Жертвы Христа заменяют и устраняют жертвы старого завета
Послание к евреям многократно говорит нам, что Христос раз и навсегда покончил с грехом (Евр. 1:3; 2:17; 7:27; 9:26; 10:12). Столь частое упоминание того факта, что Христос Своей жертвой устранил грех, вызвано существованием в древности сильнейшей иудейской традиции. Иудеи думали только о том, что им нужно приходить к жертвеннику и приносить жертву за грех. Жертвы за грех приносились ежедневно; кроме того, раз в год их приносили в день умилостивления. Таким образом, мысли древних иудеев были заняты жертвой за грех. Из-за силы иудейской традиции автор Послания, разобрав вопрос о совершении жертвы за грех в главах седьмой, восьмой и девятой, даёт дальнейшее заключение в Евр. 10:1-18.
Основная мысль этого дополнительного заключения состоит в том, что еврейские христиане должны были осознать, что ни одна жертва, приносимая левитскими священниками, не может устранить грех или сделать совершенными тех, кто поклоняется. Даже их Ветхий Завет предсказывал в Ис. 53:10 и Ис. 53:12, что придёт Христос и станет жертвой за грех, то есть Он заменит и устранит левитские жертвы. Поскольку Христос, уникальная жертва, сделал это, еврейские верующие проявили бы крайнее неразумие, если бы они пошли обратно в храм снова приносить жертву за грех. Грех был устранён и остался в прошлом. Поэтому в 10:18 в связи с грехом и беззакониями сказано: «где их прощение, там уже нет приношения за грех». Это логичное заключение.
В Божьем домостроительстве Христос сделал две основные вещи: Он устранил грех, который вмешался и помешал Божьему вечному замыслу, и Он вложил Себя в нас как божественную жизнь, которая работает внутри нас и распространяется во всех внутренних частях нашего существа. Основная мысль в 10:1-18 заключается в том, что Христос устранил грех, совершив то, что не могли сделать все левитские жертвы. Устранив грех раз и навсегда, Христос теперь вложил Себя в нас как божественную жизнь, чтобы посредством работы этой божественной жизни мы стали Его совокупным воспроизведением.
I. Закон имел тень будущих благ
Закон Ветхого Завета не был действительностью; он был тенью будущих благ (ст. 1). Будущие блага — это то, чем Христос является и что Он делает. То, что имел закон, не могло ничего совершить. Один только Христос, действительность всех теней в Ветхом Завете, совершил всё для Божьего домостроительства.
II. Закон своими постоянными и ежегодными жертвами не мог сделать совершенным того, кто поклоняется
Закон своими постоянными и ежегодными жертвами не мог сделать совершенными приходящих (ст. 1-2). Жертвы, приносимые согласно закону, не могли очистить совесть приносивших их людей от грехов. Сколько бы они ни приносили одни и те же жертвы за грех, их совесть никогда не успокаивалась и они никогда не могли быть усовершенствованными перед Богом.
III. Жертвы закона ежегодно напоминают о грехах
Жертвы, приносимые согласно закону, не могли устранить грехи, напротив, они напоминали людям о них. Каждый год в день умилостивления иудеям напоминали об их грехах. Намерение Бога в связи с этими жертвами-тенями состояло в том, чтобы напоминать иудеям, что им требовался Христос, Мессия, который унесёт их грехи. По Божьему намерению всякий раз, когда они приносили жертву за грех, они должны были обращать свой взор к Христу. Жертвы закона служили им просто напоминанием о грехах, они не очищали их от грехов.
IV. Невозможно, чтобы кровь животных уносила грехи
Поскольку все жертвы закона были тенью, а не действительностью, было невозможно, чтобы кровь животных уносила грехи (ст. 4). Только драгоценная кровь Христа, действительной жертвы за грех, уносит грехи. Поэтому еврейским верующим было совершенно бессмысленно возвращаться в иудаизм и снова приносить жертвы за грех.
V. Христос пришёл с телом, чтобы заменить жертвы закона
Все жертвы, приносимые согласно закону, были тенью Христа. В полноте времени Христос пришёл с телом из плоти и крови, чтобы заменить жертвы закона. Он принёс Себя Богу в плоти раз и навсегда, чтобы унести грехи. В стихах 7, 9 и 10 говорится, что воля Божья состояла в том, чтобы устранить первое, то есть животные жертвы старого завета, что позволило бы установить вместо них второе, то есть жертву Христа нового завещания. Поэтому со стороны еврейских верующих было бы глупо возвращаться и приносить животные жертвы, которые уже были заменены Христом.
VI. Христос освятил нас через принесение Своего тела раз и навсегда
Христос, как действительная жертва за грех, которая унесла грех, освятил нас через принесение Своего тела раз и навсегда (ст. 10). Грех отделял нас от Бога, но Христос посредством Своего искупления отделил нас от греха и вернул Богу. Тем самым Он отделил нас для Бога. Христос отделил нас раз и навсегда.
VII. Священники закона ежедневно стояли, чтобы приносить одни и те же жертвы, которые никогда не могли удалить грехи
В стихе 11 сказано: «Каждый священник стоит ежедневно, служа и принося многократно одни и те же жертвы, которые никогда не могут удалить грехи». В старом завете священники стояли ежедневно и приносили одни и те же жертвы снова и снова, поскольку то, что они приносили, никогда не могло удалить грехи. То, что они стояли, было знаком того, что удаление грехов ещё не совершено. Удаление грехов было совершено, когда Христос принёс Самого Себя.
VIII. Христос сел навечно по правую руку от Бога, принеся одну жертву за грех
Священники старого завета стояли ежедневно, многократно принося одни и те же жертвы, но Христос устранил грех (9:26), принеся Себя Богу как одну жертву за грехи. Поэтому, как сказано в стихе 12, Он «навечно сел по правую руку от Бога». То, что Он сел на небе, означает и доказывает, что удаление грехов совершилось. Он сел на небе навечно. Поэтому Ему уже не нужно ничего делать с грехом. Он уже сделал всё раз и навсегда. То, что Он сел навечно, принеся одну жертву за грехи, противопоставляется тому, что священники ежедневно стояли, чтобы многократно приносить одни и те же жертвы.
IХ. Одним приношением Христос навечно сделал совершенными освящаемых
В стихе 14 сказано, что «одним приношением Он навечно сделал совершенными освящаемых». Хотя животные жертвы никогда никого не делали совершенными, уникальная жертва Христа сделала нас совершенными навечно. Посредством Своего приношения Христос не только освятил нас раз и навсегда, но и сделал нас навечно совершенными. Благодаря той жертве Христа мы были не только отделены от греха и возвращены Богу, но и сделаны совершенными перед Богом.
Х. Святой Дух свидетельствует, что наши грехи и беззакония прощены
Здесь нам необходимо прочитать стихи с 15 по 17. «И Святой Дух тоже свидетельствует нам, ибо, после того как Он сказал: „Вот завет, который Я заключу с ними после тех дней, — говорит Господь, — Я положу Мои законы на их сердца, и на их разуме Я напишу их”, Он говорит: „И их грехов, и их беззаконий Я ни в коем случае не вспомню больше”». В этой части Слова автор прикладывает все усилия, чтобы доказать еврейским верующим, что им больше не нужно приносить жертву за грех, потому что Христос совершил устранение грехов. Проблема греха решена. Теперь он подчёркивает этот факт, отмечая, что в Иер. 31:33-34, отрывке, который он процитировал в главе восьмой, Святой Дух свидетельствует об этом же. В Иер. 31:33-34, сказав, что Бог вложит Свои законы в наши сердца, Дух далее говорит, что Бог больше не вспомнит наших грехов и беззаконий. Это доказывает, что Святой Дух свидетельствует, что наши грехи удалены и что проблема греха решена. Не только в Ис. 53:6, 11 и 12 есть предсказание о том, что Христос понесёт наши грехи; также в Иер. 31 есть свидетельство Святого Духа о том, что наши грехи будут удалены и что Бог больше не вспомнит о них.
Согласно нашему природному пониманию нового завета, прощение грехов стоит на первом месте. Однако оно стоит на последнем месте, более того, это нечто дополнительное. Новый завет, главным образом, касается трёх вещей: закона жизни, который написан на нашем существе; того, что Бог является для нас Богом, а мы являемся для Него народом; и внутренней способности знать Бога. Эти три вещи вечны. Но некоторые братья и сёстры, по-прежнему вспоминая свои грехи, спрашивают: «А как же быть с этим грехом?» Им необходимо дополнение, чтобы они успокоились и перестали думать о своих грехах, так как Бог больше не помнит их, потому что они были удалены жертвой Христа. Здесь, в главе десятой, повторив основное положение нового завета — внутренний закон жизни, упомянутое в главе восьмой, Дух говорит, что Господь ни в коем случае не вспомнит наших грехов и беззаконий. Поскольку Господь ни в коем случае не вспомнит грехов и беззаконий, мы тоже не должны их вспоминать. Но нам так сложно забыть свои грехи. Хотя Бог прощает и забывает наши грехи и хотя мы осознаём, что наши грехи прощены, мы не можем забыть их. Воспоминание о наших грехах по-прежнему сидит глубоко в подсознании нашего существа.
Что значит забыть наши грехи? Это значит считать, что мы никогда не грешили. С момента уверования в Господа Иисуса вы когда-нибудь считали себя безгрешными? Бог считает вас именно такими. Когда мы приходим к Нему со словами: «Отец, я хочу покаяться в своих грехах», Он может ответить: «О чём ты говоришь? Разве ты не один из Моих детей? Никто из Моих детей никогда не грешил». Простить грехи — значит забыть их, считать, что их никогда и не было. Бог не только прощает нам грехи; Он больше не помнит их. Наши грехи устраняются не только из Его управления, они даже исчезают из Его памяти. В вечности Отец скажет: «У Меня много сыновей, которые никогда не грешили. В Моей божественной памяти никакого греха не существует». Только Бог обладает такой забывчивостью. Чем больше мы пытаемся забыть наши грехи, тем больше мы их помним. Мы, может быть, по-прежнему помним тот день, когда украли у отца какие-то деньги. Мы помним об этом, но если мы придём с этим к Отцу, мы обнаружим, что Он об этом забыл. Аллилуйя! Вы когда-нибудь осознавали, что у всех нас есть доля в этой чудесной забывчивости? Как это замечательно! Однако это только дополнение к трём основным положениям нового завета, самое важное из которых — закон жизни. Бог есть наш Бог, и мы, Его народ, имеем внутреннюю способность знать Его. Отныне мы должны забыть грех и больше не говорить о нём. Любая поместная церковь, которая всё ещё говорит о грехе, несовременна. Как церковь, мы должны интересоваться не грехом, а законом жизни. Грех остался в прошлом, сейчас у нас есть жизнь. Сейчас внутри нас есть закон жизни.
ХI. Уже нет приношения за грех
Поскольку Христос совершил жертву за грех и устранил его, никакого приношения за грех уже нет (ст. 18). Это не значит, вопреки толкованию некоторых христиан, что если мы грешим после своего спасения, то за наш грех уже нет приношения и нам больше не будет прощения. Это значит, что поскольку Христос раз и навсегда совершил приношение за грех и устранил его, то больше нет нужды в каком-либо приношении за грех. Это было решительным словом для еврейских христиан тех дней, которые подумывали о том, чтобы вернуться к старому обычаю приносить жертву за грех. Они должны были знать, что приношение за грех совершено и устранено Христом. Что им было нужно — так это не возвращаться к тени животных жертв, а приступать и причащаться воскресшего Христа и наслаждаться всем, что Он совершил для них, принеся Себя Богу.
Сегодня нам также нужно увидеть, что наши грехи были удалены смертью Христа и что проблема греха была решена раз и навсегда. Поскольку греху положен конец и он остался в прошлом, он больше не должен нас беспокоить. Наше внимание должно обратиться от Христа на кресте к Христу на небесах. Мы должны наслаждаться небесным Христом как нашей жизнью и всем, что нам необходимо для следования за Ним и участия в небесном состязании. Когда мы наслаждаемся Христом, который на небесах, мы поистине находимся под новым заветом и участвуем во всех пунктах нового завещания. В этом цель этой книги.