Тексты Писания: Исх. 22:28-31; 23:14-19
Библия — это книга, полная сладости. Читая многие отрывки Слова, мы ощущаем сладкий вкус. В Пс. 119:103 говорится: «Как сладки Твои слова моему вкусу! Слаще мёда моим устам!» Но читая Исх. с 21:7 по 23:19, мы можем не ощущать никакой сладости. Когда вы читали этот отрывок Исхода последний раз, был ли он сладок вашему вкусу? Если мы углубимся в эти главы и коснёмся духа, с которым они были написаны, мы поймём, что эта часть Слова тоже полна сладости.
Библия была не только вдохновлена Духом; она также была написана с особым духом. Особенно это относится к законам и предписаниям в Ветхом Завете. Даже в отношении светского закона государства можно говорить о духе этого закона. Тем более в законе и в предписаниях, установленных Богом, есть определённый дух. Если мы коснёмся глубин в 21:7—23:19, мы ощутим сладкий вкус. Но хотя нам легко коснуться внешнего «тела» Слова, нам гораздо труднее коснуться внутреннего духа Библии. Если мы читаем только то, что написано чёрным по белому, мы касаемся только «тела» Слова. Мы должны стараться проникнуть глубже и коснуться духа Слова.
Библия в целом является откровением Бога согласно Его домостроительству. Тем не менее божественное откровение дано в ней в соответствии с состоянием людей; особенно это относится к Ветхому Завету. Например, когда я в молодости читал Исход, меня беспокоил тот факт, что Бог в Своём законе не упразднил рабство. Я не понимал, почему у рабов не было таких же прав, как и у свободных. Я спрашивал, почему закон, данный Богом, и все предписания, установленные Богом, по-прежнему допускали существование такого неравенства. В законе говорится, что если вол убивал раба, то за него хозяину вола нужно было заплатить меньше, чем за свободного человека (Исх. 21:28-32). Это показывает, что раб не имел таких же прав, как свободный человек. Некоторые даже сомневаются, что эти предписания были даны Богом. Они считают их просто собственными идеями Моисея. Однако в 21:1 ясно говорится: «И вот предписания, которые ты изложишь перед ними». Все предписания в главах с 21-й по 23-ю написаны Моисеем под диктовку Бога. Следовательно, они не были выдуманы Моисеем согласно его собственным соображениям. Поэтому мы не можем отбросить их, считая, что это всего лишь древние представления. Поскольку эти предписания были продиктованы Богом, у нас возникает вопрос, почему Бог допускал существование рабства. Подобные вопросы напоминают нам, что Библию понять не так просто. Чтобы знать Слово, нам нужно знать Божье сердце, а также Божье домостроительство, Божий замысел и план.
Божьи законы и предписания в Библии написаны совсем не так, как написаны человеческие законы. Часто при составлении закона люди стараются написать что-то классическое. Адвокат может даже попытаться написать классический труд на основании того или иного случая. Однако главы Исхода с 21-й по 23-ю написаны не в классическом стиле.
У того, кто читает эти главы, может сложиться впечатление, что эти предписания идут в необычном порядке. Например, в Исх. 21:15 говорится, что тот, кто ударит своего отца или свою мать, должен быть предан смерти. Затем, в стихе Исх. 21:16, говорится, что того, кто похитит человека, следует предать смерти. А в стихе Исх. 21:17 говорится, что тот, кто проклянёт своего отца или свою мать, должен быть предан смерти за этот проступок. Почему стихи 15 и 17 не стоят рядом? Почему между ними находится стих Исх. 21:16? Если бы мы составляли эту главу, мы соединили бы стихи 15 и 17 и поставили бы их после стиха 16. Но Бог вставил стих, не имеющий отношения к родителям, между двумя стихами, в одном из которых говорится о том, что человек не должен ударять своих родителей, а в другом — о том, что он не должен проклинать своих родителей. У такого порядка, несомненно, есть определённая божественная цель.
Мы верим, что каждое слово Библии богодухновенно. Если мы хотим правильно оценить главы Исхода с 21-й по 23-ю, мы должны коснуться глубинной сути этих глав и ощутить дух, с которым они были написаны. Как мы увидим, дух этих глав удивительный. Ни один закон, созданный человеком в каком-либо государстве или обществе, не написан с таким же духом, какой мы видим здесь. Божьи предписания были составлены с очень сладостным духом.
Как мы уже увидели, первые шесть стихов 21-й главы, первое из множества предписаний об отношениях человека с другими людьми, связаны с рабством. Эти стихи составлены не в классическом стиле. Более того, согласно человеческому представлению, порядок этих стихов совершенно нелогичен. Но дух, пронизывающий их, полон сладости. Как мы уже отмечали, раб, получивший возможность выйти на свободу, мог сказать: «Я люблю моего господина, мою жену и моих детей; не пойду на свободу». Какой сладостный дух! В Своём Слове Бог не заботится о классическом стиле. Его заботит сладостный вкус духа.
В Исх. 21:1-6 мы видим дух раба, любовь раба, послушание раба, а также жизнь раба. Сколько сладости в этом предписании о рабах! Я не думаю, что в законе, созданном человеком, можно ощутить сладость. Но если мы внимательно рассмотрим все предписания в главах с 21-й по 23-ю, мы увидим, что каждое предписание полно сладости. Например, в Исх. 23:4 говорится: «Если встретишь заблудившегося вола твоего врага или его осла, то обязательно возврати его ему». Возможно, вместо желания возвратить заблудившееся животное, принадлежащее врагу, у нас возникло бы искушение восхвалить Господа за то, что Он судил нашего врага и оправдал нас. Но согласно этому предписанию, израильтянин должен был вернуть своему врагу заблудившегося вола или осла. Кроме того, согласно Исх. 23:5, если израильтянин видел осла того, кто ненавидит его, под тяжёлой ношей, он должен был оставить свои дела и освободить животное от его бремени. Он не мог оправдаться тем, что очень занят. Он должен был отложить своё бремя, чтобы освободить от бремени осла, принадлежавшего тому, кто ненавидит его.
Новый Завет учит нас любить своих врагов (Мф. 5:44). Но эта заповедь не такая сладостная по своему духу, как предписания в Исх. 23:4-5. Согласно этим предписаниям, израильтянин, с одной стороны, должен был возвратить вола или осла, принадлежащего его врагу; с другой стороны, он должен был работать вместе с тем, кто ненавидит его, чтобы освободить его осла от тяжёлого бремени. В обоих случаях израильтянину нужно было лично встречаться со своим врагом. Я знаю братьев, которые финансово помогали тем, кто ненавидит их, но при этом они не посещали этих людей. Однако, согласно этим предписаниям, израильтянин должен был лично вернуть потерявшееся животное своему врагу. Чем больше мы размышляем об этих предписаниях, тем больше мы осознаём, с каким сладостным духом они написаны. Возможно ли, чтобы законы какого-либо государства были составлены с таким духом? Божьи законы были написаны не согласно человеческой мудрости. Они были продиктованы Богом в Его мудрости.
Как мы уже отмечали, предписания в главах с 21-й по 23-ю, как и предписание о поклонении в конце двадцатой главы, уточняют Десять Заповедей. Ко всем заповедям даются те или иные уточнения. Мы уже говорили, что предписание о поклонении Богу в 20-й главе уточняет вторую и третью заповеди. Кроме того, некоторые предписания являются дополнением к заповедям. Рассмотрим теперь различные предписания закона в 21:7—23:19.
I. Об отношениях человека с другими людьми
A. Подробности, уточняющие Десять Заповедей
В Исх. 21:12-14, 18-32 мы видим подробности, уточняющие заповедь, запрещающую убийство. Когда мы читаем эти стихи, нам нужно соблюдать один принцип: нам нужно замечать тот сладостный дух, с которым они были написаны. В стихе 12 говорится: «Кто ударит человека, так что он умрёт, тот пусть обязательно будет предан смерти». Но согласно стиху 13, если человек убьёт другого случайно, он может убежать в место убежища: «Но если он не подстерегал его, а Бог позволил тому попасть под его руку, то Я назначу тебе место, куда ему убежать». Это место предназначено для того, кто убил другого по ошибке, убил ненамеренно. В стихе 13 даже говорится, что Бог позволил убитому попасть в руку другого человека. Человек был убит, потому что на нём была Божья рука, а не потому, что другой израильтянин намеревался убить его. Поэтому Бог не будет обвинять того, кто убил другого случайно. Мы знаем из 35-й главы Чисел, что в земле Ханаана в стратегических местах находились города-убежища, куда человек мог убежать. Обеспечение убежища, которое мы видим в стихе 13, несомненно, показывает сладость божественного закона.
Далее, в стихе 14, говорится: «А если человек поступит дерзко со своим ближним, так что убьёт его коварно, то даже от Моего жертвенника возьми его, чтобы он умер». Это означает, что, если бы израильтянин убил человека коварно, он не смог бы обезопасить себя, даже если бы побежал к жертвеннику и ухватился за рога жертвенника. Такого человека следовало взять от Божьего жертвенника и предать смерти.
Все предписания в этих главах имеют духовное значение. Например, город-убежище — это прообраз Христа. В Своём человечестве Христос стал для нас городом для убежища. Мы можем убежать в Него как своё убежище, потому что в глазах Бога то, что мы совершили, можно считать ошибками. Поэтому у нас есть право убежать в Христа как наш город-убежище.
В Исх. 21:15, 17 мы видим подробности, уточняющие пятую заповедь — заповедь о почитании отца и матери. В стихе 15 говорится: «И кто ударит своего отца или свою мать, тот пусть обязательно будет предан смерти». Далее, в стихе 17, говорится: «И кто проклянёт своего отца или свою мать, тот пусть обязательно будет предан смерти». Возможно, мы не ударяли своих родителей и не проклинали их, но кто-то из нас мог проклинать своих родителей внутренне, в своём сердце.
В Исх. 22:1-6 приведено много подробностей, уточняющих восьмую заповедь, запрещающую красть. Все эти подробности полны сладости. Эти стихи также показывают, что, хотя Бог велик, Он уделяет много внимания всем тонкостям.
В Исх. 22:7-15 подробности, уточняющие десятую заповедь, которая запрещает желать чужого, показывают, что желание чужого основано на алчности. Трудно быть чистым по отношению к ценностям, отданным нам на хранение на некоторое время. Я знаю случай, когда человеку отдали на хранение бриллиант. Он поменял настоящий бриллиант на искусственный, настоящий оставил себе, а искусственный отдал хозяину. Совершить эту незаконную подмену его побудила алчность. Из алчности дети могут подменять учебники в школе или куски пирога дома. Они хотят новый учебник или кусок пирога побольше и совершают подмену без ведома другого человека. Это не только желание чужого, но и кража. Вор всегда движим алчностью. Если бы не было желания чужого, не было бы и краж. В этих стихах говорится и о кражах, и о желании чужого, поскольку одно неотделимо от другого. Даже у предписаний, связанных с кражами и желанием чужого, дух и вкус полны сладости.
В Исх. 22:16-17, 19 мы видим подробности, уточняющие седьмую заповедь, которая запрещает прелюбодеяние.
В Исх. 23:1-3, 6-8 содержатся подробности, связанные с девятой заповедью — заповедью в отношении лжесвидетельства. Без этих подробностей мы не смогли бы полностью понять эту заповедь. В Исх. 23:1 ясно говорится: «Не приноси ложной вести; не соединяй твою руку с порочным человеком, чтобы быть злонамеренным свидетелем».
Можно подумать, что предписания в Исх. 23:12-13 связаны с отношениями человека с Богом, а не с отношениями человека с другими людьми. Четвёртая заповедь о соблюдении субботы, несомненно, связана с Богом. Но подробности, уточняющие эту заповедь в 23:12-13, связаны с человеком. В стихе 12 говорится: «Шесть дней делай твои дела, а в седьмой день прекращай дела, чтобы отдохнул твой вол и твой осёл и освежился сын твоей служанки и пришелец». Здесь мы видим, что соблюдение субботнего дня связано не только с нашими отношениями с Богом, но и с нашими отношениями с другими людьми. Израильтянин должен был соблюдать субботу, чтобы сын его служанки и пришелец отдохнул и освежился. Следовательно, соблюдение субботы связано и с Господом, и с рабами, и с пришельцами. Кроме того, согласно этому стиху, Бог заботится даже об отдыхе вола и осла. Здесь мы снова видим сладость Божьих предписаний! Бог заботится даже об ослах и волах. Поэтому соблюдение субботы связано и с человеком, и с животным. Бог заботится о том, чтобы человек и животное могли отдохнуть и освежиться.
Кроме того, в главах с 21-й по 23-ю мы видим дополнения к закону. В Исх. 21:7-11 содержится дополнение о служанках.
В Исх. 21:16 говорится: «И кто похитит человека — продаст ли он его или он будет найден в его руках, — тот пусть обязательно будет предан смерти». Мы уже говорили, что это предписание вставлено между двумя стихами, в одном из которых говорится о том, что человек не должен ударять своих родителей, а в другом — о том, что он не должен проклинать их. Какова причина этой вставки? В древности людей похищали, чтобы продать их в рабство. Возможно, что те, кто похищал людей с целью их продажи, также не почитали собственных родителей. Другими словами, тот, кто похищает человека, также не почитает своих родителей. Если человек ударял родителей, проклинал родителей или похищал человека, то за все эти преступления он должен был умереть. Это разные поступки, но последствия у них одинаковые.
Те, кто ударяет своих родителей или проклинает их, и те, кто похищает людей, лишены человеческой привязанности. Почему человек ударяет своих родителей или проклинает их? Просто потому, что у него нет человеческой привязанности к ним. Точно так же человек, похищающий другого человека, лишён человеческой привязанности. Особенно это подтверждается тем фактом, что в древности похищали главным образом детей. Если человек так делает, он лишён человеческой привязанности. Возможно, именно поэтому предписание, связанное с похищением человека, вставлено между двумя предписаниями, связанными с почитанием родителей.
3. О вреде, нанесённом скоту или скотом
В Исх. 21:33-36 содержатся предписания о вреде, нанесённом скоту или скотом. Например, там есть предписание относительно вола, который упал в раскрытую яму, а также вола, который покалечил другого вола.
4. О пришельцах, вдовах, сиротах и нищих
В Исх. 22:21 говорится: «И пришельца не обижай и не угнетай его, ибо вы были пришельцами в Египетской земле». В стихах Исх. 22:22-24 содержится предписание о вдовах и сиротах. В стихе 22 говорится: «Никакую вдову и сироту не притесняйте». Согласно Исх. 22:25-27, израильтянину не позволялось быть ростовщиком для нищего. В стихе 25 говорится: «Если дашь взаймы серебро Моему народу, нищему человеку среди тебя, то не будь для него как ростовщик; не налагайте на него рост». Все эти предписания наполнены сладостью. Дух Божьего закона нежный и трогательный, полный заботы о пришельцах, вдовах, сиротах и нищих. В Исх. 23:9 о пришельцах говорится: «И пришельца не угнетай, ибо вы знаете чувства пришельца, ибо вы были пришельцами в Египетской земле». Если бы я был пришельцем среди детей Израиля, я был бы глубоко затронут таким предписанием. Я бы заплакал, затронутый той сладостью и нежностью, которые пронизывают Божий закон. Пришелец мог бы сказать: «Я вдалеке от родины, и я пришелец среди этих людей, но у них даже есть предписание, обязывающее их заботиться обо мне. Как это приятно!» Предписания о вдовах, сиротах и нищих очень трогательны.
Как мы уже отмечали, в Исх. 23:4-5 содержатся предписания о помощи врагу. В них мы особенно хорошо видим сладость Божьего закона.
6. О соблюдении субботнего года ради блага нищих
В Исх. 23:10-11 говорится: «И шесть лет засевай твою землю и собирай её произведения, а на седьмой год дай ей покоиться и оставляй её под паром, чтобы ели нуждающиеся из твоего народа, а оставшееся после них чтобы ели полевые животные. Так же поступай с твоим виноградником и с твоей оливковой рощей». В этих стихах мы видим, что ради нищих нужно было соблюдать субботний год. В седьмой год детям Израиля не разрешалось обрабатывать землю. Им нельзя было пахать, сеять и жать. Но земля всё равно приносила плод. Однако произведения земли предназначались для нищих. Несомненно, это предписание глубоко трогало нищих людей из Божьего народа; возможно, они даже плакали, затронутые нежностью и сладостью Божьего закона.
Предписание о соблюдении субботнего года ради земли было испытанием для многих израильтян. Во-первых, это было испытанием для тех, кто занимался обрабатыванием земли. Кроме того, это было испытанием для их соседей. Предположим, человек оставил землю покоиться, а его сосед забрал произведения земли. Из алчности сосед мог помешать получить произведения земли тем, кто действительно был нищим.
В Книге Руфь мы видим, что, согласно предписанию закона, нищим разрешалось собирать колосья. Бог велел Своим людям во время жатвы оставлять в поле колосья ради бедных. Эти колосья, в принципе, равнозначны крошкам под столом в 15-й главе Евангелия от Матфея и произведениям седьмого года в 23-й главе Исхода. И крошки, и произведения седьмого года служат прообразом Христа, предназначенного для нищих грешников.
II. Об отношениях человека с Богом
A. Подробности, уточняющие Десять Заповедей
Согласно первой и второй заповедям, у человека не должно быть других богов, и он не должен служить никакому изображению. В Исх. 22:18, 20 и Исх. 23:13 содержатся подробности, уточняющие эти заповеди. В 22:18 говорится: «Ворожею не оставляй в живых». Было запрещено заниматься ворожбой для общения с бесами. Далее, в стихе 20, говорится: «Кто приносит жертвы какому-либо богу, кроме одного Иеговы, тот пусть будет предан заклятию для уничтожения». Жертвы идолам были строго запрещены. Кроме того, согласно 23:13, запрещалось даже упоминание имени других богов: «А относительно всего, что Я сказал вам, — смотрите за собой, и имя других богов не упоминайте; пусть не будет оно слышно из твоих уст».
1. О покорности Богу и Его власти
Первое дополнение к закону об отношениях человека с Богом состоит в том, что человек должен быть покорен Богу и Его власти. Божьи люди должны быть покорны представителям Божьей власти, начальникам народа. В Исх. 22:28 говорится: «Бога не ругай и начальника твоего народа не проклинай».
Согласно Исх. 22:29-30, все начатки и все первородные принадлежали Господу: «Не медли приносить начатки твоих зрелых плодов и излияний твоих давил. Первородного из твоих сыновей отдавай Мне. Так же поступай с твоими волами и твоими овцами» (Библия короля Якова).
В Исх. 23:18 говорится: «Не приноси кровь Моей жертвы с заквашенным, и тук Моего праздника пусть не остаётся на всю ночь до утра». Кровь здесь обозначает искупление. Никакую кровь нельзя было приносить Богу вместе с заквашенным хлебом. Это показывает, что, поскольку мы были искуплены, мы должны быть бесквасными людьми. Мы не должны смешивать искупление Христа с закваской, то есть с чем-либо греховным.
Кроме того, тук праздника не должен был оставаться до утра. Это показывает, что не нужно пытаться сохранить сегодняшнее духовное наслаждение. Его нельзя хранить до следующего дня.
В Исх. 23:19 мы читаем такую заповедь: «Не вари козлёнка в молоке его матери». Это предписание показывает, что Бог нежен и добр. Варить козлёнка в молоке его матери жестоко. Божий закон запрещает это. Отсюда мы видим, что Бог как Законодатель полон нежности, доброты и любви.
3. О том, чтобы быть святыми людьми перед Богом
В Исх. 22:31 говорится: «И будьте святыми людьми для Меня». Святой человек — это человек, подобный Богу. Бог свят, и мы, Его люди, тоже должны быть святы.
4. О совершении праздников Богу
В Исх. 23:14-17 содержатся предписания о совершении праздников Богу. Лучшие и высшие отношения человека с Богом состоят в том, чтобы человек совершал праздники Богу и пировал вместе с Богом.
Теперь мы можем обобщить различные предписания закона. Эти предписания требуют от человека сохранять людям жизнь, почитать родителей, хранить брак в чистоте, быть справедливым, честным, искренним, верным, надёжным и добрым, заботиться о нуждающихся, не искать выгоды, а быть готовым давать и быть святым человеком для Бога, покорным Ему и Его власти и служащим Ему посредством приношений, чтобы регулярно пировать с Ним.
Предписания в этих главах требуют от нас сохранять людям жизнь. Человеческая жизнь — это драгоценное сокровище в глазах Бога. Мы не должны причинять вреда человеку ни в каком виде. Бог не отпускал безнаказанным даже вола, если тот уничтожал чью-то жизнь. Человеческая жизнь была сотворена для исполнения Божьего вечного замысла. Поэтому ничто так не ценно и не дорого для Бога, как человеческая жизнь. Вот почему Бог требует от нас сохранять людям жизнь всеми возможными способами и во всех отношениях.
Кроме того, божественные предписания требуют от нас почитать родителей, поскольку родители представляют Бога как источник человеческой жизни. Почитание родителей означает почитание источника человеческой жизни. Поэтому пятая заповедь, заповедь о почитании родителей, находится в одной группе с первыми четырьмя заповедями, относящимися к Богу.
Брак предназначен для продолжения человеческой жизни и её распространения, поэтому брак нужно хранить в чистоте. Требования сохранять людям жизнь, почитать родителей и хранить брак в чистоте соответствуют Божьему плану.
Предписания в этих главах подразумевают такие человеческие добродетели, как справедливость, честность, искренность, верность, надёжность, доброту и заботу о нуждающихся. Они также показывают, что мы не должны быть алчными, а должны быть готовыми давать.
Если мы будем сохранять людям жизнь, почитать родителей, хранить брак в чистоте и иметь человеческие добродетели, подразумеваемые в этих предписаниях, мы будем святыми людьми, которые покорны Богу и представителям Его власти и служат Ему посредством приношений как прообразов Христа. В конечном итоге мы будем пировать с Богом регулярно.
В Исх. 23:14-17 говорится о трёх ежегодных праздниках: празднике Бесквасного хлеба, празднике Жатвы и празднике Сбора урожая. Праздник Бесквасного хлеба был продолжением праздника Пасхи. Праздник Жатвы и праздник Сбора урожая названы в других стихах праздником Пятидесятницы и праздником Кущей.
Чтобы пировать с Богом, Божьи люди должны не иметь закваски; кроме того, они должны сеять, чтобы получить урожай. Благодаря сеянию и жатве мы получим урожай. Если мы будем соблюдать предписания и у нас будут человеческие добродетели, благодаря чему мы станем святыми людьми, которые покорны Богу и служат Ему посредством Христа, мы будем наслаждаться Христом с Богом в Божьем присутствии. Так мы пируем с Богом, наслаждаясь Христом. Христос — это наши праздники Бесквасного хлеба, Жатвы и Сбора урожая. Поэтому завершением предписаний в этих главах как прообразов является полное наслаждение Христом с Богом.
У нас, тех, кто верит в Христа, не должно быть закваски в повседневной жизни. В 5-й главе Первого послания к коринфянам Павел ясно говорит, что мы должны совершать праздник без закваски, совершать его с Христом как с бесквасным хлебом, чтобы Он был нашей жизнью и нашим повседневным житием. Тогда мы сможем вырастить Христа и пожать Христа, чтобы наслаждаться Христом с Богом.
Самым важным аспектом предписаний в этих трёх главах Исхода является то, что они содержат скрытый прообраз Христа. Соблюдая предписания, мы становимся людьми, которые являются святыми для Бога и наслаждаются Христом. Поэтому в конечном счёте смысл предписаний состоит в том, чтобы мы наслаждались Христом с Богом и тем самым пировали Христом с Богом и в присутствии Бога.