Непрекращающееся сражение против Амалика
Тексты Писания: Исх. 17:9-16; 1 Цар. 15:1-33; Рим. 8:7-8, 13; Гал. 5:17, 24
Главы с 1-й по 17-ю Исхода образуют один законченный раздел. В этом разделе мы видим полную картину Божьего спасения, картину, включающую в себя и наказание мира, и победу над плотью. Божий избранный народ находился в рабстве в Египте, который обозначает мир. Затем Бог пришёл, чтобы наказать мир, совершить искупление и избавить Своих людей от мира. После этого они наслаждались снабжением небесной манны и живой воды. А в 17-й главе Исхода Бог победил Амалика, то есть плоть.
Если мы получим панорамное видение первых семнадцати глав Исхода, мы увидим картину Божьего спасения, которая начинается с работы над миром и завершается работой над плотью. Эта картина поможет нам понять, что, будучи Божьими избранными людьми, мы когда-то находились под гнётом тирании мира. Однако после того как мы были искуплены, спасены и избавлены, мы начали наслаждаться манной и живой водой как божественным обеспечением. Но однажды мы столкнулись с очень субъективным врагом — плотью. Этот враг стремится причинить нам беспокойство, захватить и даже разрушить нас.
Следующий раздел этой книги, главы с 18-й по 40-ю, — это длинный раздел, связанный с царством. Отсюда видно, что, когда мы переживаем избавление от мира, наслаждаемся божественным обеспечением и побеждаем плоть, мы оказываемся в царстве. Какая благая весть! Возможно, вам никогда не приходило в голову, что эти главы связаны с царством. Вы просто думали, что в этих главах говорится о построении скинии как Божьего жилища. Однако мы должны понимать, что Божий дом не может появиться без царства. Только когда мы справимся с врагом, одолеем мир и полностью победим плоть, мы будем в царстве. В царстве мы сможем строить скинию как Божье жилище. Тот же самый принцип применим и к построению храма. После того как Давид сразился с врагами и одержал победу, Соломон мог наслаждаться царством. В этом наслаждении был построен храм. Во втором разделе Исхода, в главах с 18-й по 40-ю, мы видим, что Божий искупленный народ наслаждался царством. После того как они были избавлены от мира и победили плоть, они смогли построить скинию как Божье жилище.
В Новом Завете дьявол, мир и плоть названы Божьими врагами (Мф. 13:25, 39; Рим. 8:7-8; Иак. 4:4). В Исходе Сатану обозначает фараон, мир обозначает Египет, а плоть обозначает Амалик. Когда эти три врага побеждены, приходит Божье царство.
I. Амалик — плоть, полная вражды против Бога
В Ветхом Завете ни с одним врагом не требовалось расправляться так же тщательно, как с Амаликом, потому что Амалик — это прообраз плоти, последнего врага, выступающего против Божьего царства. Именно плоть не даёт церкви нормально созидаться. Пока не будет решена проблема плоти, царство не сможет прийти. Царство придёт только после того, как с плотью будет покончено. Ради церковной жизни нам нужно победить свою плоть. Если плоть не будет побеждена, не может быть царства Божьего. А без царствования Христа, без Его главенства, невозможно созидание Тела. Вот почему на протяжении последних девятнадцати столетий было так мало созидания церкви. Причиной путаницы и разделения среди сегодняшних христиан является плоть, Амалик. Среди христиан Амалик очень силён. Из-за этого у нас нет Божьего царства на практике. А без царства не может быть созидания. Большинство христиан даже слышать не хотят о созидании церкви.
Мы благодарим Господа за то, что по Его милости и благодати мы в Господнем восстановлении узнали, как важно покончить с плотью. Мы ещё не решили проблему плоти, но мы уже не осмеливаемся оставлять свою плоть без ограничения. Мы просто не смеем оставаться в плоти. Но многие христиане крайне смело пребывают в плоти. Амалик настолько силён сегодня! Из-за того что Амалик так силён, нет царства и нет строения.
В своих Посланиях Павел показывает плоть со всех сторон. Он использует определённые выражения, чтобы показать, что плоть — это вражда против Бога. Например, в Рим. 8:7 он говорит, что «разум, обращённый к плоти, есть вражда против Бога; ибо он не подчиняется закону Божьему, ибо он и не может». Плоть так уродлива, потому что она не подчиняется закону Божьему. С точки зрения Бога, плоть — это преступница. Сегодня беззаконие распространено среди христиан. Плоть преступает закон своей неспособностью подчиниться Богу.
Далее, в 8:8, Павел говорит: «И те, кто в плоти, Богу угодить не могут». Плоть не подчиняется закону Божьему, она не может подчиниться закону Божьему, и она не может угодить Богу. Поэтому в глазах Бога плоти нет места. Ей должен быть положен конец.
Плоть — это весь падший старый человек в совокупности. Поэтому под плотью понимается не часть нашего существа, а всё наше падшее существо. Согласно Рим. 6:6, старый человек распят с Христом. Поскольку старый человек безнадёжен, Бог поместил его на крест и распял вместе с Христом. Как мы увидим, нам нужно содействовать Богу в том, что Он сделал, распяв плоть (Гал. 5:24). Плоть должна быть умерщвлена. Какой бы хорошей ни представлялась нам плоть, в глазах Бога она бунтарская и презренная. Поэтому Бог решил изгладить имя Амалика.
II. Иегова ведёт войну с Амаликом из поколения в поколение
Кроме того, Бог решил вести войну с Амаликом из поколения в поколение. Во многих местах Ветхого Завета мы видим, что Божий народ сражался против Амалика. Мы видим это в Суд. 3:13-15; 5:14; 6:3; 7:12-14; 1 Цар. 15:2-9, 32-33; 27:8; 30:1-17; 2 Цар. 8:12; 1 Пар. 4:42-43. Мы видим войну с Амаликом даже в Книге Эсфирь (Эсф. 3:1-6; 9:7-10), где говорится, что Аман был агагитянином (евр.), потомком Агага, царя амаликитян, разрубленного Самуилом (1 Цар. 15:33). Хотя Агаг был убит, некоторые из его потомков выжили. Аман был дальним потомком Агага. Бог ненавидит плоть, которую обозначает Аман. Согласно Книге Эсфирь, плоть работает скрытно, чтобы нанести вред Божьим людям и даже убить их. Сегодня Аман, плоть, пытается действовать в церкви. Замысел Амана уничтожить детей Израиля в конце концов был раскрыт, и его планы разрушены. Эсфирь приложила все усилия, чтобы расправиться с Аманом, скрытой плотью. Благодаря её помощи Аман был казнён. Таким образом, мы видим, что Книга Эсфирь — это история войны Бога с Амаликом, продолжение войны с Амаликом из поколения в поколение.
III. Как сражаться против Амалика
A. Молиться вместе с ходатайствующим Христом
Теперь мы переходим к важному вопросу: как сражаться против Амалика. Прежде всего мы сражаемся посредством того, что молимся вместе с ходатайствующим Христом (Исх. 17:11). Моисей, поднимающий свою руку на вершине горы, — это прообраз ходатайствующего Христа на небесах. В 17:12 говорится, что, когда руки Моисея отяжелели, «Аарон и Хур поддерживали его руки, один с одной стороны и один с другой. И его руки были неподвижны до захода солнца». Что это означает? Мы уже отмечали, что Моисей в этом стихе является прообразом Христа, ходатайствующего за нас на небесах. Но мы же не можем сказать, что руки Христа отяжелели. Разумеется, Христос не нуждается в том, чтобы кто-нибудь поддерживал Его руки. Ни Аарон, ни Хур не помогают Христу в Его ходатайстве на небесах. Складывается впечатление, что этот прообраз не вполне подходящий. Но поскольку Библия вдохновлена Богом, в этом должен быть какой-то смысл, связанный с нашим духовным переживанием.
Если мы рассмотрим эти стихи в свете своего переживания, мы поймём, что для победы над плотью нужно, чтобы не только Христос ходатайствовал за нас на небесах, но чтобы и мы сами молились. Некоторые христианские учителя делают акцент на объективной работе Христа на небесах. Они отмечают, что сейчас Христос находится на небесах и ходатайствует за нас. Другие подчёркивают важность поста и молитвы. Если плоть беспокоит человека в том или ином виде, они советуют ему поститься и молиться. Для нашего переживания необходимы оба аспекта — и объективный, и субъективный. Как мы уже говорили, Моисей, молящийся на вершине горы, служит прообразом Христа, ходатайствующего за нас на небесах. Однако Моисей нуждался в том, чтобы Аарон и Хур поддерживали его руки; это означает, что нам нужно молиться. Когда Христос молится на небесах, нам на земле тоже нужно молиться. Когда мы молимся, мы едины с Моисеем, стоящим на вершине горы. Но когда мы умерщвляем плоть, мы едины с Иисусом Навиным, сражающимся в долине.
Ходатайствующему Христу не нужно, чтобы кто-то поддерживал Его руки, но наши молящиеся руки нужно поддерживать. Наши руки легко тяжелеют. Мы знаем, что для победы над плотью нам нужно молиться. Но часто наши руки тяжелеют. Поэтому нам нужна помощь Аарона и Хура.
Аарон, первосвященник, обозначает священство, а Хур, принадлежавший к колену Иуды, обозначает царствование. Внук Хура, Веселеил, был наделён способностью создавать принадлежности для скинии (31:2-5). Когда мы будем рассматривать последующие главы Исхода, мы увидим, что скиния, Божье строение, была построена посредством священства и царствования. Нашу молитву должны поддерживать священство и царствование. Иногда наши молящиеся руки тяжелеют не потому, что у нас мало желания молиться, а потому, что нам не хватает стимула и воодушевления. Это означает, что нам нужны Аарон и Хур, священство и царствование.
Священство связано со Святым Святых. В нашем переживании Святое Святых всегда связано с нашим духом. Поэтому, если нам тяжело молиться, значит есть какая-то проблема или недостаток в нашем духе. По какой-то причине наш дух утратил чувствительность, способность действовать и положительный настрой по отношению к Господу. Из-за этого наша молитва становится «тяжёлой». Это подтверждается нашим переживанием. Когда мы ощущаем такую тяжесть, не нужно исправлять свою молитву, пытаясь молиться больше. Нам нужно исправить свой дух. Нашему духу не хватает священства. Нам нужен Аарон, первосвященник, который укрепил бы наш дух.
Ещё одна причина тяжести в молитве — это бунт против царствования. Если вы утверждаете, что не бунтуете, то я спрошу вас о послушании. Вы можете сказать, что ни разу не ослушались Господа? Например, сестра чувствует, что Господь ограничивает её и не позволяет ей идти в магазин, но она не слушается этого ограничения и всё равно идёт. В течение одного дня мы можем много раз не слушаться Господа. Мы поступаем наперекор власти, царствованию, внутри нас. Поэтому из-за недостатка царствования нам часто тяжело молиться.
Кроме того, наша молитва становится «тяжёлой», когда мы не заботимся о построении скинии. Хур связан со строением. На самом деле цель Исхода — это построение скинии. Как мы уже говорили, Веселеил, внук Хура, получил от Бога дар и стал искусным мастером, работающим над различными принадлежностями скинии. Это показывает, что наша молитва должна быть нацелена на созидание церкви. Сегодня вся работа Бога устремлена именно к этой цели. Если наша молитвенная жизнь не имеет своей целью созидание церкви, наша молитва долго не продержится. Но если у нас будет священство и царствование и мы будем заботиться о созидании скинии, церкви, то наша молитвенная жизнь не станет «тяжёлой». Напротив, она будет поддерживаться священством и царствованием, и её целью будет созидание церкви. Тогда мы сможем сражаться против плоти, Амалика, посредством своей молитвы.
В своей молитве мы должны быть едины с Христом на небесах. Нам нужно присоединиться к Христу и быть едиными с Ним в Его ходатайстве. Мы должны сделать Его молитву своей молитвой, сделать Его ходатайство своей мгновенной молитвой. При поддержке священства и царствования, то есть имея воодушевление в нашем духе и будучи послушными Божьей власти, мы должны молиться с Ним на престоле на небесах. Кроме того, наша молитва должна быть устремлена к конкретной цели — построению Божьего дома. Если у нас будет священство, царствование и Божье строение в качестве цели, я не думаю, что нашу молитву можно будет остановить. Аарон и Хур, поддерживающие руки Моисея, изображают союз в молитве между Христом и нами. Когда Христос ходатайствует, мы молимся. Мы присоединяемся к Нему в Его ходатайстве. Именно так нужно молиться, чтобы победить плоть.
Война с плотью — это не что-то поверхностное, поскольку всё наше падшее существо является плотью. В определённом смысле плоть — это мы сами. Решить проблему плоти гораздо труднее, чем решить проблему мира или греха. Чтобы покончить со всем нашим падшим существом в совокупности, нам нужно много молиться в союзе с ходатайством небесного Христа. Чтобы молиться таким образом, мы должны отождествиться с Христом и быть едиными с Ним. Когда Он молится на небесах, мы молимся вместе с Ним. Если мы хотим молиться таким образом, мы должны быть воодушевлены в своём духе священством и покорены царствованием. Кроме того, нам нужно заботиться о Божьем строении. Тогда у нас будет всё необходимое для поддержания нашей молитвенной жизни.
В 17:12 говорится, что Аарон и Хур взяли камень и положили его под Моисея и он сел на него. Это показывает, что у нашей молитвенной жизни должна быть прочная опора. В молодости я научился молиться, но у моей молитвы не было прочной опоры. То же самое можно сказать и о многих христианах сегодня. Они научились молиться, но у них нет прочной опоры для их молитвенной жизни. Согласно контексту 17-й главы Исхода, я не думаю, что надёжной опорой для нашей молитвенной жизни является непосредственно Сам Христос. Я думаю, что камень, который был использован в качестве надёжной опоры, указывает на наше понимание того, что сами по себе мы не способны поддерживать свою молитвенную жизнь. Это признание того, что нам нужна поддержка. В своей природной жизни мы, подобно Моисею, не можем быть настойчивыми в молитве. Мы просто не в состоянии молиться в течение всего дня. Поэтому нам нужно осознать свою слабость. Это осознание станет той надёжной опорой, которая нам нужна для молитвенной жизни.
Когда вы собираетесь молиться, вам нужно понимать, что сами по себе вы не способны молиться. Каждый молящийся человек может засвидетельствовать, что невозможно вести молитвенную жизнь, не имея надёжной опоры. Нам нужно что-то прочное для поддержания нашей жизни молитвы. Всякий раз, когда вы молитесь, говорите Господу: «Господь, я не могу продолжать молиться. Мне нужна прочная опора для моей молитвы, и я принимаю Тебя в качестве такой опоры».
Мы видим, что Моисей молился до захода солнца. Возможно, у нас было хорошее время молитвы рано утром, но, как правило, мы не можем продолжать молиться до полудня и тем более у нас не получается молиться до вечера. Вы можете оставаться в духе молитвы с раннего утра до полудня? Возможно, лишь немногие из нас способны на это. Моисей мог молиться до захода солнца, потому что у него была скала, прочная опора, на которой он сидел, и потому что у него были Аарон и Хур, которые поддерживали его. Не бойтесь сказать Господу: «Господь, я не могу молиться непрестанно. Мне легко раздражаться или сплетничать, но я не могу молиться постоянно. Господь, я могу молиться короткое время, но я не могу молиться весь день». Если вы скажете это Господу, вы обнаружите, что сидите на скале. У вас будет прочное основание для вашей молитвенной жизни.
У меня есть бремя говорить об этом вопросе, потому что я понимаю, что наша молитвенная жизнь составляет одну из наших главных проблем. Если мы хотим, чтобы наша молитвенная жизнь была сохранена, нам нужно заботиться о четырёх вещах: прочной опоре, священстве, царствовании и построении скинии. Это будет поддерживать нашу молитвенную жизнь.
В стихе 11 говорится: «И когда Моисей поднимал свою руку, одолевал Израиль, а когда он опускал свою руку, одолевал Амалик». Это показывает, что, если наша молитвенная жизнь «отяжелеет», наша плоть будет одолевать. Мы знаем это из собственного опыта. Только надлежащая молитвенная жизнь может победить нашу плоть. Не думайте, что, поскольку вы давно спасены и у вас есть определённые духовные переживания, ваша плоть больше не одолеет вас. Факт остаётся фактом — если молитва прекратится, наша плоть автоматически проявится и ничем не будет отличаться от плоти неверующих. Даже если у нас будет очень богатое духовное переживание, это переживание не улучшит нашу плоть. Оно никак не повлияет на неё. Даже если вы являетесь христианином не один десяток лет, ничто не может повлиять на плоть, изменить или улучшить её. Если ваша молитва прекратится, ваша плоть будет сегодня такой же, какой она была до вашего спасения. Из-за того что плоть не меняется и не улучшается, нам нужно молиться непрестанно.
Как мы уже увидели, подлинная молитва отождествляет нас с небесным Христом. Мы переживаем отождествление с Христом на небесах благодаря надлежащей молитвенной жизни. Всякий раз, когда мы молимся подлинными молитвами, мы наслаждаемся небесным союзом с Христом. Однако этой молитве необходима прочная опора, священство и царствование, и её целью должно быть Божье строение.
Б. Умерщвлять плоть сражающимся Духом
Кроме того, мы сражаемся с Амаликом посредством того, что умерщвляем плоть сражающимся Духом (Рим. 8:13; Гал. 5:17, 24). В Рим. 6:6 говорится, что наш старый человек распят с Христом. Но в Рим. 8:13 мы видим, что нам всё равно нужно Духом умерщвлять дела тела. Кроме того, в Гал. 5:24 Павел говорит, что те, кто от Христа, распяли плоть. Если мы не поверим, что наш старый человек распят с Христом на кресте, мы не сможем победить свою плоть. На основании того факта, что наш старый человек уже распят, мы имеем смелость и дерзновение в том, чтобы умерщвлять плоть.
Согласно Рим. 8:13, когда мы умерщвляем дела тела, Дух работает вместе с нами. Это означает, что Дух работает настолько, насколько мы готовы действовать. Если мы распинаем плоть, Дух сразу же начинает работать вместе с нами. Все мы ценим работу Духа. Но Дух не будет работать, если мы сами не работаем. Дух помогает тем, кто предпринимает определённые усилия. Но факт остаётся фактом — даже когда мы предпринимаем какие-то усилия, мы не можем что-либо совершить сами. Нам нужен Дух, а Духу нужно наше содействие. Он ждёт, когда мы предпримем что-то. Как только мы сделаем это, Он придёт и сделает всё за нас. Так обитающим в нас Духом мы умерщвляем дела тела.
В принципе, то же самое мы видим и в 5-й главе Послания к галатам. Согласно контексту этой главы, Дух и плоть сражаются друг с другом. Но те, кто от Христа, всё равно должны распять плоть. Когда Дух сражается против плоти, мы распинаем плоть. Это совершается благодаря нашему содействию работе Духа.
С одной стороны, мы должны молиться с Христом; с другой стороны, мы должны убивать плоть сражающимся Духом. Сегодня Христос находится и на небесах, и внутри нас как сражающийся Дух. На небесах Он — ходатайствующий Моисей, а в нас Он — сражающийся Иисус Навин. Нам нужно пребывать в союзе с небесным Христом, чтобы содействовать обитающему в нас Христу. Тогда на очень практическом уровне наша плоть будет умерщвлена.
В. Умерщвлять всё хорошее и всё плохое, что исходит от плоти
Если мы хотим сражаться против Амалика, мы должны умерщвлять всё, что исходит от плоти, будь то плохое или хорошее. На самом деле ничто связанное с плотью не является хорошим. Но в наших глазах некоторые стороны плоти выглядят хорошими.
В 1 Цар. 15:3 Господь повелел Саулу: «Иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». Саул истребил мечом весь народ, но люди «пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и всё хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили» (1 Цар. 15:9). Саул оправдывался тем, что «народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу, Богу» (1 Цар. 15:15). Трудно сказать, солгал Саул или нет. Возможно, он сохранил лучших овец и волов для себя, а не для жертвоприношения Господу. Согласно 1 Цар. 15:12, Саул поставил памятник, возможно, в память о своей победе над Амаликом. Это показывает, что его не интересовало ни слово Бога, ни Его намерение; он заботился только о своём наслаждении и славе. Когда Самуил спросил Саула о том, что он сделал, тот продолжал оправдываться и говорить, что он послушался голоса Господа, но «народ… из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу» (ст. 21). Отсюда видно, что злая плоть была уничтожена, но тот аспект плоти, который казался хорошим, был оставлен.
Часто мы уничтожаем злую плоть, но сохраняем «отборную» плоть, хорошую плоть. У всех нас есть какие-то хорошие качества, хорошие черты, о которых мы думаем, что они лучше, чем у других. Все эти аспекты плоти — это «блеющие овцы» и «мычащие быки». Всякий раз, когда мы начинаем утверждать, что мы лучше других, раздаётся блеяние овец и мычание волов. Саул утверждал, что исполнил повеление Господа. Но Самуил сказал: «А что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?» (ст. 14). Когда же Саул ответил, что они были сохранены для жертвоприношения Господу, Самуил сказал: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов. Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (ст. 22-23). Проповедники часто приводят эти стихи. Но вместо послушания и повиновения среди сегодняшних христиан постоянно раздаётся лишь блеяние овец и мычание волов. Если мы хотим покончить с плотью, мы должны покончить с ней со всех сторон, полностью умертвив всё — и плохое, и хорошее. Если что-то исходит от плоти, с этим должно быть покончено.
Кроме того, чтобы сражаться против Амалика, необходимо слушаться Господнего слова (1 Цар. 15:22-23). Во времена Саула необходимо было лишь внешнее послушание слову. Сегодня нам нужно слушаться внутреннего помазания. Всякий раз, когда мы не слушаемся внутреннего помазания, плоть сразу же начинает одолевать. Но если мы всегда будем слушаться внутреннего помазания, мы будем молиться с Христом и содействовать обитающему внутри нас Духу. Это позволит нам победить плоть и умертвить её. Именно так нужно сражаться против плоти.