(2)
Тексты Писания: Исх. 40
Последовательность при установке скинии
В 40:1-16 мы видим заповеди Господа, данные Моисею относительно установки скинии, а в стихах с 17 по 33 говорится о фактической установке скинии. В отношении установки скинии мы видим такую последовательность: были установлены брусья (ст. 18); расстелены покрывала, и положен покров (ст. 19); в Святом Святых установлен Ковчег Свидетельства (ст. 20-21); установлена завеса для заграждения Ковчега Свидетельства (ст. 21); в Святилище на северной стороне с внешней стороны завесы поставлен стол, и на нём расположен в должном порядке хлеб перед Господом (ст. 22-23); в Святилище на южной стороне, напротив стола, поставлен светильник, и установлены лампады перед Господом (ст. 24-25); в Святилище перед завесой поставлен золотой жертвенник, и на нём воскурено ароматное курение (ст. 26-27); на входе в скинию установлено заграждение (ст. 28); у входа в скинию поставлен жертвенник всесожжения, и принесено всесожжение и хлебное приношение (ст. 29); между скинией и жертвенником поставлен умывальник, и в него налита вода для омовения рук и ног священников (ст. 30-32); вокруг скинии и жертвенника поставлен двор (ст. 33); и на воротах двора повешено заграждение (ст. 33).
Облако покрыло Шатёр Собрания, и слава наполнила скинию
В 40:34-38 мы читаем о том, что слава Господа наполнила скинию. В стихе 34 говорится: «Тогда облако покрыло Шатёр Собрания и слава Иеговы наполнила скинию». В этом стихе говорится о двух аспектах; в нём говорится о чём-то, что произошло снаружи Шатра Собрания, и о чём-то, что произошло внутри скинии. Облако покрыло Шатёр Собрания, и слава наполнила скинию. Одно и то же сооружение было одновременно Шатром Собрания и скинией. По отношению к человеку скиния была Шатром Собрания, а по отношению к Богу она была скинией. Можно также сказать, что внешне это был Шатёр Собрания, а внутренне это была скиния.
В сегодняшней церковной жизни Шатёр Собрания — это не то же самое, что скиния. У нас есть церковная жизнь, и мы находимся в церковной жизни, но при этом мы можем находиться снаружи, а не внутри. Это означает, что наша церковная жизнь является для нас просто Шатром Собрания, а не скинией.
Если мы внимательно изучим Исход, мы увидим, что впервые Шатёр Собрания упоминается вскоре после того, как дети Израиля совершили грех идолослужения, сделав золотого тельца и поклонившись ему. Моисей передвинул шатёр за пределы стана, и тогда этот шатёр стал Шатром Собрания.
В церковной жизни мы можем просто собираться вокруг Шатра Собрания. Мы можем не находиться в скинии. В 40-й главе Исхода облако покрыло Шатёр Собрания, а слава наполнила скинию. У тех, кто собирается вокруг Шатра Собрания, есть облако. Однако нам нужно наслаждаться не только облаком на Шатре Собрания, но и славой внутри скинии.
По милости Господа я могу засвидетельствовать, что в ранние годы я находился под облаком, но сегодня я внутри скинии, которая наполнена славой. Я наслаждаюсь уже не только облаком, но и славой. А что можно сказать о вас? Чем вы наслаждаетесь: только облаком, покрывающим Шатёр Собрания, или также славой внутри скинии? Некоторые святые, которые очень довольны церковной жизнью и бурлят, находятся не в славе, а под облаком. Таким святым нужно больше переживать церковную жизнь, чтобы войти в скинию и увидеть славу, которая внутри.
В Библии слово «скиния» указывает на что-то очень глубокое в отношении Бога и Его свидетельства. Словосочетание «шатёр собрания» имеет положительный смысл, но его значение не так глубоко, как значение скинии. Скиния связана с Божьим свидетельством, а Шатёр Собрания связан главным образом с Божьими интересами на земле и Божьим движением. Когда вы читаете Ветхий Завет, вам нужно не забывать об этом различии. Запомните, что слово «скиния» указывает на что-то непосредственно связанное с Божьим свидетельством, а слова «шатёр собрания» указывают на что-то более внешнее, наружное, связанное с Божьими интересами и Божьим движением.
В качестве примера такого различия рассмотрим 1-ю главу Левита. Согласно Лев. 1:1, Господь говорил Моисею из Шатра Собрания. В этом стихе не говорится, что Господь говорил Моисею из скинии. Читая этот стих, мы, возможно, думаем: как это замечательно, что Бог говорил из Шатра Собрания. Да, то, что Бог говорил из Шатра Собрания, замечательно. Однако это не сравнить с Его говорением в скинии.
Нам важно понимать связь между облаком и славой. Можно сказать, что облако — это внешняя часть, оболочка, Божьей славы. Под оболочкой мы понимаем некий внешний покров. Если понимать это слово таким образом, то можно сказать, что кожура апельсина является его оболочкой, а оболочкой человеческого тела является кожа. Кожа покрывает тело, а в теле находится наше существо. Однако оболочка, покрывающая человеческое тело, не является нашим настоящим существом. Наше существо — это дух. Те, кто находился снаружи скинии, могли видеть оболочку. Но каждый вошедший в скинию увидел бы не оболочку, а внутреннюю славу скинии.
Молодые люди могут наслаждаться церковной жизнью и свидетельствовать о том, какая она чудесная. Но возможно, они наслаждаются только оболочкой церкви. Это не означает, что им нужно отбросить своё наслаждение. Напротив, они должны идти дальше и наслаждаться внутренней славой скинии. Молодые люди, не нужно огорчаться из-за моих слов и не нужно выбрасывать оболочку из-за того, что у вас ещё не много внутренней славы.
Я полагаю, что многие из нас могут засвидетельствовать, что, когда мы собирались в Элден-холле в Лос-Анджелесе, мы были на «крыше» церковной жизни и наслаждались облаком. Кто-то может сказать, что церковная жизнь в Анахайме не вызывает такого же восторга, какой вызывала церковная жизнь в Элден-холле. Я согласен с этим. Тем не менее нужно признать, что сегодня мы наслаждаемся чем-то более глубоким и более внутренним по сравнению с тем, чем мы наслаждались в Элден-холле. Мы уже не на крыше, где мы наслаждаемся облаком; мы учимся ходатайствовать у жертвенника курения. Всякий, кто ходатайствует у жертвенника курения, уже не в облаке, покрывающем Шатёр Собрания. Он уже окружён славой, которая находится внутри церковной жизни. Я надеюсь, что ещё многие из нас увидят это и будут переживать это.
Некоторые старшие святые, возможно, будут обеспокоены и расстроены. Они скажут себе: «Почему мы не такие же свежие, как раньше? Почему церковная жизнь не вызывает такого восторга?» Приходить в восторг и приводить в восторг других хорошо. Однако приходить в восторг и приводить кого-то в восторг больше присуще молодым людям, поскольку они наслаждаются облаком, находящимся снаружи Шатра Собрания. Но пожилых святых, переживающих славу внутри скинии, трудно привести в восторг. Я могу засвидетельствовать, что, будучи пожилым человеком, я могу не выражать внешнего восторга, но при этом мне очень нравится ходатайствовать у жертвенника курения. Я так люблю наслаждаться хлебом у стола и задерживаться у жертвенника курения!
Те, кто находится на внешнем дворе, могут собираться вокруг жертвенника всесожжения и видеть облако, покрывающее Шатёр Собрания. Но если они хотят увидеть славу, им нужно войти в скинию. Слава находится не на крыше, а внутри скинии. Когда мы войдём в скинию, мы увидим там славу.
Согласно 40:36-38, облако славы Иеговы стало водительством для сыновей Израиля. Когда облако поднималось от скинии, народ отправлялся в путь: «И когда облако поднималось от скинии, дети Израиля отправлялись во все свои путешествия». Если же облако не поднималось, они оставались на месте: «А если облако не поднималось, то они не отправлялись до того дня, когда оно поднималось». В стихе 38 говорится, что «облако Иеговы было на скинии днём, а ночью в нём был огонь перед глазами всего дома Израиля во всех их путешествиях».
Сегодня христиане часто говорят о воле Господа, о Его водительстве и руководстве. Но согласно прообразам в 40-й главе Исхода, вне Божьего жилища нет ни руководства, ни водительства. Единственное водительство — это Божье жилище. Когда облако двигалось, весь народ Израиля тоже двигался. Но когда облако не двигалось, люди оставались на месте. Это означает, что дети Израиля следовали за скинией с облаком. В своём христианском путешествии мы должны следовать за Божьим движением с Божьим жилищем. Это ясно изображено в 40-й главе Исхода.
В Числах мы видим, что всё, что делает Бог, связано с Его жилищем. Это относится и к сражению с врагами: Бог сражался с ними при помощи Своего жилища. Его жилище, скиния, было лучшим оружием. Всё, что Божий народ делал, и то, куда он шёл, соответствовало тому, что происходило с Божьим жилищем. Нам нужно применять этот принцип сегодня в церковной жизни. Когда Божье жилище останавливается, мы останавливаемся с ним. Но когда оно движется, мы движемся вместе с ним. Кроме того, когда Божье жилище сражается, мы тоже сражаемся.
Подлинное водительство и руководство не осуществляется согласно нашим чувствам, мнениям, взглядам и воззрениям. Однако многие верующие стремятся узнать Божью волю, которую они называют Божьим водительством, в основном делая это согласно своей точке зрения, своим взглядам, чувствам и представлениям. Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то говорил о Господнем водительстве и Господней воле согласно церкви? Об этом очень мало говорят сегодня. Это ещё одно указание на то, что состояние Божьих людей далеко от нормального. Вот почему необходимо Господне восстановление.
Господне восстановление, основанное на полном откровении святого Слова, разительно отличается от традиционного пути религии. Живой дом живого Бога — вот наше водительство в отношении того, что нам стоит делать: останавливаться или двигаться, сражаться или работать. Мы участвуем во всём этом не согласно своему мнению или своей точке зрения и даже не согласно Библии в мёртвых буквах, а согласно Божьему жилищу с Божьей славой. Когда у нас есть надлежащие отношения с Божьим жилищем, мы наслаждаемся покоем, победой и благословением. Когда мы едины с Божьим жилищем, которое наполнено Божьей славой, у нас есть всё, что нам нужно. У нас есть Господне водительство и руководство, у нас есть Господне благословение и победа. Кроме того, у нас есть праведность и святость. Мы благодарим Господа за эту ясную картину в 40:36-38.
В заключение этого Жизнеизучения я хочу сравнить Бытие и Исход. Бытие начинается с Божьего сотворения (Быт. 1:1) и заканчивается гробом в Египте, в котором лежит мёртвое тело (Быт. 50:26). Исход начинается с рабства в Египте (Исх. 1:11) и заканчивается скинией, которую покрыла и наполнила слава Божья в результате Божьего искупления (Исх. 40:34-38). У Бытия нет славного завершения. В конце этой книги мы видим мёртвого человека, которого положили в гробу в мире (Египте); этот человек был сотворён Богом по Его образу для Его выражения и владычества. В последнем стихе Бытия говорится: «И умер Иосиф… и он был положен в гроб в Египте». В этом стихе мы видим смерть, которая является результатом греха, а также мир. Так заканчивается Бытие.
Но Исход заканчивается совершенно по-другому. В конце Исхода мы видим не гроб, в котором лежит мёртвое тело; мы видим скинию, в которой находится славный Бог.
В начале Исхода мы видим продолжение того, чем закончилось Бытие. Как мы увидели, Бытие заканчивается мёртвым человеком в гробу в Египте. Исход начинается тем, что изображает Божьих людей, служащих рабами в Египте. Размышляя над обстановкой в конце Бытия и в начале Исхода, мы видим, что, с одной стороны, мы были мёртвыми, а с другой стороны, мы были рабами Сатаны, прообразом которого служит фараон. Мы все были захвачены Сатаной и порабощены им. Но Христос как наша Пасха освободил нас, избавил нас из этого рабства. Искупление Христа вывело нас из сатанинского рабства в Египте и привело нас в землю свободы (пустыню). В пустыне Бог сделал следующий шаг и привёл нас к прославленной скинии. Здесь нет смерти, нет греха, нет мира, но есть Бог с Его присутствием и славой. Мы уже не мёртвые, и мы уже не в мире — теперь мы часть живой и движущейся скинии для осуществления Божьего замысла на земле.
Индивидуальный Израиль и совокупный Израиль
Кроме того, при сравнении Бытия и Исхода можно увидеть ещё один важный момент. В Бытии был произведён индивидуальный Израиль, который выражал Бога и осуществлял Его власть для Него. В Исходе был произведён совокупный Израиль, который выражал Бога. В этом больше славы, чем в том, что мы видим в Бытии.
Индивидуальный Израиль, произведённый в Бытии, имел Божий образ и выражал Бога; он также представлял Бога и осуществлял Его власть на земле. К тому времени, когда этот индивидуальный Израиль достиг зрелости, он обладал боль́шим могуществом, чем фараон. Даже фараон получил его благословение. Совокупный Израиль, произведённый в Исходе, тоже имел Божий образ и осуществлял Божью власть. Мы должны признать, что совокупный Израиль в Исходе более славный, чем индивидуальный Израиль в Бытии.
Очень важно, чтобы все мы увидели это видение. Такое видение, такое откровение, перевернёт наши представления, изменит нашу повседневную жизнь и даже преобразует наше существо. Это видение в корне отличается от учения, которое представляется в соответствии с человеческой точкой зрения. Нам нужно откровение, соответствующее Божьей точке зрения. Я полагаю, что если вы принесёте это заключительное слово Господу в молитве и будете размышлять о нём перед Ним, то в конце концов вы получите ясное видение этих двух книг.
Я думаю, что будет полезным представить краткий обзор Бытия и Исхода. В 1-й главе Бытия мы были сотворены Богом, а в 3-й главе мы пали. Затем, после Вавилона, мы были призваны вместе с Авраамом и стали теми, кто переправляется через реку, — евреями. Но хотя мы были призваны вместе с Авраамом, мы стали мёртвыми и мы были порабощены, чтобы служить исполнению умысла Сатаны в мире. Затем однажды мы были спасены. Призвание получил Авраам в Бытии, но спасение пришло через Христа как пасхального ягнёнка в Исходе.
После того как пасхальный ягнёнок искупил нас, мы путешествовали по пустыне и переживали Христа как небесную манну и наслаждались Им как живой водой из рассечённой скалы. В итоге мы были приведены к горе Синай, где мы живём церковной жизнью; прообразом этого было то, что дети Израиля жили вокруг Шатра Собрания. Хотя не все мы вошли в скинию, мы все собраны вокруг Шатра Собрания и можем видеть облако на Шатре Собрания. Здесь нет греха, нет смерти и нет мира. Здесь, у Шатра Собрания, у нас есть Бог в Своём присутствии и славе. Здесь мы становимся Его жилищем, а Он становится нашим жилищем. Это — взаимная обитель. Когда речь идёт о Шатре Собрания, мы видим не просто индивидуальное выражение — мы видим народ как Божье совокупное выражение. Цель Божьего замысла состоит в том, чтобы обрести такое выражение через Божьих искупленных людей. Это выражение является целью не только Божьего искупления, но и Божьего вечного замысла. Бог хочет обрести совокупное выражение Самого Себя через Его призванных и искупленных людей.
Восстановление и Божий замысел
Нам нужно глубоко проникнуться тем, что Господне восстановление — это нечто великое. Мы находимся в восстановлении не просто ради духовности, святости, победы и благословения. Мы находимся здесь ради Божьего вечного замысла. Бытие с Исходом завершаются Божьей скинией, Божьим жилищем, наполненной славой. Подобным образом вся Библия завершится Новым Иерусалимом, вечной скинией, наполненной славой. В церковной жизни как Божьем жилище у нас есть водительство и руководство нашего Бога. Он един с нами, и мы едины с Ним. Как это чудесно! Как написано в Левите, теперь мы находимся в надлежащем положении и можем слышать голос Господа, Его говорение.
Мы благодарим Господа за то, что мы увидели в Бытии и в Исходе. Я совершенно уверен, что те, кто был с нами в течение всех этих лет, не смогут остаться прежними. Вечность покажет, что делал Господь внутри нас и среди нас для исполнения Своего вечного замысла. Хвала Ему за славное завершение Исхода!