Как ветхозаветные ищущие Бога наслаждались Его законом
(2)
Тексты Писания: Пс. 119:1, 11, 14-16, 31-32, 34-35, 48, 51-52, 59, 72-73, 87, 95, 99, 102, 106, 111, 127-128, 130, 148, 157, 161-162, 166, 176
Если мы будем внимательно читать Псалом 119, мы увидим, что псалмист относился к Божьему закону как к Божьему слову. Подобно остальным псалмам, этот псалом написан не согласно доктрине или богословию, а согласно сокровенным чувствам и стремлениям псалмиста.
Автор этого псалма использует самые разные слова, чтобы описать, как он наслаждался Божьим законом как Божьим живым словом и обращался с ним как с Божьим словом. В предыдущем сообщении мы отмечали, что псалмист приклонял к нему своё сердце (ст. 36), искал его (ст. 45) и жаждал его (ст. 20). В стихе 74 он возгласил: «Я возложил надежду на Твоё слово». Надеяться на что-то — значит ждать этого. Псалмист сказал, что он возложил надежду на Божье слово; тем самым он хотел сказать, что он пребывал в ожидании над Божьим словом и ждал его. Он ждал у Бога слова. Кроме того, он полагался на Божье слово (ст. 42). Если мы сопоставим все эти моменты, мы увидим, что они соответствуют нашему духовному переживанию. Когда наше сердце приклонено к Божьему слову, мы ищем Слова, жаждем его и надеемся на него. Затем мы полагаемся на слово, которое мы получили от Бога.
Во многих стихах псалмист говорит, что он размышляет о Божьем слове (15, 23, 48, 78, 99, 148). Во всех этих стихах слову «размышлять» соответствует одно и то же еврейское слово. Это же слово употреблено и в Пс. 55:17 однако в Библии короля Якова оно переведено как «молиться». Кроме того, это слово употреблено в Быт. 24:63, где говорится, что Исаак вышел поразмышлять в поле. В примечании к этому стиху в Библии короля Якова говорится, что он вышел помолиться. Это слово также употреблено в Пс. 143:5: «Я вспоминаю древние дни; я обдумываю всё, что Ты сделал; я размышляю о деле Твоих рук». Богатое по своему значению, еврейское слово, переводимое как размышлять, или обдумывать, подразумевает «склоняться», «беседовать с самим собой» и «говорить вслух». Согласно Ветхому Завету, размышлять о Слове Божьем — значит наслаждаться им, обдумывая его.
Размышлять о Слове — значит «жевать жвачку», подобно жующей траву корове (Лев. 11:3). Размышляя о Слове Божьем, мы должны «жевать жвачку». Если мы будем принимать Слово слишком быстро, мы не получим особого наслаждения. Но если мы, принимая Слово, будем «жевать жвачку», наше наслаждение увеличится.
Если мы будем размышлять о Слове Божьем, наслаждаться им и даже пережёвывать его, подобно корове, жующей жвачку, мы начнём непроизвольно молиться. Молитва тоже является частью размышления о Слове. Кроме того, мы можем начать говорить сами с собой или славить Господа. Слово может до такой степени вдохновить нас, что мы захотим восклицать Господу, славя Его.
Как правило, размышление о Слове — это более медленный и тщательный процесс, чем молитвочтение Слова. Например, размышляя об Исх. 20:2, мы говорим себе: «Помни, что Иегова твой Господь. Он вывел тебя из Египетской земли, из дома рабства. Ты вышел оттуда. Аминь! О Господь, я поклоняюсь Тебе за то, что Ты вывел меня из рабства». Наше размышление о Слове Божьем, разговор с Господом или беседа с самим собой должны происходить естественно и быть полными наслаждения. Мы можем склоняться перед Господом, поклоняясь Ему, обдумывать Слово, вспоминать его или порицать себя. Всё это включено в практику размышления о Слове Божьем. Если подлинно ищущий Господа будет размышлять о Десяти Заповедях путём жизни, он будет наслаждаться Господом, поклоняться Ему, молиться, беседовать с самим собой в присутствии Господа, а также восхвалять Господа. Тот, кто подходит к Божьему закону таким путём, конечно же, будет применять его не как мёртвые буквы, а как Божье живое слово.
Размышлять о Слове Божьем — значит наслаждаться Словом как Божьим дыханием. Размышляя о Слове, мы соприкасаемся с Богом в Слове и общаемся с Ним, поклоняемся Ему и молимся Ему посредством Слова и при помощи Слова. Размышляя о Слове Божьем таким образом, мы будем наполняться Богом, вдыхать Его в себя и получать духовное питание.
В связи с размышлением о Слове в стихе 147 говорится: «Я опередил рассвет и восклицал; я надеялся на Твои слова». В этом стихе мы видим, что псалмист поднимался до рассвета, восклицал и надеялся на Божье слово. Далее, в стихе 148, говорится: «Мои глаза опережали ночные стражи, чтобы мне размышлять о Твоём слове». Псалмист просыпался посреди ночи, чтобы поразмышлять о Божьем слове. Размышление о Слове включает в себя не просто обдумывание слова. Мы размышляем о Слове, разговаривая с Богом, поклоняясь Ему, наслаждаясь Им, принимая от Него благодать и беседуя с самим собой в присутствии Господа. Мы не можем в полной мере описать всё, что происходит, когда мы размышляем о Слове Божьем, и какое наслаждение это приносит нам.
Ищущие Бога в Ветхом Завете размышляли о Его живом слове. Они обращались со Словом Божьим совсем не так, как многие обращаются с ним сегодня, используя главным образом свой разум, чтобы изучать Слово в букве. Размышляя о Слове Божьем, псалмисты говорили с Богом, молились, поклонялись Ему и даже склонялись перед Ним. В присутствии Бога они говорили сами с собой о Его милости, спасении и благодатном снабжении. Такое размышление о Слове даже богаче, шире и содержательнее, чем молитвочтение, поскольку оно подразумевает, что мы молимся, поклоняемся, наслаждаемся, беседуем, склоняемся и даже поднимаем свои руки, чтобы получить Божье слово. Кроме того, мы радуемся, возносим хвалы, восклицаем и даже плачем перед Господом. В книге «Путешествие пилигрима» есть место, где пилигрим читает Библию, плача, восклицая и каясь. Это показывает, что он не только читал Писания, но и размышлял о них. Если мы будем размышлять о Слове Божьем, мы найдём в нём отраду. Иногда мы будем плакать перед Господом или петь гимны хвалы Ему.
Псалмист ждал Господнего слова, надеялся на него и вставал до рассвета, чтобы восклицать Господу о том, что он нуждается в Его слове. Затем он размышлял о Слове, поклонялся Господу, молился Ему и получал Его снабжение. Кроме того, он говорил с самим собой и наставлял себя Словом Божьим. Всё это входит в размышление о Слове Божьем.
Помимо размышления о Слове Божьем псалмист задумывался о нём (119:95). В своих духовных переживаниях мы также задумываемся о Слове Божьем. В течение дня мы можем думать о том, чем мы наслаждались во время размышления о Слове утром. Вспоминая наше наслаждение Господом в Слове, мы продолжаем получать питание из Слова.
П. Считали его правильным в отношении всего
Кроме того, псалмист считал Божье Слово правильным в отношении всего (ст. 128). Слово «правильный» в этом стихе обозначает не что-то противоположное неправильному, а то, что является правым, прямым и строгим во всём. Если мы будем размышлять о Слове и задумываться о нём, мы будем считать его правым во всём.
В стихе 130 говорится: «Вход в Твои слова даёт свет» (Библия короля Якова). Когда мы входим в Божье слово, мы видим свет. Еврейское слово, переведённое здесь как «вход», означает «открытие», «ворота» и подразумевает вхождение. У Божьего Слова есть вход, через который мы можем войти в него. Давайте научимся входить в Божье Слово. Свет находится не вне Слова, а внутри Слова. Если мы войдём в Слово Божье, мы окажемся в свете, который сияет в нём.
Когда мы входим в Слово, мы учимся Слову. В стихе 73 показано, что Бог сотворил нас таким образом, чтобы мы понимали Его Слово и учились Его заповедям. В стихе 71 говорится: «Хорошо мне, что я подвергся скорби, чтобы мне научиться Твоим постановлениям». Этот стих показывает, что Бог устраивает определённые обстоятельства, воспитывая нас, чтобы мы научились Слову. Благодаря страданиям и скорбям мы учимся Его закону. Внутри нас есть сотворённые Богом способности, при помощи которых мы можем понимать Его Слово, а снаружи — окружение и обстоятельства, при помощи которых Бог воспитывает нас. Бог допускает, чтобы мы подвергались скорбям и благодаря этому учились Слову Божьему.
Кроме того, псалмист ценил Слово Божье. Он ценил его как большую добычу (ст. 162), как всякое богатство (ст. 14), как то, что лучше тысячи слитков золота и серебра (ст. 72, 127), и как своё наследие навеки (ст. 111). Добыча — это ценности, отобранные у врага. Если мы будем размышлять о Слове, враг будет поражён и мы соберём большую добычу. Тогда мы станем богаты и будем владеть золотом и серебром, которые станут нашим наследием. В древности, когда царь побеждал своих врагов, он захватывал у них золото и серебро. Точно так же, если мы будем наслаждаться Словом и Словом побеждать врага, мы заберём у побеждённого врага добычу. Тогда у нас будет богатство, золото и серебро, и наследие.
Некоторые будут недовольны, что все мои слова о том, как мы должны ценить Слово Божье, в большой степени основаны на переживаниях. Но если у нас не будет такого понимания, как мы сможем ценить Слово как свою добычу? Нам нужно размышлять о Слове и переживать победу над врагом посредством Слова. Тогда у нас будет добыча; добыча будет нашим богатством, богатство — нашим золотом и серебром, а золото и серебро — нашим наследием. Я могу засвидетельствовать, что моё наследие приходит ко мне в основном таким образом. Когда враг терпит поражение посредством Слова, я обретаю золото и серебро как своё наследие.
В стихе 11 говорится: «В моём сердце я спрятал Твоё слово, чтобы мне не грешить против Тебя» (Библия короля Якова). Сокровище должно быть спрятано. Но многим людям нравится выставлять своё богатство напоказ, вместо того чтобы скрывать его. Это не соответствует Библии. Согласно Библии, мы должны прятать своё сокровище. Мы должны ценить Божье Слово и прятать его в своём сердце.
Ф. Вспоминали его и не забывали его
В стихе 52 показано, что автор Псалма 119 вспоминал Божье Слово. Если мы спрячем Слово в своём сердце, мы будем вспоминать его. Вспоминать Слово — значит вызывать в памяти наше наслаждение им. Псалмисты, несомненно, уделяли много времени Слову. Они размышляли о нём, задумывались о нём, прятали его в своём сердце и вспоминали его.
В стихе 16 псалмист возглашает: «Я не забуду Твоё слово», а в стихе 93 он говорит: «Я никогда не забуду Твои повеления». Нам нужно проявлять усердие, чтобы не забывать Слово Божье. Запомнить Слово трудно, но забыть его легко. Мы слышим много богатых сообщений по Слову, но через короткое время мы всё забываем. Поэтому нам нужно проявлять усердие, чтобы помнить Божье Слово и не забывать его.
Х. Благоговели перед ним в страхе
В стихе 161 псалмист говорит: «Моё сердце благоговеет в страхе перед Твоими словами». Мы тоже должны благоговеть в страхе перед Словом Божьим. Мы должны испытывать по отношению к нему страх и трепет (ст. 120). Павел употреблял это выражение в 1 Кор. 2:3 и в Флп. 2:12.
В стихе 31 говорится: «Я прилепляюсь к Твоим свидетельствам». Нам нужно прилепляться к Слову Божьему.
Ч. Не оставляли его, не отступали от него, не уклонялись и не отклонялись от него
Вместе с псалмистом мы должны не оставлять Божье Слово (ст. 87), не отступать от него (ст. 51, 157), не уклоняться от него (ст. 102) и не отклоняться от него (ст. 110). Отступать от Слова не то же самое, что уклоняться от него. Уклоняться — значит двигаться в другом конкретном направлении, а отступать — значит двигаться, не имея направления, не подчиняясь никаким правилам и бесконтрольно. Может случиться, что определённые обстоятельства будут побуждать нас отступить от Слова Божьего. Но мы должны не отступать от Слова, не уклоняться и не отклоняться от него.
В стихе 59 говорится: «Я задумывался о моих путях и обращал мои ноги к Твоим свидетельствам». Мы должны не уклоняться от Слова, а обращать к нему свои ноги.
Щ. Соблюдали, хранили и исполняли его
По крайней мере двадцать восемь раз Псалом 119 воодушевляет нас соблюдать, хранить и исполнять Слово Божье. Например, в стихе 33 говорится: «Научи меня, Иегова, пути Твоих постановлений; и я буду соблюдать его до конца». В стихе 69 псалмист говорит: «Всем сердцем я буду соблюдать Твои повеления». Псалмист использовал различные глаголы, чтобы показать своё отношение к Слову Божьему.
Э. Ходили в нём и бежали его путём
В стихе 1 говорится: «Блаженны те, чей путь совершенен, ходящие в законе Иеговы», а в стихе 32 говорится: «Я бегу путём Твоих заповедей». Псалмист ходил в Слове и бежал путём Слова. Это показывает, что он жил согласно Слову Божьему.
Мне очень нравится стих 48: «И подниму я мои руки к Твоим заповедям, которые я люблю; и буду размышлять о Твоих постановлениях». Здесь мы видим, что, во-первых, псалмист любил Слово; во-вторых, он приветствовал Слово; и, в-третьих, он наслаждался им и размышлял о нём. Нам тоже нужно любить Слово Божье, тепло принимать его, а также размышлять о нём и наслаждаться им. Благодаря такому наслаждению Словом мы будем поклоняться Богу, разговаривать с Ним, молиться Ему и беседовать сами с собой перед Ним. Иногда мы будем восклицать или плакать, а иногда мы будем находить отраду в слове или давать себе определённые повеления. Мы будем наслаждаться Словом Божьим не только в присутствии Господа, но и с Его присутствием. Мы не должны отделять Господне Слово от Самого Господа. Размышляя над Его Словом, мы наслаждаемся Господом и общаемся с Ним. Мы говорим с Ним, а Он говорит с нами. Таким образом, между нами и Господом осуществляется духовное сообщение.
Те, кто ищет Господа и становится единым с Ним посредством наслаждения Его Словом, автоматически живут жизнью, которая соответствует закону как Божьему свидетельству, поскольку они наполняются Законодателем. Тот, кто даёт закон, становится их житием.
Мы увидели, что Божье намерение в Исходе состояло в том, чтобы привести Божий народ к такому наслаждению Богом и состоянию перед Ним. Бог привёл людей к Божьей горе, чтобы они получили Его слово. Получив слово, они могли размышлять о нём, молиться Господу, поклоняться Ему и общаться с Ним. Бог провозглашал закон Своему народу глубоко личным образом, снова и снова называя Себя «Иегова, твой Бог». Поэтому, рассматривая «дневной» аспект закона, мы видим, что Бог провозгласил Своему народу закон как нечто связанное с наслаждением. Поскольку закон — это Божье слово, он является Божьим дыханием. Те, кто принимает Божий закон таким образом, вдыхают в себя Бога, размышляя о Божьем Слове.