Видение Бога на прозрачном и чистом небе и пребывание с Богом под сенью Его славы
Тексты Писания: Исх. 24:1-2, 9-18
Исход можно разделить на две части: главы с 1-й по 24-ю составляют первую часть, а главы с 25-й по 40-ю — вторую. Вторая часть, состоящая из шестнадцати глав, главным образом представляет собой описание видений о скинии. В этих главах очень мало истории. В них мы видим подробности относительно устройства, материалов и построения скинии как Божьего жилища на земле.
Многие христиане, прочитавшие Исход с начала до конца, так и не осознали, что цель Божьего спасения состоит в том, чтобы привести Божьих искупленных людей в жилище Бога на земле. Цель Бога в Его спасении состоит в том, чтобы сделать нас Своим жилищем. Эту важную истину нужно постоянно подчёркивать, пока мы чётко не усвоим её. Поэтому нам нужно много сообщений, рассматривающих подробности удивительных небесных видений, описанных в главах Исхода с 25-й по 40-ю.
За последние полтора столетия учителя Библии среди Братий написали много книг о скинии и её обстановке, включая Ковчег, жертвенник курения, стол хлебов Присутствия, светильник, умывальник и бронзовый жертвенник. Но когда я был с Братиями, меня никто не учил тому, что сегодняшняя церковь — это Божья скиния.
В Библии слово «скиния» употребляется в трёх значениях. Во-первых, оно означает скинию, построенную у подножия горы Синай. Во-вторых, оно означает Господа Иисуса как Божью скинию с человеком. В Ин. 1:14 говорится, что Слово, которое есть Бог, «стало плотью и поставило скинию среди нас». Посредством воплощения Христос стал Божьей скинией на земле. Следовательно, скиния в Исходе — это прообраз Христа как Божьей скинии. В-третьих, скиния — это Новый Иерусалим, окончательная, завершённая, увеличенная скиния Божья, включающая в себя Божьих искупленных людей и из Ветхого, и из Нового Заветов. Цель Божьего спасения, показанная в Исходе, состоит в том, чтобы привести Божьих людей в скинию как жилище Бога.
В этом сообщении мы рассмотрим 24:1-2, 9-18. Когда мы подходим к этой части Исхода, мы оказываемся на пороге небесных видений, содержащихся в последующих главах. Только подойдя к этому порогу, мы сможем увидеть эти небесные видения.
Чтобы достичь порога в 24-й главе Исхода, Божий народ должен был пройти через переживания всех событий, описанных в предыдущих главах. Люди были рабами в Египте под властью тирании фараона, но Бог приготовил Моисея, а затем послал его как апостола избавить народ. В 12-й главе мы видим Пасху; в 14-й главе — переход через Красное море; в 15-й главе — воды Мерры и двенадцать источников и семьдесят пальмовых деревьев в Элиме; в 16-й главе — небесную манну; в 17-й главе — живую воду из рассечённой скалы и войну с Амаликом; а в главах с 19-й по 23-ю — провозглашение закона и предписаний у горы Синай. Чтобы вступить на порог 24-й главы, Божьему народу нужно было пройти через все эти переживания.
В 19-й главе люди были приведены в общение с Богом у горы Синай. Но сначала это общение было довольно туманным, поскольку происходило во тьме густого облака. В Исх. 19:9 говорится: «Вот, Я приду к тебе в густом облаке», а в 20:21 говорится: «Моисей приблизился к мраку, где был Бог».
Хотя люди были приведены в общение с Богом у горы Синай, они не знали, каким Богом Он является, и они не осознавали, что они падшие, греховные и растленные люди. У них не было откровения ни о Боге, ни о себе. У них было лишь природное представление о Боге и о себе. Но в результате их пребывания у горы Синай и в конечном итоге благодаря общению с Богом они были озарены.
Как мы уже отмечали, когда был введён в действие Божий закон, Моисей построил жертвенник и принёс жертвы с пролитием крови. Этой кровью, кровью завета, был затем окроплён народ. Жертвенник, жертвы и кровь показывают, что в глазах Бога Его избранные люди были искуплены, им был положен конец и они были заменены. В итоге, как показывают поставленные Моисеем двенадцать столпов, они смогли стать столпами, которые стоят перед Богом, отражая Его как Его живое свидетельство.
Я не думаю, что у Божьих людей было такое осознание в отношении себя. Они не знали значения жертвенника, жертв, столпов и крови. Сегодня, когда евреи или христиане читают 24-ю главу Исхода, на них лежит покрывало и они не понимают значения всего этого. Но Бог очень хорошо понимал, что тогда происходило. Он знал, что Он запланировал и что Он собирался сделать посредством введения завета в действие. Он осознавал, что приобрёл людей, которые были искуплены, которым был положен конец и которые были заменены, чтобы стать Его живым свидетельством.
В 1 Кор. 10:5 Павел показывает, что Божьи люди в пустыне находились действительно в очень жалком состоянии: «Но в большинстве из них Бог не нашёл отрады, ибо они были повержены в пустыне». Но когда Валак нанял языческого пророка Валаама проклясть детей Израиля, Валаам провозгласил: «Он не усмотрел беззакония в Иакове и не увидел беды в Израиле» (Числ. 23:21). Валаам также сказал: «Как прекрасны твои шатры, Иаков, твои обители, Израиль!» (Числ. 24:5). Валаам был нанят проклясть Божий народ, но вместо этого он благословил его. Отсюда мы видим, что в глазах Бога Его искупленные люди были безупречны. Это должно научить нас не говорить отрицательно о святых. Такое отрицательное говорение может оскорбить Господа. На наш взгляд, состояние верующих в той или иной местности может быть не очень хорошим, но Бог считает, что они были искуплены, что им был положен конец и они были заменены. В глазах Бога крест положил конец всем Его искупленным людям и Христос заменил их Собой. В 24-й главе Исхода мы видим таких людей — они были искуплены, им был положен конец и они были заменены.
I. Видение Бога на прозрачном и чистом небе
Картина в 19-й главе была мрачной и устрашающей. Но в 24-й главе густое облако внезапно исчезает и небо становится чистым и прекрасным. В Исх. 24:9-10 говорится: «Потом взошли Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израиля. И они увидели Бога Израиля, и под Его ногами было нечто подобное помосту, сделанному из сапфира, даже подобное самому небу по чистоте». Под Божьими ногами они увидели нечто подобное огромному прозрачному камню. Поскольку человеческими словами невозможно описать эту картину, в стихе 10 говорится, что они увидели «нечто подобное помосту, сделанному из сапфира [или: работе из прозрачного сапфира], даже подобное самому небу по чистоте». Слова «нечто подобное» показывают, что человеческим языком невозможно в полной мере описать это удивительное зрелище. Моисей мог лишь уподобить то, что они увидели под Божьими ногами, прозрачному сапфиру, который по чистоте был подобен небу.
Далее, в стихе 11, говорится: «И они созерцали Бога, и ели, и пили». Созерцая Бога, они ели и пили. Переживая в высшей степени удивительное зрелище, они освежали себя пищей и питьём. Те, кто находился на горе, увидели то, что никто не видел раньше. Божьи люди, те, кто был искуплен, кому был положен конец и кто был заменён, увидели поразительное зрелище — они увидели Бога и даже Его ноги.
Видеть такое видение Бога — значит поклоняться Ему. В Исх. 24:1 говорится, что те, кто взошёл на гору с Моисеем, должны были поклоняться издали. Но в последующих стихах больше ничего не говорится о поклонении Богу. Если мы внимательно и вдумчиво прочитаем эту главу, у нас должен возникнуть вопрос: когда они поклонялись Ему? Поклонение в этой главе состоит из того, что люди созерцали Бога, а также ели и пили. Это — настоящее поклонение, поклонение, которого желает Бог. Бог не хочет, чтобы мы поклонялись Ему, простираясь ниц перед Ним. Он хочет, чтобы мы наслаждались Им и чтобы это наслаждение было источником нашего поклонения. Вы когда-нибудь видели, чтобы люди в храме или соборе поклонялись Богу тем, что ели, пили, веселились и наслаждались Господом? Такое поклонение в корне отличается от наших религиозных представлений. Но именно такое поклонение описано в стихе 11: «Они созерцали Бога, и ели, и пили». Так они поклонялись Ему.
Не пытайтесь анализировать Библию согласно своему природному разуму и не пытайтесь систематизировать библейскую доктрину. В Ин. 1:18 говорится, что Бога никто никогда не видел, но в 24-й главе Исхода говорится, что семьдесят старейшин и те, кто был с Моисеем, видели Бога. Они даже видели Его ноги. Моисей не говорит, что под Божьими ногами был помост из прозрачного сапфира; он говорит, что под Божьими ногами было «нечто подобное» работе из прозрачного сапфира. В Кол. 1:15 Павел говорит о невидимом Боге. Как можно было увидеть невидимого Бога? Подобные вопросы напоминают нам, что Библия — это божественная, духовная и таинственная книга и никто не может систематизировать или проанализировать её природным умом.
Нам нужно применить повествование в 24-й главе Исхода к нашему духовному переживанию. Мы были искуплены, мы пережили крест, который положил нам конец, и в некоторой степени мы пережили, что Христос заменил нас. Мы можем засвидетельствовать, что были приведены в общение с Богом. Сначала это общение было довольно туманным. Но в конечном итоге по мере нашего общения с Господом небо становится чистым и даже прекрасным. Тогда мы начинаем видеть некий духовный элемент. Этот элемент можно сравнить с прозрачным сапфиром, подобным самому небу по чистоте. Когда мы переживаем такое общение, трудно сказать, где мы находимся. Это невозможно высказать словами. Если вы переживали Господа таким образом, значит ваше общение с Ним было обогащено и возвышено.
Как мы уже говорили, в 19-й и 20-й главах общение между детьми Израиля и Богом было туманным, поскольку там было облако густой тьмы. Но в 24-й главе, после того как народ был окроплён кровью завета, небо сразу же стало чистым. Там не было ни грома, ни какой-либо тени угрозы, напряжённости или тревоги. Вся атмосфера стала мирной и спокойной. Разве вы никогда не входили в такую атмосферу в своём общении с Господом? Разве вы никогда не переживали подобное состояние, соприкасаясь с Ним? Я могу засвидетельствовать, что я часто имел видение Господа, подобное описанному в 24-й главе Исхода. Небо надо мной было чистым, а передо мной было нечто подобное прекрасному, прозрачному сапфиру, даже подобное самому небу по чистоте. В такой духовной обстановке я видел Бога.
Услышав наше свидетельство о том, что мы видели Бога таким образом, кто-то может придраться к нам и сказать: «Вы говорите нелепости и даже ереси. В Библии говорится, что Бога никто никогда не видел. Бог невидим. Как же вы утверждаете, что видели Его?» Господь Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (Мф. 5:8). Он, несомненно, не ошибался, когда говорил это, и Он не противоречил Библии. Когда я общаюсь с Господом, мне нравится иметь чистое небо и видеть под Ним работу из прозрачного сапфира. Я счастлив, когда между мной и Господом ничто не стоит, когда нет ни облака, ни тени, ни чего-либо туманного, но всё ясно и чисто. Те, у кого есть некоторый опыт взаимоотношений с Господом, могут подтвердить мои слова о видении Бога на прозрачном и чистом небе.
Только находясь в такой чистой атмосфере, мы можем получить небесное видение о построении Божьего жилища. Это было необходимым условием для того, чтобы увидеть видение скинии в Ветхом Завете, и это также является необходимым условием для того, чтобы увидеть видение церкви сегодня. Однако большинство людей находились у подножия горы и не могли видеть это видение. Возможно, они что-то видели, но у них не было полного видения, какое было у тех, кто находился с Моисеем на горе.
Те, кто видит Бога так, как это описано в 24-й главе Исхода, — это «знатные», возвышенные, люди. Это особые люди, находящиеся в особом состоянии. Они увидели Бога на прозрачном и чистом небе. Уже само по себе такое переживание является возвышенным. Разве у вас не было такого возвышенного времени с Господом? Многие из нас могут засвидетельствовать о таком возвышенном переживании. Те, у кого было такое переживание, кто видел Господа под прозрачным и чистым небом, не променяют его ни на что в мире. Ничто не может сравниться с ним.
Если у вас не было описанного здесь духовного видения, это может свидетельствовать о том, что вы ещё не пришли к горе Синай в вашем переживании Господа. Вам нужно прийти к горе Синай и оставаться там с жертвенником, жертвами и кровью. Тогда в вашем общении с Господом небо в конечном итоге прояснится и станет прозрачным. Перед вашими глазами будет нечто подобное самому небу по чистоте. В такой обстановке вы увидите Бога и небесное видение в отношении Его сердечного желания обрести жилище на земле. То, что среди сегодняшних христиан почти ничего не говорится о Божьем жилище, связано с тем, что многие верующие никогда не были у горы Синай и не получали видения Божьего жилища. Многие из тех, кто был по-настоящему спасён, ещё не пришли к горе и не созерцали Господа на прозрачном и чистом небе.
II. Пребывание с Богом под сенью Его славы
В 24:12 мы видим, что Бог призвал Моисея и сказал: «Взойди ко Мне на вершину горы». Господь как бы говорил: «Моисей, все остальные видят Меня, но они должны поклоняться издали. Они не могут приблизиться ко Мне. Я хочу, чтобы ты пришёл ко Мне и пребывал со Мной». Здесь мы видим нечто большее, чем просто созерцание Бога под прозрачным и чистым небом. В нашем духовном переживании сначала над нами появляется чистое небо. Затем в этой чистой атмосфере Бог призывает нас прийти к Нему. Хотя это переживание очень реально, его трудно объяснить и описать словами. Если у вас было такое переживание, то вы понимаете, о чём я говорю.
В Исх. 24:13 говорится: «И встал Моисей с Иисусом, своим служителем, и взошёл Моисей на вершину горы Божьей». Иисус был помощником Моисея и служил ему. Я снова и снова изучал эту главу, но я не смог выяснить, где находился Иисус в то время, когда Моисей был с Господом и получал «каменные скрижали с законом и заповедью» (ст. 12). В стихе 14 Моисей сказал старейшинам: «Ждите нас здесь, пока мы не возвратимся к вам». Слова «нас» и «мы» указывают на то, что Иисус не остался со старейшинами. Но что он делал и куда он пошёл? В стихе 15 говорится: «И взошёл Моисей на вершину горы, и облако покрыло гору». Но об Иисусе не говорится ни слова. То, что мы не можем определить его местоположение, имеет большое духовное значение. В своём переживании мы можем оказаться на этапе, на котором мы видим Бога под чистым небом, но при этом ещё не достигли этапа, на котором мы пребываем с Богом под сенью Его славы. Складывается впечатление, что в такие времена наше местоположение невозможно определить. Никто не знает, где мы находимся, и мы сами этого не знаем. Возможно, мы хотим вернуться к переживанию чистого неба, но мы не можем этого сделать. С одной стороны, мы не можем возвратиться к переживанию видения Бога под прозрачным небом; с другой стороны, мы ещё не вошли в славу. Причина этого в том, что в своём духовном переживании общения с Богом мы всё ещё являемся Иисусом — мы ещё не стали Моисеем. Как мы не можем определить местоположение Иисуса в конце 24-й главы Исхода, так другие не могут определить наше положение и даже мы сами не можем сказать, где мы. Это один из аспектов переживания общения с Богом.
В 24-й главе Исхода большинство людей находились у подножия горы Синай, некоторые находились на горе на расстоянии от Господа, а Моисей находился на вершине горы под сенью Божьей славы. Такое нахождение на разном расстоянии от Господа можно проиллюстрировать на примере скинии с внешним двором, Святилищем и Святым Святых. Люди у подножия горы находились на внешнем дворе, вокруг жертвенника. Семьдесят старейшин вместе с Аароном, Надавом, Авиудом и Хуром находились на горе, в Святилище. Моисей на вершине горы находился в Святом Святых, где была слава шехины. Впоследствии, когда была построена скиния, первосвященник мог войти в Божью славу в Святом Святых, где он получал откровение и видение от Бога в отношении Его народа. Тот же самый принцип относится и к 24-й главе Исхода, где Моисей, находившийся на вершине горы под сенью Божьей славы, получил заповеди от Бога, чтобы он мог научить народ.
В сегодняшнем Господнем восстановлении мы все являемся священниками и у нас нет ни духовенства, ни мирян. Тем не менее на деле и в переживании у нас разное общение с Господом. Многие святые находятся на внешнем дворе с жертвенником и кровью кропления, другие вошли в Святилище и в какой-то степени наслаждаются общением с Богом, но некоторые находятся в Святом Святых под сенью Божьей славы.
Фактически только Моисей получил непосредственное видение скинии. Семьдесят старейшин, которые поклонялись издали, не видели этого видения непосредственно. Сорок дней, в течение которых Моисей находился с Господом на вершине горы, они пребывали в ожидании. Наслаждаясь прозрачным небом и ясным видом Бога, они ели и пили сорок дней, в течение которых Бог давал Моисею одно видение за другим в отношении устройства скинии. Моисею потребовалось сорок дней, чтобы получить подробное видение Божьего жилища.
Если бы вы находились там в то время, то что бы вы предпочли: получить видение скинии или находиться с теми, кто на расстоянии ожидал Моисея? Ожидание истощает терпение. Знатные на горе ждали Моисея, но люди у подножия горы потеряли терпение и потребовали, чтобы Аарон сделал им бога для поклонения. В результате, пока Моисей был на вершине горы, народ занимался идолопоклонством. В то время как люди поклонялись идолу у подножия горы, Моисей был на вершине горы, пребывая с Богом под сенью Его славы и получая видение Его жилища. Слава Господу за видение, благодаря которому мы знаем Божье сердечное желание. Желание Бога — обрести жилище на земле, состоящее из Христа и построенное согласно Христу.
Нам нужно рассмотреть картину, изображённую в 24-й главе Исхода, и спросить себя: где мы находимся в своём общении с Господом? Находимся ли мы с народом у подножия горы, или мы с теми, кто был на горе, или мы — Моисей на вершине горы? Возможно, некоторые из нас подобны Иисусу, местоположение которого нельзя было определить, поскольку в своём переживании мы находимся между прозрачным небом и славой Божьей на вершине горы. Среди сегодняшних верующих существуют различные степени общения с Господом и различная степень близости к Нему. Большинство находятся на внешнем дворе, то есть у подножия горы. Другие, в гораздо меньшем числе, находятся на горе, то есть в Святилище. И лишь некоторые пришли на вершину горы, то есть в Святое Святых, и пребывают с Богом под сенью Его славы.
Описать вид Божьей славы очень трудно. В 24:16-17 слава уподоблена облаку, а также поглощающему огню. На самом деле Божья слава — это не облако и не огонь. Мы не можем в точности описать, что представляет собой Божья слава. Это напоминает нам, что мы, люди, можем понимать духовное только до определённой степени. Мы не способны постичь это во всей полноте. Хотя в этом сообщении мы рассматривали то, что невозможно описать человеческими словами, мы можем по крайней мере отчасти постичь то, что в 24-й главе Исхода содержится видение Бога на прозрачном и чистом небе и говорится о пребывании с Богом под сенью Его славы шехины. Здесь мы получаем откровение о том, что у Бога есть сердечное желание — обрести жилище с человеком на земле.