Тексты Писания: Исх. 18; Втор. 1:9-18
На первый взгляд 18-я глава Исхода — это не трудная глава. Но фактически это самая трудная для понимания глава в Исходе. Чтобы понять эту главу, нам нужно увидеть, что, в принципе, Исход — это картина Божьего полного спасения. Каждый случай и каждая история, записанные в этой книге, являются частью этой картины. В этом сообщении мы рассмотрим, какая часть Божьего спасения изображена в 18-й главе.
Некоторые читатели Библии не понимают, почему 18-я глава включена в Исход. Они думают, что было бы правильнее от Исх. 17 сразу перейти к Исх. 19, от победы над амаликитянами к горе Божьей, где народ получил небесное видение. Создаётся впечатление, что 18-я глава стоит особняком и не связана ни с 17-й, ни с 19-й главами. Но если мы будем помнить о том, что Исход — это книга картин, изображающая Божье полное спасение, мы захотим узнать, что означает 18-я глава Исхода в этой картине. Каково значение этой главы в Божьем спасении?
Если мы внимательно прочитаем Числа и Второзаконие, мы увидим, что повествование в 18-й главе Исхода не соответствует исторической последовательности. События в 18-й главе произошли не сразу же после событий, описанных в 17-й главе. Фактически события в 18-й главе произошли после построения скинии, незадолго до того, как дети Израиля вместе со скинией отправились в путь к доброй земле. Поэтому, согласно исторической последовательности, 18-я глава должна идти после главы 40. Подтверждение этому мы видим во Втор. 1:6-18. Во Втор. 1:9 Моисей говорит о времени, когда дети Израиля вместе со скинией готовились отправиться в путь к доброй земле. В то время Моисей сказал народу, что он один не может нести тяготу, бремя и их распри (Втор. 1:12). Именно тогда были назначены начальники тысяч, сотен, пятидесяти и десятков.
Если эти события произошли после 40-й главы Исхода, то почему они записаны в 18-й главе и вставлены между 17-й и 19-й главами? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно увидеть ещё один важный принцип: Библия была написана главным образом для того, чтобы дать нам полное откровение о Божьем домостроительстве. Поэтому иногда библейское повествование не соответствует исторической последовательности, но соответствует доктрине. Например, Евангелие от Матфея написано не в соответствии с исторической последовательностью, а в соответствии с конкретным доктринальным порядком. Евангелие от Марка, напротив, написано согласно исторической последовательности событий. Но Матфей расположил события согласно доктринальному смыслу. Этот принцип применим и к расположению 18-й главы Исхода.
Разумеется, в Исходе записано не всё, что произошло с детьми Израиля после их выхода из Египта и в течение начального периода в пустыне. Тот же самый принцип применим и к четырём Евангелиям. Евангелия включают в себя не всё, что Господь Иисус совершил в Своей жизни на земле. Авторы Евангелий отобрали определённые события и составили из них свои повествования, чтобы показать божественное откровение. Исход был написан в соответствии с тем же принципом и для той же цели. Исход был написан не для того, чтобы изложить подробную историю всего, что произошло с детьми Израиля; он написан для того, чтобы показать законченную картину Божьего полного спасения.
В 17-й главе Исхода одержана победа над Амаликом. Это обозначает покорение плоти, мешающей Божьим людям идти вперёд вместе с Богом. После победы над Амаликом необходимо показать царство Божье. По божественному вдохновению Моисей вставил событие, которое произошло позднее, чтобы заполнить пробел между 17-й и 19-й главами и показать, что в Божьем полном спасении царство приходит, когда плоть побеждена и покорена. После поражения Амалика нужно царство для созидания Божьего жилища на земле.
Как мы уже неоднократно говорили, Амалик обозначает плоть, Божьего врага внутри человека. Сатана — это Божий враг. В результате падения человека Сатана произвёл ещё одного врага Бога. Этот враг, плоть человека, является Божьим врагом внутри человека. В глазах Бога Его два главных врага — это Сатана и плоть. В каком-то смысле Сатана тоже находится в падшем человеке. Но настоящим субъективным врагом Бога в человеке является плоть. Вот почему Бог ненавидит плоть человека.
Согласно Новому Завету, когда плоть человека побеждена и покорена, сразу же приходит Божье царство. Это ясно показано в Гал. 5:17-25. В Гал. 5:17 говорится: «Ибо плоть вожделеет против Духа, а Дух — против плоти; ибо они противостоят друг другу». В стихе Гал. 5:21 говорится, что те, кто делает дела плоти, царство Божье не унаследуют. В стихе Гал. 5:24 выражение «распяли плоть» указывает на крест. Когда плоть распята, у нас есть царство. Это подтверждается нашим переживанием. Дух противостоит плоти. В Духе есть сила, способная распять плоть. Когда Дух с силой креста побеждает нашу плоть и покоряет её, царство Божье — у нас.
В Гал. 5:17-25 есть четыре ключевых слова: «плоть», «Дух», «распяли» (указание на крест) и «царство». Каждое из этих четырёх слов можно обозначить своим цветом: плоть — чёрным, Духа — зелёным, крест — красным и царство — голубым. Будет полезно даже выделить эти слова в Библии соответствующими цветами. Плоть, несомненно, чёрная, тогда как Дух — зелёный, полный жизни. Красный крест кладёт конец чёрной плоти. Это приводит царство, обозначенное голубым, цветом неба. Если мы сосредоточим своё внимание на этих четырёх словах, мы получим озарение. В нашем сегодняшнем переживании присутствует чёрный цвет плоти, зелёный цвет Духа, красный цвет креста и голубой цвет царства.
Исход состоит из двух основных разделов. Главы с 1-й по 17-ю образуют первый раздел, а главы с 19-й по 40-ю — второй раздел. В первом разделе показано, что мы были падшими, а затем были искуплены, спасены и освобождены. Кроме того, в нём показано, что мы перешли Красное море и вошли в пустыню, где мы наслаждаемся Божьим обеспечением и побеждаем плоть. Какое замечательное спасение!
Во втором разделе, в главах с 19-й по 40-ю, показано откровение о созидании Божьего жилища на земле. Несколько глав этого раздела посвящены закону. Однако это обстоятельство не должно отвлекать нас от полной картины Исхода. Цель этой книги — показать Божье полное спасение, предназначенное для созидания Божьего жилища. В первой главе мы видим Божий избранный народ, находящийся в падшем состоянии в Египте, но в последней главе мы видим скинию как Божье жилище. Какой контраст! Божьи избранные люди проходят весь путь спасения: от своего падшего состояния до Божьего жилища.
В начале Исхода дети Израиля, Божий избранный народ, находились под гнётом мирской тирании. Бог спас, освободил, избавил и сделал их Своим жилищем на земле. Таким образом, центральная мысль Исхода — это не провозглашение закона. Да, в этой книге описывается провозглашение закона, но, если мы будем уделять внимание только этому, мы не увидим, что полная картина в Исходе описывает Божье спасение для построения Божьего жилища. В первых семнадцати главах этой книги показана картина того, как Бог спас Свой народ, освободил его, избавил его и обеспечил его всем необходимым в пустыне. Затем Он привёл его к горе Синай и дал ему видение о построении Его жилища, чтобы он построил его в соответствии с этим видением.
Если мы будем читать Исход в соответствии с природным представлением, мы будем делать упор на провозглашении закона. Исход будет для нас главным образом повествованием о том, как Бог давал заповеди, предписания и постановления посредством Моисея. Но если при чтении этой книги у нас будет божественный и духовный взгляд, мы поймём, что Исход — это не просто история о том, как был дан закон; это повествование о том, как Бог спас Свой избранный народ и дал ему небесное видение, чтобы он построил Его жилище на земле.
Возможно, мы обращаем внимание не только на провозглашение закона, но и на полученный образец скинии, но глубоко внутри мы всё равно думаем, что Исход в основном посвящён провозглашению закона. Мы можем уделять больше внимания закону, чем скинии.
Между двумя основными разделами Исхода, разделом о Божьем спасении и разделом о Божьем строении, должно быть царство. Без царства нет результата, нет итога Божьего спасения. Именно таково положение дел среди многих сегодняшних христиан. Поскольку лишь немногие христиане полностью побеждают плоть, у них нет надлежащего результата Божьего спасения; другими словами, у них нет царства. Человек может быть фундаментальным, придерживающимся Писаний и добропорядочным христианином, но при этом он может полностью находиться в плоти. Он может любить других и быть очень смиренным. Но его любовь и смирение могут исходить из плоти. Даже работу благовествования он может осуществлять из плоти. Благовествуя, мы можем быть приятными, милыми и смиренными; мы можем мягко говорить с людьми и никогда не спорить с ними. Но всё это, казалось бы, хорошее поведение может исходить из плоти. Благовествовать в Духе — это одно, а благовествовать в плоти — это другое. Бога в первую очередь интересует не то, что мы делаем, а посредством чего мы это делаем, посредством Духа или посредством плоти.
Многие христиане не способны понять эти слова о плоти. Они наслаждаются Божьим спасением в определённой степени, но их наслаждение не имеет надлежащего результата. Если мы будем наслаждаться Божьим спасением настолько, что одержим победу над Амаликом, поразим Божьего врага внутри себя, то у нас будет Божье царство как итог, результат, Божьего спасения. За все годы служения я не встречал ни одной группы христиан, у которых есть такое же полное знание плоти и такой же здоровый страх что-либо делать в плоти, какие есть у святых в сегодняшнем Господнем восстановлении. Вот почему у нас есть царство как результат Божьего спасения.
Когда мы в плоти, нас легко обидеть. Но когда мы в Духе, всё совершенно иначе. Нас очень трудно обидеть. Кроме того, у плоти свои предпочтения, свои вкусы. Например, многие христиане любят, чтобы все видели, сколько денег они пожертвовали на какое-нибудь дело. Они рассчитывают получить за это признание людей. Это исходит от плоти. Очень многое из того, что христиане делают сегодня, они делают в плоти.
Некоторые люди, критиковавшие Господне восстановление, говорили, что всеми нами кто-то управляет. Но на самом деле нами никто и ничто не управляет. Я не управляю другими, и другие не управляют мной. Кроме того, старейшины не управляют святыми. Но все мы находимся под управлением живого Духа с действующим крестом. Это убивает плоть. Я могу засвидетельствовать, что Дух с крестом удерживает меня от споров с женой. Иногда отрицательные слова были готовы сорваться у меня с языка, но живой Дух с действующим крестом приходил и покорял плоть. Поскольку и я, и моя жена переживаем уничтожение плоти, у нас мирная семейная жизнь. Если таково наше переживание дома и в церковной жизни, то мы живём в царстве.
В Исходе не объясняется, что такое царство, но в нём даётся картина царства. Исход — это книга картин, а не книга объяснений и определений. Например, в Исходе нет определения Божьего искупления, но в нём есть картина Пасхи. В этой книге нет доктринальных определений, но есть законченная картина Божьего домостроительства. В 18-й главе слово «царство» не упоминается, но в ней показана ясная картина царства. Если мы прочитаем эту главу, имея надлежащее понимание, мы увидим, что она является изображением царства Божьего.
Теперь мы рассмотрим изображение царства в 18-й главе Исхода. Как мы уже отмечали, царство приходит после победы над Божьим врагом, Амаликом, который служит прообразом плоти (Исх. 17:13-16). Новый Завет показывает, что царство приходит, когда Божьи избранные люди побеждают Божьего врага. Перед царством, показанным в 18-й главе, мы видим, что Божий враг внутри нас, прообразом которого служит Амалик, побеждён в 17-й главе.
Б. Язычники приходят прославить Бога и поклониться Ему
Кроме того, в Библии показано, что, когда приходит царство как результат победы над Божьим врагом, ищущие Бога язычники приходят поклониться Ему. Этих язычников олицетворяет Иофор (Исх. 18:1, 5, 10-12). Иофор, тесть Моисея, был мадианским священником. Согласно Суд. 6:3, мадианитяне были близки к амаликитянам. Мадианитяне и амаликитяне были в какой-то степени перемешаны друг с другом. После того как амаликитяне были побеждены, некоторые из мадианитян пришли к Божьему народу очень благочестивым путём. Иофор был священником не идолов, а истинного Бога. Он славил Бога, поклонялся Богу и приносил жертвы Богу. Поэтому Иофор олицетворяет язычников, которые обращаются к Богу и становятся ищущими Бога в царстве.
В. Церковь участвует в царстве
Когда приходит царство, церковь участвует в нём. На самом деле церковь будет правящей властью в царстве. В 18-й главе церковь олицетворяет Сепфора, жена Моисея, которую он приобрёл в то время, когда его отвергал Израиль (Исх. 2:13-22). Многие исследователи Библии понимают, что Сепфора — это прообраз языческой церкви, которую Христос приобрёл Себе в жёны в то время, когда Его отвергали дети Израиля. Даже сегодня евреи по-прежнему отвергают Христа. В течение периода отвержения Христос обретает языческую церковь, взятую из языческого мира, так же как Моисей взял себе языческую жену.
Итак, мы уже увидели в 18-й главе три основных момента: поражение врага, приход язычников для поклонения Богу и церковь, которую олицетворяет Сепфора. Все вместе они изображают царство. Кто-то не согласится с утверждением, что в 18-й главе Исхода изображено царство. Однако наше утверждение нельзя назвать преувеличением. Если бы Павел не сказал нам, что Пасха — это изображение Христа, кто посмел бы утверждать это? Апостол Павел был первым, кто иносказательно истолковал Исход, сказав, что Христос — это наша Пасха. Кроме того, манна и рассечённая скала — это тоже прообразы Христа, а вода из скалы — это прообраз Духа. Мы также отмечали, что в 17-й главе Амалик обозначает плоть, Моисей обозначает вознесённого Христа, ходатайствующего за нас, а Иисус Навин является прообразом обитающего в нас Духа, который сражается за нас. На основании всего этого следует сделать вывод, что Иофор и Сепфора в 18-й главе тоже являются прообразами. Можем ли мы сказать, что Иофор и Сепфора — это лишь исторические личности? Конечно же нет. Если мы так скажем, значит мы не признаём, что Исход — это книга картин. Как фараон олицетворяет Сатану, а Египет — мир, так Иофор обозначает язычников, а Сепфора — языческую церковь. Исходя из того принципа, что всё, о чём говорится в Исходе, — это предызображения, 18-я глава тоже не должна считаться исключением. Мы знаем, что 18-я глава изображает царство, потому что в ней показано, что после победы Божьего народа над врагом благочестивые язычники обратились к Божьему народу, чтобы прославить Бога, поклониться Ему и принести Ему жертву. Мы также видим, что языческая церковь сильна. Если все эти три вещи происходят одновременно, у нас есть царство Божье.
Мы можем применить картину в 18-й главе Исхода к нашему сегодняшнему состоянию. Будучи христианами, мы по своему опыту знаем, что, когда плоть побеждена, неверующие обращаются к нам. Очень хорошо, что все церкви активно благовествуют. Но если мы живём в плоти и не способны победить Амалика, мы можем много трудиться в благовестии, но при этом не многие неверующие обратятся. Но если мы сначала победим и покорим свою плоть, а затем пойдём к людям и будем им благовествовать, то Иофор придёт к нам. Это означает, что неверующие повернут на этот путь. Когда мы будем благовествовать живым Духом и посредством действующего креста, убивающего плоть, люди будут обращаться к нам, куда бы мы ни пошли. Кроме того, церковь, которую обозначает Сепфора, станет сильной. Таким образом, надлежащее благовествование должно быть царством. Согласно Мф. 24:14, благовестие царства должно быть проповедано по всей обитаемой земле.
Благовестие должно быть царством. Если мы будем жить в плоти, люди не будут обращаться к Богу благодаря нам, как бы мы ни старались осуществлять работу благовестия. Мы должны победить Амалика. Тогда Иофор, олицетворяющий язычников, обратится к Богу благодаря нам и церковь будет сильной.
В Исх. 18:13-27 изображены власть и порядок царства. Христос, которого обозначает Моисей, — это Глава власти, и под главенством Христа существует порядок власти.
Некоторые учителя Библии говорят, что то, что Иофор предложил Моисею, соответствовало человеческому способу организации. С. Скоуфилд говорит, что этот способ организации был отвергнут Богом в Числ. 11:11-17, 24-30. Но если мы внимательно изучим 18-ю главу Исхода, 1-ю главу Второзакония и 11-ю главу Чисел, мы увидим, что в этих отрывках Слова говорится о двух разных событиях и что более позднее событие не отменяет более раннего; напротив, оно его подкрепляет. В 11-й главе Чисел говорится о семидесяти старейшинах, но ни в 18-й главе Исхода, ни в 1-й главе Второзакония старейшины не упоминаются. В этих главах говорится о начальниках. Поскольку численность детей Израиля составляла по меньшей мере два миллиона, то начальников тысяч, сотен, пятидесяти и десятков было, судя по всему, несколько тысяч человек. Этих начальников нужно отличать от семидесяти старейшин.
Если мы сравним 18-ю главу Исхода и 1-ю главу Второзакония с 11-й главой Чисел, мы увидим, что в Числах говорится не о том, о чём говорится в Исходе и Второзаконии. В этих двух главах мы видим тяготу народа, бремя и распри. Но в 11-й главе Чисел описывается бунт народа против Бога. Из-за этого бунта Моисей жаловался Господу: «Не могу я один нести весь этот народ, ибо это слишком тяжело для меня» (Числ. 11:14). Тогда Господь велел Моисею собрать семьдесят человек из старейшин Израиля (ст. 16). Бунт в 11-й главе Чисел — это совсем не то же самое, что тягота, бремена и распри, о которых говорится в 18-й главе Исхода и 1-й главе Второзакония. Сделанное в этих главах Исхода и Второзакония предназначалось для поддержания порядка среди Божьих людей в Божьем царстве, а сделанное в 11-й главе Чисел предназначалось для того, чтобы позаботиться об отношениях между Божьим народом и Богом. Каждый день люди приходили к Моисею с сотнями проблем. Поэтому Иофор предложил Моисею назначить себе в помощь начальников тысяч, сотен, пятидесяти и десятков. В 18-й главе Исхода и 1-й главе Второзакония упоминаются относительно незначительные проблемы, но в 11-й главе Чисел рассматривается важность надлежащих отношений с Богом. Вот почему Дух Божий сошёл на семьдесят старейшин, которые стали пророками. Эти семьдесят старейшин не заменили начальников тысяч, сотен, пятидесяти и десятков.
Я объясняю это для того, чтобы мы увидели, что предложение Иофора было очень хорошим. Это изображение порядка под божественной властью в царстве Божьем. Оно помогает нам увидеть, что в Божьем царстве не должно быть беспорядка. Под главенством Христа, которого олицетворяет Моисей, всё находится в порядке. Под главенством Христа всё и все находятся в порядке.
Если в поместной церкви все вопросы — и серьёзные, и менее серьёзные — приносятся старейшинам, то такая церковь слабая. Она не является царством Божьим на практике. Если поместная церковь действительно будет царством Божьим, в ней будут не только старейшины, но и начальники. Мы увидели, что в картине в 18-й главе Исхода Сепфора олицетворяет церковь. Кого же тогда олицетворяют начальники? Начальники олицетворяют поддержание порядка. Как тогда не было необходимости со всеми вопросами приходить к Моисею, так в сегодняшней церкви нет необходимости со всеми вопросами приходить к старейшинам. В церковной жизни должны быть начальники, которые, находясь под главенством Христа, решают проблемы и поддерживают порядок.
Предположим, между двумя братьями возникла проблема. Если для этого нужно звать старейшин, то в этой церкви нет царства Божьего на практике. В ней явно не хватает жизни и власти. Даже если братьев и сестёр немного, среди них должен быть начальник, то есть кто-то, кто может напомнить остальным о Духе и кресте. С таким начальником проблема между братьями будет решена и порядок будет восстановлен. Присутствие начальников в церковной жизни является признаком царства. Это показывает, что у нас есть Христос, которого обозначает Моисей, как наш Глава и что мы находимся под Его главенством.
В этом сообщении мы снова и снова говорили о том, что 18-я глава Исхода представляет собой изображение царства. В этой главе мы видим четыре аспекта этой картины: Божий народ побеждает Амалика, плоть; благочестивые язычники приходят искать Бога; языческая церковь имеет силу; и поддерживается надлежащий порядок. Если мы сложим вместе эти четыре аспекта, мы получим Божье царство как итог наслаждения Божьим спасением и обеспечением.
В первых семнадцати главах Исхода Божий избранный народ наслаждался Божьим спасением и обеспечением. Теперь, в 18-й главе, мы видим итог этого наслаждения — царство как сферу, обстановку, в которой Божий народ может получить видение образца Божьего жилища и в соответствии с этим образцом построить скинию. Поскольку царство необходимо для построения Божьего жилища, Моисей по божественному вдохновению вставил событие из 1-й главы Второзакония между 17-й и 19-й главами Исхода, чтобы завершить картину Божьего полного спасения. На основании своего переживания мы можем засвидетельствовать, что, когда мы наслаждаемся Божьим спасением и обеспечением, мы приходим в Божье царство, где всё находится в порядке. Как мы славим Господа за это! Присутствие царства позволяет нам строить скинию как Божье жилище.