Христос как Апостол, превосходящий Моисея
В этом сообщении мы подходим к третьему сравнению в Послании к евреям: Христос, как Апостол, превосходит Моисея. В самом начале этого Послания мы видели сравнение между нашим Богом и Богом иудеев. Далее, в первой и второй главах, мы видели два аспекта сравнения между Христом и ангелами. И как Сын Божий, и как Сын Человеческий Христос превосходит ангелов. Третье, чем хвалилась иудейская религия, — это Моисей, их наиболее выдающийся вождь. Как мы увидим в одном из последующих сообщений, четвёртое сравнение, сравнение между Христом и Аароном, показывает нам, что Христос, как Первосвященник, превосходит Аарона.
Как Апостол и Первосвященник, Христос превосходит и Моисея, и Аарона. Мы видим эти два титула Христа в Евр. 3:1, где содержится такое повеление: «Задумайтесь об Апостоле и Первосвященнике нашего исповедания Иисусе». Иисус — наш Апостол и наш Первосвященник. Прообразом Христа как Апостола был Моисей; прообразом Христа как Первосвященника был Аарон. Апостол — это Тот, кто был послан к нам от Бога и с Богом (Ин. 6:46; 8:16, 29). Первосвященник — это Тот, кто возвратился к Богу от нас и с нами (Эф. 2:6). Будучи Апостолом, Христос пришёл к нам с Богом и поделился Богом с нами, чтобы мы причастились Его божественной жизни, природы и полноты. Будучи Первосвященником, Христос ушёл к Богу с нами и представил нас Богу, чтобы полностью взять на Себя заботу о нас и обо всём нашем деле. Прообразом Христа как Апостола является Моисей, который пришёл от Бога, чтобы служить дому Божьему (Евр. 3:2-6); прообразом Христа как Первосвященника является Аарон, который уходил к Богу с домом Израиля и их делами (4:14—7:28).
Хотя вы, возможно, знали, что Иисус — наш Первосвященник, я сомневаюсь, что многие из читающих это сообщение слышали о том, что Иисус — это также наш Апостол. Иисус был первым Апостолом в Новом Завете. Вот почему я говорю, что Послание к евреям — особая книга. Сначала в ней говорится, что Бог назначил Господа Иисуса Наследником всего (1:2). Затем там сказано, что Христос является Предводителем спасения (2:10). Нигде кроме этой книги Христос не раскрывается так ясно в качестве Наследника всего и Предводителя спасения. Кроме того, в других частях Нового Завета вы не найдёте упоминания о том, что Христос — Первосвященник. Теперь мы видим, что Христос — это Апостол. Слово «апостол» по-гречески значит «посланец», тот, кто послан высшей властью. Иисус — это Тот, кто был послан Богом. Бог послал Его к нам.
Моисей является прообразом Иисуса как Апостола, посланца. Когда дети Израиля страдали от преследований при тирании фараона, Бог явился Моисею и велел ему идти к детям Израиля и к фараону. Таким образом, Моисей стал ветхозаветным апостолом. Он был Божьим посланцем, апостолом, которому было поручено вывести Израиля из Египта и водить их по пустыне, для того чтобы из них был составлен Божий дом и образовано жилище Божье на земле. Символом этого жилища Божьего была скиния, которую дети Израиля сделали в пустыне. Эта скиния была всего лишь символом; она не была настоящим жилищем Божьим. В то время настоящим Божьим жилищем на земле были сами дети Израиля. Из них Моисей, Божий апостол, образовал и составил дом Божий. Это совершенно ясное изображение. Читая Библию, мы должны иметь такое небесное видение, откровение в духе. Без него мы никогда не сможем постичь истинное значение всех историй в Ветхом Завете.
Однако между Моисеем и Христом есть различие в степени. Каким бы хорошим предызображением Христа ни был Моисей, он всё равно был только частью дома, в то время как Христос был Строителем Божьего дома (3:3).
Моисей, человек, посланный Богом заботиться о Божьем доме, был верен Богу во всём Его доме. Это является прообразом того, что Христос, Апостол от Бога для Его дома, был верен Богу, который поставил Его (ст. 2).
В. Для свидетельства о грядущем
В стихе 5 третьей главы говорится, что Моисей был «слуга для свидетельства о том, чему предстояло быть сказанным». Моисей был свидетельством. Здесь слово «свидетельство» означает, что Моисей был фотографией. Ваша фотография — это ваше свидетельство. Предположим, мы никогда не видели определённого человека, но у нас есть его фотография. Его фотография — это свидетельство о нём. Подобным образом Моисей был свидетельством, предызображением, фотографией, прообразом действительного, типичного и подлинного Апостола, посланного от Бога.
А. Строитель Божьего дома, Сам Бог
Христос — это не только часть дома, но и Строитель дома (ст. 3-4). У Моисея была только одна природа — человечество. Эта человеческая природа пригодна для Божьего строения. Но у Моисея не было божественной природы, которая подходит для того, чтобы быть строителем. У Господа Иисуса было две природы: человечество, которое является хорошим материалом для Божьего строения, и божественность, которая является элементом строителя. Христос в Своём человечестве является камнем основания (Ис. 28:16), краеугольным камнем (Мф. 21:42; Деян. 4:11), верхним камнем (Зах. 4:7, евр.) и живым камнем, который производит нас как живые камни (1 Пет. 2:4-5). В Своём человечестве Он является хорошим материалом для Божьего строения, а в Своей божественности Он является Строителем. Моисей был апостолом, который был послан от Бога, чтобы устроить Божий дом на земле, и Христос тоже был Апостолом, который делал то же самое. Но Христос является не только частью строения; Он также Строитель. Этим Он отличается от Моисея.
В Евр. 2 Христос — это первородный Сын, а мы — многие сыновья, образующие церковь. В той главе Христос является Предводителем, первородным Сыном и Первосвященником, благодаря чему многие братья становятся церковью. Третья глава отличается от второй. В этой главе Христос — Апостол, а церковь — дом Божий. В Евр. 2 Христос — это Первородный, Предводитель и Первосвященник, а братья — это церковь. В Евр. 3 Христос — это Апостол, а братья — это дом Божий. У церкви двойное назначение. Для Христа она является Телом; для Бога она является домом. Христос — это Глава, и церковь — это Тело для Главы. Это первое назначение церкви. Бог — это Отец, и церковь — это Его дом. Это второе назначение церкви. Так же как Христос является Главой, а церковь — Его Телом, Бог является Отцом, а церковь — Его домом. Церковь, как Тело Христово, является организмом. Подобным образом, церковь, как дом, — это не физический дом, это живой дом.
Люди, изучающие греческий язык, знают, что греческое слово, переведённое здесь как «дом», может быть переведено как «домашние», члены семьи. Божий дом — это не физический, а живой дом. Божий дом — это Его семья, и Его семья — это Его дом. Его дом также является Его домашними, так как Его жилищем являются члены Его семьи. Предположим, у одной семьи есть дом. Семья — это одно, а дом — это другое. Семья живая, а дом физический. Но у Бога и семья, и дом являются живыми.
В каком смысле дом Божий является живым? Он живой в имени Отца и в жизни Отца. Когда мы говорим, что он живой в имени Отца, мы имеем в виду, что он живой в действительности Отца. Этот дом представляет собой живое соединение многих детей Божьих в жизни и действительности Отца. Это чудесно. Где дом Божий, там и семья Божья, а где семья Божья, там Бог Отец со Своей жизнью и природой. То же относится к церкви как Телу Христову. Христос не отделён от всех членов Тела, так как, будучи Главой Тела, Он обитает внутри всех членов. Христа нельзя считать отдельным членом Тела, потому что Он находится во всех членах Тела. Подобным образом Божий дом является Божьей семьёй. Отец не является отдельным членом семьи, Он находится во всех Своих детях. Это Вефиль, дом Божий, тот самый дом, который Иаков увидел во сне (Быт. 28). По этой причине там, где есть церковь, находится Вефиль, дом Божий с Сыном Человеческим, Иисусом Христом, в качестве небесной лестницы. Такая церковь является воротами неба, благодаря которым люди, находясь на земле, могут связываться с небом. Даже сейчас существует такая связь между землёй и небом. Когда мы находимся в надлежащей церковной жизни, мы у небесных ворот. Если у вас есть духовные глаза, вы можете видеть ангелов, восходящих и нисходящих по небесной лестнице.
Кто же образовал, построил и составил этот дом и кто о нём заботится? Иисус Христос, Апостол, посланный от Бога, составил, построил и продолжает составлять и строить Свой дом. Он не только созидает, но и передвигает этот дом. Этот дом подвижный, переносной, это живой дом, который умеет ходить. Как вы думаете, является ли таким домом организованное христианство? Может ли организованное христианство ходить? Мы живём, ходим и движемся. Мы ходим совместно с Апостолом. Божий дом — это совокупное Тело. Чтобы наслаждаться Апостолом и чтобы наслаждаться Отцом и Его действительностью, мы должны быть в этом доме. В религии, как это ни прискорбно, людям не говорят, что у них есть Апостол. Но мы должны знать, что у нас есть Апостол. Наш Предводитель спасения и наш Первосвященник является Апостолом, Тем, кого Бог послал заботиться о Божьем доме. Если вы не в доме, вы не будете наслаждаться Им в аспекте Апостола. Вы можете наслаждаться Им в других аспектах, так как Он велик, добр и чрезвычайно милостив и Он сделает для вас очень многое. Но что касается церкви как дома Отца, вы не сможете наслаждаться Им как Апостолом.
По этой причине я не верю, что можно быть обособленным христианином. Как только вы становитесь обособленным, вам конец. Если вы обособлены, вы отдельный камень. Будучи отдельным камнем, вы не имеете ничего общего с домом. Нам следует быть в церкви. Многие из нас могут засвидетельствовать о том, какое наслаждение, благословение и благодать испытали мы с тех пор, как пришли в церковь. Нам ещё предстоит увидеть множество замечательных вещей, которые произойдут в доме и с домом.
Многие молодые люди загорелись желанием проповедовать высокое благовестие. Они загорелись, и они не могут ждать ни минуты. Им не терпится узнать, каков следующий шаг. Молодые люди, следующий шаг — это войти в дом и оставаться в доме. Следующий за этим шаг — двигаться вместе с этим домом. Мы не можем благовествовать, если у нас нет дома. Чтобы проповедовать благовестие высочайшим образом, мы должны иметь церковь как дом живого Бога. Тогда мы сможем провозгласить всем вдумчивым людям: «Придите и посмотрите. Вот в чём смысл жизни. Придите и посмотрите на жизнь, которую столь многие философы прошлого искали, но так и не нашли. Придите и посмотрите на церковную жизнь». Нам нужна церковная жизнь. Мы не можем проповедовать высокое благовестие, если у нас нет образца. Люди хотят быть практичными. Они не желают слушать о чём-то, что произойдёт когда-то в будущем; они хотят получить это сегодня. Люди спросят: «Где то, о чём вы говорите?», и у нас должна быть возможность ответить: «Придите и посмотрите». Не имея церковной жизни на высочайшем уровне, невозможно проповедовать высокое благовестие. В каком-то смысле высокая церковная жизнь — это именно то, что мы проповедуем. Мы должны просто приводить людей, чтобы они увидели и попробовали. Тогда они скажут: «Теперь мне всё понятно». Очень просто благовествовать, имея образец. Каждый продавец знает, что трудно продать товар, не имея образца. Товар продать легче всего тогда, когда вы показываете его людям.
В прошлом сообщении я рассказывал вам о медсёстрах в лучшей больнице Пекина, которые были захвачены для церковной жизни. Это были высокообразованные и квалифицированные медсёстры. Часто они приходили на церковные собрания сразу по окончании своего дежурства, прямо в белых халатах. Это оказало сильное влияние на других людей, которые спрашивали их: «Чем вы так захвачены? Вы не обращаете внимания ни на еду, ни на что другое — сразу отправляетесь на свои собрания. Как это объяснить?» Благодаря им были захвачены многие другие люди.
Нам необходима высочайшая церковная жизнь, нечто, что привлекло бы людей. Мы должны показать людям, что такое настоящее человечество и что такое подлинное человеческое общество. Церковная жизнь должна быть лучшим обществом, высочайшей общественной жизнью. Уверяю вас, однажды это наступит. Я верю в Господнюю жизнь. Однажды, в ближайшем будущем, весь мир увидит, и религия удивится. Тогда они увидят, что мы от них чем-то отличаемся. Сегодня они критикуют нас и противостоят нам, но время нас рассудит.
На нас вешали разные ярлыки. Некоторые даже называли нас опасной сектой. Недавно я получил письмо от одного брата, который служит на флоте. На корабле он познакомился с несколькими христианами и увидел, насколько они отравлены слухами о нас. Но давайте подождём и посмотрим, что покажет время. Пусть слухи не влияют на вас. Никто на земле не является такими фундаментальными, как мы. Никто так не почитает Божье говорение. Никто не верит в Триединого Бога так практично, как мы. Мы верим не просто в догму, такая вера — это Ярмарка Тщеславия, Ярмарка Суеты. Мы же практичные. Если мы верим в оправдание верой, оно должно быть в нашей практике и в наших переживаниях. Мы верим в каждый аспект Библии и в то, что все они предназначены для нашего переживания. Нам не нужны суетные доктрины. Какая польза от суетных доктрин? Никакой пользы. Мы родились на Ярмарке догматической Суеты, но на ней ничего нет, только терминология. Я родился на такой Ярмарке Суеты, и мне потребовалось двадцать лет, чтобы освободиться от груза этой суеты. Всё, во что мы сегодня верим, должно быть практическим. Мы верим в Триединого Бога — Отца, Сына и Духа, и мы верим согласно тому, что чёрным по белому написано в чистом слове, а не согласно традиции.
Господь здесь, и Он покрывает нас. Каждый, кто противостоит этому свидетельству, потерпит поражение. Раньше или позже его заблуждения будут обнаружены. Время покажет. Время рассудит. Это свидетельство не новое; оно проходило проверку на протяжении пятидесяти лет. Куда бы ни приходило это свидетельство, ничто не могло противостоять ему. Если бы вы спросили миссионеров, ездивших на Тайвань, они сказали бы вам, что ни одна другая работа на Тайване не может противостоять работе этого свидетельства. Все миссионеры признавали, что это сильнейшая работа на острове Тайвань. В 1968 году свыше ста тридцати американских братьев и сестёр посетили Тайвань. Во время этой поездки они встретились с одним миссионером, который высказывался о нас неодобрительно. Хотя ему и не нравилось это свидетельство, он был вынужден признать, что это сильнейшая работа. Почему эта работа была так сильна? Потому что это Господне свидетельство. Дело не в нас, дело в Нём. Но мы должны быть едиными с Ним. Не держитесь ни за что другое.
Позвольте мне привести свидетельство о том, что произошло с одним человеком, который противостоял нам. В 1958 году меня пригласили посетить одно очень духовное место в Англии. Я поехал туда не для того, чтобы получить помощь, и не для того, чтобы помочь другим, а просто для того, чтобы посмотреть на царившую там обстановку. Руководитель обошёлся со мной очень почтительно: меня поселили в отдельном доме и выделили человека, который заботился обо мне. На один месяц руководитель передал все собрания в мои руки, причём не только собрания конференции, но даже регулярные собрания. За время моего пребывания в этом месте я выяснил, что люди там стояли не за церковь, а исключительно за своё служение. До 1958 года, на протяжении двадцати-тридцати лет, служение в этом месте было очень сильным. Многие признавали, что оно было духовным. Я провёл там один месяц, после чего руководитель отвёз меня в свой дом в Шотландии. Я прожил у него одну неделю, в течение которой мы садились с ним лицом к лицу и беседовали о Господнем домостроительстве, о том, что Господь делает сегодня. Он придерживался мнения, что Господь хочет использовать его служение, чтобы основать центры служения по всей земле. Я говорил ему, что Господне домостроительство направлено на то, чтобы основывать поместные церкви в одном городе за другим. Хотя мы были добрыми друзьями, мы не могли сойтись во взглядах. Он пришёл к заключению, что я проявляю невероятное упрямство в этом вопросе; я выяснил, что его невозможно сдвинуть с его позиции даже на миллиметр. Мы не сражались друг с другом, но глубоко внутри мы осознавали, что наши взгляды на Господне домостроительство совершенно расходятся. Мы провели неделю в его доме в Шотландии и затем вернулись в Англию. Перед моим отъездом он попросил меня ещё раз выступить на одном из их регулярных собраний. Я не знал, о чём буду говорить, пока не поднялся на трибуну. Только там я увидел тему сообщения. В том сообщении я сказал, что служение предназначено не для самого служения — каждое служение должно быть для поместных церквей. Я говорил очень решительно: «Посмотрите на служение апостола Иоанна. Хотя это было самое духовное служение, оно не было светильником. Посмотрите на все поместные церкви в Откровении — в большинстве из них царил беспорядок. Но поместные церкви являются светильниками». В том сообщении я решительно подчеркнул, что не поместные церкви должны быть для служения, а служение должно быть для поместных церквей.
Тот дорогой брат, который был руководителем в этом месте, дотронулся до Божьего правительства. Быть неправым перед Богом в вопросах Его правительства — это очень серьёзно. Если данное свидетельство является Господним восстановлением, то оно связано с божественным правительством. Если любой может дотронуться до этого свидетельства и с ним ничего не случится, значит это свидетельство — ничто. Но это Господне восстановление, и все мы должны проявлять осторожность. Как это серьёзно — дотрагиваться до Господнего восстановления!
Дорогой брат, который пригласил меня тогда в Англию, до этого приезжал к нам на Тайвань. Он приезжал в 1955 и в 1957 годах. Во время первой поездки он не касался вопроса церкви, но во второй раз он специально затронул его. Это привело к резким дискуссиям между им и нами. Дискуссии происходили между этим братом и ведущими братьями на острове Тайвань. В ходе первых двух собраний я переводил и не участвовал в дискуссии. Но во время третьего собрания я присоединился к братьям. Хотя мы с тем братом были друзьями, даже близкими друзьями, мы придерживались разных взглядов на Господне домостроительство. Этот брат покинул Тайвань в апреле 1957 года. Когда я посетил его в Англии спустя год и четыре месяца, в августе 1958 года, он сказал мне, что как только его самолёт из Тайбэя в Гонконг взлетел, поток внутри него был отсечён и так и не был восстановлен. В тот же день, когда между нами произошёл этот разговор, он рассказал мне, что утром он плакал перед Господом, спрашивая Его, почему поток был отсечён.
В. Верен Богу, который поставил Его
Христос, прообразом которого служил Моисей, был верен Богу в заботе о Божьем доме (ст. 2). В 2:17 говорится, что Он верен как Первосвященник. Здесь говорится, что Он верен как Апостол, посланный от Бога к нам.
Г. Удостоен большей славы и чести, чем Моисей
Моисей был только частью дома, в то время как Христос является и домом, и Строителем дома. Поэтому Христос удостоен большей славы и чести, чем Моисей (3:3). Мы должны увидеть, что Христос, как Строитель дома, обладает большей славой и честью, чем Моисей. Следовательно, Христос превосходит Моисея.