Божественный Первосвященник, живущий и способный спасать
I. Божественный Первосвященник
Седьмая глава Послания к евреям, глава о священстве Христа, раскрывает два аспекта Христова священства. Первый аспект — это царственное священство, а второй — божественное священство. Как мы видели в предыдущем сообщении, Христос — это царственный священник. У Него царский, царственный статус. Хотя Он Первосвященник, Он вышел не из колена священников, а из колена царей — Иуды. Царство — это Его статус, оно делает Его царственным священником.
Царствование связано и с праведностью, и с миром, поскольку оно представляет собой некое правление и власть. Чтобы поддерживать праведность и мир, нам нужна власть. Чтобы Христос мог преподносить нам приготовленного Бога как наш хлеб и вино, необходима обстановка, полная праведности и мира. Всякий раз, когда мы приходим на трапезу Господнюю, у нас должно возникать глубокое ощущение, что мы находимся в состоянии праведности и мира. Но, предположим, мы постоянно боремся друг с другом. В таком случае у нас не будет ни праведности, ни мира, а также не будет преподнесения хлеба и вина. Чтобы получать преподнесение приготовленного Бога для нашего наслаждения, всё между нами, другими людьми и Богом должно быть в полном порядке. Когда всё будет в порядке, наступит мир, и в мире Христос будет преподносить нам приготовленного Бога. Праведность и мир исходят от Его царствования, поскольку, когда с нами Царь, никто не борется. Всё умиротворено. Царствование Христа поддерживает порядок праведности и мира. Его царственный статус предназначен для того, чтобы сохранять праведный и мирный порядок.
Второй аспект Христова священства в Евр. 7 — это божественное священство. То, что Христос царственный, связано с Его статусом, а то, что Он божественный, связано с Его составом, с тем, что у Него есть основной необходимый элемент, делающий Его по составу таким Первосвященником. То, что Христос божественный, связано с Его природой. Христос царственный, согласно Своему царскому статусу, и божественный, согласно Своей божественной природе. Он царственный, потому что Он Царь, и Он божественный, потому что Он Сын Божий. Христос, Сын Божий, обладает не только царствованием, но и божественностью. Его царствование обеспечивает состояние, полное праведности и мира, чтобы Он мог преподносить нам приготовленного Бога для нашего наслаждения, а Его божественность делает Его по составу Первосвященником, который является живым и полным жизни, чтобы Он мог продолжать Своё священство постоянно.
Божественность — это природа и жизнь Христа. Будучи такой божественной Личностью, Личностью, полной божественности, Он — Живущий. У Христа, как царственного Первосвященника, нет неправедности и борьбы, у Него есть только праведность и мир. У Христа, как божественного Первосвященника, нет смерти. Он победил, покорил и поглотил смерть. Почему у нашего божественного Первосвященника нет смерти? Потому что Он есть жизнь. Христос божественный. Божественность — это сама Его сущность, природа, элемент и состав. Его царственный статус решает все проблемы и поддерживает мирную обстановку. Однако Он не только царственный, но и божественный. Поскольку Христос божественный, где Он, там нет смерти. Где Он, там воскресение, там поглощена смерть. Где Христос, там отсутствует смерть. Христово священство — это отсутствие смерти. Вы когда-нибудь слышали о том, что священство Христа — это отсутствие смерти? Свет — это отсутствие тьмы, поскольку, где присутствует свет, там должна отсутствовать тьма. Подобным образом, присутствие Христа означает отсутствие смерти.
Почему присутствие Христа означает отсутствие смерти? Потому что Он божественный. Божественность — это составная часть Его священства. Его священство состоит из Его божественности, оно включает её в себя. Как элемент стола — дерево, так и божественность — элемент Христа как Первосвященника. Когда приходит Его служение, смерть отсутствует. Священство Христа — это, с одной стороны, отсутствие смерти, а с другой стороны, это присутствие жизни. Таким образом, священство Христа — это отсутствие смерти и присутствие жизни. Так как Христос царственный Первосвященник, Он преподносит нам приготовленного Бога, а так как Он божественный Первосвященник, где Он, там присутствует жизнь. Его священство — это присутствие жизни.
Вы когда-нибудь замечали эти два аспекта Христова священства в этой главе — царственный и божественный? Наверное, вы размышляете, как можно доказать существование этих двух аспектов. Это очень просто. В 7:2 говорится о Царе праведности и Царе мира, а в 7:28 — о «Сыне, сделанном совершенным навек». Сын Божий был назначен Первосвященником, и Сын Божий вечно божественен. Таким образом, в начале этой главы мы видим Царя, а в конце — Сына Божьего. Хотя я провёл много времени над этой главой, я не понимал её, пока однажды не заметил эти два слова — царственный и божественный. Когда я увидел, что первая её часть посвящена царственному аспекту, а вторая — божественному, вся глава стала ясной.
Этот чудесный Первосвященник согласно чину Мелхиседека был сделан таковым «не согласно закону плотяной заповеди, а согласно силе несокрушимой жизни» (ст. 16), ибо «закон ничего не сделал совершенным» (ст. 19). Поскольку закон ничего не сделал совершенным, нам нужно сказать ему: «Закон, ты ничто. Ты никому не помог. Закон, не трогай меня». Наш Первосвященник стал таковым не благодаря закону, а благодаря силе несокрушимой жизни. Кто Он? Он Сын Божий. Вы можете также сказать закону: «Дорогой Закон, ты можешь сравниться с Сыном Божьим? Ты обманывал меня многие годы, и я считал, что ты — нечто, а на самом деле ты ничто. Теперь, Закон, у меня есть жизнь!» У нас есть Господня жизнь, жизнь, которой является Сам Сын Божий.
Сын Божий не прост, поскольку у Него есть два аспекта. Большинство христиан знают только, что Сын Божий является единородным Сыном, но Библия говорит, что Он также является первородным Сыном. Единородный Сын — это один аспект, а первородный Сын — другой. Единородный Сын, существовавший от вечности в прошлом, обладал только божественностью. Первородный Сын, который согласно Пс. 2 и Деян. 13:33 родился в этом качестве в день воскресения, обладает и божественностью, и человечеством. В день воскресения человек Иисус родился как Сын Божий. Это связано не с Его аспектом единородного Сына, а с Его аспектом первородного Сына.
Не думайте, что это просто догматический вопрос. Это связано с качествами Христа как Первосвященника. Хотя единородный Сын был чудесным, у Него была только божественность, но не было человечества, которое необходимо для Него как нашего Первосвященника. В стихе 28 сказано, что Сын Божий был сделан совершенным навек, что доказывает, что Сын Божий, о котором здесь идёт речь, это не просто единородный, а первородный Сын. Единородному Сыну Божьему совершенствование не требовалось, потому что Он был извечно совершенен. Но чтобы стать первородным Сыном Божьим, Ему было необходимо значительное совершенствование. Ему пришлось облечься в человечество при Своём воплощении и прожить на земле тридцать три с половиной года, пройдя через все переживания человеческой жизни. Затем Ему было необходимо пройти через смерть — вкусить, победить, покорить и поглотить её. После этого Ему было нужно выйти из смерти в воскресении. После Своего воскресения Он, как первородный Сын Божий, был полностью усовершенствован. Теперь Он не просто вечный единородный Сын Божий, но также усовершенствованный первородный Сын Божий. Поэтому Он сейчас полностью усовершенствован, оснащён и подготовлен к тому, чтобы быть нашим божественным Первосвященником.
Как Христос был сделан таким Первосвященником? Посредством того, что Его божественность воплотилась в человечество, прожила на земле, вошла в смерть и вышла из смерти в воскресении. Кем Он является сегодня? Он Сын Божий в двух аспектах: как единородный Сын и как первородный Сын. Теперь Он и человеческий, и божественный. Пройдя через воплощение, человеческое житие, смерть и воскресение, Он полностью оснащён и подготовлен к божественному священству. В этом Первосвященнике нет не только обмирщённости или греха, в Нём совершенно нет смерти. Смерть была полностью поглощена Его божественной жизнью.
Христос всегда жив. Смерть не может помешать Ему продолжать Свою работу в качестве Первосвященника. Все левитские священники жили до определённого возраста, а затем умирали. Смерть мешала им быть священниками всегда. После того как умер первый первосвященник, его сменил второй, второго сменил третий, потому что смерть мешала им пребывать в должности первосвященника постоянно. Что говорить о спасении других — эти священники не могли спасти даже самих себя. Все они были безнадёжными. Но священство Христа другое. Аароново священство было подвластно смерти, но священство согласно чину Мелхиседека, состоящее из элемента жизни, является отсутствием смерти. Жизнь, из которой оно состоит, прошла через смерть и поглотила её. Эта жизнь несокрушима. Откуда мы знаем, что эта жизнь несокрушима? Потому что она прошла проверки всеми вещами и всеми обстоятельствами. Она была испытана матерью Господа по плоти, всеми членами Его плотской семьи, всеми страданиями человеческой жизни и всеми искушениями от дьявола, Сатаны. В конечном итоге она прошла проверку смертью, могилой, адом и силой тьмы. Эта жизнь прошла все проверки, и ничто не смогло сокрушить её. Она совершенно несокрушима. Наш Первосвященник состоит из элемента такой несокрушимой жизни.
Царственное священство Христа предназначено для служения, а Его божественное священство — для спасения. В стихе 25 говорится: «Поэтому и может Он до конца спасать тех, кто приступает через Него к Богу, так как Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». Почему Он может спасать до конца? Потому что Он живой и потому что Он является несокрушимой жизнью. Ничто не может сокрушить Его. Хотя у меня может быть желание спасти всех вас, меня легко сокрушить и уничтожить. Но Христос может спасать нас до конца, потому что Его священство состоит из несокрушимой жизни. В какой бы ситуации или обстоятельствах мы ни оказались, мы можем сказать Сатане: «Сатана, можешь делать, что хочешь. Пошли против меня свои войска. Я не боюсь их, потому что обо мне заботится божественное священство!» Что такое божественное священство? Это спасающая сила несокрушимой жизни. Служение царственного Первосвященника состоит не в приношении жертв Богу за наши грехи, а в преподнесении нам приготовленного Бога для нашего наслаждения; а работа божественного Первосвященника состоит в основном в нашем спасении.
1. От чина Аарона к чину Мелхиседека
В стихе 12 говорится, что священство переменилось. В первую очередь оно переменилось, перешло, от чина Аарона к чину Мелхиседека (ст. 11, 15, 17). В старом завете священство соответствовало чину Аарона, который часто прерывался смертью. В новом завете священство перешло к чину Мелхиседека, который постоянен.
2. От священнического колена Левия к царственному колену Иуды
Также священство перешло от священнического колена Левия к царственному колену Иуды (ст. 13-14). В старом завете колено Левия было коленом священников, а колено Иуды — коленом царей. Господь произошёл из колена Иуды, в результате чего священство переменилось и в одном колене совместились священнические и царские функции (Зах. 6:13), как это было явлено в Мелхиседеке, который был одновременно первосвященником и царём (ст. 1).
Стих 28 указывает на то, что священство также перешло от людей к Сыну Божьему. Все люди, которые были священниками в Ветхом Завете, были хрупкими, подвластными смерти, но Сын Божий вечен, Он всегда жив. Он единородный Сын и первородный Сын как сама жизнь, образующая священство нового завета. Священство перешло от людей к такой Личности, к единородному Сыну и первородному Сыну Божьему. В такой Личности у нас есть человеческое житие, всеобъемлющая смерть и воскресение. В такой Личности у нас есть божественное рождение первородного Сына Божьего, рождение, которое произвело многих сыновей Божьих. В новом завете священство перешло к такой Личности.
В стихе 12 говорится: «Ибо поскольку переменяется священство, по необходимости возникает и перемена закона». В связи со священством старого завета был старый закон. Сейчас в связи со священством нового завета должен быть новый закон. Поэтому необходима перемена закона.
а. От закона букв к закону жизни
Эта перемена закона представляет собой переход от закона букв к закону жизни, согласно которому Христос сделан живым и постоянным Первосвященником (ст. 16). Христос был сделан Первосвященником не согласно закону букв, а согласно силе несокрушимой жизни. Священство Христа в новом завете связано не с законом, а с жизнью. Сейчас Христос, как наш Первосвященник, заботится о нас с помощью Своей несокрушимой жизни. Тем не менее многие христиане по-прежнему хотят вернуться к закону букв на том берегу реки. Милостью Господней мы перешли реку с одного берега, берега буквы, на другой берег, берег жизни. В этой несокрушимой, вечной жизни мы сегодня участвуем в священстве Христа и наслаждаемся им.
б. От слабой и бесполезной заповеди к лучшей надежде
В стихах 18 и 19 говорится: «Ибо происходит как устранение предыдущей заповеди из-за её слабости и бесполезности (ибо закон ничего не сделал совершенным), так и введение вместо неё лучшей надежды, через которую мы приближаемся к Богу». Заповедь, или предписания, закона о левитском священстве была устранена из-за того, что она была лишь в буквах и потому была слабой. Она не была связана с жизнью — это была мёртвая заповедь в буквах; поэтому она была бесполезна. Из-за слабости человека закон ничего не сделал совершенным (Рим. 8:3).
Перемена закона устраняет старый закон и приносит лучшую надежду. Что это за лучшая надежда? Это священство в жизни. Эта надежда в основном зависит от жизни, несокрушимой жизни. Поскольку священство, которое заботится о нас, находится в этой жизни, мы полны надежды. Когда вы слабы и считаете это чувство ложью, это свидетельствует о том, что вы полны надежды. Когда жена говорит вам, что вы слабы, вам нужно ответить так: «Это ложь. Дорогая жена, подожди немного. Я стану сильным воином, как Авраам. Я полон надежды благодаря священству моего Мелхиседека». Если вы говорите так, значит вы полны лучшей надежды. Лучшая надежда — это священство в жизни. Если есть жизнь, значит есть надежда. Только у мёртвого нет надежды. Если мы живы, у нас есть определённая доля надежды. Перемена закона устраняет мёртвые буквы и приносит надежду в жизни. Никогда не унывайте — у вас есть лучшая надежда. У нас есть священство несокрушимой жизни.
Часто мне говорили: «Брат Ли, мы никогда не видели вас обеспокоенным. Неужели в вашей христианской жизни нет испытаний и неприятностей?» В лучшем случае у меня не меньше неприятностей, чем у всех остальных. Единственное отличие заключается в том, что я не верю в свои неприятности. Я верю в свою надежду. Во мне есть лучшая надежда. Такая надежда есть у всех нас, потому что закон, согласно которому составлено заботящееся о нас священство, переменился от слабой и бесполезной заповеди к несокрушимой жизни.
Б. Единородный, а также первородный Сын становится Первосвященником
То, что Христос является единородным Сыном, а также первородным Сыном Божьим, даёт Ему право быть Первосвященником (ст. 28). Он стал нашим Первосвященником с этими двумя свойствами. Он мог стать нашим Первосвященником, только являясь единородным Сыном и первородным Сыном Божьим.
1. Составлен согласно силе несокрушимой жизни
Христос был составлен Первосвященником не согласно бессильным буквам закона, а согласно сильному элементу несокрушимой жизни, которую ничто не может разрушить (ст. 16). Эта жизнь бесконечна, поскольку это вечная, божественная, несотворённая жизнь, жизнь воскресения, прошедшая испытание смертью и адом (Деян. 2:24; Отк. 1:18). Именно благодаря такой жизни Христос осуществляет сегодня Своё служение как наш Первосвященник. Поэтому Он может спасать нас до конца (ст. 25). Христос, как наш Первосвященник, — это живой Сын Самого Бога. Он силён. С одной стороны, Он на небе; с другой стороны, Он в нашем духе. Между этими двумя концами, небом и духом, происходит движение по небесной лестнице, потому что Его священство постоянно течёт от престола в наш дух. Оно течёт не со знаниями, а с силой несокрушимой жизни.
2. С принесением Божьей клятвы
Как единородный Сын и первородный Сын Божий, Христос стал Первосвященником с принесением Божьей клятвы (ст. 20-21, 28). Ни один из левитских священников никогда не назначался посредством Божьей клятвы. Согласно Пс. 109, Бог поклялся сделать Христа Первосвященником навеки согласно чину Мелхиседека. В Евр. 7 автор цитирует эту клятву из Пс. 109. Это очень весомое доказательство того, что назначение Христа божественным Первосвященником было скреплено Божьей клятвой.
В стихе 28 мы видим, что Христос был сделан совершенным навек. Мы уже упоминали, что, как единородному Сыну Божьему, Христу не требовалось совершенствование. Но чтобы стать первородным Сыном Божьим, Он нуждался в совершенствовании. После Своего воскресения Он был сделан совершенным навек. Теперь Он завершён, оснащён и подготовлен для того, чтобы вечно быть нашим Первосвященником. Мы можем полностью положиться на Него, потому что Он был усовершенствован.
4. Стал Поручителем лучшего завета
В стихе 22 говорится: «Постольку стал Иисус и поручительством лучшего завета». Христос стал поручительством, или Поручителем, лучшего завета на основании того, что Он живой и постоянный Первосвященник. Корень употреблённого здесь греческого слова означает «рука», «член тела». Смысл здесь в том, что один член тела берёт на себя обязательство, отдаёт себя ради всего тела. Например, моя кисть может отдать себя моей руке, обязуясь делать всё для моей руки. Такое обязательство является гарантией. Слово «поручительство» в этом стихе обозначает, что Христос отдал Себя новому завету и всем нам. Он взял на Себя обязательство, гарантировал, что Он сделает всё необходимое для исполнения нового завета.
Когда кисть отдаёт себя руке, она становится поручительством, гарантирующим, что она сделает всё для руки. Даже если кисть не хочет всё делать для руки, ей приходится это делать, потому что она отдала себя руке. Христос, разумеется, никогда не скажет, что Он не хочет для нас чего-то сделать. Но даже если бы Он и не хотел, Ему было бы уже поздно отказываться, потому что Он отдал Себя новому завету и всем нам, состоящим в новом завете. Он должен всё сделать для нас.
Эта мысль глубока и полностью связана с жизнью. Вы осознаёте, что ваша физическая жизнь отдала себя для вас? Хочет она или нет, она должна всё делать для вас, потому что она взяла на себя такое обязательство. Поэтому ваша физическая жизнь ручается в том, что она всё сделает для вас. Она обязалась сделать это.
Точно так же подобное обязательство было подписано Христом. Как оно было подписано? Оно было подписано посредством того, что Христос отдал Себя новому завету и нам. Он не может передумать. Слишком поздно. Понимаем мы это или нет, хочет Он того или нет, Он должен сделать это, поскольку Он взял на Себя такое обязательство. Поэтому Он является Поручителем нового завета. Это обязательство целиком и полностью зависит от Его божественного священства.
Хотя моя кисть отдала себя моей руке, её способности ограничены. Она может нести книгу, но она не может нести тяжёлый стол. Но у Христа нет никаких ограничений. Его обязательства безграничны. Сам Христос, который дал Себя нам, безграничен. Он может сделать и Он сделает всё для нас. Он является Поручителем со всеми необходимыми свойствами, способностями и возможностями. Он всегда доступен и успешен, Он выполняет всё, что Он гарантировал.
Предположим, друг попросил вас подписать за него долговое обязательство у него в банке. Если управляющий банка узнает, что у вас в кармане всего несколько долларов, он не позволит вам сделать это, даже если вы пообещаете ему верно выполнить это обязательство. Но у Христа многомиллиардные средства. Когда Он отдал Себя нам, это включало в себя всё, что у Него есть. Поэтому новый завет, введённый в действие законом жизни, никогда не окажется несостоятельным, так как его Поручителем является Христос. Всё, что в него включено, будет исполнено. Исполняется оно не нами, а нашим Поручителем. Христос не только заключил новый завет; Он также ручается, берёт на Себя обязательство, в том, что всё, включённое в него, будет исполнено.
Христос способен, потому что Он жив (ст. 25). Он доступен и успешен также по той причине, что Он жив. Всё, что Он может делать, зависит от одной вещи — от того, что Он жив.
А. Пребывает вовек, не сталкиваясь с препятствием смерти
Поскольку Христос жив, Он пребывает вовек, не сталкиваясь с препятствием смерти (ст. 23-24). В ветхозаветные времена смерть препятствовала всем священникам продолжать своё священство, но она не может помешать Христу, Вечноживущему, продолжать Своё священство.
Христово священство неизменно; его невозможно изменить. Во всём, что Он есть, Он такой же, как всегда. Он «вчера и сегодня тот же — и вовеки» (13:8), и то же относится к Его священству.
В стихе 25 сказано, что Христос может спасать до конца. Слово, переведённое «до конца», также означает «полностью», «целиком», «совершенно», «до предела», «навечно». Поскольку Христос всегда жив без всяких изменений, Он может спасать нас до конца с точки зрения степени, времени и пространства. И по степени, и по времени, и по пространству Его спасение доходит до самого конца.
Христос может спасать нас, потому что Он ходатайствует за нас. Христос, как наш Первосвященник, берётся за наше дело, ходатайствуя за нас. Он предстаёт перед Богом от нашего имени и молит за нас, чтобы мы были спасены и полностью приведены в Божий вечный замысел. Вы можете сказать, что вы никогда не осознавали, что Он ходатайствует за вас. Вы и не должны ничего осознавать. Вам это ничего не даст. Не пытайтесь осознать Его ходатайствование. Просто покойтесь в нём, полагайтесь на него и наслаждайтесь им. Не сомневайтесь, ваш божественный Первосвященник постоянно ходатайствует за вас. Из своего опыта я вижу, что много раз Его ходатайство спасало меня. У нас есть постоянный, непрерывный и вечный Ходатай.
Наш божественный Первосвященник ходатайствует за нас постоянно, зная, с какой лёгкостью мы падаем и, упав, остаёмся в этом состоянии. Рано или поздно Его ходатайство преодолеет, покорит и спасёт нас. Если это не произойдёт сегодня или завтра, это может произойти в следующем году, в следующем веке или, самое позднее, в новом небе и новой земле. Мы будем полностью покорены и спасены Его ходатайством. Бог поручил Ему заботиться о нас, и сейчас Он делает это, ходатайствуя за нас. Хотя вы можете забыть, что вы призвали Его имя, Он об этом не забудет. Он ходатайствует за вас и Он спасёт вас до конца.
1. Святой, чуждый коварства, неосквернённый, отделённый от грешников
В стихе 26 говорится, что «такой и подобал нам Первосвященник: святой, чуждый коварства, неосквернённый, отделённый от грешников». Христос святой, чуждый коварства, неосквернённый и отделённый от грешников. Такой Совершенный, безусловно, подобает нам. Мы, имея падшую и растленную природу, нуждаемся в таком Первосвященнике, который бы спасал нас постоянно.
В стихе 26 также сказано, что Он стал «выше небес». В Своём вознесении Христос прошёл небеса (4:14), так что теперь Он не только на небе (9:24), но и выше небес, намного выше всех небес (Эф. 4:10). Насколько высоки ваши беды? Есть ли у вас беда, которая выше небес? Поскольку наш Первосвященник выше небес, Он может избавлять нас и спасать нас до конца.
3. Принёс Себя за наши грехи раз и навсегда
В стихе 27 говорится, что наш Первосвященник «не имеет ежедневно нужды, как первосвященники, приносить жертвы сначала за собственные грехи, потом за грехи народа; ибо это Он сделал раз и навсегда, принеся Самого Себя». Это относится не к тому, что Христос делает сегодня, а к тому, что Он сделал в прошлом. Этот стих заверяет нас, что грех больше никогда не должен нас беспокоить, так как Христос раз и навсегда принёс Себя за наши грехи. На кресте Он решил проблему греха раз и навсегда. Сейчас, сидя на престоле, Он постоянно осуществляет Своё священство. Как замечательно, что у нас есть такой царственный и божественный Первосвященник!