I. Бог хочет, чтобы еврейские верующие были святыми, полностью отделёнными для Него
В этом сообщении мы подходим к вопросу о воспитании для святости (Евр. 12:5-14). Одна из основных идей этой книги заключается в том, что Бог хочет, чтобы еврейские верующие были святыми, полностью отделёнными для Него, чтобы они не оставались обыденными в иудаизме (Евр. 12:14; 3:1), а входили в Святое Святых (Евр. 10:19, 22). Истинная святость появляется тогда, когда мы входим в Святое Святых. Как только мы вошли туда, мы достигли вершины святости. Нет такого места, где можно быть святее, чем в Святом Святых.
Войти в Святое Святых — значит не просто быть в славе шехины. Даже это является несколько внешним и поверхностным. Хотя мы можем быть в славе шехины в Святом Святых, нам всё равно нужно переживать содержимое Ковчега. Даже внутри Ковчега есть нечто скрытое — скрытая манна в золотом сосуде. Скрытая манна находится рядом со скрижалями свидетельства, окончательным положением в переживании Христа. Быть святым — значит достигнуть высшей точки переживания Христа, то есть переживания закона жизни. Ничто не делает нас более святыми субъективно, чем закон жизни, так как он внедряет в наше существо Божью святую природу, то есть истинную святость. Божья божественная природа — это сущность святости. Ничто кроме закона жизни не может внедрить в наше существо Божью божественную природу. Лишь переживая закон жизни, мы становимся истинно святыми.
Цель Послания к евреям — привести нас в Святое Святых с тем, чтобы мы переживали содержимое Ковчега Свидетельства. Это содержимое состоит из трёх предметов: скрытая манна, проросший жезл и закон жизни. И скрытая манна, и проросший жезл предназначены для нашего наслаждения и привилегии, но закон жизни предназначен для Божьей работы. С его помощью Он внедряет Себя в наше существо. Поэтому, если мы хотим быть святыми в высшей степени, мы должны переживать закон жизни, с помощью которого Бог внедряет Себя в нас как нашу действительную святость.
II. Гонения, которым подвергались еврейские верующие, были воспитанием
В Евр. 12:7 в связи с гонениями, которым подвергались еврейские верующие, сказано: «Для наказания вы те́рпите». С точки зрения Бога, гонение со стороны иудаизма, которому подвергались еврейские верующие, было наказанием, воспитанием. Они подвергались воспитательным мерам, чтобы стать отделёнными от обыденных вещей к Божьей святости.
III. Воспитание является работой отца над сыновьями, чтобы те причастились святой природы отца
В стихе 10 говорится: «Ибо они наказывали на несколько дней как считали нужным, а Он — для того, что полезно, чтобы нам причаститься Его святости». Воспитание является работой Отца над Своими сыновьями, чтобы те причастились Его святой природы. Цель Божьего воспитания, Божьей работы над нами, состоит в том, чтобы мы соответствовали Его намерению: покинули всё, кроме святого святых, и вошли в Святое Святых, где мы можем обладать подлинной святостью. Однако многие из нас, подобно еврейским верующим в древности, не оказывают Богу такого содействия. Поэтому Он в Своём всевластии воспитывает нас, чтобы мы соответствовали Его намерению.
Как мы видели, святость — это природа Бога, и причаститься святости Бога — значит причаститься Его святой природы. Если бы еврейские верующие остались в иудаизме, это было бы нечто обыденное, несвятое. Им нужно было освятиться для Божьего нового завета, чтобы причаститься Божьей святой природы. С этой целью было вызвано гонение, которое должно было наказать их, чтобы они были освящены от обыденного.
В стихе 9 Бог назван «Отцом духов». Выражение «Отец духов» противопоставляется выражению «отцы нашей плоти». При возрождении мы рождаемся от Бога (Ин. 1:13) в нашем духе (Ин. 3:6). Поэтому Бог является Отцом (наших) духов. Поскольку колеблющиеся еврейские верующие блуждали в своём разуме, не следуя за Господом в своём духе, Отец духов использовал гонения со стороны иудаизма, чтобы заставить их повернуться от разума к духу (Евр. 4:12), чтобы они причастились Его святой природы.
IV. Воспитание предназначено для святости и приводит к праведности
Воспитание предназначено для святости и приводит к праведности. Святость — это внутренняя природа, природа божественной жизни, а праведность — это внешнее поведение, поведение освящённых верующих, которое происходит от внутренней природы и которое приносит мирный плод, плод мира (ст. 11; Ис. 32:17). Если мы не были внутренне пронизаны Божьей святой природой, мы никогда не сможем иметь должную праведность в нашем внешнем поведении. Сначала закон жизни должен внедрить Божью божественную природу в нас. Тогда в нашем внешнем поведении будет мирный плод праведности как результат внутренней святости. В нашем практическом переживании сначала идёт святость, затем праведность и наконец мир.
Еврейские верующие подвергались гонениям со стороны иудействующих. Некоторые из их гонителей были их родственниками, вероятно, даже родителями или детьми. Когда они испытывали гонения, они пытались достичь мира со своими гонителями. Но они делали это, пренебрегая своей святостью. Святость — это вхождение в Святое Святых для достижения закона жизни, действие которого пропитывает нас Божьей святой природой. Когда мы пропитываемся Божьей природой, мы самопроизвольно получаем результат — праведность, и эта праведность приносит подлинный мир. Мир, который имеют многие христиане, — не подлинный, это мир, появляющийся в результате компромисса. Некоторые из еврейских верующих, наверное, говорили: «О, отец, если ты не разрешаешь мне быть на новозаветном пути полностью, то, может быть, на седьмой день я буду ходить с тобой в храм, а на восьмой — в первый день недели — посещать христианское собрание. Тогда у нас будет мир». Такой мир — это мир в результате компромисса, мир ценой святости.
Как мы видели, мир — это плод праведности. Святость — это внутренняя природа, а праведность — это внешнее поведение. Божье наказание помогает верующим не только причащаться Его святости, но также быть правыми и перед Богом, и перед человеком, чтобы в такой обстановке праведности они наслаждались миром как сладким плодом, мирным плодом праведности.
V. Измождённые и оцепеневшие еврейские верующие должны прокладывать прямые тропы, чтобы хромые члены были не вывихнуты, а наоборот, исцелены
В стихах 12 и 13 говорится: «Поэтому распрямите опустившиеся руки и оцепеневшие колени и прокладывайте прямые тропы для ваших ног, чтобы хромающее не было вывихнуто, а наоборот, было исцелено». Христианская жизнь состоит не из теоретических доктрин, о которых наш разум должен думать. Она должна состоять из практических троп, по которым наши ноги должны ходить. Все правильные, здоровые доктрины в Библии — это тропы, по которым можно ходить. Это особенно верно в отношении Послания к евреям. Сначала эта книга преподносит нам самые высокие и самые здоровые доктрины о Христе и Его новом завете. Затем, основываясь на надлежащих доктринах, которые показаны в ней, она повелевает нам бежать в состязании и прокладывать прямые тропы для наших ног. В первом разделе этой книги (1:1—10:18) рассматриваются доктрины, а во втором (10:19—13:25) — состязание и тропы.
В стихе 13 автор призывает еврейских верующих: «Прокладывайте прямые тропы для ваших ног, чтобы хромающее не было вывихнуто, а наоборот, было исцелено». Греческое слово, переведённое как «вывихнуто», также можно передать как «вывернуто». Контекст подразумевает, что колебавшиеся еврейские верующие должны были покинуть всю видимость обычаев иудаизма (то есть проложить прямые тропы), чтобы они, хромые члены (конечности) Тела, не впали в отступничество (то есть не были вывихнуты), а наоборот, полностью перешли на путь нового завета (то есть были исцелены). Таким образом, проложить прямые пути — значит покинуть всю видимость обычаев иудаизма; не быть хромающим — значит не впасть в отступничество; а быть исцелёнными — значит полностью перейти на путь нового завета.
Новозаветный путь должен быть прямым, без всяких извилин. Если бы еврейские верующие продолжали по субботам ходить в храм со своими родственниками, они бы создали извилины на новозаветном пути. Любой компромисс — это извилина. Мне нравятся дороги, которые строят в США, — прямые и ровные. Сегодня многие христиане увидели новозаветный путь, то есть путь Господнего восстановления. Хотя они знают, что путь церковной жизни в Господнем восстановлении — это правильный путь, они не осмеливаются платить за него полностью. Они идут на компромисс, создавая извилины на пути церкви в Господнем восстановлении. Как могли еврейские верующие прокладывать новозаветный путь прямо? Только оставляя всю видимость иудаизма. Им следовало сказать своим родственникам: «Поскольку храм — это видимость иудейских обычаев, я туда с вами по субботам ходить не буду». Сегодня некоторые святые, увидевшие путь церкви, боятся критики и говорят: «Давайте не будем вдаваться в крайности и доставлять неприятности. Давайте пойдём хоть на небольшие уступки». За последние пятьдесят лет Бог никогда не признавал такого компромисса. Некоторые говорили: «Да, мы знаем, что мы церковь, но не нужно говорить об этом — все остальные обидятся. Давайте просто будем церковью». Это компромисс. Если вы ягнёнок, так и скажите, что вы ягнёнок. Если вы голубь, так и скажите, что вы голубь. Не стоит говорить: «Я ягнёнок, но лучше об этом не говорить». Многие, пойдя на такой компромисс, добавили извилин к Божьему прямому пути. В книге «Дальнейшие беседы о церковной жизни» брат Вочман Ни говорит, что, если деноминации — это что-то неправильное, мы должны снести их. Мы не должны идти на компромисс и пожимать руки над деноминационными заборами. Подобное пожимание рук над заборами только создаёт извилины на пути.
Какой путь за последние двенадцать лет добился победы в США и в Европе? Не извилистый путь, а прямой. Бог никогда не почтит извилины. Бог — это не Бог извилин; Он прямой Бог. Если определённый путь неправильный, мы должны осудить его. Но если он правильный, мы должны сказать всем, в том числе ангелам и бесам, что он правильный. Проложить прямой путь — значит оставить видимость всего, что не является Божьим новозаветным путём.
Хромыми членами, упомянутыми в стихе 13, были колебавшиеся еврейские христиане. Павел не хотел, чтобы хромые члены были вывихнуты, вывернуты. Быть вывихнутым, вывернутым, — значит впасть в отступничество, в иудаистскую ересь. Колебавшимся еврейским верующим грозила опасность впасть в такое отступничество. Если вы вывихнули лодыжку, вам легко отпасть от правильного пути. Слова «наоборот, было исцелено» означают «полностью перешло на новозаветный путь».
В течение первых лет Господнего восстановления в США я видел хромоту и оцепенение в деноминациях. Если деноминации были правильными, мы должны были присоединиться к ним. Но если они были неправильными, мы были вынуждены провозгласить, что они неправильны, и показать людям правильный путь. По милости Господней мы сделали именно это. Разумеется, нас за это осудили. Но нас не волнует людское осуждение; мы заботимся о Божьей чести. По Его милости наша «труба» прозвучала ясно — мы описали ситуацию именно такой, какой она была на самом деле. Многие были хромыми, потому что путь был не прямым, а извилистым. Им было очень сложно найти правильный путь. Слава Господу, что сегодня в Господнем восстановлении в Соединённых Штатах есть шоссе между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком. Поскольку путь был сделан прямым, колени многих были исцелены. В сегодняшнем Господнем восстановлении вряд ли найдётся человек, которому грозит опасность быть вывихнутым. Все мы были исцелены. Согласно Евр. 12, быть исцелённым — значит полностью встать на Божий новозаветный путь. Сегодня глаза каждого из нас видят ясно. Чёрное — это чёрное, белое — это белое и серое — это серое. Благодарение Господу за такую прямую тропу. Я славлю Господа, что среди нас не найти вывихов, что каждый стоит прямо и идёт по прямой тропе. Мы не только идём — мы бежим.
VI. Надлежащая христианская жизнь является равновесием между миром и святостью
В стихе 14 сказано: «Стремитесь к миру со всеми и к освящению, без которого никто не увидит Господа». Надлежащая христианская жизнь является равновесием между миром и святостью. Для Бога святость — это Его святая природа; для нас святость — это наше освящение, наша отделённость для Бога. Здесь подразумевается, что, когда мы стремимся к миру со всеми людьми, нужно помнить об освящении перед Богом. Наше стремление к миру со всеми людьми должно быть уравновешено нашим освящением перед Богом, нашей отделённостью для Бога, без которой никто не увидит Господа и не будет иметь общения с Ним.
Мы не должны добиваться мира с людьми, не получив сначала святости. Мир без святости — это компромисс. Нам не нужен такой компромиссный мир. Нам нужен мир, который является произведением святости. За прошедшие годы я встречал многих христиан, которые шли на компромисс ради сохранения мира. В конечном итоге мира среди них не было. Внешне они шли на компромисс во многих вещах, но внутренне они сражались друг с другом. Слава Господу, что в Его сегодняшнем восстановлении чем больше мы приходим в Святое Святых, тем больше между нами мира. Если между старейшинами определённой поместной церкви нет мира, это позор. Если мы заботимся о святости, то есть о пребывании в Святом Святых, у нас есть истинный мир. Слава Господу, более двенадцати лет в церкви в Лос-Анджелесе царит мир. То же относится к церкви в Анахайме. Если вы приедете сюда, вы не найдёте и намёка на то, что здесь не хватает мира. Мир среди нас произведён не компромиссом, а святостью в Святом Святых.
Колеблющиеся еврейские христиане пытались сохранить мир с противниками, но в конечном итоге потеряли свою святость. Поэтому автор изо всех сил пытался вернуть их к должному миру, миру, который представляет собой плод праведности и истинной святости. Мир нам нужен, чтобы жить с человеком, а святость — чтобы видеть Господа. У вас может быть мир с человеком, но есть ли у вас при этом присутствие Господа? Мы должны в первую очередь заботиться о присутствии Господа, а затем — о нашей жизни с другими людьми. Наш мир должен вытекать из Господнего присутствия. Для нас сегодня Его присутствие — это наша практическая святость.