(1)
В этом сообщении мы подошли к вопросу о проросшем жезле (Евр. 9:4; Числ. 17:1-10). Немногие христиане осознали полное значение проросшего жезла. Многие считают повествование о проросшем жезле просто интересной библейской историей о куске сухого дерева, который за одну ночь пророс, расцвёл и принёс плод. Однако этот случай — не мелочь в божественном откровении.
Христиане уделяют внимание скинии. Мы увидели, что со скинией связаны жертвенник и умывальник на внешнем дворе, стол хлебов предложения, светильник и жертвенник для курения в Святилище и ковчег свидетельства в Святом Святых. Ковчег свидетельства, единственный предмет в Святом Святых, обозначает Христа как единственное свидетельство о Боге. В Ковчеге содержатся три вещи: скрытая манна, проросший жезл и скрижали закона. В трёх предыдущих сообщениях мы рассмотрели первую вещь — скрытую манну. Многие христиане что-то понимают в отношении манны, так как они знают, что это небесная пища, обозначающая Христа как хлеб жизни. Но понять значение проросшего жезла сложно.
У детей Израиля было много переживаний в пустыне, и Господь повелел им положить в Его присутствие символы трёх переживаний из числа тех, через которые они прошли. Этими символами были скрижали свидетельства, манна и проросший жезл. После того как у горы Синай израильтяне получили закон, Господь велел им положить две скрижали закона в ковчег (Исх. 34:1, 29; 25:21; 40:20). Один гомор манны был положен в сосуд и помещён в ковчег для хранения (Исх. 16:32-34). Кроме того, в пустыне дети Израиля прошли через некоторые переживания, связанные с бунтом. В Числ. 16 содержится повествование о наиболее серьёзном бунте. В результате этого бунта появился проросший жезл, который был положен рядом со свидетельством, как знамение (Числ. 17:10-11). Из этого мы видим, что каждая из этих вещей появилась в результате переживаний израильтян. Это были не учения, а итог, результат, их переживаний. Поэтому, если мы попытаемся понять эти предметы с помощью своего ума и ради знания, у нас ничего не получится. Мы можем понять их только в своих переживаниях, со своими переживаниями и для своих переживаний.
Средоточие божественного откровения
Чтобы понять, что такое проросший жезл, нам потребуется некоторое основание. Божий замысел заключается в том, чтобы обрести собирательный народ как Своё совокупное выражение, который бы представлял Его, чтобы у Него было владение, царство, в котором Он сможет осуществлять Своё вечное домостроительство. Многие люди считают, что Бог испытывает любовь только к иудеям — Он работает для них и всё делает для них, а о язычниках Он не заботится. Это религиозное представление, а не средоточие божественного откровения. Средоточие божественного откровения заключается в том, что у вечного Бога есть замысел. Этот замысел состоит в том, чтобы обрести народ, совокупное целое, который бы содержал Его, был един с Ним и позволил Ему быть единым с собой, чтобы они стали живым выражением невидимого Бога и чтобы у Бога было царство на земле для осуществления Своего домостроительства ради Своей славы и для победы над Своим врагом. Таков был замысел Бога, когда Он призвал детей Израиля из Египта, сделав их избранным и призванным народом.
Потребность в руководстве для созидания Божьего народа
Будучи таким народом, находившимся вне Египта, израильтяне шли по пустыне по направлению к Божьей цели. Детей Израиля было по крайней мере несколько миллионов, так как одних только воинов было насчитано более шестисот тысяч (Числ. 1:45-46). Поскольку число израильтян было настолько велико, разумеется, среди них, как и сегодня, существовала потребность в созидании Божьего народа. Для созидании Божьего народа, в свою очередь, требовалась некоторая власть. Если пользоваться сегодняшними терминами, существовала потребность в руководстве. Как мы увидим, Бог не только воздвигал руководство — Он созидал его. Руководство среди детей Израиля было совокупным, в нём участвовало по крайней мере два человека — Моисей, представлявший аспект владычества и царствования, и Аарон, представлявший аспект образа и священства.
Чтобы Божий народ выражал Бога и представлял Его, должно существовать и священство, и царствование. Даже Новый Завет ясно говорит нам, что Бог в Своём искуплении сделал нас царями и священниками (Отк. 1:5-6; 5:9-10). Поэтому у нас есть священство и у нас есть царствование. У нас есть священство, чтобы выражать Бога. Это связано с образом Божьим. Царствование предназначено для Божьего владычества. Бог сотворил человека по Своему образу и дал ему владычество над всем творением (Быт. 1:26). Это царствование для Божьего царства. Сегодня в церкви по-прежнему существует потребность в священстве для выражения Бога и в царствовании для представления Бога. В грядущем тысячелетнем царстве мы также будем священниками, выражающими Бога, и царями, представляющими Его (Отк. 20:6). Более того, в Новом Иерусалиме мы навеки будем священниками и царями (Отк. 22:3-5), выражающими Бога через своё священство и представляющими Его с Его владычеством в своём царствовании. С первой главы Бытия до последней главы Откровения Библия последовательно показывает два аспекта Божьего совокупного народа.
Моисей, представлявший царствование, и Аарон, представлявший священство, были поставлены для Божьего руководства. Как мы уже говорили, они были воздвигнуты и состроены. Бог взял Моисея, и поставил его в руководство не сразу же после того, как тот закончил своё образование во дворце фараона. Нет, когда Моисей завершил образование, Бог привёл его в пустыню, где Он созидал его руководство. Моисей родился в еврейской семье и, следовательно, получил знание о Боге. Поскольку у него не было мирского образования, Бог создал обстоятельства, позволившие ему получить высочайшее образование во дворце фараона (Деян. 7:22). Я думаю, что уровень этого образования был выше уровня сегодняшней докторской степени. Хотя он получил такое хорошее образование, он ещё не был готов стать руководителем. За первые сорок лет своей жизни Моисей получил знание о Боге и лучшее образование в мире. После этого он провёл сорок лет в пустыне, чтобы получить созидание как руководитель. В Библии нет ясного повествования о руководстве Аарона, но в принципе Аарон тоже скорее всего находился под созидающей рукой Бога. Когда Моисей сказал Господу, что он не красноречив, что он тяжело говорит и косноязычен (Исх. 4:10), Господь ответил, что Аарон, его брат, который говорил хорошо, будет Моисею «устами», а Моисей будет ему «вместо Бога» (Исх. 4:14, 16). Только после того как Моисей и Аарон были состроены как руководители, они смогли вести других за собой.
Путешествие по пустыне было для израильтян проверкой. Когда Господь послал Моисея к детям Израиля, Он велел ему сказать народу от Его имени: «Я выведу вас от угнетения Египетского …в землю, где течёт молоко и мёд» (Исх. 3:17). Это было хорошее обещание. Дети Израиля были избавлены из Египта, и они должны были войти в землю, где течёт молоко и мёд. Но из-за их неверия, которое описано в Числ. 14, они не смогли войти в неё. В конечном итоге в Числ. 16 бунтари обвинили в этом не собственное неверие, а Моисея и Аарона. Бунтари сказали: «Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течёт молоко и мёд, чтобы погубить нас в пустыне? И ты ещё хочешь властвовать над нами! Привёл ли ты нас в землю, где течёт молоко и мёд?» (Числ. 16:13-14). В Числ. 17:10 взбунтовавшиеся названы «непокорными». Еврейское слово, переведённое как «непокорные», означает «сыновья бунта». Эти сыновья бунта как бы говорили Моисею и Аарону: «Вы обещали ввести нас в землю, где течёт молоко и мёд, но вы этого не сделали. Разве вы не знаете, что земля, из которой вы нас вывели, и была землёй молока и мёда?» Эти сыновья бунта даже заявили, что Египет был землёй молока и мёда. Какой бунт!
Кто были эти бунтари? Первым был Корей. Корей, который был левитом (Числ. 16:1), считал себя таким же, как Моисей и Аарон, которые тоже были левитами. Корей, возможно, говорил про себя: «Вы двое левиты. А я? Разве я не левит? Почему вы в таком случае руководите, а я нет?» Двумя другими бунтарями были Дафан и Авирам, потомки Рувима, первого сына Иакова. Они считали себя коленом первородного и, возможно, говорили: «Вы, левиты, третьи по порядку, а мы, сыновья Рувима, первого сына Иакова, первые. Вы стоите после нас, почему же вы двое руководите?» В конечном итоге все они сказали Моисею и Аарону: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16:3). Это был коварный, дьявольский довод и осуждение со стороны бунтарей. Какой корень бунта мы видим здесь!
Моисей и Аарон были немолодыми людьми. Обоим было, вероятно, более ста лет. Согласно Пс. 89, написанному Моисеем, срок жизни человека — семьдесят лет. Если у человека крепкое здоровье, он может прожить восемьдесят лет. Следовательно, согласно словам самого Моисея, он давно должен был умереть. Но он продолжал служить Богу после срока смерти, а Аарон был ещё старше. Что было хорошего в том, что они были такими пожилыми? То, что они не так легко выходили из себя. Бунт в Числ. 16 был серьёзным и ужасным, но он не вынудил Моисея выйти из себя. Когда бунтари собрались вокруг Моисея и Аарона, Моисей «пал на лице своё» (Числ. 16:4). Как мы увидим в следующем сообщении, Бог вмешался и судил этот бунт.
Защита надлежащего руководства
В Числ. 17 Бог как бы сказал Моисею: «Эти сыновья бунта борются с тобой за руководство. Скажи им, что Я сделаю что-то, чтобы защитить руководство. Я покажу им, кто настоящие руководители, и заставлю их умолкнуть». В Числ. 17:2 Господь сказал Моисею: «Скажи сынам Израилевым, и возьми у них по жезлу от колена, от всех начальников их по коленам, двенадцать жезлов, и каждого имя напиши на жезле его». Жезл — это кусок мёртвого и высохшего дерева. Его природа — это мёртвое дерево. Какова функция жезла? Он служит для управления другими людьми. Жезл отличается от посоха. Посох служит для того, чтобы оказывать помощь и поддержку слабым и искалеченным, тем, кому трудно ходить или стоять. Но жезл служит не для поддержки; его назначение — править и бить. Согласно Притчам, отец должен использовать жезл для наказания своих детей (Прит. 23:13-14, евр.).
Наш Бог очень мудр, и у Него есть лучший способ для защиты руководства. Бог не стал спорить. Вместо этого Он как бы сказал: «Раз вы спорите о руководстве, Я прошу вас принести ваши жезлы для свидетельства. Вы считаете, что у вас есть жезлы, что вы можете править другими и что Моисей и Аарон берут на себя слишком много. Вы говорите, что, поскольку вы народ Божий, вы все обладаете одинаковой властью. Есть ли у вас власть? У каждого колена есть жезл. Принесите ко Мне свои жезлы и положите их перед Моим свидетельством и посмотрим, что получится». В Числ. 17:5 Господь сказал: «И кого Я изберу, того жезл расцветёт; и так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас».
Перед Господом в скинии свидетельства были положены двенадцать жезлов (Числ. 17:7). В Числ. 17:8 сказано: «На другой день вошёл Моисей в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвёл, пустил почки, дал цвет и принёс миндали». Это означает, что настоящее руководство, настоящая власть, находится в цветущей жизни. Эта жизнь не только прорастает и цветёт; она приносит плод, чтобы мы могли кормить других, а не бить их. Хотя жезл служит для правления, это правление предназначено не для битья, а для кормления.
Руководство среди Божьего народа отличается от руководства среди язычников. Все языческие цари используют жезлы для управления. Ни один жезл языческих руководителей не может быть использован для кормления, поскольку ни один из их жезлов не является живым. Любой жезл — это просто кусок мёртвого дерева. Только у надлежащего руководства среди Божьего народа есть жезл, цветущий жизнью воскресения и приносящий плод для кормления людей.
Миндальное дерево цветёт первым в году — в январе или феврале. Первый плод из тех, что растут на деревьях, — это миндаль. Это обозначает воскресение. Следовательно, проросший, расцветший и плодоносящий жезл обозначает Христову жизнь воскресения. Руководством среди Божьих детей должен быть Сам Христос как жизнь воскресения, которая прорастает, цветёт и приносит миндаль, чтобы кормить Божий народ.
Честолюбивое стремление к руководству
Некоторые говорят: «Я не старейшина, и я не хочу стать руководителем среди Господних детей. Я хочу быть свободным, ни о чём не волноваться и не тревожиться». Хотя вы так говорите, я не верю этому, так как всем нравится быть руководителем. Если вы утверждаете, что вы не хотите быть руководителем, вы лжец. Глубоко внутри вашего существа вам нравится быть руководителем. Когда образуют группы служения, вы хотите быть там первым. Вы не хотите быть последним. Сёстры могут сказать: «Мы женщины, поэтому нас не интересуют руководящие роли». Не говорите так, сёстры. Предположим, образуется группа из пяти сестёр, которые будут играть на пианино. Каждую сестру волнует, каким по порядку будет названо её имя. Когда пятая сестра услышит, что её имя называют последним, её это так заденет, что она неделю не сможет молиться. Она скажет: «Если меня не сделали первой, то я должна быть по крайней мере третьей, но я даже не четвёртая. Я спасена уже пятнадцать лет. Почему я оказалась последней? Что старейшины наделали? Неужели у них нет никакой проницательности?» Это честолюбивое стремление к руководству.
Я благодарю Господа за такое честолюбивое стремление. Это хорошее стремление, гораздо лучшее, чем стремление стать президентом Соединённых Штатов. Хорошо, что у христиан есть такое стремление. Без него мы были бы подобны креслам и лавкам, и Бог не смог бы ничего сделать с нами. Но поскольку мы такие честолюбивые, Бог может с нами что-то сделать. Наверное, лишь у тех, кто уже в преклонном возрасте, больше нет никакого честолюбия. Брат, которому восемьдесят лет, возможно, не имеет никакого честолюбия, но молодой человек хочет быть сегодняшним апостолом Павлом. Я призывая всех молодых людей быть такими. Я был бы счастлив, если бы все молодые люди захотели бы стать сегодняшними Петром или Павлом.
В нашем Жизнеизучении Бытия мы видели, что Авраам, Исаак и Иаков с Иосифом — это аспекты одного целого человека в переживании жизни. Подобным образом, мы не должны рассматривать Корея отдельно от Моисея. В нашей природе есть такое же честолюбие, что и у Моисея. Когда Моисею было сорок, у него было честолюбивое намерение избавить Божий народ от тирании египетского царя (Деян. 7:23-27). Однако в Моисее был также бунтарский элемент Корея, Дафана и Авирама. Молодые братья, я знаю, внутри вас есть и положительная природа Моисея, и бунтарская природа Корея. Более того, в вас также есть отрицательные элементы Дафана и Авирама. В следующем сообщении мы увидим, что Бог судил бунтарскую природу и воскресил положительный элемент, элемент жизни воскресения.
Если бы вы не были спасены, у вас бы не было никаких честолюбивых стремлений среди Божьего народа. Почему вы так честолюбивы в церковной жизни? Просто потому, что вы любите Господа. Если бы вы не любили Господа, вы были бы как люди на улице: бродили бесцельно, не имея никаких честолюбивых стремлений стать чем-то для Бога. Но сегодня, будучи теми, кто находится в церковной жизни, кто любит Господа, вы честолюбивы и вы рассчитываете на то, что однажды вы будете достойны участвовать в руководстве. Это хорошее честолюбие, однако оно должно быть воскрешено. Но мы должны также осознавать, что в нас также есть Корей, Дафан, Авирам и все бунтарские элементы. Мы одновременно и честолюбиво стремимся к исполнению Божьей цели, и бунтуем. Я понимаю это очень хорошо, потому что сам болел этой же болезнью.
Внутри нас есть не только бунт против других руководителей; зачастую наша душа бунтует против нашего духа. Часто наш разум говорит: «Дух, почему я не могу служить Богу? Почему я, разум, не могу сделать что-то для Бога?» Разве в вас не было такого бунта? Очень часто моя душа бунтовала против моего духа: «Дух, я с этим не согласна. Я умнее тебя и я способна на многое. Ты часть Уитнесса Ли. А я, душа, разве не часть Уитнесса Ли? Разве не все мы дети Божьи? Почему ты, дух, так много берёшь на себя?» Часто в функционировании мы использовали свою душу бунтарски, показывая, что она может сделать что-то для Бога и что мы, природный человек, можем выполнить для Бога какую-нибудь службу, не упражняя своего духа. Это своего рода бунт.
Не смотрите на детей Израиля в Числ. 16 по отдельности. Мы должны смотреть на них как на собирательного человека, совокупного человека, в состав которого входят Моисей, Аарон, Корей, Дафан и Авирам. Внутри нас есть Моисей и Аарон и есть Корей, Дафан и Авирам. В нашем существе находятся и честолюбие, и бунт. Иногда нельзя смотреть на себя без смеха: у нас такое честолюбие по отношению к Богу и в то же время мы такие бунтарские. Я думаю, у каждого из нас были моменты, когда мы были честолюбивыми и бунтарскими одновременно. Если ваше сердце расположено к Богу, вы такое переживали. Как только ваше сердце начало поворачиваться к Богу, вы обнаружили, что в вас есть и честолюбие, и бунт. Первый бунт — это бунт души, разума, против вашего собственного духа. Второй бунт — это бунт против тех, кто находится над вами или впереди вас.
Хотя вы можете и не признавать этого, бунт в вас есть. Вы говорите: «Брат, я люблю вас и я подчиняюсь вам». Но когда своими устами вы произносите, что вы подчиняетесь этому брату, глубоко внутри себя вы бунтарские, вы думаете: «Брат, вы берёте на себя слишком много. Вы заходите слишком далеко! В некоторых вещах я гораздо подготовленнее вас. Однажды Бог подтвердит мою подготовку». Это бунт внутри вас.
Благодарение Богу за честолюбие и, что касается отрицательной стороны, благодарение Богу за бунт. Бунт в Числ. 16 принёс Божий суд и подтверждение. Сначала Бог судил бунтарей. Осудив бунтарский элемент, Господь приказал сделать из медных кадильниц взбунтовавшихся листы для покрытия жертвенника во знамение детям Израиля (Числ. 16:36-40). После этого Бог повелел Моисею положить перед Его свидетельством двенадцать жезлов. Это предназначалось не для суда, а для подтверждения. Из этого подтверждения появился проросший жезл. Тогда Бог велел Моисею положить жезл Аарона перед свидетельством «на сохранение, в знамение для непокорных» (Числ. 17:10). Таким образом, у них было два знамения: медные листы на жертвеннике, появившиеся в результате Божьего суда, и проросший жезл перед свидетельством, который появился благодаря Божьему подтверждению.
В нас есть и честолюбие, и бунт. У всех нас они есть, так как мы действительный Израиль. Среди и внутри израильтян были честолюбие и бунт. Сначала Бог осудил и сжёг бунтарский элемент. Вслед за этим судом было Божье подтверждение. В результате суда и подтверждения появились два знамения: одно у жертвенника и другое в Ковчеге в Святом Святых. Эти знамения указывают на то, что наша природная, бунтарская природа должна пройти через суд и быть сожжена и что наше воскрешённое честолюбие должно быть подтверждено и приведено к прорастанию, цветению и принесению плода. Таким образом у нас появляется надлежащее руководство.
В Ковчеге в Святом Святых мы переживаем Христа как действительное руководство. В отношении руководства существуют два аспекта. Первый состоит в том, что природный, бунтарский элемент должен быть сожжён на жертвеннике. Второй состоит в том, что в Святом Духе всё, что было возрождено в нас и что принадлежит воскрешённой жизни, должно быть обогащено, укреплено и приведено к прорастанию, цветению и принесению миндалей. В этом действительное руководство.
Каждый член является служащим, так же как руководитель
Руководитель среди Господнего народа — это служащий. Хотя вы, возможно, не являетесь старейшиной или руководителем группы служения, вы всё равно являетесь служащим. В принципе в Господнем служении вы такой же, как руководитель. Каждый член церкви является служащим. Божье строение зависит от служащих. В вас, служащем, есть бунтарский элемент, который должен пройти через суд и быть сожжён на жертвеннике как знамение для вселенной, что с вашим природным человеком было покончено. Но в вас есть и другой элемент — возрождённый элемент, жизненный элемент, которым является Сам Христос как жизнь воскресения. Когда вы попадёте в ковчег в Святом Святых и коснётесь Христа как жизни воскресения, этот элемент станет вашим руководством. Он прорастёт, расцветёт и принесёт миндали для питания людей.
Даже самые молодые братья и сёстры являются служащими. Но их бунтарская природа тоже должна быть сожжена, сокрушена и осуждена, а жизнь воскресения в них должна прорасти, расцвести и принести миндаль для кормления людей. Даже внутри самых молодых братьев и сестёр есть и честолюбие, и бунт. Даже они критиковали старейшин.
Слава Господу за надлежащее честолюбие. Тем не менее мы должны признать, что у нас также есть бунтарский элемент. Пока эти две вещи, честолюбие и бунт, сражаются внутри нас, строение не может двигаться дальше. Поэтому необходимо судить бунт и подтвердить честолюбивое стремление. Элемент Христа в нас необходимо подтвердить, укрепить, обогатить, возвысить и привести к прорастанию, цветению и принесению миндалей. Для бунта — суд, для честолюбивого стремления — подтверждение. У нас есть надлежащее честолюбивое стремление. Когда мы идём тропой от жертвенника к проросшему жезлу, бунт должен устраняться, а положительное честолюбивое стремление должно высвобождаться. Тогда у нас будут надлежащее руководство и надлежащее служение, которые предназначены для созидания Божьего народа. Божье строение зависит от проросшего жезла, который можно пережить только в Ковчеге в Святом Святых. Ради этого мы должны приступать к Святому Святых и наслаждаться тем Христом, который является единственным ковчегом Божьего свидетельства.