В 1-й главе Исхода фараон держал детей Израиля в рабстве, а также искал возможности убить всех мальчиков, рождённых еврейскими матерями. Во 2-й главе мы видим подготовку спасителя для детей Израиля. Это две отдельные главы, но они связаны одной мыслью, лежащей в их основе. Эта мысль заключается в том, что во времена кризиса Бог использует женскую жизнь для Своего замысла. Например, в 1-й главе Исхода Бог использовал повивальных бабок, то есть женскую жизнь, чтобы сохранить мужскую жизнь, предназначенную для исполнения Божьего замысла. Фараон хотел убить мужскую жизнь, которая олицетворяет жизнь, предназначенную для Божьего замысла, и сохранить женскую жизнь, которая олицетворяет жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия. Фараон, конечно же, хотел сохранить женскую жизнь для своего удовольствия. Фараон попытался использовать повивальных бабок для исполнения своего злого намерения. Но по Божьему всевластию повивальные бабки отказались содействовать фараону в исполнении его коварного плана. Хотя фараон был могущественным властителем, даже тираном, повивальные бабки не боялись его и не послушались его слова. Вместо того чтобы убивать мальчиков, повивальные бабки сохраняли их. Следовательно, Бог использовал женскую жизнь, Чтобы сохранить мужскую жизнь, предназначенную для Его замысла.
Во 2-й главе Исхода мы видим необходимость в подготовке спасителя, который избавил бы Божий народ от тирании фараона. В подготовке спасителя Бог сначала использовал не мужскую, а женскую жизнь (Исх. 2:1-10). Женщина, которую Бог в Своей стратегии использовал для этой цели, нашлась в доме самого фараона - это была его собственная дочь. Это перекликается со словами Павла в Послании к филиппийцам, где он упоминает тех, «что из дома цезаря» (Исх. 4:22). Хотя цезарь заключил апостола Павла в тюрьму, по крайней мере некоторые из дома цезаря стали христианами. По тому же принципу, хотя фараон пытался убить мальчиков, рождённых у евреев, Бог в Своём всевластии использовал дочь фараона, чтобы сохранить самого главного мужчину, рождённого детям Израиля в Египте.
В Евр. 11:23 говорится, что Моисей «три месяца был скрываем своими родителями», но в Исх. 2:2 упоминается только его мать, которая скрывала его три месяца. Во 2-й главе Исхода говорится только о матери, чтобы подчеркнуть тот факт, что во времена кризиса Бог использует именно женскую жизнь. Если бы не повивальные бабки в 1-й главе, фараон уничтожил бы Израиля. Точно так же без женской жизни во 2-й главе у Бога не было бы возможности подготовить спасителя, который избавил бы детей Израиля. В 1-й главе Исхода Бог использовал женскую жизнь, чтобы сохранить Свой народ, а во 2-й главе Исхода Он использовал женскую жизнь, чтобы подготовить спасителя для Своего народа, который Он сохранил для исполнения Своего плана. Не только сёстры, но и братья должны быть благодарны за функцию женской жизни. В надлежащем смысле все верующие в Христа, и братья, и сёстры, должны быть в глазах Бога женщинами, потому что женщина изображает зависимую жизнь, жизнь, которая полностью зависит от Бога.
Во 2-й главе мы видим, что Бог использовал нескольких женщин. Первой женщиной была мать Моисея, дочь Левия (Исх. 2:1). Отца Моисея звали Амрам, а его мать звали Иохаведа (Числ. 26:58-59). В 26-й главе Чисел акцент делается на именах, но во 2-й главе Исхода акцент делается на женской жизни. Поэтому в этой главе не упоминаются имена женщин, за исключением Сепфоры, жены Моисея.
После рождения Моисея его мать скрывала его три месяца. И когда она больше не могла скрывать его, она положила его в корзину из папируса и поставила её в тростнике на берегу Нила. Но затем дочь фараона наняла её, чтобы она вскармливала Моисея в течение некоторого времени. Итак, первой женщиной, о которой говорится во 2-й главе Исхода, была мать Моисея; это была жизнь, которая произвела его на свет и вскормила его.
Второй женщиной была сестра Моисея, Мариам. Возможно, отец Моисея, его мать и сестра устроили семейный совет, чтобы решить, что делать с Моисеем, когда они больше не смогут скрывать его. Я полагаю, что Господь повёл их сделать корзину из папируса. Еврейское слово, переведённое как «корзина», - это то же самое слово, которое употреблено для обозначения ковчега, построенного Ноем. Несмотря на то что этот ковчег был намного меньше того, что построил Ной, у обоих ковчегов была одна и та же функция - сохранить жизнь, проведя тех, кто находится внутри, через воду. В семье Моисея, вероятно, знали, что дочь фараона имела обыкновение мыться у реки в определённом месте; возможно, они надеялись, что она обнаружит Моисея и воспитает его. Вместе с отцом Моисея, державшимся позади, мать и сестра работали для осуществления этого плана. После того как мать «поставила [корзину] в тростнике на берегу Реки... его сестра встала поодаль, чтобы узнать, что с ним сделается» (Исх. 2:3-4). Когда дочь фараона увидела ребёнка и сжалилась над ним, сестра Моисея предложила в качестве кормилицы его мать (Исх. 2:7-8). Итак, сестра Моисея охраняла мужскую жизнь и установила контакт между дочерью фараона и матерью Моисея.
Дочь фараона «увидела корзину среди тростника и послала свою рабыню, и та взяла её» (Исх. 2:5). Здесь мы видим роль рабыни. Эта рабыня является третьей женщиной в этой главе. Как и в случае с остальными женщинами, её имя не указывается, чтобы подчеркнуть намерение Бога показать нам значение женской жизни. Во 2-й главе Исхода мы видим, как несколько женщин окружили корзину, в которой лежал трёхмесячный мальчик. У всех этих женщин была разная функция. Функция рабыни заключалась в том, чтобы служить. В частности, её служение состояло в том, чтобы принести корзину.
У дочери фараона, четвёртой женщины в этой главе, тоже была своя функция. Сначала она спасла Моисея, а затем велела матери Моисея вскормить его. Позже, когда ребёнка привели к дочери фараона, «он стал ей сыном. И она назвала его именем Моисей и сказала: Потому что я вытащила его из воды» (ст. 10). Из Деян. 7:21 мы знаем, что «его подобрала дочь фараона и вскормила его себе как сына».
Во 2-й главе Исхода мы видим историческое повествование, а в 7-й главе Деяний и 11-й главе Послания к евреям мы видим духовное повествование. Например, в Деян. 7:20 говорится, что Моисей был «прекрасен для Бога». Это означает, что в глазах Бога Моисей был очень красив. Судя по всему, его родители были благочестивыми людьми. Обладая духовной проницательностью и дальновидностью, они поняли, что Моисей был очень многообещающим ребёнком для Божьего замысла. Итак, они скрывали его три месяца, «потому что они увидели, что ребёнок прекрасен» (Евр. 11:23).
Во 2-й главе Исхода акцент делается не на том, какое духовное значение имели ранние годы жизни Моисея, а на том, какую важную роль сыграла женская жизнь. Хотя во всех остальных случаях Моисей пишет очень подробно, во 2-й главе Исхода он описывает события очень просто, чтобы мы в полной мере осознали, каким образом Бог использует женскую жизнь во времена кризиса. В критические времена единственная жизнь, которую Бог может использовать, - это женская жизнь, которая стоит вместе с Богом и является зависимой от Него.
Мы живём в критическое время; в это время мы настоятельно нуждаемся в женской жизни. Если кто-то рассчитывает быть мужчиной, то он станет фараоном. Всем нам, включая братьев, нужно быть женщинами. В критическое время, в которое мы сейчас живём, независимая от Бога мужская жизнь не может принести пользы. Преимуществом обладает только женская жизнь, которая зависит от Бога. Если мы увидим это, мы очень хорошо осознаем ценность женской жизни - жизни, которая полностью зависит от Бога.
Во 2-й главе для осуществления Своего замысла по подготовке спасителя Бог использовал нескольких женщин. Одной из этих женщин была мать Моисея, которая родила и вскормила его. Другой женщиной была его сестра Мариам, которая следила за ним, когда он был в корзине, и стала связующим звеном между дочерью фараона и матерью Моисея. Рабыня принесла корзину, а дочь фараона вырастила Моисея как собственного сына. Возможно, именно благодаря ей Моисей «был научен всей мудрости египтян» (Деян. 7:22). Сегодня нам тоже нужны различные функции женской жизни, которая функционирует, чтобы зачать, родить и вскормить; чтобы следить, предлагать и устанавливать надлежащие связи; чтобы помогать и служить; и чтобы воспитывать, наставлять и обучать. Посредством четырёх видов женской жизни Моисей был рождён, воспитан и обучен для Божьего замысла. Сегодня для осуществления Божьего домостроительства Господу нужны эти четыре вида женской жизни. Ему нужны многие матери, дочери, рабыни и царские дочери, которые приготовят избавление для Божьих людей, чтобы они смогли исполнить Божий замысел.
II. Посредством мудрости египтян, которой он был научен
В Деян. 7:22 говорится: «И Моисей был научен всей мудрости египтян и был силён в своих словах и делах». По Божьему всевластию Моисей выучился всей мудрости египтян, пока находился в царском дворце как сын дочери фараона. Благодаря своему египетскому образованию он стал человеком высокой культуры и получил высшие знания мира. Поэтому он стал силён и в словах, и в делах. Однако эта подготовка касалась только природной стороны; ему также была необходима подготовка, которая касалась бы духовной стороны.
III. Посредством отвержения со стороны братьев
А. Стремился избавить своих братьев
В Деян. 7:23 говорится: «А когда ему исполнялось сорок лет, пришло ему на сердце посетить своих братьев, сыновей Израиля». В Библии число сорок обозначает испытания, проверки и страдания. Бог испытывал детей Израиля в пустыне в течение сорока лет, Моисей находился на горе сорок дней, и Господь Иисус находился в пустыне сорок дней. Первые сорок лет жизни Моисея были годами испытания, проверки и страдания. В конце этих лет Моисей был уверен, что он оснащён, снаряжён, подготовлен и усовершенствован для того, чтобы спасти детей Израиля. Он «думал, что его братья понимают, что Бог его рукой даёт им спасение» (Деян. 7:25). Выследив египтянина, притеснявшего одного из его братьев-евреев, Моисей «поразил египтянина, и спрятал его в песке» (Исх. 2:12).
В Деян. 7:22 говорится, что Моисей был «силён в своих словах», но в Исх. 4:10 Моисей сказал Господу: «Я человек не речистый... я с трудом говорю и косноязычен». Как нам согласовать эти стихи? Каким же был Моисей: сильным в словах или говорившим с трудом? В сорок лет Моисей считал себя полностью обученным и подготовленным. Поэтому он действовал смело и уверенно. Однако его смелость и уверенность были совершенно природными. Бог не собирался использовать природную способность, природную силу и природную смелость Моисея. Чтобы сокрушить природную силу Моисея, Бог устроил так, что ему пришлось работать пастухом в земле Мадиан. Таким образом, Моисей, воспитанный в царской семье египтян и достигший высшего уровня культуры, стал пастухом. Последующие сорок лет он пас в пустыне стадо своего тестя. Для Моисея это было лучшей «аспирантурой». В этой «аспирантуре» он был обучен не полагаться на свою природную способность. Говоря с природной точки зрения, он был речистым, смелым, сильным и уверенным. Но, говоря с духовной точки зрения, Бог воспитывал его, пока Моисей не осознал, что у него ничего нет.
Когда Бог призвал Моисея в 3-й главе, Он показал ему знамение горящего куста, который горел огнём, но не сгорал (Исх. 3:2-3). Бог как бы говорил: «Моисей, ты просто куст, через который Я хочу явить Себя. Я хочу, чтобы ты был Моим каналом, но при этом Я не буду использовать твою энергию и твою силу. Ты сосуд, а Я топливо. Всё, что ты делаешь, ты должен делать, оставаясь зависимым от Меня».
Не думайте, что Бог будет использовать вашу силу и энергию для исполнения Своего замысла. Чтобы Бог мог использовать нас, наше сердце должно быть направлено к Нему и Его интересам, а наша природная сила должна быть оставлена в стороне. Бог не собирается использовать наши природные красноречие, знание, талант, способности, энергию и силу. Ничто природное в нас не может быть использовано Им.
Первые сорок лет в жизни Моисея Бог использовал для того, чтобы взрастить человека, сильного в природной жизни, и затем Он использовал ещё сорок лет, чтобы лишить этого человека всех его природных способностей. Нам, особенно молодым людям, может показаться, что сорок лет, которые требуются Богу, чтобы покончить с нашими природными способностями и энергией, - это слишком долгий срок. Но как пожилой брат, у которого за плечами более пятидесяти лет переживаний в Господе, я могу засвидетельствовать, что сорок лет проходят очень быстро. Не рассчитывайте на то, что вы будете расти и развиваться словно гриб. Божий путь состоит в том, чтобы сначала взрастить, сформировать, нас, а затем в определённом смысле разрушить нас. Бог хотел, чтобы Моисей научился всей мудрости и всему знанию египтян, но мудрость и знания не должны остаться «сырыми», неприготовленными. Напротив, они должны пройти определённый процесс. Нравится нам этот процесс или нет, мы всё равно должны пройти его, чтобы научиться не полагаться на свои природные силы и способности. После того как всё сформированное в нас природным путём будет отложено в сторону, мы станем полезными Господу.
В этой главе Моисей был взращён женской жизнью и отвергнут мужской жизнью (Исх. 2:11-15). Во времена кризиса Бог использует женскую жизнь, чтобы взрастить что-то для Своего замысла. Но всё, что Бог взращивает посредством женской жизни, отвергается мужской жизнью. Этот принцип применим и к истории Божьего движения на земле.
Какую жизнь вы предпочитаете: взращивающую или отвергающую? Если бы этот вопрос задали мне, то я бы ответил, что я ценю обе жизни и нуждаюсь в обеих жизнях. Мне нужно взращивание, но мне нужно и отвержение. Если бы в Господнем восстановлении вы не переживали отвержения, вы не знали бы, где вы находитесь. Бог может использовать только тех, кто переживал отвержение. Если вас никогда не отвергали, то вы всё ещё «сырые», неприготовленные. Чтобы стать приготовленными, нам нужно пережить отвержение. Меня отвергали много раз. Мой характер и моя предрасположенность нуждаются в отвержении и заслуживают его.
Как мы уже увидели, Моисей был очень сильным по природе и думал, что его братья-евреи признают в нём своего избавителя. Поскольку Моисей был сильным, он был откровенным. Это черта всех сильных людей. Но, как и в случае с Моисеем, чем мы сильнее, тем больше нас будут отвергать. Возможно, только бесхарактерных людей, которые подобны медузе, будут всегда принимать.
Моисей вмешался в драку двух евреев с чистым сердцем и добрыми намерениями. Он сказал виноватому: «Зачем ты бьёшь своего товарища?» (2:13). Моисей как бы говорил: «Евреи, вы братья, вы должны любить друг друга. Почему ты обижаешь своего брата?» Еврей, который обижал своего товарища, ответил: «Кто назначил тебя начальником и судьёй над нами? Не думаешь ли ты убить меня, как ты убил египтянина?» (ст. 14). Итак, Моисей, взращённый женской жизнью, был отвергнут.
По тому же принципу, мужская жизнь распяла Господа Иисуса, а женская жизнь признала Его ценность. При распятии Господа присутствовали сёстры; это показывает, что они любили Господа и ценили Его. Так всегда происходит во времена кризиса. Поэтому всем нам нужно быть женщинами.
В. Отказался от царского положения
В Евр. 11:24 говорится: «Верой Моисей, когда стал взрослым, отказался называться сыном дочери фараона». Некоторые историки полагают, что, если бы Моисей остался в египетском дворце, он стал бы наследником престола. Однако он отказался от царского положения в Египте; в то время это было высшим положением в мире.
Г. Предпочёл терпеть скорбь с Божьим народом
Далее, в Евр. 11:25 и 26, говорится: «...пожелав скорее терпеть притеснения с народом Божьим, чем иметь временное наслаждение грехом, сочтя поношение Христово большим богатством, чем сокровища Египта; ибо он отворачивал взор к награде». Здесь мы видим, что Моисей заплатил определённую цену, чтобы стоять с Божьим народом. Он предпочёл скорее терпеть скорбь с Божьим народом, чем иметь временное наслаждение грехом. Наслаждение в Египте, то есть наслаждение удовольствиями в мире, является греховным в глазах Бога. Это наслаждение грехом, греховной жизнью, и оно является временным, мимолётным и преходящим.
Д. Оставил Египет верой и не побоялся гнева фараона
В Евр. 11:27 о Моисее говорится: «Верой он оставил Египет, не побоявшись гнева царя». В этом стихе говорится, что Моисей не побоялся гнева царя, что на первый взгляд противоречит Исх. 2:14, где говорится, что «Моисей испугался». На самом деле противоречия здесь нет. Внешне Моисей был напуган и хотел убежать. Однако внутренне он оценил, чем ему придётся пожертвовать, и добровольно предпочёл отождествиться с Божьим народом.
Е. Как видящий Невидимого, был настойчив
Кроме того, в Евр. 11:27 говорится, что Моисей, «как видящий Невидимого, был настойчив». Он был твёрд, настойчив, потому что невидимый Бог работал над ним. Божья работа была настолько реальной для Моисея, что он как бы видел невидимого Бога.
IV. Посредством того, что его приняли язычники
А. Помог слабым и страдающим женщинам, и его оценила и рекомендовала женская жизнь
После того как Моисей был отвергнут братьями и убежал в землю Мадиан, он помог слабым и страдающим женщинам, которых обижали пастухи (Исх. 2:16-17). Женщины, в свою очередь, приняли Моисея. Моисей был отвергнут братьями, потому что он был слишком смел, но его приняли женщины, потому что он помог им в их страдании. Женщины, семь дочерей мадианского священника, были слабыми сосудами. Когда какие-то мужчины захватили колодец, они ничего не могли поделать. Но «Моисей встал, и выручил их, и напоил их стадо» (ст. 17). В результате они приняли Моисея и говорили о нём хорошо своему отцу. Таким образом, женская жизнь - это не только жизнь, которую Бог может использовать, чтобы что-то взрастить для Своего замысла, но и жизнь, которая принимает то, что Он взрастил. В этой главе мужская жизнь описана главным образом в очень мрачных тонах, тогда как женская жизнь изображена в очень приятном и положительном свете.
В принципе, во времена гонений страдающих верующих утешают в основном сёстры. Например, когда Пётр был освобождён из тюрьмы, он пошёл не в дом брата, а в дом сестры, где собрались и молились некоторые (Деян. 12:11-12). Переживания брата Ни тоже наглядно подтверждают этот принцип. Сёстры ценили его и утешали его во время страданий. Большинство братьев распинали брата Ни, тогда как сёстры принимали и утешали его. Я осознал это, когда был в Шанхае, и я научился не быть таким обособляющимся, холодным или безразличным «мужчиной», а быть принимающей и утешающей «женщиной».
Б. Принят зрелой мужской жизнью
Все отвергнувшие Моисея мужчины-евреи были незрелыми и неопытными. Но в мадианском священнике мы видим зрелую, опытную мужскую жизнь, которая приняла взращённый Богом сосуд. В этой главе все женщины являются положительными, а мужчины делятся на две категории: мужчины с отвергающей жизнью и положительный мужчина с принимающей жизнью. Те, кто отвергал, были неопытными, тогда как тот, кто принимал, был зрелым и опытным. Поэтому Бог мог использовать эту зрелую мужскую жизнь, чтобы усовершенствовать взращённый Им сосуд. Моисей, несомненно, был усовершенствован своим тестем. Я очень хочу быть зрелым, тем, кто может принимать других и совершенствовать их.
В сегодняшней церковной жизни нам нужны и различные виды женской жизни, и зрелая мужская жизнь, предназначенная для Господнего домостроительства. Если Богу понадобится что-то взрастить, у нас должно быть много женщин, таких, как мать Моисея и его сестра, рабыни, дочь фараона и даже семь дочерей мадианского священника. Кроме того, нам нужна опытная мужская жизнь для окончательной работы по совершенствованию. Существует особая нужда в зрелой мужской жизни.
В эти дни многие из нас были воодушевлены сообщениями по Посланию к эфесянам о том, что все мы можем быть усовершенствованы как апостолы, пророки, благовестники и пастыри и учителя. Чтобы стать такими дарами для Тела, мы не должны оставаться неприготовленными, незрелыми и неопытными, теми, кто не способен принять Божьи избранные сосуды. Мы должны быть взращены женской жизнью и усовершенствованы зрелой мужской жизнью.
В. Обрёл жену в языческом мире
Во время своего странствия в языческом мире Моисей обрёл жену, Сепфору, дочь мадианского священника. Она родила ему сына, и Моисей назвал «его именем Гирсам, ибо он сказал: Я был пришельцем в чужой земле» (ст. 22).
Моисей пробыл в Мадиане сорок лет (Деян. 7:30). В течение этих лет Бог работал над ним, чтобы усовершенствовать его. Молодые люди, услышав это, могут быть разочарованы; они думают, что они не смогут ждать так долго, чтобы быть усовершенствованными. Если мы хотим получать совершенствование в течение длительного периода времени, у нас должно быть надлежащее сердце, надлежащий настрой и надлежащая позиция. Где ваше сердце и какова ваша позиция? Наше сердце должно принадлежать Господу, и мы должны стоять вместе с Господним народом. Если у нас будет такое сердце и такая позиция, мы будем готовы принять обучение Господа, каким бы долгим оно ни было.
В конце этой главы мы видим, что детям Израиля был очень нужен спаситель: «Дети Израиля стонали от рабства. И восклицали они, и их вопль взошёл к Богу от их рабства» (ст. 23). Поэтому Бог услышал их стенание, и вспомнил Бог Свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом - привести их потомков в добрую землю. Бог был обязан исполнить Своё обещание. В стихе 25, заключительном стихе этой главы, говорится: «И посмотрел Бог на детей Израиля, и заметил их Бог». Это означает, что Бог знал их положение и понимал их беды.
В последних стихах 2-й главы Исхода раскрывается, что всё происходившее в этой главе предназначалось для подготовки спасителя, который должен был вывести Божий народ из рабства. То же самое происходит и сегодня. Если у нас будет и женская жизнь, и надлежащая мужская жизнь, Бог сможет взрастить что-то и усовершенствовать то, что Он взрастил, чтобы избавить Своих людей и обрести их для исполнения Своего замысла. Так Он сможет сменить этот век.