Живая вода из рассечённой скалы
(2)
Тексты Писания: Исх. 17:1-7; Числ. 20:1-13; 1 Кор. 10:1-4
Когда дети Израиля пришли в местность, в которой не было воды, они состязались с Моисеем и испытывали Бога (17:1-2; Числ. 20:2-3). Они видели чудесные дела Бога, но они не знали Божьих путей (Пс. 103:7).
Предположим, вы оказались среди детей Израиля в то время. Вы видели, как Бог Своей чудесной силой послал бедствия на египтян. Вы пережили Пасху и чудесный исход из Египта. Затем вы перешли через Красное море, как если бы это была суша. После этого вы пили воду, которая превратилась из горькой в сладкую, и наслаждались двенадцатью источниками и семьюдесятью пальмовыми деревьями в Элиме. Совсем недавно вы начали есть небесную манну, чудесным образом получаемую от Бога. И теперь, следуя за столбом, вы пришли в такое место в пустыне, где нет воды. Если бы вы оказались в такой ситуации, что бы вы сделали? Стали бы вы жаловаться и состязаться с Моисеем? Мы думаем, что, оказавшись в таких обстоятельствах, мы, несомненно, будем благодарить Господа. Но если бы это действительно было так, то мы были бы самыми духовными святыми. На самом деле, оказавшись в такой ситуации, мы, скорее всего, будем жаловаться Господу. Мы забудем обо всём, в том числе о молитве, и будем жаловаться на свои обстоятельства. Подобно детям Израиля, мы скажем ведущим братьям: «Зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы уморить нас, и наших детей, и наш скот жаждой?» (17:3). Я не думаю, что кто-то из нас будет славить Господа или благодарить Его. Мы будем обвинять ведущих братьев и упрекать их.
В 17:2 говорится, что «народ состязался с Моисеем, и они говорили: Дайте нам воды, чтобы нам пить». Когда дети Израиля состязались с Моисеем и испытывали Господа, посреди них находился столб, стоявший между землёй и небом. Но даже в присутствии этого столба народ жаловался Моисею. Реагируя на жалобы народа, Моисей сказал: «Почему вы состязаетесь со мной? Почему испытываете Иегову?» (ст. 2). Народ, казалось бы, забыл, что столб был с ним.
Возможно, мы считаем себя лучше детей Израиля и думаем, что в таких обстоятельствах мы никогда не состязались бы с Моисеем, не жаловались бы и не испытывали бы Господа. Нам нужно понимать, что для детей Израиля столб находился вне их. Но сегодня столб находится внутри нас. Часто, когда мы жалуемся на то или иное окружение или обстоятельства, глубоко внутри мы ощущаем, что Господь, обитающий внутри нас, привёл нас в эту ситуацию. Многие из нас могут засвидетельствовать, что часто, когда мы жаловались, мы ощущали внутри себя присутствие Господа. Иногда у нас было подобное переживание, когда мы жаловались на старейшин церкви или обвиняли их в чём-то, что они сделали. Когда мы критиковали старейшин, мы начинали чувствовать, что внутри нас находится столб. Поэтому не думайте, что в 17:1-6 говорится только о детях Израиля. Эта часть Слова изображает и нас сегодня.
Если бы дети Израиля знали Божьи пути, они не состязались бы с Моисеем и не испытывали бы Господа. Они осознали бы, что они были избавлены из Египта не по своей инициативе и они не сами освободили себя. Это было исключительно действием Бога, который совершил его по собственной инициативе. Бог послал Моисея к народу, чтобы тот сказал ему, что Бог Сам сделает всё необходимое, чтобы вывести людей из Египта и привести их в пустыню, где они будут служить Господу. Тогда люди вспомнили бы, что в Египте они видели могущественные дела Бога. Это дало бы им уверенность, что Бог удовлетворит все их нужды. Кроме того, они поняли бы, что их нынешние обстоятельства - это результат не их выбора, а Господнего водительства. Господь привёл их туда, и Он присутствовал с ними, на что указывает столб, стоявший между небом и землёй. Следовательно, им не нужно было беспокоиться о запасах воды. Бог ни в коем случае не позволил бы им умереть от жажды. Он обеспечил бы их необходимой им водой. Поэтому они могли быть спокойны.
Если бы дети Израиля были духовны, они не только благодарили бы Господа, но и славили бы Его с пением и танцами. Они могли бы с уверенностью провозгласить: «Наш Бог привёл нас сюда. У Него есть план, и Он обеспечит нас всем необходимым для жизни». Божьему народу следовало иметь именно такой настрой, но на самом деле их настрой был совсем другим. Они, казалось бы, забыли всё, что Бог сделал для них. Более того, они даже не обращали внимания на Господне присутствие в облаке. Они состязались с Моисеем и сомневались, есть ли Господь среди них или нет.
Чтобы у нас не возникло искушения посмеяться над детьми Израиля или начать критиковать их, нам нужно осознать, что мы находимся в такой же ситуации. В 17:1-6 мы видим свою собственную фотографию. В доктрине и учении нам может быть всё ясно и понятно. Но когда мы оказываемся в реальной ситуации, мы забываем всё, что знаем. Нам может даже казаться, что Бога нет, потому что мы начинаем сомневаться, есть ли Бог среди нас или нет. В такие моменты мы не осознаём, что Господь внутри нас.
В 17:7 говорится, что то место было названо Масса и Мерива из-за состязания детей Израиля и из-за того, что они испытывали Господа. Первоначально это место называлось Рефидим; возможно, это было местное название. Название «Масса» означает «испытание», «проверка», «искушение», «удостоверение», а название «Мерива» означает «соперничество» или «состязание». Масса была местом испытания. В этом испытании в Массе участвовали три стороны: Моисей, дети Израиля и Бог. Израиль испытывал Бога, а Бог испытывал как Моисея, так и Израиля. Следовательно, в Массе все три стороны подверглись испытанию. В Пс. 81:7 мы видим подтверждение тому, что Бог испытывал Израиля в Массе и Мериве, поскольку там говорится, что Бог проверял народ «при водах Меривы». Единственным, кто прошёл проверку в Массе, был Бог. Моисей и дети Израиля проверку не прошли. Но несмотря на то что Моисей и дети Израиля не прошли эту проверку, Бог не осудил их.
Испытывая народ, Бог намеренно вёл его посредством столба в сухое место. После того как Бог привёл народ в место, где не было воды, Он некоторое время ничего не говорил и ничего не делал. Если бы Он сразу же дал народу живую воду, народ не был бы изобличён. Чтобы изобличить народ, Бог умышленно ничего не делал для утоления его жажды. Это стало для людей проверкой. Как мы уже говорили, из-за того что они состязались с Моисеем и испытывали Бога, они не прошли Божью проверку. Но если бы они знали Божьи пути, то они прошли бы проверку в Массе. Они сказали бы: «Господь намеренно привёл нас сюда. Он не оставит нас в беде. Он обязательно удовлетворит нашу нужду. Давайте благодарить Его, петь Ему хвалы и танцевать перед Ним».
Моисей тоже не прошёл проверку в Массе. В то время Моисей был пожилым человеком, ему было больше восьмидесяти лет. Поскольку он был в преклонных годах, можно подумать, что он был терпелив. Но в этой ситуации Моисей не был терпелив. Когда дети Израиля состязались с ним, он немедленно отреагировал на это и сказал: «Почему вы состязаетесь со мной? Почему испытываете Господа?» Моисей как бы говорил: «Нет никакой причины состязаться со мной. Я не сделал ничего плохого. Разве вы не понимаете, что не я привёл вас в это место?» Реакция Моисея на состязание народа показывает, что в этой ситуации он потерпел поражение. Подобно остальным детям Израиля он тоже не прошёл проверку.
Хотя Моисей отреагировал на жалобы народа, его реакция в 17-й главе не была слишком сильной. После того как он говорил с народом, он стал восклицать к Господу и говорить: «Что мне делать с этим народом? Ещё немного, и они побьют меня камнями» (ст. 4). Трудно сказать, что делает здесь Моисей: молится или выступает с обвинением. Создаётся впечатление, что, восклицая к Господу, он обвиняет народ.
Если бы вы были Моисеем, какой была бы ваша реакция? Возможно, мы лучше Моисея знаем доктрину, но фактически мы не лучше его. Доктринально мы знаем, что Моисею следовало бы сказать: «Господь, спасибо за Твою верность. Я славлю Тебя и поклоняюсь Тебе за то, что Ты привёл нас в это сухое место. Господь, хотя здесь и нет воды, я надеюсь на Тебя и верю в Тебя. Твоё снабжение придёт в нужное время». Однако Моисей так не молился. С одной стороны, он отреагировал на детей Израиля; с другой стороны, он обвинил их в том, что они хотят побить его камнями. Всё это показывает, что в Массе Моисей потерпел поражение.
Господь не осудил Моисея и детей Израиля за их ошибки в Массе в 17-й главе Исхода, но Он осудил их за их ошибки в Кадесе в 20-й главе Чисел. Когда народ снова начал жаловаться на нехватку воды, Моисей, усвоивший урок в Массе, сначала никак не отреагировал. Но, оказавшись не в состоянии терпеть сложившуюся ситуацию, он в итоге отреагировал очень резко и сказал: «Послушайте же, бунтари: из этой скалы нам извлечь для вас воду?» (Числ. 20:10). Затем, ослушавшись Господа, который велел ему говорить скале, «Моисей поднял свою руку и ударил в скалу своим жезлом дважды» (ст. 11). Сделав это, Моисей нарушил принцип Божьего домостроительства. В результате Бог не разрешил ему ввести детей Израиля в добрую землю. Согласно Числ. 20:12, Господь сказал Моисею и Аарону: «За то что вы не поверили в Меня, чтобы освятить Меня на глазах у детей Израиля, - поэтому вы не введёте это собрание в землю, которую Я дал им». Подобно своей сестре Мариам, которая умерла в Кадесе, Моисей и Аарон должны были умереть в пустыне. Они не получили права ввести народ в Ханаанскую землю.
События в Исх. 17:1-6 произошли в начале путешествия детей Израиля по пустыне, когда они только начали следовать за Господом. Поэтому, несмотря на то что дети Израиля вели себя очень плохо и даже Моисей совершил ошибку, Бог не рассердился на них. На самом деле Он был полностью готов к этой ситуации. Как мы уже говорили, в Своей работе по сотворению Он приготовил скалу, которая должна была быть рассечена. Затем посредством столба Бог повёл их в это место. Хотя народ состязался с Моисеем и испытывал Бога, Господь не рассердился на него. Но тридцать восемь лет спустя, в Кадесе, ситуация была совсем другой. К тому времени большинство участников событий, описанных в 17:1-6, умерли. Это означает, что те, кто был в Кадесе, принадлежали к новому поколению, они были теми, кто родился в пустыне. В главах, предшествовавших 20-й главе Чисел, многие из народа были убиты Господом. В Числ. 20:1 даже говорится о смерти Мариам. После её смерти в Кадесе возникло состязание из-за нехватки воды. Это состязание народа произошло незадолго до окончания его странствия. Поэтому Господь разгневался на людей. Кроме того, Господь строго поступил с Моисеем.
В 17-й главе Исхода ошибка Моисея состояла лишь в том, что он отреагировал на состязавшихся с ним детей Израиля. Но в 20-й главе Чисел он не только отрицательно отреагировал на состязавшийся с ним народ, но и нарушил основополагающий принцип Божьего искупления. Христос, прообразом которого была скала, должен был быть рассечён только один раз. Вот почему в Числ. 20:8 Господь велел Моисею говорить скале, а не ударять в неё. Скала уже была рассечена в 17-й главе Исхода. Моисей совершил ошибку, ударив в скалу во второй раз. На протяжении поколений христиане делают то же самое; фактически они снова распинают Христа. Это серьёзное нарушение Божьего принципа в Божьем искуплении и управлении. Вопрос касался не отдельного человека, а Божьего управления. Вот почему Бог поступил с Моисеем так сурово.
Нам нужно научиться на примере этой ошибки Моисея и проявлять осторожность, чтобы в своих реакциях не затронуть Божье управление. Когда мы даём волю своей раздражительности, мы должны остерегаться того, чтобы не нарушить основополагающего принципа Божьего искупления и управления. Если в своей реакции мы затрагиваем Божье управление, то это очень серьёзно.
Как мы увидели, нехватка воды является испытанием для Бога и Божьего народа. В нашей семейной или церковной жизни Бог часто допускает, чтобы мы пришли на этап сухости. Особенно это относится к церковной жизни. Нет ни одной поместной церкви, постоянно проистекающей живой водой. Иногда в церковной жизни мы приходим в Мерру, где воды горькие. В другой раз мы приходим в Элим, где текут двенадцать источников воды. Однако мы редко остаёмся в Элиме надолго. По Божьему водительству мы в церкви в конце концов приходим в Массу, где совсем нет воды. Здесь мы подвергаемся испытанию. Когда воды для питья много, нам легко вести себя надлежаще. Все братья ведут себя как джентльмены, а сёстры милые и приятные. Но когда нам нечего пить, мы становимся раздражительными и неуправляемыми, даже необузданными. То же самое можно сказать и о семейной жизни. Когда всё хорошо и приятно, муж и жена могут быть смиренными, добрыми и нежными. Но когда в своей семейной жизни мы приходим в сухое место, наше поведение коренным образом меняется. Вместо доброты и нежности появляются ропот и ссоры. Когда пищи хватает для всех, никто не сражается. Но когда пищи не хватает, даже те, кто в обычных обстоятельствах ведёт себя благородно, начинают сражаться за неё. Точно так же, когда у нас достаточно воды для питья, мы можем вести себя вежливо и даже пропускать других пить первыми. Но если мы жаждем и испытываем неудовлетворение из-за недостатка воды, мы будем сражаться и бороться за себя. Это изобличает нас в церковной жизни и в семейной жизни.
На самом деле Господь приводит нас на этап сухости именно для того, чтобы изобличить нас. В такой ситуации Господь испытывает нас, а мы испытываем Его. Он испытывает нас, чтобы посмотреть, какой будет наша реакция. Что мы будем делать: молиться, славить и благодарить Господа или роптать и жаловаться? Кроме того, те, кто ведёт Господних людей, тоже подвергаются испытанию сухостью, подобно Моисею и Аарону. Они подвергаются испытанию и со стороны Бога, и со стороны Божьих людей. Но из всех испытуемых сторон только Бог всегда проходит это испытание. Редко кто из Божьих служителей или из тех, кто ведёт народ, проходит Божье испытание. Ещё реже это испытание проходит сам народ.
В Иез. 47:19 (евр.), а также в Иез. 48:28 (евр.) говорится о водах распри при Кадесе. В обоих случаях еврейское слово, переведённое как «распря», - это слово «Мерива»; этим именем были названы воды в Числ. 20:13. Вода, текущая из рассечённой скалы, должна быть водой мира. Но из-за нашей ошибки она становится водой Меривы, водой распри, пререкания, состязания. Хотя Бог верен и милостив, мы греховны и у нас нет веры. Поэтому вода, которая должна быть водой мира, названа водой распри.
Согласно нашему мнению, Бог не должен снабжать живой водой тех, кто греховен и неверен. Но Бог не отказал людям в снабжении водой. Напротив, Он использовал закон, чтобы рассечь Своего Христа, чтобы живая вода проистекла и утолила нашу жажду. Это показывает Божью верность и милость.
В 17-й главе Исхода показана живая вода из рассечённой скалы; эта картина обличает греховность и неверность Божьего народа, а также недостаток Божьих служителей. Мы, те, кто служит Господу, должны первыми среди Божьих людей исповедовать свой недостаток. Когда приходит испытание, наша реакция часто бывает отрицательной. Мы просто не способны пройти испытания, которым подвергает нас Бог и Его народ. Бог верен и милостив, но мы, как и дети Израиля, греховны. Хотя они были искуплены, в Массе они всё равно вели себя как грешники. Христос был рассечён за нас, чтобы живая вода могла течь из Него и утолять жажду греховных людей. В этой картине мы видим важный аспект благовестия.
В 17-й главе Исхода Моисею было больше восьмидесяти лет, а в 20-й главе Чисел ему было почти сто двадцать лет. Но ни в том ни в другом случае он не смог пройти испытание. Состязание, возникающее в результате нехватки воды, становится для нас очень трудным испытанием. Когда Господь позволяет церкви прийти на такой этап сухости, даже Его ведущие служители не способны пройти это испытание. Всякий раз, когда нам не хватает Христа как живой воды для утоления нашей жажды, мы автоматически подвергаемся Божьему испытанию. Из-за нехватки воды сегодняшние христиане подвергаются одному испытанию за другим. Из-за этой нехватки воды сражения, борьба, ссоры и критика становятся обычными вещами.
Чтобы мы усвоили определённый урок, Господь иногда ведёт нас в сухую землю. В этом месте мы можем испытать Бога и Он может испытать нас. Он испытывает и Своих людей в целом, и Своих служителей в частности. Но как мы уже неоднократно говорили, это испытание может пройти только Бог. Он единственный, кто способен на это. Отсюда видно, что, когда нам не хватает Христа как живой воды для утоления нашей жажды, это очень серьёзно. Для нас так важно, чтобы Он удовлетворил эту нужду!
Как мы увидим в одном из последующих сообщений, чтобы живые воды потекли из нас, нам нужно быть едиными с Христом в рассечении. Он был рассечён, и мы тоже должны быть рассечены. Если мы не отождествимся с Ним в этом, находящаяся в нас живая вода не сможет течь из нас. Чтобы живая вода могла течь, нам всем нужно отождествиться с рассечённым Христом.
В Библии больше говорится о духовной воде, или о воде жизни, чем о духовной пище. Тем, кто читает Писания, довольно легко убедиться в том, что нам нужно пить воду жизни. Даже когда мы были в деноминациях, мы слышали сообщения о том, что мы должны пить живую воду. Но о том, что нам нужно есть духовную пищу, мы либо слышали редко, либо не слышали вообще. В Слове питьё важнее для жизни, чем еда.
Согласно откровению Писаний, еда содержится в питье, а питьё - в дыхании. Некоторые христиане увидели, что важно пить, но они не увидели, что важно дышать. Мы можем знать доктрину о том, что мы должны пить, но, если мы не дышим, у нас не будет практического способа пить живую воду. Если мы хотим есть, нам нужно пить, а если мы хотим пить, нам нужно дышать. Если у нас есть только 16-я глава Исхода и нет 17-й главы, то у нас есть еда, но нет питья. На практике у нас не может быть одного без другого, поскольку еда всегда включена в питьё.
На это указывает и последовательность изложения в Евангелии от Иоанна. В 6-й главе Иоанн говорит о вкушении манны. Затем, в 7-й главе, он говорит о питье живой воды. О еде и питье в Евангелии от Иоанна говорится в той же самой последовательности, что и в Исходе, где в 16-й главе мы видим манну, а в 17-й главе - воду.
Если Господь озарит нас, мы поймём, что пить нужно больше, чем есть. Вот почему в Первом послании к коринфянам Павел делает акцент на питье, а не на еде. В 1 Кор. 12:13 он говорит, что всем нам было дано пить одного Духа. Если мы не сможем пить, мы не сможем есть. Питьё включает в себя еду. Это означает, что духовная пища включена в воду жизни. Следовательно, без воды жизни у нас не может быть духовной пищи.
Согласно Отк. 22:1-2, дерево жизни растёт в реке воды жизни. Отсюда видно, что где течёт вода жизни, там растёт дерево жизни. Вода приносит нам дерево. Вода - это источник, поскольку именно вода жизни, а не дерево жизни исходит из престола Бога и Агнца. То, что река течёт из престола, а дерево растёт в реке, показывает, что пить воду жизни даже важнее, чем есть дерево жизни.