Давая закон Своему народу, Бог искал тех, кто будет любить Его
Тексты Писания: Исх. 20:1-12; 3:14-15; Иер. 31:3, 32; 2:2; Ос. 2:19-20; Ис. 54:5; Иез. 16:8; Ин. 14:21, 23
В предыдущем сообщении мы увидели, что закон — это живое слово Бога, которое переливает Его сущность в тех, кто любит и ищет Его. Это свежий взгляд на закон. Те, кто ищет Бога, будут любить Его закон как Его живое слово. Благодаря такой любви к Богу и Его слову они будут наполнены Божьей сущностью и будут жить жизнью, которая соответствует тому, каким является Бог. В этом сообщении мы пойдём дальше и рассмотрим вопрос, который может показаться ещё более необычным. Мы будем говорить о том, что Бог, давая Своему народу Свой закон в Ветхом Завете, искал тех, кто любит Его. Бог дал Своим избранным людям закон для того, чтобы они любили Его.
Четыре пророка — Исайя, Иеремия, Иезекииль и Осия — называли Бога Мужем детей Израиля, а Божий народ — Его супругой, женой. Хотя эти четыре пророка жили в разное время и в разных местах, у всех них было одно и то же представление в отношении этого вопроса. Слова о том, что у Бога есть жена, могут показаться религиозным людям очень странными и даже оскорбительными. Тем не менее в Библии ясно говорится о Боге как о Муже. Разве может Бог быть Мужем, не имея при этом жены? Все верующие знают, что Бог — это Творец, Искупитель и Спаситель, но многие не осознают, что Бог также является Мужем, а Его народ — Его женой. Бог и Его народ — это замечательная вселенская пара. Это открывается и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Обращаясь к церкви в Коринфе, Павел говорит: «Я обручил вас единственному мужу, чтобы представить Христу чистой девой» (2 Кор. 11:2). Согласно Новому Завету, церковь, состоящая из всех верующих, является женой Христа. Точно так же Израиль в Ветхом Завете был помолвлен с Богом, обручён Ему. В Иер. 2:2 говорится: «Любовь тех дней, когда ты была невестой». В Ос. 2:19-20 говорится: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познáешь Господа».
Теперь нам нужно выяснить, когда, где и как Бог обручил Израиля Себе. Указание на это содержится в Иер. 2:2, где Господь говорит: «Я помню, вспоминая о тебе, доброту твоей юности, любовь тех дней, когда ты была невестой, когда ты шла за Мной по пустыне, по земле незасеянной». Слово «доброта» в этом стихе означает «быть добрым, приятным, любезным». Это нежное чувство и отношение к Богу в ранние дни Израиля было для Бога воспоминанием. Выражение «любовь тех дней, когда ты была невестой» можно также перевести как «любовь твоих обручений»; это выражение указывает на особую любовь. Любовь бывает разной. Любовь родителей к детям отличается от любви детей к родителям. Любовь, которую друзья испытывают друг к другу, — это ещё один вид любви. Любовь, о которой говорится в Иер. 2:2, подобна любви между мужчиной и женщиной, которые собираются пожениться. Эта любовь отличается от любви родителей к детям, любви детей к родителям и любви к друзьям. Слово «любовь» в Иер. 2:2 — это любовь, которая проявляется в ухаживании, романтическая любовь. В частности, это любовь, которую испытывает женщина в ответ на любовь ухаживающего за ней мужчины. Бог сказал Израилю, что Он помнит этот отклик на Его любовное ухаживание в юности Израиля.
В Иер. 2:2 Господь намеренно говорит: «Любовь твоих обручений». Это выражение указывает на любовь Израиля, когда он был помолвлен с Господом. В этом стихе Господь как бы говорит Израилю: «Я обручил тебя Себе, и мы с тобой помолвлены. После нашей помолвки ты любил Меня особой любовью. Я никогда не забуду любви твоей юности, когда мы были помолвлены и ты следовал за Мной по пустыне». Здесь Господь говорит, что Он помнит четыре вещи: Свой народ, доброту его юности, любовь его обручений и то, как он шёл за Ним по пустыне. Итак, в Иер. 2:2 ясно говорится о помолвке между Израилем и Богом.
Когда и где произошла эта помолвка? В Иез. 16:8 говорится: «Тогда Я проходил мимо тебя и увидел тебя; и вот, твоё время было временем любви. И Я раскинул над тобой Мой подол и покрыл твою наготу; и Я поклялся тебе и вступил в завет с тобой, — возвещает Господь Иегова, — и ты стала Моей». Согласно контексту этой главы, в этом стихе говорится об исходе и о времени после этого. Из чувства глубокой любви к народу Господь вступил с ним в завет. Этот завет был заключён у Божьей горы посредством возвещения закона (Исх. 20:1-12). Вы когда-нибудь задумывались о том, что возвещение закона было помолвкой между Божьим народом и Богом?
Как мы увидим, закон — это завет помолвки, документ о помолвке. Это показано в Иер. 31:32: «…не такой, как завет, который Я заключил с их отцами в день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из Египетской земли, Мой завет, который они нарушили, хотя Я был их Мужем, — возвещает Иегова». Завет в этом стихе — это завет, упоминаемый в Иез. 16:8 и заключённый у Божьей горы, после того как Бог вывел народ из Египта. Обратите внимание на то, что в Иер. 31:32 Бог называет Себя Мужем, который взял их за руку. Это показывает, что, возвещая закон, Бог ухаживал за Своим народом. И в Иез. 16:8, и в Иер. 31:32 употребляется слово «завет», подразумевающее закон, возвещённый в 20-й главе Исхода. Закон — это документ о помолвке, завет помолвки. Когда Бог возвещал закон, Он обручил Израиля Себе и Израиль был помолвлен с Ним. Посредством закона как документа о помолвке Бог официально обручил детей Израиля Себе и стал их Мужем, как показано в Иер. 31:32.
Я сомневаюсь, что многие христиане воспринимают закон как документ о помолвке. На западе в знак помолвки надевают кольцо. Но на востоке обе стороны обычно подписывают документ о помолвке, соглашение о помолвке. Подписание такого документа показывает важность помолвки и служит доказательством того, что такой-то мужчина и такая-то женщина помолвлены и собираются вступить в брак. В 24-й главе Бытия слуга Авраама устроил помолвку Ревекки и Исаака. Эта помолвка была обручением. Обручение Израиля Богу произошло у Божьей горы в 20-й главе Исхода, а закон был официальным документом, излагающим условия этой помолвки.
Закон излагал условия помолвки между Богом и Его народом. Условиями, на основании которых Бог был помолвлен с Израилем, были Десять Заповедей. Если мы не истолкуем возвещение Десяти Заповедей таким образом, то как мы объясним сказанное в Иер. 2:2 о доброте юности Израиля и о любви его обручений? Несомненно, период, последовавший за исходом из Египта, был периодом юности Израиля. Можно сказать, что первые девятнадцать глав Исхода — это главы, в которых Бог ухаживал за Своими людьми, проявлял Свои чувства к ним и даже назначал им «свидания». Он хотел быть их единственным Возлюбленным. Он хотел, чтобы люди любили Его и только Его. Итак, Бог был любящим Богом, искавшим любви Своих людей. Бог должен был стать Возлюбленным Израиля, а народ должен был стать Его любовью.
Рассматривая Десять Заповедей, возвещённые в 20-й главе Исхода, мы видим, что последние пять заповедей возвещены просто и прямо. Бог повелел народу не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не свидетельствовать ложным свидетельством и не желать чужого (20:13-17). Однако первые пять заповедей были даны в атмосфере близости. В стихе 2 говорится: «Я Иегова, твой Бог, который вывел тебя из Египетской земли, из дома рабства». Это было не словом закона, а словом любви. Разговаривая со Своими людьми в атмосфере близости, Господь сказал: «Я Иегова, твой Бог». Господь — это Тот, кто был, кто есть и кто будет вечно. Будучи таким Богом, Он вывел Своих людей из рабства. В стихе 3 Господь продолжает: «Пусть не будет у тебя других богов передо Мной». Здесь Господь говорит людям, что у них не должно быть других возлюбленных помимо Него. Он должен быть их единственным Возлюбленным. Это было первым условием помолвки между Богом и Его народом. Любой мужчина, обручающий женщину себе, должен требовать, чтобы она не любила никакого другого мужчину помимо него. Он должен настаивать на том, что только он может быть её возлюбленным. Запрещение иметь других богов помимо Господа, несомненно, является заповедью. Но эта заповедь также является произнесённым в любви условием помолвки между Богом и Его людьми. Если мы сравним эту заповедь с последними пятью заповедями, мы увидим, что она была сказана в любви и была одним из условий помолвки.
Далее, в стихе 4, Господь говорит: «Не делай себе идола и изображения чего-либо, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Здесь мы видим ещё одно условие помолвки. Бог не хотел, чтобы Его люди делали изображение чего-либо. Точно так же, после того как юноша объявил помолвку с девушкой, он не хочет, чтобы у неё были какие-либо фотографии других мужчин. Он хочет, чтобы у неё были только его фотографии. В противном случае он будет оскорблён. Заповедь, запрещающая иметь какие-либо изображения, тоже является условием помолвки.
Затем, в стихе 5, говорится: «Не кланяйся им и не служи им, ибо Я, Иегова, твой Бог, — ревнивый Бог». Господь, ревнивый Муж, хотел, чтобы Его люди служили Ему и только Ему. То же самое можно сказать и о помолвке между людьми. Каждый обручённый мужчина ревнует свою невесту.
В стихах 5 и 6 Господь сказал, что Он будет посещать детей за беззакония отцов до третьего и четвёртого поколения ненавидящих Его и явит любовную заботу тысячам поколений любящих Его и соблюдающих Его заповеди. Эти слова также были сказаны в то время, когда Бог ухаживал за Своими людьми, ища народ, который будет любить Его. От сотворения мира до 20-й главы Исхода Бог был один. В каком-то смысле Он был одинок, Он был «холостяком». Возвещая закон Своим людям, Он ухаживал за ними, Он говорил им, что, если они будут любить Его, Он явит любовную заботу тысячам поколений их потомков; это период времени, уходящий в вечность.
В 20:7 Господь провозглашает ещё одно условие помолвки: «Не бери имя Иеговы, твоего Бога, напрасно, ибо Иегова не оставит без вины того, кто берёт Его имя напрасно». Господь не хотел, чтобы Его люди использовали Его имя ненадлежащим образом. Как их Возлюбленный, Он хотел, чтобы они чтили Его имя и использовали Его с любовью. Точно так же юноша хочет, чтобы девушка, с которой он помолвлен, чтила его имя и произносила его надлежащим образом, с любовью и восхищением.
В стихах 8-11 говорится: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней трудись и делай всю твою работу, а седьмой день — суббота Иегове, твоему Богу; не делай никакой работы ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни пришелец у тебя, который внутри твоих ворот. Ибо в шесть дней Иегова создал небо и землю, море и всё, что в них, и покоился в седьмой день; поэтому Иегова благословил субботний день и освятил его». Как женщина носит кольцо в знак помолвки, так соблюдение субботнего дня было знаком того, что Божий народ был помолвлен с Богом. Когда юноша даёт обручальное кольцо своей возлюбленной, он хочет, чтобы она носила его в знак помолвки с ним. Ему будет очень неприятно, если она не будет носить этот знак.
В 20:11 говорится, что Бог «благословил субботний день и освятил его». Это означает, что субботний день был освящён, отделён. Вот почему соблюдение субботы могло быть знаком помолвки. Каждая женщина, которая помолвлена и собирается выйти замуж, «освящена»; она отмечена, отделена для конкретного мужчины. Она единственная имеет право носить обручальное кольцо своего возлюбленного. Это отделяет её от всех других женщин. В Эф. 1:13 говорится, что, когда мы были спасены, мы получили печать Духа. Эта печать является нашим обручальным кольцом, знаком нашего отделения и освящения. В 20-й главе Исхода субботний день должен был стать знаком того, что Божий народ отделён для Бога. В качестве условия помолвки Бог требовал, чтобы Его народ имел знак того, что он принадлежит Ему и что он целиком и полностью предназначен для Него. Суббота была символом, обозначавшим, что Божий народ принадлежит одному Богу. Адвентисты седьмого дня, формально следуя закону и догматам в отношении субботы, упускают из виду истинное значение субботнего дня как символа того, что Божьи люди принадлежат Богу как своему Возлюбленному, своему Мужу. Мы славим Господа за то, что Он показал нам, что закон является документом о помолвке. Когда закон был провозглашён у горы Синай, в нём были изложены условия помолвки между Богом и Его народом.
В стихе 12 мы видим ещё одно условие помолвки: «Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились твои дни на земле, которую Иегова, твой Бог, даёт тебе». В предыдущем сообщении мы говорили о том, что почитать своих родителей — значит возвращаться к источнику своего происхождения. В конечном итоге нашим источником является Сам Бог. Обручив детей Израиля Себе, Бог хотел, чтобы они помнили Его как свой источник.
Первые пять заповедей были возвещены в атмосфере близости как условия помолвки между Богом и Его народом. В каждой заповеди употребляется выражение «Иегова, твой Бог»; ухаживая за Своим народом в любви, Бог снова и снова повторяет эти выражающие близость слова. Долгое время Он был одинок, и теперь Он ищет их любви. В 20-й главе Исхода Бог искал не друзей — Он искал тех, кто будет любить Его. Возвещая Свой закон народу, Он искал тех, кто будет любить Его. Произнеся первые пять заповедей в такой атмосфере любви, Бог перешёл к провозглашению остальных пяти заповедей, в которых содержится пять запретов. Мужчина тоже может запрещать своей невесте определённые вещи. Обручая Свой народ Себе, Бог показал замечательный пример того, как должна происходить помолвка. Молодые братья среди нас могут кое-чему научиться у Бога в отношении этого вопроса. Мы благодарим Господа за то, что Библия показывает нам такой замечательный пример помолвки.
I. Бог хочет выразить Себя через народ
Желание Бога состоит в том, чтобы выразить Себя через народ. Он хочет сделать этот народ Своим жилищем. Кроме того, этот народ должен стать выражением Бога, соответствующим Его закону. Поскольку Божий закон — это выражение того, каким является Бог, то соответствовать закону — значит соответствовать Богу. Божий народ может быть таким соответствием только в том случае, если он будет любить Бога и наполняться Его сущностью.
II. Бог ищет Свой народ, как возлюбленный ищет Свою любовь
Согласно Песни Песней, мужчина — это возлюбленный, а женщина, которая любит и ищет его, — это его любовь (Песн. П. 1:13-16). Таким образом, возлюбленный — это муж, а его любовь — это жена. В Библии показано, что в Ветхом Завете Бог искал Свой народ как Возлюбленный, ищущий Свою любовь, Свою супругу. Если вы прочитаете первые двадцать глав Исхода в этом свете, вы увидите, что в этих главах Бог несколько раз приходил ухаживать за Своим народом. После этих ухаживаний Он был помолвлен с народом у горы Синай.
А. Открылся ему как Иегова, их Бог, великий «Я есть»
В Исх. 3:14-15 Господь открылся Своему народу как Иегова, их Бог, великий «Я есть», Тот, кто был, кто есть и кто будет вовеки. Тот, кто открылся таким образом народу, был Тем, кто искал любящих Его.
В Иер. 31:3 Господь сказал Своему народу: «Ведь Я возлюбил тебя вечной любовью, поэтому Я влёк тебя любовной заботой». В другом месте говорится, что Иакова Бог возлюбил, а Исава — возненавидел (Рим. 9:13). У Бога, казалось бы, не было никаких причин любить Свой народ; Он просто любил его, как будто Он был ослеплён любовью. Он продолжал любить Свой народ, даже когда люди были неверны Ему. Любовь ослепляет. Лучшая любовь — это любовь, которая слепа. Если вы не слепы, вы не сможете любить надлежащим образом. Если вы откроете глаза на все недостатки того, кого вы любите, то, возможно, вы не захотите жить с таким человеком под одной крышей и даже захотите развестись. Но если вы будете любить слепо, вы будете считать, что у вас лучший муж или лучшая жена. Проявляя любовь к Своему народу, Бог как бы закрывал глаза и любил его слепо. В вопросе любви не нужно быть мудрее Бога. Берите с Него пример и любите своего мужа или свою жену слепо.
В молодости я думал, что Бог, возможно, ошибался, любя Израиля. Иаков был хитрецом, но Бог всё равно любил Его. Бог по-прежнему любит Израиля вечной любовью, как Он любил его, когда произносил слова любви в Иер. 31:3. Многие народы могут подняться против Израиля, но Бог продолжает любить Свой народ вечной любовью.
В. Обращается с ним как со Своей супругой
Поскольку Бог был Возлюбленным, который искал Свой народ как Свою любовь, Он обращался с ним как со Своей супругой. Это ясно показано в Иер. 2:2, Ос. 2:19-20, Ис. 54:5 и Иез. 16:8.
Г. Открывает, каков Он, давая ему закон как проявление Своего ухаживания
Как мы уже неоднократно говорили, давая Свой закон, Бог проявлял Своё ухаживание. Давая таким образом закон Своему народу, Бог показывал ему, каким Богом Он является. В каждой из первых пяти заповедей Он называл Себя «Иегова, твой Бог», тем самым проявляя Свою близость. Открыв Себя как ревнивого Бога, Он потребовал, чтобы у людей не было другого бога, другого возлюбленного, помимо Него. Он искал их любви, чтобы они соблюдали Его заповеди и выражали Его. Та же самая мысль содержится в Ин. 14:21, 23. В стихе 21 говорится: «Тот, кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, — тот и любит Меня; а тот, кто любит Меня, будет любим Моим Отцом, и Я буду любить его и явлю ему Себя». Как и в Исх. 20:1-12, мы видим в этих стихах любовь Господа, ухаживающего за нами и ищущего людей, которые будут любить Его. Далее, в Ин. 14:23, Господь говорит: «Если кто-нибудь любит Меня, он будет соблюдать Моё слово, и Мой Отец будет любить его, и Мы придём к нему и сделаем у него обитель». Как в Новом Завете, так и в Ветхом Завете Бог ухаживает за человеком. Возвещение заповедей в 20:1-12 было не провозглашением правил, а ухаживанием. Давая закон Своим людям, Бог хотел, чтобы они любили Его.
Если мы не любим Бога, мы не сможем соблюдать Его заповеди и в результате мы не сможем выражать Его. Цель помолвки в том, чтобы привести двух людей в единство. В браке муж и жена становятся одной плотью. Точно так же Бог и Его избранный народ стали едины посредством помолвки в 20-й главе Исхода. Это единство между Богом и Его народом и между мужем и женой является основополагающим принципом в Писаниях. Однако многие учителя Библии не замечают этот аспект возвещения Десяти Заповедей. Вместо этого они подчёркивают, что между Богом и Его народом была очень большая дистанция и что Бог требовал от людей соблюдения заповедей. Но мы не можем отрицать того, что Десять Заповедей были документом о помолвке и что помолвка между Богом и Его народом привела их в единство.
В надлежащем браке муж и жена с годами становятся всё более едины. Постепенно у них появляются одинаковые привычки, черты и проявления. Точно так же Божьи избранные люди в конечном итоге станут такими же, как Бог, и благодаря этому будут действительно выражать Его. Господь как наш Муж должен переливать Себя в нас, чтобы мы всё больше становились похожими на Него. Тогда мы станем Его выражением. Согласно Библии, этот основополагающий принцип применим как к человеческому браку, так и к любовным отношениям между Богом и Его людьми.
Функция документа о помолвке состоит в том, чтобы соединить две стороны, мужчину и женщину. Точно так же функция Слова Божьего состоит в том, чтобы сделать нас едиными с Богом. Бог сказал, что Он обручил Израиля Себе; это означает, что Он сделал Свой народ единым с Ним, подобно тому как жена становится едина со своим мужем. Слова Бога делают Его супругу единой с Ним. Высочайшая функция закона состоит в том, чтобы привести Божий избранный народ в единство с Богом. Десять Заповедей — это не просто правила, установленные Богом как высочайшей властью во вселенной. Закон — это документ о помолвке, приводящий нас к Богу и делающий нас едиными с Ним. То же самое относится и к Библии. Самая главная функция Библии состоит в том, чтобы приводить нас к Богу и делать нас едиными с Ним. Поскольку мы любим Бога, мы также любим Его слово. По мере того как Его слова переливают Его в нас, мы становимся едиными с Ним по жизни, природе и выражению. Такое понимание закона как Божьего живого слова и такое понимание Библии передаёт глубинную функцию закона и Библии, Слова Божьего.