Тексты Писания: Исх. 14:1-31
Полное спасение Бога для Его избранного народа включает в себя Пасху, исход из Египта и переход через Красное море. Пасха обозначает искупление, исход обозначает выход из мира, а переход через Красное море обозначает крещение. То, что нам нужно, и то, чем мы сегодня наслаждаемся, - это полное спасение со всеми этими аспектами.
Богу была нужна такая личность, как фараон, чтобы осуществить эти три аспекта спасения. Без фараона было бы невозможно создать необходимые для спасения обстановку, обстоятельства и условия. Если мы увидим это, мы будем славить Господа за Его всевластие. Сопротивление фараона создало такую обстановку, которая сделала возможной Пасху. Мы не можем сказать, что фараон был источником Пасхи, но мы можем сказать, что без него не было бы обстановки, необходимой для учреждения Пасхи.
Пасха включала в себя обеспечение для искупления, в котором дети Израиля нуждались из-за своих грехов. Но Пасха также включала в себя нечто большее, чем искупление. Христиане признают необходимость искупления, но они могут не видеть необходимости Пасхи. В пасхальную ночь Бог не только спас детей Израиля, но и подверг суду египтян и злую силу тьмы. Нормальное Переживание спасения включает в себя как переживание искупления, так и переживание того, что сила тьмы внутри и вокруг нас подвергается суду. Однако многие христиане не переживают нормального спасения. Они переживают искупление, но они не переживают суд Бога над силой тьмы.
Как мы уже увидели, раз за разом фараон боролся против Господа, отвергая Его требование отпустить детей Израиля. Но чем больше фараон боролся, тем больше он помогал создать обстановку, необходимую для осуществления Божьего спасения.
Хотя фараон постоянно сопротивлялся Божьим требованиям, Моисей продолжал вести с ним переговоры. Ни у кого из нас нет столько терпения, сколько требовалось Моисею. Мы бы, наверное, сдались после первых же нескольких столкновений. Сегодня мы часто так делаем в наших отношениях с людьми. Например, у нас есть бремя о спасении конкретного человека. Возможно, мы рассчитываем, что человек, избранный Богом, повернётся к Господу после нескольких встреч с нами. Если же человек продолжает противиться Господу, мы можем сдаться, считая дальнейшие попытки пустой тратой времени. Моисей, напротив, проявлял терпение и настойчивость в переговорах с фараоном.
Встречи Моисея и фараона, а также борьба фараона против Господа привели к тому, что обстановка в Египте стала очень напряжённой. В итоге Пасха стала настоятельной необходимостью. Когда стало очевидно, что фараон и египтяне во всём противятся Господу, Ему настало время подвергнуть Своему суду взбунтовавшихся египтян и освободить Свой народ. В то время как дети Израиля наслаждались пасхой, египтяне подвергались Божьему суду. Однако египтяне были не вправе винить за это Бога. Они сами навлекли на себя Божий суд. Они были виноваты в том, что создали обстановку, требовавшую учреждения Пасхи с её искуплением и её судом.
Таким же образом фараон помог Божьему народу совершить исход из Египта. Без его помощи дети Израиля, возможно, никогда не оставили бы египетскую землю. Если бы фараон и египтяне были добры к ним, у них не возникло бы желания оставить Египет. Но угнетение, которому фараон подвергал детей Израиля, создало подходящую обстановку для их исхода из Египта, а затем вынудило их уйти. В итоге фараон изгнал Божий народ из Египта. Таким образом, Бог использовал фараона, чтобы осуществить исход Своего народа.
Согласно предписанию Бога и Его домостроительству, в Его спасении необходимо крещение, на которое указывает переход через Красное море. Чтобы осуществить этот аспект спасения, Бог не повёл Свой народ в Ханаанскую землю прямым путём через территорию филистимлян. Как мы уже говорили в предыдущем сообщении, Он повёл их в обход. Он побудил их пойти на юг и повернуть к Красному морю, что, на первый взгляд, означало, что Он ведёт их в тупик. Однако Господь знал, что Он задумал. Он хотел воспользоваться Красным морем, чтобы крестить Свой народ и похоронить в нём фараона и его войско. Если бы дети Израиля пошли в Ханаанскую землю прямым путём через территорию филистимлян, им не нужно было бы переходить Красное море и египетское войско не было бы похоронено в нём. Поэтому для перехода через Красное море Бог снова использовал фараона; на этот раз Он использовал его для того, чтобы создать необходимую обстановку для крещения Своего народа. Посредством облачного столба и огненного столба Бог вёл их окольным путём. Они шли за направлявшим их столбом, а он вёл их к морю, у которого они должны были расположиться станом (Исх. 14:2).
Согласно 14:3, Господь знал, что фараон скажет о детях Израиля: «Они бесцельно блуждают в этой земле; пустыня заперла их». В глазах египтян израильтяне поступили очень неразумно, пойдя не прямым путём. Такое положение детей Израиля в пустыне побудило фараона погнаться за ними. Таким образом, благодаря тому что дети Израиля расположились станом у моря, а фараон и его колесницы погнались за ними, создалась идеальная обстановка для того, чтобы Бог крестил Свой народ и похоронил фараона и его войско.
Мирские люди считают, что многие из нас бесцельно блуждали в течение периода времени между нашим обращением и крещением. До спасения у нас была определённая цель в жизни. Но после спасения мы, на первый взгляд, оказались без цели и начали бесцельно блуждать. У нас, разумеется, была духовная цель. Но в глазах мирских людей у нас не было цели в жизни и не было никакой ясности в отношении нашего будущего. Такого рода бесцельное блуждание часто приводит к гонению. Люди могут обвинять нас в том, что мы уже не знаем, что мы делаем и что мы собираемся делать. Некоторые даже думают, что мы сошли с ума. Многие из нас подвергались такого рода гонению.
Однако такое гонение помогает нам совершить надлежащее и полное крещение. Если бы люди не гнали нас за то, что мы, как им кажется, блуждаем без цели, наше крещение могло бы стать просто формальностью, в которой не было бы большого значения. Если же нас будут гнать за то, что мы утратили свою цель, наше крещение будет очень значимым. Поэтому мы должны благодарить Господа за такое гонение. Я могу засвидетельствовать, что лучшие крещения, которые я когда-либо видел, были крещения людей, которых гнали их родственники и друзья. В этих случаях у новообращённых было многое, что нужно было похоронить при их погружении. Но если гонения нет, то крещение может не быть таким значимым, поскольку при своём погребении новообращённым не нужно хоронить вместе с собой что-либо ещё.
Когда дети Израиля были крещены в Красном море, они завели египетское войско в воду вместе с собой. В принципе, то же самое происходит и при крещении новообращённого. Войско мира должно быть приведено в воды крещения и похоронено в них.
Как мы уже увидели, фараон помог детям Израиля в трёх аспектах Божьего спасения. Он помог им совершить Пасху, совершить исход из Египта и совершить полное крещение. С точки зрения прообразов эта картина является исчерпывающей. Если мы будем помнить этот прообраз и применять его к нашим сегодняшним обстоятельствам, мы сможем помочь новым верующим совершить надлежащее крещение.
Какое-то время тому назад я очень активно благовествовал, и многие люди были спасены благодаря моему благовествованию. Я всегда ожидал, что спасённые люди будут креститься вскоре после своего обращения к Христу. Я думал, что они пойдут прямым путём от обращения к крещению. Но согласно прообразу в Исходе, ожидать этого неправильно. Бог не повёл Свой народ в обещанную землю прямым путём. Как мы уже говорили, Он повёл их в обход. По тому же принципу Бог может не повести тех, кто был спасён благодаря нашему благовествованию, прямым путём к крещению. Он может повести их окольным путём. В глазах мира следовать такому пути нелепо, потому что он, на первый взгляд, ведёт в тупик. Тем не менее это Божье водительство, которое завершается надлежащим крещением, кладущим конец мирскому войску.
Если мы изучим этот прообраз в Исходе, мы уже не будем ожидать, что новообращённые пойдут прямым путём от обращения к крещению. Мы поймём, что путь, которым Бог ведёт их, может быть полон трудностей. Но это путь, который избрал Бог, чтобы привести обращённых людей в такую обстановку, в которой они будут вынуждены совершить надлежащее и полное крещение.
Давайте рассмотрим некоторые подробности последнего усилия фараона, усилия, которое Бог использовал конкретным образом, чтобы совершить полное спасение Своего народа.
I. Прообраз усилия Сатаны и его мира, пытающихся воспрепятствовать верующим, которые должны быть крещены
Последнее усилие фараона было прообразом усилия Сатаны и его мира, пытающихся воспрепятствовать верующим, которые должны быть крещены. Когда Сатана и мир препятствуют новому верующему, мы не должны унывать. Мы должны понять, что это усилие подготовит для обращённых обстановку, необходимую для полного крещения.
II. Когда израильтяне повернули назад в пустыне, это побудило фараона погнаться за ними
Как мы уже говорили, блуждание израильтян в пустыне побудило фараона погнаться за ними (Исх. 14:1-3). Думая, что израильтяне бесцельно блуждают в пустыне, фараон решил погнаться за ними.
III. Иегова ожесточил сердце фараона для Своей славы, и сердце фараона и его слуг переменилось по отношению к Израилю
У фараона возникло искушение погнаться за детьми Израиля, и Бог ожесточил его сердце. Поскольку Бог ожесточил сердце фараона, тот принял решение погнаться за Божьим народом. В Исх. 14:4 говорится: «Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними; и Я прославлюсь через фараона и через всё его войско, и египтяне узнают, что Я Иегова».
Некоторые думают, что Бог никогда не стал бы намеренно ожесточать сердце фараона, поскольку это полностью расходится с их представлением. Но когда мы будем в вечности, мы, возможно, будем удивлены, узнав, что Бог совершил очень многое, что не соответствует нашему представлению. В частности, это относится к тому, как Бог использует Сатану. Мы ненавидим Сатану, но при этом Бог продолжает использовать его. На это указывает тот факт, что двери неба всё ещё открыты для Сатаны. Из 12-й главы Откровения и Книги Иова мы видим, что Сатана имеет доступ в Божье присутствие на небе. Если бы мы были на месте Бога, мы бы сразу же воспользовались своей силой, чтобы сбросить Сатану в огненное озеро. По крайней мере, мы не пустили бы его на небо. Но Божий путь выше нашего пути. Согласно Своему пути, Бог использует Сатану для осуществления Своего замысла. По тому же принципу Бог использовал фараона для Своей славы, ожесточив его сердце и сердца египтян (Исх. 14:8, 17).
В 9:16 о фараоне говорится: «Однако для того Я дал тебе устоять, чтобы показать тебе Мою силу и чтобы Моё имя было возвещено по всей земле». Павел ссылается на этот стих в Рим. 9:17. Бог использовал фараона не только во время бедствий, но и во время исхода Божьего народа из Египта.
В 14:5 говорится: «Сердце фараона и его слуг переменилось по отношению к народу». Согласно Исх. 14:1-2, Бог велел детям Израиля, «чтобы они повернули назад и расположились станом перед Пи-Гахирофом, между Мигдолом и морем», перед Ваал-Цефоном. Они должны были расположиться станом у моря, в месте, которое фактически было тупиком. В глазах фараона дети Израиля оказались в ловушке в пустыне и у них не было никакой возможности вырваться из неё. С точки зрения фараона, это была превосходная возможность вернуть детей Израиля под свою власть. Поэтому он погнался за ними.
IV. Фараон и его войско гнались за детьми Израиля до берега Красного моря
В Исх. 14:6-9 мы видим, что фараон и его войско гнались за детьми Израиля до берега Красного моря. Когда дети Израиля посмотрели назад, они увидели войско фараона, а когда они посмотрели вперёд, они увидели Красное море. Сразу же они стали восклицать Господу и сказали Моисею: «Разве не было могил в Египте, что ты увёл нас умирать в пустыне? Зачем ты это сделал с нами - вывел нас из Египта? Разве не это самое мы говорили тебе в Египте, сказав: "Оставь нас, чтобы мы служили египтянам"? Ибо нам было бы лучше служить египтянам, чем умереть в пустыне» (ст. 11-12). Жалуясь Моисею, не имевшие веры дети Израиля были очень красноречивы. Они облекли своё чувство в превосходные выражения. Однако мы не должны смеяться над ними. Если бы мы оказались на их месте, мы поступили бы точно так же.
Моисей не стал ни спорить с народом, ни сражаться с ним. Он сказал им: «Не бойтесь. Стойте и увидите спасение Иеговы, которое Он совершит для вас сегодня, ибо египтян, которых вы видели сегодня, вы никогда больше не увидите вовеки. Иегова будет сражаться за вас, а вы будете спокойны» (ст. 13-14). Как только Моисей сказал эти слова, Господь пришёл к нему и велел не восклицать к Нему, а сказать детям Израиля, чтобы они шли дальше. Затем Господь сказал Моисею: «А ты подними твой посох, и протяни твою руку над морем, и раздели его, и пусть дети Израиля войдут в середину моря по суше» (ст. 16). В тот момент фараон и его войско, судя по всему, были очень близко от стана детей Израиля. Если бы мы находились там, мы бы очень испугались, как испугались и дети Израиля. У египтян было шестьсот колесниц, а у Моисея был только посох в руках.
V. Ангел Божий защищал детей Израиля от египетского войска посредством облачного столба
В стихе 19 говорится: «И Ангел Божий, шедший перед станом Израиля, двинулся и пошёл позади них». Ангел Божий в этом стихе - это Ангел Иеговы, призвавший Моисея в 3-й главе (Исх. 3:2, 4). Бог призвал Моисея в личности Ангела Иеговы. Ангел Иеговы - это просто Сам Иегова Бог. В 3:6 Ангел Иеговы сказал о Себе: «Я Бог твоего отца, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Это показывает, что Он был Триединым Богом - Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом. Ангел Иеговы, который является Самим Триединым Богом, - это Христос как Божий Посланец. То, что Божий Посланец шёл перед станом Израиля, показывает, что именно Христос вёл народ. Но в 14:19 говорится, что Ангел Божий двинулся и встал позади народа. Далее в этом стихе говорится: «И облачный столб двинулся с места перед ними и встал позади них». Когда Ангел Иеговы двинулся, столб тоже Двинулся. Это показывает, что Ангел и столб были едины.
Далее, в стихе 20, говорится: «И он вошёл между станом египтян и станом Израиля. И было облако с тьмой, но оно светило им ночью. Поэтому один к другому не приближался всю ночь». Столб был стеной, разделявшей эти два стана. По одну сторону стены, где стояли египтяне, была тьма, а по другую сторону, где находился Божий народ, был свет. Этот столб света защищал Божий народ от египтян.
Мы можем применить это к нашему переживанию в Господе сегодня. Когда мы начали следовать за Господом, Его руководство стало для нас столбом света. С тех пор как мы поверили в Господа Иисуса, внутри нас есть свет. Этот свет является направляющим светом. Но когда в отношении нас возникает противостояние, этот направляющий свет естественным образом становится защищающим светом. Свет, который был впереди нас, передвигается и встаёт позади нас, чтобы защитить нас от противостояния и нападок. Однако для противников защищающий свет становится тьмой.
На основании собственного опыта я могу засвидетельствовать, что всякий раз, когда я сталкивался с противостоянием, направляющий свет вставал позади меня, становясь защищающим светом. Если бы не это, противостояние могло бы склонить меня пойти назад. Я мог бы усомниться в истине, которую я увидел. Но благодаря тому что направляющий свет становился защищающим светом, я не мог вернуться. Свет позади меня был настолько ярким, что было невозможно пойти назад. Кроме того, этот защищающий свет становился тьмой для противников. С одной стороны, я был защищён светом; с другой стороны, противники полностью находились во тьме. Тот же самый принцип мы видим и в Исх. 14:19-20.
Если мы верны по отношению к Господу, то всякий раз, когда мы будем сталкиваться с противостоянием, направляющий свет Господа будет становиться защищающим светом. Кроме того, этот свет естественным образом станет тьмой для тех, кто противостоит нам. Поскольку противники находятся во тьме, а мы находимся в свете, мы защищены. То, что этим светом является Христос как Ангел Иеговы, показывает, что Сам Христос, который является для нас светом, может навести тьму на противников. Для тех, кто следует за Божьей волей, направляющий свет становится защищающим светом. Но для тех, кто противостоит Божьим людям, свет становится тьмой. Когда вы подвергнетесь нападкам таких противников, не сомневайтесь, что они будут полны тьмы. Так Господь защищает Свой народ.
Облачный столб стоял между детьми Израиля и египтянами как разделяющая стена. На стороне Божьего народа был свет, а на стороне египтян была тьма. В свете мы или во тьме, зависит от того, что мы делаем: следуем за Господом или нападаем на Его людей. Если мы среди противников, столб будет для нас тьмой. Но если мы следуем за Господом, столб будет давать нам свет.
Как мы уже отмечали, свет, который мы получаем от Господа, прежде всего направляет нас. Затем, когда возникает противостояние, он защищает нас. Если у нас нет направляющего света, у нас не может быть и защищающего света. Многие из нас могут засвидетельствовать, что, после того как мы получили свет, этот свет защищал нас, каким бы сильным ни было противостояние. Когда на нас нападают, враг может искушать нас, чтобы мы усомнились в своём пути или в своей позиции. Но во время таких сомнений свет, который мы получили, служит для нас подтверждением. Этот свет защищает нас.
Часто этот свет становится ярче во время противостояния и гонения. По мере того как свет становится для нас всё ярче, противники всё больше и больше погружаются во тьму. В итоге противники могут оказаться в такой непроглядной тьме, что сами перестанут понимать, о чём они говорят. Поскольку они нападают на тех, кто следует за Господом, они полностью находятся во тьме. В результате они могут претерпеть смерть в том или ином виде. Я много раз видел, как это происходило. Сначала противники находились во тьме, но в конечном Итоге они умирали.
Чем больше противники нападают на Божьих людей, тем больше они находятся во тьме. Они не просто пребывают в неведении и ослеплении; они начинают вести себя нелогично и неразумно. Они могут оказаться в такой густой тьме, что теряют всякий здравый смысл. Предположим, ваш друг или родственник противостоит вам из-за того, что вы следуете за Господом. Чем больше этот человек противостоит вам, тем больше он оказывается во тьме. В конечном итоге он теряет здравый смысл и начинает действовать совершенно неразумно. Его слова и поведение противоречат не только Божьему свету и Божьей истине, но и здравому смыслу. Тем не менее, пока те, кто нападает на вас, находятся в густой тьме, вы наслаждаетесь сиянием защищающего света.
Вспомните, что происходило среди приверженцев религии, когда Господь Иисус был на земле. Для учеников Господь был светом. Но для приверженцев религии Он был источником тьмы. Поскольку приверженцы религии находились во тьме, они распространяли о Господе злые сплетни и даже искажали Его слова. Например, они исказили Его слова: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня воздвигну его» (Мф. 26:61). На стороне приверженцев религии была тьма, но на стороне Господа и Его учеников был свет. Поэтому Господь Иисус сказал приверженцам религии, что они слепы (Мф. 23:16).
Кроме того, когда Савл Тарсянин был обращён, Господь велел ему обращать других от тьмы к свету (Деян. 26:18). Тьма, о которой говорил Господь, была главным образом тьмой иудаизма. Во времена Павла иудаизм полностью находился во тьме. То же самое можно сказать и о сегодняшнем католицизме, протестантизме и независимых религиозных группах. Чем больше те, кто находится в этих группах, противостоят истине, тем больше они находятся во тьме. Когда Господь Иисус был на земле, Он Сам был испытывающим камнем. Затем в Деяниях этим испытывающим камнем стали апостолы, а впоследствии - церкви. Сегодня мы в Господнем восстановлении тоже стали испытывающим камнем.
Как мы уже говорили, детей Израиля вёл Ангел Божий. Он шёл перед ними, выводя их из Египта и направляя их в пустыне в добрую землю. До 14-й главы Он находился среди народа, но Его имя не упоминалось. Как мы увидим, в 23:20 Господь сказал: «Вот, Я посылаю перед тобой Ангела хранить тебя в пути и привести тебя в место, которое Я приготовил». Кроме того, в Книге пророка Захарии мы снова видим Ангела Божьего (Зах. 3:5). Этот Ангел, Божий Посланец, Тот, кто вёл детей Израиля и защищал их от египтян, продолжал заботиться о Божьем народе. Когда Ангел Божий двинулся с места перед ними и встал позади народа, столб тоже двинулся с места, поскольку Ангел и столб были едины. То же самое происходит и в нашем сегодняшнем переживании. В нашем переживании мы не можем разделить Господа и направляющего Духа.
После того как фараон исполнил всё, что требовалось Богу для Его замысла, он стал жертвой. Я часто предостерегал людей о том, что они могут стать жертвой из-за своего противодействия церкви. Тем не менее некоторые не прислушались к этому предостережению и стали жертвами. Чем больше они противостояли церкви, тем более нелогичными и неразумными они становились. Их неразумное поведение было признаком того, что они находятся во тьме.
Чем больше на нас нападают и чем больше нам противостоят, когда мы следуем за Господом, тем ярче становится направляющий и защищающий свет. Но противники могут по-прежнему нападать на нас, несмотря на окружающую их тьму. Фараон, несомненно, видел столб, отделявший детей Израиля от египтян. Но он всё равно не отозвал свои колесницы. Утратив здравый смысл, он продолжал свою погоню за Божьим народом и стал жертвой.
VI. Фараон и его войско гнались за детьми Израиля до середины Красного моря
Когда Моисей протянул свою руку над морем, воды разделились (Исх. 14:21). Тогда «дети Израиля вошли в середину моря по суше, и воды были им стеной справа от них и слева от них» (Исх. 14:22). Перед ними был не тупик, а проход через море. Таким образом, с Ангелом позади них дети Израиля перешли море по суше. Тогда египтяне, поскольку Бог ожесточил их, чтобы они преследовали Его народ, «погнались вслед, и все кони фараона, его колесницы и его всадники вошли вслед за ними в середину моря» (Исх. 14:23). Фараон и его войско гнались за детьми Израиля до середины Красного моря, потому что Господь ожесточил сердца египтян. Бог сделал это для того, чтобы прославиться через фараона и через его войско - через его колесницы и через его всадников (Исх. 14:17-18).
VII. Иегова победил фараона и его войско
В стихе Исх. 14:24 говорится, что Господь посмотрел на стан египтян из огненного и облачного столба и «привёл стан египтян в замешательство». Согласно стиху 25, Господь «сделал так, что колёса их колесниц стали вилять и они ехали с трудом». В некоторых переводах говорится, что Господь связал колёса их колесниц, так что они не могли двигаться. Придя в замешательство и будучи не в силах сдвинуть колесницы с места, египтяне сказали: «Бежим от Израиля, ибо Иегова сражается за них против египтян» (ст. 25). Но бежать было поздно. По слову Господа Моисей протянул свою руку над морем, и «море возвратилось на своё место» (Исх. 14:27). Воды возвратились на своё прежнее место, и египтяне погибли.
VIII. Фараон и его войско утонули и были погребены в море
Египтяне пытались бежать, но Господь отбросил египтян в середину моря (ст. 27). Далее, в стихе 28, говорится: «И возвратившись, воды покрыли колесницы и всадников - всё войско фараона, вошедшее вслед за ними в море; ни одного из них не осталось». Фараон и его войско утонули и были погребены в море. Это означает, что Сатана и мир были погребены в крещении (Исх. 14:26-28; 15:4-5, 10, 19).
После того как фараон был погребён в море, ему был положен конец. Всем его усилиям пришёл конец, поскольку он больше был не нужен Богу. Перейдя Красное море, дети Израиля освободились от захватнических рук фараона и вошли в другую сферу. Но фараон, став бесполезным для Бога, был уничтожен и погребён.
На основании нашего переживания мы можем засвидетельствовать, что мы можем столкнуться с определённым противостоянием. И хотя мы и не радуемся нападкам и противостоянию, все нападающие на нас и все противники полезны в руках Бога. Бог использует их для нашего блага, для нашего совершенствования. Но как только Бог достигнет Своей цели и перестанет нуждаться в противниках, всё противостояние будет уничтожено. Фараон не только изгнал детей Израиля из Египта, но и следовал за ними до самого Красного моря. Но после того как Божий народ перешёл Красное море и фараон был погребён в море, дети Израиля были отделены от него навсегда. Если противостояние и нападки не исчезают, значит, они ещё нужны Богу. Они нужны для нашего блага. Но однажды это противостояние будет уничтожено и погребено.
В этом сообщении мы увидели, что Бог использовал Фараона, чтобы осуществить всестороннее, полное и совершенное спасение Своего избранного народа. Бог использовал фараона, чтобы создать обстановку, необходимую для совершения Пасхи, исхода и крещения. Единственное, что нужно было делать Божьему народу, - это славить Бога. Последнее усилие фараона привело к его поражению. После того как он был похоронен, он уже не мог предпринимать дальнейших усилий. Слава Господу за то, что даже последнее усилие фараона способствовало осуществлению полного спасения Божьего избранного народа!