В этом сообщении мы подходим к вопросу освящения. Ни одна другая книга не говорит столько об освящении, сколько Послание к евреям. Нам крайне необходимо иметь святость, поскольку без неё мы не можем жить в Божьем присутствии. В Евр. 12:14 сказано, что без освящения никто не увидит Господа. Однако дать определение освящению очень трудно. Чтобы разобраться в том, что такое освящение, нам необходимо взглянуть, чему учат различные христианские школы относительно освящения или святости. Освящение полностью раскрыто в Писаниях, и в Ветхом, и в Новом Заветах. Хотя оно раскрыто в Писаниях — оно почти потеряно. Во времена Реформации Бог начал восстановление всех Своих истин. Первая истина, которую Бог восстановил, — это оправдание верой. Если вы почитаете историю церкви за последние пятьсот лет, вы увидите, что вслед за оправданием Бог восстановил истину об освящении. Однако освящение было восстановлено не так ясно, как оправдание. Даже оправдание, хотя оно было восстановлено ясно, не было восстановлено полностью. Оно было восстановлено только с объективной точки зрения, но не с субъективной. Мы рассматривали это в Жизнеизучении Послания к римлянам. Тем не менее за восстановлением оправдания верой последовало восстановление освящения, однако последовало оно в таком направлении, которое не было совершенно точным.
Трудно сказать, кого первого использовал Бог, чтобы восстановить освящение. Но мы знаем, что, согласно истории восстановления, в восемнадцатом веке Бог использовал группу студентов Оксфордского университета: Джона Уэсли, Чарльза Уэсли и Джорджа Уайтфилда. Эти молодые люди начали проводить собрания. Джон Уэсли был воздвигнут Богом при помощи Моравских братьев под руководством Цинцендорфа. Моравские братья помогли ему разобраться в вопросе спасения. Незадолго до этого Уэсли пригласили выступать в Соединённых Штатах. Тогда он ещё не вполне понимал спасение. Только по дороге в США он получил большую помощь в этом вопросе от находившихся на борту парохода Моравских братьев. После поездки по Соединённым Штатам Уэсли вернулся в Европу и посетил Богемию, где Цинцендорф и другие братья начали практику церковной жизни. Находясь там, Уэсли получил от них огромную помощь. В одной из своих работ он писал, что если бы не забота об Англии, он бы остался в Богемии до конца своих дней. На его взгляд, это было место, где обитал Бог. Однако у него была забота вернуться в Англию. Как мы знаем из истории, оживление, вызванное Джоном Уэсли, спасло Англию от революции. Я упоминаю об этом, чтобы показать, какое влияние оказывала на людей его проповедь.
Группа студентов Оксфордского университета, в которую входили Джон Уэсли и Джордж Уайтфилд, приняла некоторые правила, или методы, как они их называли, с помощью которых они контролировали, исправляли и вели себя. Они проявляли изрядную строгость, стараясь контролировать себя с помощью этих методов. Джон Уэсли и другие братья соблюдали эти методы с целью вести правильный образ жизни. Они сочли такой образ жизни святым. Святость, которую практикуют методисты, — это безгрешное совершенство, совершенство без греха. Сегодня Церковь Назарянина, Церковь Божья и Ассамблея Божья практикуют святость того же направления, что и святость методистов.
Затем в начале девятнадцатого столетия были воздвигнуты Братия под руководством Джона Нельсона Дарби. Братия на основе Библии показали, что святость — это не безгрешное совершенство. Используя Мф. 23:17, они показали, что храм освящал золото. Святым золото делал именно храм. Учителя из среды Братиев отмечали, что золото на рынке, хотя в нём и не было ничего греховного, не являлось святым, пока его не приносили Богу и не клали в Его святом храме. Только тогда золото освящалось. Их доводы были очень вескими, и никто не мог ничего возразить им. Далее, используя Мф. 23:20, учителя Братиев говорили, что, согласно словам Господа Иисуса, жертвенник освящал жертву. Они утверждали, что вол или ягнёнок, находясь на скотном дворе, могли быть безгрешными и ничего дурного в них не было. Тем не менее они были обыденными. Они не были святыми, пока их не приносили Богу на жертвенник, — в этот момент они освящались. С догматической точки зрения, Братия опровергли учение о том, что святость связана с безгрешным совершенством, доказав, что этому нет основания в Писании и что это человеческое представление о святости. Братия, известные своими догматическими дебатами, ссылались также на 1 Тим. 4:4-5, где сказано, что пища освящается молитвой святых. Когда пища находится на рынке, она обыденна. В ней нет ничего плохого, в ней нет греха, но она обыденна. Но когда эту же пищу ставят на стол перед святыми и они молятся над ней, она освящается молитвой святых. Используя все эти стихи, учителя Братиев доказали, что освящение означает смену положения. Они утверждали, что освящение связано исключительно с положением. Золото, например, находясь в магазине, является обыденным, но когда его кладут в храм, оно становится святым. Его положение изменилось. Так же и ягнёнок, находясь на скотном дворе, является обыденным, но когда его кладут на жертвенник, он становится святым. Пища на рынке обыденная, но она освящается молитвой святых. Поэтому в свете этих стихов Братия учили, что святость означает смену положения. Раньше наше положение было мирским, никак не связанным с Богом. Когда мы были отделены для Бога, наше положение изменилось, и в результате мы стали святыми.
Учение Братиев совершенно правильное. Когда много лет тому назад мы изучали различные учения о святости, мы согласились с учением Братиев. Мы увидели, что безгрешное совершенство — это не истинная святость. Однако, изучая Новый Завет, мы пришли к заключению, что, хотя святость, освящение, несомненно, связана с положением, она также связана с предрасположенностью. Освящение связано не только со сменой нашего положения, но и с изменением нашей предрасположенности. Да, согласно стихам, которые говорят об освящении золота храмом, освящении жертвы жертвенником и освящении пищи молитвой святых, безусловно, существует аспект освящения по положению. Но необходимо принимать во внимание также и Рим. 6, где, согласно греческому тексту, слово «освящение» использовано дважды (ст. 19, 22). В этих двух стихах в Библии короля Якова употреблено слово «святость», а не «освящение». Эти слова отличаются друг от друга, так как святость не включает в себя мысли о переживании, в то время как освящение указывает на определённые переживания. Если прочитать Рим. 6, станет ясно, что речь там идёт не о положении, а о предрасположенности. Там затрагивается не только наше положение; дело значительно глубже и касается нашей предрасположенности.
В Евр. 2 и Рим. 6 святость связана, главным образом, с Божьей природой. Освящение — это внедрение Божьей святости в нас благодаря вкладыванию Божьей божественной природы в наше существо. Это не освящение по положению, это освящение по предрасположенности. При таком освящении Христос, как животворящий Дух, пропитывает все внутренние части нашего существа Божьей божественной природой. Тем самым во всё наше существо внедряется святость. Это можно назвать освящением по предрасположенности.
Теперь мы подходим к Евр. 2:11, где говорится: «Ибо и Освящающий, и освящаемые — все от Одного». К чему относится выражение «все от Одного»: к положению или к предрасположенности? Несомненно, «Освящающий» — это Христос, а «освящаемые» — это мы. Следовательно, Христос и мы — все от Одного. Греческое слово, переведённое как «от», буквально значит «из». Отсюда следует, что Освящающий и освящаемые — все из одного источника, из одного Отца. Источник, безусловно, указывает не на положение, а на природу, предрасположенность. Освящающий и освящаемые — все из одного источника, из одного Отца. Отец — это источник и Освящающего, и всех освящаемых. Это связано не с положением, а с предрасположенностью.
Вторая часть стиха 11 гласит: «По этой причине Он не стыдится называть их братьями». О какой причине идёт речь в этом стихе? По той причине, что и Он, и мы — из одного Отца, одного источника. Поэтому Он не стыдится называть нас братьями.
Многие люди любят собак. Можете ли вы назвать собаку своим братом? Скажете ли вы собаке: «Дорогой брат, я люблю тебя»? Конечно, нет. Никто из нас не станет называть собаку братом. Мы постыдимся делать это. У нас нет четырёх лап и хвоста. Мы люди. Мы не станем никого называть своим братом, если только мы не происходим из одного источника. Лишь в таком случае мы не постыдимся назвать его братом. Также и Христос не стыдится называть нас братьями, так как мы с Ним из одного Отца. И Он, и мы из одного источника. В результате мы с Ним обладаем одной и той же жизнью, природой и предрасположенностью. Из одного этого стиха мы видим, что освящение, о котором здесь идёт речь, не является ни безгрешным совершенством, ни просто сменой положения. Оно гораздо глубже и выше. Это изменение предрасположенности.
Как мы увидели, в том, что касается святости или освящения, среди христиан существуют три школы. Приверженцы первой школы учат, что святость связана с безгрешным совершенством. Это абсолютно не соответствует Писанию. В Писании нет никаких оснований для такого учения. Сторонники второй школы утверждают, что святость связана с положением. Для этого есть прочное основание в Писании, но этот взгляд не охватывает всего, что сказано в Писании о святости, освящении. Святость, освящение, о которой идёт речь в Библии, включает в себя наряду со сменой положения преобразование предрасположенности. Вторая глава Послания к евреям посвящена аспекту предрасположенности, а не положения. Освящение в 2:11 касается не положения, а предрасположенности, природы и источника.
Освящающий и освящаемые — все из Одного. По этой причине Он не стыдится называть их братьями. Наоборот, это для Него славно, так как мы с Ним из одного источника. Он исшёл от Отца, и мы вышли из Отца. Мы можем сказать Господу: «О Господь Иисус, у Тебя есть жизнь Отца, и у нас она тоже есть. У Тебя есть божественная природа Отца, и у нас она тоже есть. Мы Твои братья. Господь, мы из того же источника, что и Ты».
Это основополагающее представление об освящении по предрасположенности, освящении, о котором говорится в Рим. 6 и Евр. 2.
Кто такой Освящающий? Освящающий — это Сын Божий. В Своём первоначальном состоянии и до Своего воплощения Сын Божий не мог освятить нас. Освящающий сегодня — это не просто Сын Божий, а воплощённый Сын Божий. Если бы Он не воплотился, Он не смог бы освятить нас. Я говорю это с полной убеждённостью. Хотя Он мог бы освятить вас согласно вашему представлению об освящении, Он не мог бы освятить вас согласно Божьему домостроительству.
Б. Сын Человеческий распят, воскрешён, прославлен и возвышен
Будучи Воплотившимся, Христос является Сыном Человеческим. Сын Человеческий не мог освятить нас до того, как Он был распят, воскрешён, прославлен и возвышен. Всё это наделяет Его необходимыми свойствами для того, чтобы быть нашим Освящающим. Воплотившийся Сын Божий должен был пройти через смерть и воскресение, чтобы Его человечество родилось от Бога и чтобы Он был прославлен и возвышен до положения, в котором Он может быть Освящающим.
В. Первородный Сын Божий произведён
Чтобы быть нашим Освящающим, Христос должен был быть произведён как первородный Сын Божий (1:6). До того как воскрес Иисус Христос, у Бога не было первородного Сына. У Него был только единородный Сын. В чём разница между первородным Сыном и единородным Сыном? Будучи единородным Сыном, Христос не обладал человеческой природой. У Него была только божественная природа. Когда Он воплотился, Он облёкся в человеческую природу. Тридцать три с половиной года Его жизни на земле представляли собой переходный период. С одной стороны, Он оставался единородным Сыном Божьим; с другой стороны, Он облёкся в человеческую природу. Божественная природа внутри Него была Сыном Божьим, но Его человеческая природа таковым не являлась. Поэтому на протяжении тех тридцати трёх с половиной лет Иисус был довольно загадочным. Он обладал божественной природой — это был Сын Божий, и в то же время Он обладал человеческой природой, и она Сыном Божьим не являлась. Эта человеческая природа ещё не родилась от Бога. Согласно Своей божественности, Своей божественной природе, Он был Сыном Божьим. Но до Его воскресения у Него было нечто, что не было рождено от Бога, — человеческая природа. Ему потребовалось пройти через смерть и воскресение, чтобы эта человеческая природа родилась от Бога. Веское подтверждение этому мы находим в Пс. 2:7: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Пророчество в Пс. 2:7 исполнилось в день воскресения. Доказательство этому мы видим в Деян. 13:33, где в связи с воскресением Христа цитируется этот стих из Пс. 2. В день Своего воскресения Христос родился как Сын Божий в Своём человечестве. После этого Он стал первородным Сыном Божьим. Теперь, как первородный Сын, Он обладает как божественной, так и человеческой природами. Будучи единородным Сыном Божьим, Он не имел человеческой природы. Находясь на земле после Своего воплощения, Он имел человеческую природу, но в те тридцать три с половиной года Его человеческая природа ещё не была рождена от Бога. Его человеческая часть была рождена от Бога только посредством Его воскресения. Благодаря этому рождению Он стал первородным Сыном Божьим. У единородного Сына Божьего была только божественная природа, человеческой природы у Него не было, но сегодня у Иисуса, как первородного Сына Божьего, есть и то и другое. Это не пустяк, это вопрос огромной важности.
Скажите, являетесь ли вы сыновьями Бога? Если да, то какими сыновьями Бога вы являетесь? На кого вы похожи: на Первородного или на Единородного? Мы похожи на первородного Сына Божьего, так как мы сыновья Бога, обладающие и божественной, и человеческой природами. Мы сыновья Бога, соответствующие не единородному, а первородному Сыну.
Теперь мы понимаем, почему единородный Сын Божий не мог освятить нас и почему первородный Сын Божий может это сделать. Первородный может освятить нас, потому что, подобно нам, Он обладает двумя природами и потому что у нас есть те же природы, что и у Него. Наш Освящающий — не единородный Сын; Им является первородный Сын Божий, Тот, кто имеет и божественную, и человеческую природы. Поскольку у нас с Ним одинаковые природы, Он может освящать нас. Только когда был произведён первородный Сын, Освящающий смог занять Свою должность и начать выполнение Своей освящающей работы. Отсюда следует, что Ему пришлось пройти через процесс воплощения, распятия, воскресения, прославления и возвышения. Пройдя через этот процесс, Он стал первородным Сыном Божьим. Другими словами, был произведён первородный Сын Божий. Таков наш Освящающий. Он обладает всеми необходимыми свойствами, чтобы быть нашим Освящающим, а мы обладаем всеми необходимыми свойствами, чтобы быть освящаемыми.
Освящающий — это Христос как первородный Сын Божий, а освящаемые — это верующие Христа как многие сыновья Божьи. И первородный Сын, и многие сыновья Божьи рождены от одного Отца Бога в воскресении (Деян. 13:33; 1 Пет. 1:3) и имеют одну божественную жизнь и природу. Поэтому Он не стыдится называть их братьями.
А. Грешники, за которых Бог был умилостивлён
Освящаемые — это, безусловно, мы. Освящаемые — это грешники, за которых Христос умилостивил Бога (2:17). У нас, грешников, были проблемы с Богом. Как мог Освящающий освятить людей, у которых были проблемы с Богом? Это было невозможно. Поэтому Господь Иисус совершил для нас умилостивление (2:17). Что это значит? Это значит, что Христос умиротворил Бога за наше состояние. Хотя мы были народом, у которого были проблемы с Богом, сейчас благодаря Его умилостивлению у нас нет никаких проблем с Ним. Мы можем дерзновенно провозгласить, что у нас есть уверенность в том, что у нас нет никаких проблем с Богом. Может быть, вам всё равно кажется, что у вас они есть. Не верьте этому чувству. Ваши чувства — ничто, а Святое Слово — всё, и в Святом Слове говорится, что Христос умиротворил для нас Бога.
Мы были не только грешниками, которым требовалось умилостивление; мы также были жертвами смерти. Смерть была нашей судьбой и назначением. Аллилуйя! Мы были освобождены от рабства смерти (2:15)! Мысли о том, что Бог был умилостивлён и что мы были освобождены от смерти, очень глубоки. Обе они ясно упомянуты в Евр. 2. Мы являемся народом, не имеющим проблем с Богом и больше не порабощённым страхом смерти. Мы свободны, мы освобождены, мы высвобождены, мы избавлены. Мы свободный народ. Кто может снова поработить нас? Люди часто называют Соединённые Штаты свободной страной. Можно сказать с уверенностью, что мы, верующие, живём в действительно свободной стране.
В. Многие сыновья Божьи произведены
Чтобы быть освящёнными, нам требуется ещё кое-что, а именно: мы должны быть произведены как сыновья Божьи. Необходимо было произвести многих сыновей Божьих. Что касается отрицательной стороны, у нас есть умилостивление за наши грехи, и мы были освобождены от рабства смерти; что касается положительной стороны, мы были произведены, рождены, в качестве многих сыновей Божьих. Значение Божьей освящающей работы заключается в том, что первородный Сын Божий работает над многими сыновьями Божьими. Из этого следует, что Освящающий — это первородный Сын Божий, а освящаемые — это многие сыновья Божьи. Сейчас Первородный работает над Своими многими братьями. Он обладает всем необходимым для того, чтобы быть Освящающим, потому что Он — первородный Сын Божий, а мы обладаем всем необходимым для того, чтобы быть освящаемыми, потому что мы — многие сыновья Божьи. Он получил все эти необходимые свойства путём Своего воплощения, распятия, воскресения, прославления и возвышения. Пройдя через этот процесс, Он стал первородным Сыном Божьим. Мы обрели необходимые нам свойства, когда получили умилостивление за наши грехи, освобождение от рабства смерти и были рождены в качестве многих сыновей Божьих. Теперь и Он, и мы имеем всё необходимое. Он готов, и мы готовы. Он подготовленный Освящающий, а мы подготовленные освящаемые. Осознаёте ли вы, что вы подготовлены, что вы обладаете всем необходимым, чтобы быть освящаемыми? У людей на улице этого нет, но у нас благодаря умилостивлению и воскресению Христа есть всё необходимое.
А. Чтобы отделить многих сыновей для Бога
Освящение означает отделение для Бога (Рим. 6:19, 22). Хотя в момент возрождения мы родились от Бога, мы всё ещё не отделены для Бога полностью. Эта работа осуществляется путём освящения.
Б. Чтобы преобразовать их в их существе
Далее, в процессе освящения мы преобразовываемся в самом нашем существе (2 Кор. 3:18). Преобразование не связано с изменением положения, оно целиком и полностью связано с предрасположенностью. При преобразовании мы изменяемся метаболически посредством элемента жизни. Это не внешнее изменение или улучшение; это внутреннее метаболическое изменение, органическое изменение посредством жизненного элемента.
В. Чтобы сообразовать их с образом первородного Сына
В результате преобразования мы в конечном итоге будем сообразованы с Его образом (Рим. 8:29). Преобразование направлено на то, чтобы заменить Адамову природу природой Христа. Сообразование направлено на то, чтобы сообразовать нас, многих сыновей Божьих, с образом первородного Сына Божьего. Это также часть процесса освящения.
Г. Чтобы прославить их славой Божьей
Работа по сообразованию, основанная на работе по преобразованию, приведёт к нашему прославлению (Рим. 8:30; Кол. 3:4). В процессе освящения мы будем прославлены славой Божьей. Мы полностью разобрали этот вопрос в сообщениях о Предводителе спасения.
Итак, мы рассмотрели, что такое освящение. Оно заключается в том, что возрождённые сыновья Божьи отделяются для Бога, преобразовываются метаболически и органически при помощи элемента божественной жизни, сообразовываются с Его образом и прославляются Его славой. Это полное освящение по предрасположенности.
IV. Освящающий и освящаемые — все из одного
Мы увидели, что Освящающий и освящаемые — все от Одного. Это значит, что все они — из одного Отца. И Освящающий, и освящаемые являются сыновьями одного Отца. Поскольку мы с Ним рождены от одного Отца, мы — Его братья. Мы с Ним вышли из одного и того же источника и мы с Ним разделяем одни и те же жизнь и природу. В этих жизни и природе мы в данный момент находимся под Его освящающей работой, направленной на то, чтобы преобразовать нас из нашего природного состояния и сообразовать нас с Его образом, чтобы мы были прославлены славой Божьей. Таково освящение.