Теперь, после пяти предыдущих сообщений, мы можем понять, что такое новый завет. В этом сообщении мы рассмотрим, что он собой представляет.
У Бога есть вечный замысел с Его божественным намерением. Намерение Бога заключается в том, чтобы раздать и внедрить Себя в нас как нашу жизнь и всё для нас, пока в конечном итоге Он и мы, мы и Он сольёмся воедино и мы станем Его выражением во всей вселенной. В этом процессе божественность внедряется в человечество и человечество сливается с божественностью. Бог есть Бог, но Он стал человеком. Мы люди, но у нас есть Божья жизнь и природа. Это краткое определение Божьего вечного замысла.
Прежде чем Бог осуществил Свой замысел, Сатана вызвал падение человека и многих ангельских существ. С одной стороны, это причинило Богу немалые неприятности, но с другой стороны, это предоставило Ему хорошую возможность проявить Свою мудрость. Во-первых, поскольку существовала отрицательная сторона дела — грех, послуживший помехой для исполнения Божьего замысла, Богу пришлось решить все связанные с грехом проблемы и устранить грех. Во-вторых, что касается положительной стороны дела, Бог вложил Себя в нас как жизнь. Теперь эта жизнь должна развиваться и становиться регулирующими нас законами, вкладываемыми в каждую внутреннюю часть нашего существа. Бог вложил Себя как жизнь в наш дух, и Он развивает эту божественную жизнь в законы, которые распространяются из нашего духа во все наши внутренние части. В-третьих, согласно этому закону жизни, Бог является нашим Богом, а мы являемся Его народом. В-четвёртых, когда эта жизнь входит в нас и развивается в законы, вкладываемые во всё наше существо, эта жизнь с её законами даёт нам самопроизвольную и автоматическую способность знать Бога путём жизни. Это не то же самое, что знать Его путём знания, изучения; имеется в виду знание посредством внутренней способности жизни. Чтобы осуществить Свой вечный замысел, Бог должен был сделать четыре вещи: унести грех; вложить Себя как жизнь в наш дух и развить эту жизнь в законы, вкладываемые во всё наше внутреннее существо; сделать Себя нашим Богом и сделать нас Своим народом согласно закону жизни; и даровать нам внутреннюю способность автоматически знать Его в жизни.
Прежде чем сделать эти четыре вещи, Бог пообещал Своим людям, что Он сделает это, заключив с ними завет. Завет — это библейский термин, обозначающий то, что мы сегодня называем контрактом или соглашением. Содержание этого контракта следующее: Бог заверяет нас, что Он унесёт наши грехи, что Он вложит Себя как жизнь в наш дух и разовьёт эту жизнь в законы в нашей внутренности, что Он будет для нас Богом, а мы будем Его народом согласно закону жизни, и что у нас будет самопроизвольная внутренняя способность знать Его. Эти четыре положения представляют собой содержание божественного контракта. Это новый завет.
Почему он назван новым заветом? Потому что, до того как был узаконен и завершён новый завет, Бог заключил старый завет. Почему Он сначала заключил старый завет? Потому что всё, что содержится в новом завете, слишком таинственно и абстрактно. Если бы Бог сразу заключил такой завет, люди бы не поняли его, он не произвёл бы на них никакого впечатления. Бог учит нас точно так же, как воспитательница учит детей в детском саду. Например, прежде чем сказать детям слово «собака», воспитательница показывает им картинку, а затем прямо называет это слово. Подобным образом, Бог сначала показывает нам картину, а потом рассказывает о чём-то действительном. Старый завет был картиной. В нём было покрытие греха, но не было прощения греха. Покрытие греха в старом завете предызображало грядущее прощение греха в новом завете. В старом завете был старый закон, закон букв. Закон букв в старом завете был тенью закона жизни в новом завете. Более того, в старом завете Бог говорил Своим людям, что Он станет их Богом согласно закону букв и что они будут Его народом тоже согласно закону букв. Сегодня, в новом завете, Бог является нашим Богом согласно не закону букв, а закону жизни, и мы являемся Его народом тоже согласно закону жизни. Более того, в старом завете людей учили знать Бога посредством знания закона, а в новом завете мы получаем способность знать Бога посредством внутренней способности жизни. Все четыре положения нового завета содержатся в старом завете в качестве теней, а не действительности. Теперь, в новом завете, у нас есть нечто действительное, что заменяет собой тени.
Предположим, я собираюсь навестить вас, но перед приездом посылаю вам свою фотографию. Хотя фотография очень похожа на меня, это всего лишь моя фотография. Когда я, живой человек, приеду к вам, моё присутствие, безусловно, заменит фотографию. Если я приеду к вам, а вы по-прежнему будете ценить мою фотографию, не обращая на меня никакого внимания, вы окажетесь чрезвычайно глупым человеком.
Рассматривая вопрос о старом и новом заветах, мы должны понимать, чем отличаются обещание, клятва, завет и завещание. Обещание — это простое слово, которое говорит вам Бог, обещая, что Он что-то сделает для вас. Клятва — это подтверждение простого слова. Бог подтвердил Своё простое слово обещания посредством клятвы (Евр. 6:13, 17). Когда Его обещание было подтверждено клятвой, оно сразу же стало заветом. Мы получили от Бога не простое слово, а завет, договор подтверждённый Божьей клятвой с печатью Его божественного существа. Завет связывает человека больше, чем обещание. В этом связующем завете есть четыре положения, которые являются уже не обещаниями, а совершёнными фактами. Все эти факты ясно изложены в завете. Тот, кто заключил завет, умер, для того чтобы завет стал последней волей, завещанием. Теперь завет — это уже не просто завет, а завещание, оставленное Тем, кто узаконил завет. Содержанием этого завещания являются четыре совершённых положения. Следовательно, нам не нужно ждать совершения этих положений или молиться, чтобы Бог был верным, вспомнил Своё обещание и сдержал Своё слово. Нам не нужно молиться, так как всё уже совершено. Каждое из четырёх положений — это совершённый факт, завещанный нам. Эти четыре положения являются не только обещаниями и фактами, но и завещаниями для нашего наследования, участия и наслаждения. Сегодня у нас есть не просто обещание или даже завет, у нас есть завещание, воля, то есть завет на новой стадии. Завет на новой стадии представляет собой завет, который был завещан с совершёнными фактами — исполненными обещаниями. Когда обещание было исполнено, оно стало заветом, а когда завет был завещан, он стал завещанием. В обещании есть то, что нам обещали, в завете есть совершённые факты, а в завещании совершённые факты описаны как то, что оставлено нам в наследство. Не молитесь о том, чтобы Бог исполнил Свои обещания или чтобы Он дал вам факты. Все обещания стали совершёнными фактами, и все совершённые факты были завещаны нам. Нам нужно просто принять их и наслаждаться ими.
Давайте ещё раз посмотрим на четыре обещания, ставшие совершёнными фактами и нашим наследством. Первое положение — грех был унесён. Но, предположим, грех возвращается. Что вы будете делать? Может, вы встанете на колени и будете молиться: «О Господь, сдержи Своё обещание. Господь, Ты обещал мне покончить с грехом, а сейчас грех опять приходит и беспокоит меня. Господь, сдержи Своё слово, Ты обещал покончить с грехом»? Господь никогда не ответит на такую молитву. Вот почему чем больше вы просите Господа справиться с вашим нравом, тем больше он проявляется. Когда вы так молитесь, Господь не отвечает вам. Что же нам в таком случае делать, когда грех приходит беспокоить нас? Просто скажите греху: «Грех, откуда ты пришёл? Ты, что, забыл, что ты был унесён?» Грех унесён — это оставлено нам в наследство по завещанию. Чтобы это было так, наберитесь смелости и провозгласите это. Мало кто из христиан обладает такой верой. Даже после того как я получил это видение, я несколько раз всё равно молился: «О Господь, позаботься о моём нраве. Мне так тяжело преодолеть его. Господь, разве Ты не обещал помочь мне?» Хотя такая молитва может показаться хорошей, она на самом деле неразумная.
Второе положение, оставленное нам в наследство в новом завете, — это то, что Бог вложил Свою жизнь в нас и что эта жизнь развивается во многие законы в нашей внутренности. Это не обещание, а факт, совершённый и завещанный нам прежде нашего рождения. До того как наши родители вложили в нас свою физическую жизнь, Бог уже вложил в нас Свою жизнь. Вы верите этому? Этот совершённый факт был оставлен нам в наследство Христом. Всем нам нужно увидеть это. Если вы никогда не видели город Анахайм, вам, может быть, сложно поверить всему, что вы слышите о нём, но если вы приедете сюда и сами посмотрите на этот город, вы не сможете не верить увиденному. Подобным образом, всем нам надо увидеть то, что оставлено нам в наследство. Аллилуйя, грех был унесён, и ещё до нашего рождения в нас была вложена божественная жизнь! Божественная жизнь была не просто вложена в нас, она развилась в законы в каждой части нашего существа.
Третье положение, оставленное нам в наследство, — это то, что Бог станет нашим Богом и что мы станем Его народом. И то и другое соответствует закону жизни. В старом завете Бог был Богом для Своего народа согласно внешнему закону букв, и Его народ был Его народом тоже согласно этому закону букв. Но в новом завете то, что Бог является нашим Богом, а мы — Его народом, соответствует внутреннему закону жизни. Это связано с внутренней жизнью, а не с внешним знанием. В новом завете Бог обращается с нами согласно внутренним законам жизни, а не внешним правилам, и мы живём с Ним согласно чувству жизни, а не знанию букв.
Четвёртое положение, оставленное нам в наследство, — это внутренняя способность знать Бога. Вы верите, что у нас есть внутренняя способность знать Бога? Как вы можете доказать мне, что она у вас действительно есть? Это нельзя доказать с помощью доктрины, но это можно доказать с помощью наших переживаний. Предположим, сестра идёт в магазин и там она видит множество товаров, выставленных на распродажу. Когда она собирается купить определённую вещь, что-то внутри неё говорит: «Не прикасайся к этому. Богу это не нравится». Она выбирает другую вещь, но что-то внутри неё говорит: «Это Богу тоже не нравится». Я думаю, у каждой сестры было подобное переживание, из чего следует, что у сестёр есть внутренняя способность знать Бога. Нельзя отрицать, что мы обладаем ей.
Братья из своих переживаний тоже знают, что у них есть внутренняя способность знать Бога. У нас, братьев, есть особая черта — мы любим оправдываться. Неважно, сколько вам лет, если вы мужчина, вы любите оправдываться. Хорошая жена знает один секрет: её муж всегда оправдывается и никогда не уступит в споре, даже если спорить не о чем. Если вы мудрая жена, вы не станете спорить с мужем, потому что ни один муж не уступит в споре. Но всякий раз когда мы, братья, пытаемся оправдываться, божественное присутствие сразу же пропадает, и мы знаем, что такое оправдание — не от Бога. Нам не нужно какое-то учение согласно буквам, чтобы узнать это; у нас есть внутренняя способность жизни знать Бога.
Хотя все эти четыре положения были совершены и завещаны нам до нашего рождения, мы не переживали их, пока не уверовали в Господа Иисуса. В тот день, как мы уверовали в Господа Иисуса, все эти положения были внедрены в нас. Однажды мы сказали: «О Господь Иисус, Ты мой Спаситель. Я верю в Тебя. Я благодарю Тебя за Твою кровь и за Твоё омовение». Как только мы так помолились, все эти четыре положения нового завета стали действительными для нас.
Чтобы увидеть новый завет, мы должны сначала посмотреть на старый завет. В Евр. 8:7 сказано: «Ибо если бы тот первый завет был безукоризнен, то не искалось бы места второму». Старый завет не был безукоризнен, он имел изъяны, поскольку он был слабым и бесполезным (7:18). Почему он был бесполезным? Потому что он был не самой действительностью, а только её фотографией. Более того, старый завет ничего не сделал совершенным (Евр. 7:19). Старый завет не мог ничего сделать совершенным, так как он был только тенью. Предположим, я послал бы вам свою фотографию, а вы бы поверили в неё и сказали: «Брат Ли, поговорите со мной. Разве вы не знаете, что я люблю вас? Почему вы не любите меня? Что с вами, брат Ли? Я столько времени разговариваю с вами, а вы не проронили ни слова». Как глуп тот человек, кто станет так разговаривать с фотографией! Но многие из иудействующих проявили не меньшую глупость, обращаясь к картине, старому завету, и рассчитывая что-то получить от него в ответ. Однако пророк Иеремия пророчествовал, что будет заключён лучший завет (Иер. 31:33-34). Пророчество Иеремии прозвучало потому, что в старом завете нашлись изъяны, слабость и бесполезность.
В Евр. 8:13 о старом завете говорится: «Говоря: „Новый завет”, Он первый сделал старым. А стареющее и ветшающее близко к исчезновению». Когда Иеремия пророчествовал о приближающемся новом завете, это было знаком того, что старый завет стал старым и ветшающим. Возможно, Иеремия осознавал слабость и бесполезность того завета и был глубоко озабочен этим. Поэтому у Бога появилась возможность прийти и сказать через него: «Вот, наступают дни, — говорит Господь, — и Я завершу новый завет на дом Израиля и на дом Иуды» (8:8). Вероятно, это было большим утешением для Иеремии. Старый завет был не только ветшающим, но и близким к исчезновению, и в конце концов он был отменён, устранён. Я так рад за еврейских братьев и сестёр среди нас, потому что они связаны не с ветшающим старым заветом, а с освежающим новым заветом.
Христос является Посредником лучшего завета (Евр. 8:6). Новый завет лучше старого, так же как действительность человека лучше его фотографии. Старый завет, подобно фотографии, имеет только внешнюю форму, но новый завет, подобно действительному человеку, имеет внутреннюю жизнь со всей её действительностью. Старый завет был безжизненным, новый же завет состоит из несокрушимой жизни. Всё, что есть в новом завете, гораздо лучше всего, что есть в старом завете, так как всё, что есть в новом завете, — это действительность. Следовательно, это лучший завет.
Б. Узаконен на основании лучших обещаний
Новый завет был узаконен на основании лучших обещаний. Эти обещания даны в Иер. 31:31-34 и процитированы в Евр. 8:8-12 и в Евр. 10:16-17. В этих обещаниях есть закон жизни, а не закон мёртвых букв, есть благословение, состоящее в том, что мы обладаем Богом и являемся Его народом, и есть внутренняя способность знать Бога. Эти три вещи связаны с тем, что при Божьем возрождении в нас вкладывается божественная жизнь. Более того, в этих лучших обещаниях содержится прощение грехов, а не просто их покрытие, как при Моисеевом законе. Прощение грехов, при котором их уносят, лучше, чем покрытие грехов, которое их никогда не удаляло. Благодаря вкладыванию жизни и прощению грехов эти обещания являются лучшими обещаниями.
Новый завет заменил старый завет (Евр. 8:7, 13). Когда приходит действительный человек, он заменяет свою фотографию, так как действительность заменяет картину, тень. Старый завет имел изъяны и стал старым, ветшающим и близким к исчезновению, и, чтобы заменить его, был завершён новый завет. Теперь оставаться в старом завете бессмысленно.
а. Один закон становится многими законами
Каково содержание нового завета? Его содержание включает в себя четыре вещи, первая из которых — вкладывание закона жизни. В стихе 10 сказано: «Потому что вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней, — говорит Господь, — Я вложу Мои законы в их разум, и на их сердцах Я напишу их». В Иер. 31:33, откуда взята эта цитата, употреблено слово «закон» (в единственном числе), а в этом стихе — слово «законы» (во множественном числе). Одним законом, который распространяется и становится несколькими законами, является закон жизни (Рим. 8:2). У каждой жизни есть закон. Чем выше жизнь, тем выше её закон. Божественная жизнь, которую мы получаем от Бога, — это высшая жизнь; поэтому у неё высший закон — тот закон, о котором здесь говорится. Вкладывая в нас Свою божественную жизнь, Бог помещает этот высший закон в наш дух, откуда он распространяется в наши внутренние части, такие как разум, чувства и воля, и становится несколькими законами. Мы все знаем это из своих переживаний. Когда мы призвали имя Господа, в наш дух вошла божественная жизнь. Постепенно, по мере нашего роста в этой жизни, у неё появлялись возможности развиваться из нашего духа во все наши внутренние части. Когда эта жизнь разовьётся в наших внутренних частях, в каждой из них появится закон, который будет управлять нами. Из одного закона жизни развиваются многие законы.
Закон жизни — это не то же самое, что закон букв. Закон жизни управляет нами изнутри своим жизненным элементом и согласно своему жизненному элементу, а закон букв управляет нами снаружи своими мёртвыми буквами и согласно своим мёртвым буквам. Закон мёртвых букв опирается на внешние учения, а закон жизни — на внутреннее осознание. Поскольку у всех нас — и у великих, и у малых — есть закон жизни, нам не нужны внешние учения согласно закону букв (Евр. 8:11).
б. Вкладывается в наши внутренние части
Закон жизни вкладывается в наш дух и из нашего духа он распространяется в наш разум и во все наши внутренние части (ст. 10). Слово «разум» в этом стихе соответствует слову «внутренность» в Иер. 31:33. Это подтверждает, что разум является одной из частей внутренности. Также это толкование термина «внутренность». Внутренность состоит не только из разума, но также из чувств и воли. Разум, чувства и воля входят в состав сердца, о котором говорится во второй части стиха 10.
В стихе 10 также говорится, что Господь напишет Свои законы на наших сердцах. Сначала Бог вкладывает Свои законы в нас; затем Он пишет их на нас. Он пишет их по мере того, как мы переживаем закон жизни. Чем больше мы будем переживать закон жизни, тем больше Бог будет писать её законы на различных частях нашего сердца. Они войдут в состав различных частей нашего внутреннего существа через наши переживания.
2. Благословение, состоящее в том, что мы обладаем Богом и являемся Его народом
Второе положение нового завета — это благословение, состоящее в том, что мы обладаем Богом и являемся Его народом. Во второй части стиха 10 сказано: «Я буду им Богом, а они будут Мне народом». В новом завете мы обладаем особой привилегией: Бог является нашим Богом и мы являемся Его народом — жизнь делает нас способными участвовать в наслаждении Богом в общении с Ним. Люди, жившие при старом завете, имели Бога согласно Десяти Заповедям. Бог был для них Богом согласно старому завету букв, и они были Его народом тоже согласно закону букв. Но сегодня наш Бог является для нас Богом согласно не буквам, а внутренней жизни, и мы являемся Его народом согласно не каким-то написанным правилам, а внутренней жизни. То, что мы являемся для Бога народом, а Он является для нас Богом, соответствует закону жизни. Сегодня Божьи отношения с нами основываются полностью на законе жизни, это отношения в жизни. Поэтому сегодня нам не нужно ходить согласно знанию закона букв — мы должны ходить согласно осознанию закона жизни.
Например, очень трудно найти стих в Новом Завете, показывающий, в какое время Бог хочет, чтобы мы вставали. Как в таком случае можем мы узнать, во сколько нам вставать? Мы узнаем это не из каких-то внешних правил согласно букве, а согласно внутренней жизни. Когда наступит завтрашнее утро, внутренняя жизнь скажет нам, во сколько Бог хочет, чтобы мы вставали. Если мы не встанем в это время, мы упустим Божье присутствие. Другой пример — стрижка. Все молодые люди должны осознавать, что мы — Божий народ. Как нам, Божьему народу, следует стричься? Поскольку в Библии нет даже слова «стрижка», как нам узнать, насколько длинными или насколько короткими должны быть наши волосы? Мы знаем это благодаря закону жизни. Если мы будем поступать согласно внутреннему закону жизни, мы узнаем, насколько длинными или насколько короткими должны быть наши волосы.
3. Внутренняя способность знать Господа
В новом завете также есть функция закона жизни, с помощью которой мы знаем Бога внутренне, путём жизни. В стихе 11 говорится: «И они ни в коем случае не будут учить каждый своего согражданина и каждый своего брата, говоря: „Узнай Господа”», потому что все будут знать Меня от малого до великого среди них». Нам не нужны внешние учения, так как мы знаем Господа с помощью чувства жизни. Некоторые люди противостоят нам сегодня за то, что мы говорим, что нам не нужны учения. Они противостоят не только нам, они противостоят Библии. Святая Библия говорит, что нам не нужны учения, потому что у нас есть внутреннее чувство жизни.
В этом стихе два различных греческих слова переведены как «знать»: первое — «гиноско», обозначающее внешнее, объективное знание; второе — «ойда», обозначающее внутреннее, субъективное осознание. В Ин. 8:55 Господь Иисус сказал фарисеям, что они не знают («гиноско») Бога Отца (даже внешним, объективным знанием), а Он знает («ойда») Отца (внутренним, субъективным осознанием).
4. Умилостивление за наши неправедности и прощение наших грехов
Последнее, что входит в содержание нового завета, — это умилостивление за наши неправедности и прощение наших грехов. В Евр. 8:12 сказано: «Я буду милостив к их неправедностям, и их грехов Я ни в коем случае не вспомню больше». Быть милостивым — значит совершить умилостивление за наши грехи. Христос совершил умилостивление за наши грехи, чтобы умиротворить Божью праведность, примирить нас с Богом, удовлетворив требование Божьей праведности (2:17). Бог милостив к нам, потому что Христос совершил умилостивление за наши грехи. На основании этого умилостивления Бог прощает наши грехи. В 8:12 Господь говорит нам, что наших «грехов Я ни в коем случае не вспомню больше». Отсюда мы видим, что Бог забудет наши грехи. Простить — значит забыть, так как забвение грехов — это настоящее прощение грехов. Если вы прощаете меня, это означает, что вы забываете мои проступки. Прощение без забвения не является настоящим. Бог не только прощает нам наши грехи — Он даже забывает их.
Основное благословение в новом завете — это вкладывание божественной жизни, которая приносит внутренний закон жизни; благословение, состоящее в том, что мы обладаем Богом и являемся Его народом; и внутренняя способность знать Господа. Для этого Бог должен быть милостивым к нашим неправедностям и забыть наши грехи. Умилостивление за наши неправедности и прощение наших грехов дают Ему основание вложить в нас Свою жизнь. Это доказывает союз «ибо» в начале стиха 12. Он вкладывает в нас жизнь, «ибо» Он милостив к нашим неправедностям и забывает наши грехи. Божье первоначальное намерение для Его вечного замысла состояло в том, чтобы вложить в человека Свою жизнь, но этому помешал грех. Чтобы осуществить Своё первоначальное намерение, Бог совершил через Христа умилостивление за наши грехи и даровал нам прощение грехов, чтобы Он мог вложить в нас божественную жизнь для исполнения Своего замысла. Эта божественная жизнь приносит закон жизни, наши взаимоотношения с Богом в жизни и внутреннюю способность знать Господа. В новом завете жизнь со всем её богатством была принесена, а грех с его греховностью был унесён. Таково содержание нового завета. Слава Господу!