Тексты Писания: Исх. 17:8-16; 1 Пет. 2:11; Втор. 25:17-19; 1 Цар. 15:2; Рим. 7:24; 8:34; Евр. 7:25; Гал. 5:16-17; Рим. 8:13; Числ. 24:20
Очень важно увидеть, что в Исходе показана законченная картина Божьего полного спасения. Этот факт также подтверждает картина в 17:8-16. В 16-й главе мы видим манну с неба как жизненное снабжение, а в 17-й главе мы видим живую воду, текущую из рассечённой скалы для утоления нашей жажды. Затем в 17:8-16 мы видим войну с Амаликом. Несомненно, эта последовательность не случайна. Напротив, она соответствует Божьему плану. Согласно картине в 16-й и 17-й главах, после того как мы получим небесное жизненное снабжение и живую воду из рассечённой скалы, мы готовы сражаться с Амаликом.
Битва с Амаликом была первым сражением, в которое вступили дети Израиля. Когда они были в Египте, они не сражались. У Красного моря Бог воевал с фараоном, но сами дети Израиля не сражались с войском фараона. Однако в 17-й главе мы видим, что дети Израиля вступили в сражение против Амалика. Многие исследователи Библии понимают, что это сражение изображает борьбу между плотью и Духом. Это показывает, что первым сражением на нашем пути с Господом будет сражение между плотью и Духом. То, что первым сражением детей Израиля было сражение с Амаликом, показывает, что после своего спасения и крещения первой борьбой в нашем переживании будет война между плотью и возродившим нас Духом.
В главах с 14-й по 17-ю изображены многие переживания, через которые мы проходим после крещения. Эти переживания включают в себя переживания в Мерре и Элиме, вкушение небесной манны, утоляющей наш голод, и питьё живой воды, утоляющей нашу жажду. После этих переживаний мы будем снаряжены и подготовлены для сражения против плоти. Это подтверждается нашими переживаниями, связанными с Господом. После спасения и крещения мы переживали Мерру и Элим. Затем мы ели манну и пили живую воду. Только тогда мы обнаружили, насколько плоть мешает нам следовать за Господом. Плоть — это враг, который препятствует нам идти вперёд вместе с Господом. В этом отношении плоть — это больший враг, чем мир.
Если мы испытываем внутренний голод и жажду, мы не можем сражаться против плоти. Чтобы сражаться, нам нужно сначала утолить свои голод и жажду. Нам нужна манна, небесная пища, и вода из скалы, живая вода. Только тогда у нас будет сила для сражения. Манна и живая вода поддерживали детей Израиля в их сражении против Амалика. Без такой поддержки дети Израиля не смогли бы сражаться в этой битве. То же самое можно сказать и о нашем духовном переживании. Если мы не будем каждый день наслаждаться небесной манной и постоянно пить живую воду, плоть победит нас и подчинит себе. Христиане, которые не вкушают манну и не пьют живую воду, уже находятся в подчинении у плоти. Без манны и живой воды мы автоматически становимся едины с плотью и ходим согласно плоти. Только когда Христос снабжает нас Собой и утоляет нашу жажду животворящим Духом, мы готовы сражаться против плоти.
В Исх. 17:8 говорится: «Тогда пришёл Амалик и воевал с Израилем в Рефидиме». Этот стих показывает, что Амалик первым начал сражаться с детьми Израиля. Амалик напал на них из зависти. Когда амаликитяне услышали о том, что произошло с детьми Израиля, их охватила зависть. Поэтому Амалик выступил против Божьего народа.
Всякий раз, когда мы не удовлетворены Христом и не имеем снабжения животворящего Духа, мы подчинены плоти. Но всякий раз, когда мы поднимаемся и наслаждаемся Христом как своей манной и пьём животворящего Духа как живую воду, мы уже не подчиняемся плоти. Разумеется, все действия плоти спровоцированы Сатаной, который использует плоть в своей работе. Плоть не терпит, когда мы наслаждаемся Христом и пьём живую воду. Поэтому плоть восстаёт против нас и пытается подчинить нас себе.
Пока мы не начали наслаждаться Христом как своей пищей и животворящим Духом как своей живой водой, мы не осознавали, что плоть сражается против нас. В то время мы находились в полном подчинении у плоти. Мы жили в плоти, поступали по плоти и ходили согласно плоти. Всё, что мы делали, мы делали в плоти. При этом мы не осознавали, что плоть очень деятельна и сильна. Мы были беспомощными жертвами, подчинёнными злой силе змея, Сатаны. Змей мог работать в нас и над нами, а мы даже не осознавали этого. Но однажды мы начали есть небесную пищу и пить живую воду. Тогда мы поднялись, чтобы вырваться из рук Сатаны, и отказались быть его жертвами. Именно в этот момент Сатана возбуждает плоть сражаться против нас. Многие из нас могут засвидетельствовать это. Мы можем засвидетельствовать, что, когда мы начали наслаждаться Христом и пить живую воду, плоть поднялась, чтобы сражаться против нас. Слава Господу за то, что у нас есть небесная манна и живая вода, которые поддерживают нас, когда мы сражаемся против плоти!
Каждый день мы получаем снабжение манны, небесного Христа, как нашей доли. Господь Иисус учил нас молиться: «Дай нам сегодня наш насущный хлеб». Каждый день нам нужно молиться такой молитвой: «Господь, дай нам сегодня нашу насущную долю Христа». Я люблю так молиться. Часто я говорю: «Господь, спасибо за ещё один новый день. Прошу Тебя, дай мне сегодняшнюю долю благодати». Каждый день нам нужно получать определённую долю благодати, Христа как нашего жизненного снабжения. Кроме того, нам нужен Дух как живая вода. У нас есть и небесный Христос, и животворящий Дух. Небесный Христос — это наша манна, утоляющая наш голод, а Дух — это живая вода, утоляющая нашу жажду. Вы наслаждаетесь этой манной и живой водой каждый день? Я могу засвидетельствовать, что сегодня я наслаждался своей долей Христа и я выпил много живой воды. Поэтому я не в подчинении у плоти. Мой голод и моя жажда утолены. В результате мне есть чем поделиться со святыми. Живая вода может изливаться из моего внутреннего существа и утолять жажду других.
Хотя мы вкушаем Христа как небесную манну и пьём Духа как живую воду, Амалик очень близко и готов сражаться против нас. Нам нужно помнить, что Амалик, плоть, всегда с нами. Мы наслаждаемся Господом во время утреннего оживления, и сразу же что-то происходит, например, во время завтрака, и возбуждает плоть. Плоть завидует нашему наслаждению Христом. Поэтому Сатана побуждает плоть сражаться против нас, чтобы помешать нам следовать за Господом.
Амалик напал на Божий народ исключительно из зависти. Он не хотел, чтобы народ был таким сияющим и победоносным. Дети Израиля насыщались небесной манной и пили удивительную живую воду. Павел сказал, что скала, из которой текла живая вода, следовала за ними (1 Кор. 10:4). Судя по всему, дети Израиля были довольны манной и живой водой. Разве вы не были бы довольны, будь вы на их месте? Им не нужно было заботиться о пропитании. Каждый день они получали снабжение небесной манны. Кроме того, они могли пить воду, текущую из рассечённой скалы. Какая прекрасная картина! Но, предположим, у детей Израиля не было бы ни манны, ни живой воды. Несомненно, они перессорились бы друг с другом и даже начали бы сражаться друг с другом. Такая обстановка не вызвала бы зависти у врага. Но когда Амалик услышал о сияющем, радостном и победоносном народе, он исполнился зависти. Движимый завистью, он сражался против народа и хотел уничтожить его.
В Писаниях уделяется много внимания войне между плотью и Духом. Повествование об этой битве содержится не только в 17-й главе Исхода, но и в 15-й главе Первой книги царств. В Библии много говорится об Амалике. Причина этого в том, что в христианском переживании плоть занимает много места. Если бы вы захотели написать биографию какого-либо верующего, вам пришлось бы уделить много внимания плоти. Что касается отрицательной стороны, христианская жизнь — это история, повествование, о плоти. Каждый день в нашем христианском хождении плоть доставляет нам беспокойство. Возможно, даже когда вы сидите на церковном собрании, вам приходят на память какие-то обиды или вы вспоминаете о том, что с вами плохо поступили. Ваши мысли об этих обидах могут находиться в плоти. После собрания вы испытываете сильные нападки плоти. Амалик приходит, чтобы сразиться с вами. Что касается отрицательной стороны, христианская жизнь главным образом связана с плотью. Плоть поднимается и нападает на нас с самых разных сторон.
A. Воинственный, разрушительный, причиняющий беспокойство
Имя «Амалик» означает «воинственный». Плоть любит сражаться и не желает хранить мир. Кроме того, плоть обладает огромной разрушительной силой. Это главный разрушитель нашей христианской жизни. Плоть разрушает нашу супружескую жизнь, семейную жизнь и церковную жизнь. Она стремится разрушить всё положительное. Посмотрите, сколько всего было разрушено плотью, с тех пор как вы стали христианином.
Помимо того что плоть воинственна и разрушительна, она причиняет много беспокойства. Прочитайте Рим. 7 и вы увидите, сколько беспокойства может причинить плоть. Согласно этой главе, Павел был настолько обеспокоен, что даже воскликнул: «Несчастный я человек! Кто избавит меня от тела этой смерти?» (ст. 24). На первый взгляд это беспокойство было вызвано грехом. На самом деле оно было вызвано плотью. Какая же она воинственная, разрушительная и причиняющая беспокойство!
Амалик был потомком Исава (Быт. 36:12), брата-близнеца Иакова. Исав и Иаков были близкими родственниками. Это показывает, что плоть, которую обозначает Исав, — это что-то очень близкое к нашему возрождённому существу, которое обозначает Иаков, ставший Израилем. Исав родился первым, а Иаков — вторым. Это показывает, что плоть относится к первому человеку, а наше возрождённое существо — ко второму человеку.
В Библии упоминаются два разных Амалика. Амалик, о котором говорится в Быт. 14:7, — это не тот же самый Амалик, который был потомком Исава. Но некоторые исследователи Библии, не зная об этом различии, принимают этих двух Амаликов за одного человека. Нам нужно ясно понимать, что в Библии говорится о двух разных Амаликах. Амалик в 17-й главе Исхода — это потомок Исава. Таким образом, именно второй Амалик, потомок Исава, причинял беспокойство Божьему народу. Нас интересует именно этот Амалик. Наша плоть — это потомок Исава. Это означает, что плоть относится к первому, то есть старому, человеку. Плоть — это итог, проявление, первого человека.
Как мы уже отмечали, Исав был близким родственником Иакова; точно так же плоть — это что-то близкое к нашему возрождённому существу. В Библии нигде не сказано, что потомки Исава перестали существовать. Напротив, эдомитяне, потомки Исава, постоянно доставляли неприятности израильтянам.
Как мы увидели, Амалик, один из потомков Исава, был первым, кто сразился с детьми Израиля. Это сражение изображает плоть, сражающуюся против верующих. Пётр говорит об этом сражении: «Возлюбленные, умоляю вас как странников и пришельцев воздерживаться от плотских вожделений, воюющих против души» (1 Пет. 2:11).
Д. Первый враг на пути Израиля в добрую землю
Амалик был первым врагом, которого дети Израиля встретили на пути в добрую землю (Втор. 25:17-18; 1 Цар. 15:2). Это показывает, что наша плоть — первый из наших врагов. Она идёт впереди греха, мира и Сатаны, чтобы первой сразиться с нами. Плоть, грех, мир и Сатана — всё это взаимосвязано. Все четверо переплетены друг с другом. Но в сражении против верующих на первом месте среди всего этого стоит плоть. Сатана, грех и мир занимают второстепенное положение по отношению к плоти. Когда плоть умерщвлена в нашем практическом христианском переживании, мир не может удержать нас, грех не может действовать в нас и Сатана не в силах работать над нами. Почему же мир одолевает нас, грех силён, а Сатана активен? Потому что мы всё ещё в плоти. Все три врага зависят от плоти. Следовательно, плоть — наш главный враг. Вот почему Амалик, первый враг, сражавшийся с детьми Израиля, изображён в Библии во всей полноте. Многие из нас могут засвидетельствовать, что, с тех пор как мы впервые начали искать Господа и ходить Его путём, плоть сражается против нас. Плоть — это первый враг, мешающий нам идти вперёд с Господом.
Под водительством Бога дети Израиля двигались к определённой цели. Эта цель состояла в том, чтобы войти в добрую землю. Амалик напал на Божий народ для того, чтобы помешать ему войти в эту землю. У нас тоже есть цель — войти во всеобъемлющего Христа как нашу добрую землю и овладеть Им как такой землёй. Мы были спасены, мы совершили удивительный исход из Египта, мы перешли Красное море, и мы прошли пустыню, в которой у нас было много чудесных переживаний. Но мы ещё не достигли цели. Мы ещё не вошли во всеобъемлющего Христа. Враг, Амалик, знает, к какой цели мы движемся, поэтому он старается помешать нам достичь её. Очень важно, чтобы мы поняли, что Сатана возбуждает нашу плоть и побуждает её сражаться против нас с той целью, чтобы помешать нам войти в полное наслаждение Христом. Плоть воюет с нами, чтобы помешать нам войти в Христа как всеобъемлющую землю. Мы должны признать, что не многие христиане, даже не многие из нас, во всех отношениях вошли в полное наслаждение всеобъемлющим Христом. Главным образом нам мешает плоть. Мы можем наслаждаться Господом во время утреннего оживления, но вскоре после этого плоть нападает на нас. Из-за этого мы не можем наслаждаться всеобъемлющим Христом весь день. В результате в течение дня у нас мало наслаждения Христом. Таким образом, плоть сражается с нами, чтобы помешать нам наслаждаться Христом в полноте.
Для победы над Амаликом Господь использовал слабых людей (Исх. 17:9; Рим. 7:24). В 17:9 Моисей сказал Иисусу Навину: «Выбери нам людей и выходи, воюй с Амаликом». Еврейское слово, переведённое как «люди» в этом стихе, обозначает слабых людей. В глазах Бога дети Израиля были слабыми людьми. То же самое можно сказать и о верующих сегодня. Вы думаете про какого-то брата, что он очень сильный, но в глазах Бога он слабый. О нашей слабости говорит тот факт, что нас легко победить; это могут сделать даже наши дети или наши внуки. Брат может быть сражён даже недовольным выражением на лице жены. Не нужно считать себя сильными. Мы слабы. Но Бог не использует сильных в сражении против Амалика. Моисей велел Иисусу Навину выбрать для битвы слабых людей. Мы выбрали бы сильных, но Бог выбирает тех, кто слаб. Амалика побеждают слабые люди.
Б. Благодаря тому, что Моисей поднимал свою руку на вершине горы
На первый взгляд в битве против Амалика сражались слабые люди. На самом деле в ней сражался Сам Бог. На это указывает тот факт, что победа или поражение зависели от Моисея, который поднимал свою руку. В Исх. 17:11 говорится: «И когда Моисей поднимал свою руку, одолевал Израиль, а когда он опускал свою руку, одолевал Амалик». Моисей, поднимающий свою руку на вершине горы, — это прообраз вознесённого Христа, ходатайствующего на небесах (Рим. 8:34; Евр. 7:25). Победа или поражение зависели не от того, как сражались слабые люди. Они должны были сражаться, но победа зависела не от них. Она зависела от Моисея, который поднимал свою руку с Божьим посохом. Нам нужно сражаться против Амалика, но мы не должны думать, что, сражаясь, мы можем одержать победу. Мы способны лишь потерпеть поражение. Сражаясь, мы должны понимать, что нам нужно сражаться не самим, а при помощи Моисея и Иисуса Навина.
В. Благодаря тому, что Иисус Навин сражался за народ
С одной стороны, Моисей поднимал свою руку на вершине горы; с другой стороны, Иисус Навин сражался за народ (Исх. 17:10, 13). Как мы увидели, манна является прообразом Христа, а живая вода — прообразом Духа. Теперь мы пойдём дальше и увидим, что Моисей является прообразом небесного Христа, а Иисус Навин — прообразом обитающего в нас Духа, который сражается против плоти (Гал. 5:16-17; Рим. 8:13). Многие христиане понимают, что, согласно системе прообразов, Иисус Навин обозначает Иисуса. По-еврейски имя Иисуса Навина — «Иегошуа?», а «Иисус» — греческий эквивалент этого имени. Хотя Иисус Навин является прообразом Иисуса, в 17-й главе Исхода он является прообразом Духа. Согласно картине в этой главе, небесный Христос, прообразом которого служит Моисей, ходатайствует, а обитающий в нас Христос, прообразом которого служит Иисус Навин, поражает врага. Манна, живая вода, Моисей и Иисус Навин — всё это прообразы Христа. Христос — это жизненное снабжение, живая вода, Тот, кто ходатайствует на небесах, и Тот, кто обитает в нас и сражается против врага. Если говорить кратко, то Христос — это всё. Картина в Исходе очень ясно показывает это.
То, что Христос показан в Исходе при помощи всех этих прообразов, не случайно. В Своей всевластной мудрости Бог приготовил эти прообразы и расположил их в чудесной последовательности. Сначала мы видим манну и живую воду; затем мы видим Моисея на вершине горы и Иисуса Навина, сражающегося в битве. Всем нам нужно знать Христа как небесную манну, живую воду, ходатайствующего Моисея и сражающегося Иисуса Навина. Нам также нужно переживать Христа как манну, живую воду, Того, кто ходатайствует, и Того, кто сражается. Как обитающий в нас Дух, Христос — это нынешний и практический Иисус Навин, сражающийся против плоти и умерщвляющий её. В этой битве нам нужно содействовать Ему. Когда Он сражается, мы тоже должны сражаться. Но само по себе наше сражение ничего не значит. Тем не менее Христос хочет, чтобы мы сражались вместе с Ним. Именно так можно победить Амалика, победить плоть.
A. Память о нём будет изглажена из-под неба
Судьба Амалика прежде всего в том, что память о нём будет изглажена из-под неба. В 17:14 Господь сказал Моисею: «Я совершенно изглажу память об Амалике из-под неба». Какой бы сильной и упрямой ни была плоть и как бы она ни одолевала нас, память о ней будет изглажена. Это показывает, что Бог ненавидит плоть. Согласно Рим. 8:7-8, плоть — это Божий враг. Она не хочет и не может слушаться Бога. Поэтому плоть должна быть «изглажена», уничтожена.
Однако в Исходе Амалик не был уничтожен. В 15-й главе Первой книги царств мы видим, что амаликитяне не прекратили своего существования и были достаточно сильны. Тем не менее Бог решил, что плоть должна быть уничтожена. Это произойдёт в веке царства в тысячелетии. Сегодня нам всё ещё приходится сражаться против плоти. Но когда придёт царство, плоть будет «изглажена» из-под неба.
Б. У Бога будет война с Амаликом из поколения в поколение
Бог так суров по отношению к плоти, потому что у Амалика есть рука против престола Господа. В Исх. 17:16 говорится: «Ибо он сказал: Ибо есть рука против престола Яха! Война у Иеговы против Амалика из поколения в поколение». Плоть — это рука, поднятая против престола, против Божьего управления. Поскольку плоть противостоит престолу Господа, Он должен сражаться против неё. Господь будет воевать с Амаликом из поколения в поколение.
Плоть бунтует против Бога и против Его престола. Плоть в высшей степени уродлива, потому что она противостоит престолу Бога, Его управлению и плану. Это очень важно. Однако не многие верующие осознают, что плоть настолько порочна. Плоть не просто совершает незначительные проступки. Плоть — это рука, поднятая против престола Самого Бога. Поскольку плоть — это рука, поднятая против Божьего престола, Бог решил вести против неё войну. Амалик, плоть, по-прежнему является рукой, поднятой против Божьего управления. Это означает, что наша плоть бунтует против Божьего правительственного управления. Что бы Бог ни делал в Своём управлении, плоть противостоит этому. Например, плоть многих христиан яростно противостоит церкви, поскольку церковь — это Божье управление. Над церковью издеваются и говорят о ней много слов хулы. Это показывает, что в глазах Бога плоть полна бунта. Плоть действительно является рукой, поднятой против престола Господа. Поэтому Господь будет сражаться против этой бунтарской плоти и изгладит память о ней.
В. Имя Иеговы-Нисси было призвано у жертвенника как напоминания
В 17:15 говорится, что «Моисей построил жертвенник и назвал его именем Иегова-Нисси». Название «Иегова-Нисси» означает «Иегова — моё знамя». То, что Иегова — это наше знамя, означает, что Иегова Бог — это наша победа. Моисей построил жертвенник и затем назвал его именем Иегова-Нисси. Жертвенник обозначает крест, который кладёт конец нашей плоти (Гал. 5:24). С одной стороны, наша плоть должна быть «изглажена», уничтожена; с другой стороны, жертвенник должен служить напоминанием. Благодаря кресту мы наслаждаемся победой Господа. Это означает, что благодаря жертвеннику мы наслаждаемся Иеговой-Нисси.
Построенный и названный Моисеем жертвенник в 17-й главе Исхода указывает на то, что крест Христов является напоминанием о нашей победе. Благодаря кресту мы переживаем Господа как своё знамя. Мы наслаждаемся Им как победителем, и мы наслаждаемся победой посредством Господнего креста. Согласно Посланию к галатам, плоть должна быть упразднена, но крест должен стать предметом нашей похвалы. Павел провозглашает, что он не хвалился обрезанием, но хвалился крестом Христовым. Память о плоти должна быть изглажена, но память о кресте должна крепнуть. Нам нужно помнить крест Христов, благодаря которому мы наслаждаемся Господом как нашим знаменем, нашей победой. Крест служит напоминанием о том, что плоть была «изглажена», уничтожена.