Исторический фон Послания и его место
В Послании к Колоссянам Христос раскрывается полнее, чем в любой другой книге Библии. В этой короткой книге для описания Христа используется множество слов и выражений. Прежде чем мы начнём рассматривать откровение о Христе в Послании к Колоссянам, необходимо взглянуть на исторический фон этой книги и на то место, которое она занимает. И то, и другое очень важно.
В Послании к Колоссянам есть три стиха (каждый из которых является предостережением), позволяющих нам увидеть ситуацию, послужившую причиной написания этого Послания, — Кол. 2:8, 16, 18. В Кол. 2:8 говорится: «Смотрите, чтобы кто-нибудь не похитил вас своей философией и пустым обманом по человеческому преданию, по началам мира, а не по Христу». В этом стихе названы четыре отрицательные вещи, c помощью которых нас могут похитить: философия, пустой обман, предание и начала мира. Падшее человечество считает философию чем-то очень положительным. Философия — это высшее достижение культуры. Начала мира, то есть начальные принципы определённых учений, тоже высоко ценятся в обществе. И тем не менее философия, обман, предание и начала мира могут привести к тому, что мы окажемся похищены.
В 2:16 Павел говорит: «Итак, пусть никто не судит вас в том, как вы едите и пьёте, или в отношении праздника, или новомесячия, или субботы». Здесь Павел перечисляет ряд положительных вещей: питание, питье, праздники, новомесячия и субботы. Он предостерегает колоссян, чтобы никто не судил их в отношении всего этого.
В стихе 18 Павел продолжает: «Пусть никто вас не обманывает, считая вас недостойными награды, в самовольном смирении и поклонении ангелам, стоя на том, что увидел, напрасно становясь надменным из-за своего разума, обращённого к плоти». Награда, о которой говорится в этом стихе, — это Христос как наше наслаждение. Этой награды можно лишиться, если вас обманут с помощью смирения, этой очень положительной человеческой добродетели.
А. Церковь в Колоссах пропитал аскетизм
Причина, вынудившая Павла выступить с этими предостережениями, заключалась в том, что церковь в Колоссах оказалась пропитана аскетизмом. Этот аскетизм был связан с законничеством предписаний (Кол. 2:20-21) и с иудаистскими обычаями (Кол. 2:16).
Б. В церковь в Колоссах вторгся мистицизм
Кроме того, в церковь вторгся мистицизм. Этот мистицизм был связан с гностицизмом, состоявшим из египетской, вавилонской, иудейской и греческой философии (Кол. 2:8) и из поклонения ангелам (Кол. 2:18).
Рассматривая исторический фон Послания к Колоссянам, важнее всего увидеть, что в церковную жизнь была привнесена культура. Население Колосс представляло собой смесь язычников и иудеев. У язычников была своя культура, у иудеев — своя. Язычники по большей части находились под влиянием греческой культуры с её философией. Однако к тому времени греческая философия уже утратила свою чистоту и представляла собой смесь всевозможных философских школ. Кроме того, языческая культура перемешалась, по крайней мере отчасти, с иудейскими религиозными представлениями.
Эта смесь культур наводнила церковь в Колоссах. Церковь должна быть домом, наполненным Христом и состоящим из Него, но вместо этого в колосскую церковь вторглась культура. Место Христа как единственного элемента в церковной жизни оказалось в большей степени занято различными проявлениями этой смешанной культуры. Церковь должна состоять из Христа и только из Христа. Церковь — это Тело Христово, и поэтому ничто, кроме Христа, не должно быть внутренним содержанием церкви. Однако положительные элементы культуры, особенно философия и религия, вторглись в церковь и пропитали её.
В частности, в церковную жизнь проникла одна из разновидностей религиозного аскетизма. Именно о ней идёт речь в стихах 20-21, когда говорится о предписаниях «не берись», «не вкушай», «не трогай». Что этот аскетизм носил религиозный характер, видно из его связи с поклонением ангелам (2:18). Таким образом, аскетизм, наводнивший церковь в Колоссах, был не грубым, а утонченным и культурным.
Кому-то может показаться, что поклонение ангелам — это что-то довольно хорошее, стоящее намного выше, чем поклонение пресмыкающимся, птицам и зверям. Тем не менее поклонение ангелам — это идолопоклонство, хотя и в довольно утонченной форме. Люди, обладающие высокой культурой, не поклоняются животным, но иногда они готовы поклоняться ангелам. Некоторые оправдываются, утверждая, что они не поклоняются идолам, а смиренно поклоняются небесным служителям Божьим. Они считают, что они недостойны поклоняться Богу напрямую, и поэтому им кажется, что они должны поклоняться Богу через посредника. Это представление было усвоено католичеством, которое учит, что для общения с Богом нам может потребоваться помощь посредника. Католичество, по крайней мере в принципе, переняло обычай прибегать к посреднику при поклонении Богу.
Хитрость врага заключается в том, что он наводняет церковь различными элементами культуры. Именно так он поступал в те времена, когда было написано Послание к Колоссянам. Его стратегия состояла в том, чтобы занести в церковь смесь иудейской религии и языческой философии и пропитать церковь этой культурной смесью. С человеческой точки зрения, эта культура и особенно её аскетизм являются чем-то очень положительным. Аскетизм преследует хорошие цели. Он пытается помочь человеку справиться со своими похотями. Однако мы должны видеть, что, когда Сатана наводняет церковь культурой, его стратегия состоит в том, чтобы высшие достижения культуры заняли место Христа.
Не думайте, что этот феномен ограничивается рамками первого столетия. Он жив и поныне. В сегодняшнем христианстве место Христа почти полностью занято чем-то иным — как правило, чем-то положительным. В христианстве есть имя Христа, но зачастую отсутствует реальность Христа. Многие вещи подменяют собой Христа. Например, даже учение Библии используется врагом Божьим, чтобы подменить им Самого Христа. Многие христиане изучают Библию и не касаются при этом Христа. Так же и любая христианская работа из-за хитрости врага может занять место Самого Христа. Христианская работа должна нести людям Христа, но иногда христианская работа позволяет своей частной цели подменить Христа.
В сегодняшней религии некоторые пасторы и священнослужители позволяют своим личным качествам занимать место Христа. Среди людей, занимающихся христианской работой, есть привлекательные, сильные личности. Они используют свои личные качества, чтобы привлекать людей не ко Христу, а к себе. Поэтому многие христиане дорожат и даже восторгаются личными качествами некоторых пасторов. Те, у кого нет такого сильного характера, могут привлекать людей приятным обхождением или смирением. Иногда христиане посещают какую-то определённую «церковь» только потому, что там добрый и отзывчивый проповедник.
У нас в Господнем восстановлении Христа порой подменяют положительные качества, положительные поступки. Если Господу будет служить человек порочный и гордый, это помешает людям прийти к Господу. Но природная кротость и смирение в данном случае наносят ещё больший вред, чем порок и гордыня. Все понимают, что никакой порок не может иметь ничего общего со Христом, но мало кто видит разницу между Христом и хорошим характером, хорошими поступками. Многие как раз ставят знак равенства между отличным поведением и Христом. Поэтому, если нам недостаёт откровения, наш хороший характер может подменить собой Христа.
Церковь состоит из людей, и поэтому церкви тяжело отделить себя от общества, которое насквозь пропитано культурой. Да, как церковь, мы отделены от мира; мы в мире, но мы не от мира. Однако церковь должна существовать в рамках общества. Верующие не должны превращаться в монахов и монахинь. Чтобы жить церковной жизнью, мы должны вести нормальную человеческую жизнь. Перед нами встаёт вопрос: каким образом группа людей может существовать в рамках общества и не испытывать влияния культуры? Как можно избавиться от влияния нашего культурного прошлого? Мы, верующие в Господа, любим друг друга, но порой мы особенно любим тех, с кем нас сближает наше прошлое. В результате подобного влияния на церковную жизнь место Христа занимает культура.
Когда Павел писал Послание к Колоссянам, существовал целый ряд «измов», оказывавших подобное влияние: иудаизм, аскетизм, мистицизм и гностицизм. Эти «измы» принадлежали к числу высших достижений как иудейской, так и языческой культуры. Все это были положительные вещи, и само собой получилось так, что они подменили собой Христа. Поэтому Павел и написал Послание к Колоссянам, чтобы показать, что в церкви ничто не должно заменять Христа. Церковная жизнь должна состоять только из Христа. Мы должны состоять из Него и только из Него. Вот почему в этом коротком Послании для описания Христа используется целый ряд возвышенных выражений. Например, Он назван образом невидимого Бога, Первородным всего творения, Первородным из мёртвых и телом всех теней. В 3:10-11 Павел говорит, что в новом человеке не может быть грека и иудея, обрезания и необрезания, варвара, скифа, раба, свободного. В новом человеке все и во всем — Христос. Иначе говоря, Христос должен быть каждым и в каждом. В новом человеке нет места китайцам, японцам, американцам, англичанам, французам или немцам. Каждым из нас должен быть Христос. В новом человеке Христос должен быть вами и мной. Избавиться нужно не только от культуры — избавиться нужно и от нас самих. Очень важно получить это откровение.
Нам нужно прислушаться к совету Павла и остерегаться всего, что может увести нас от Христа. Сестры, остерегайтесь своей доброты, нежности и отзывчивости. Остерегайтесь любых человеческих добродетелей, которые занимают место Христа. Братья, остерегайтесь своего трезвого ума, сильной воли, смелости и других добродетелей, подменяющих собой Христа. Как хитёр враг — он искушает нас, чтобы мы старались быть приятными, нежными, мягкими и привлекательными! Тем не менее многие проповедники и священнослужители учат именно этому и занимаются именно этим. На первый взгляд кажется, что эти добрые, смиренные, культурные служители привлекают людей к Господу. На самом деле, им удаётся привлечь людей только к себе. Никто из тех, кого они привлекли, не был по-настоящему приобретен Господом. Меня беспокоит, что даже в церквях в Господнем восстановлении кого-то может привлекать не Христос, а характер или поведение каких-то братьев или сестёр.
Суть Послания к Колоссянам заключается в том, что для Бога важен Христос и больше ничто. Это «ничто» включает в себя все хорошее и все плохое, все порочное и все культурное. В частности, оно включает в себя все положительные стороны культуры. Как мы уже неоднократно указывали, враг Божий использует культуру, чтобы поставить её на место Христа. Это оскорбляет Бога. Если Сатана не может растлить нас чем-то порочным, Бог знает, что он попытается использовать положительные стороны культуры и заменить ими Христа. Где среди сегодняшних христиан можно найти группу верующих, в которых не чувствовалось бы ничего, кроме Христа? В различных христианских группах мы видим много хорошего. Однако все это хорошее не является Личностью Самого Христа — все это вещи, которые исподтишка заняли Его место. Вот почему во многих христианских группах трудно встретить Христа. Иногда люди проповедуют о Христе или учат доктринам о Христе, и даже их проповедь и учение подменяют собой Христа. Если мы ясно представляем себе сегодняшнее положение дел среди христиан, мы понимаем, что исторический фон Послания к Колоссянам в точности соответствует сегодняшнему положению дел. Эта книга была написана не только для святых в Колоссах, но и для нас.
Если мы чётко увидим исторический фон этого Послания, мы поймём, что единственный путь для нас — это путь креста. Крест — это одновременно узкая тропа и широкая дорога. Для тех, кто не хочет брать крест, это узкая тропа. Но для тех, кто готов идти этим путём, крест становится широкой дорогой. В церкви мы все должны быть ничем и никем. Павел именно так смотрел на вещи, когда говорил, что мы умерли и были погребены. Чтобы уловить это, нужно откровение. Все, что мы есть, все, что мы имеем, все, что мы делаем, — все это может подменить собой Христа. Чем лучше мы, чем больше у нас способностей, тем больше риск, что в нашем опыте место Христа займёт что-то иное. При помощи креста нам нужно прийти к такому состоянию, когда мы — ничто, когда у нас ничего нет и мы ничего не можем. В противном случае то, что мы есть, что мы имеем и что мы можем сделать, подменит собой Христа. Тогда в нашей христианской жизни Христос уже не будет все во всем. Послание к Колоссянам учит нас, что в церковной жизни Христос должен быть все и во всем. От всего, что не является Христом, нужно избавиться.
А. Связка, состоящая из Посланий к Галатам, к Эфесянам, к Филиппийцам и к Колоссянам, как сердце Библии
У Библии, как и у физического тела, есть сердце. Сердце Библии — это не Бытие, не Откровение и даже не Евангелия, а связка из четырёх Посланий: к Галатам, к Эфесянам, к Филиппийцам и к Колоссянам. Эти книги, разумеется, были написаны по вдохновению Святого Духа. Более того, их положение в Новом Завете имеет огромное значение. Если читать Новый Завет внимательно, можно заметить, что эти четыре книги стоят особняком. Перед Посланием к Галатам идёт Второе послание к Коринфянам. При чтении создаётся впечатление, что Второе послание к Коринфянам и Послание к Галатам не связаны между собой. Затем, читая Новый Завет дальше, мы ощущаем, что Послание к Галатам — это начало чего-то нового и что оно связано с Посланиями к Эфесянам, к Филиппийцам и к Колоссянам. Особенное родство чувствуется между Посланием к Эфесянам и Посланием к Колоссянам. Когда мы переходим от Послания к Колоссянам к Первому посланию к Фессалоникийцам, мы снова чувствуем, что эти книги не связаны между собой. Таким образом, Послания к Галатам, к Эфесянам, к Филиппийцам и к Колоссянам представляют собой связку книг. Эта связка и есть сердце Библии.
По сути, темой этих четырёх Посланий является Христос и церковь. Как мы уже увидели, церковь состоит из людей, живущих в обществе. В силу этого церкви трудно избежать влияния культуры. Поэтому среди этих книг, говорящих о Христе и церкви, есть две, Послание к Галатам и Послание к Колоссянам, которые показывают вред, наносимый законом, иудейской религией и другими заменителями Христа: аскетизмом, мистицизмом и гностицизмом.
Б. Послание к Галатам показывает Христа как противоположность религии с её законом
Согласно Посланию к Галатам, иудейская религия, этот образец религии, была создана по Божьему слову. Но эта фундаментальная религия с её законом стала заменой для Христа. Поэтому в Послании к Галатам особо подчёркивается опасность замены Христа законом. В Послании к Галатам 1 Павел рассказывает, что сам когда-то был главным поборником религии среди иудеев. Он ревновал о Боге и был непорочным с точки зрения закона. Но однажды Бог благоволил открыть в Павле Своего Сына, Христа. В результате Павел осознал, что иудаизм несовместим со Христом и что Христос есть противоположность религии с её законом. Тогда Павел смог провозгласить, что он умер для закона и что теперь у него нет ничего общего с законом. Он распят со Христом, и теперь в нем живёт Христос (2:20). Более того, в Послании к Галатам 6 он говорит, что подвергается преследованиям просто потому, что не учит обрезанию. После этого он говорит, что мир (имеется в виду в первую очередь религиозный мир) мёртв для него, а он мёртв для мира. Между Павлом и иудейской религией встал крест и отделил одно от другого. Для Павла весь религиозный мир был на кресте, а для иудеев на кресте был сам Павел. На нем, человеке во Христе, остался след Христовой смерти. Он был уже не в иудейской религии — он был полностью во Христе и для Христа. Итак, Послание к Галатам раскрывает, что Христос — это противоположность религии, закона и обрезания.
В. Послание к Колоссянам показывает Христа как противоположность человеческой философии с преданием и аскетизмом
Как мы уже говорили, в Послании к Колоссянам Христос раскрыт во всей полноте, намного полнее, чем в Послании к Галатам. В Послании к Галатам Павел говорит о том, что Христос открывается в нас, живёт в нас и образовывается в нас. Но в Послании к Колоссянам он употребляет по отношению ко Христу целый ряд особых выражений: удел святых, образ невидимого Бога, Первородный всего творения. В этой короткой книге открывается один аспект Христа за другим. Таким образом, Послание к Колоссянам показывает, что Христос глубок и всеобъемлющ. Всеобъемлющий Христос превосходит наше понимание. Нам нужно, чтобы Он наполнял, пропитывал и пронизывал нас до тех пор, пока в нашем опыте Христос не станет для нас всем: нашей пищей, нашим питьём, нашими праздниками, нашей субботой, нашим новомесячием, нашим всем. Мы ничему не должны позволять заменять Христа и занимать Его место. Такова центральная мысль Послания к Колоссянам. Послание к Галатам раскрывает, что Христос — противоположность религии и закона, а Послание к Колоссянам раскрывает, что Христос противостоит всему, потому что Он Сам является реальностью всего положительного.
Г. Послание к Филиппийцам подчёркивает, что необходимо жить Христа
Послание к Филиппийцам подчёркивает, что необходимо жить Христа. В Послании к Филиппийцам 1:21 Павел провозглашает: «Для меня жить — это Христос». Для Павла жить означало не человеческие добродетели: кротость, смирение и т. д.; жить для него означало — Христос.
Д. Послание к Эфесянам показывает церковь
Послание к Эфесянам говорит, в первую очередь, о церкви. Если мы живём Христа, то в результате, в итоге этого происходит практическое произведение и созидание церкви.
Всем нам нужно уделять больше времени четырём книгам, составляющим сердце Библии. Рассматривая их как единую связку, мы видим, что для нас должны быть важны не религия и не культура, а только Христос. Для нас жить — не религия, не философия и не какой-то «изм». В нашей жизни Христос должен быть все и во всем. Если жить таким образом, результатом этого будет церковь. Итак, сердце Библии, как показано в этой связке Посланий, — это Христос и церковь.