(1)
Тексты Писания: Исх. 25:10-11
В Исх. 25:10 говорится: «И пусть они сделают Ковчег из дерева акации». Согласно стиху 22, Ковчег был назван «Ковчегом Свидетельства». В Исходе слово «свидетельство» указывает на закон. Бог считал закон, возвещённый через Моисея на горе Синай, Своим свидетельством.
Фотография человека является свидетельством этого человека. Предположим, я ни разу не видел того или иного брата. Если кто-нибудь покажет мне фотографию этого брата, я увижу свидетельство того, каков этот брат. Фотография, будучи изображением этого брата, является его свидетельством.
Мы знаем из 1-й главы Бытия, что Бог в Своей работе творения совершил очень многое. Однако в 1-й главе Бытия не показано, каким Богом является наш Бог. Мы не можем узнать из этой главы, является ли Бог Богом любви или ненависти, Богом тьмы или света. Мы не можем узнать, является ли Он святым или обыденным, праведным или неправедным. Закон был дан для того, чтобы мы получили изображение, описание, Бога и благодаря этому поняли, каков Он. Поэтому Бог считает закон Своим свидетельством. Как Божье свидетельство, закон является прообразом Христа. Христос — это живое изображение Бога, Его живое определение и описание. Следовательно, Христос — это действительное свидетельство Бога.
Как Христос является свидетельством Бога, так церковь является свидетельством Христа. Церковь — это «портрет», изображение, Христа и, следовательно, свидетельство Христа.
Как мы уже увидели, Ковчег назван Ковчегом Свидетельства. Кроме того, скиния названа Скинией Свидетельства (38:21), поскольку свидетельство находится в Ковчеге, а Ковчег — в скинии. В этих сообщениях, посвящённых последним шестнадцати главам Исхода, когда мы будем говорить о Ковчеге Свидетельства или о Скинии Свидетельства, нам нужно понимать, что слово «свидетельство» подразумевает закон, но не в том смысле, что он является заповедями, которые люди должны соблюдать, а в том смысле, что он является определением Бога.
В сообщениях по 19-й и 20-й главам Исхода мы подчёркивали, что в отличие от представлений иудеев и христиан закон был дан не для того, чтобы мы соблюдали его, а для того, чтобы показать, каким Богом является наш Бог. Как свидетельство Бога, закон, несомненно, очень привлекателен. В Рим. 7:12 говорится: «Так что закон свят и заповедь свята, праведна и добра». В Рим. 7:14 Павел говорит, что «закон — духовный». Закон свят, праведен, добр и духовен, потому что он является изображением Бога. Мы должны любить закон, поскольку он показывает нашего Бога.
Божье свидетельство, закон, было помещено для сохранности в Ковчег. Ковчег можно сравнить с сейфом для хранения важных документов и личных ценностей. В Скинии Свидетельства был «сейф», ящик, где хранился закон, Божье свидетельство. Итак, Ковчег Свидетельства был божественным сейфом, где хранилась «фотография» Бога.
I. Первый предмет обстановки скинии
Ковчег Свидетельства был первым предметом обстановки скинии. В скинии было несколько важных предметов: жертвенник и умывальник на внешнем дворе; стол хлеба Присутствия, светильник и жертвенник курения в Святилище; а также Ковчег в Святом Святых, помещении, находящемся в самой глубине скинии. Первым из этих предметов был Ковчег. Будучи первым, он занимал положение первенства. Из Исх. 40:2-3 мы знаем, что он находился в скинии, а из Исх. 40:20-21 — что он находился в Святом Святых.
Чтобы получить надлежащее понимание скинии и её обстановки, мы должны чётко представлять устройство скинии, включая жертвенник и умывальник на внешнем дворе, стол хлеба Присутствия, светильник и жертвенник курения в Святилище и Ковчег в Святом Святых. Нам нужно ясно понимать, в какой части скинии располагался каждый из этих предметов.
A. Как воплощения Божьего свидетельства
Ковчег, жертвенник курения, стол хлеба Присутствия и светильник — всё это прообразы Христа. У Христа много аспектов, и эти четыре предмета показывают четыре разных аспекта Христа. Как прообраз Христа, Ковчег обозначает Христа как воплощение Божьего свидетельства. Христос — это воплощение Бога. Ковчег как воплощение Божьего свидетельства является прообразом Христа как воплощения Бога. Всё, чем Бог является, воплощено в Христе. В Кол. 2:9 говорится, что в Христе обитает вся полнота Божества телесно. Бог воплотился в Христе, поэтому Христос изображает, определяет и объясняет Бога. Христос — это определение, объяснение Бога. Христос — это Божье свидетельство, и Его прообразом служит Ковчег Свидетельства.
В Кол. 2:9 ясно говорится о том, что полнота Божества обитает в Христе телесно. Ковчег Свидетельства является картиной, прообразом, которая соответствует этому открытому утверждению. Когда дети учатся читать, учитель часто показывает им картинку с изображением какого-либо предмета и подписью к нему. Например, детям показывают картинку, на которой изображён самолёт, а внизу написано: «Самолёт». В Библии есть и картины, и слова. В Кол. 2:9 содержатся слова о Христе как воплощении Божьего свидетельства, а в Исходе мы видим в качестве картины Ковчег.
Б. Чтобы Божьи искупленные люди соприкасались с Богом и наслаждались Им
Бог находится в Христе. Мы не можем встретиться с Богом вне Христа. Бог не просто находится в Христе; на самом деле Сам Христос — это Бог. В Ин. 1:1 говорится, что Слово, которое есть Христос, было у Бога и было Бог. В Рим. 9:5 Павел говорит, что Христос — это Бог, благословенный вовеки. Иисус, плотник из Назарета, был Самим Богом, который над всеми и который благословен вовеки. Мы можем соприкасаться с Богом и наслаждаться Им только посредством Христа и в Христе. Ковчег как прообраз Христа показывает, что Божьи искупленные люди могут соприкасаться с Богом и наслаждаться Богом в Христе и посредством Христа.
Поскольку евреи не соприкасаются с Богом в Христе, у них нет подлинного соприкосновения с Богом и они, конечно же, не наслаждаются Богом, хотя и поклоняются Ему. Сегодняшние евреи вряд ли знают, что Богом можно наслаждаться. Они делают упор на том, что Бога нужно бояться, Ему нужно поклоняться, Его нужно превозносить и Им нужно восхищаться. Они не понимают, как мы можем говорить о соприкосновении с Богом и наслаждении Им. Но Новый Завет показывает, что Бог пришёл в Христе и что мы можем соприкасаться с Ним, принимать Его и наслаждаться Им. Как Ковчег Свидетельства, Христос предназначен для того, чтобы мы соприкасались с Богом и наслаждались Богом.
III. Центр Скинии Свидетельства
A. Обозначает центр Божьего жилища
Если мы посмотрим на устройство скинии, у нас, вероятно, возникнет вопрос, каким образом мы можем говорить, что Ковчег Свидетельства является центром Скинии Свидетельства (Исх. 38:21). Однако в Библии центром считается то, что находится в самой глубине. Например, наше сердце располагается не точно в центре нашего тела; тем не менее мы считаем, что оно находится в центре. Точно так же, поскольку Святое Святых находится в самой глубокой части скинии, оно является центром скинии. Святое Святых — это средоточие скинии; оно обозначает центр Божьего жилища. Бог обитал в скинии, но не на внешнем дворе и не в Святилище. Он обитал в Святом Святых. Ковчег в Святом Святых обозначает центр Божьего жилища, церкви (Эф. 2:21-22).
Крышка Ковчега — это то же самое, что престол благодати в Евр. 4:16. Бог обитал на крышке Ковчега, на престоле благодати. Это то самое место, где находился Бог. В Ветхом Завете это место располагалось в Скинии Свидетельства. Но в Новом Завете это место находится в церкви. Сегодня церковь — это Божья скиния, Божье жилище.
Б. Обозначает содержание Божьего дома
Ковчег также обозначает содержание церкви как Божьего дома (1 Тим. 3:15-16). Ковчег как воплощение Божьего свидетельства был содержанием скинии, точно так же Христос как воплощение Бога является содержанием церкви. Многие христиане спорят о том, кто является церковью. Некоторые говорят: «Почему вы называете себя церковью? Разве мы не церковь?» Когда возникают подобные вопросы, наше внутреннее чувство говорит: «Вы утверждаете, что вы церковь. Но каково ваше содержание? У вас есть Христос как воплощение Божьего свидетельства?»
Внутренне церковь должна иметь Христа в качестве своего содержания, причём не на словах, а в действительности. Внешне церковь должна иметь надлежащую почву — почву единства. Эта почва также является почвой местности. Любая другая почва, кроме почвы местности, не является почвой единства. Церковь в Иерусалиме была построена на почве местности Иерусалима. Следовательно, она была основана на почве единства. Среди сегодняшних христиан существуют так называемые церкви, созидаемые на самых разных почвах, как например почва пресвитерии, почва крещения погружением или почва каких-либо учений. Все эти почвы приводят к разделениям, служа основой для разделения. Они не являются единственной и подлинной почвой единства.
Если мы хотим быть церковью, мы должны соблюдать и внешнее, и внутреннее условия. Внешним условием является почва единства, а внутренним условием является Христос как содержание, как воплощение Божьего свидетельства. Если мы утверждаем, что являемся церковью, мы должны иметь Христа не только на словах, но и в действительности как воплощение Божьего живого свидетельства. Некоторые группы христиан, по сути, представляют собой сообщества, а не церкви, поскольку их содержанием является не Христос, а что-то другое. Церковь — это Тело Христово; Христос является её жизнью и всем. Содержание церкви — это Христос как воплощение Божьего свидетельства.
1. Обозначает человечество Христа
В Исх. 25:10 говорится: «И пусть они сделают Ковчег из дерева акации». Ковчег был сделан не из золота, а из дерева акации, которое обозначает человечество Христа, крепкое по своему характеру и высокое по своему уровню. Человечество Христа — это основной элемент, основная субстанция, благодаря которой Он может быть Божьим свидетельством. Христос в Своём человечестве стал воплощением Божьего свидетельства.
Дерево акация — это прообраз человечества Христа. Христос был подлинным человеком. Он родился от человеческой матери, Он причастился человеческой крови и плоти, Он был назван человеческим именем Иисус, и Он жил на земле как человек. Его человечество было основной субстанцией, благодаря которой Он мог быть Божьим свидетельством.
Человечество Христа было крепким по своему характеру и высоким по своему уровню. История не знает другой личности, чьё человечество было бы таким же крепким по своему характеру и таким же высоким по своему уровню, как человечество Господа Иисуса. Образованные китайцы ценят Конфуция. У Конфуция действительно был сильный характер, и он достиг довольно высокого уровня, но он не может сравниться с Господом Иисусом. В Евангелиях от Марка и от Луки мы видим характер и уровень человечества Христа. Евангелие от Матфея делает акцент на царстве, а Евангелие от Иоанна делает акцент на жизни, тогда как Марк и Лука подчёркивают человечество Господа с его характером и уровнем. Эти книги описывают жизнь Личности, чьё человечество является крепким по своему характеру и высоким по своему уровню.
2. Показывает, что человечество Христа является основной субстанцией, благодаря которой Он мог выражать Бога
Дерево акация, использовавшееся для изготовления Ковчега, также показывает, что человечество Христа является основной субстанцией, благодаря которой Он мог выражать Бога. Чтобы быть Божьим свидетельством, Божьим выражением, Христу нужно было человечество, крепкое по своему характеру и высокое по своему уровню.
1. Обозначает божественность Христа
В Исх. 25:11 говорится: «И обложи его чистым золотом; изнутри и снаружи обложи его». Чистое золото обозначает божественность Христа. Другие металлы ржавеют или разрушаются, но золото не меняется. Следовательно, оно обозначает Бога, который вечно неизменен.
Христос — это одна Личность с двумя природами: человеческой и божественной. Поскольку Он и человек, и Бог, Он по праву может называться Богочеловеком.
Сегодня некоторые противятся тому, что для описания Христа мы используем слово «Богочеловек». Некоторые зашли настолько далеко, что обвиняют нас в ереси относительно Личности Христа. Выступающие с подобным обвинением не имеют полного знания истины. Их богословие поверхностное, традиционное, природное, религиозное, неполное и даже суеверное. Они не коснулись глубин Божьего откровения о Христе.
Некоторые учителя Библии утверждают, что Христос был и Богом, и человеком в Своём человеческом житии, но после Своего воскресения Он больше не является человеком. Они действительно верят, что теперь Христос больше не является человеком, что, став воскрешённым Христом, Он перестал обладать человеческой природой. Некоторые выдающиеся учителя из Братий сражались за истину о человечестве Христа после Его воскресения и вознесения. Переживание Стефана во время его мученической смерти доказывает, что Господь Иисус по-прежнему является человеком. В Деян. 7:55 говорится, что он «всмотрелся в небо и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога». Затем он засвидетельствовал это, сказав: «Вот, я вижу открывшиеся небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога» (ст. 56). Это доказывает, что после Своего воскресения и вознесения Христос по-прежнему является человеком. В день Своего воскресения Господь показал ученикам Свои руки и Свой пронзённый бок. Это также доказывает, что Он по-прежнему обладает человеческой природой.
Нам нужно отвернуться от поверхностного богословия к полному откровению в Писаниях. Согласно Библии, Христос вечно будет и Богом, и человеком. Его прообразом является Ковчег, сделанный из дерева акации, обложенного чистым золотом.
2. Обкладывает дерево акацию изнутри и снаружи
Дерево акация было обложено золотом изнутри и снаружи. Это означает, что божественная природа сливается с человеческой природой — Бог и человек становятся одним целым. Кроме того, это означает, что божественная природа проникает в человеческую природу и покоится на человеческой природе, благодаря чему она может быть выражена через человеческую природу. Если бы Ковчег был обложен золотом только снаружи, это означало бы не слияние, а соединение. На слияние указывает тот факт, что дерево акация было обложено золотом и изнутри, и снаружи. Дерево акация находилось между двумя слоями золота. Это — слияние.
Ещё одним примером слияния в Библии является хлебное приношение, описанное во 2-й главе Левита. Основными элементами хлебного приношения были тонкая мука и масло. Масло смешивалось с тонкой мукой и выливалось на неё. Тонкая мука была в масле, а масло было в тонкой муке. То же самое можно сказать и о наших отношениях с Господом: мы находимся в Боге, и Бог находится в нас. Прообразом этого слияния является и хлебное приношение из масла, смешанного с мукой, и Ковчег Свидетельства, сделанный из дерева акации, обложенного изнутри и снаружи золотом. Оба прообраза указывают не просто на соединение, а на слияние.
Сегодня некоторые противятся учению о том, что мы, дети Божьи, сливаемся с Богом. Эти люди утверждают, что, уча тому, что верующие сливаются с Богом, мы фактически учим тому, что мы становимся Самим Богом. Мы, Божьи искупленные люди, рождённые от Бога, несомненно, обладаем Божьей жизнью и природой. Во 2 Пет. 1:4 говорится, что мы являемся причастниками божественной природы. Разве возможно, чтобы у ребёнка не было жизни и природы его отца? По тому же принципу разве возможно, чтобы мы были рождёнными от Бога подлинными детьми Божьими и не были бы такими же, как Он, по жизни и по природе? Я хочу повторить: будучи детьми Божьими, мы имеем жизнь и природу Бога. Но хотя мы разделяем божественность Бога, мы никогда не достигнем уровня Божества и нам не будут поклоняться как Богу. Говорить, что мы станем Божеством и нам будут поклоняться как Богу, — значит богохульствовать. Однако отрицать, что подлинные верующие в Христа имеют божественную жизнь и природу, — значит серьёзно ошибаться.
Иисус Христос — это Богочеловек, слияние Бога и человека. Он истинный Бог, и Он также истинный человек. Некоторые из противящихся нашему учению о слиянии Бога с человеком утверждают, что слияние ведёт к образованию третьей природы, которая не является ни полностью божественной, ни полностью человеческой. Подобное утверждение нелепо, и мы отвергаем его. Когда дерево акация, из которого был сделан Ковчег, было обложено чистым золотом, никакой третьей природы не образовалось. Точно так же, когда масло смешивалось с тонкой мукой, это не приводило к образованию третьей природы, то есть чего-либо такого, что не было ни маслом, ни мукой. Христос — это одна Личность с двумя природами: божественной и человеческой. Хотя божественность и человечество слиты друг с другом, это не производит третьей природы. Мы никогда не учим тому, что Христос не является полностью Богом или не является полностью человеком. Мы учим, что, согласно Библии, Он является и Богом, и человеком и, следовательно, — Богочеловеком.
В Исх. 25:10 говорится о размере Ковчега: «Два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота». Обратите внимание на то, что все эти размеры составляют половину полной меры. Два с половиной локтя, длина Ковчега, — это половина от пяти локтей, а полтора локтя, его ширина и высота, — это половина от трёх. Числа пять и три — это числа, связанные с Божьим строением (Быт. 6:15-16). Ковчег, построенный Ноем, был первым Божьим строением в Библии. Примечательно, что в размерах Ковчега присутствуют числа три и пять. Если мы внимательно прочитаем описание размеров скинии в Исходе, мы заметим, что числа пять и три упоминаются по несколько раз. Однако размеры Ковчега Свидетельства составляют половину от этих чисел. Это означает, что Ковчег — это свидетельство. Половина указывает на то, что для полного свидетельства требуется другая половина. Например, если мы видим половину арбуза, мы понимаем, что для целого арбуза нужна вторая половина. Кроме того, в супружеской жизни мы часто называем жену второй половиной мужа. Таким образом, муж и жена составляют одно законченное целое. Два с половиной локтя как половина от пяти и полтора локтя как половина от трёх означают, что Ковчег — это свидетельство. Эти половины подразумевают существование других половин, и вместе они образуют свидетельство.
Все детали в Библии, включая измерения Ковчега, составляющие половину меры, имеют определённые смысл и назначение.
VI. Золотая кайма вокруг Ковчега
В стихе 11 говорится: «И сделай на нём золотую кайму вокруг». Кайма вокруг Ковчега представляла собой бортик в виде венка в качестве венца. В Библии короля Якова даже употребляется слово «венец». Христос, будучи воплощением Божьего свидетельства, имеет кайму, венок в качестве венца. Золотая кайма обозначает славу божественной природы. Христос как воплощение Бога выражает Бога, демонстрируя Его славу. Слава Божья покоится на Христе как бортике, кайме. Эта кайма на Христе является Божьей славой, блеском Божьей славы, выражающей Бога. Кроме того, слава божественной природы как кайма обозначает божественную хранящую силу и удерживающую крепость.
Если мы, будучи живым свидетельством Христа, будем являть Его своей жизнью, то на нас будет кайма славы. Другие будут ощущать, что у нас есть нечто чудесное и славное. Кайма славы будет хранить и удерживать нас. Но если мы не будем жить Христа таким образом, у нас не будет этой каймы с её хранящей силой и удерживающей крепостью. На самом деле нас хранит и удерживает Сам Христос, которого мы являем своей жизнью день за днём. Слава Господу за золотую кайму, которая служит нам хранящей силой и удерживающей крепостью!