(2)
В предыдущем сообщении мы рассмотрели четыре момента в отношении призвания Богом подготовленного: мотив Божьего призвания, время Божьего призвания, место Божьего призвания и Призывающий. В этом сообщении мы рассмотрим цель Божьего призвания и призванного.
А. Избавить детей Израиля от тирании египтян
Как в отношении отрицательной стороны, так и в отношении положительной стороны Бог призвал Моисея с великой целью. Что касается отрицательной стороны, Бог призвал Моисея избавить детей Израиля от тирании египтян. В 3:8 Господь сказал: «Я сошёл избавить его из руки египтян». В те времена, когда Бог призывал Моисея, Египет занимал ведущее положение в мире и у фараона была абсолютная власть. И на таком фоне мы видим восьмидесятилетнего человека, который последние сорок лет своей жизни провёл в пустыне, пася стадо. Как такой человек мог избавить израильтян от тирании и власти Фараона? Моисею, по-видимому, это казалось невозможным. Тем не менее именно в этом заключалась цель Божьего призвания в том, что касается отрицательной стороны.
Б. Вывести детей Израиля из Египта, земли рабства, и привести в Ханаан, в землю, текущую молоком и мёдом
Цель Божьего призвания состояла не только в том, чтобы вывести детей Израиля из Египта, земли рабства, но и в том, чтобы привести их в Ханаан, в землю, «текущую молоком и мёдом» (Исх. 3:8, 10, 17). С человеческой точки зрения цель Божьего призвания в отношении положительной стороны была ещё менее выполнима, чем в отношении отрицательной стороны. Об этом можно было только мечтать. Но именно с этой целью Бог призывал Моисея, хотя прошло уже сорок лет с тех пор, как тот порвал с высочайшей по тем временам культурой в мире и стал пасти стадо в пустыне.
Египетское государство служит прообразом царства тьмы, а фараон - прообразом Сатаны, дьявола. Каким образом Божий народ может быть избавлен из рук столь злой силы и спасён из царства тьмы? Сегодня это происходит путём благовествования. Не думайте, что благовествовать и приводить людей к спасению легко. Чтобы избавить человека из рук Сатаны и из царства тьмы, нужно совершить огромную работу. Вот почему в божественном откровении в Новом Завете придаётся большое значение благовествованию. Павел говорит, что благовестие есть сила Божья (Рим. 1:16).
Цель Божьего призвания - это вопрос чрезвычайной важности. С точки зрения прообразов привести детей Израиля в добрую землю - значит привести людей в Христа, всеобъемлющую Личность, прообразом которой является Ханаанская земля. Сегодня доброй землёй, текущей молоком и мёдом, является Христос.
В Своей мудрости Бог, описывая богатство доброй земли, назвал её землёй, «текущей молоком и мёдом». И молоко, и мёд представляют собой результат сочетания растительной жизни и животной жизни. Молоко даёт скот, который питается травой. Животная жизнь производит молоко, получая снабжение от растительной жизни. Таким образом, молоко - это результат соединения двух видов жизни. То же самое, в принципе, можно сказать и о мёде. Мёд очень тесно связан с растительной жизнью. Источником мёда, как правило, являются цветы и деревья. Разумеется, в произведении мёда участвует и представитель животной жизни - маленькое существо, пчела. Таким образом, в производстве мёда взаимодействуют два вида жизни. Эти два вида жизни соединяются, и получается мёд.
Молоко и мёд обозначают богатство Христа, которое исходит от двух аспектов Его жизни. Христос - это единая Личность, но у Него есть искупающая жизнь, прообразом которой является животная жизнь, и порождающая жизнь, прообразом которой является растительная жизнь. Христос - это, с одной стороны, Агнец Божий, который искупил нас, а с другой стороны, ячменный хлеб, который снабжает нас. В пасхальной трапезе присутствовали эти два вида жизни, потому что пасха включала в себя ягнёнка и бесквасный хлеб с горькими травами. Эти два вида жизни были соединены для наслаждения Божьего искупленного народа. Однако цель Божьего призвания состоит не в том, чтобы Божий народ мог немного понаслаждаться животной и растительной жизнью в Египте, а в том, чтобы привести их в просторную землю, текущую молоком и мёдом. Можете ли вы с уверенностью сказать, что сегодня в церковной жизни вы наслаждаетесь Христом как доброй землёй? Я могу засвидетельствовать, что каждый день я наслаждаюсь Христом как просторной землёй, текущей молоком и мёдом.
Кто был способен вывести Божий народ из Египетской земли в такую чудесную землю? До того как Бог в Своём всевластии подготовил Моисея, не было ни одного человека, который был бы способен на это. Ещё до того как Моисею исполнилось сорок лет, он должен был знать, что его народ, дети Израиля, находится в рабстве и подвергается гонению. Когда он осознал это, он, возможно, решил вооружиться всеми необходимыми знаниями, чтобы избавить свой народ. Но, вероятно, Моисей не видел ясно, что цель не просто в том, чтобы избавить Божий народ из Египта, а в том, чтобы привести его в добрую землю. После того как дети Израиля были выведены из Египта, им нужна была цель, им нужно было куда-то идти. Хотя у Моисея не было ясности в отношении цели, он всё равно хотел что-то сделать ради своего народа. Он «отказался называться сыном дочери фараона, пожелав скорее терпеть притеснения с народом Божьим, чем иметь временное наслаждение грехом» (Евр. 11:24-25). В возрасте сорока лет он считал себя зрелым, подготовленным и оснащённым для их избавления. На самом деле он не мог ничего. Сам по себе он не имел силы для избавления народа. Как только положение стало угрожающим, он убежал.
А. Подвергался работе и проходил подготовку в течение сорока лет
Бог потратил ещё сорок лет на то, чтобы привести этого способного, но разочаровавшегося человека к концу. Положить конец такому человеку не просто. Потребовалось сорок лет воспитания, чтобы Моисей осознал, что он не пригоден для того, чтобы избавить Божий народ из Египта и привести его в добрую землю.
В течение первых нескольких лет в пустыне Моисей, возможно, жаловался на своего брата-еврея, отказавшегося признать в нём освободителя Израиля. Моисей, наверно, говорил: «Как же он был слеп! Он не понимал, что это я должен был освободить их. Из-за него мне пришлось бежать. Никто из детей Израиля не может сделать того, что мог бы сделать я. Но теперь всё испорчено». Я думаю, что с годами настрой Моисея менялся и в конечном итоге он уже не винил в своих обстоятельствах других людей.
Обучить человека легко, но положить ему конец трудно. Но после всех лет, проведённых в пустыне, Моисею был полностью положен конец. Когда Бог явился Моисею в горящем терновом кусте, тот считал себя не годным ни на что, кроме смерти. Тем не менее, когда Моисей считал, что с ним покончено, Бог пришёл, чтобы призвать его.
Бог работал над Моисеем и готовил его в течение сорока лет (Деян. 7:30). Мы знаем, что Моисей претерпел определённую работу, хотя бы по тому обстоятельству, что, после того как он был воспитан в царском дворце, ему пришлось жить в пустыне. Предположим, человек вырос в Соединённых Штатах, и внезапно он вынужден уехать и жить в очень отсталой стране. Каждый день этот человек будет ощущать, что над ним совершается определённая работа. У Моисея, несомненно, было такое же чувство в пустыне, где он был пастухом и ходил за стадом, которое принадлежало не ему, а его тестю. В результате такой работы Моисей был постепенно подготовлен.
Проведя все эти годы в пустыне, Моисей потерял всякую уверенность в себе (Исх. 3:11; ср. Исх. 2:11-13). Когда Бог призывал Моисея, тот сказал: «Господь: я человек не речистый - ни в прошлом, ни с тех пор, как Ты стал говорить Твоему слуге, ибо я с трудом говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). Почему же Стефан в Деян. 7:22 говорит, что Моисей «был силён в своих словах и делах»? Когда Моисею было сорок лет, он был силён в своих словах и делах. Иначе говоря, он был красноречивым человеком. Но сорок лет спустя он потерял уверенность в себе; он считал, что говорит с трудом. У нас есть повествование в 4-й главе Исхода и повествование в 7-й главе Деяний; оба повествования верные. В 7-й главе Деяний говорится о Моисее в возрасте сорока лет, тогда как в 4-й главе Исхода говорится о Моисее в возрасте восьмидесяти лет, после того как он претерпел определённую работу и лишился своих природных способностей.
Лишь не многие христиане действительно знают, как Бог работает над людьми. Я встречал довольно много святых, которые были абсолютно уверены в том, что они получили от Бога бремя осуществлять для Него определённую работу. Но во всех случаях без исключения, как только они начинали что-то делать, Бог вмешивался, чтобы произвести над ними работу. Если мы уверены в том, что мы призваны и получили бремя, мы должны ожидать Божьей работы. Мы, возможно, ожидаем, что другие будут стоять вместе с нами, а они противостоят нам. Может случиться, что, испытав разочарование из-за того, что они отвергли нас, мы решаем совсем оставить это бремя. Однако мы не можем оставить бремя, которое действительно исходит от Бога. Если вы можете оставить бремя, это означает, что оно вообще не было от Бога. Всякий раз, когда Господь даёт нам бремя, мы не можем отложить его в сторону, как бы сильно нам ни противостояли. Мы можем быть в высшей степени разочарованы, но бремя остаётся с нами. Рано или поздно оно снова поднимется в нас.
Можно не сомневаться, что, когда Моисею было сорок лет, к нему пришло бремя от Господа. Я уверен, что родители Моисея, особенно его мать, посвятили его Богу. Моисей, несомненно, с готовностью принял Божье бремя. Но поскольку он был так уверен, что у него есть способность и сила осуществить это бремя, Бог устроил так, что его отвергли. По всей видимости, Моисей был глубоко разочарован. Год за годом Бог работал над Моисеем; Он работал не для того, чтобы убрать бремя, а для того, чтобы положить конец природной способности Моисея и лишить его уверенности в себе.
Наша беда в том, что, когда мы получаем бремя от Господа, мы склонны использовать для его осуществления свои природные силы. Если же с нашими природными силами было покончено, то мы склонны отбросить это бремя. Мы не отделяем Божье бремя от своих природных сил. Мы хотим соединить эти две вещи, но Бог хочет разъединить их - оставить бремя и устранить наши природные силы. Поэтому Богу потребовалось сорок лет, чтобы покончить с природными силами Моисея. В принципе, точно так же Он будет поступать и с нами.
Когда Бог призвал Моисея, тот сказал, что он с трудом говорит. Моисей как бы говорил: «Господь, поскольку Ты покончил с моими способностями, я уже не приму Твоего бремени. Я хочу отказаться. Я не тот человек, которого можно послать к фараону, чтобы избавить детей Израиля из его рук. Я с трудом говорю. Как я буду говорить с фараоном?» На первый взгляд Моисей говорил с Господом искренне. Однако Бог разгневался на него (Исх. 4:14). Это показывает, что со стороны Моисея была какая-то проблема. Бог хотел «нанять» Моисея, но Моисей отказывался от этой работы. Когда Моисей торговался с Господом, Бог знал, что у него на сердце. Возможно, Моисей говорил внутри себя: «Господь, сорок лет назад я сделал всё возможное, чтобы избавить детей Израиля, но Ты не позволил мне добиться успеха. Я был отвергнут и был вынужден бежать в пустыню, где я страдал сорок лет. Я забыл всё, чему научился в царском дворце. Я стал ничем. И теперь Ты говоришь, что я должен пойти к фараону. Когда я был пригоден, Ты «уволил» меня. А теперь, когда я ни на что не годен и ни на что не способен, Ты хочешь «нанять» меня». В глубине сердца Моисей, вероятно, обвинял Господа. Недовольство Бога могло быть вызвано именно этим.
И у Моисея, и у Бога было что-то, что они не выражали вслух. Господь, возможно, говорил внутри Себя: «Моисей, Мне не нужно, чтобы ты что-либо делал. Разве ты не видишь терновый куст? Он горит, но огонь его не поглощает. Я хочу, чтобы ты просто являл Меня. Моисей, не отвергай это бремя. Прими его, но при этом не используй свои природные способности и силы для его осуществления. Теперь, когда ты считаешь, что готов умереть, Я могу использовать тебя. Моисей, не отвергай Меня. Я не намерен использовать тебя согласно твоим природным представлениям. Я хочу использовать тебя согласно Моему представлению - как терновый куст, который горит огнём, но не сгорает».
Делать что-либо для Бога и при этом не использовать собственные силы или способности не легко. Мне пришлось усваивать этот урок в течение многих лет, в основном путём страданий и ошибок. Как правило, когда людей просят что-то сделать, они считают, что должны сделать это по-своему и без вмешательства или советов со стороны других. Даже у старейшин в церкви может быть такой настрой. Возможно, мы думаем: «Если вы хотите, чтобы я это сделал, тогда не мешайте и дайте мне это сделать». Но когда Бог призывает нас что-либо сделать, Он хочет, чтобы мы сделали это, но не сами по себе. Призывая нас, Бог как бы говорит: «Да, Я хочу, чтобы ты сделал это, но Я хочу, чтобы ты делал это Моими силами, а не своими». Как правило, наша беда в том, что, когда мы не в состоянии сделать что-то сами, мы вообще отказываемся этим заниматься. Такой настрой создаёт огромные препятствия для работы в Господнем восстановлении.
Многие святые знают, что нам нужна церковная жизнь, но, поскольку они разочаровались, они неохотно приходят на собрания. Они подобны разочаровавшемуся Моисею в пустыне, над которым Бог поработал до такой степени, что он потерял уверенность в себе. Но при этом он по-прежнему был готов принять Господне бремя. Моисей получил бремя от Бога, когда ему ещё не исполнилось сорока лет. Однако он должен был научиться содействовать Богу, не используя свои природные способности и силы. Бог не мог призвать Моисея до тех пор, пока тот не потерял всякую уверенность в себе. В принципе, Бог точно так же обращается и с нами. Когда мы уже не полагаемся на себя, Он приходит и призывает нас.
Кроме того, Моисей должен был осознать свою неспособность (Исх. 4:10-13). Он полностью осознал, что сам по себе он не пригоден для того, чтобы ответить на Божий призыв. Возможно, в течение сорока лет, проведённых в пустыне, у него не всегда получалось даже пасти стадо. Бог в Своём всевластии мог создавать определённые обстоятельства, которые Моисей был не способен преодолеть. Всё это было устроено для того, чтобы помочь Моисею осознать свою неспособность.
Г. Считал себя годным только для смерти
Когда Бог призвал Моисея, тот считал себя не годным ни на что, кроме смерти. Вам нужно помнить, что, когда Бог явился Моисею в 3-й главе, Моисею было восемьдесят лет. В 90-м Псалме, написанном Моисеем, говорится: «Дней наших лет - семьдесят лет, или, разве что по причине крепости, восемьдесят лет; но их гордость - труд и печаль, ибо она скоро проходит и мы улетаем» (ст. 10). Отсюда видно, что в возрасте восьмидесяти лет Моисей считал себя готовым умереть. Когда Бог призвал Моисея, тот, наверное, сказал про себя: «Господь, Почему Ты не использовал меня, когда мне было сорок? Тогда я был способным, активным и свежим. А теперь я готов умереть. Мне восемьдесят лет, и час моей смерти уже близок. И теперь Ты приходишь ко мне и просишь меня что-то сделать. Мне кажется, Ты пришёл не вовремя. Господь, я уже ни на что не способен и от меня не будет никакой пользы. Я старик, годный только на то, чтобы умереть». Так думал о себе Моисей, когда Бог пришёл к нему, чтобы призвать его избавить детей Израиля из Египта.
В 1950 году я делал сообщение по этой теме для молодёжи в Маниле. На следующий день молодые люди стали вести себя так, будто они старики, готовые умереть. Многим из них ещё не было двадцати, но они вели себя как восьмидесятилетние. Однако их хватило только на несколько дней. Если мы старые, мы старые, а если мы молодые, мы молодые. Совершенно не нужно притворяться или строить из себя кого-то. Мы можем быть только тем, кем мы являемся. Если вы подобны Моисею, поражающему египтянина, значит, вы находитесь на этом этапе. Если же вы подобны Моисею в возрасте восьмидесяти лет, значит, вы находитесь на этом этапе. Однажды наступит момент, когда вы будете считать себя годными только для того, чтобы умереть. Все, кто призван Господом, должны пройти через определённый период времени, в который они потеряют уверенность в себе, осознают свою неспособность и будут считать себя годными только для смерти. В конце концов мы будем воспринимать себя так же, как воспринимал себя Моисей в возрасте восьмидесяти лет.
Д. Получил повеление стать посланным, а не посылающим
В то самое время, когда Моисей считал себя готовым к смерти, Бог пришёл к нему с повелением стать посланным (Исх. 3:10, 15). Бог был Посылающим, Начинателем, а Моисей должен был стать посланным и осуществить желание Посылающего. Чтобы подчеркнуть эту мысль, слово «послать» употребляется в 3-й и 4-й главах несколько раз. Призывая Моисея, Бог как бы говорил: «Моисей, Я, Господь, посылаю тебя. Тебе не нужно быть посылающим или начинателем. Ты должен стать посланным и осуществить Мою волю». В следующем сообщении мы увидим, что Моисей, встретившись с фараоном, ничего не делал от себя. Он действовал как посланник Господа, делая то, что повелел ему Бог.
Быть посланным - значит не делать ничего самому. Нужно просто исполнять желания пославшего. Если мы посланы, мы блаженны и мы приходим в полный покой. Чтобы стать посланными, нам нужно много обучения и воспитания. Часто я посылал людей с каким-либо конкретным поручением. Они говорили, что им всё ясно, что нужно делать, но в итоге делали всё по-своему. Это показывает, что, для того чтобы быть посланным, нужно пройти обучение.
Е. Терновый куст, который горит, но не сгорает
Прежде чем заговорить с Моисеем, Бог показал ему знамение горящего тернового куста. Он явился ему «в пламени огня из середины тернового куста» (ст. 2); этот куст горел огнём, но не сгорал. Увидев горящий терновый куст, Моисей сказал: «Сверну и посмотрю на это великое зрелище - почему терновый куст не сгорает» (ст. 3). Терновый куст олицетворял самого Моисея. Это показывает, что каждый призванный Богом должен осознать, что он всего лишь терновый куст, внутри которого горит огонь, и этим огнём является Сам Бог. Хотя Бог хочет гореть внутри нас и на нас, Он не будет сжигать нас; другими словами, Он не будет использовать нас в качестве топлива.
Согласно 3-й главе Бытия, терновник обозначает проклятие, которое было наложено из-за греха. Это показывает, что Моисей как Божий призванный был грешником под Божьим проклятием. Моисей не был ливанским кедром; он был терновым кустом.
Огонь, горящий внутри тернового куста, обозначает явление Божьей святости. В Бытии 3:24, при первом упоминании огня в Библии, говорится о пламенном мече, вращавшемся во все стороны, чтобы охранять путь к дереву жизни. Этот огонь появился после того, как человек пал, вкусив от дерева познания добра и зла. Это пламя закрыло человеку доступ к дереву жизни; оно не позволяло человеку даже касаться его. В 3-й главе Исхода снова говорится об огне. Но здесь огонь ничему не препятствует; огонь указывает на то, что слава Божьей святости должна гореть внутри Моисея и на нём, хотя тот и является терновым кустом, грешником под Божьим проклятием. Каким образом Божья святость может гореть внутри нас? Это возможно только благодаря Божьему искуплению, которое удовлетворяет требования Божьей святости. Поэтому сегодня Божья святость уже не закрывает нам доступ к дереву жизни; она горит внутри нас, хотя когда-то мы были грешниками под Божьим проклятием. Святой огонь теперь един с проклятым грешником и даже горит на нём.
То, что терновый куст горел и при этом не сгорал, показывает, что слава Божьей святости должна гореть внутри нас, но при этом мы не должны истощаться. Если Божий слуга истощён, то, возможно, он использует собственные силы, делая что-то для Бога. Бог не хочет использовать нашу природную жизнь в качестве топлива. Он будет гореть, только используя Себя как топливо. Мы должны быть просто терновым кустом, внутри которого горит божественный огонь.
Я думаю, что Моисей не забыл зрелища этого горящего тернового куста. Воспоминание об этом видении, должно быть, работало внутри его, постоянно напоминая ему не использовать свои природные силы или способности. При помощи знамения горящего тернового куста Бог помог Моисею глубоко осознать, что тот является сосудом, каналом, посредством которого Бог должен быть явлен. Нам не так просто усвоить, что мы лишь куст, предназначенный для явления Бога. Многие годы я учусь одному - работать для Бога, не используя в качестве топлива природную силу, а позволяя Богу гореть внутри меня.
В Мк. 12:26 Господь Иисус упоминает куст из Исх. 3:2. Во многих переводах перед словом «куст» добавлены слова «в повествовании о». Повествование о терновом кусте должно быть постоянным воспоминанием и свидетельством для Божьих призванных. Оно свидетельствует о том, что мы можем быть лишь терновыми кустами и ничем больше.
Как мы увидели в последние дни, все святые могут быть апостолами, пророками, благовестниками и пастырями и учителями. Но если мы хотим функционировать как такие дары для Тела Христова, то прежде всего мы должны быть горящими терновыми кустами, теми, кто, подобно Моисею, не полагается на себя и не горит для Бога своей природной силой.
С тех пор как Бог призвал Моисея, тот уже не имел никакой уверенности в себе. Когда другие бунтовали против него, он не спорил с ними; он шёл к Богу и падал ниц перед Ним. Тем самым Моисей показывал, что он был горящим терновым кустом. Когда Моисей падал ниц перед Богом, Бог приходил как пылающий огонь, являя Себя изнутри Моисея как тернового куста.
Пусть это повествование о терновом кусте оставит в нас такой глубокий след, что мы никогда не забудем его. В самих себе мы ничто; мы лишь терновые кусты. Но Бог всё равно ценит нас и хочет явить Себя изнутри нас как пылающий огонь. Мы должны дорожить Его горением, никогда не полагаясь на то, чем мы являемся в своём природном человеке. Нашему природному человеку с его энергией, силами и способностями должен быть положен конец; о нём нужно забыть. Наши способности и силы не имеют никакого значения. Что может сделать терновый куст? Ничего. Возможно, вы считаете, что у вас есть способности, однако в итоге вы осознаете, что вы всего лишь бесполезный терновый куст. У всех нас должен быть именно такой взгляд на себя. Благодарение Богу за то, что Он посещает нас, остаётся с нами и горит на нас. Хотя божественное пламя горит внутри нас и на нас, сами мы не сгораем.
После того как Бог призвал Моисея и послал его к фараону, Он, а не Моисей совершал все дела и был прославлен. У Моисея не было оружия; у него был только посох. По слову Господа он пошёл с этим посохом к фараону, и Бог всё совершил. Поэтому слава, которая была явлена, принадлежала не Моисею; она всегда принадлежала Богу. Божья слава была явлена внутри Моисея и на нём.
Всем нам нужно быть такими же призванными, как Моисей. Рано или поздно все мы увидим то же самое, что увидел Моисей в 3-й главе Исхода - видение куста, который горел и при этом не сгорал. Это видение должно отпечататься в нашем существе. Тогда всякий раз, когда мы будем касаться Божьей работы или служения церкви, оно будет напоминать нам о том, что мы всего лишь терновый куст. Приближается день, когда все мы осознаем это.