Покрывало на славе служения осуждения и смерти
Тексты Писания: Исх. 34:29-35; 2 Кор. 3:7, 9, 13-18
В этом сообщении мы продолжим рассматривать «ночную» сторону закона. Во 2 Кор. 3:7, 9 Павел использует все ключевые слова из заголовка этого сообщения: «Покрывало на славе служения осуждения и смерти». Слова «слава» и «служение» — положительные, но слова «покрывало», «осуждение» и «смерть» — отрицательные. В 3-й главе Второго послания к коринфянам Павел говорит сначала о служении смерти (ст. 7), а затем — о служении осуждения (ст. 9). Это, несомненно, необычные выражения. Несмотря на то что эти выражения содержатся в Библии, не все христиане знакомы с ними.
Слава служения осуждения и смерти
В 3-й главе Второго послания к коринфянам Павел называет служение Моисея служением осуждения и смерти. Однако служение Павла было служением праведности и Духа. Не знаю, понравилось бы Моисею то, как Павел противопоставил служение праведности и Духа служению осуждения и смерти. Павел писал 3-ю главу Второго послания к коринфянам с «большой смелостью» (ст. 12). Он смело говорил о том, что его служение имеет бо́льшую славу, чем служение Моисея. Павел сказал: «Ибо если у служения осуждения есть слава, то тем более изобилует славой служение праведности» (ст. 9). Мы знаем из Исх. 34:29-35, что кожа лица Моисея сияла. Лицо Павла не сияло таким же образом, но он переживал внутреннее сияние — сияние, исходящее из его духа. В случае с Моисеем и в случае с Павлом мы видим два разных сияния: внешнее сияние на лице и внутреннее сияние, исходящее из духа. Сегодня все, кто верит в Христа, могут обрести это внутреннее сияние. Но однажды, когда Господь вернётся, мы будем преображены и у нас будет также внешнее сияние. В тот момент не только наше лицо, но и всё наше тело будет сиять.
Некоторые из учителей систематического богословия мало ценят служение Моисея. Павел, хотя и называет служение Моисея служением осуждения и смерти, признаёт, что у этого служения была слава. Более трёх тысяч лет тому назад на земле был человек, чьё лицо сияло славой Божьей. Это очень важно, и мы не должны относиться к этому пренебрежительно. Вслед за Павлом нам нужно признать, что служение осуждения и смерти было поистине славным. Мы не должны сомневаться в том, что эта слава была великолепной и превосходной. Мы можем небрежно говорить, что у нас, новозаветных верующих, есть внутренняя слава, тогда как у Моисея была только внешняя слава. Но фактически у некоторых христиан есть слава только в доктрине, но не в переживании. Они называют себя новозаветными верующими, имеющими внутреннюю славу, но где эта слава на деле? В переживании у них очень мало славы. Конечно, слава Моисея была внешней, но мы всё равно должны ценить её.
Слова Павла в 3-й главе Второго послания к коринфянам можно считать толкованием Исх. 34:29-35. В 34-й главе Исхода говорится лишь о том, что кожа лица Моисея сияла, но там не говорится о том, что лицо Моисея сияло славой. Однако в 3-й главе Второго послания к коринфянам Павел истолковывает 34-ю главу Исхода и говорит, что сияние на лице Моисея было славой служения осуждения и смерти. Если бы не толкование, данное Павлом, нам не хватило бы мудрости сказать, что сияющее лицо Моисея — это слава служения. Кроме того, нам не хватило бы смелости назвать служение осуждения и смерти славным. Но поскольку Павел получил озарение от Господа, он смело и открыто сказал об этом. Сияние на лице Моисея было славой служения, данного и утверждённого Богом. У Моисея было служение, и это служение было славным.
Теперь нам нужно задать себе вопрос: почему служение славы Моисея стало служением осуждения и смерти? Само по себе служение Моисея не было служением осуждения и смерти. Оно стало таким, потому что люди находились во тьме и их сердца ожесточились. В Исходе по крайней мере тринадцать раз говорится о том, что сердце фараона ожесточилось или что фараон ожесточил своё сердце. Когда дети Израиля были у подножия горы Божьей, их сердца были такими же, как сердце фараона. Это означает, что сердца людей ожесточились.
То, каким человеком вы являетесь, зависит от того, какое у вас сердце. Если у вас плохое сердце, вы плохой человек. Но если у вас хорошее сердце, вы хороший человек. Точно так же, если ваше сердце будет полно ненависти, вы будете человеком, который ненавидит других. Но если ваше сердце будет полно любви, вы будете человеком, который любит других. Когда дети Израиля пришли к горе Синай, чтобы получить закон, их сердце было ожесточено. В результате служение славы стало для них служением осуждения и смерти. У Бога, несомненно, не было намерения ни осуждать людей, ни приводить их в смерть. Но поскольку люди, подобно фараону в Египте, были ожесточены и слепы в своём сердце, служение славы стало служением осуждения и даже служением смерти.
Тот же самый принцип применим и к чтению Библии. Не думайте, что Библия не способна осудить или убить вас. Если при чтении Библии ваше сердце будет жёстким, то Библия станет для вас книгой осуждения и смерти. Не держитесь суеверного представления о том, что люди всегда получают благословение, когда читают Библию. Это неправда. Чем будет для нас Библия: служением жизни или смерти, служением праведности или осуждения, зависит от нашего сердца. Если наше сердце мягкое, Библия будет благословением. Но если наше сердце жёсткое, Библия будет книгой осуждения и смерти, так же как служение Моисея стало для детей Израиля служением осуждения и смерти.
В предыдущем сообщении мы говорили о том, что закон может быть убивающими буквами. В этом сообщении мы говорим о покрывале на славе служения осуждения и смерти. С «ночным» аспектом закона связаны главным образом две вещи: закон убивает и на нём лежит покрывало. Буквы убивают, а покрывало закрывает. Закон был провозглашён, но на нём лежало покрывало. Точно так же в нашем переживании на Библии может лежать покрывало.
Когда Моисей сошёл с горы, он не знал, что кожа его лица сияла. Но люди увидели, что «кожа лица Моисея сияет». В конце концов Моисей тоже понял это. В повествовании говорится, что через некоторое время он положил на лицо покрывало. Но удивительно, что Моисей положил это покрывало на лицо только тогда, когда он закончил говорить с народом (ст. 33). До того как Моисей сошёл с горы, чтобы говорить с народом, на его лице не было покрывала. Он даже не знал, что его лицо сияет. Только после того как он поговорил с народом, он положил на лицо покрывало. В стихе 34 говорится: «А когда Моисей входил предстать перед Иеговой, чтобы говорить с Ним, он снимал покрывало, пока не выходил». Далее говорится, что, когда Моисей говорил с детьми Израиля, он «клал покрывало на своё лицо, пока не входил, чтобы говорить с Ним» (ст. 35). Итак, когда Моисей говорил с народом, он клал на себя покрывало, но когда он говорил с Богом, он снимал его.
Лицо Моисея сияло, потому что Бог говорил с ним (ст. 29). Чем больше Бог говорил с Моисеем, тем больше его лицо сияло. Моисей не закрывал себя покрывалом, когда говорил с Господом, но покрывался, когда говорил с народом. Возможно, это не нравилось людям и даже оскорбляло их. Они могли сказать Моисею: «Когда ты говоришь с Богом, на тебе нет покрывала. Почему же ты кладёшь на себя покрывало, когда говоришь с нами?» Моисей клал на своё лицо покрывало, потому что, после того как он поговорил с народом, он понял, что сердца людей стали жёсткими. Благодаря тому что Павел истолковал и объяснил 34-ю главу Исхода в 3-й главе Второго послания к коринфянам, мы видим, что покрывало — это ожесточившееся сердце детей Израиля. Вот почему Павел говорит, что, когда сердце обращается к Господу, покрывало снимается (ст. 16). По этой же причине в 34-й главе Исхода говорится, что на лице Моисея было покрывало, а во 2 Кор. 3:15 говорится, что покрывало лежит на сердце людей. Покрывалом был не кусок ткани, закрывавший лицо Моисея, а ожесточившееся сердце людей — сердце, отвращённое от Господа.
Когда наше сердце повёрнуто к Господу, покрывала нет. Но если наше сердце отвратится от Господа, оно станет покрывалом, мешающим нам созерцать лицо Господа. Таким образом, сердце, отвращённое от Господа, является покрывалом.
Моисей клал покрывало на своё лицо в качестве знака для народа. Поговорив с людьми, Моисей понял, что они жестоковыйные и что их сердца сделались жёсткими. Они не могли понять желания Бога. Поэтому Моисей клал покрывало на своё лицо. Из-за того что сердца детей Израиля стали жёсткими, служение славы Моисея стало служением осуждения и смерти. Но если бы сердца людей были мягкими и обращёнными к Господу, служение Моисея не было бы служением осуждения и смерти. Но поскольку сердца людей сделались жёсткими, служение Моисея осуждало и даже убивало их. Эти осуждение и смерть перешли к их потомкам, в том числе к фарисеям и иудействующим. Все были осуждены и убиты служением Моисея, хотя его служение и было служением славы.
Тот же самый принцип действует и в Новом Завете. Как мы уже говорили, служение в Новом Завете, служение праведности и Духа, является более славным, чем служение Моисея. Но если наше сердце будет жёстким и отвратится от Господа, то в нашем переживании славное служение Нового Завета станет для нас служением осуждения и смерти.
Согласно Ин. 12:48, Господь Иисус сказал приверженцам религии: «Тот, кто отвергает Меня и не принимает Мои слова, имеет себе судью; слово, которое Я говорил, — оно будет судить его в последний день». Это показывает, что те, кто не поверит в Христа, будут судимы и осуждены Его словами. Те, кто впоследствии погибнет, будут осуждены не законом, а благовестием. Сегодня благовестие — это слово праведности, Духа и жизни. Но те, кто ожесточит свои сердца, будут осуждены и приговорены к смерти этим же благовестием. Для них славное служение Нового Завета превратится в служение осуждения и смерти.
Необходимость в надлежащем сердце
Этот принцип применим как к неверующим, так и к верующим. Павел говорит, что однажды мы предстанем перед судным престолом Христа. Сегодня каждое слово в Новом Завете является словом благословения. Но в тот день, когда мы предстанем перед судным престолом Христа, слова Нового Завета могут стать для нас словами осуждения. Это произойдёт, если мы, будучи спасёнными и возрождёнными людьми, все эти годы ожесточали свои сердца и не обращали их к Господу. Мы снова видим, что и в случае со служением Моисея в Ветхом Завете, и в случае со служением в Новом Завете действует один и тот же принцип. Чем будет для нас это служение: праведностью или осуждением, Духом или смертью, зависит от нашего сердца.
Всем нам нужно внять призыву слушать слово Господа с надлежащим сердцем. Если наше сердце будет правым, мы получим большое благословение. Но если наше сердце будет жёстким, мы не получим благословения. Если мы безразличны, мы не получим благословения от служения, преподносящего нам Божье слово. По сути, безразличие и делает сердце жёстким. Если вы безразличны к говорению Господа, то в конечном счёте вы перестанете обращать внимание на Его слово. Это безразличие станет покрывалом между вами и Господом.
Когда Моисей говорил с людьми, среди них, возможно, были многие, кто не противился ему. Они просто не смогли принять его слова с открытым сердцем. Они были безразличны к тому, что говорил Моисей. Это безразличие заставило Моисея положить покрывало на своё лицо в качестве знака, указывающего на то, что люди не хотели принимать слово Божье. Согласно 34-й главе Исхода, когда Моисей, слуга Господа, говорил с Господом, он снимал покрывало. Сердце Моисея не было ни жёстким, ни безразличным. Оно не было отвращено от Господа — оно полностью принадлежало Ему. Поэтому, говоря с Богом, Моисей не надевал покрывала. В 34-й главе Исхода подчёркивается, что, когда Моисей говорил с народом, он клал на себя покрывало, но когда он говорил с Богом, он снимал его. То, что служитель Господа не был закрыт покрывалом при разговоре с Господом, но был закрыт покрывалом при разговоре с народом, очень серьёзно. Это указывает на то, что состояние тех, кто слушал Божье слово, было нездоровым.
Я не думаю, что Моисей был рад тому, что ему пришлось положить на своё лицо покрывало. Но он, несомненно, должен был радоваться тому, что он может снять его при разговоре с Господом. В эти моменты он, должно быть, удивительным образом наслаждался Богом. Но когда он выходил говорить с народом и клал на лицо покрывало, ему, скорее всего, было тяжело на сердце. С одной стороны, у него было бремя говорить с народом от лица Господа. С другой стороны, он не мог говорить с ними с радостью и удовольствием; он испытывал тяжесть.
То же самое могут переживать и верные служители Господа сегодня. Когда они говорят с Божьими людьми, у них нет радости. Но когда они идут к Господу, чтобы общаться с Ним, они испытывают радость. Когда они говорят с людьми, они закрыты покрывалом, но когда они говорят с Господом, покрывала нет. Со стороны Господних служителей покрывала нет; покрывало находится со стороны людей, чьи сердца жёстки, безразличны и отвращены от Господа.
Не нужно думать, что закон может быть служением осуждения и смерти, а благовестие благодати в Новом Завете не может быть таким служением. Для неверующих и даже для верующих, чьё сердце безразлично, благовестие благодати может стать служением осуждения и смерти. Это должно заставить нас со всей серьёзностью отнестись к Господнему говорению. То, что Бог говорит с нами, очень важно. Если наши сердца остаются безразличными, когда Господь приходит к нам, чтобы пообщаться или поговорить с нами, то это ужасно! Разве вас не оскорбило бы, что человек, с которым вы говорите, не обращает на ваши слова никакого внимания? Любому из нас было бы очень неприятно такое отношение. Тем более, как же это серьёзно, когда мы безразличны к тому, что Бог говорит нам в Своей благодати! Благодатный Бог — это говорящий Бог. Он очень заботится о нас, поэтому Он говорит с нами. Если мы безразличны к Его говорению, это указывает на то, что наше сердце стало жёстким. Это огорчает Бога, и это также огорчает Его служителей. До того как служитель Господа пришёл говорить с вами, его лицо сияло. Но после того как он поговорил с вами некоторое время, ему стало неприятно из-за вашего безразличия. И сразу же слава новозаветного служения оказалась скрыта от ваших глаз покрывалом. Это покрывало служит знаком того, что в вашем сердце есть какая-то проблема между вами и Господом. Возможно, у вас жёсткое, холодное или безразличное сердце. Это серьёзно.
Созерцать славу Господнюю с открытым лицом
В 3-й главе Второго послания к коринфянам Павел истолковал 34-ю главу Исхода не ради детей Израиля, а ради нас. В итоге в стихе 18 он говорит об открытом, не имеющем покрывала, лице, созерцающем славу Господнюю. Открытое лицо — это, по сути, сердце, обращённое к Господу. В стихе 16 мы видим, что, когда сердце обращается к Господу, покрывало снимается. Всякий раз, когда покрывало снимается, лицо становится открытым. Из контекста 3-й главы Второго послания к коринфянам мы видим, что, когда наше сердце обращено к Господу, наше лицо оказывается открыто. То, что наше лицо открыто, означает, что наше сердце не безразлично к Господу и Его слову. Пока наше сердце безразлично, на нашем лице лежит покрывало. Но если сердце обращается к Господу, покрывало снимается. Тогда мы будем с открытым лицом созерцать и отражать, как зеркало, славу Господнюю.
Когда вы смотритесь в зеркало, оно отражает вас. Но если зеркало чем-то накрыть, вы будете отделены от зеркала. Тогда зеркало уже не сможет отражать ваш образ. Но как только вы снимете с зеркала покрывало, оно снова будет отражать вас. Мы должны быть открытыми зеркалами, созерцающими Господа и отражающими Его. Если у нас будет такое переживание, мы поистине будем преобразовываться в тот же образ от славы к славе.
То, что мы преобразовываемся, означает, что образ Господа передаётся в нас и затем мы отражаем его изнутри. Как зеркало заполняется образом человека и становится отражением этого образа, так нам нужно преобразовываться от одной степени славы к другой, пока мы не станем отражением Господа. Согласно словам Павла во 2 Кор. 3:18, это исходит от Господа Духа.
Как мы уже говорили, и служение Моисея, и служение в Новом Завете могут стать в нашем переживании служениями смерти и осуждения. Главную роль здесь играет покрывало. Если мы закрыты покрывалом, то оба служения, и ветхозаветное, и новозаветное, приведут к осуждению и смерти. Для тех, чьи сердца ожесточились и отвернулись от Господа, даже благовестие благодати станет таким служением осуждения и смерти. Всякий раз, когда наше сердце отворачивается от Господа, оно становится покрывалом, отделяющим нас от Него.
В связи с этим я обеспокоен главным образом не состоянием христиан в целом, а нашим состоянием в Господнем восстановлении. Меня беспокоят те, кто приходит на собрания церкви, но при этом отделён от Господа покрывалом. Они сидят на церковных собраниях, но подобно детям Израиля у подножия горы Синай они закрыты покрывалом. В данном случае важно не расстояние, а покрывало. Дети Израиля были не в Египте, а у подножия горы Божьей. Тем не менее из-за того что на них лежало покрывало, они были отделены от Господа. Мы тоже можем быть близко к Господу и приходить по крайней мере на некоторые собрания. Но важно то, где находится наше сердце. Если наше сердце безразлично и отвращено от Господа, то наше безразличное сердце станет покрывалом, отделяющим нас от Него. Мы можем быть близко к Господу, но наше сердце безразлично и отвращено от Него. Пусть все мы примем эти слова серьёзно перед Господом!
Увидев этот свет в отношении покрывала на славе служения осуждения и смерти, я был глубоко обеспокоен, во-первых, своим состоянием, во-вторых, состоянием тех, кто находится в Господнем восстановлении, и, в-третьих, состоянием христиан в целом. Господь продолжает говорить, но каково состояние нашего сердца и где находится наше сердце? Обращено ли наше сердце к Господу или оно отвращено от Него? Стремится ли наше сердце к Господу или оно холодное и безразличное? И в Ветхом Завете, и в Новом Завете сердце является ключевым фактором.
Мы не должны уделять так много внимания объективным, доктринальным учениям, которые говорят, что служение закона в Ветхом Завете было служением осуждения, а служение в Новом Завете является служением благодати. Разумеется, мы живём в устроении благодати. Тем не менее мы можем быть такими же, как фарисеи, и не получать благодать. Многим верующим Господь скажет при Своём возвращении: «Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, творящие беззаконие» (Мф. 7:23). Мы должны снова и снова подчёркивать тот факт, что и в Ветхом, и в Новом Заветах принцип один и тот же. Будет ли Божье говорение для нас жизнью или смертью, зависит от нашего сердца. Если мы слышим говорение Бога, то это нечто чрезвычайно серьёзное. Бог полон благодати, и в Своей благодати Он приходит, чтобы говорить с нами. Но если мы будем невежливы с Ним и оскорбим Его своим безразличием, то сразу же Его говорение станет для нас осуждением и смертью. То же самое относится и к нашему чтению Писания. Всякий раз, когда Бог говорит с нами, нам нужно обращать к Нему своё сердце и отвечать Ему надлежащим образом. В противном случае даже новозаветное служение, служение праведности и Духа, станет служением осуждения и смерти. Тогда, вместо того чтобы наслаждаться благословением, мы потерпим утрату.
Подобное предостережение звучит на протяжении всего Нового Завета, в Евангелиях, в Посланиях и в Откровении. В конце Откровения Господь Иисус говорит: «Вот, Я прихожу скоро, и Моё воздаяние со Мной, чтобы воздать каждому по тому, каково его дело» (Отк. 22:12). Воздаяние, которое мы получим в тот день, во многом зависит от нашего настроя сегодня. Что принесёт нам Господне служение: оправдание или осуждение, жизнь или смерть, зависит от нашего сердца. Всем нам нужно усвоить этот важный урок.
Покрывало на сердце Божьих людей
И в Ветхом Завете, и в Новом подчёркивается важность нашего сердца. Ветхий Завет велит нам любить Господа, нашего Бога, всем своим сердцем. В Откровении мы видим, что упадок церкви начался с утраты первой любви к Господу. Это связано с сердцем. Как мы уже отмечали, в 3-й главе Второго послания к коринфянам Павел говорит, что покрывало лежит не на лице Моисея, а на сердце народа. «Даже по сей день, — говорит Павел, — когда читается Моисей, на сердце их лежит покрывало» (ст. 15). Покрывало на лице Моисея, по сути, было знаком того, что на сердце народа было покрывало.
В 3-й главе Второго послания к коринфянам Павел говорит, что покрывало снимается в Христе. Но при этом нам нужно обратить своё сердце к Господу. Когда сердце обращается к Господу, покрывало снимается. С одной стороны, покрывало снимается искуплением Христа. Но с другой стороны, покрывало снимается, когда наше сердце обращается к Господу. Все подлинные христиане находятся в Христе, а в Христе покрывало снимается. Но у многих сегодняшних христиан по-прежнему покрывало лежит на сердце. В принципе, они не отличаются от детей Израиля, которые были искуплены, освобождены из Египта и приведены к горе Синай. Поскольку в сердце людей были проблемы, оно стало покрывалом, отделяющим их от Господа. То же самое может происходить и с верующими сегодня. Мы были спасены, выведены из Египта, мира, и теперь находимся в Христе. Хотя покрывало было снято в Христе, в нашем переживании покрывало по-прежнему существует, поскольку в нашем сердце есть проблемы.
Ветхозаветные пророки снова и снова говорили о сердце людей; они велели им работать над своим сердцем, а также говорили, что их сердце должно быть обрезано (Иоил. 2:13; Иер. 4:4). В конце концов через Иезекииля Господь пообещал дать людям новое сердце (Иез. 36:26). Цитируя слова Исайи, Господь Иисус сказал религиозным людям: «Этот народ чтит Меня устами, но сердце их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8). Даже когда они поклонялись Богу, их сердце было далеко от Него.
То же самое происходит и сегодня. Воскресным утром миллионы людей приходят в определённые здания для поклонения Богу. Но каково состояние их сердца? Каково состояние вашего сердца, когда вы приходите на собрания церкви? Мы можем приходить на сегодняшнюю гору Божью, но наше сердце может не быть с Господом. Согласно семи посланиям во 2-й и 3-й главах Откровения, мы, возможно, потеряли свою первую любовь или стали тепловатыми. И потеря первой любви, и тепловатость — это проблемы, связанные с сердцем.
Павел говорит, что, когда евреи читают закон, покрывало остаётся на их сердце. Поэтому они читают Ветхий Завет, но не получают никакого света. Следовательно, во тьме находятся не только язычники, но и евреи. У них есть Библия, но из-за покрывала на их сердце они не получают озарения. То же самое можно сказать и о многих христианах. Они читают Писания, но у них нет света. Хотя Моисей жил в ветхозаветном устроении, на нём была слава. Сегодня христиане живут в новозаветном устроении, но на многих из них лежит покрывало. Они не переживают на себе славы.
Что означает находиться в Ветхом Завете и в Новом Заветах с точки зрения переживания
Вы знаете, что означает находиться в Ветхом Завете с точки зрения переживания? Это означает, что, принимая Божье слово, мы закрыты покрывалом. С точки зрения переживания практически все христиане по-прежнему находятся в Ветхом Завете. Они принимают слово Божье, но они закрыты покрывалом. Находиться в Новом Завете — значит, принимая Божье слово, не быть ничем закрытыми, не иметь на себе покрывала. Тогда слово Божье будет сиять не только на наше сердце, но и изнутри нашего сердца. Если говорить кратко, то быть закрытыми покрывалом — значит находиться в Ветхом Завете, а не иметь покрывала и находиться под Божьей славой — значит находиться в Новом Завете. Согласно толкованию Павла 34-й главы Исхода, изложенному в 3-й главе Второго послания к коринфянам, если на нас лежит покрывало, мы находимся в Ветхом Завете.
Хотя сегодняшние евреи хронологически живут в новозаветном веке, с точки зрения своего духовного состояния они по-прежнему находятся в Ветхом Завете. То же самое можно сказать и о многих христианах. Как евреи закрыты покрывалом, так и эти христиане тоже закрыты покрывалом. Если мы будем честными, мы признаем, что мы тоже можем оказаться в таком состоянии. Где мы находимся: в Ветхом Завете или в Новом Завете, зависит от нашего сердца. Хронологически Моисей находился в ветхозаветном веке, но с точки зрения его духовного состояния он был в Новом Завете, потому что его сердце полностью принадлежало Господу. Многие сегодняшние христиане закрыты покрывалом и не отражают Божью славу, но Моисей сиял славой Божьей. Он не был закрыт покрывалом, поэтому фактически он не находился в Ветхом Завете.
Кроме того, Моисей находился на горе и над облаком. Однако дети Израиля были под облаком. Облако равнозначно покрывалу, которое Моисей клал на своё лицо. Бог на вершине горы был отделён от детей Израиля у подножия горы облаком. Покрывало на лице Моисея тоже было знаком этого облака, а также знаком не безоблачных отношений между детьми Израиля и Богом. У них не было ясного неба. Но у Моисея на вершине горы небо было ясным. Точно так же многие христиане сегодня находятся под облаком; не многие находятся над облаком и наслаждаются ясным небом с Господом. Поэтому по своему духовному состоянию многие христиане фактически находятся в Ветхом Завете. Имея такое понимание, Павел написал Второе послание к коринфянам, чтобы помочь верующим оставить ветхозаветный этап и в своём переживании перейти на новозаветный этап. Вот почему Павел говорит о том, что нам нужно созерцать и отражать Господа с открытым лицом. Сегодня многие христиане находятся под облаком и под покрывалом. Не многие действительно находятся в Новом Завете и с открытым лицом созерцают и отражают Господа. Если же мы будем созерцать и отражать Господа с открытым лицом, то в своём переживании мы будем находиться в Новом Завете.