Приступайте к Святому Святых и не отступайте к иудаизму
В этом сообщении мы подходим к очень отрезвляющему и серьёзному отрывку Послания к евреям (Евр. 10:19-39). Главы седьмая, восьмая, девятая и первые восемнадцать стихов главы десятой очень волнующие. Однако начиная с Евр. 10:29 автор даёт ещё одно предостережение. Многие христиане не понимают, о чём идёт речь в этом предостережении. В данном сообщении мы должны ясно рассмотреть этот вопрос.
Суть этого предостережения, четвёртого в Послании к евреям, — приступать к Святому Святых и не отступать к иудаизму. В главе девятой мы видим две скинии, которые обозначают два завета и два века. Есть опасность, что мы не приступим ко второй скинии, но вместо этого отступим к первой. Мы должны оставить первую скинию, первый завет и первый век, и войти во вторую скинию, второй век или устроение. Мы должны идти дальше, в Святое Святых, войти в новозаветное устроение и жить в новом веке. Показав полную картину всего этого, автор беспокоился, пойдут ли еврейские верующие вперёд. По этой причине он даёт им предостережение, показывая, что им грозит опасность отступить к иудаизму и не приступить к новому завету. Он словно говорит: «Еврейские верующие, приступайте вперёд с той точки, на которой вы колеблетесь. Если вы не приступите вперёд, вам грозит опасность отступить назад». Приступать вперёд и отступать назад — это две противоположности. Отступать назад — это ужасно! Поскольку отступать назад — это так страшно, мы должны отнестись к четвёртому предостережению со всей серьёзностью.
Сначала я хотел бы сказать несколько слов о слове «приступать». Оно использовано в Послании к евреям четыре раза в связи с тремя вещами. В Евр. 4:6 говорится, что мы должны приступать к престолу благодати; в Евр. 7:25 и Евр. 11:6 говорится, что мы должны приступать к Богу; а в Евр. 10:22 говорится, что мы должны приступать к Святому Святых. Разумеется, слова «Святое Святых» в 10:22 должны быть выделены курсивом, так как в тексте греческого оригинала их нет. Но если посмотреть контекст, начиная со стиха Евр. 10:19, становится ясно, что здесь имеется в виду именно то, что мы должны приступать к Святому Святых. В Библии короля Якова употреблено слово «приближаться», но там не сказано, к чему нам нужно приближаться. После длительного изучения я пришёл к выводу, что лучший перевод этого греческого слова — это не «приходить», «приближаться» или «подходить», как сказано в некоторых переводах, а именно «приступать». Мы должны приступать к Святому Святых, к престолу благодати, к Самому Богу.
Бог находится на престоле благодати, а престол благодати находится в Святом Святых. Это картина новозаветного века. Где бы мы ни были, мы должны приступать к Святому Святых, к престолу благодати и к Богу. Делая это, мы приступаем к новому веку, новому домостроительству, устроению и управлению, в котором и через которое Бог исполняет Свой замысел. Божий вечный замысел может быть исполнен только благодаря тому, что Бог сидит на престоле в Святом Святых в новозаветном веке. Когда мы приступаем вперёд, мы делаем что-то не только для своего спасения или даже прославления; это предназначено для исполнения Божьего вечного замысла. Наше спасение или прославление — это не столь важно; но исполнение Божьего замысла — это нечто грандиозное. Благодарение Богу, что Он включил в него и всех нас. Когда мы приступаем и наслаждаемся новым завещанием, это предназначено целиком и полностью для Него и Его замысла. Это предназначено для Его выражения и осуществления Его вечного замысла. Для этого требуются четыре вещи: Бог на престоле, престол благодати, Святое Святых и новозаветный век. Если хотя бы одного из этих четырёх моментов не хватает, Бог не может осуществлять Свой замысел. Как же это серьёзно!
Не только язычники далеко отстояли от этих четырёх вещей — даже иудействующие, у которых был старый завет, отстояли от них очень далеко. Более того, многие сегодняшние христиане также далеки от этих четырёх моментов. Поэтому необходим призыв приступать. Мы благодарим Бога за то, что сегодня над нами кристально чистое небо и мы понимаем: приступать — значит приступать к Святому Святых, к престолу благодати и к Богу, это значит, что мы должны приступать к новозаветному устроению. Где вы? По-прежнему у жертвенника, смотрите на Того, кто увенчан терновым венком? Или же вы касаетесь престола благодати в Святом Святых и взираете на Того, кто увенчан славой? Как же нам нужно приступать! Приступать — вот ключевой момент Послания к евреям, и нам крайне необходимо увидеть это. Если мы раз увидим это, мы уже никогда не свернём в сторону.
I. Первая скиния, Святилище, является предызображением
Первая скиния, то есть Святилище, является только предызображением, а не действительностью. Как мы видели, все предметы в Святилище — стол хлебов предложения и светильник, например, — это прообразы Христа, а не действительность.
II. Вторая скиния, Святое Святых, является действительностью благодаря новозаветному устроению
Вторая скиния, то есть Святое Святых, является действительностью благодаря новозаветному устроению (Евр. 9:3, 8, 10). Святое Святых — это действительность. Оно становится действительным для нас благодаря новозаветному устроению, в котором мы сейчас переживаем его действительность. Присутствие Бога, Божья слава шехины, встреча Бога с человеком и Божье говорение, которые имеют место в Святом Святых, — всё это действительность. Это не прообразы, а действительность, которая становится действительной для нас и которую мы переживаем в новозаветном устроении.
III. Век старого завета завершён, и устроение нового завета введено
Век старого завета был завершён смертью Христа, и устроение нового завета было введено Его воскресением и вознесением. В Своём вознесении Он является «Первосвященником появившихся благ» (9:11). Сейчас Он служит в «большей и более совершенной скинии» на небесах, исполняя новый завет для Божьего домостроительства.
IV. Путь для входа в Святое Святых проложен
В стихе 19 говорится: «Итак, братья, имея смелость для входа в Святое Святых в крови Иисуса». Сегодня Святое Святых находится на небе, где пребывает Господь Иисус (9:12, 24). Как же мы можем входить в Святое Святых, если мы ещё на земле? Секрет заключается в нашем духе, о котором говорится в 4:12. Тот Христос, который на небе, находится теперь и в нашем духе (2 Тим. 4:22). Будучи небесной лестницей (Быт. 28:12; Ин. 1:51), Он соединяет наш дух с небом и приносит небо в наш дух. Поэтому всякий раз, когда мы обращаемся к духу, мы входим в Святое Святых. Там мы встречаемся с Богом, восседающим на престоле благодати.
Мы входим в Святое Святых новым и живым путём, который Он впервые открыл нам как через завесу, то есть Свою плоть (ст. 20). Путь в Святое Святых проложен. Согласно греческому тексту, слово «новый» значит «свежезакланный». Через смерть Христа на кресте для нас был «заклан» путь. Что было заклано? Не только плоть, но и всё старое творение. В этом стихе завеса, то есть Его плоть, обозначает старое творение, включая нас. На завесе были херувимы (Исх. 26:31), которые обозначают тварей (Иез. 10:35). Когда завеса была разорвана, херувимы тоже были разорваны, что означает, что, когда плоть Христа, показанная в прообразе завесы, была распята, все твари тоже были распяты в Его плоти. Эта плоть была заклана. Согласно Мф. 27:51, когда Господь Иисус умер, завеса была разорвана сверху донизу, что означает, что она была разорвана не кем-то на земле, а Богом на небесах. Старое творение было заклано, и новый и живой путь в Святое Святых был проложен. Теперь через разорванную завесу, плоть, и посредством крови Иисуса мы можем войти в Святое Святых. Его смерть и Его кровь доступны нам и сегодня.
Под «завесой» в стихе 20 имеется в виду вторая завеса (9:3) внутри скинии, которая, как мы увидели, является прообразом плоти Христа. Когда была распята плоть Христа, эта завеса разорвалась, благодаря чему для нас — тех, кто был отчуждён от Бога, которого обозначает дерево жизни (Быт. 3:22-24), — открылся путь, чтобы, входя в Святое Святых, соприкасаться с Ним и принимать Его как дерево жизни для нашего наслаждения. Это подразумевает, что, поскольку наш старый человек был распят с Христом, нам открыт путь, чтобы в своём духе соприкасаться с Богом и наслаждаться Им как жизнью и жизненным снабжением для нас.
V. Имеем смелость для входа в Святое Святых через лучшие жертвы Христа
Через лучшие жертвы Христа мы имеем смелость для входа в Святое Святых (Евр. 9:23; 10:19). Вход в Святое Святых — это не мелочь, так как там на престоле славы восседает Сам Бог. Для того чтобы войти в такое место, нужна смелость, и она появляется у нас благодаря смерти Христа и Его крови. Благодаря смерти Господа и Его крови у нас есть смелость входить в Святое Святых, когда мы только захотим, а не только раз в год, как первосвященник в Ветхом Завете.
VI. Имеем великого Священника над домом Божьим
В стихе 21 сказано, что мы имеем «великого Священника над домом Божьим». Это очень глубоко. Мы видели, что мы — дом Божий (3:6). Но если мы находимся на внешнем дворе, мы не в том положении, чтобы быть домом Божьим. Чтобы быть домом Божьим, мы должны приступать к Святому Святых, потому что только там Христос, наш Первосвященник, заботится о доме Божьем. Поскольку Святое Святых соединено с нашим духом, мы можем быть домом Божьим, только когда мы в духе. Если от своего духа мы повернёмся к плоти, мы будем уже не домом Божьим, а домом скорпионов и змей. Когда христиане сражаются и спорят друг с другом, они не церковь, дом Божий, а скорпионы и змеи. Хотя они, возможно, спасены, они живут не спасённой жизнью, а жизнью скорпиона. Согласно Эф. 2:22, дом Божий находится в нашем духе. Если мы живём как скорпионы, мы не можем наслаждаться присутствием Христа. Только в Святом Святых в духе Христос, наш Первосвященник, заботится о доме Божьем.
VII. Приступать к Святому Святых
Будем приступать к Святому Святых (ст. 22), то есть к новозаветному устроению. Святое Святых обозначает не только место, но также завет, век и устроение. В главе девятой мы ясно видели, что скиния — это не просто место, но также символ завета и века. Призыв приступать к Святому Святых включает в себя призыв приступать к новому завету и новозаветному веку. Мы должны приступать к Святому Святых с истинным сердцем, в полной убеждённости веры, окропив сердца от порочной совести и омыв тело чистой водой. Чтобы мы могли приступить к Святому Святых, наше сердце должно быть истинным, наша вера должна быть с полной убеждённостью, наша совесть должна быть окроплённой и всё наше существо должно быть омытым. Мы не можем относиться ко всему этому легкомысленно. В этом вопросе мы должны быть крайне серьёзны.
VIII. Удерживать исповедание нашей надежды неуклонным
«Наша надежда» (ст. 23) — это Христос и всё, чего мы причащаемся от Него. Он — наша надежда славы (Кол. 1:27). Искупление нашего тела, которое Он совершит при Своём втором пришествии, — это тоже наша надежда. Даже сейчас Он, наша несокрушимая жизнь, является нашей надеждой в любой ситуации. Как наш Первосвященник с более превосходящим служением Своего царственного и божественного священства, Он является нашей надеждой в нашей повседневной жизни. Ходатайствуя за нас, Он заботится о нас и Он может спасать нас до конца. Вот во что мы верим. Вот наше исповедание. Мы должны держаться этого исповедания неуклонно в своей вере, так чтобы мы могли приступать и входить в Святое Святых и наслаждаться небесным Христом.
IХ. Быть внимательными друг к другу, так чтобы побуждать друг друга к любви и добрым делам
Для надлежащей церковной жизни мы должны быть внимательными друг к другу (ст. 24). Изолироваться от остальных — значит совершить самоубийство в церковной жизни. Быть внимательными друг к другу — значит увеличивать жизнь, побуждая друг друга к любви и добрым делам. Добрые дела в этом стихе и в 13:21 — это то доброе, что в глазах Бога связано, главным образом, с исполнением Его замысла. Если мы будем внимательны друг к другу, мы сохранимся в церковной жизни.
Х. Не покидать церковную жизнь, чтобы грешить по собственной воле
Теперь мы подходим к очень важному моменту. Автор предостерегает еврейских верующих, что им нельзя покидать церковную жизнь, чтобы грешить по собственной воле, то есть возвращаться в иудаизм и приносить жертвы за грех, которые были устранены (ст. 25-26, 28). В стихах 25 и 26 сказано: «Не покидая наше собственное собрание, как есть у некоторых обычай, а увещевая друг друга; и тем больше, чем больше вы видите, что приближается тот день. Ибо когда мы по собственной воле грешим после того, как получили знание истины, уже не остаётся жертвы за грехи». Если бы еврейские верующие отступили к иудаизму и снова стали бы приносить жертву за грех, они бы занялись тем, что Бог устранил. Для еврейских верующих, в то время и в той обстановке, покинуть своё собственное собрание означало бы покинуть новозаветный путь соприкосновения с Богом, покинуть церковь и возвратиться к своей старой религии — иудаизму. Это нарушило бы Божье управление благодати и, таким образом, было бы серьёзным грехом перед Богом. Тем самым они бы по собственной воле согрешили после того, как получили знание истины. Под «истиной» здесь понимается то, что было раскрыто в предшествующих главах и стихах; всё это дало еврейским верующим полное знание того, что Бог отменил старый завет и учредил новый. Грешить по собственной воле — значит покидать своё собственное собрание, прекращать собираться с церковью. Еврейские верующие уже получили наставление относительно необходимости покинуть иудаизм и оставаться в новом завете. Если бы они, несмотря на это, вернулись к иудаизму, они покинули бы своё собственное собрание, прекратили бы собираться с церковью. В глазах Бога это был бы грех по собственной воле, поскольку он был бы совершён после того, как они получили знание истины, после того, как они узнали, что Бог покинул иудаизм, образованный согласно старому завету, и впервые открыл новый и живой путь соприкосновения с Богом согласно новому завету.
В стихе 26 сказано, что «уже не остаётся жертвы за грехи». Если бы еврейские верующие покинули церковь и вернулись к иудаизму, в Божьем домостроительстве не осталось бы жертвы за грехи, так как все жертвы старого завета были целиком и полностью заменены одной жертвой Христа. Поскольку Христос принёс Себя раз и навсегда в жертву за наши грехи (Евр. 7:27; 10:10, 12), жертва за грехи перестала существовать (Евр. 10:2). Она была устранена Христом (Евр. 10:9), который принёс Себя Богу как действительную жертву за наши грехи. Многие христианские учителя толкуют стих 26 неправильно. Они утверждают, что если после спасения мы грешим по собственной воле, наши грехи не могут быть прощены, так как уже не остаётся жертвы за грех. Такое истолкование ужасно! Как мы видели, здесь речь идёт о том, что человек грешит по собственной воле, когда он покидает церковь и отступает к старому завету после того, как он узнал, что Бог отменил его и учредил новый завет. Если человек покидал церковь и возвращался к иудаизму, чтобы приносить жертвы за грех, которых уже не существовало, — это в глазах Бога было грехом по собственной воле.
В стихе 29 сказано: «Насколько худшего наказания, думаете вы, будет признан достойным тот, кто попрал Сына Божьего». В новом завете Сын Божий заменяет все жертвы старого завета. Если бы еврейские верующие вернулись к иудаизму и стали приносить какие-либо старые жертвы, они, по сути, попрали бы Сына Божьего. Они бы пренебрегли Им, отнеслись бы к Нему с презрением и попрали бы Его.
Б. Считал освящающую кровь завета за обыденное
В стихе 29 также сказано о том, что такой человек считал освящающую кровь завета за обыденное. Если бы еврейские верующие вернулись к иудаизму и стали приносить старые жертвы, полагаясь тем самым на кровь закланных животных, они, по сути, сочли бы за обыденное драгоценную кровь Христа. Тем самым они серьёзно пренебрегли бы уникальной искупительной работой Христа. Поскольку кровь животных была обыденной, её можно было приносить снова и снова. Но если, приняв Христа, еврейские верующие вернулись бы в иудаизм и стали бы снова приносить жертвы за грех, они бы сделали кровь Христа такой же, как кровь животных. Это оскорбление для Христа.
В этом стихе также говорится об оскорблении Духа благодати. При новом завете посредством искупительной крови Христа еврейские верующие стали причастниками Святого Духа (Евр. 6:4), Духа благодати. Если бы они вернулись к иудаизму, Дух благодати, который обитал в них и работал в них, был бы оскорблён их грехом, совершённым по собственной воле. Дух благодати никогда бы не согласился с этим и отреагировал бы на это. Это серьёзно.
В стихах Евр. 10:38-39 автор велит еврейским верующим жить верой и не отступать к разрушению. Для еврейских верующих отступить к иудаизму означало бы отступить к разрушению, т. е. не к вечной гибели, а к наказанию, назначаемому живым Богом (Евр. 10:29-31). Под разрушением здесь понимается наказание, о котором говорится в Евр. 10:27-31 и которое постигнет тех, кто оставляет новый завет и возвращается к иудаизму, тем самым попирая Сына Божьего, считая драгоценную кровь Христа чем-то обыденным, подобным крови животных, и оскорбляя Духа благодати.
Теперь мы должны понимать смысл этого четвёртого предостережения. Домостроительство Божье было ясно представлено. Мы увидели старый путь и новый путь, и мы получили предостережение о том, что нам следует приступать, двигаясь по новому пути, и не отступать на старый путь. Отступать на старый путь, услышав такое ясное слово, — значит совершать грех по собственной воле. В то время, когда было написано это Послание, отступать значило покидать новозаветную церковь и отказываться от новозаветного устроения и домостроительства Божьего. Это не мелочь; это был очень серьёзный грех по собственной воле. Автор предостерегал их, что, если они сделают подобное, они потерпят наказание.
Согласно Божьему домостроительству, все старые жертвы были устранены и старый путь был закрыт. Если бы еврейские верующие захотели отступить на старый путь и приносить жертвы по закону, их попытки оказались бы тщетными, поскольку в глазах Бога всё это было устранено. Таково правильное значение этого предостережения. Однако многие христиане толкуют его неправильно, утверждая, что если вы грешите после спасения, то вы грешите по собственной воле и вы уже не можете получить прощение своих грехов. Под Господним светом мы увидели, что грешить по собственной воле — значит отказываться от Божьего домостроительства и возвращаться на старый путь традиционной религии. Сейчас, в это последнее время, Господь показал нам Своё современное домостроительство. Мы знаем, каков старый путь и каков новый путь. Старый путь был закрыт, а новый путь был проложен, недавно «заклан». Ради Господнего восстановления и Божьего домостроительства мы должны приступать вперёд, чтобы встать на новый путь.