для церкви. Цель Божьего домоправления для церкви — завершить слово Божье.
Заметьте, что стих 25 заканчивается не точкой, а запятой. В стихе 26 Павел продолжает: «...тайну, которая была скрыта от веков и от поколений, а теперь явлена Его святым». Согласно правилам грамматики, слово «тайна» в стихе 26 — это приложение к выражению «слово Божье» в стихе 25. Иначе говоря, слово Божье — это тайна, которая была скрыта от веков и от поколений, а теперь явлена святым. Слово «века» означает здесь «вечность», а «поколения» — «времена». Тайна о Христе и церкви была скрыта от вечности и от всех времён до новозаветного века, когда она была явлена святым, то есть верующим во Христа.
Примечательно, что в стихе 26 Павел не говорит, что тайна явлена апостолам; он говорит, что она явлена святым. Под влиянием религиозной традиции многие люди думают, что так называемые миряне не могут разбираться в таких вещах, как Божье домостроительство. Как мы благодарим Господа за то, что эта тайна явлена святым, то есть всем верующим во Христа! Даже самые молодые среди нас имеют возможность и право увидеть её. У нас есть право видеть то, что не было открыто ни Адаму, ни Ною, ни Аврааму, ни Моисею, ни таким пророкам, как Исайя, Иеремия и Захария. Слава Господу за то, что мы можем знать завершение слова Божьего! Мы можем знать Христа как тайну Божьего домостроительства и Тело как полноту Христа. Кроме того, мы можем знать, что церковь — это новый человек, имеющий Христа своим внутренним содержанием и состоящий из Христа. Все это не было открыто Божьему народу в ветхозаветном веке.
Сегодня мы сосредотачиваем своё внимание на Христе как тайне Божьей и на церкви как тайне Христовой. Всеобъемлющий Христос, будучи тайной Божьей, является воплощением Бога, а также животворящим Духом. Церковь, будучи тайной Христовой, является Телом Христа, Его полнотой, и новым человеком, который также призван служить полным выражением Христа. Такова тайна, которая явлена святым.
Слог, которым написано это Послание, довольно тяжёл для восприятия. Павел использует много длинных сложноподчинённых предложений с множеством относительных местоимений. Так, например, стихи 24-29 представляют собой одно предложение. В стихе 27, продолжающем стих 26, Павел говорит: «...которым Бог захотел поведать, что есть богатство славы этой тайны среди язычников, которая есть Христос в вас, надежда славы». Слово «которые» в начале стиха относится к святым, о которых шла речь в предыдущем стихе. Бог захотел поведать богатство славы этой тайны нам. Эта тайна, которой является Христос в нас как надежда славы, поведана среди язычников. Слово «которая» в стихе 27 относится к тайне. Эта тайна, полная славы среди язычников, есть Христос в нас. Христос в нас — это нечто таинственное и в то же время славное. Павел пишет о глубоких, сокровенных вещах, и поэтому его слог тяжёл для восприятия, а предложения — длинны.
Поговорим теперь подробнее о богатстве славы тайны, о котором говорится в стихе 27. Богатство этой тайны среди язычников — это богатство всего, чем Христос является для верующих из язычников (Эф. 3:8). Когда Павел писал колоссянам, иудеи относились к язычникам, как к свиньям. Но Павел говорит, что Бог захотел поведать богатство славы этой тайны среди язычников, то есть среди языческих «свиней». Для описания язычников можно было бы употребить много разных выражений: грешники, бунтари, враги Божьи, сыновья неповиновения, сыны гнева. До своего спасения мы принадлежали к этой категории. Но даже среди таких людей Бог захотел поведать богатство славы этой тайны.
Разве после вашего спасения у вас не было ощущения, что вы вошли в славу? У многих из нас был такой опыт. Мы были грешниками, врагами и бунтарями, но мы стали Божьими сыновьями. Также мы — Божьи наследники, сопричастники Христа и даже члены Христа. Кроме того, Новый Завет раскрывает, что мы — священники и цари. Будучи Божьими наследниками, мы наследуем не только Самого Бога, но и вообще все. Мы — Божьи сыновья, Божьи наследники, причастники Христа, священники и цари. Сколько в этом славы!
Если мы увидим эту славу, мы узнаем и богатство славы, хотя нам и не хватает слов, чтобы полностью выразить это богатство. Это богатство включает в себя божественную жизнь, божественную природу, помазание и всеобъемлющего Духа. У этого богатства есть и другие стороны: праведность, оправдание, святость, освящение, преобразование, прославление, утешение и божественное Присутствие. Перечислить все, что входит в это богатство, невозможно. Это богатство единой славы, славы, которая стала нашей, потому что мы — Божьи сыновья и наследники, причастники Христа, священники и цари.
Ключ к богатству славы — это Сам Христос. В древности евреи, в отличие от «свиней»-язычников, были Божьим народом, однако они не признали Господа Иисуса своим Мессией. Для многих сегодняшних евреев слово «Мессия» лишено реальности. Когда их Мессия придёт и они признают Его, Он будет всего лишь среди них. Но в 1:27 показано, что Христос не просто среди нас — Он в нас. Для нас Христос не просто объективен, но и субъективен; Он обитает в нас. Нам нужно говорить евреям, что вместо того чтобы ждать, когда произойдёт внешнее пришествие их Мессии, они могут, как и мы, обрести Христа, истинного Мессию, который будет обитать в них прямо сейчас, и тем самым они станут Божьими сыновьями. Евреи, которые примут в себя Христа, будут не только Божьим народом, который Он избрал, но и Божьими сыновьями, которых Он возродил. Что это за слава — быть человеком, в котором обитает Христос!
Мы, верующие во Христа, знаем богатство славы этой тайны. Богатство этой славы неисчерпаемо. Богатство этой славы, которая является нашим уделом, включает в себя все благословения Библии. Эта слава есть слава тайны среди язычников, и этой тайной является Христос в нас. Обитающий в нас Христос — это тайна, полная славы, и у этой славы есть несметное богатство. Это ключевой момент в Послании к Колоссянам.
Однако колоссяне утратили видение этой тайны и увлеклись философией, обычаями, предписаниями и практиками. Они были обмануты и похищены; они лишились своей награды — наслаждения всеобъемлющим Христом. Сегодняшние христиане тоже, подобно колоссянам, утратили видение славы Христа как тайны Божьего домостроительства. Подавляющее большинство истинных христиан похищено и увлечено чем-то, что не является Самим Христом. Колоссяне увлеклись чем-то посторонним, и поэтому Павел написал им, что тайна, которая была скрыта от веков и от поколений, теперь явлена святым. Этой тайной является обитающий в нас всеобъемлющий Христос. У нас есть Тот, кто все во всем, и поэтому нам незачем обращаться к философии, предписаниям, обычаям и практикам. Как я молю Господа о том, чтобы все мы вернулись к этой тайне! Забудем все, что не есть Христос! Пусть нас волнует только Он! Христос, тайна среди язычников, имеет славу, полную богатства.
В стихе 27 Павел говорит, что Христос в нас — это надежда славы. Христос — это тайна, которая сейчас полна славы. Эта слава будет явлена во всей полноте, когда Христос вернётся, чтобы прославить Своих святых (Рим. 8:30). Поэтому здесь говорится о надежде — о надежде славы. Этой надеждой славы тоже является Сам Христос.
Сегодня мы можем жить во Христе, жить Христом и жить со Христом. Мы можем жить Его, взращивать Его и производить Его. В то же время Он — наша надежда славы. Если у нас будет видение того, что обитающий в нас всеобъемлющий Христос — это упование славы, в нашей жизни произойдёт настоящий переворот. Мы скажем: «Господь, отныне меня не интересует ничего, кроме Тебя. Меня не интересуют доктрины, предписания, правила и традиции. Для меня не имеют значения религия, философия и начала мира. Господь, для меня важен только Ты как воплощение Бога и животворящий Дух в моем духе. Ты такой реальный, живой и практический в моем духе, и поэтому я могу жить Тобой и жить с Тобой. Господь, моё единственное желание — переживать Тебя таким образом».
В конце концов, Новый Завет говорит нам, чтобы мы поступали по слитому духу (Гал. 5:16, 25; Рим. 8:4). Нам нужно поступать по Христу, который есть сама слава, полная богатства. О, если бы все мы обрели это видение! Если только мы получим это видение, оно будет определять все стороны нашей повседневной жизни.
Если у нас будет это видение, мы поймём, насколько сегодняшние христиане увлечены вещами, которые не являются Христом. Они могут сосредотачиваться на чем-то хорошем, на чем-то библейском, на чем-то фундаментальном и даже на чем-то духовном. И все-таки все это — не Сам Христос. Очень важно, чтобы мы видели, что Христос — это тайна, которая была скрыта от вечности, но явлена святым в новозаветном веке. Бог захотел поведать среди язычников богатство славы этой тайны, которая есть Христос в нас как надежда славы. Эта тайна является ключом к нашей христианской жизни, а также к церковной жизни.
Представить всякого человека взрослым во Христе
В стихе 28 Павел говорит, что он возвещает Христа. Здесь Павел не говорит, что он учит Христу или проповедует Христа; он говорит, что возвещает Христа. Он возвещает Его, «вразумляя всякого человека и уча всякого человека во всей мудрости, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе». Что бы ни делал Павел в своём служении — возвещал ли Христа или вразумлял и учил всякого человека во всей мудрости, — он постоянно преподносил людям Христа, чтобы они становились совершенными и завершёнными, обретая все больше Христа и достигая тем самым зрелости, взрослого состояния.
Стать взрослым во Христе — это вопрос жизни. В нас должен быть добавлен Христос. Затем нам нужно возрастать во Христе и постепенно приближаться к росту Христа. В конце концов, по мере внедрения Христа в нас мы станем взрослыми во Христе.
Служение Павла было нацелено на то, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе. Каждый раз, когда, читая этот стих, я задумываюсь над словами: «представить всякого человека взрослым», я понимаю, что мне далеко до этого. Внутри Дух предупреждает меня по поводу моего служения. Меня волнует, сколько человек я смогу представить взрослыми во Христе. Эта ответственность лежит на мне тяжким грузом. Внутри я слышу приказ возвещать Христа, вразумлять людей и учить их о Христе, чтобы представить их взрослыми во Христе.
Взгляд Павла в 1:28 полностью отличен от взгляда сегодняшних христианских служителей и пасторов. Павел видел своё служение как раздачу Христа в людей, чтобы они возрастали во Христе к зрелости. Он знал, что в верующих должно прибавляться Христа, пока они не станут взрослыми во Христе. У нас должен быть тот же взгляд, что и у Павла. Старейшины, заботясь о святых в церквях, должны стремиться представить всех этих дорогих верующих взрослыми во Христе.
В стихе 29 Павел продолжает: «...для чего я и тружусь, борясь по Его действию, действующему во мне силой». Я полагаю, что слова «для чего» означают «для того, чтобы представить всякого человека взрослым во Христе». Вот для чего Павел трудился, боролся и сражался. Однако боролся Павел по действию в нем Христа. Аллилуйя, обитающий в нас Христос действует внутри нас! Это действие заряжает нас энергией. Он изнутри снабжает нас энергией, а нам нужно трудиться, содействуя Его действию.
Действие Христа действует силой. Наше слово «динамомашина» происходит как раз от того греческого слова, которое здесь переведено как «сила». Этой силой, несомненно, является сила жизни воскресения (Флп. 3:10), действующая в апостоле и во всех верующих (Эф. 1:19; 3:7, 20). Посредством этого внутреннего действия силы жизни Христос действует в нас. Это не сотворяющая сила Бога. Божья сотворяющая сила производит материальные вещи в нашем окружении, а Божья сила воскресения осуществляет в нашем существе то духовное, что нужно церкви. Павел трудился, боролся и сражался по этой силе воскресения. Благодаря действию этой силы он осуществлял своё служение, чтобы представить всякого святого взрослым во Христе.
Да откроются наши глаза на то, что у нашей работы и служения должна быть одна цель — преподносить людям Христа, чтобы они возрастали мерой Христа, который есть тайна Божьего домостроительства.