Божье свидетельство открывает Бога Его народу
Тексты Писания: Исх. 20:1-17; 16:34; 25:16, 25:21-22; 27:21; 31:18; 26:33-34; 38:21; 34:28; Числ. 1:50, 53; Втор. 4:13; Пс. 19:7
В 19-й главе дети Израиля были приведены в Божье присутствие и начали общение с Богом у Его горы. В предыдущем сообщении мы говорили о том, что в этом общении с Богом Его народ познал Божью благодать и святость. В ходе этого общения был дан закон (20:1-17).
I. Закон как Божье свидетельство
У многих читателей нет правильного и надлежащего понимания 20-й главы Исхода. Принято считать, что в этой главе говорится о провозглашении закона. Это верно, но не это является здесь главной, основной мыслью. Главная мысль в этой главе состоит в том, что Бог открывает Себя Своему народу, тем самым позволяя ему узнать, каким Богом Он является. Он хотел, чтобы дети Израиля знали, к какому Богу они приближаются, каков Бог, с которым они имеют общение. Детям Израиля было важно знать не только такие божественные качества, как благодать и святость, но и Самого Бога.
В 20:4 употреблены слова «идол» и «изображение»; эти слова можно также перевести как «вырезанный образ» и «подобие». В Быт. 1:26, где говорится о сотворении человека, тоже употреблены слова «образ» и «подобие». Бог сотворил человека по Своему образу и согласно Своему подобию. В Быт. 1:26 слова «образ» и «подобие» указывают на Личность Бога, то есть на Самого Бога, и на то, каким Он является. Следовательно, человек был создан согласно тому, каков Бог. Однако в 20:4 эти слова употреблены в качестве предостережения: «Не делай себе вырезанного образа и подобия чего-либо, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Библия короля Якова). В стихе 3 Господь говорит: «Пусть не будет у тебя других богов передо Мной». Слова «передо Мной» в этом стихе можно также перевести как «помимо Меня», «в дополнение ко Мне». Таким образом, Господь как бы говорит: «Я единственный. Передо Мной, в дополнение ко Мне, у вас не должно быть никаких других богов. У вас не должно быть никакого другого образа или подобия. Вы должны иметь только Мой образ и Моё подобие. Я единственный, и Я ревнивый. Не делайте для себя никакого другого образа или подобия». Эти стихи показывают, что сначала в Десяти Заповедях говорится о Божьем образе и подобии. Другими словами, в этих заповедях показан Сам Бог. Отсюда видно, что закон — это не только заповеди, которые мы должны соблюдать. Прежде всего закон — это свидетельство, раскрывающее, каким Богом является Господь.
В отношении закона существует один важный принцип: каков закон, таков и тот, кто его издал. Например, если бы преступники могли издавать законы, они узаконили бы преступность. Кроме того, в отсталой стране будут довольно варварские законы, а в высококультурном обществе будут высококультурные законы. Этот принцип применим и к Самому Богу. Бог — это Законодатель. Провозглашая закон, Он никогда не узаконил бы преступление или грех. Он не узаконил бы воровство или прелюбодеяние, поскольку Он не такой Бог. Только бог в колдовстве узаконил бы подобные вещи. Закон всегда представляет собой откровение о том, кто издал его.
Первая функция закона состоит не в том, чтобы обличать нас, а в том, чтобы открыть нам Бога. Много лет назад я подчёркивал, что функция закона состоит в том, чтобы обличить нас. Но в этом сообщении я хочу подчеркнуть, что основная функция закона состоит в том, чтобы открыть нам Бога. После того как Бог привёл Свой народ в Своё присутствие, чтобы люди общались с Ним, служили Ему, соприкасались с Ним, поклонялись Ему и даже праздновали и пировали вместе с Ним, Он сделался известным им. До этого Бог не открывал Своему народу, каким Богом Он является. Да, в 17-й главе Бытия Бог сказал Аврааму, что Он совершенный, всемогущий и вседостаточный. Но это откровение о Боге было неполным. Только дойдя до 20-й главы Исхода, мы получаем откровение о том, каков наш Бог.
Однако это откровение не даётся напрямую. Оно даётся опосредованно, через провозглашение закона. На первый взгляд 20-я глава Исхода посвящена провозглашению закона. Но фактически эта глава посвящена раскрытию Самого Бога. Провозгласив закон, Бог сделался известным Своему народу. Благодаря закону люди смогли понять, каким Богом Он является. Божественное законодательство — это откровение Самого Бога. Если мы хотим правильно понять этот раздел Слова, мы должны хорошо запомнить эту мысль.
Во Втор. 4:13 говорится о Десяти Заповедях, а в Исх. 34:28 говорится о десяти словах. Выражение «десять слов» очень важное. В глазах Бога Десять Заповедей, десять законов, — это десять слов. Это выражение ещё раз показывает, что закон — это откровение Бога о Самом Себе, поскольку слова являются откровением о том, кто их говорит.
В 20-й главе Исхода не говорится ясно, какая заповедь является первой, какая — второй и т. д. Заповеди с четвёртой по десятую чётко определены, но трудно определить, какая заповедь является первой, какая — второй, а какая — третьей. Иудеи понимают это по-своему, католики — по-своему, а протестанты — по-своему. Чтобы иметь надлежащее понимание Десяти Заповедей, нам нужно понимать, что на самом деле они начинаются со стиха 2. Стих 1 — это вступление; далее, в стихах 2 и 3 говорится: «Я Иегова, твой Бог, который вывел тебя из Египетской земли, из дома рабства; пусть не будет у тебя других богов передо Мной». Стихи 2 и 3 составляют первую заповедь. Обратите внимание, что в первой заповеди употреблён титул «Иегова, твой Бог». Этот же титул встречается и в следующих четырёх заповедях. Выражение «Иегова, твой Бог» употребляется в каждой из первых пяти заповедей, но отсутствует в последних пяти. Употребление этого титула Иеговы в стихах 2-11 даёт нам основание присоединить стих 3 к стиху 2 и считать стих 2 частью первой заповеди. Вторая заповедь содержится в стихах 4-6. Здесь мы видим повеление не делать себе вырезанного изображения или подобия чего-либо, что на небе, на земле и ниже земли, и не кланяться им, ибо Иегова — ревнивый Бог. Третья заповедь, запрещающая брать имя Иеговы напрасно, содержится в стихе 7, а четвёртая заповедь о субботнем дне записана в стихах 8-11. В пятой заповеди (ст. 12) говорится о том, что мы должны почитать своего отца и мать. Остальные пять заповедей содержатся в стихах 13-17.
Если мы внимательно прочитаем повествование о Десяти Заповедях, мы увидим, что они поделены на две группы по пять. Как мы уже сказали, в первой группе каждая заповедь содержит священный титул «Иегова, твой Бог». Но во второй группе из пяти заповедей имя Иеговы не упоминается ни разу. Таким образом, употребление имени Иеговы определяет порядок деления Десяти Заповедей.
Десять Заповедей можно рассматривать согласно представлениям иудеев, католиков, протестантов или согласно представлению, содержащемуся в Библии. Иудеи считают, что стих 2 относится к первой заповеди, а стихи 3-6 — ко второй. По мнению католиков, стих 2 не относится к первой заповеди; к ней относятся только стихи 3-6. Кроме того, стих 17 они рассматривают как две разные заповеди. Большинство протестантов придерживаются представления, близкого к библейскому; они считают, что стих 3 является первой заповедью, а стихи 4-6 — второй. Затем стих 17 они считают десятой заповедью. Но как мы уже отмечали, стих 2 нужно считать частью первой заповеди вместе со стихом 3. Священный титул «Иегова» должен присутствовать в каждой из первых пяти заповедей. Согласно представлению, содержащемуся в Библии, первая заповедь включает стихи 2 и 3; вторая — стихи 4-6, третья — стих 7, четвёртая — стихи 8-11, пятая — стих 12, а заповеди с шестой по десятую — стихи 13-17.
В Библии ясно говорится, что Десять Заповедей были написаны на двух каменных скрижалях Самим Богом. Первые четыре заповеди связаны с Богом, а последние шесть — с человеком. Некоторые читатели Исхода думают, что первые четыре заповеди, заповеди в отношении Бога, должны быть написаны на одной каменной скрижали, а остальные шесть, заповеди в отношении человека, должны быть написаны на второй скрижали. Но Десять Заповедей разделены на две группы по пять. Это показывает, что пятая заповедь, связанная с почитанием родителей, ставится в один ряд с первыми четырьмя заповедями, связанными с Самим Богом.
Многие годы все мои попытки понять это оставались безуспешными. В конце концов я увидел, что это связано с нашим источником, с тем, откуда мы, люди, появились. В 3-й главе Евангелия от Луки поколения людей прослеживаются до Адама и доходят до Бога. Это показывает, что, почитая своих родителей, мы почитаем свой источник, которым в конечном итоге является Сам Бог.
То, что Бог захотел поставить пятую заповедь в один ряд с первыми четырьмя заповедями, подтверждается употреблением в этой заповеди священного титула «Иегова, твой Бог», который не встречается ни в одной из последующих пяти заповедей. В том, что божественное имя упоминается в каждой из четырёх заповедей в отношении Бога и в первой заповеди в отношении человека, но при этом не упоминается ни в одной из остальных пяти заповедей в отношении человека, должна быть какая-то причина. Эта причина состоит в том, что, почитая своих родителей, мы помним о своём источнике. Часто я спрашивал неверующих о том, кто их отец. Затем я расспрашивал их о всё более дальних предках, пока они не доходили до своего источника, до Самого Бога. Наши человеческие отцы напоминают нам о Боге, направляют нас к Богу и возвращают нас к Богу как нашему источнику. Поэтому, если человек презирает своих родителей, это очень серьёзно. Презирать родителей — значит презирать свой источник, своё происхождение, особенно если мы осознаём, что нашим источником на самом деле является не наш человеческий отец, а Сам Бог.
Источником людей является Бог. Те, кто не верит в Бога, должны спросить себя, откуда они появились. Они должны проследить историю своего происхождения, пока не найдут свой источник. Если они будут честными, они осознают, что в конечном итоге их источником является Бог. Почитать своих родителей — значит помнить о своём источнике. Я полагаю, что именно поэтому пятая заповедь была написана на одной скрижали с первыми четырьмя заповедями, заповедями в отношении Бога. Кроме того, я думаю, что именно поэтому она включает в себя имя «Иегова, твой Бог».
Я могу засвидетельствовать о благословении, которое мы получаем, почитая своих родителей. В Эф. 6:2-3 Павел говорит, что заповедь о почитании отца и матери — это первая заповедь с обещанием. Согласно Исх. 20:12, если мы будем почитать своих родителей, наши дни на земле продлятся. Это — благословение долгой жизни. Благословение долголетия связано с Богом как нашим источником, потому что только Бог, источник жизни, может даровать нам долгую жизнь. Это ещё одна причина, по которой пятая заповедь связана с первыми четырьмя заповедями, заповедями в отношении Бога. Эта заповедь обращает нас к Богу и показывает, что Он есть источник жизни. Если мы будем соблюдать эту заповедь, Бог обязательно дарует нам долгую жизнь. Если мы хотим, чтобы наша семья и наша страна были благословлены Богом, мы должны почитать своих родителей и тем самым помнить Бога как свой источник.
Я надеюсь, что все молодые люди в Господнем восстановлении будут почитать своих родителей и не будут оскорблять их. Это не означает, однако, что они должны следовать за своими родителями, если те потребуют от них отречься от Господа или поклоняться идолам. Нашим стандартом должно быть Божье Слово. Если родители не требуют ничего из того, что противоречит стандарту Библии, молодые люди должны слушаться их. Согласно словам Павла в 6-й главе Послания к эфесянам, именно так мы сможем наслаждаться благословением долгой жизни.
II. Откровение о том, каков Бог
Как мы уже увидели, в 34:28 Десять Заповедей названы десятью словами Божьими. Согласно Библии, слова указывают на выражение. Слова, сказанные тем или иным человеком, являются выражением этого человека. Если человек молчит, в нём есть что-то таинственное. Мы не можем узнать, что у него внутри. Чем больше мы говорим, тем больше мы выражаем себя и тем больше мы обнаруживаем, что у нас внутри. То же самое можно сказать и о Десяти Заповедях как десяти словах Божьих. Заповеди — это не просто законы; это также выражение Бога. Посредством этих десяти слов Бог открыл Себя нам.
В ранней молодости я думал, что Бог очень терпимый. Когда я прочитал в Библии, что Он ревнивый Бог, меня это обеспокоило. Я не считал ревность положительным качеством. Я не хотел, чтобы меня считали ревнивым человеком. Я предпочитал, чтобы меня считали добрым, терпимым и принимающим всех. Многие из тех, кому Бог представляется именно таким, думают, что все религии одинаковы. Им не нравится слышать в нашем благовествовании, что индуизм, буддизм и ислам заблуждаются. Такие люди предпочитают считать Бога терпимым и ни в коей мере не ревнивым. Но как показывают Десять Заповедей, Бог ревнив, и Он не потерпит идолов. Если бы у нас не было Десяти Заповедей, мы бы никогда не поняли, что Бог в этом отношении является узким, ревнивым. Бог хочет, чтобы мы любили Его и только Его. Если мы будем любить что-то или кого-то вместо Него, Он будет ревновать. Таким образом, Десять Заповедей сначала показывают ревность Бога, даже Его ненависть (Рим. 9:13). Ревность приводит к ненависти. В Библии не только говорится, что Бог есть любовь, но и что Бог является ревнивым Богом. Во 2 Кор. 11:2 Павел говорит о Божьей ревности. Десять слов, Божье выражение, показывают, что существует только один Бог. Он ревнивый Бог, и Он не допустит никакого другого бога. Не позволяйте чему-либо становиться вашим богом. Не делайте своим богом образование или богатство. Только Бог должен быть вашим Богом.
Кроме того, Десять Заповедей показывают, что Бог свят. Четвёртая заповедь о соблюдении субботы связана с Божьей святостью, с тем, что Бог отделён от всего остального. Согласно 2-й главе Бытия, Бог освятил седьмой день, то есть сделал его святым. Таким образом, суббота как седьмой день является знамением Божьей святости, Божьей отделённости. Многие евреи и адвентисты седьмого дня соблюдают субботу, но мало кто знает истинный смысл соблюдения дня для Господа. Не многие осознают, что суббота — это знамение Божьей святости. Язычники — обыкновенные, но Божий народ отделён для Бога. В качестве знака отделённости один день отделён для Бога. Соблюдение народом этого дня указывает на то, что он является Божьим святым и отделённым народом. Кроме того, это показывает, что Бог, которому мы поклоняемся, свят, то есть отделён от всего. Будучи Его народом, мы должны иметь знак, знамение, своей отделённости от всего, что не есть Бог. Это показывает, что наш Бог свят.
Стихи с 12 по 14 показывают, что Бог является Богом любви. Если мы не почитаем своих родителей, значит, мы не любим их. Точно так же, если мы любим других, мы не будем у них красть. В Мф. 22:37-40, отвечая Своим противникам, Господь Иисус дал понять, что весь закон будет исполнен, если мы будем любить Бога и человека. Мы должны не только любить Господа всем своим существом, но и любить других так же, как мы любим себя. В Гал. 5:14 Павел говорит: «Ибо весь закон исполнен в одном слове — в этом: „Люби своего ближнего, как самого себя“». Если мы рассмотрим глубинную сущность Десяти Заповедей, мы увидим, что в них открывается Божья любовь.
В Исх. 20:5-6 говорится, что за беззаконие отцов Бог посещает детей до третьего и до четвёртого поколения ненавидящих Его, но Он являет любовную заботу тысячам поколений любящих Его и соблюдающих Его заповеди. В этих стихах тоже показана Божья любовь. Бог будет наказывать за беззаконие лишь до третьего или четвёртого поколения, но любящим Его Он явит любовную заботу тысячам поколений. В этом мы видим Божью любовную заботу. Если вы ненавидите Бога, Он будет посещать вашу семью на протяжении трёх-четырёх поколений. Это означает, что Он будет наказывать вас за ненависть к Нему в течение нескольких поколений. Но если мы любим Бога, Его милость будет на нас тысячу поколений. В Библии число тысяча обозначает полноту. Например, псалмист сказал, что день в Господних дворах лучше тысячи (Пс. 84:10). Наслаждаться Божьей любовной заботой в самой полной мере — значит наслаждаться ей вечно. Его любовная забота бесконечна. Божий гнев поддаётся счёту, но Божья любовная забота превосходит всякий счёт.
Кроме того, Десять Заповедей показывают, что наш Бог праведен. Поскольку Он праведен, Он будет посещать ненавидящих Его на протяжении трёх-четырёх поколений. Если бы Он этого не делал, Он не был бы праведным Богом. Он должен так поступать, чтобы показать, что Он праведен. Если вы ненавидите Его, Он будет обращаться с вами согласно Своей праведности. Но в то же самое время Он милостивый и любящий.
В Исх. 20:16 говорится: «Не свидетельствуй против твоего ближнего ложным свидетельством». Эта заповедь показывает, что Бог правдив. То, что мы не должны свидетельствовать ложным свидетельством, означает, что мы должны говорить правду и не лгать. В этой заповеди говорится о лжи, которая причиняет вред другим. Это показывает, что мы должны быть честными и правдивыми.
Говорящие ложь находятся во тьме, но говорящие правду находятся в свете. Будучи правдивым Богом, Бог является Богом света. Мы читаем, что Он Сам есть свет и что в Нём нет никакой тьмы (1 Ин. 1:5). Это означает, что с Богом не может быть связана никакая ложь. Сатана, наоборот, отец лжи (Ин. 8:44). Поэтому он является богом тьмы и силой тьмы. Сатане не присуща правдивость. Поэтому Сатана принадлежит тьме. Но нашему Богу присущи верность и правдивость. Поскольку Он есть свет, Он не может лгать. Свет — это источник истины.
Если мы проникнем в глубины этих стихов, мы увидим, что свет подразумевается в Десяти Заповедях. Фактически эти десять слов являются словами света. Этот божественный закон полон света. То же самое можно сказать даже о законах, изданных людьми. Если бы в городе или в стране не было бы законов, то этот город или эта страна находились бы во тьме. Но где есть закон, там есть свет. Закон всегда озаряет. Он делает состояние человека ясным. Десять слов Бога, Десять Заповедей, — это слова света, и они подразумевают, что наш Бог — это Бог света. Ему не присущи никакая ложь и никакие тени. Он правдив во всех отношениях, потому что Он есть свет. Если грешники придут к десяти словам Бога, записанным в 20-й главе Исхода, они увидят свет и будут озарены. Предположим, человек что-то украл. Когда он прочитает заповедь «не кради», он будет озарён. Божественный закон воссияет на него. Десять слов озаряют нас светом, исходящим от Бога. О, Десять Заповедей — это поистине откровение о нашем Боге! Когда мы погружаемся в глубины этих десяти слов, мы видим, что наш Бог ревнив, свят, полон любви, праведен и правдив.
Эти слова также показывают, что Бог чист. Его чистота затрагивает наше внутреннее существо. Первые девять заповедей относятся к внешнему поведению, тогда как десятая заповедь относится к греху внутри нас, прежде всего — в наших мыслях. На самом деле первая заповедь тоже относится к нашему внутреннему состоянию. Если мы имеем другого бога помимо истинного Бога, это связано с нашим внутренним состоянием. Но если мы делаем изображение или подобие чего-либо, то это внешний поступок. Таким образом, первая заповедь затрагивает наше внутреннее состояние, и заповедь, запрещающая желать чужого, тоже затрагивает наше внутреннее состояние. Вместе первая и последняя заповеди изобличают идолослужение и желание чужого внутри нас. Внутренне мы наполнены идолами и желанием чужого. В Кол. 3:5 говорится, что желание чужого («жадность») — это идолослужение. Павел говорит о желании чужого в 7-й главе Послания к римлянам. Чем больше он пытался не желать, тем больше желание чужого пробуждалось в нём. Следовательно, в 7-й главе Послания к римлянам Павла беспокоили не внешние поступки, а внутренняя проблема — желание чужого.
То, что мы желаем чужого, показывает, что мы нечисты. Только Бог чист, поскольку тот, кто чист, не желает чужого. Мы желаем чужого, потому что мы нечисты. Если бы наше сердце, наши желания и наши намерения были чисты во всех отношениях, мы не желали бы чужого.
Заповедь, запрещающая желать чужого, показывает чистоту Бога. В свете этой заповеди нам всем нужно увидеть, что внутренне мы нечисты. Все мы в той или иной степени желаем чужого. Но поскольку Бог чист, Он свободен от желания чужого.
Закон — это откровение о Боге, поэтому закон — это Божье свидетельство. Согласно 31:18, две каменные скрижали, на которых были записаны Десять Заповедей, названы «двумя скрижалями Свидетельства». Это показывает, что закон был Божьим свидетельством. Когда скрижали закона положили в Ковчег, в Ковчег было положено свидетельство. Кроме того, золотой сосуд с манной был поставлен перед скрижалями закона. Но в 16:34 говорится, что он был поставлен «перед Свидетельством для хранения». Это подтверждает, что закон был свидетельством. Указание на это также содержится в Пс. 19:7. В этом стихе мы видим параллельную конструкцию, обычную для еврейской поэзии: «Закон Иеговы совершенен, восстанавливает душу; свидетельство Иеговы верно, умудряет простого». Таким образом, закон Иеговы — это свидетельство Иеговы. Будучи свидетельством Господа, закон свидетельствует о том, каким Богом является наш Господь. Поскольку закон, Божье свидетельство, был помещён в Ковчег, Ковчег назывался Ковчегом Свидетельства (25:21-22; 26:33-34); а поскольку Ковчег находился в скинии, скиния называлась Скинией Свидетельства (38:21; Числ. 1:50, 53). Закон был свидетельством, Ковчег был Ковчегом Свидетельства, а скиния была Скинией Свидетельства.
Закон — это прообраз, предызображение, Христа, который говорит Бога, описывает Бога и выражает Бога. Таким образом, закон — это прообраз Христа как Божьего свидетельства. Очень важно, чтобы мы увидели, что закон — это свидетельство, открывающее нам Бога. Он служит прообразом Христа как Божьего свидетельства, Того, кто описывает Бога и выражает Его во всей полноте и со всех сторон. Как закон — это десять слов Божьих, открывающих Бога Его народу, так и Христос — это Слово Божье, открывающее нам Бога.