(1)
Тексты Писания: Исх. 12:29-42, 51; 13:1-22
В предыдущих сообщениях мы говорили о Пасхе. В этом сообщении мы переходим к исходу Израиля из Египта, последовавшему за Пасхой.
Все положения, которые мы рассмотрим в этом сообщении в связи с исходом из Египта, содержатся в Новом Завете. Но если мы, читая Новый Завет, упустим из виду картину исхода, показанную в Ветхом Завете, мы не сможем осознать всю глубину этих положений. Поэтому нам следует обращать внимание и на слова в Новом Завете, и на картину в Ветхом Завете.
Часто картины помогают нам постичь духовные реалии более полно, чем слова. Говоря языком Нового Завета, совершить исход - значит выйти из мира. Однако без картины в Исходе было бы трудно объяснить, каким образом мы можем выйти из этого мира. Если мы будем рассуждать об этом, не имея перед собой картины, мы просто запутаемся. Поэтому мы благодарим Господа и за картину в Ветхом Завете, и за ясные слова в Новом Завете.
I. Фараон и египтяне покорены Богом
Дети Израиля совершили исход из Египта не по собственной инициативе и не с помощью своей силы. Если бы они были предоставлены сами себе, они не смогли бы выйти из Египта. Исход был совершён спасающим Богом. Во-первых, Бог покорил фараона, незаконно захватившего детей Израиля, а затем Он покорил всех египтян (12:29-33). Если мы применим этот принцип к нашему переживанию, мы увидим, что Бог приходит, чтобы покорить Сатану, всё и всех на стороне Сатаны, а также всё наше окружение. Когда дети Израиля совершали исход из Египта, всё окружение было покорено Богом. Всё в этом окружении было устроено так, чтобы дети Израиля оставили Египет. Даже если бы они захотели остаться в Египте, окружение не позволило бы им остаться. Им не оставалось другого выбора, кроме как уйти.
Согласно картине в Исходе, Божье спасение включает в себя аспект Пасхи и аспект исхода. Божьему народу было легко совершить Пасху, но ему было нелегко совершить исход. Трудность заключалась в том, что для исхода была необходима подходящая окружающая обстановка. Предположим, обстановка в Египте не позволяла бы Божьему народу уйти. Каким образом он совершил бы исход? Это было бы невозможно. Для исхода требовалось полностью покорить всё, что относилось к их окружению. Исход Израиля был результатом долгой борьбы между Моисеем и фараоном. Ему предшествовали двенадцать этапов переговоров с десятью бедствиями. Это показывает, что Богу нелегко избавить Своих избранных людей от захватнических рук Сатаны и от мира. Все подлинные христиане переживали Пасху, но лишь небольшое число верующих переживали исход. Причина этого в том, что определённые аспекты в их окружении не были покорены.
Если наше окружение не было покорено, у нас может быть Пасха, но у нас не будет исхода. Возможно, ваша жена, ваш муж или ваши родственники должны быть покорены. Некоторые люди, услышав, что их окружение должно быть покорено, впадут в уныние и захотят сдаться. Но даже если мы захотим сдаться, это зависит не от нас, а целиком и полностью от Господа. Вместо того чтобы сдаваться, нам нужно содействовать Ему. Чтобы избавиться от захватнических рук Сатаны и от мира, необходимо, чтобы Божья рука покорила наше окружение.
В этом повествовании дважды говорится о том, что «могуществом руки» Господь вывел детей Израиля из Египта (Исх. 13:3, 14). Божий народ был спасён не только благодаря крови пасхального ягнёнка, но и благодаря Божьей руке. Кровь спасла их от Божьего праведного суда, а рука спасла их от незаконного захвата фараона. То же самое происходит и с нами сегодня. Благодаря Христу как нашей Пасхе мы спасаемся от Божьего суда, а благодаря Божьей покоряющей руке мы спасаемся от Сатаны и мира.
II. Фараон и египтяне изгнали детей Израиля из Египта
Фараон и египтяне были покорены до такой степени, что фактически они изгнали детей Израиля из Египта (Исх. 12:33, 39; Исх. 11:1). Египтяне больше не могли терпеть присутствия Божьего народа в своей стране. Когда Моисей и Аарон первый раз обратились к фараону с просьбой отпустить Божий народ, фараон отказался. Но в 12:33 «египтяне принуждали народ, чтобы скорее выслать их из этой земли».
Это не просто история из Библии, а принцип, применимый к нашему христианскому переживанию. Рано или поздно наше окружение побудит и даже вынудит нас совершить исход из мира. Наши жена, муж или родственники велят нам выходить; они скажут, что нам лучше оставить мир, чем оставаться в нём. Это означает, что мир изгоняет нас. Если мы не готовы идти, мир изгонит нас. Пока мы остаёмся в мире, у тех, кто находится в нём, нет покоя. В конце концов они осознают, что, только когда мы оставим мир, они обретут покой, а мы обретём радость. Я могу засвидетельствовать, что именно таким было моё переживание. Если бы я попытался вернуться в мир, то мир умолял бы меня не делать этого. С точки зрения мира чем дальше я от него, тем лучше. Мир хочет, чтобы мы оставили его, исключительно благодаря могущественной руке Господа.
III. У детей Израиля не было времени заквасить свой хлеб
Поскольку дети Израиля были изгнаны из Египта, у них не было времени взять с собой заквашенную пищу (Исх. 12:34, 39). Как мы уже отмечали, закваска обозначает греховность и растление. То, что у детей Израиля не было времени приготовить заквашенный хлеб, показывает, что Господь будет работать над нашим окружением до такой степени, что у нас не останется времени на греховные вещи. Если у нас ещё есть время для приготовления заквашенного хлеба, нам будет трудно выйти из Египта. Это означает, что, если у нас ещё есть время для греховных вещей, нам будет трудно совершить исход из этого мира. После того как Бог покорит наше окружение и сделает так, что нас изгонят из мира, мы обнаружим, что у нас не осталось времени на греховные вещи. В Исх. 12:39 говорится: «И они испекли из теста, которое они вынесли из Египта, бесквасные лепёшки, ибо оно не заквасилось, потому что они были изгнаны из Египта, и не могли медлить, и запасов для себя тоже не приготовили». В этом стихе ясно показано, что египтяне не оставили детям Израиля времени заквасить свой хлеб.
Когда я был ребёнком, мы жили в северном Китае и ели много заквашенного хлеба. Я узнал, что для приготовления бесквасного хлеба требуется гораздо меньше времени, чем для заквашенного. Часто, перед тем как лечь спать, моя мать готовила тесто с закваской и оставляла его до утра. Иногда тесто готовила моя сестра и случалось, что она забывала добавить закваску. Если мать обнаруживала это утром, она была недовольна. Она знала, что у неё нет времени приготовить заквашенный хлеб и что ей придётся готовить нам что-то ещё. Это показывает, что для приготовления заквашенного хлеба требуется время. Точно так же для совершения греха тоже требуется время.
Тридцать лет тому назад многие из нас поспешно переехали из Китая на Тайвань. В создавшихся обстоятельствах мы не могли тратить ни минуты времени. Если бы мы медлили, нам было бы не на чем уехать. Мы также были вынуждены бросить многие вещи. До этого мы, служители Слова, пытались помочь некоторым людям избавиться от «закваски» в их жизни. Но они были не готовы нас слушать. Они продолжали держаться за греховные вещи, за то, что являлось «закваской» в глазах Бога. Но когда они были вынуждены уехать из материкового Китая, им пришлось оставить всю «закваску». Когда мы приехали на Тайвань, я был очень рад, что так много «закваски» осталось позади.
Иногда Бог может использовать даже физическую слабость или болезнь, чтобы отделить нас от нашей «закваски». Вы по-прежнему хотите делать что-то греховное, но из-за своей физической немощи вы уже не можете делать этого. Бог работает в ваших обстоятельствах, чтобы заставить вас оставить «закваску».
Дети Израиля уходили из Египта в чистоте, то есть без закваски. Многие из нас могут засвидетельствовать, что мы тоже ушли из мира в чистоте. Поскольку Бог работал в нашем окружении, мы не смогли, выходя из мира, взять с собой заквашенный хлеб. Наше окружение вынудило нас совершить исход в чистоте. Слава Ему за то, что Он вычищает всю закваску!
IV. Дети Израиля ограбили египтян, забрав их серебро, золото и одежду
В Исх. 12:35-36 говорится: «И дети Израиля сделали по слову Моисея и просили у египтян серебряных вещей, и золотых вещей, и одежды. И Иегова дал народу благосклонность в глазах египтян, и те давали им то, что они просили. И они ограбили египтян». У детей Израиля не было времени, чтобы приготовить заквашенный хлеб, но у них было время, чтобы ограбить египтян, забрав их серебро, золото и одежду (Исх. 3:21-22; 11:2-3). Это показывает, что Бог в Своём спасении хочет, чтобы мы ограбили мир, забрав его богатство.
Божье домостроительство - это не то же самое, что человеческая религия. Например, буддизм учит, что мы не должны ничего брать из мира. Бог, напротив, велел Своему избранному народу просить у египтян серебра, золота и одежды. Так Его народ ограбил египтян. Это был не грабёж, а запоздалая плата за долгие годы рабского труда. Бог в Своей праведности устроил так, что египтяне заплатили детям Израиля за их труд в Египте.
Многие спасённые люди свидетельствуют, что Божья могущественная рука работала в их окружении, чтобы дать им возможность ограбить мир, забрав его богатство. Бог делал это не ради обогащения Своего народа, а ради построения скинии, Его жилища на земле. Детям Израиля нужны были золото, серебро и одежда для построения скинии. Ради Божьего жилища мы должны не оставлять мир, как это делают буддисты, а ограбить Египет, забрав его богатство, чтобы использовать его для построения скинии.
С одной стороны, когда нищий попросил у Петра и Иоанна подаяния, они не могли дать ему ни серебра, ни золота (Деян. 3:6). Но с другой стороны, они были теми, кто ограбил мир, забрав его богатство. Когда мы, Божьи избранные, выходим из мира, ведомые Божьей всевластной рукой, у нас нет времени что-либо заквашивать. Но у нас есть возможность ограбить египтян. Люди, воздвигнутые Господом, - это люди, которые грабят мир. Ради Господнего замысла они выносят богатство из мира и отдают его Господу. Павел, например, мог сказать: «...как нищие, но многих обогащающие; как ничего не имеющие, однако всем владеющие» (2 Кор. 6:10). Многие христиане могут собственным примером подтвердить, что они ограбили египтян, забрав их богатство.
На первый взгляд то, что дети Израиля ограбили египтян, забрав их золото, серебро и одежду, было несправедливо. Но, как мы уже отмечали, то, что они ограбили Египет, забрав его богатство, было праведной платой за их вынужденный труд. В каком-то смысле положенная им плата за труд в течение многих лет поступала на счёт в «египетском банке», а когда наступил исход, вся сумма была снята со счёта. Кроме того, Божий народ взял золото, серебро и одежду не для себя. Божий избранный народ использовал богатство Египта для построения скинии.
Скиния была Божьим свидетельством как прообраз Христа и церкви. Сегодняшняя церковь - это Божья скиния, состоящая из Христа и святых. Такое свидетельство созидается из приношений Божьего народа. Итак, богатство египтян было получено благодаря труду Божьего народа и было использовано для Божьего свидетельства. Вот что значит ограбить мир, забрав его богатство.
Святые в Господнем восстановлении не должны быть ленивыми. Они должны получить хорошее образование и затем усердно трудиться на надлежащей работе, чтобы зарабатывать достаточно денег на жизнь. Однако они не должны тратить эти деньги только на себя и на свои удовольствия; они должны использовать их для Господнего свидетельства. С одной стороны, мы должны трудиться в мире и получать справедливую плату за нашу работу. С другой стороны, мы должны использовать то, что мы зарабатываем, для Божьего свидетельства.
Мы работаем в мире, но мы не работаем для мира. Мы работаем в мире ради того, что не принадлежит этому миру, так же как дети Израиля трудились в Египте ради того, что не принадлежало Египту. Фараон заставлял Божий народ работать как рабов. В итоге они получили за свой труд богатство Египта, которое они использовали не для Египта, а для построения скинии, Божьего свидетельства.
Некоторые, возможно, думают, что, усердно работая в мире, мы тем самым работаем для мира. Тем не менее наш труд предназначен для Божьего свидетельства. То, что мы получаем за свой труд в мире, мы отдаём Господу. Согласно обещанию в Новом Завете, чем больше мы отдаём Господу, тем больше Он даст нам (Лк. 6:38). Господь хочет ограбить мир, забрав его богатство с помощью нашего труда, чтобы мы отдали это богатство Ему для построения Его жилища.
Наглядным примером этому может служить переживание одного брата из Англии. В начале своей христианской жизни он отдавал Господу десять процентов своего дохода. Поскольку он был верен в этом, Господь способствовал его материальному преуспеванию. Затем этот брат стал давать уже не десять, а пятнадцать процентов. Господь ещё больше увеличил его доходы. Из года в год брат постепенно увеличивал процент от своего дохода, который он отдавал Господу. Но сколько бы он ни давал Господу, Господь всегда давал ему ещё больше. Этот брат, несомненно, ограбил мир, забрав его богатство и принеся его Господу для Его свидетельства.
Ещё одним примером может служить переживание братьев в Господе, открывших ателье одежды, чтобы помогать Господним людям и Господней работе. В итоге их дело настолько расширилось, что у них появилась сеть из ста ателье. Весь доход от их бизнеса направлялся на поддержание Господнего свидетельства. Они тоже ограбили мир ради Господа. Все, кто понимает, что значит выйти из мира, будут усердно работать не ради своего благополучия, а ради Господних интересов.
Построение зала собраний в Анахайме тоже служит примером этого принципа. Многие добровольцы трудились над построением этого зала. Этот труд сэкономил очень большую сумму денег. Те, кто работал над залом, ограбили мир своим трудом. Я думаю, что Господь запомнил их верность.
На протяжении лет Господь обогащал многих святых, которые оставались верными Ему. Однако важно то, каким образом святые используют своё увеличивающееся материальное имущество. Если они используют свои доходы для мира, то это будет большим поражением в глазах Господа. Но если они используют их для Божьего свидетельства, то в этом случае они грабят богатство мира под всевластием Бога. Грабить мир - значит не брать у мира что-то неправедно, а трудиться в мире и использовать приобретённое своим трудом для Божьего свидетельства.
V. Дети Израиля пошли из Египта со своими детьми и со своим мелким и крупным скотом
Дети Израиля пошли из Египта со своими детьми и со своим мелким и крупным скотом (31-32, Исх. 12:37-38). Согласно 12:38, «с ними поднялось также множество разноплемённых людей».
Если бы исход из Египта совершала немногочисленная группа людей, то с ними не было бы множества разноплемённых людей. Но поскольку численность Божьего Народа была очень велика - примерно два миллиона человек, с ними пошло также множество иноплемённых людей. Исход Божьего народа был настолько внушительным, что люди, которые не были израильтянами, захотели выйти из Египта вместе с ними. Следовательно, присутствие множества разноплемённых людей было хорошим знаком. Однако, согласно повествованию в Числах, впоследствии это множество разноплемённых людей стало источником неприятностей. Но даже эти неприятности преподали Божьему народу ценные уроки. Мы в сегодняшнем Господнем восстановлении тоже усвоили много уроков благодаря находящемуся с нами множеству разноплемённых людей.
Дети Израиля совершили полный исход из Египта. Всё, что у них было, они взяли с собой. Именно так Бог предписывает нам совершать свой исход, выходить из мира. Наш исход должен быть настолько полным, чтобы другие были готовы следовать за нами и присоединиться к нам.
VI. Период времени, который Израиль жил в языческой земле, завершился
В Исх. 12:40-41 говорится: «А времени, в которое дети Израиля, жившие в Египте, были пришельцами, было четыреста тридцать лет. И по окончании четырёхсот тридцати лет, в тот самый день, все воинства Иеговы вышли из Египетской земли». Этот период в четыреста тридцать лет начался в 12-й главе Бытия, когда Бог пообещал Аврааму дать его семени добрую землю. С того дня до ночи исхода прошло ровно четыреста тридцать лет. Таким образом, исход ознаменовал окончание этого периода времени. Все эти годы народ, которого Бог избрал и которому Он пообещал добрую землю, не жил в земле обещания. Вместо этого они жили как пришельцы в языческой земле, олицетворением которой является Египет.
В Быт. 15:13-14 и Деян. 7:6 говорится, что дети Израиля подвергались гонению в течение четырёхсот лет. Эти четыреста лет отсчитываются от времени, когда Измаил насмехался над Исааком в 21-й главе Бытия. Это означает, что с 12-й главы Бытия до 21-й главы Бытия прошло тридцать лет, а с 21-й главы Бытия до 12-й главы Исхода прошло четыреста лет. Таким образом, в течение четырёхсот тридцати лет Божий народ находился в чужой земле, а в течение четырёхсот лет он подвергался гонению.
У вас может возникнуть вопрос: как сегодня это относится к нам? Если мы не совершили исхода из мира, мы по-прежнему живём как пришельцы в чужой земле. Мы не живём в Христе как нашей доброй земле. Согласно Божьему обещанию и предписанию, мы должны жить в Христе как доброй земле и наслаждаться Им как землёй. Но для этого мы должны совершить полный исход. Будучи Божьими избранными людьми, мы должны жить в Христе. Наш исход из мира знаменует собой окончание нашей жизни в качестве пришельцев в чужой земле.
Хотя Бог избрал нас и предписал нам жить и пребывать в Христе, многие из Его людей не живут в Христе. Они по-прежнему живут в Египте. Это показывает, что даже после спасения мы по-прежнему можем жить как пришельцы в мире. Только когда мы полностью оставим мир, окончится время нашего пребывания в качестве пришельцев в чужой земле. Следовательно, наш исход является окончанием наших четырёхсот тридцати лет.
Многие христиане не переживали такого окончания, потому что они ещё не совершили исход. Бог избрал их и предписал им жить в Христе. Но с тех пор как произошло их второе рождение, они живут как пришельцы в мире. Только когда они совершат полный исход, окончится их пребывание в Египте, в котором они живут как пришельцы.
Без этой картины в Исходе мы не можем полностью понять то, что говорится в Новом Завете о нашем отделении от мира. Повествование в Исходе ясно показывает, что наш исход должен служить окончанием периода, в который мы были пришельцами. Не совершив такой исход, мы не можем жить в Христе как доброй земле. Кроме того, пока мы будем пришельцами, мы будем подвергаться определённому гонению, из-за которого у нас не будет покоя, удовлетворения и надлежащего наслаждения. Поскольку многие христиане всё ещё находятся в Египте, у них нет покоя, удовлетворения и полной радости в Христе. Но когда они полностью выйдут из Египта, это будет не только окончанием периода их жизни в качестве пришельцев в мире, но и окончанием многих лет неудовлетворённости и беспокойства. Хотя подлинных христиан, совершивших исход из Египта, меньшинство, многие святые в Господнем восстановлении совершили такой исход.
Совершить Пасху - это одно, но пережить исход - это другое. Как мы увидим, переход через Красное море - это ещё одно очень важное событие. Оно знаменует завершение первой стадии Божьего спасения. Эта стадия Божьего спасения включает в себя Пасху, исход и переход через Красное море. Только после того как дети Израиля перешли через Красное море, они были полностью избавлены из Египта и обрели свободу, чтобы славить Господа. Но Божье спасение включает в себя нечто большее. Даже построение храма является частью Божьего полного спасения.
VII. Ночь бодрствования Иегове
В Исх. 12:42 говорится: «Это была для Иеговы ночь бодрствования, чтобы вывести их из Египетской земли. Эта самая ночь - ночь бодрствования Иегове для всех детей Израиля во все их поколения». Во время пасхальной ночи дети Израиля имели удовлетворение, покой и радость, но они не спали. Как показывает этот стих, это была ночь бодрствования. Это подразумевает, что Бог бодрствовал, наблюдая за всем, что происходит. Как ясно видно из этого стиха, и Бог, и дети Израиля бодрствовали. Бог бодрствовал и наблюдал, и Его народ тоже бодрствовал и наблюдал. Таким образом, эта ночь была ночью бодрствования.
В Исх. 12:42 говорится, что эта ночь была ночью бодрствования Господу. Дети Израиля бодрствовали Господу. Это означает, что они содействовали Ему. Бог делал всё необходимое, чтобы избавить их из Египта. Он бодрствовал, и Его народ бодрствовал Ему.
Если мы применим это к нашему переживанию, мы увидим, что наш исход тоже был ночью бодрствования. Вот почему Новый Завет предостерегает нас, чтобы мы не спали. В Рим. 13:11 говорится: «Уже настал час пробудиться вам от сна». Кроме того, в 1 Фес. 5:6-7 Павел говорит: «Не будем спать, как остальные, а будем бодрствовать и будем трезвы. Ибо спящие спят ночью». Как пишет Павел в той же главе, мы «сыновья света и сыновья дня. Мы не принадлежим ни ночи, ни тьме» (ст. 5). Если мы не будем духовно бдительны, мы превратим день в ночь, но если мы будем бодрствовать и наблюдать, то даже ночь превратится в день.
Совершить исход из мира непросто. Такой исход происходит во время ночи бодрствования. Бог бодрствует, наблюдая за нами, а мы должны бодрствовать с Богом и Богу. Ночь нашего исхода должна быть ночью бодрствования, и мы должны быть настороже. Без такого бодрствования никто не сможет выйти из мира. Христиане, которые медлительны и спят, не могут совершить исход. Только те, кто бодрствует, не спит и наблюдает, могут выйти из мира. Бог бодрствует, применяя Своё всевластие к нашим обстоятельствам, и Он велит нам бодрствовать Ему. Тогда наша ночь превратится в день и мы будем избавлены из Египта.
В Новом Завете говорится, что мы не должны любить мир (1 Ин. 2:15). Однако мы можем воспринять эти слова очень поверхностно. Картина в Ветхом Завете показывает, что исход из Египта не должен считаться чем-то поверхностным. В ночь исхода даже Бог бодрствовал и наблюдал. В Библии короля Якова в 12:42 говорится, что это была «ночь, которую нужно было соблюдать Господу». Это была не ночь соблюдения обрядов, а ночь наблюдения, бодрствования. Бог бодрствовал и наблюдал, чтобы вывести Свой народ из мира, а Его народ должен был содействовать Ему, бодрствуя Ему. Они должны были бодрствовать, потому что они не знали, в какое время начнётся их выход из Египта. Отсюда мы видим, что сонные и несобранные люди не смогут совершить полный исход. Если вы хотите совершить исход из мира, вы должны бодрствовать, наблюдать и быть бдительными. Тогда вы будете знать, в какое время вам следует выходить из мира.
VIII. Дети Израиля становятся воинствами Иеговы
В 12:41 говорится, что «все воинства Иеговы вышли из Египетской земли», а в 12:51 говорится, что «Иегова вывел детей Израиля из Египетской земли по их воинствам». Кроме того, в 13:18 говорится: «Дети Израиля вышли в боевом порядке из Египетской земли». Согласно еврейскому тексту в 13:18, дети Израиля выходили строем по пять человек в ряд. Они не выходили из Египта небрежно; они выходили как войско.
После капитуляции японской армии в 1945 году я наблюдал, как американские солдаты шли строем по четыре человека в ряд по улицам китайского города Цзиньтао. Я был очень взволнован, когда увидел этих молодых американцев, марширующих в боевом порядке. Но сегодня, когда я вижу небрежность некоторых молодых людей в Соединённых Штатах, я, напротив, испытываю глубокое разочарование. Если мы хотим совершить исход из мира, мы не можем быть небрежными. С духовной точки зрения мы должны выходить из мира в боевом порядке. Во всём, что связано с нами, мы должны быть строгими, прямыми и упорядоченными. Борьба у нас не против плоти и крови, а против Сатаны и мира. В этой борьбе нам нужно находиться в боевом порядке, быть готовыми сразиться с врагом.
Каждый день христиане в церковной жизни должны пребывать в боевом порядке. Во всём, что мы делаем, мы должны быть строгими, прямыми и действующими совместно. Только находясь все вместе в войске, мы можем пребывать в боевом порядке. То, что мы должны выходить из мира как Божье войско, показывает, что совершить исход из Египта нелегко. Слава Господу за яркую картину в Исходе! Пусть эта картина оставит во всех нас глубокий след.