Ангел Иеговы, благодаря которому Божий народ должен овладеть обещанной землёй
(1)
Тексты Писания: Исх. 23:20-33; 3:2, 4, 6, 14, 16; 14:19-20; Суд. 13:17-19; Зах. 2:8-9
В главах Исхода с 20-й по 23-ю содержится провозглашение Моисеева закона. В этих главах мы видим сначала провозглашение Десяти Заповедей, а затем провозглашение предписаний закона. В предыдущих сообщениях мы отмечали, что, если мы углубимся в предписания в главах с 21-й по 23-ю, мы увидим, что в них изображено Божье домостроительство с искуплением Христа.
Примечательно, что 23-я глава завершается словами об Ангеле Иеговы (ст. 20-33). В стихе 20 говорится: «Вот, Я посылаю перед тобой Ангела хранить тебя в пути и привести тебя в место, которое Я приготовил». Ангел должен был привести народ в обещанную землю. В отношении земли в этих стихах есть два основных аспекта: те, кто создаёт препятствия, и границы. Землю населяли различные племена, которые препятствовали детям Израиля завладеть ей. В стихе 23 говорится: «Ибо Мой Ангел пойдёт перед тобой и приведёт тебя к аморреям, хеттеям, ферезеям, хананеям, эвеям и иевусеям, и Я отсеку их». В стихе 31 говорится о границах земли: «И Я установлю твои пределы от Красного моря и до Филистимского моря и от пустыни до Реки». Если мы хотим завладеть обещанной землёй, мы должны уничтожить тех, кто создаёт препятствия, и мы также должны уделить внимание границам земли. Поскольку Ангел Иеговы играет важную роль в том, чтобы привести народ в землю, это сообщение озаглавлено так: «Ангел Иеговы, благодаря которому Божий народ должен овладеть обещанной землёй». После провозглашения закона и предписаний в заключение говорится об Ангеле Иеговы и обещанной земле.
И Ангел, и обещанная земля — это прообразы Христа. Ангел — это прообраз Христа как Того, кто послан Богом хранить нас в пути и привести нас в добрую землю. Христос является таким Посланцем, Тем, кто послан от Бога. Добрая земля — это прообраз Христа в Его всеобъемлемости. Таким образом, Христос как Посланец приводит нас в Себя как добрую землю. Эта добрая земля является целью, средоточием и устремлением Бога в Его замысле. Поскольку добрая земля является прообразом Христа, это означает, что нашей целью является Христос. Кто приведёт нас к этой цели? Никто иной, кроме Христа. С одной стороны, Христос — это добрая земля; с другой стороны, Он Тот, кто приводит нас в эту добрую землю.
Предписания в главах Исхода с 21-й по 23-ю изображают по крайней мере девятнадцать различных аспектов Христа. Христос — это жертва; раб; суббота; Тот, кто был отдан нам, грешникам по ошибке, которые предали Его смерти; город-убежище; Тот, кто приносит то, что связано с жизнью, Своим врагам и освобождает тех, кто ненавидит Его, от их тяжёлых бремён. Кроме того, в этих главах содержится два прообраза креста Христова. Во-первых, прообразом креста служит жертвенник в Исх. 20:24-25. В Евр. 13:10 говорится: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права есть те, кто служит при скинии». Этим жертвенником является крест, на котором Господь Иисус принёс Себя как жертву за наши грехи. У детей Израиля был жертвенник, но этот жертвенник был всего лишь прообразом. Мы же имеем исполнение этого прообраза, крест как истинный жертвенник. Во-вторых, прообразом креста служат винные и масляные давила, производящие «слёзы». Эти слёзы обозначают проистечение переживаний Христа, которые появляются вследствие того, что мы претерпеваем крест. В Исх. 22:29 говорится о полноте и о слезах (букв.). Полнота обозначает полноту жатвы произведений доброй земли, а слёзы обозначают проистечение вина и масла из давил.
С одной стороны, церковь — это приятное место, и церковная жизнь замечательна. С другой стороны, церковная жизнь — это винное и масляное давила. Наша семейная жизнь — это тоже давило. Мы переживаем давление со стороны мужа, жены или детей. Если мы не будем переживать давление в церковной жизни и в семейной жизни, то не будет слёз, не будет проистечения вина и масла.
В завершение показанных в этих главах девятнадцати аспектов Христа и двух прообразов креста говорится об Ангеле Иеговы, приводящем людей в обещанную землю. Даже в Библии короля Якова слово «Ангел» в 23:20 написано с заглавной буквы. Это показывает, что переводчики понимали, что здесь речь идёт об уникальном и необычном Ангеле. Этот Ангел обозначает Самого Христа.
То, что провозглашение закона завершается словами об Ангеле и доброй земле, показывает, что цель провозглашения закона состоит в том, чтобы те, кто принял закон, вошли в добрую землю. У Бога не было намерения просто дать Своему народу закон. Его намерение состояло в том, чтобы привести детей Израиля в добрую землю. В Исх. 23:20 говорится: «Вот, Я посылаю перед тобой Ангела… привести тебя в место, которое Я приготовил». Господь как бы говорил Своему народу: «Я дал вам закон и предписания. Но Моя цель не в этом. Я вывел вас из Египта не просто для того, чтобы дать вам правила. Я хочу обучать вас, воспитывать вас и ограничивать вас, чтобы вы стали надлежащим народом, который Я введу в добрую землю. Вот, Я посылаю Ангела перед вами хранить вас в пути и привести вас в обещанную землю. Это — Моя цель». Вот почему вслед за провозглашением закона и предписаний Бог говорит об Ангеле, который приведёт людей в добрую землю.
Согласно 23:20, Ангел Иеговы был послан Иеговой. Здесь мы видим и Посылающего, и Посланного. В Зах. 2:8-9 показано, что Посылающий и Посланный едины. В стихе 8 говорится: «Ибо так говорит Иегова воинств: После славы Он послал Меня против племён, грабящих вас». Стих 9 завершается словами: «И вы узнаете, что Иегова воинств послал Меня». Эти стихи показывают, что Иегова воинств послал Иегову воинств. Согласно стиху 8, Иегова воинств говорит: «После славы Он послал Меня». Здесь мы видим, что, по сути, Посылающий и Посланный едины.
Последователи систематического богословия могут задать вопрос: почему мы утверждаем, что Христос-Сын и Отец едины? Они приводят довод, что Сын молился Отцу, а Отец отвечал Сыну (Лк. 3:21-22). Если Отец и Сын едины, говорят они, как Сын мог молиться Отцу и как Отец мог отвечать Сыну? Ответ на этот вопрос содержится во 2-й главе Книги пророка Захарии. Кто Посланный и кто Посылающий? В Зах. 2:8-9 слова «Он» (Посылающий) и «Меня» (Посланный) относятся к Иегове воинств. Согласно этим стихам, Иегова послал Иегову, поскольку Он и Посылающий, и Посланный. То же самое относится и к Исх. 23:20, где говорится, что Ангел Иеговы был послан Иеговой.
В стихе 21 об Ангеле Иеговы говорится: «Моё имя в Нём». Имя Иегова означает «Я есть Тот, кто Я есть» (3:14). Это имя — в Ангеле Иеговы. Почему имя Иеговы в Ангеле? Потому что Ангел — это Сам Иегова. Если бы Ангел не был Иеговой, то как имя Иеговы могло быть в Нём? Имя тождественно личности. Мы не можем отделить личность от имени, поскольку имя указывает на само существо личности. Поэтому мы не просто называем себя личностями, а называем себя по имени. Имя Иеговы было в Ангеле и было неотделимо от Ангела.
В 3-й главе Исхода ясно показано, что Ангел — это Иегова. В стихе 2 говорится: «И явился ему Ангел Иеговы в пламени огня из середины тернового куста». По мере чтения 3-й главы мы видим, что фактически Сам Иегова явился Моисею и говорил с ним (ст. 4, 6, 14, 16). Кроме того, Иегова, который явился Моисею, — это Триединый Бог, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Ангел Иеговы — это Иегова, Иегова — это Бог, а Бог является триединым — Отцом, Сыном и Духом, на что указывают слова «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Таким образом, Ангел Иеговы — это, по сути, Триединый Бог. Кроме того, Ангел — это Христос, а Христос — это Сын Божий. Это означает, что Сын Божий — это Иегова Бог, даже Триединый Бог.
Г. Его голос был говорением Иеговы
В Исх. 23:22 говорится: «Если ты действительно будешь слушать Его голос и делать всё, что Я говорю…» Это показывает, что голос Ангела был говорением Бога. В Ин. 14:10 Господь Иисус сказал: «Слова, которые Я говорю вам, Я говорю не от Себя — Отец, пребывающий во Мне, совершает Свои дела». Как голос Ангела был говорением Иеговы, так говорение Сына было делами Отца. То, что голос Ангела был говорением Иеговы, убедительно доказывает, что Ангел и Иегова едины.
Если мы изучим повествование в Ветхом Завете о путешествии детей Израиля из Египта через пустыню в добрую землю, мы не найдём ни одного упоминания о том, что Ангел Иеговы что-то говорил. Почему же Бог говорит о голосе Ангела, если Его голос ни разу ничего не произнёс? Дело в том, что говорящим был Сам Бог. Божье говорение было голосом Ангела. Бог послал Себя сопровождать Свой народ, хранить его в пути и привести его в добрую землю. Отсюда видно, что Ангел и Бог поистине были едины. Итак, говорение Бога было голосом Ангела.
Если мы задумаемся над тем обстоятельством, что говорение Бога было голосом Ангела, мы увидим, что здесь затрагивается вопрос Троицы. Троица связана с раздаянием Бога в человека. Даже в случае с детьми Израиля в Ветхом Завете мы видим Божье раздаяние.
В Исх. 23:23 говорится: «Мой Ангел пойдёт перед тобой». В 14:19 мы видим явное указание на то, что Ангел Иеговы вёл народ: «И Ангел Божий, шедший перед станом Израиля, двинулся и пошёл позади них, и облачный столб двинулся с места перед ними и встал позади них». Ангел указывает на Христа, а облако обозначает Духа. Отец тоже присутствует, но Он, как обычно, скрыт. Таким образом, в описанном в 14-й главе Исхода случае присутствует Триединый Бог. Сын был охраняющим Ангелом, Дух как облако был тьмой для египтян и светом для детей Израиля, а за Ангелом и облаком, Сыном и Духом, стоял Отец. Здесь мы видим Триединого Бога, который применял Себя к людям в их обстоятельствах. Поэтому мы можем сказать, что Троица обозначает применение Бога к Его людям. Без Троицы Бог не смог бы применить Себя к Своим избранным людям в их бедах в 14-й главе Исхода.
Как мы уже отметили, Троица указывает на раздаяние Триединого Бога и применение Триединого Бога. Несомненно, для многих христиан это совершенно новое определение. Тем не менее, согласно Слову Божьему, без Троицы Бог не может применить Себя к Своим людям. Когда Бог говорил: «Вот, Я посылаю перед тобой Ангела», Он применял Себя к детям Израиля. Он не только дал им законы и предписания, но и применил Себя к ним.
Согласно Исх. 23:20, Ангел Иеговы хранил людей, охранял их, в пути. Великолепную иллюстрацию этого мы видим в 14-й главе, в которой египтяне погнались за израильтянами (ст. 19-20).
Ж. Должен был привести их в добрую землю
В Исх. 23:20 говорится, что Ангел приведёт людей в место, приготовленное Богом. Мы знаем из стиха 23, что это была земля, занятая языческими племенами. Ангел Иеговы должен был привести Божий народ в эту добрую землю.
В стихе 31 описываются границы обещанной земли: «И Я установлю твои пределы от Красного моря и до Филистимского моря и от пустыни до Реки». «Филистимское море» — это Средиземное море, а «Река» — это Евфрат. Земля от Средиземного моря до Евфрата имеет большую протяжённость, она гораздо обширнее, чем любая территория, которую когда-либо населяли дети Израиля, но я хочу обратить ваше внимание не на обширность земли. Я хочу рассмотреть границы земли и их духовное значение. Пределы земли простирались от «Красного моря и до Филистимского моря». Моря здесь обозначают воды смерти. Следовательно, слова «от моря до моря» означают «от смерти до смерти». Другими словами, одной из границ обещанной земли является смерть. Кроме того, в стихе 31 говорится, что граница простиралась «от пустыни до Реки». Река тоже обозначает воду смерти, а пустыня обозначает бесплодие. Если мы изучим карту, мы увидим, что обещанная земля окружена смертью и бесплодием. Но сама земля — это область жизни, полная обильных плодов.
Как мы уже отмечали, обещанная земля — это прообраз Христа. Теперь, когда мы видим, что границами доброй земли являются смерть и бесплодие, мы можем понять, что вне Христа нет ничего, кроме смерти и бесплодия. Смерть и бесплодие окружают Христа как нашу землю и являются границами Христа. Библия показывает, что обещанная земля является возвышенной. Это означает, что Христос возвышен в воскресении. Однако эта возвышенная земля, этот возвышенный Христос, окружена смертью и бесплодием.
Нам нужно применить границы доброй земли к нашему духовному переживанию и спросить себя, где мы находимся. Где вы? В Красном море, в Средиземном море или в Евфрате, то есть в водах смерти? Или вы блуждаете в бесплодной пустыне? Я хочу повторить, что добрая земля окружена водами смерти и бесплодием пустыни. Но территория доброй земли возвышена и богата плодами, полна жизни и произведений. Аллилуйя, добрая земля — это наша территория!
Б. Те, кто создаёт препятствия в ней
У многих христиан нет надлежащего понимания обещанной земли. Некоторые думают, что добрая земля — это небо. В известном гимне даже говорится о том, что мы пересекаем холодные воды Иордана и входим в обещанную землю, небо. Многие считают, что, когда мы умираем, мы пересекаем Иордан, а когда мы входим в добрую землю, мы попадаем на небо. Но что вы скажете о языческих племенах и их идолах? Неужели небо будет наполнено язычниками и идолами? Неужели, попав на небо, нам нужно будет сражаться против этих языческих племён и уничтожить их идолов? Если мы зададим себе такие вопросы и задумаемся над тем, что обозначают языческие племена и их идолы, мы осознаем, что обещанная земля не означает небо.
Согласно другому толкованию, добрая земля — это прообраз небесных пределов в 6-й главе Послания к эфесянам. В небесных пределах есть злые силы, против которых мы должны сражаться. Это понимание близко к надлежащему. Однако, согласно Библии, обителью святых будет не воздух, небесные пределы. Неужели вы рассчитываете отправиться в воздух и обитать там? Если мы толкуем добрую землю как небесные пределы в 6-й главе Послания к эфесянам, наше толкование неудовлетворительное.
Многие годы мы старались понять, что означает добрая земля. Примерно сорок лет тому назад мы начали понимать, что добрая земля — это прообраз всеобъемлющего Христа. В истории Израиля мы видим различные прообразы, изображающие Христа: Пасхального ягнёнка, бесквасный хлеб, горькие травы, жертвы, манну, рассечённую скалу с текущей из неё живой водой и скинию с её принадлежностями. Добрая земля — это тоже прообраз Христа. Без земли как прообраза у нас не будет окончательного, завершённого, всеобъемлющего прообраза Христа.
Бог искупил Своих людей через Христа как Пасхального ягнёнка, чтобы они вошли в добрую землю. Божья цель состоит в том, чтобы мы вошли в полное наслаждение всеобъемлющим Христом. После того как мы были искуплены Христом как Пасхальным ягнёнком, мы наслаждаемся Христом как манной и скалой на своём пути в добрую землю. С одной стороны, мы насыщены Христом как Пасхальным ягнёнком и манной. С другой стороны, Христос в этих аспектах пробуждает наше желание получить больше Его. Стремясь к чему-то более богатому, обширному и всеобъемлющему в отношении Христа, Христа как доброй земли, мы переживаем Его как ежедневную манну. Однако наша цель состоит в том, чтобы войти в Христа как всеобъемлющую землю.
Согласно Исх. 23:23-24, 32-33, есть те, кто препятствует нам овладеть землёй. Те, кто создаёт препятствия, различные языческие племена, занимавшие землю, обозначают различные аспекты нашей природной жизни. Например, одним из племён были хананеи. Слово «Ханаан» означает «купец». В нашей природной жизни есть хананей, тот, кто стремится заработать побольше денег. Другие племена обозначают вожделение природного человека и алчность природной жизни. В принципе, все языческие племена обозначают аспекты природной жизни. Можно без преувеличения сказать, что эти племена находятся в нас. Это означает, что в нашей природной жизни есть много тех, кто создаёт препятствия, тех, кто мешает нам овладеть всеобъемлющим Христом.
В Исх. 23:24 показано, что у этих языческих племён были идолы: «Не кланяйся их богам, и не служи им, и не поступай по их делам». Кроме того, в стихах 32-33 говорится: «Не заключай завета ни с ними, ни с их богами. Пусть не живут они в твоей земле, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить их богам, то это обязательно будет тебе ловушкой». Боги языческих племён были идолами, а идолы связаны с бесами. За каждым идолом стоит бес. Идолы и стоящие за ними бесы олицетворяют духовные силы (Эф. 6:12).
За нашей природной жизнью стоят духовные силы. Например, вам нравится раздражаться? Несомненно, никому из нас не нравится раздражаться. В нашей природной жизни есть злой нрав, который мы презираем. Но за этим злым нравом скрываются духовные силы, бесы. Часто именно эти злые силы заставляют нас раздражаться. Будучи христианами, мы не раз переживали приступы раздражения, когда совсем не хотели раздражаться. За этим что-то стояло, какая-то сила, которая заставляла нас раздражаться против нашей воли. Это показывает, что скрытые духовные силы используют различные аспекты нашей природной жизни, манипулируют ими и направляют их. Аспекты природной жизни, за которыми скрываются духовные силы, препятствуют нам наслаждаться богатством всеобъемлющего Христа.
В Исх. 23:22 говорится: «Но если ты действительно будешь слушать Его голос и делать всё, что Я говорю, то Я буду врагом твоих врагов и противником твоих противников». Здесь мы видим, что если бы дети Израиля слушались Ангела Иеговы, то Иегова отсёк бы языческие племена. Далее, в стихе 23, говорится: «Ибо Мой Ангел пойдёт перед тобой… и Я отсеку их». Он изгнал бы языческие племена от Своих людей.
В стихах 29-30 говорится: «Я не изгоню их от тебя в один год, чтобы земля не стала пустынной и не умножились против тебя полевые животные. Мало-помалу Я буду изгонять их от тебя, пока ты не расплодишься и не унаследуешь землю». Здесь мы видим, что Бог не собирался отсечь языческие племена сразу же. Израиль был сравнительно малочислен. Если бы Бог отсёк все языческие племена в один год, то бол́ьшая часть земли стала бы пустынной и животные умножились бы против людей. Это показывает, что как христиане мы не должны рассчитывать на то, что станем духовными за один день. Если бы мы внезапно лишились природной жизни, мы оказались бы внутренне пустыми. Тогда у бесов появилась бы возможность причинить нам вред.
Услышав сообщение о природной жизни, мы, возможно, захотим сразу же отсечь природную жизнь. Но если мы сделаем это, мы станем пустыми и возникнет опасность, что нами завладеют бесы. В каком-то смысле нам нужна природная жизнь в течение некоторого времени. Затем чем больше мы будем расти в Господе, тем больше Он будет отсекать природную жизнь. Пока численность детей Израиля была мала, языческие племена должны были оставаться в земле, чтобы хранить её от животных. Но по мере увеличения численности Божьих людей Господь отсекал бы племена. Это означает, что, если мы будем расти в Христе, наша природная жизнь будет постепенно отсекаться по мере нашего роста в жизни. Бог не отсечёт языческие племена сразу же, но будет делать это «мало-помалу» по мере нашего роста.
В стихе 25 говорится: «И служите Иегове, вашему Богу, и Он благословит твой хлеб и твою воду, и Я унесу болезнь из твоей среды». Здесь Бог пообещал благословить хлеб людей и их воду и удалить болезнь из их среды. Это означает, что в духовном смысле Бог даст нам пищу для нашего пропитания и воду для утоления нашей жажды. Кроме того, Он удалит наши слабости, чтобы мы росли, созревали и полностью вырастали в жизни. Так мы овладеем всеобъемлющим Христом для нашего наслаждения.