Как мы указывали, в Ковчеге в Святом Святых находились три важных предмета: скрытая манна, проросший жезл и скрижали закона (Евр. 9:4). В предыдущих пяти сообщениях мы в какой-то степени рассмотрели скрытую манну и проросший жезл. В этом сообщении мы подошли к скрижалям закона.
Закон — это Божье свидетельство
В Библии трудно найти термин «скрижали закона». В Ветхом Завете часто говорится о скрижалях свидетельства (Исх. 31:18, евр.), а в Новом Завете упоминаются скрижали завета (Евр. 9:4). Почему закон был назван скрижалями свидетельства и скрижалями завета? Довольно просто понять, почему закон был назван скрижалями завета: в Ветхом Завете закон был старым заветом. Но намного сложнее понять, почему закон был назван скрижалями свидетельства. Когда Бог приказал Моисею построить ковчег (Исх. 25:10), Он сказал: «И положи в ковчег свидетельство, которое Я дам тебе» (Исх. 25:16, евр.). Слово «свидетельство» в этом стихе, несомненно, означает закон. Бог не сказал, что в ковчег следует положить закон; Он приказал положить туда свидетельство. Поскольку в ковчег было положено свидетельство, ковчег был назван ковчегом свидетельства (Исх. 25:22, евр.). Более того, скиния была названа скинией свидетельства (Числ. 17:8, евр.). Таким образом, мы видим свидетельство, ковчег свидетельства и скинию свидетельства. Когда манна и проросший жезл были помещены перед законом, они были положены перед свидетельством (Исх. 16:34; Числ. 17:10, евр.). Всё, что помещалось перед свидетельством, находилось перед Богом (Исх. 16:33-34), так как свидетельство было неотделимо от Него. Если что-то было перед свидетельством, оно было перед Богом, и если что-то было перед Богом, оно было перед свидетельством. Что же является этим свидетельством? Мы увидели, что ковчег назван ковчегом свидетельства и скиния названа скинией свидетельства. Закон был назван свидетельством, потому что он свидетельствовал о Боге. По этой причине он был Божьим свидетельством.
В Быт. 1:26 говорится, что Бог сотворил человека по Своему собственному образу. Божье намерение — получить выражение через человека. Это выражение является Его свидетельством. Следовательно, Божье свидетельство — это Божье выражение. Это Бог выраженный. Намерение Бога было, есть и навеки будет неизменным: внедрить Себя в человека, чтобы Он был выражен и получил свидетельство. Но прежде чем Бог успел осуществить это, человек пал. В своей падшей природе человек пытался делать добро, чтобы угодить Богу. По этой причине Бог дал человеку закон. Бог дал человеку закон, потому что человек не знал, что, будучи падшим существом, он не может удовлетворить Бога и выразить Его. Но после того как закон был дан, Бог сразу же изменил термин и назвал его свидетельством. Бог дал человеку закон, но назывался он в основном не законом, а свидетельством. В Пс. 118 (евр.) много раз для обозначения закона используется слово «свидетельство» (ст. 2, 88, 168). Каждый раз когда это слово используется в Пс. 118, оно относится к закону.
Согласно представлению человека, закон обозначает десять заповедей. Но Божье намерение состояло не в том, чтобы закон был какими-то заповедями, а в том, чтобы он был Его свидетельством. Когда я был в христианстве, я никогда не слышал, чтобы в отношении закона использовался термин «свидетельство». Я слышал только о десяти заповедях. В христианстве, когда многих молодых людей опрашивают на предмет принятия в члены так называемых церквей, они должны повторить десять заповедей наизусть. Вы можете рассказать десять заповедей наизусть, но, скорее всего, вы никогда не слышали о том, что в Пс. 118 закон — это свидетельство. На самом деле, в Псалмах слово «свидетельство» относится к закону. Я повторяю, в Божьем намерении и согласно Его мысли, закон — это Его свидетельство. Но в человеческом представлении закон — это десять заповедей. Если вы пытаетесь соблюсти Божий закон, он, разумеется, является для вас десятью заповедями. Но если вы знаете, что такое жизнь, и если вы, вместо того чтобы пытаться соблюдать закон, ходите с Богом, вы осознаете, что закон — это Божье свидетельство, Божье выражение.
У каждого закона есть два аспекта: аспект исполнителя закона и аспект законодателя. Законы даются для того, чтобы люди их исполняли. Как мы уже неоднократно говорили, то, какой закон вы создаёте, проявляет то, что вы за человек. Если бы создавать законы позволили грабителям банков, они бы легализовали ограбление банков. Некоторые законодатели хотят легализовать такую порочную вещь, как проституция. Это раскрывает, что сами они порочные. Порочные законодатели вводят в действие порочные законы. Законы, которые мы создаём, выражают то, что мы за люди, и это справедливо не только в отношении государств, но и в отношении семьи. Если родители в семье встают очень поздно и не убираются в доме, они составят семейные законы, по которым их детям будет позволено вставать поздно и оставлять всё в беспорядке. Но если родители строгие, аккуратные, опрятные и усердные, у них будут другие семейные законы. Они будут требовать от своих детей вставать рано утром, умываться и прибираться в своей комнате. Если я приду в такой дом и увижу там такие порядки, я сразу же пойму, что родители здесь, по всей видимости, усердные и аккуратные. Но если я приду в дом, где всё в беспорядке, где детям разрешается спать до полудня, я тоже пойму, что там за родители. Поскольку законы, которые мы создаём, свидетельствуют о том, что мы за люди, наши законы становятся нашим свидетельством. Со стороны законодателя, закон — это свидетельство; со стороны исполнителя закона, закон — это заповедь или порядок. У Божьего закона тоже есть эти два аспекта. Для нас, пытающихся соблюдать закон, это десять заповедей, но для Бога это Его свидетельство.
Однажды я прочитал в книгах, что закон — это прообраз Христа. Какое-то время меня это смущало. Как может закон, занимающий положение наложницы (Гал. 4:24), быть прообразом Христа? Если рассматривать закон в аспекте заповедей, которые мы должны исполнять, он занимает положение наложницы. Но если рассматривать закон в аспекте Божьего свидетельства, он является прообразом Христа. Настоящим, живым, полным и доскональным свидетельством Бога является Сам Христос. Следовательно, закон является прообразом Христа как живого свидетельства Бога. Христос выражает Бога. Закон был дан, но Христос пришёл, чтобы быть живым выражением Бога (Ин. 1:17). В начале было Слово, и Слово было Бог (Ин. 1:1). Затем Слово стало плотью, полное благодати и действительности (Ин. 1:14), чтобы быть выражением Бога. Поскольку Бог воплощён в Христе, Христос — это живое, полное и доскональное свидетельство Бога.
Мы видели, что закон — это Божье свидетельство, Божье выражение. Если вы хотите знать, каков Бог, вам нужно прочитать созданные Им законы. Если вы прочитаете десять заповедей, вы увидите, что Создатель этих законов, вне всякого сомнения, Святой, Праведный, Любящий и Являющийся светом. Десять заповедей доказывают, что Бог свят и праведен и что Он есть любовь и свет. Бог есть Бог света и Бог любви. Он Сам есть свет и любовь (1 Ин. 1:5; 4:8), и Он свят и праведен. Закон свидетельствует, что Бог именно таков. Но закон — это просто свидетельство в буквах. Когда пришёл Христос, Божье свидетельство стало живым. Уже были не буквы, а живая Личность. Пока Иисус был на земле, Он был живым свидетельством Бога. Куда бы Он ни шёл, Он выражал Бога. Всё, что Он делал, говорил и думал, выражало Бога. Поскольку Он был воплощением Бога, Он был выражением и свидетельством Бога. Если бы вы во времена Ветхого Завета захотели узнать, каков Бог, вам пришлось бы обратиться к закону. Но если вы сегодня хотите узнать, каков Бог, вы должны прийти к Иисусу Христу. В Ветхом Завете Божьим свидетельством был закон, но сегодня Его живым, полным и доскональным свидетельством является Иисус Христос.
Конечный и центральный предмет в скинии
Представление о законе как о Божьем свидетельстве поможет нам понять Евр. 9. В Евр. 9:4 упомянуты скрижали завета, то есть скрижали свидетельства закона. Согласно Евр. 9, скрижали завета были последним предметом, связанным со скинией. На внешнем дворе были жертвенник и умывальник; в Святилище были стол хлебов предложения, светильник и жертвенник для курения; в Святом Святых был ковчег, в котором находились скрытая манна, проросший жезл и скрижали завета. Отсюда мы видим, что последним и конечным предметом являются скрижали завета, то есть свидетельство. Три предмета в Ковчеге глубже тех, что находятся в Святилище. Предметы в Святилище — это просто начало, а предметы в Ковчеге — это окончательная завершённость. Окончательная завершённость стола хлебов предложения — это скрытая манна, окончательная завершённость жертвенника для курения — это проросший жезл, а окончательная завершённость светильника — это свидетельство. Из всех вещей, связанных со скинией, скрижали свидетельства занимают высочайшее положение. Они являются не только высочайшим, но и центральным предметом. Они находятся в самом центре скинии.
В скинии мы видим ряд слоёв. Первый слой — это занавес, отделяющий скинию и внешний двор от всего остального; второй — это стена скинии; а третий — это завеса, отделяющая Святое Святых от святилища. Ковчег свидетельства, в котором находилось свидетельство, — это четвёртый слой. Таким образом, свидетельство находилось в центре скинии.
Закон жизни находится в Христе
Будучи спасёнными людьми, мы являемся храмом Божьим (1 Кор. 3:16). Наше тело — это внешний двор, наша душа — это Святилище, а наш дух — это Святое Святых. Закон жизни находится не на внешнем дворе и не в Святилище, а в Святом Святых. Однако недостаточно сказать, что он находится в Святом Святых, так как он в Ковчеге, то есть за четвёртым слоем. Закон жизни находится в Ковчеге, ковчег — в Святом Святых, Святое Святых — в скинии, а скиния за разделительным занавесом внешнего двора. Мы видели, что внешний двор — это наше тело, Святилище — это душа, а Святое Святых — это наш дух. Что же в таком случае ковчег? Это Христос. Поскольку Христос — это ковчег, мы не можем сказать, что закон жизни находится непосредственно в нашем духе. У нас есть дух, но если в нём нет Христа, в нашем духе нет закона жизни. Закон жизни находится в нашем духе, потому что он находится в Христе, а Христос — в нашем духе.
Почему Бог не велел Своему народу положить закон в жертвенник? Почему Он приказал им положить его в ковчег? Если бы Бог положил закон в жертвенник, это была бы ошибка, потому что Его намерение было не в том, чтобы человек соблюдал закон. Нет, согласно Божьей мысли, закон должен был быть Его свидетельством. Поэтому Он положил Свой закон в ковчег в Святом Святых.
Неужели вы думаете, что вы можете быть подобными Богу? Это невозможно. Если вы каждый день будете читать десять заповедей, молиться о них, поститься в отношении них и изо всех сил пытаться соблюдать их, вы всё равно не сможете исполнять их. Вы никогда не сможете соответствовать Божьему закону. Также вы не сможете выражать Его. Божье намерение состоит не в том, чтобы мы пытались подчиняться закону или старались выражать Его. Его намерение, в первую очередь, состоит в том, чтобы показать нам, каков Он. Как бы мы ни любили закон, мы не можем исполнить его. Что же в таком случае делать Богу? Он сказал: «Вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней, — говорит Господь, — Я вложу Мои законы в их разум, и на их сердцах Я напишу их; и Я буду им Богом, а они будут Мне народом» (8:10). Божье намерение — вложить Свой закон в нас, в наши внутренние части и даже в наше сердце. Это не значит, что мы должны соблюдать закон. Нет, это значит, что закон, действуя внутри, выйдет наружу из нас. Из этого видно, почему Бог положил закон в ковчег и поставил ковчег в Святом Святых. Как может этот закон попасть в нас? Только через Христа. Когда в нас попадает Христос, в нас входит этот закон. Когда мы приняли Христа, мы приняли закон. Закон находится в Христе, а Христос находится в нашем духе. Поэтому в Рим. 8:2 говорится о «законе Духа жизни в Христе Иисусе». Закон не только находится в Христе; закон — это Христос. Когда вы приняли Христа и признали Его своим Спасителем, вы получили закон жизни.
Когда Бог дал Моисею закон, Он не намеревался просить людей соблюдать его. Он дал им закон, чтобы показать, каков Он, и чтобы раскрыть им, чего Он хочет. Поскольку Он хочет, чтобы человек стал Его выражением, Он желал, чтобы они были подобными Ему, такими же, как Он. Хотя у Бога было такое желание, ничего не произошло. Человек вместо этого попытался подражать Богу, постарался сделать себя таким же, как Бог. Но у человека ничего не вышло. Однажды пришёл настоящий закон, живой закон, Христос, действительность Божьего свидетельства, и мы приняли Его в себя. В результате этот настоящий закон, действительность закона, был внедрён в самый центр нашего существа. Теперь в глубочайшей части нашего существа есть нечто чудесное — Сам Христос как действительность закона. Мы видели, что глубочайшим предметом в скинии является закон. Сегодня то глубочайшее, что есть внутри нас, — это Христос в нашем духе как действительность закона. Теперь, когда в нас находится закон, от нас требуется не исполнять закон, а только позволять Христу жить из нас. Нам следует не пытаться исполнять закон снаружи, а позволять Христу жить изнутри.
Все религии, будь то иудаизм, католицизм или протестантизм, одинаковы. Божье намерение — вложить закон в нашу глубочайшую часть и заставить нас повиноваться ему, а не пытаться соблюдать его. Хотя мы не можем соблюдать закон, мы должны подчиняться ему и позволять ему жить из нас. Религия, которая учит людей соблюдать закон, делает нечто прямо противоположное. Когда христиане читают Библию, они часто выбирают некоторые стихи и соблюдают их как заповеди. Например, те женатые братья, которые являются не очень хорошими мужьями, всегда выбирают себе заповедь, гласящую, что жёны должны подчиняться своим мужьям. Но мужья получше выбирают себе заповедь, гласящую, что мужья должны любить своих жён. Такие братья говорят: «О Господь, я не могу исполнить эту заповедь. Пожалуйста, приди и помоги мне. Господь, раньше я вёл себя не как любящий муж. Прости меня и сделай меня самым лучшим мужем». Вы можете молиться такой молитвой, но у вас ничего не получится. Такой муж должен осознать, что действительной любовью к его жене является Христос. Поскольку эта любовь в нас, нам не нужно пытаться любить. Нам следует просто подчиниться этой любви, то есть Христу, и позволить Ему выражаться из нас.
Возьмите, например, смирение. В Иак. 4:6 сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Раньше, прочитав этот стих, я молился: «Господь, я хочу быть смиренным. Но Ты знаешь, Господь, мне так трудно быть смиренным. Я прошу Тебя, пожалуйста, помоги мне». Эта молитва находится во мраке религии. Однажды Господь открыл мои глаза и я увидел, что имя мне — гордость и что я никогда не смогу быть смиренным. Как может гордость быть смиренной? Я собака. Как может собака быть птицей? Это невозможно. Наши глаза должны открыться на то, что мы никогда не сможем быть смиренными и что действительное смирение — это Христос. Мы должны просто подчиниться Ему и сказать: «Господь, сделай это Сам. Уже не я, а Христос живёт во мне и из меня». Если вы просто подчинитесь Христу, Он будет жить из вас и вы станете выражением и свидетельством Бога. Таково Божье домостроительство.
Как получить Христа как действительность закона
Как может Христос, как действительность закона, быть действительным для нас? Взгляните ещё раз на содержание Ковчега. Вслед за первым предметом, манной, идёт проросший жезл, а затем свидетельство. Это подразумевает и даже обозначает то, что, когда мы едим Христа и наслаждаемся Им как скрытой манной, что-то внутри нас прорастает. Манна, которую мы едим, в конечном итоге становится прорастающим элементом в нас. Чем больше мы едим Христа и наслаждаемся Им, тем больше Он становится нашим прорастающим элементом. Когда этот элемент расцветает и приносит плод, это свидетельство, выражение. Иногда ближе к вечеру я утомляюсь, и мой желудок бывает пустым. Это указывает на то, что мне необходимо что-нибудь съесть. Когда я поем, я наполняюсь и переживаю быстрое преобразование, так как то, что я съел на ужин, начинает цвести из меня, становясь выражением и свидетельством. Подобным образом, если мы хотим переживать Христа как действительность закона, мы сначала должны есть скрытую манну. Как только эта манна попадает в нас, она становится прорастающим элементом, и этот прорастающий элемент принесёт плод, который является Божьим выражением и свидетельством.
Нам не следует медлить у жертвенника, задерживаться у умывальника и даже оставаться в Святилище, вкушая поверхностную пищу. Мы должны приступать в Святое Святых, погружаться в ковчег и есть скрытую манну, скрытого Христа. Тогда этот Христос станет нашим прорастающим элементом. Когда Он прорастёт и расцветёт, Он принесёт плод, который будет Божьим выражением и свидетельством. Это выражение будет соответствовать десяти заповедям и даже превзойдёт их. Слава Господу, что сейчас мы не на внешнем дворе и даже не в Святилище, мы в Святом Святых! Теперь, касаясь Ковчега и вкушая скрытую манну, мы, несомненно, прорастём, расцветём и принесём плод. Так у нас появится свидетельство Божье.