Восполнить то, чего недостаёт скорбям Христовым
Тексты Писания: Кол. 1:24; 1 Пет. 3:18; Евр. 9:26; Ис. 53:3-5, 7-8; Ин. 12:24; Лк. 12:50; Флп. 3:10; Отк. 1:9; 2 Тим. 2:10; 2 Кор. 1:5-6
В 1:24 Павел говорит: «Теперь я радуюсь в страданиях за вас и восполняю со своей стороны то, чего недостаёт скорбям Христовым, в моей плоти ради Его Тела, которое есть церковь». Когда я впервые прочитал этот стих, я удивился и смутился. Я не понимал: разве может быть в скорбях Христовых какой-то недостаток? В то время я целиком находился во власти религиозных представлений, согласно которым у Христа не может быть никаких недостатков. И тем не менее, в этом стихе Павел ясно говорит, что он восполняет «то, чего недостаёт скорбям Христовым».
Разве страдания Христа ещё не завершились? Каким образом можно завершить скорби Христовы ради Тела? Господь Иисус претерпел два вида страданий: страдания ради искупления и страдания ради произведения и созидания Тела, церкви. Никто из нас никак не может участвовать в Его страданиях ради искупления. Сказать, что мы можем участвовать в этих страданиях, было бы святотатством. Только Он — Искупитель, и все страдания ради искупления Он претерпел Сам. У нас нет ни возможности, ни права участвовать в Господних страданиях ради искупления. В прообразе мы видим, что в день очищения только первосвященнику, совершавшему очищение за весь народ, разрешалось входить во святое святых. Первосвященник символизирует Христа — только Он имеет возможность и право совершить искупление.
Целый ряд стихов говорит о страданиях Христа ради совершения искупления. Например, в 1 Пет. 3:18 говорится: «...потому что и Христос один раз пострадал за грехи, Праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу». Христос, Праведный, умер за неправедных. Только Он имел право претерпеть эту скорбь. В Евр. 9:26 и в Ис. 53:3-5, 7-8 тоже говорится, что Христос пострадал, чтобы совершить искупление за нас. В этом страдании мы не участвуем. Христос претерпел его один.
Мы не можем участвовать в страданиях Христа ради искупления, но, если мы верны Ему, мы должны участвовать в Его страдании ради произведения и созидания Его Тела. Павел был образцом в данном вопросе. Сразу же после своего обращения он начал участвовать в страдании Христа, приобщаться к скорбям Христовым ради Его Тела.
Это противоречит представлению о том, что Христос и все, что с Ним связано, не может иметь никаких недостатков. Согласно этому представлению, все, чем Христос является, все, что Он делает, является полным. Но здесь нам говорится, что по крайней мере в одном моменте, связанном со Христом, есть недостаток — в Его скорбях ради произведения и созидания Его Тела. Что касается произведения Тела, то ради этого Христос страдал очень много. Но это страдание не было завершено Самим Христом, и поэтому нужно, чтобы те, кто верен Ему, восполнили этот недостаток. Павел не страдал ради искупления, но он страдал ради произведения и созидания Тела Христова.
Апостол Павел — это пример, которому должны следовать верующие (1 Тим. 1:16). Павел должен быть для нас примером, а не человеком, который добрался до таких высот, что теперь никому до него не достать. Господней милостью Павел был дан нам в качестве примера, чтобы мы были такими же, как он. Мы должны верить в милость Господа. Если Господня милость сделала Павла примером, Его милость сможет совершить в нас то же самое, что и в Павле. Это значит, что как Павел страдал ради произведения и созидания Тела Христова, так и мы должны страдать ради церкви.
Христос, разумеется, первым пострадал ради создания и построения Своего Тела. Но апостолы и верующие должны идти по стопам Христа, терпя подобную скорбь. В Ин. 12:24 Господь Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, оно остаётся одно, а если умрёт, то приносит много плода». В этом стихе речь идёт не об искупительной смерти Христа, а о Его производящей, порождающей смерти. Христос упал в землю и умер как пшеничное зерно, чтобы произвести много зерён для церкви. Согласно Ин. 12:26, те, кто хочет служить Ему, должны последовать Ему в этом.
В Лк. 12:50 Господь Иисус сказал: «Но Я должен креститься крещением, и как Я томлюсь, пока это не совершится!» Слово «крещение» в этом стихе относится к всеобъемлющей смерти Христа на кресте — смерти не только ради искупления, но и ради произведения Тела путём высвобождения божественной жизни. А в Мк. 10:38-39 Господь ясно сказал ученикам, что им предстоит приобщиться к тому крещению, которым должен был креститься Он Сам.
В Флп. 3:10 Павел говорит, что хочет узнать общение Христовых страданий. Эти страдания предназначены не для искупления, а для созидания Тела. Мы не можем иметь общение в страданиях Христа ради искупления, но нам нужно иметь много общения в страданиях Христа ради церкви.
Сопричастник в скорби в Иисусе
В Отк. 1:9 Иоанн говорит, что он — «сопричастник в скорби, и царстве, и терпении в Иисусе». Тот, кто называет себя сопричастником в скорби, царстве и терпении в Иисусе, показывает тем самым, что он страдает. Когда Иисус жил на земле как человек, Он постоянно страдал. Согласно истории Его жизни, Его имя — Иисус — указывает на страдальца, на «мужа скорбей» (Ис. 53:3). Поэтому быть сопричастником в скорби в Иисусе — значит страдать и подвергаться гонениям, следуя за Иисусом Назарянином. Откровение адресовано тем, кто терпит скорбь в Иисусе. В ожидании пришествия Господа мы должны быть готовы к страданиям. Это страдание за Тело, за церковь. Мы должны участвовать в страданиях Иисуса ради церкви.
Когда Иисус был на земле, Его гнала иудейская религия — религия, образованная в соответствии с Божьим говорением. В Ин. 5:16 говорится, что иудеи гнали Иисуса за то, что он нарушил их субботу. Религиозные люди не могут смириться с тем, что кто-то нарушает их правила. Любое нарушение их религиозных правил влечёт за собой гонение. Когда Иисус нарушил субботу, приверженцы иудейской религии начали гнать Его и даже искали возможности убить Его. В конечном итоге религии все-таки удалось приговорить Иисуса к смерти.
Религия гнала Иисуса, и точно так же она гонит тех, кто идёт за Иисусом. Из Деяний мы знаем, что иудеи в синагогах выступали против апостолов. Павел очень сильно пострадал от подобных гонений. Иоанн, автор Откровения, также прошёл через это. Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божье и свидетельство Иисуса». Он стал сопричастником в страдании, в скорби в Иисусе.
Гонения на Господа Иисуса исходили не от светского, а именно от религиозного мира. В Деяниях мы видим, что точно так же обстояло дело с гонениями на апостолов. Нападки исходили, главным образом, не от язычников, а от иудейской религии. Точно так же и очень многие мученики были гонимы религией. Религия всегда гонит тех, кто действительно идёт за Иисусом. Теперь настал наш черёд. Теперь мы должны пройти через это гонение, через это страдание ради созидания Тела Христова. За те годы, что я был с братом Ни в Китае, я часто видел, каким гонениям он подвергался со стороны религии. Слухи, нападки, обвинения исходили от религиозных людей. Сатана, то есть дьявол, хитёр, и он использует религию, чтобы нападать на тех, кто идёт за Господом, и гнать их. Итак, подобно Иоанну на острове Патмос, мы должны быть сопричастниками в скорби в Иисусе. Тем самым мы восполняем то, чего недостаёт скорбям Христовым ради церкви.
Во 2 Тим. 2:10 Павел говорит: «Поэтому я все терплю ради избранных». Этот стих ещё раз показывает, что Павел страдал ради избранных, ради тех, кто избран Богом.
Кроме того, во 2 Кор. 1:5-6 говорится: «Потому что так же, как изобилуют для нас страдания Христа, так через Христа изобилует и наше утешение. Но терпим ли бедствия — терпим для вашего утешения и спасения; утешаемся ли — утешаемся для вашего утешения, которое совершается в перенесении тех же страданий, которые и мы претерпеваем». Это ещё раз показывает, как много Павел страдал ради святых.
Нам нужно следовать примеру ранних апостолов в восполнении того, чего недостаёт скорбям Христовым ради церкви. Также нам нужно участвовать в общении Христовых страданий ради созидания церкви. Целью нашей христианской работы должно быть созидание церкви. Если нас интересуют только такие занятия, как благовествование и обучение Библии, нас, наверное, будут принимать тепло и почтительно. Но если мы будем благовествовать и учить с целью созидания церкви, все религиозные люди будут против нас.
Какова цель нашего благовествования? Она не только в том, чтобы спасти грешников от геенны. Она в том, чтобы получить необходимый материал для созидания Тела Христова. Когда я был в религии, я слышал много сообщений, в которых нас призывали благовествовать. Нас всегда просили задуматься над тем, какую любовь и сочувствие Бог испытывает к несчастным грешникам; нам говорили, что мы должны испытывать к ним те же чувства. Иногда проповедники говорили: «Ежедневно тысячи людей отправляются в ад. Неужели это не трогает ваше сердце?» Некоторых такие проповеди вдохновляли, и они со слезами откликались на призывы стать служителями евангелия. В сегодняшнем христианстве есть очень распространённое выражение — «спасать души». Но ради чего их спасать? Приходилось ли вам когда-нибудь слышать, что спасение душ нужно ради созидания Тела? А ведь для Павла целью благовествования было именно созидание Тела. Потому-то его и гнали, потому-то он и страдал.
Когда Господь Иисус жил на земле, иудеи, безусловно, были Божьим народом. Разве не приносили они ежедневные жертвы Богу? Разве не было у них храма, построенного согласно Божьему откровению и указанию? Все это, конечно, так, но однажды пришёл Иисус. Для него храм не имел такого значения, как для приверженцев иудейской религии. Когда ученики начали восхищаться строениями храма, Он сказал: «Не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен» (Мф. 24:2). Кто бы осмелился сказать такое? Если бы вы оказались там и попробовали сказать нечто подобное, иудеи убили бы вас. Вот почему они гнали Господа Иисуса.
В Деяниях мы видим, что в иудейских синагогах апостола Павла клеймили как «заразу» (Деян. 24:5). Куда бы Павел ни пошёл, от него были одни неприятности. Поэтому религиозные люди, так называемый народ Божий, были против него.
То же самое происходит сегодня. Если мы будем благовествовать только ради того, чтобы спасать души гибнущих грешников, нам, вероятно, не придётся страдать очень много. Собственно говоря, во многих местах нас будет ждать тёплый приём. Однако если мы делаем целью благовествования построение Тела, мы должны быть готовы к страданиям и даже к нападкам и гонениям. Религия не соглашается с созиданием Тела. Во 2 Кор. 6:8 Павел говорит, что ему доводилось сталкиваться и с дурной, и с доброй молвой. Если вы служите Господу и о вас идёт только добрая молва, я бы усомнился в вашей верности Господу. Если вы будете верны Господу, сегодняшняя религия будет критиковать вас и распространять о вас дурную молву.
На первый взгляд, религия за Бога; на самом же деле, она против Божьего домостроительства. Нет ничего более хитрого и более вредоносного для Божьего домостроительства, чем религия. Спасение душ не сказывается на религии; наоборот, оно ей очень помогает. Но стоит вам заговорить о созидании Тела, и вы становитесь угрозой для религии.
Вспомните, что делал Павел, когда он был Савлом Тарсянином. Он был вожаком в своей религии и делал все возможное, чтобы получить от этой религии выгоду. Но по дороге в Дамаск Господь поймал его. Все, что делал Павел после своего обращения, было равносильно разрушению религии. Павел был бесстрашен. Господь Иисус упразднил субботу, но Павел упразднил нечто ещё более важное для иудаизма — Павел упразднил обрезание. Иудеи поносили Павла за то, что он учил людей отказываться от обычая обрезания. Если бы Павла интересовало только спасение душ, он бы никого не обидел. Павел не говорил: «Я должен держать все двери открытыми. Поэтому я не должен ни слова говорить об обрезании. Я не должен говорить ничего, что противоречит иудейской религии. Ради спасения душ я должен поддерживать хорошие отношения с религиозными людьми». Если бы Павла волновало только спасение душ, он бы, наверное, так и поступал. Но поскольку он стремился к созиданию Тела, этот путь был для него неприемлем. Ради произведения и созидания Тела Христова Павел участвовал в страданиях Христа.
Часто люди говорят мне, что им нравится моё служение за исключением той его части, которая связана с церковью. Некоторые даже умоляли меня не говорить о церкви. Однажды такое случилось в Техасе в 1964 году. Меня пригласили в Даллас выступить перед группой христиан. Как-то вечером после собрания хозяин дома, в котором я остановился, сказал мне: «Брат Ли, нам нравится ваше служение, но мы хотим, чтобы вы поняли, что эта аудитория не сможет принять ни единого слова о церкви. Пожалуйста, не говорите в своих сообщениях ничего насчёт церкви». Я ответил: «Очень важно, чтобы вы поняли: чем больше я в своём служении показываю Христа как жизнь, тем сильнее святые жаждут церкви». На последнем собрании Господь повёл меня, чтобы я сказал о Теле по Рим. 12. Я знал, что промолчать о церкви было бы неверностью по отношению к Господу и нечестным поступком по отношению к аудитории. Я знал, что хозяина дома и других это обидит, но я все-таки высказался очень определённо по поводу церковной жизни. Хозяин был недоволен моим выступлением, и на следующее утро, когда мы уезжали, он даже не встал, чтобы нас проводить. Тем не менее, одному брату это сообщение о церкви очень помогло, и в результате оно вдохновило его обратиться на путь Господнего восстановления.
Ради Тела Христова, ради церкви, нам нужно восполнить то, чего недостаёт скорбям Христовым. Я могу засвидетельствовать, что на меня нападали, против меня выступали, и все это просто потому, что я стою за восстановление церковной жизни. Если вы решили стоять за церковь, будьте готовы к нападкам, непониманию и слухам. О вас будут говорить много плохого. Причина этого в том, что власть тьмы пробуждается всякий раз, когда речь заходит о церкви. Так что те, кто стоит за церковь, должны быть готовы к нападкам врага. Господь Иисус сказал: «На этой скале Я построю Мою церковь, и ворота ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Из этих слов видно, что ворота ада, то есть сила тьмы, сделают все возможное, чтобы помешать созиданию церкви. Слава Господу, Он пообещал, что ворота ада не одолеют церковь!
Если мы остаёмся верными и честными по отношению к Господнему служению и Божьему домоправлению ради созидания церкви, мы будем подвергаться нападкам, против нас будут выступать, о нас будут плохо говорить. Ввиду всего этого нам нужно взирать на Господа: да покроет Он нас Своей всепобеждающей кровью. Также нам нужно молиться, чтобы Господь скрыл нас в Себе как в высокой башне. Скрываясь в Господе во времена страдания и скорби, мы участвуем в общении Его страданий. Тем самым мы восполняем то, чего недостаёт скорбям Христовым ради церкви.