Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 2

Израиль в рабстве

  С точки зрения композиции Исход является продолжением Бытия. Это подтверждается тем, как Исход начинается: «И вот имена сыновей Израиля, пришедших в Египет с Иаковом» (1:1). У Бытия было замечательное начало, но плохое окончание. Бытие начинается словами: «В начале Бог сотворил небеса и землю», но заканчивается оно так: «И умер Иосиф в сто десять лет; и набальзамировали его, и он был положен в гроб в Египте» (Быт. 50:26). Итак, Бытие заканчивается тем, что мёртвый человек лежит в гробу в Египте. Это показывает, что Божьи избранные люди находились в обстановке смерти.

  Первая глава Исхода ещё сильнее обличает состояние Божьих людей в Египте. Хотя они находились в смерти, они не бездействовали, поскольку в смерти они были очень живыми и активными. Именно в этом заключается мысль Павла во 2-й главе Послания к эфесянам, где говорится, что те, кто мёртв в проступках и грехах, ходят согласно веку этого мира, ведут себя в вожделениях плоти и исполняют желания плоти и помыслов. Те, кто духовно мёртв, всё равно совершают свои дела, но эти дела являются мёртвыми; это - дела смерти.

  В 1-й главе Исхода содержится подробное описание деятельности Божьих людей, находящихся в обстановке смерти в Египте. Они были вынуждены трудиться как рабы фараона, и их, уже находящихся в смерти, каждый день убивали. Когда мы говорим, что мёртвых убивают, это может показаться странным, но с точки зрения духовного переживания так оно и есть. Хотя мирские люди уже духовно мёртвые, их постоянно убивают. Сегодняшняя обстановка среди мирских людей подобна обстановке среди Божьих людей в 1-й главе Исхода; её отличительными чертами являются рабство и смерть. Сначала люди становятся рабами мира, а затем мир омертвляет и убивает их. Возможно, люди считают, что человеческая культура развивается в положительном направлении, но в глазах Бога сегодня на земле больше рабства и смерти, чем когда-либо прежде. До того как мы пришли к Христу и были спасены, мы тоже были порабощены и омертвлены. Более того, до того как мы пришли в церковную жизнь в Господнем восстановлении, многие из нас даже после спасения оставались в состоянии порабощения и омертвения. Нам всем нужно быть настороже, чтобы не позволить поработить и омертвить себя ещё раз.

  У Бытия хорошее начало, но конец Бытия представляет собой печальную картину, тогда как Исход начинается с печальной картины, но заканчивается славно. Как мы уже говорили, Бытие начинается с Божьего сотворения, а заканчивается тем, что мёртвый человек лежит в гробу в Египте. Исход, наоборот, начинается с описания того, как Божьи люди находятся в порабощении и смерти, но завершается ковчегом в скинии, которая наполнилась славой Божьей. Какая огромная разница между окончанием Бытия и окончанием Исхода! Где вы предпочитаете находиться: в гробу в Египте или рядом с ковчегом в скинии, наполненной славой Божьей?

I. Связано с потребностью удовлетворять их жизненные нужды

  В этом сообщении мы рассмотрим рабство детей Израиля. Израильтяне родились в Ханаане. Из-за недостатка пищи они были вынуждены сойти в Египет, где в конечном итоге были порабощены. Отсюда мы видим, что людей порабощает прежде всего потребность удовлетворять свои жизненные нужды, необходимость зарабатывать себе на жизнь. Мирских людей привлекают различные развлечения, потому что они хотят жить лучше. Точно так же сегодня люди стремятся получить высшее образование или техническую специальность, чтобы обеспечить себе хороший и даже лучший уровень жизни. Во всём мире, будь то в развитых государствах или в отсталых странах, люди порабощены из-за необходимости зарабатывать себе на жизнь. То же самое можно сказать и о детях Израиля в Египте.

А. Египет является прообразом мира

  Согласно Библии, у мира есть по меньшей мере три аспекта: аспект бунта и идолослужения, обозначенный Вавилоном, аспект греховности, обозначенный Содомом, и аспект наслаждения и удовольствия, обозначенный Египтом. Бунт связан с идолослужением, то есть с поклонением чему-либо помимо Бога. Из-за того что поклоняющиеся идолам люди находятся в состоянии бунта против Бога, идолопоклонство обозначает бунт. В Библии Вавилон является символом взбунтовавшегося и идолопоклоннического мира. Сегодня на земле идолы находятся повсюду, даже в христианских странах.

  Авраам был призван из Вавилонской земли, то есть из мира бунта и идолослужения. То, что Бог призвал Авраама из Вавилонской земли, символизирует то, что мы призваны из взбунтовавшегося и идолопоклоннического мира. Но как мы уже говорили, призвание Авраама изображает только один аспект нашего спасения из мира.

1. Имеет обильное материальное снабжение и полон физических наслаждений и удовольствий

  Исход детей Израиля из Египта олицетворяет ещё один аспект. Египет обозначает мир наслаждения, мир удовольствий. Те, кто связан с этим аспектом мира, попадают не столько в ловушку бунта или идолослужения, сколько в ловушку удовольствий, обильного материального снабжения и физических наслаждений мира (Быт. 12:10; 42:1; Числ. 11:4-5). Нил, орошающий Египетскую землю, делает её очень плодородной. Когда дети Израиля скитались по пустыне, они говорили: «Мы помним рыбу, которую мы ели в Египте даром, огурцы, и дыни, и лук-порей, и репчатый лук, и чеснок» (Числ. 11:5). Все эти продукты олицетворяют материальное богатство мира, предназначенное для наслаждения и удовольствия.

  До спасения мы находились не только в мире бунта и идолопоклонства, но и в мире богатства и наслаждения. Авраам был призван из взбунтовавшегося мира, но дети Израиля совершили исход из мира наслаждения. Египет был богат не только запасами пищи, но и золотом. Это подтверждается тем, что во время исхода израильтян египтяне давали им золото.

2. Захватывает людей, которых Бог сотворил и избрал для Своего замысла

  Мир, прообразом которого служит Египет, захватывает людей, которых Бог сотворил и избрал для Своего замысла (Исх. 5:6-9). Дети Израиля были порабощены аспектом мира, который удовлетворял их жизненные нужды и давал им наслаждение. Сегодня многие люди, будь то богатые или бедные, стали рабами денег. Они напряжённо работают, чтобы заработать много денег и затем за короткое время тратят всё, что у них есть, предаваясь наслаждениям мира. Поэтому многие сегодня служат не Богу, а мамоне. Такова была обстановка среди древних израильтян в Египетской земле. В Египте они были хорошо обеспечены и наслаждались богатством мира, однако Египет не давал им осуществить тот замысел, ради которого Бог первоначально призвал их.

  В Египте дети Израиля усилились. В Исх. 1:7 говорится: «А дети Израиля расплодились, и весьма увеличились, и умножились, и чрезвычайно усилились, и наполнилась ими та земля». В каком-то смысле усилиться - значит разбогатеть. Без денег государство не может быть сильным. Например, Соединённые Штаты являются сильным государством благодаря своей экономике.

  Дети Израиля наслаждались аспектом мира, прообразом которого является Египет. Они находились не в первом аспекте мира, прообразом которого является Вавилон, и не во втором аспекте, на который указывает Содом. Они были порабощены третьим аспектом, обозначенным Египтом. Поскольку они были заняты богатством и наслаждением мира, это не давало им исполнить тот замысел, ради которого Бог сотворил и избрал их. По тому же принципу, все мирские люди сегодня захвачены Сатаной. В результате они не знают Божьего замысла. Как нам нужно благодарить Господа за то, что Он избавил нас из рабства мира и освободил нас из захватнических рук Сатаны!

Б. Дети Израиля попали под тиранию Египта

  Вследствие потребности удовлетворять свои жизненные нужды дети Израиля попали под тиранию Египта (Исх. 1:10-11). Мирские люди сегодня тоже находятся под тиранией. Даже то, что они так заняты мирскими развлечениями, указывает на то, что они находятся под тиранией Сатаны. Поскольку они вынуждены следовать тому пути, который удерживает их под тиранией Сатаны и в стороне от Божьего замысла, у них нет свободы и они не способны сделать правильный выбор.

II. Израиль порабощён фараоном

А. Фараон является прообразом Сатаны

  Дети Израиля были порабощены фараоном (Исх. 1:8-11, 13-14), который является прообразом Сатаны, правителя Мира (Ин. 12:31; Эф. 2:2). Поскольку фараон является воплощением Сатаны, в Исходе, книге картин, он изображает Сатану.

Б. Фараон принуждал Божий народ работать на него

1. Поступал с ним мудро

  Фараон принуждал Божий народ работать на него (Исх. 1:10-11, 13-14). В стихе 10 фараон сказал: «Давайте поступим с ним мудро». Мирские люди не осознают, как мудр Сатана и насколько мудро он поступает с людьми, чтобы захватить, занять и поработить их. Мудрость Сатаны направлена на то, чтобы поработить человечество.

2. С жестокостью заставлял его служить ему

  В стихе 13 говорится: «И египтяне с жестокостью принуждали детей Израиля служить им». Слова «с жестокостью» показывают, что дети Израиля не имели ни свободы, ни прав, ни покоя. При любых обстоятельствах они были вынуждены трудиться как рабы. Они должны были делать то, что приказывал им фараон.

3. Делал его жизнь горькой от тяжкой работы

а. С известью и с кирпичами и от всякой работы

  Далее, в стихе 14, говорится: «И делали их жизнь горькой от тяжкой работы с известью и с кирпичами и от всякой работы в поле; вся их работа, к которой их принуждали, чтобы они служили, была с жестокостью». Фараон делал жизнь израильтян горькой от тяжкой работы. Сегодня в глазах Бога все люди работают в «поле». Возможно, вы работаете в больнице, на заводе или в офисе, но по сути вы работаете в «поле», делая «кирпичи» и скрепляя их «известью».

б. Построил фараону два города для запасов

  Будучи рабами в Египте, дети Израиля построили фараону города для запасов: Пифом и Раамсес (ст. 11). «Пифом» означает «уста непорочности», а «Раамсес» - «гром знамени» (или «гром достижений»). Эти названия показывают, что эти города для запасов фараона были построены для гордости и похвальбы, как и пирамиды. Я полагаю, что в правление фараона египтяне построили эти города для запасов, чтобы хвалиться своей непорочностью, честностью и добродетельностью, а также чтобы распространять достижения своей культуры. Сегодня в мире по-прежнему звучит голос, исходящий из уст непорочности. Каждый народ и каждое государство хвалятся своей добродетельностью. Более того, каждая страна, и развитая, и отсталая, гордится своими достижениями. Тысячи лет мир хвалится своей добродетельностью и гремит о своих достижениях. Сегодня мирские люди строят города запасов для Сатаны, поскольку они гордятся своей непорочностью и своими достижениями.

  В противоположность мирским людям Господь Иисус не хвалился Своей непорочностью. Из Его уст исходила не похвальба, а слова благодати (Лк. 4:22). Кроме того, Господь не гремел о Своих достижениях. В Мф. 12:19 о Нём говорится: «Он не будет ни спорить, ни кричать, и никто не услышит на улицах Его голоса».

в. Так же, как в Вавилоне

  Работа детей Израиля в Египте заключалась в том же, что и труд бунтарей в Вавилонской земле, из которой был призван Авраам. В Вавилоне люди делали кирпичи и скрепляли их смолой вместо извести, чтобы построить город и Вавилонскую башню и сделать себе имя (Быт. 11:3-4). В Египте фараон принуждал детей Израиля строить для него из кирпичей и извести.

III. Фараон убивал жизнь детей Израиля

А. Убивал мальчиков и сохранял девочек

  Фараон не только поработил детей Израиля, но и искал возможности убить всех мальчиков, которых рождали еврейки (Исх. 1:15-19). В стихе 22 говорится: «И фараон приказал всему своему народу, сказав: Каждого родившегося сына бросайте в Реку, а каждую дочь оставляйте в живых». С точки зрения Библии мужская жизнь предназначена для Божьего замысла, а женская жизнь, особенно среди падших людей, предназначена для человеческого удовольствия. То, что делал в Египте фараон, в точности делает Сатана сегодня - он убивает жизнь, предназначенную для Божьего замысла, и сохраняет жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия. Даже нас, верующих в Христа, Сатана может использовать для того, чтобы убивать мужскую жизнь, предназначенную для Божьего замысла, и сохранять женскую жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия. У каждого верующего есть и та и другая жизнь. Если у нас не будет Господней благодати, то каждый день мы будем фараоном, который убивает жизнь, предназначенную для Божьего замысла, и сохраняет жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия. Например, в день Господень многие христиане не хотят идти на христианские собрания. Вместо этого они проводят этот день, наслаждаясь спортивными мероприятиями, развлечениями и увеселениями. Однако в день Господень верующие должны собираться, чтобы поклоняться Господу, слушать Его Слово и служить Ему. Но многие верующие безжалостно убивают в день Господень мужскую жизнь и сохраняют женскую жизнь. В том, что касается поклонения Господу в день Господень, они стали мёртвыми, но в том, что касается участия во всевозможных мирских развлечениях и увеселениях, они активны и очень живы.

  Сатана всегда ищет возможности убить жизнь, предназначенную для Божьего замысла, и сохранить жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия. Вы когда-нибудь задумывались, почему сплетничать гораздо легче, чем молиться? Когда мы молимся, мы применяем мужскую жизнь, но когда мы сплетничаем, мы применяем женскую жизнь. Может быть, даже сегодня вы были заодно с Сатаной и убили в себе жизнь, предназначенную для Божьего замысла. Когда Господь побуждает нас молиться, а мы вместо этого сплетничаем, Сатана использует нас, чтобы убить мужскую жизнь и сохранить женскую жизнь. Это показывает, что сегодня мы делаем то же самое, что делал фараон в 1-й главе Исхода. Какой жизнью вы живёте: предназначенной для Божьего замысла или предназначенной для человеческого удовольствия? Возможно, что на какое-то время вы становитесь фараоном, который возводит на престол своё «я», убивает жизнь, предназначенную для Божьего замысла, и сохраняет жизнь, предназначенную для своего удовольствия.

Б. Использовал повивальных бабок, чтобы убить мужскую жизнь

  В Быт. 3:1-6 мы видим, что Сатана использовал Еву, то есть женскую жизнь, чтобы омертвить мужскую жизнь. Это означает, что Сатана использует жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия, чтобы убить жизнь, предназначенную для Божьего замысла. Но Бог тоже использует женскую жизнь, чтобы совершить что-то для Себя. В начале Ветхого Завета Сатана пришёл к женщине, Еве, и использовал её для того, чтобы убить мужскую жизнь, но в начале Нового Завета Бог пришёл к деве Марии и использовал её для того, чтобы принести Своё спасение. Приход Сатаны к Еве привёл к падению, но приход Бога к Марии принёс Его спасение. По тому же принципу, в 1-й главе Исхода фараон искал возможности использовать повивальных бабок, чтобы убивать мужскую жизнь, но Бог использовал их для того, чтобы сохранить жизнь, предназначенную для Бога и Его замысла.

  Враг может легко использовать сестёр, но Бог тоже может легко использовать их. Будет ли церковь переживать омертвление или избавление, зависит от сестёр. Сёстры должны быть сегодняшними Мариями. В Новом Завете было несколько Марий. Для зачатия и рождения Господа Иисуса была использована Мария. Когда Господь был распят и погребён, при этом присутствовали по крайней мере две Марии. Кроме того, в день Своего воскресения Господь Иисус явился Марии Магдалине. Всех этих Марий Господь использовал для исполнения Своего замысла.

  То, что относится к сёстрам в церковной жизни, относится и к женщинам в любом государстве. Если женщин использует Сатана, то страна будет растлена. Но если женщин использует Бог, то страна будет сохранена.

  Согласно истории, когда всё, что связано с Богом, находится в прекрасном состоянии, как, например, в Эдемском саду, во времена оживления или в самые лучшие и славные моменты, тогда приходит Сатана, чтобы захватить женщин и испортить всю обстановку. Лишь в редких случаях ему удаётся воспользоваться таким же образом мужчиной. Но во времена деградации, во времена отчаянной нужды, Бог приходит, чтобы использовать женскую жизнь и тем самым спасти положение и принести Своё спасение. Именно так и произошло в 1-й главе Исхода. Сатана приходит к женщинам в лучшие времена, потому что он знает, что они более слабые сосуды. Но Господь тоже приходит к женщинам, и тем самым Сатана оказывается посрамлён. Слово убедительно свидетельствует о том, что во времена крайней нужды сёстры выступали вперёд. Этот принцип подтверждается историей как с положительной, так и с отрицательной стороны. Поэтому, когда наступают хорошие времена, сёстрам нужно проявлять осторожность, но им также нужно быть готовыми встать на сторону Господа, как это сделали повивальные бабки, и позволить Ему использовать их во времена деградации и крайней нужды, чтобы спасти положение и исполнить Его замысел.

  Ключом ко второй части 1-й главы Исхода является не мужская жизнь, а женская жизнь. Фараон, воплощение Сатаны, искал возможности использовать женскую жизнь, повивальных бабок, чтобы уничтожить мужскую жизнь, но Бог пришёл и использовал этих повивальных бабок, чтобы сохранить мужскую жизнь. И в случае с повивальными бабками, и в случае с девой Марией действует один и тот же принцип: все они были использованы Богом, чтобы принести спасение. Этот принцип применим и к сегодняшней церковной жизни. Если сестёр будет использовать Сатана, в церкви будет растление. Но если их будет использовать Господь, придёт спасение. Мы надеемся, что Господь снова воспользуется женской жизнью, чтобы спасти положение в сегодняшней церковной жизни!

IV. Всевластие Бога

А. Сделал так, что дети Израиля умножились и усилились

  Фараон поработил детей Израиля и сделал всё, чтобы истребить мужскую жизнь, однако Бог проявил Своё всевластие во всей этой ситуации (Исх. 1:7, 12, 17-21). Например, благодаря Божьему всевластию «дети Израиля расплодились, и весьма увеличились, и умножились, и чрезвычайно усилились» (1:7). Сегодня церковь часто усиливается без всякой видимой причины. Это усиление можно приписать только Божьему всевластию. За многие годы я усвоил, что мы не должны полагаться на свою работу и свой труд. Мы должны полагаться только на Господне всевластное благословение. Когда Господь благословляет нас, даже наши ошибки оборачиваются нам во благо. (Это не означает, однако, что мы должны делать зло, чтобы вышло добро.) Но если у нас не будет благословения от Господа, мы не добьёмся положительного результата, какими бы хорошими и правильными мы ни были. Мы никогда не должны полагаться на то, кем мы являемся и что мы можем сделать. Мы должны целиком и полностью полагаться на Господа. Мы должны молиться: «Господь, мы просто исполняем свою обязанность, следуя за Тобой. Но Ты знаешь, Господь, что мы не полагаемся ни на то, кем мы являемся, ни на то, что мы можем сделать. Господь, мы полностью полагаемся на то, кем являешься Ты. Если в Своём всевластии Ты благословишь Свою церковь, то церковь умножится и усилится».

Б. Сделал евреек здоровыми

  Божье всевластие также проявилось в том, что Бог сделал евреек здоровыми (Исх. 1:19). Когда фараон спросил повивальных бабок, почему мальчики остаются в живых, они ответили ему: «Потому что еврейки - не такие, как египетские женщины, ибо они здоровые: прежде чем к ним придёт повивальная бабка, они рождают» (ст. 19). Отвечая фараону таким образом, повивальные бабки не лгали. Еврейки действительно были более здоровыми, чем египетские женщины. Это было благодаря Божьему всевластию. Еврейки были здоровыми, потому что Бог по Своему всевластию сделал их здоровыми.

  То же самое относится и к сегодняшней церкви. Будет ли церковь здоровой или омертвевшей, зависит не от того, что мы делаем. Это зависит исключительно от Господнего всевластия. Но это не означает, что мы должны быть ленивыми или праздными. С одной стороны, нам не следует думать, что наша работа принесёт Божье благословение. С другой стороны, нам не следует думать, что, поскольку всё зависит от Господнего благословения, нам не нужно ничего делать. Нам нужно трудиться и исполнять свои обязанности, но при этом мы должны осознавать, что состояние церкви и святых зависит от Божьего всевластия.

В. Использовал женскую жизнь, чтобы спасти мужскую жизнь

  Кроме того, Господь в Своём всевластии использовал женскую жизнь, повивальных бабок, чтобы спасти мужскую жизнь, так же как Он использовал деву Марию, чтобы произвести на свет Спасителя (Гал. 4:4-5). В своей мудрости фараон замыслил уничтожить народ Израиля. Бог не стал сражаться с фараоном. Вместо этого Он в Своём всевластии использовал двух повивальных бабок, чтобы спасти мужскую жизнь.

Г. Делал добро повивальным бабкам и устраивал им дома

  В стихах 20 и 21 говорится: «И Бог делал добро повивальным бабкам, и народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, Он устраивал им дома». Делая повивальным бабкам добро, Бог устраивал им дома, чтобы произвести жизнь, предназначенную для исполнения Его замысла. Это означает, что Он использовал жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия, чтобы произвести жизнь, предназначенную для Божьего замысла. Эта картина показывает, что если мы откажемся стоять вместе с фараоном, но будем стоять вместе с Богом, то Бог будет делать нам добро, чтобы мы производили жизнь для совершения Его замысла. Сёстры, когда вы будете стоять вместе с Богом, а не с Сатаной, Бог устроит вам дома. Это означает, что Бог устроит вам место, в котором будет производиться Жизнь для исполнения Его замысла.

  Из этого сообщения мы можем сделать следующий вывод: как бы ни старался Сатана поработить или омертвить нас, Бог всё равно всевластен и Он может использовать нас, сделав нас сегодняшними повивальными бабками. Мы можем быть теми, кто превращает жизнь, предназначенную для человеческого удовольствия, в жизнь, предназначенную для Божьего замысла. Если мы будем такими повивальными бабками, Бог устроит нам дома, наполненные людьми, которые будут производить жизнь для осуществления Божьего замысла. В следующем сообщении мы увидим, что Моисей был сохранён при помощи трёх женщин: своей матери, своей сестры и дочери фараона. Слава Господу за повивальных бабок, за женскую жизнь, которая поворачивается к Богу для исполнения Его замысла! Слава Ему за то, что во тьме 1-й главы Исхода сияет яркий свет.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках