Тексты Писания: Кол. 1:15-19
С точки зрения господствующего в христианстве традиционного учения, Христос является Творцом. Будучи Богом, Христос действительно является Творцом, однако в Библии нет ни одного стиха, где бы чётко говорилось, что Христос сотворил небеса, землю и все остальное во вселенной. Кто-то, возможно, вспомнит Ин. 1:3. В этом стихе говорится: «Все через Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло». В этом стихе не говорится, что все сотворил Христос. Здесь говорится, что все возникло через Христа. В Библии короля Якова этот стих переведён так: «Все создано Им». Такой перевод неточен. Употреблённый здесь греческий предлог используется при описании орудия, посредством которого совершается действие, а не лица, совершающего его. Следовательно, в этом стихе речь идёт не о том, что все сотворил Христос, а о том, что все появилось через Христа. Отсюда видно, что Христос является средством творения.
Кому-то, возможно, покажется, что в Евр. 1:10-12 говорится, что Христос — Творец. Однако эти стихи представляют собой цитату из Пс. 101, в котором Творцом показан Бог. Здесь эта цитата использована, чтобы доказать, что Христос — это Бог.
Христос — это действительно Творец всего существующего, но сейчас мы хотели бы подчеркнуть тот факт, что Библия ни разу не говорит конкретно, что Христос — Творец. Вместо этого Библия говорит о Христе как о средстве творения, через которое все возникло. Если говорить о творении в общем, то можно сказать, что Христос — это Творец. Но если мы хотим высказаться более определённо, то лучше говорить, что Христос — это средство творения.
В Кол. 1:16 сказано: «В Нем было сотворено все». В Библии короля Якова сказано: «Им было сотворено все». Это неточный перевод. В греческом тексте здесь употреблён предлог, который, если переводить точно, означает «в». Все сотворено во Христе — другими словами, все создано посредством Него, Он — средство творения. Если же переводить этот стих: «Им было сотворено все», это будет означать, что Христос не средство творения, а Творец.
Христос выражает Бога в творении
В 1:15 Павел говорит, что Христос — образ невидимого Бога. Другими словами, Христос — это выражение невидимого Бога. Теперь нам нужно спросить себя: каким образом Христос выражает Бога? Он выражает Бога в творении. Однако Христос выражает Бога в творении не тем, что просто объективно творит все. Если бы Христос был только объективным Творцом и не был субъективным средством творения, Христос не выражал бы Бога в творении. Не забывайте: все сотворено не Христом, а через Христа. Это указывает на процесс, который происходил во Христе.
Дж. Н. Дарби в своём «Новом переводе» пишет в примечании к Кол. 1:16, что слова «в Нем» означают «силой личности Христа». Как пишет Дарби, «творение несёт на себе отпечаток присущей Ему силы». Объясняя значение греческого предлога, употреблённого в выражении «в Нем было сотворено все», Дарби пишет, что «обычно он используется, чтобы показать отличительную черту совершаемого действия» (J. N. Darby,CollectedWritings, vol. 33, p. 87). Также он говорит, что «сотворение всего отличалось и осуществлялось скрытой силой, содержащейся в Господе Иисусе Христе, и все стоит, как одно упорядоченное и существующее по определённому закону целое, благодаря все той же постоянной и скрытой силе» (J. N. Darby,CollectedWritings, vol. 31, p. 188).
Христос — это активное орудие, посредством которого последовательно осуществлялся процесс творения. В этом процессе была выражена, явлена Божья сила. Это ясно показано в Рим. 1:20. Там сказано: «Невидимое Его — и Его вечная сила, и божественные свойства — ясно видно от сотворения мира, будучи постигаемо посредством созданий». Во всем сотворённом явлена Божья сила. Поэтому, говоря словами Дарби, творение несёт на себе отпечаток присущей Христу силы.
Субъективная связь с творением
Христос субъективно связан с творением. Он не просто сотворил вселенную объективно как объективный Творец. Он, так сказать, не стоял в стороне, что-то говоря и вызывая все к жизни Своими словами. Напротив, процесс творения происходил в Нем, то есть за счёт силы Его личности. Христос — это уникальная сила во вселенной. Этой силой является сама Его личность. Поэтому процесс творения происходил в Нем. Иначе говоря, Он был не просто объективным Творцом, но и субъективным орудием, посредством которого совершался процесс творения. По этой причине творение несёт на себе отпечаток присущей Христу силы. В Библии не сказано, что Христос сотворил вселенную; там говорится, что все возникло через Него и что все было сотворено в Нем. «Им» — это нечто объективное; «через Него» или «в Нем» — это нечто субъективное.
Чтобы получше понять это, рассмотрим в качестве иллюстрации автомобиль. Источником силы в машине является бензин. Управляет машиной водитель, но силу она получает от бензина. Поскольку силу даёт бензин, машина несёт на себе отпечаток силы бензина. Однако бензин питает автомобиль не как объективная сила; он придаёт машине силу субъективно, действуя в её механических деталях. Если бы сила бензина была объективной, машина не несла бы на себе отпечаток присущей бензину силы. Но бензин субъективно связан с автомобилем, и поэтому, когда машина едет за счёт бензина, она несёт на себе отпечаток присущей ему силы.
В Библии короля Якова предлагается такой перевод Кол. 1:16: «Все... сотворено для Него». Но лучше это греческое выражение переводить как «к Нему». «Для Него» — это нечто объективное, а «к Нему» — субъективное. Все было сотворено во Христе, через Христа и, в конечном итоге, ко Христу. Эти предлоги показывают, что Христос субъективно связан с творением. Творение не просто «для Него» — оно также «к Нему». Это означает, что оно достигает завершённости в Нем. Павел использовал три предлога: «в», «через» и «к», чтобы показать субъективную связь Христа с творением. Творение производилось в силе личности Христа, через Него как активное орудие и к Нему как конечной цели. Такая связь полностью субъективна. Благодаря Своей субъективной связи с творением Христос выражает в творении Бога. Творение выражает отличительные черты Христа, который есть образ невидимого Бога.
В стихе 17 Павел продолжает: «Всё в Нём скрепляется». Иначе говоря, все сосуществует благодаря Христу как скрепляющему центру. То, что творение скрепляется во Христе, ещё раз показывает, что Христос субъективно связан с творением.
Важно понимать разницу между словами «существовать», «состоять» и «скрепляться». В Кол. 1:17 не сказано, что все существует во Христе или что все состоит в Нем; здесь говорится, что все в Нем скрепляется. Существовать — значит быть, состоять — значит быть составленным, включать в себя, а скрепляться — значит соединяться в одно целое для существования. Представьте себе колесо. У него есть обод, спицы и ступица. Все спицы скрепляются в ступице. Единственное, что скрепляет спицы, — это расположенная посередине колеса ступица. Этот пример показывает связь Христа с точки зрения того, что все скрепляется в Нем.
Как мы уже сказали, все возникло во Христе, через Христа и ко Христу. Ничто нельзя рассматривать, как нечто отдельное от Него. Все было создано в присущей личности Христа силе, через Него как активное орудие и к Нему как к конечной цели.
Кроме того, все скрепляется и удерживается в Нем как в ступице. Поскольку все было сотворено во Христе, через Христа и ко Христу и поскольку все скрепляется во Христе, Бог может быть выражен в творении через Христа, образ невидимого Бога.
В 1:19 Павел говорит: «В Нем угодно было обитать всей полноте». Слово «полнота» в данном случае практически эквивалентно слову «образ» в стихе 15. Образ невидимого Бога — это полное выражение невидимого Бога. То, что во Христе обитает полнота, означает, что во Христе было угодно обитать всему выражению Бога, всему Божьему образу.
Стихи 15-19 составляют единый раздел Послания к Колоссянам. В этом разделе Христос раскрывается как первый и в ветхом творении, и в новом творении. Будучи первым в обоих Божьих творениях, Христос является выражением Бога. Бог выражен в Нем, потому что все возникло в Нем, через Него и к Нему и все скрепляется в Нем. Это относится не только к ветхому творению; в ещё большей степени это справедливо в отношении нового творения. Новое творение, церковь, есть Тело Христа, для которого Тот является Главой. Благодаря своей субъективной связи с творением Христос является полнотой невидимого Бога, Его образом. Полнота в стихе 19 — это не что-то неодушевлённое; это личность, которая представляет собой выражение Триединого Бога, Его образ.
Определить, к кому относятся различные местоимения в стихах 20-22, не так просто. В стихах 19-20 говорится, что всей полноте было угодно обитать во Христе и «через Него примирить с Собой все». Если бы полнота не была личностью, разве ей могло бы быть угодно обитать во Христе? Если полноте что-то может быть угодно, значит, она — личность. Полноте было угодно не только обитать во Христе, но и через Него примирить с Собой все. В стихах 19-20 мы видим два глагола: «обитать» и «примирить», между которыми стоит союз «и». Итак, полноте было угодно обитать и примирить. В стихе 20 два раза повторяются слова «через Него». В обоих случаях они означают, что Христос был активным орудием, посредством которого осуществлялся процесс примирения. Но на кого указывают слова «с Собой»? С кем все должно было примириться? Это местоимение заменяет здесь слово «полнота» из стиха 19. Вот почему Дж. Н. Дарби в своём «Новом переводе» пишет в стихе 20 «с собой» (с полнотой), а в стихе 22 — «перед собой» (перед полнотой). Однако Дарби считает греческие местоимения, употреблённые в стихах 20 и 22, местоимениями среднего рода (а следовательно — относящимися к чему-то неодушевленному), тогда как на самом деле их следует рассматривать как местоимения мужского рода. Итак, все примирено с полнотой. В стихах 21-22 говорится, что нас, бывших врагами, полнота примирила в теле плоти через смерть, чтобы мы были представлены святыми, непорочными и безупречными перед полнотой. Какой глубокий смысл заложен в таком понимании этих стихов! Полнота обитает во Христе, полнота примирила нас, и полноте мы будем представлены. Этой полнотой является Сам Бог, Бог выраженный. Этой полноте было угодно обитать во Христе, примирить нас и представить нас Себе.
Выражение Бога во всем Его богатом существе
Христос, раскрытый в Послании к Колоссянам, всеобъемлющ. Он не только Бог, но и Первородный творения. Все возникло в Нем и через Него. Более того, все к Нему и все в Нем скрепляется. Поэтому через Него выражается все, чем является Бог. Как мы уже увидели, слово «полнота» в стихе 19 обозначает не богатство того, чем является Бог, а выражение этого богатства. Полное выражение Божьего богатого существа и в творении, и в церкви обитает во Христе. Божье богатое существо выражено и в ветхом творении, и в новом творении через Христа, в котором, через которого и к которому все возникло и в котором все скрепляется. Именно так невидимый Бог выражает Себя.
Когда мы рассматриваем вселенную и церковь, ветхое творение и новое творение, мы видим всю полноту Триединого Бога. Мы созерцаем выражение Триединого Бога. Этой полноте было угодно обитать в Сыне и примирить все с Собой для Своего выражения. Более того, эта полнота представит нас святыми, непорочными и безупречными перед Собой, чтобы иметь Своё выражение в новом творении.
Сын Отчей любви — образ невидимого Бога
В Кол. 1:15 говорится: «...который есть образ невидимого Бога, Первородный всего творения». Относительное местоимение «который» указывает на Сына Отчей любви (ст. 13). Иначе говоря, Сын Отчей любви — это образ невидимого Бога. В стихе 15 Павел добавляет к выражению «образ невидимого Бога» приложение «Первородный всего творения». По правилам грамматики это означает, что данные два выражения синонимичны. Образ невидимого Бога — это Первородный всего творения. Стих 16 начинается со слов «потому что» — значит, в нем показана причина, по которой Павел сказал, что образ невидимого Бога есть Первородный всего творения. Причина эта заключается в том, что «в Нем было сотворено все: на небесах и на земле, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли; все сотворено через Него и к Нему». Почему образ невидимого Бога является Первородным всего творения? Он — Первородный, потому что все сотворено в Нем, через Него и к Нему.
Мы уже увидели, что Христос, будучи образом Бога, является Божьим выражением. Если бы у кого-нибудь не было физического облика или образа, такой человек был бы не в состоянии выразить себя. Человек выражается через свой физический образ. Бог невидим, но Он выражается через Свой образ, через Своего Сына. Сын Отчей любви — это выражение невидимого Бога. Это выражение является, во-первых, Первородным всего творения, так как все было создано в Нем, через Него и к Нему. Творение, которое возникло через Него, выражает Божью вечную силу и божественную природу. И божественная природа, и вечная сила являются выражением невидимого Бога. Если вы тщательно изучите вселенную, вам придётся признать, что она свидетельствует о вечной силе и божественной природе. Даже многие ученые понимают, что в творении присутствует некая необычная сила. Этой силой является Христос как образ невидимого Бога.
Три предлога, употреблённые в стихе 16, — «в», «через» и «к» — показывают, что творение субъективно связано со Христом. Между творением и Христом существует субъективная связь, обусловленная процессом творения и конечной целью творения. Во Христе и через Христа творение возникло. Это показывает, что творение субъективно связано со Христом в силу процесса своего возникновения. Более того, все творение — «ко Христу». Это показывает, что творение субъективно связано со Христом как завершением, конечной целью своего существования. И в процессе творения, и в цели творения выражен Христос. Поэтому творение неотделимо от Христа как образа невидимого Бога.
Христос как Творец и как средство творения
Христос является одновременно и Богом, и Христом. Как Бог, Он — Творец, а как Христос, Он — Божий Помазанник, поставленный Богом. Как Божий Помазанник, поставленный Богом, Христос выполняет Божье поручение. Как Бог, Христос является Творцом, а как Христос, Он служит орудием, средством творения. Поэтому в Ин. 1:3 акцент делается не на том, что Христос — Творец, а на том, что Он — орудие, посредством которого творение было произведено и возникло. То же самое можно сказать и о Кол. 1:16. Процесс творения совершался в Нем, через Него и к Нему. Он был тем орудием, тем средством, посредством которого и в котором возникло творение.
Как Христос, Божий образ, выражает Бога
Стихи 16-18 поясняют стих 15. Все, что перечислено в этих стихах, связано с тем, что Христос — образ невидимого Бога. Иначе говоря, то, что Христос — образ Бога, связано с процессом и целью творения, с первородством в творении, со скреплением творения и с первородством из мёртвых. Результатом всего этого является полнота, полнота и в ветхом творении, и в новом творении, о которой говорится в стихе 19. Таким образом, полнота из стиха 19 — это образ из стиха 15.
Как же Христос, образ невидимого Бога, выражает Бога? Как Сын Отчей любви, Он выражает Триединого Бога, потому что именно через Него возникло и ветхое, и новое творение. Кроме того, Он выражает Триединого Бога, поскольку является Первородным в обоих творениях. Это делает Его полным выражением Бога. Выражение «вся полнота» в стихе 19 обозначает саму личность Христа. Вот почему в следующем стихе Павел использует местоимение мужского рода применительно к полноте.
Слава Господу за то, что Христос всеобъемлющ! Как сказал Павел в Послании к Колоссянам, Христос — это образ невидимого Бога, Первородный всего творения и Первородный из мёртвых. Как Сын Отчей любви, Он представляет Собой полное выражение Бога, которое можно увидеть и в ветхом творении, и в новом творении. Как Бог, Христос безначален, но как Первородный творения, Он имеет начало. Отложим наши природные представления, будем верить чистому Слову Божьему и славить Господа за то, что Он, будучи всеобъемлющ, является полным выражением Триединого Бога.