(2)
Тексты Писания: Исх. 17:3, 6; Ин. 7:37-39; 4:10, 14; 1 Кор. 10:4; 3, 12:13; Отк. 21:6; 22:1-2, 17; Деян. 2:17, 21
В этом сообщении мы рассмотрим, что показывает нам Библия в отношении того, как нужно пить воду жизни. Я могу засвидетельствовать, что я потратил более тридцати лет на то, чтобы узнать, как пить живую воду. В предыдущем сообщении я говорил, что я много проповедовал о том, что мы должны пить живую воду, но при этом сам я не знал, каким образом мы пьём её. В конце концов я вынужден был спросить себя: «Ты так много проповедуешь о том, что мы должны пить, но знаешь ли ты сам, как нужно пить?» Мне пришлось признать, что я не умею пить. Я понял, насколько важно знать, как правильно пить. Что бы я стал делать, если бы после сообщения о необходимости пить живую воду кто-нибудь подошёл ко мне и спросил, как нужно пить? Предположим, кто-то подходит к вам и говорит: «Я верю, что Христос — это живая вода, и я жажду Его. Расскажите мне, как пить эту живую воду». Как бы вы ответили на такой вопрос?
Не все божественные секреты в Библии раскрываются ясным и очевидным образом. В Своей мудрости Бог иногда раскрывает Свои секреты скрытым образом. Эти секреты записаны в Библии и показаны в ней, но они не открыты полностью. Например, в Библии говорится, что мы должны верить, но в ней не говорится, каким образом мы можем поверить. Многие годы я благовествовал людям и говорил им, что они должны уверовать в Господа. Но когда меня спрашивали, как уверовать, я был в затруднении. Что бы вы сказали, если бы кто-то спросил вас, как уверовать в Господа Иисуса? Вы бы ответили этому человеку доктринально, сказав, что вера приходит посредством слышания? Возможно, вы просто ответили бы, что ему нужно уверовать, но что вы будете делать, если вас спросят, как уверовать? Лучше всего, если вы ответите, что мы можем уверовать, призвав имя Господа Иисуса. Не нужно давать неспасённым сложных ответов о том, как уверовать. Не пытайтесь объяснить им, что, веруя, мы входим в органический союз с Господом. Такие объяснения только запутают их. Тем, кто хочет уверовать в Господа, просто скажите, что им нужно открыть уста и призвать: «О Господь Иисус». Чтобы уверовать в Господа, нужно призвать Его имя.
В Библии не говорится, как уверовать, и точно так же в ней не говорится, как пить воду жизни. В Писаниях просто говорится, что, если мы жаждем, мы должны прийти к Господу и пить. Если мы придём к Господу и спросим Его, как нужно пить, Он, возможно, ответит: «Если ты жаждешь и хочешь пить, просто пей». Мы учимся пить по мере того, как мы пьём. Таким образом, то, как мы пьём, в каком-то смысле похоже на то, как мы уверовали в Господа. Мы не можем сказать, что мы пьём Господа точно так же, как мы уверовали в Него, но в том, как мы делаем это, есть нечто общее. Рассматривая то, как нужно пить, я хочу показать вам простой, но практический способ, которому я научился за тридцать с лишним лет изучения. Эти слова обращены к тем, кто уверовал в Господа, а не к неверующим.
I. Занять правильное положение, позволяющее пить
Будучи верующими, мы помещены в правильное положение, позволяющее нам пить. Это первый аспект «науки» о питье. В 1 Кор. 12:13 говорится: «Ибо и в одном Духе мы все были крещены в одно Тело — иудеи или греки, рабы или свободные, — и всем было дано пить одного Духа». Посредством крещения мы были помещены в правильное положение, позволяющее нам пить. Если мы крещены в Господа, у нас есть положение, позволяющее нам пить живую воду. До спасения мы были далеко от живой воды. Но теперь, когда мы спасены, мы были возвращены к воде и помещены в правильное положение, позволяющее нам пить её. Например, в нашем зале собрания есть фонтанчик для питья. Но для того чтобы мы могли пить из него, наш рот должен находиться в правильном положении. Точно так же, чтобы пить живую воду, мы сначала должны занять правильное положение. В это положение нас помещает крещение. Благодарение Господу, все мы помещены в правильное положение, позволяющее нам пить.
Мы были помещены в правильное положение, но мы не будем пить, если не будем жаждать. Чтобы пить воду жизни, нужно иметь жажду (Исх. 17:3; Ин. 7:37; Отк. 21:6). Миллионы сегодняшних христиан не жаждут Господа. Какая милость быть жаждущим! Я могу засвидетельствовать, что каждый день я жажду живой воды. Если я не молюсь некоторое время, я начинаю чувствовать жажду. То, что мы жаждем живой воды, особенно когда так много христиан не имеют никакой жажды, это милость. Многие из нас могут засвидетельствовать, что в течение дня мы ощущаем внутри себя жажду. Эта жажда побуждает нас молиться и соприкасаться с Господом. Мы можем просто сказать: «Господь Иисус, я жажду Тебя, и я хочу коснуться Тебя». Если мы чувствуем, что наша жажда недостаточная, возможно, нам нужно помолиться: «Господь, увеличь жажду внутри меня». Нам всем нужно так жаждать Господа.
Кроме того, нам нужно приходить к Господу. В Ин. 7:37 Господь Иисус зовёт тех, кто жаждет, прийти к Нему и пить. Подобным образом Дух и невеста призывают прийти и пить живую воду (Отк. 22:17). Мы были помещены в правильное положение, и мы жаждем, но нам всё равно нужно приходить к Господу снова и снова. Нам нужно постоянно приходить к Господу, приходить к Нему даже все двадцать четыре часа в сутки. Если мы скажем Господу, что хотим приходить к Нему весь день, Он обязательно ответит на нашу молитву. Скажите Господу: «Господь, пусть я не перестану приходить к Тебе. Я хочу приходить к Тебе двадцать четыре часа в сутки, даже когда я сплю». Чем бы мы ни занимались, мы можем приходить к Господу, призывая Его. Всякий раз, когда мы призываем имя Господа Иисуса, мы приходим к Нему.
Чтобы пить живую воду, нам нужно просить у Господа этой воды. В Ин. 4:10 Господь сказал самарянке: «Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: „Дай Мне пить“, то ты бы просила Его, и Он дал бы тебе живую воду».
Мы были помещены в правильное положение, и, возможно, мы жаждем и приходим к Господу и просим у Него, но фактически мы начинаем пить только тогда, когда призываем имя Господа (Деян. 2:21). В 12-й главе Первого послания к коринфянам мы видим секрет того, как пить. В стихе 13 говорится, что всем нам было дано пить одного Духа, а в стихе 3 сказано, что никто не может сказать: «„Иисус — Господь!“ — кроме как в Святом Духе». Пить Духа — значит призывать: «Господь Иисус». Всякий раз, когда мы таким образом призываем имя Господа, мы автоматически пьём живую воду.
В 12-й главе Первого послания к коринфянам мы видим, что вода — это Дух, поскольку в стихе 1 Кор. 12:13 говорится о том, что мы пьём одного Духа. Чтобы пить Духа, нужно призывать имя Господа. Если мы жаждем и призываем: «Господь Иисус», мы сразу же начинаем пить Духа. Когда мы призываем, мы пьём. Согласно 1 Кор. 12:3, когда мы призываем: «Господь Иисус», мы находимся в Духе. Я могу засвидетельствовать, что всякий раз, когда я призываю Господа из глубины своего духа, у меня есть убеждённость и осознание, что я нахожусь в Духе и касаюсь Господа.
Многие годы меня беспокоили слова Павла в 1 Фес. 5:17 о том, что мы должны непрестанно молиться. Я не понимал, как можно молиться непрестанно. Теперь я вижу, что мы можем молиться непрестанно, просто постоянно призывая имя Господа Иисуса. Секрет того, как пить Духа в 12-й главе Первого послания к коринфянам, — это также секрет того, как молиться непрестанно. Поскольку мы можем призывать Господа непрестанно, мы можем и молиться непрестанно. Если только мы не спим, мы можем постоянно призывать имя Господа. Возможно, призывание Господа в конце концов станет частью нашей жизни до такой степени, что мы будем призывать Его даже во сне. Если мы ищем Господа и жаждем Его, мы должны постоянно призывать Его имя. Всякий раз, когда мы призываем: «Господь Иисус», глубоко внутри у нас появляется чувство, что Господь действительно един с нами в духе.
Мы можем призывать Господа в любое время и в любом месте. Когда у вас возникает искушение дать волю своей раздражительности, призовите: «Господь Иисус». Вместо того чтобы пытаться подавить свой гнев, призовите имя Господа Иисуса. Если в этот момент вы призовёте Господа, живая вода покорит ваш гнев. Призывая Господа, мы поистине пьём живую воду.
Некоторые христиане не соглашаются призывать имя Господа, предпочитая вместо этого соприкасаться с Ним молча. Я не говорю, что мы должны призывать имя Господа громко. Но я хочу отметить, что призывание имени Господа занимает значительное место в Писаниях. Еврейское слово, которое переводится как «призывать», означает «вызывать», «взывать, обращаясь к кому-то», «восклицать». А греческое слово, которое переводится как «призывать», означает «окликать», «звать по имени». Таким образом, согласно Библии призывать — значит звать по имени вслух. Молиться можно и про себя, но призывать нужно вслух. Господь Иисус — это живая Личность, Он близок к нам и доступен для нас. Когда мы призываем Его имя, Он отвечает.
Многие годы я был тихим христианином. Собрания, которые я посещал, были такими тихими, что можно было услышать, как пролетает муха. Но в конце концов я начал призывать имя Господа согласно Библии. Когда мы призываем Его имя, мы пьём живую воду.
Как мы уже сказали, слово, которое переводится как «призывать», означает «окликать», «звать по имени». Призывание подразумевает молитву. Призывая: «Господь Иисус», мы взираем на Него в молитве. Итак, мы не просто произносим имя Господа — мы призываем Его. Когда мы призываем Его имя, мы молимся Ему. Допустим, вы призываете: «Господь Иисус», когда ведёте машину. При этом вы не просто произносите имя Господа, но и взираете на Него и молитесь Ему. Чтобы надлежащим образом пить живую воду, нужно призывать имя Господа.
Я хочу подчеркнуть, что, призывая имя Господа, мы можем пить живую воду в любое время и в любом месте. Многие годы я придерживался представления о том, что, соприкасаясь с Господом, я должен соблюдать определённые формальности. Я думал, что, прежде чем соприкоснуться с Господом в молитве, я должен надлежаще одеться и пойти туда, где можно будет встать перед Ним или преклонить колени. Но теперь я наслаждаюсь призыванием Господа в любом месте и в любое время. Когда я пью живую воду, меня не интересуют никакие формальности. Я лишь знаю, что всякий раз, когда я призываю: «Господь Иисус», я поистине наслаждаюсь Господом, где бы я ни находился.
Иногда я ощущаю внутри себя тяжёлое бремя. Автоматически я начинаю призывать имя Господа; я могу делать это, одеваясь рано утром. Какое наслаждение! Какое утоление жажды! Призывая имя Господа таким образом, я внутренне укрепляюсь, чтобы нести это тяжёлое бремя.
Возможно, кто-то всё ещё думает, что, молясь Господу и призывая Его, мы должны проявлять вежливость и испытывать благоговение и что мы должны молиться в надлежащее время и в надлежащем месте. Такое представление является религиозным и совершенно непрактичным. Господь — это наша живая вода. Если мы хотим быть вежливыми и испытывать благоговение больше, чем пить, то Господь скажет нам: «Мне не нужно твоё благоговение. Я хочу, чтобы ты пил живую воду. Мне не нужно, чтобы ты благоговел передо Мной; Я хочу, чтобы ты пил Меня. Чтобы чтить Меня, нужно пить Меня». Как же это отличается от религиозного представления, согласно которому мы должны испытывать благоговение и соблюдать формальности! Те, кто торжественно поёт: «Свят, свят, свят», мало пьют Господа. Вместо того чтобы заботиться о религиозных формальностях, давайте скажем: «Господь Иисус, вот я. Я пришёл не в святилище, чтобы поклоняться Тебе религиозно. Я пришёл к Тебе, чтобы пить Тебя, призывая Твоё имя».
Раньше я говорил святым, что им нужно каждое утро проводить время наедине с Господом. И хотя я не отказываюсь от своих слов, теперь я могу сказать, что, если вы умеете пить Господа, вам можно не беспокоиться о том, чтобы отделять какое-то время для соприкосновения с Ним. Давайте призывать Господа независимо от того, где мы находимся и что мы делаем. Как только мы проснулись утром, нам нужно пить живую воду, призывая имя Господа. Когда мы умываемся и одеваемся, мы можем пить воду жизни. Нам нужно забыть все формальности и заботиться только о том, чтобы пить живую воду. Формальности убивают. Нам нужно принимать Господа Иисуса в чистоте, призывая Его. Тогда мы получим снабжение живой воды.
Призывать Господа естественно и неформально гораздо лучше, чем приближаться к Нему с религиозным благоговением, формально и торжественно. Я предпочитаю слышать, как молодые люди призывают Господа по пути на собрание, чем слышать хор, религиозно поющий псалмы. Как приятно слышать святых, призывающих Господа: «Господь Иисус, я люблю Тебя! Господь, я пришёл, чтобы пить Тебя и наслаждаться Тобой!» Насколько это лучше формальной и религиозной службы! Я понимаю, что это может возмутить религиозных людей. Но я знаю, о чём говорю. Когда я пью живую воду, я часто оказываюсь вне себя от радости в Господе. Я хочу воодушевить всех вас призывать имя Господа постоянно. Чем больше вы призываете Его, тем больше вы пьёте живую воду.
Последнее время мы общаемся о мнениях и о том вреде, который они наносят христианской жизни и церковной жизни. Чтобы полностью покончить со своими мнениями, нужно призывать Господа Иисуса. Когда у нас появляется сильное мнение, мы, как правило, перестаём призывать Господа. Те, кто любит спорить, редко призывают Его. То же самое можно сказать и о сестре, которая недовольна своим мужем. Из-за своего недовольства она не хочет молиться и призывать Господа. Иногда я напоминаю такой сестре, что, хотя муж и обидел её, Господь Иисус никак не мог этого сделать. Затем я предлагаю ей поговорить с Господом. Но часто сестра всё равно отказывается призывать Господа. Из-за того что она не призывает, она не пьёт живую воду. Поэтому вместо снабжения жизни есть только смерть и сухость. Давайте все противостанем этой мёртвости. Когда у вас возникает искушение поссориться со своим мужем или женой, пейте живую воду, призывая имя Господа.
Наконец, мы пьём воду жизни посредством того, что мы получаем и берём верой. Согласно Ин. 7:39, мы получаем Духа как живую воду посредством веры в Христа. В Отк. 22:17 говорится о том, что мы можем брать воду жизни даром. Призывая имя Господа, мы непроизвольно получаем живую воду и берём её даром. Если мы будем призывать Господа, у нас будет живая вера. Чем больше мы будем призывать, тем больше мы будем верить, а чем больше мы будем верить, тем больше мы будем получать и брать живую воду.
Призывание имени Господа решает все наши проблемы. Если вы полны печали и беспокойства, призывайте Господа. Если вы разочарованы, унываете или встревожены, призывайте Его. Призывайте Его, когда вы слабы и когда вы сильны. Призывая, вы получаете и берёте живую воду.
Основная проблема среди христиан, особенно среди тех, кто находится в организованном христианстве, связана с религиозным поклонением Богу. Даже многие неверующие имеют определённое представление о религиозном поклонении Богу. Те, кто небезразличен к Богу, думают, что они должны поклоняться Ему как могущественному и совершенному Существу. Они относятся к всемогущему Богу как к объекту своего поклонения. Такое представление является частью самой их природы.
Поскольку Библия велит нам поклоняться Богу, мы не можем сказать, что мысль о поклонении Ему неправильна. Но каким образом мы собираемся поклоняться Ему? В Ин. 4:23-24 Господь Иисус сказал самарянке, задавшей вопрос о поклонении: «Но наступает час, и ныне он настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истинности, ибо и Отец ищет Себе таких поклонников. Бог есть Дух, и те, кто поклоняется Ему, должны поклоняться в духе и истинности». Слова Господа ясно показывают, что мы должны поклоняться Богу. Но при этом всё равно остаётся вопрос: каким обазом нужно поклоняться Ему? У иудеев и мусульман есть свои способы поклонения; у тех, кто находится в Католической церкви и деноминациях, тоже есть свои способы. На самом деле все религиозные способы поклонения неправильны. Даже у самарянки в 4-й главе Евангелия от Иоанна было ошибочное представление о том, как нужно поклоняться Богу. Господь Иисус показал ей, что надлежащее поклонение Богу происходит не в каком-то физическом месте — оно происходит в нашем духе.
Согласно 4-й главе Евангелия от Иоанна, поклоняться Богу в нашем духе — значит пить Его. Не относитесь к Богу как к объекту поклонения, которому вы поклоняетесь в духе. В этом случае орган (дух) является правильным, но способ по-прежнему неправильный. Когда вы падаете ниц перед Богом, это не означает, что вы поклоняетесь Ему надлежащим образом, но когда вы пьёте Его как живую воду, это является надлежащим поклонением. Бог не хочет быть объектом нашего поклонения. Вместо этого Он приходит как живая вода, которую мы можем пить. Когда мы пьём Его как воду жизни, мы поклоняемся Ему подлинным образом. Если мы пьём Господа при помощи своего духа, мы поистине поклоняемся Ему.
Собрание Господней трапезы — это собрание, предназначенное для поклонения. Когда мы вспоминаем Господа на Его трапезе, мы поклоняемся Ему. Чтобы поклоняться Господу на этом собрании, нам не нужно вставать на колени или падать ниц; нам нужно есть хлеб и пить вино в воспоминание о Нём. Из того, что мы едим и пьём, складывается настоящее поклонение. Мы вспоминаем Господа не тем, что пользуемся своими мыслительными способностями, вызывая в памяти определённые вещи. Мы вспоминаем Его посредством того, что едим и пьём Его. Вспоминая Господа тем, что мы едим и пьём Его, мы поклоняемся Ему.
Не многие христиане увидели, что намерение Бога состоит в том, чтобы внедрить Себя в нас. Большинство верующих осознают только то, что Бог — это Бог, а мы — Божьи твари, которые стали падшими, и что Бог из Своей любви к нам послал Своего Сына, который умер за нас на кресте и совершил искупление. Кроме того, подлинные христиане признают, что Христос был воскрешён, а затем послал Святого Духа, который ведёт нас к покаянию, побуждая нас уверовать в Него и принять Его как своего Спасителя. В результате, основываясь на своём природном представлении, верующие используют Библию как книгу нравственности, которая учит их прославлять Бога в своей повседневной жизни. Наконец, христиан учат, что после своей смерти или после возвращения Господа они будут вечно пребывать с Ним. Разумеется, в Библии есть такие учения. Но эти учения поверхностны. Они не являются ядром Божьего откровения в Библии. Ядро божественного откровения — это то, что Бог сотворил нас и искупил нас для того, чтобы внедрить Себя в нас как нашу жизнь. Нам в Господнем восстановлении нужно получить более полное видение этого откровения. Если у нас будет такое полное видение, оно будет руководить нашим представлением о поклонении.
Триединый Бог внедряет Себя в наше существо, когда мы едим и пьём Его. Как наша пища и вода, Он входит в нас и становится единым с нами органически. Всё, что мы принимаем с пищей и питьём, становится единым с нами органически. Оно проникает в наши волокна и становится нашими органическими тканями. Когда то, что мы принимаем с пищей и питьём, переваривается и усваивается нами, это становится нашим составом. Поэтому мы состоим из того, что мы едим и пьём. Это относится и к духовной сфере, и к физической сфере. Благодаря тому что невеста ест и пьёт, она становится едина с Духом. Согласно Отк. 22:17, Дух и невеста говорят вместе как один, призывая тех, кто жаждет, пить воду жизни.
Если мы увидим, что Бог хочет внедрить Себя в нас, мы естественным образом будем есть и пить Его. Матери знают, что младенцы едят и пьют совершенно естественно, не заботясь ни о каких формальностях, манерах или правилах. У младенцев лучше получается есть и пить, чем у взрослых. Часто мы не можем спокойно есть и пить, потому что мы уделяем всё своё внимание тому, как нужно вести себя за столом. Иногда чем больше внимания мы уделяем своим манерам, тем меньше мы наслаждаемся пищей. Я слышал о китайском после, который присутствовал на официальном обеде в Германии. Он так сильно беспокоился о соблюдении правил этикета и надлежащих манерах, что совсем не мог наслаждаться пищей. Он всё время наблюдал за тем, как остальные ведут себя за столом и как они пользуются своими приборами. Правила поведения за столом не давали ему есть. Дети не такие. Когда к нам приходит моя маленькая внучка, бабушка часто даёт ей поесть. Моя внучка наслаждается пищей естественно и неформально. Она — хороший пример того, что нам нужно уделять меньше внимания формальностям и больше есть и пить.
В то самое время, когда Господь Иисус говорил с самарянкой, священники в храме поклонялись Богу, выполняя формальные, регулярные и предписанные действия. Но где был Бог в это время? В храме со священниками или с женщиной у колодца в Самарии? Как все мы знаем, Он был с самарянкой. Он встретил её на открытом месте, вдали от храма и жертвенника, без религиозных формальностей и обрядов. В итоге самарянка выпила живую воду и по-настоящему поклонилась Богу. В тот момент Бог получил истинное поклонение не от священников в храме, а от самарянки, которая выпила живой воды. Священники поклонялись Богу тщетно, а самарянка поклонялась Ему в действительности, принимая Его в своё существо. Дух как живая вода был перелит в неё. Бог искал истинного поклонения, и Он получил его от этой самарянки, которая выпила Духа как живой воды.
Сегодня христианам нужно увидеть, что такое настоящее поклонение. Они осуждают тех, кто находится в Господнем восстановлении, обвиняя их в ереси, тогда как они сами держатся за ереси и не знают истины. Подобно священникам в храме, они слепы и не видят, что такое истинное поклонение. В 4-й главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус говорил не с типичными иудеями о ветхозаветном пути поклонения; Он беседовал с безнравственной женщиной, наполовину язычницей, о поклонении, которое удовлетворяет Божье сердце. Эта женщина поклонилась Богу в своём духе, выпив Его как воду, утолившую её жажду. Так Бог получил от неё подлинное поклонение. Насколько же это отличается от формального, религиозного поклонения!
На протяжении столетий поклонение христиан было по большей части подобно поклонению священников в храме. Лишь немногие поклонялись Богу в духе посредством того, что пили Его как живую воду. Но как мы уже подчёркивали в этом сообщении, именно так нужно поклоняться Ему.
Мы должны признать, что, когда мы собираемся, во многих отношениях мы подсознательно и невольно по-прежнему находимся под влиянием своего религиозного прошлого. Чем больше мы входим в истинное поклонение Богу посредством того, что пьём Его как живую воду в духе, тем больше мы осознаём, насколько неудовлетворительными являются наши практики. Но по милости Господа я увидел, какого поклонения хочет Бог. Благодаря видению, которое я увидел, меня уже не интересуют ни религия, ни даже наши собственные практики. На самом деле нам не нужны никакие практики. Нам нужно увидеть, что наш Бог прошёл процесс воплощения, человеческого жития, распятия, воскресения, вознесения и воцарения и стал всеобъемлющим животворящим Духом, которого мы можем пить. Он такой составной Дух, и у нас есть дух, которым мы можем пить Его. В духе мы едины с Ним. Если мы увидим это видение, средоточие божественного откровения в Библии, мы научимся пить Господа как воду жизни.