(1)
Тексты Писания: Исх. 24:1-8; Евр. 9:18-20, 22
В этом сообщении мы переходим к Исх. 24:1-8. После провозглашения закона с предписаниями Бог велел Моисею привести на гору вождей Израиля, чтобы они были там с Ним ради определённой цели — получить видение скинии, которую они должны были построить как Божье жилище на земле. Как мы уже отмечали, Исход начинается с Божьего искупления и завершается Божьим жилищем. Богу нужен народ, который будет Его жилищем на земле. Но из-за того что сотворённые Богом люди стали падшими, Богу потребовалось совершить искупление. Бог не только искупил Своих людей; Он также избавил их, освободил их от рабства в Египте и привёл их в пустыню для близкого общения с Ним. В сообщениях, посвящённых главам с 19-й по 23-ю, мы увидели близкое и глубокое общение Бога с Его избранными и искупленными людьми. В течение этого близкого общения со Своими людьми Бог раскрывал Себя им. Он возвестил им, каким Богом Он является. Многие христиане думают, что возвещение Десяти Заповедей было просто провозглашением закона. На первый взгляд это верно, но на самом деле это не совсем так. Возвещение закона было раскрытием того, каков Бог. Это означает, что посредством провозглашения закона Бог раскрыл Себя Своим избранным и искупленным людям.
Как мы уже говорили, в Ветхом Завете закон назван свидетельством (Исх. 31:18). Это свидетельство является портретом, изображением, фотографией Бога. Закон с его предписаниями показывает, каким Богом является наш Бог. Читая Десять Заповедей и все предписания закона, мы можем понять, каков Бог.
Законы, вводимые законодателями, показывают, какие они люди. Фактически закон всегда показывает того, кто его создал. По тому же принципу закон в 20-й главе с предписаниями в главах с 21-й по 23-ю подробно описывает Бога и показывает, каков Он. Поэтому мы не должны довольствоваться тем, что можем рассказать наизусть Десять Заповедей. Недостаточно просто знать заповеди о том, что нельзя иметь других богов, нельзя делать изображения и поклоняться им, нельзя употреблять Божье имя напрасно, но нужно соблюдать субботу, почитать родителей, не убивать и не прелюбодействовать, не красть, не свидетельствовать ложным свидетельством и не желать чужого. Важно понимать, что закон показывает и раскрывает, каким является Бог, который избрал нас, призвал нас и искупил нас. Мы благодарим Господа за то, что Он так ясно показал Себя Самого в главах с 20-й по 23-ю. В этих главах мы видим, что Бог святой и праведный, что Он полон любви и света. Поскольку Бог святой, у Него нет ничего обыденного. Поскольку Он праведный, у Него нет ничего несправедливого. Поскольку Он есть любовь и свет, у Него нет ненависти и тьмы.
В предписаниях, содержащихся в главах с 21-й по 23-ю, мы видим ясную картину Божьего домостроительства. Как мы уже говорили, в этих предписаниях мы видим крест, Христа и Христово искупление. Таким образом, благодаря закону и предписаниям мы имеем откровение о Боге и Его домостроительстве. Как это чудесно! Нам нужно глубоко осознать, что закон и предписания, возвещённые Богом на горе Синай, показывают ясную картину Бога и Его домостроительства.
Возвестив Своему народу такое откровение о Себе и о Своём домостроительстве, Бог затем захотел раскрыть людям Своё сердечное желание. Это желание состоит в том, чтобы обрести жилище с человеком на земле. После близкого общения со Своими искупленными людьми Бог захотел открыть им Своё сердце, чтобы они знали, что Его сердечное желание состоит в том, чтобы иметь жилище на земле.
К сожалению, сегодня многие Божьи искупленные люди даже не имеют близкого общения с Богом. Многие христиане почти не знают Бога, и им ничего неизвестно о Его домостроительстве. Но по Божьей милости некоторые святые вошли в близкое общение с Богом. В этом общении они узнали, каков Бог, и по крайней мере в какой-то степени они узнали Божье домостроительство. Тем не менее редко можно встретить христиан, которые были по-настоящему приведены к знанию Божьего сердечного желания и увидели, что Бог хочет иметь жилище на земле.
На сегодняшних христианских собраниях и «службах» почти не бывает сообщений о Божьем строении, хотя их сообщения и посвящены общению между Богом и человеком. Верующих наставляют проводить время в присутствии Господа и общаться с Ним. Но где сообщения о строении? Вы когда-нибудь слышали сообщение о Божьем строении, до того как пришли в Господне восстановление? Сегодняшние христиане пренебрегают этим.
Мы славим Господа за то, что в Исходе не двадцать три и не двадцать четыре главы, а сорок. Двадцать четвёртая глава — это мост, соединяющий первые двадцать три главы с последними шестнадцатью главами. В этом и в нескольких последующих сообщениях мы будем идти по этому мосту из одной части Исхода в другую. Когда мы дойдём до другой стороны, состоящей из глав с 25-й по 40-ю, мы увидим сердечное желание Бога в отношении Его скинии, построенной Его людьми на земле. Возможно, мы хотим побыстрее перебраться на другую сторону, но мы не можем этого сделать, не проведя некоторое время на мосту.
В Исх. 24:1-2 говорится: «Потом Он сказал Моисею: Взойди к Иегове ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израиля и поклонитесь издали. И пусть один Моисей приблизится к Иегове, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним». Бог хотел, чтобы вожди Израиля поднялись на гору с конкретной целью: Он хотел показать им видение, устройство, чертёж, скинии как Своего строения. Получив это повеление от Бога, Моисей сошёл с горы. Но прежде чем снова подняться на гору вместе с вождями народа, Моисей ввёл в действие закон. Итак, в стихах 1 и 2 мы видим, что Бог велел Моисею привести с собой на гору некоторых вождей народа, чтобы они имели общение с Богом и чтобы Бог мог открыть им Своё сердечное желание. Затем в стихах с 3 по 8 мы видим, как Моисей вводит закон в действие.
После того как закон был введён в действие, он стал заветом. Без введения закона в действие он остался бы просто законом; он не мог бы быть заветом. Но будучи введён в действие, закон сразу же стал заветом между Богом и Его народом.
Завет подразумевает наличие по крайней мере двух сторон. В данном случае завет был заключён между Богом и Его народом. Заключение завета было грандиозным событием. Говоря современным языком, этот завет стал соглашением, контрактом. Сегодня для законного введения контракта в действие необходимо, чтобы участвующие стороны подписали его. Для этого назначают определённое время и готовят официальный документ. Затем заинтересованные стороны, возможно при свидетелях, подписывают этот документ. В некоторых случаях стороны дают клятву или обещание. Без такого официального введения контракта в действие он существовал бы только в виде написанного документа, но такой документ ни к чему не обязывал бы ни одну из сторон.
Хотя закон был провозглашён на Божьей горе, требовалось ввести его и его предписания в действие. Поэтому, перед тем как снова взойти на гору с вождями для получения дальнейшего откровения, Моисей позаботился о том, чтобы ввести закон в действие.
Здесь я хотел бы отметить, что откровение, полученное Моисеем на Божьей горе, состояло из двух частей: первая часть была возвещением закона в близком общении с Богом, а вторая часть была откровением об устройстве Божьего строения. Прежде чем дать Моисею вторую часть откровения, Бог велел ему спуститься, созвать вождей и привести их на гору. Это показывает, что вторая часть откровения была даже важнее, чем первая. Моисей не должен был получать её один — он должен был привести с собой Аарона, Надава, Авиуда и семьдесят старейшин. Только тогда Бог показал ему план Своего строения. Кроме того, то, что, перед тем как подняться на гору, Моисей ввёл закон в действие, снова показывает, что эта процедура была очень важной.
Введение закона в действие не было таинственным, однако в этом было нечто скрытое. В Библии нигде не говорится о том, что Бог велел Моисею сойти к народу и ввести закон в действие. Хотя Моисей именно это и сделал. Более того, введение закона в действие, в результате чего закон стал заветом, соответствует всему домостроительству Бога. Это имеет огромное значение. Если бы Моисей не получил повеления от Господа ввести закон в действие, то как бы он узнал, что ему нужно делать? Кроме того, Бог признал то, что совершил Моисей, введя закон в действие и сделав его заветом. Об этом ясно говорится в Послании к евреям (9:19-20). Как мы увидим, все принципы, связанные с введением закона в действие посредством Моисея, соответствуют Божьему домостроительству.
Не нужно думать, что всё, что происходило во время провозглашения закона и введения закона в действие, записано в Библии. Некоторые обстоятельства не были отражены в Писаниях. Бог, несомненно, велел Моисею спуститься с горы и ввести в действие закон, который Он установил, причём сделать это совершенно определённым образом. Если бы Бог не дал такого повеления, то почему Моисей ввёл закон в действие совсем не так, как это обычно делается у людей?
В древности, когда две стороны заключали завет, они обычно использовали в качестве жертвы птиц или животных. Затем они вводили в действие это соглашение, этот завет. Но в том, как закон был введён в действие посредством Моисея, было нечто особенное и необычное. Во-первых, там был жертвенник и там было двенадцать столпов «для двенадцати колен Израиля» (ст. 4). Затем там было представлено два типа приношений: всесожжения и мирные приношения (ст. 5). Там не было жертвы за грех, жертвы за проступок и хлебного приношения. Наконец, «Моисей взял половину крови и вылил её в чаши, а половиной крови покропил на жертвенник» (ст. 6). Итак, мы видим жертвенник, столпы, жертвы и кровь. На протяжении столетий человеческой истории ни один завет не был введён в действие таким образом. Это показывает, что введение завета в действие в 24-й главе Исхода представляет собой нечто уникальное. Этот завет между Богом и человеком был введён в действие посредством жертвенника и двенадцати столпов, посредством жертв в виде всесожжений и мирных приношений и посредством крови. Нам нужно увидеть значение всего этого.
Чтобы понять духовное значение жертвенника, столпов, жертв и крови, нам нужно понять, что, когда Бог провозглашал закон, Он не собирался требовать от Своего избранного народа соблюдения закона. Однако большинcтво христиан считают, что, поскольку Бог дал Своим людям закон, Он хотел, чтобы они соблюдали его. Они говорят: «Если Бог не хотел, чтобы народ соблюдал закон, то для чего же Он дал им его?» Когда я был молодым христианином, я тоже считал, что Бог дал закон Своим людям для того, чтобы они соблюдали его. Но если бы намерение Бога заключалось именно в этом, то с Его стороны это было бы в высшей степени неразумно. Рассчитывать на то, что падшие люди будут соблюдать Божий закон — всё равно что требовать от собаки летать, как птица. Представьте, что кто-то говорит собаке: «Тебе, собачка, нужно усвоить, что отныне ты принадлежишь мне и я приказываю тебе парить в воздухе, как орёл». Как неразумно и абсурдно подобное требование! Бог никогда не стал бы действовать так неразумно и предъявлять нам такое требование.
Мы должны запомнить, что закон — это, по сути, «портрет» всемогущей, божественной Личности, Самого Бога. Как мы уже увидели, закон показывает, что Бог, будучи уникальной Личностью, является святым, совершенным и в высшей степени необыденным. Кроме того, Он праведен и полон любви и света. Провозглашённые Им законы — это фактически описания Его различных добродетелей и качеств. Святому и праведному Богу, который полон любви и света, резко противопоставляются падшие, греховные, загнивающие и полностью растленные люди. Их падшее состояние и растление изобличаются посредством предписаний, особенно предписаний, в которых говорится о блуде, кражах и ворожбе. Как такие падшие люди могли соблюдать божественный закон святого и праведного Бога? Это невозможно! Только поверхностный и неразумный человек может думать, что это возможно. Бог никогда не совершил бы такой вопиющей ошибки, предположив, что падший человек может соблюдать Его святой закон. Он дал закон не для этого.
Поскольку между Богом и человеком предстояло заключить завет, то с человеческой точки зрения функция закона состояла в том, чтобы представить порядок и условия заключения этого завета. Для введения завета в действие Моисей служил посредником. Согласно природному представлению, Бог должен был потребовать от народа дать клятву, скрепить её своей кровью и дать обет соблюдать закон под страхом смерти. Таков человеческий путь, но Моисей не последовал ему. Моисей не сказал: «Дети Израиля, я только что сошёл с горы, где получил провозглашённый Богом святой закон. Теперь вы должны верно соблюдать его. Для этого вы должны дать клятву. И я прошу скрепить вашу клятву вашей собственной кровью». Вводя закон в действие, Моисей поступил совершенно иначе.
В Исх. 24:4 говорится: «И Моисей записал все слова Иеговы. И встал он рано утром и построил жертвенник под горой». Жертвенник показывает, что мы не способны соблюдать Божий закон и что нам нужно искупление. На самом деле, ещё до того как закон был возвещён людям, они уже нарушили его порядок и условия. Поскольку их состояние было безнадёжным, они нуждались в жертвеннике для их искупления.
Жертвенник показывает, что людям нужно положить конец и они должны быть заменены жертвами. Первоначально принесённые на жертвеннике жертвы использовались в качестве заместительной жертвы, но в конечном итоге эта жертва должна была стать их заменой. Таким образом, жертвенник, символизирующий крест, показывает, что мы должны быть искуплены, нам должен быть положен конец и мы должны быть заменены. Крест Христа искупает нас и кладёт нам конец. Затем, подобно тому как жертвы служили в качестве заместительной жертвы, Христос стал нашей заменой. Он наш Искупитель, наша заместительная жертва и наша замена.
Детям Израиля не следовало думать, что они смогут соблюдать Божий закон. Это было невозможно, потому что они были греховными, падшими и растленными. Им не нужно было пытаться соблюдать закон — их нужно было искупить, положить им конец и заменить. Именно так нужно было ввести в действие провозглашённый Богом божественный закон.
Бесполезно пытаться соблюдать Божий закон. Поскольку мы лишены способности соблюдать его, мы не можем этого сделать. В Рим. 8:3-4 говорится: «Ибо — то, чего закон не мог, так как ослаблялся через плоть, — Бог, послав Своего собственного Сына в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех в плоти, чтобы праведное требование закона было исполнено в нас, ходящих не согласно плоти, а согласно духу». Поскольку закон ослабляется через плоть, Бог послал Своего Сына в подобии плоти греха, чтобы искупить нас, положить нам конец и заменить нас. Теперь, будучи искуплены, уничтожены и заменены, мы имеем Христа в нашем духе. Когда мы ходим согласно слитому духу, то есть нашему духу, слитому с обитающим в нём Духом, праведное требование закона исполняется в нас. В Рим. 8:3 содержится аспект введения закона в действие, поскольку в этом стихе подразумевается крест. Там также подразумевается то, что Христос искупил и заменил нас. Аллилуйя, у нас есть крест как средство, а также у нас есть Искупитель, заместительная жертва и замена!
Я надеюсь, что все мы осознаем, что падший человек совершенно не способен соблюдать Божий закон. Сама мысль о том, что человек может соблюдать закон, в высшей степени неразумна. Моисей не был неразумен и не думал, что дети Израиля смогут подчиняться Божьему закону. Согласно Божьему откровению и требованию, он ввёл закон в действие, построив жертвенник. Сделав это, он как бы сказал людям: «Дети Израиля, вам нужно понять, что вы должны быть искуплены, вам должен быть положен конец и вы должны быть заменены».
II. При помощи двенадцати столпов, обозначающих двенадцать колен Израиля как свидетельство Божьего закона
В 24:4 также говорится, что Моисей построил «двенадцать столпов для двенадцати колен Израиля». В Библии слово «столп» и в Ветхом Завете, и в Новом Завете обозначает свидетельство. Например, в 3 Цар. 7:21 говорится: «И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне, и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне, и дал ему имя Воаз». Имя Иахин означает «Он утвердит», а имя Воаз означает «в Нём крепость». Эти столпы стояли как свидетельство того, что Бог утвердит строение, храм, и что его крепость будет в Нём. Эти столпы были поставлены не для того, чтобы поддерживать храм. Они стояли там не в качестве опоры, а в качестве свидетельства. В Новом Завете тоже говорится о столпах. В 1 Тим. 3:15 говорится, что церковь — это столп и опора истины. Это означает, что у церкви есть свидетельство божественной действительности Божьего домостроительства. Двенадцать столпов в Исх. 24:4 тоже служат убедительным свидетельством того, каким является Бог. Кроме того, эти столпы олицетворяют двенадцать колен Израиля. Они показывают, что в глазах Бога двенадцать колен должны быть столпами, свидетельствующими о том, каков Бог. Другими словами, дети Израиля должны были стоять как свидетельство, отражая Бога и то, каким Он является.
Библия — это книга, в которой много замечательных картин. Превосходным примером этому служит 24-я глава Исхода с жертвенником и двенадцатью столпами. Жертвенник говорит о том, что мы должны быть искуплены, что нам должен быть положен конец и мы должны быть заменены. Столпы показывают, что мы должны быть свидетельством того, каким является Бог, а также отражением Бога. С одной стороны, мы должны быть искуплены, нам должен быть положен конец, и мы должны быть заменены. С другой стороны, мы должны быть свидетельством Бога и Его отражением. Мы должны отражать не свою способность соблюдать закон, а Божьи добродетели и качества. После того как мы будем искуплены, нам будет положен конец и мы будем заменены, мы станем столпами, Божьим свидетельством, отражением того, каким является Бог.
Закон был дан Божьим людям не для того, чтобы они соблюдали или исполняли его. Он был дан для того, чтобы люди стали Божьим свидетельством. Однако дети Израиля решили, что закон был дан им для того, чтобы они соблюдали его. Точно так же сегодня многие христиане, пребывая в неведении относительно Божьего домостроительства, думают, что Новый Завет был дан им для того, чтобы они соблюдали и исполняли его. Новый Завет был написан не для того, чтобы христиане соблюдали его требования, а для того, чтобы сделать их отражением Бога. Существует огромная разница между попытками соблюдать Божий закон и тем, что мы становимся отражением Бога.
Божий разум полностью отличается от разума падшего человека. Согласно нашим представлениям, то, что Бог дал закон, означало, что Он хочет, чтобы мы соблюдали его. Однако у Бога не было такого желания. Он хотел сделать нас свидетельством Себя Самого. То, что мы являемся Божьим свидетельством, подразумевает не только наши дела, но и всё наше существо. Бог не хотел, чтобы дети Израиля просто соблюдали заповеди и исполняли предписания. Он хотел сделать их столпами как свидетельством Себя Самого. Поскольку закон — это Божье свидетельство, Бог хотел, чтобы народ Израиля стал Его живым свидетельством. Закон — это портрет, фотография, показывающий, каким является Бог. Дети Израиля как живые личности должны были стать живым свидетельством Бога. Когда Моисей вводил закон в действие, Бог как бы говорил людям: «Я не хочу, чтобы вы соблюдали Мой закон. Я хочу сделать вас свидетельством закона. Тогда вы будете Моим живым свидетельством. Если вы хотите стать Моим свидетельством, вас нужно искупить, вам нужно положить конец и вас нужно заменить».
Я хочу ещё раз подчеркнуть этот важный момент: закон был дан не для того, чтобы мы соблюдали или исполняли его; он был дан для того, чтобы сделать нас живым свидетельством Бога согласно тому, что показывает закон. Чтобы стать таким живым свидетельством, мы должны быть искуплены, нам должен быть положен конец и мы должны быть заменены. Это возможно только посредством Христа и через крест. Если мы увидим это, мы поймём, почему Бог послал Своего Сына в подобии плоти греха и по причине греха и осудил грех в плоти, чтобы праведное требование было исполнено в нас, ходящих согласно слитому духу. Именно так мы становимся отражением Бога, Его свидетельством. Если мы станем таким отражением и свидетельством, то, несомненно, праведное требование закона будет исполнено в нас. Однако это осуществляется не благодаря тому, что мы соблюдаем закон и исполняем его требования, а благодаря тому, что мы позволяем Христу стать нашей заменой, а затем ходим согласно слитому духу. Именно это делает нас отражением Бога.
Намерение Бога заключается не в том, чтобы сделать нас теми, кто соблюдает и исполняет закон. Намерение Бога состоит в том, чтобы сделать нас столпами, которые будут стоять на земле как отражение Его Самого как божественной Личности — святой, праведной и полной любви и света. Для этого нам нужно не соблюдать закон, а быть живым свидетельством того, каким является Бог, изображённый посредством закона.