Функционирование Божьего закона как Божьего живого слова в отношении тех, кто любит и ищет Бога
Тексты Писания: Пс. 119:11, 25, 28, 41, 49-50, 57-58, 65-66, 76, 98-101, 103, 105, 114, 116-117, 133, 135, 165, 175; Пс. 19:7-8; Эф. 6:17-18; 5:18-20; Кол. 3:16-17
В этом сообщении, которое будет ещё одним сообщением о «дневном» аспекте закона, мы рассмотрим функционирование Божьего закона как Божьего живого слова в отношении тех, кто любит и ищет Бога. Если мы хотим узнать этот аспект функционирования закона, мы должны расценивать закон не просто как правила и заповеди, данные нам Богом, а как слово, которое вышло из Божьих уст. В Пс. 119:13 говорится: «Предписания Твоих уст», в стихе 72 говорится: «Закон Твоих уст», а в стихе 88 говорится: «Свидетельство Твоих уст». Эти стихи показывают, что закон вышел из Божьих уст. Будучи Божьим живым словом, закон является божественным дыханием, дыханием Самого Бога.
Кроме того, если мы хотим наслаждаться функционированием Божьего закона как Божьего живого слова, нам нужно быть людьми, которые любят и ищут Бога, ищут Его из любви к Нему. Если мы не будем относиться к Божьему закону как к Божьему дыханию и не будем любить и искать Бога, мы не будем переживать положительную функцию закона. Мы будем читать слова закона, но закон не будет снабжать нас тем, чем является Бог, и закон не будет оказывать на нас положительного воздействия. Другими словами, мы не будем переживать функционирование Божьего закона как Божьего живого слова.
Предположим, вы хотите использовать определённый электрический прибор. Чтобы прибор функционировал, его нужно подключить к электрической розетке. Глупо рассчитывать на то, что прибор будет работать, если он не подключён к розетке. Если электричество будет поступать в прибор, он будет работать. Вам также нужно быть начеку и следить за прибором. Вы не можете включить его и пойти спать в расчёте на то, что он будет работать сам. Точно так же, если мы хотим, чтобы Слово Божье правильно функционировало в нашем переживании, то всякий раз, когда мы читаем его, нам нужно быть «подключёнными» к божественному электричеству. Мы делаем это, принимая в себя Слово как дыхание Самого Бога. Кроме того, мы не должны быть сонными или равнодушными. Мы должны быть подлинными ищущими Бога. Тогда мы будем переживать различные функции Слова Божьего.
Когда мы говорим о функционировании закона как Божьего живого слова, мы на самом деле говорим о функционировании или действии Самого Бога. Функция Слова Божьего заключается в действии Бога. Поскольку Слово Божье — это Божье дыхание, оно едино с Богом. Мы не можем отделить дыхание живого человека от него самого, и точно так же мы не должны отделять Слово Божье от Самого Бога. Многие евреи, читающие Ветхий Завет, и многие христиане, читающие всю Библию, совершают эту ошибку. Они читают Писания и изучают их, но при этом не имеют непосредственного соприкосновения с Богом. В результате Библия становится в их руках книгой мёртвых букв.
В Ин. 5:39-40 Господь Иисус сказал фарисеям: «Вы исследуете Писания, потому что вы думаете, что в них имеете вечную жизнь; а именно они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Древние приверженцы религии исследовали Писания, но они отделяли их от Господа и не хотели прийти к Нему, чтобы получить вечную жизнь. Вечная жизнь находится в Христе. Если мы будем читать Библию и при этом не будем соприкасаться с Ним, мы не получим жизни. Тогда в наших переживаниях Библия будет книгой мёртвых букв. Жизнь — это живая Личность, Сам Христос. Мы не должны отделять Писания от этой живой Личности. Функционирование закона как Божьего живого слова фактически является движением и работой Самого Бога.
Будучи Божьим живым словом, закон даёт человеку свет (Пс. 119:105). Только Бог есть свет (1 Ин. 1:5). Сами по себе напечатанные буквы Библии не являются светом и не могут давать света. В лучшем случае Библия в буквах может дать нам знание. Свет приходит только от Самого Бога. Поэтому, если мы хотим получить свет из Слова Божьего, нам нужно читать его, соприкасаясь при этом с Богом. Это показывает, что функционирование Слова Божьего — это функционирование Самого Бога, Его собственная работа. Поэтому мы не хотим использовать Библию для развития систематического богословия. Наша цель — наслаждаться Словом и его живым функционированием.
При чтении Библии, несомненно, необходимо использовать разум для понимания слов и терминов Писания. Мы можем часами изучать одно-единственное слово, используя различные комментарии и симфонии. На основании своего опыта я могу засвидетельствовать, что такое изучение изнурительно для души. Иногда оно даже подавляет дух. Но такое изучение Слова Божьего принесёт пользу, если наша цель состоит в том, чтобы переживать живое функционирование Слова и наслаждаться им. С одной стороны, нам нужно усердно изучать Писания. С другой стороны, иногда нам нужно забыть изучение и, упражняя свой дух, молиться Словом и над Словом, стремясь соприкоснуться с Господом в Слове и через Слово. Если мы будем соприкасаться с Господом, молясь Словом, мы получим жизнь из Слова. Тогда Слово не будет мёртвыми буквами, потому что благодаря упражнению духа мы будем касаться в Слове живого Господа.
Прежде чем преподносить Слово святым, я должен провести довольно много времени, соприкасаясь с Господом таким образом. В противном случае я не смогу сказать ничего жизненного. Моя подготовка к сообщению заключается не просто в том, что я изучаю Слово, но главным образом в том, что вдыхаю Господа и молюсь, восхваляю и благодарю Господа. Молясь Господу, я не беспокоюсь о языке, грамматике или правильности речи. Я просто хочу что-то сказать Господу, чтобы войти в живое соприкосновение с Ним. Если мы будем беспокоиться о том, как правильно построить свою молитву, наш дух ослабнет. Но если мы забудем о правильности речи и будем упражнять свой дух в молитве, мы соприкоснёмся с живым Господом.
Нам снова и снова нужно приходить к Слову с целью получить питание и освежение. Такой подход к Библии прекрасно выражен в одном из гимнов о питании Словом:
Голодно сердце, и жаждет мой дух;
Я прихожу за снабженьем Твоим;
Только в Тебе я нуждаюсь, Господь.
Голод и жажду Ты мне утоли.
Дай, о Господь мой, есть мне и пить,
Голод и жажду мне утоли,
Радость мне дай, силой жизни мне стань,
Голод и жажду мне утоли.
Гимн 545
Если мы придём к Библии с духом, показанным в этом гимне, мы будем напитаны и освежены. Но часто мы не приходим к Слову таким образом. Мы не молимся и не стремимся коснуться Господа. Мы просто читаем слова Библии глазами и пытаемся понять их разумом. Наше сердце и наш дух не стремятся коснуться Господа. Тогда чем больше мы читаем Библию, тем больше мы оказываемся истощены. Нам нужно упражнять свой дух при чтении Слова, и нам нужно стремиться коснуться Господа. Псалом 119 исполнен такого стремления. Вот почему закон был для псалмиста Божьим живым словом. Он соприкасался со Словом Божьим и с Самим Богом, задействовав всё своё существо для выражения своих сокровенных чувств и глубоких стремлений. Читая Слово, он восклицал к Богу и ревностно искал Его.
Читая Слово Божье, мы должны не только молиться, но и петь Господу. Тогда чтение Слова будет подобно пению псалмов. (В древности Псалмы не просто читали или говорили, а пели.) Молитва требует большего упражнения духа, чем говорение, а пение требует ещё большего упражнения, чем молитва. Когда мы поём, мы можем по-настоящему войти в дух. Нам нужно больше петь как на собраниях, так и в нашей повседневной жизни.
В припеве известного гимна об уверенности в спасении говорится:
Вот моя повесть, вот моя песнь:
Славлю Иисуса я целый день.
Вот моя повесть, вот моя песнь:
Славлю Иисуса я целый день.
Многие христиане поют этот гимн, но не многие славят своего Спасителя целый день. Как вы думаете, что произойдёт, если мы будем славить Господа целый день? Мы, несомненно, полностью погрузимся в Господа.
В Эф. 6:17-18 говорится: «И примите шлем спасения и меч Духа, который есть слово Божье, посредством всякой молитвы и прошения, молясь во всякое время в духе». Павел не говорит, что мы должны сделать две вещи: принять Слово и молиться. Как явствует из грамматической конструкции, Павел велит нам принять меч Духа, который есть слово Божье, посредством всякой молитвы и прошения. В этих стихах подразумевается молитвочтение, то есть принятие Слова Божьего посредством молитвы. Каким образом мы можем принять Слово посредством молитвы, если мы не будем молиться Словом и над Словом? Совершенно очевидно, что, для того чтобы принять Слово посредством молитвы, необходимо молиться Словом.
Мы часто говорим о молитвочтении, но мы недостаточно подчёркиваем необходимость молиться во всякое время в духе. В 1 Фес. 5:17 говорится: «Непрестанно молитесь». Нам нужно молиться во всякое время, даже когда у нас возникает искушение рассердиться на жену или мужа или посплетничать о святых. Если в такие моменты мы будем молиться, наша молитва убьёт все эти отрицательные проявления. Молитва — это лучший способ остановить наш сплетничающий язык.
В Эф. 6:18 Павел говорит и о молитве, и о прошении. Молитва — это общее понятие, а прошение — конкретное. Нам нужно молиться не только в выделенное для молитвы время, но и молиться во всякое время. У вас возникает искушение поссориться со своей женой или мужем? Молитесь! Вы готовы дать волю своей раздражительности? Молитесь! Вы собираетесь кого-то критиковать? Молитесь! Молитесь во всякое время. Молитесь, где бы вы ни были и что бы вы ни делали. Если вы будете молиться во всякое время в духе, это убьёт всех «микробов» и «паразитов» и принесёт обильное снабжение божественного питания. Очень важно, чтобы мы принимали Слово посредством всякой молитвы и прошения, молясь во всякое время в духе.
В Эф. 5:18-19 Павел говорит: «Наполняйтесь в духе, говоря друг другу псалмами, гимнами и духовными песнями, сердцем своим воспевая и вознося псалмы Господу». Мы должны не только молиться, но и петь и возносить псалмы. Во времена Павла христиане, вероятно, пели ветхозаветные псалмы на некоторые еврейские мелодии. Сегодня наше чтение должно быть соединено с молитвой, пением и вознесением псалмов. Мы должны петь стихи Библии как псалмы. Когда мы поём Слово, мы получаем больше вдохновения, чем когда мы просто читаем его. Вознесение псалмов — это род пения, включающий в себя размышление. Само по себе пение не предполагает особого размышления, но, когда мы возносим псалмы, мы размышляем о Слове. В такие моменты мы поклоняемся Господу, общаемся с Ним и даже беседуем сами с собой в Господнем присутствии. Именно так нужно получать питание из Слова. Принимая Библию таким образом, мы получаем Божье богатство посредством Слова. В результате записанное Слово становится каналом, посредством которого Божье богатство передаётся нам. Но если мы хотим получить это богатство, то всякий раз, когда мы касаемся Божьего Слова, нам нужно иметь живое, органическое и динамичное соприкосновение с Богом.
Если мы будем наполнены в духе, мы будем благодарить Господа и всё делать в Его имени. Многие годы я не мог понять, что значит всё делать в имени Господа. Мне, конечно, объяснили, что это означает, что я должен всё делать в единстве с Ним, но для меня это было в основном доктриной, а не реальной практикой. Теперь я вижу, что, если у нас будет живое соприкосновение со Словом путём молитвы, пения, вознесения псалмов и благодарения, мы будем пропитаны Господом и станем едины с Ним. Тогда всё, что мы делаем в своей повседневной жизни, мы будем делать в имени Господа.
Согласно 5-й главе Послания к эфесянам, подчинение жены мужу и любовь мужа к жене являются результатом переполнения в духе. Жене не нужно стараться подчиниться своему мужу, и мужу не нужно прилагать усилия, чтобы любить свою жену. Сами по себе мы не способны выполнить эти требования. Если жёны хотят подчиняться своим мужьям, а мужья хотят любить своих жён, они должны наполняться в духе, воспевая Господу, вознося Ему псалмы и благодаря Его. Если брат будет это делать, он пропитается Господом и будет непроизвольно любить свою жену независимо от того, как она обращается с ним.
С 1969 по 1971 год многие святые, собиравшиеся в Лос-Анджелесе в зале Элден-Холл, много пели и восхваляли Господа в своей повседневной жизни. В те дни многие семьи жили около зала собраний и часто из домов святых раздавались звуки пения, молитвочтения и хвалы. Это пение и хвалу святые приносили на собрания. Собрания тогда начинались задолго до назначенного времени. Часто направляющиеся в зал святые своим пением и хвалой начинали собрание ещё на улице. Фактически собрания начинались с утра, когда святые начинали соприкасаться с Господом посредством пения, молитвочтения и восхваления. В последние годы мы начинаем скатываться к обычаям традиционной религии. Мы читаем Слово и молимся в определённое время, а затем приходим в назначенное время на собрание, но мы не живём естественной повседневной жизнью в духе. Однако в те годы, когда святые собирались в зале Элден-Холл, они жили такой повседневной жизнью.
В Эф. 5:20 говорится, что мы должны благодарить во всякое время, а в 6:18 говорится, что мы должны молиться во всякое время. Мы должны молиться не только в отделённое для молитвы время, но и во всякое время. Кроме того, мы должны благодарить Бога во всякое время и за всё. Именно так нужно принимать Слово Божье.
Слово Божье — это не просто буквы, напечатанные чёрным по белому; Слово Божье — это дыхание Самого Бога. Только когда у нас есть постоянное, личное, живое и близкое соприкосновение с Господом в течение всего дня, мы можем по-настоящему жить, вдыхая Его. Наша физическая жизнь зависит от дыхания. Когда человек перестаёт дышать, он умирает. Точно так же мы живём Христа посредством того, что дышим Им.
Но где нам найти Христа, чтобы вдохнуть Его? Христос находится в Духе, а Дух воплощён в Слове. Всякий раз, когда мы приходим к Слову путём жизни, путём того, что дышим Господом, а не просто изучаем Библию в буквах, мы органически соединяемся с Ним. Тогда всё, чем Он является, Его жизнь и Его богатство, передаётся в нас. В результате в своей повседневной жизни мы пропитываемся Им и становимся едины с Ним. Благодаря такому единству с Ним всё, что мы делаем, мы будем делать в Нём.
В этом сообщении моё бремя связано с важным моментом, который заключается в том, что псалмисты, имея дело с Божьим законом, открывались Господу, относились к закону как к живому слову Божьему и соприкасались с Самим Богом. Псалмы наполнены духом молитвы, стремлениями и восклицаниями к Богу. Молясь и вознося псалмы, псалмисты размышляли о Слове Божьем. В результате Божий элемент естественным образом переливался в них и они пропитывались и наполнялись им. Закон был для них не просто набором требований, заповедей и правил, а средством, при помощи которого они получали снабжение божественной жизнью. Поскольку псалмисты любили и искали Господа, они пропитывались этой божественной Личностью. Тогда всё, что они делали, они делали в имени Бога. Соприкасаясь с Божьим Словом, они становились едины с Богом и переживали функционирование Его Слова.
Различные функции Слова — это действия живой Личности. Например, Слово утешает, укрепляет и поддерживает нас. Всё это — действия Самого Бога, который поддерживает, утешает, укрепляет и наполняет нас. Все функции закона как Божьего живого слова, показанные в Псалме 119, — это действия живой Личности. Но если при чтении Слова мы не соприкасаемся с Господом, мы не будем переживать этого функционирования Слова. Фактически функционирует не Слово, а Бог, который действует различными способами. Мы соприкасаемся с этой живой Личностью посредством Слова и наполняемся и пропитываемся Им; в результате Он становится нашей жизнью и самим нашим существом. В нашем переживании Он функционирует, давая нам жизнь и свет, а также поддерживая, укрепляя и утешая нас.
Церковные собрания должны быть продолжением нашей повседневной жизни. Мы должны петь и возносить хвалы в своей повседневной жизни, а затем продолжать это пение и хвалу на собраниях. Если же мы славим Господа на собраниях, но при этом не славим Его в своей повседневной жизни, наши собрания будут представлениями, а мы — актёрами. Мы должны приходить на собрания не для того, чтобы устраивать представление, а для того, чтобы выражать то, чем мы являемся в своей повседневной жизни.
Недавно мы говорили о том, что, для того чтобы жить Христа изо дня в день, нам нужно молиться во всём, что мы делаем. Молиться непрестанно — значит постоянно вдыхать Господа. Во всём, что мы делаем — едим, одеваемся, разговариваем, а также во всех мелочах нашей повседневной жизни, — мы должны молиться. Согласно Посланию к эфесянам, нам нужно благодарить во всякое время и молиться во всякое время. Тогда мы будем всё делать в имени Господа. Именно так мы будем жить Христа. В Кол. 3:17 говорится: «И всё, что вы делаете словом или делом, — всё делайте в имени Господа Иисуса, благодаря Бога Отца через Него». Чтобы всё делать в имени Господа, нам нужно постоянно петь, возносить псалмы, восхвалять и благодарить.
Кроме того, нам нужно соединяться с Триединым Богом посредством Слова. Слово — это средство, при помощи которого мы можем соприкасаться с Господом и получать Его снабжение. Если вы не используете Слово, вы, возможно, испытываете трудности, пытаясь сочинить молитву или хвалу. Но когда мы используем Библию, нам легко молиться и возносить хвалу. Используйте стихи Писания в качестве материала для вашей молитвы, хвалы, пения и вознесения псалмов. Если вы будете использовать Слово таким образом, вы пропитаетесь Триединым Богом. Тогда вы будете всё делать в имени Господа. Когда мы поём Слово как песню или как псалом, Триединый Бог входит в нас, а мы входим в Него. Так мы позволяем Слову функционировать в нашем переживании.
В Кол. 3:16 говорится: «Пусть слово Христово богато обитает в вас». Греческое слово, переведённое как «обитает», буквально означает «населяет». Чтобы слово Христово населяло нас, ему нужно быть Личностью. Что-то неодушевлённое не может населять нас. Только живой организм может обитать в нас. То, что слово Христово богато обитает в нас, означает, что оно пропитывает нас и даже усваивается нашим внутренним существом.
Слово «богато» в Кол. 3:16 грамматически связано со словом «обитает», или «населяет». Когда слово Христово богато обитает в нас, оно наполняет, пропитывает и подкрепляет каждую часть нашего внутреннего существа. Христос неисследимо богат, и Его богатство воплощено в Его Слове. Поэтому, когда Его Слово обитает в нас, живёт в нас и движется в нас, оно пропитывает нас Христовым богатством.
Чтобы позволить слову Христову богато обитать в нас, нам нужно во всей мудрости учить и вразумлять друг друга псалмами, гимнами и духовными песнями, благодатью воспевая в своих сердцах Богу (Кол. 3:16). Мы должны не только читать Библию, но и молиться Библией, петь её как песни и псалмы и даже благодарить Бога словами Библии. Если мы будем принимать Слово Божье таким образом, Бог будет действовать посредством Слова.
В Псалмах 119 и 19 мы видим по меньшей мере двадцать шесть функций Божьего закона как Божьего живого слова в отношении тех, кто любит и ищет Бога. Как мы уже отмечали, Слово Божье даёт нам свет. Кроме того, оно животворит (119:25, 50, 107, 154). Если вы внимательно прочитаете Псалом 119, вы заметите, что в нём много раз употребляется слово «оживить». Еврейское слово, переведённое как «оживить», соответствует греческому слову, которое переводится как «оживотворить». Слово Божье даёт нам свет; затем оно оживляет, даёт нам жизнь и животворит нас. Поэтому мы живём посредством живого Слова; другими словами, мы живём Самим Богом.
Восстанавливает душу и радует сердце
Ещё одна функция Слова Божьего состоит в том, что оно восстанавливает душу и радует сердце (Пс. 19:7-8). Нам нужно, чтобы Слово не только оживляло нас, но и восстанавливало нас, особенно когда мы находимся в подавленном, удручённом и угнетённом состоянии. После целого дня на работе вы можете страдать от угнетения Сатаны и нуждаться в восстановлении. По дороге домой используйте время, чтобы читать Слово, молиться им и петь его. Вы обнаружите, что Слово восстанавливает вашу душу и радует ваше сердце.
Кроме того, Слово Божье приносит нам спасение (Пс. 119:41, 170). Мы нуждаемся в спасении каждый день и каждое мгновение. Живое Слово Божье приносит Божье спасение — как мгновенное, так и постоянное.
Слово Божье укрепляет нас (ст. 28), утешает нас (ст. 76) и питает нас (ст. 103). Псалмист сказал, что Божье слово сладко его вкусу, слаще мёда его устам. Отсюда видно, что он был напитан Словом.
Поддерживает, сохраняет в безопасности и побуждает нас надеяться
Питая нас, Слово Божье поддерживает нас; оно держит нас прямо. Кроме того, оно сохраняет нас в безопасности и побуждает нас надеяться (ст. 116-117, ст. 49). Если мы будем переживать функционирование живого Слова, мы не останемся без надежды. У нас будет надежда во всём. В Флп. 1:20 Павел мог говорить о своём искреннем ожидании и надежде.
Побуждает наслаждаться Богом как нашей долей
Слово Божье побуждает нас наслаждаться Богом как нашей долей (Пс. 119:57). Если мы хотим наслаждаться Христом как нашей долей в Слове, мы должны не только изучать Слово, но и принимать его путём жизни посредством молитвы, пения, вознесения псалмов и благодарения.
Побуждает наслаждаться Божьим лицом
Благодаря Слову мы наслаждаемся Божьим лицом (ст. 58, букв.) и сиянием Его лица (ст. 135). Дети Израиля стояли в страхе и трепете у подножия горы Синай, но в то же самое время Моисей находился на вершине горы и наслаждался сиянием лица Господа. Мы должны быть такими же, как Моисей, который был на вершине горы, а не как дети Израиля, которые были у подножия горы. Мы должны находиться на вершине горы под сиянием Божьего лица.
Побуждает наслаждаться Богом как нашим потайным местом и щитом, а также наслаждаться помощью Бога и тем, что Он хорошо поступает с нами
Благодаря Слову мы можем наслаждаться Богом как нашим потайным местом и щитом (ст. 114), а также наслаждаться помощью Бога и тем, что Он хорошо поступает с нами (ст. 175, ст. 65). Бог во всём поступает с нами хорошо. Его забота всесторонняя; Он удовлетворяет все наши нужды. Даже когда Он упрекает нас, это является одним из проявлений того, что Он хорошо поступает с нами. Если наше изучение Его Слова будет живым, мы будем наслаждаться тем, что Он хорошо поступает с нами.
Делает мудрыми и даёт понимание
В Пс. 119:98 говорится: «Твои заповеди делают меня мудрее моих врагов», а в стихе 99 говорится: «Я имею больше понимания, чем все мои учителя, ибо Твои свидетельства — моё размышление» (евр.). Эти стихи показывают, что Слово Божье делает нас мудрыми. Чем больше мы углубляемся в Слово, тем мудрее мы становимся.
Учит проницательности и знанию
Слово Божье учит нас должной проницательности и знанию (ст. 66). Сегодня многим христианам недостаёт проницательности. Они подобны людям, которые не могут отличить одного пальца от другого. Нам нужно иметь тонкую проницательность. Слово Божье учит нас необходимой проницательности и знанию.
Удерживает нас от греха и от всякого злого пути
В стихе 11 говорится: «В моём сердце я скопил Твоё слово, чтобы мне не грешить против Тебя». Согласно этому стиху, Слово Божье удерживает нас от греха. Кроме того, Слово удерживает наши ноги от всякого злого пути (ст. 101).
Удерживает нас от преткновения, утверждает стопы и побуждает нас преодолевать беззаконие
Слово Божье также удерживает нас от преткновения (ст. 165), утверждает наши стопы и побуждает нас преодолевать беззаконие (ст. 133). Никакое беззаконие не сможет владычествовать над нами. Мы победим всё зло, потому что Слово Божье делает нас победителями.