(1)
Тексты Писания: Исх. 40:1-38
В заключение Жизнеизучения Исхода в этом и последующем сообщениях мы рассмотрим 40:1-38.
В Исходе мы видим повествование, содержащее Божье откровение о скинии и её обстановке, а также повествование об изготовлении скинии и её обстановки. В 40-й главе содержится два повествования. Во-первых, там говорится о Божьей заповеди относительно установки скинии и размещения предметов обстановки и принадлежностей. Во-вторых, там описывается, каким образом Моисей всё сделал согласно Божьей заповеди. Эти два повествования, разумеется, почти одинаковые. На самом деле в Исходе четыре повествования связаны со скинией, её обстановкой и принадлежностями. В предыдущем сообщении мы отметили, почему последовательность повествования, содержащего откровение о скинии и её обстановке, отличается от повествования об изготовлении скинии и её обстановки. Здесь я хочу отметить, что главное место во всех четырёх повествованиях занимает Ковчег Свидетельства.
Как мы увидели, откровение о скинии и её обстановке начинается с Ковчега Свидетельства. Бог начинает с Ковчега Свидетельства, а затем движется в направлении внешнего двора. Но согласно нашему переживанию, мы начинаем с жертвенника всесожжения и движемся вперёд, пока не достигнем Ковчега. Здесь мы видим, что Божья точка зрения противоположна нашей точке зрения и что взгляд со стороны Бога отличается от взгляда с нашей стороны. Бог начинает с Ковчега Свидетельства, а мы начинаем с жертвенника всесожжения.
Если мы сравним Послание к римлянам и Послание к эфесянам, мы также увидим, что взгляд со стороны Бога противоположен взгляду с нашей стороны. Послание к римлянам начинается с нашей стороны, с положения падшего человека. В 1-й главе подробно описываются греховные вещи, а в 3-й главе говорится о жертвеннике. Однако Послание к эфесянам начинается с Божьей стороны. Уже в 1-й главе мы видим Божье намерение. Это означает, что в 1-й главе Послания к эфесянам мы видим Христа как Ковчег Свидетельства.
Что касается скинии и её обстановки, Исход не начинается с нашей стороны, чтобы потом перейти к Божьей стороне. Исход начинается со стороны Бога и затем переходит к нашей стороне.
Бог находится на небесах, а мы — на земле. У нас должен возникнуть вопрос не только по поводу того, как нам достичь Бога, но и по поводу того, как Бог может достичь нас. Богу не так просто достичь нас. Кто-то скажет, что Бог всевластный и всемогущий, поэтому Он может сделать всё, что пожелает, и Он может легко достичь нас. Бог действительно всевластный и всемогущий, но нам нужно помнить, что Бог не беззаконник; Он Бог закона, предписания и порядка. Поскольку Бог всё делает упорядоченно, Он не может поступать вопреки Своей природе. Он не может сделать то, что противоречит Его праведному пути. Чтобы святой и праведный Бог мог достичь человека, Он должен поступать в соответствии со Своей святостью и праведностью. Поэтому, чтобы Бог сошёл с неба на землю и достиг нас, Он должен сделать это так, чтобы при этом поддержать Свою праведность и почтить Свою святость. Это означает, что Бог не может прийти к нам, не считаясь ни с чем. Для прихода Бога требуется совершить несколько шагов, несколько поворотов, чтобы дойти от Ковчега в Святом Святых до жертвенника на внешнем дворе. Эти повороты можно сравнить с поворотами, которые совершает водитель машины. Сначала водитель поворачивает направо, а затем — налево; все эти повороты необходимо совершить, чтобы достичь цели. Подобным образом внутри скинии есть несколько поворотов.
В Исходе показано, что намерение Бога состоит в том, чтобы обрести Ковчег. Этим Ковчегом является Ковчег Свидетельства, благодаря чему скиния становится Скинией Свидетельства. Желание Бога — обрести Ковчег Свидетельства в Скинии Свидетельства. Однако наше желание может ограничиваться нашим собственным спасением. Поскольку для нас важно наше спасение, мы не думаем о Божьем свидетельстве. Наше спасение находится у жертвенника, но Божье свидетельство находится у Ковчега. Большинство сегодняшних христиан не имеют представления о Божьем свидетельстве. Их в основном интересует собственное спасение. Если вы заговорите с ними о других вопросах в Божьем Слове, они скажут: «Какое отношение имеет это к моему спасению? Поможет ли это мне попасть на небо?» Таков взгляд многих христиан. Сегодняшние христиане мало думают о Божьем свидетельстве.
Знаете ли вы, какова главная тема Откровения, последней книги Библии? Отвечая на этот вопрос, некоторые христиане скажут, что Откровение — это книга-пророчество, в которой говорится о звере, выходящем из моря, и о другом звере, приходящем с суши. Однако не это является главной темой Откровения. В 1-й главе мы видим главную тему этой книги — свидетельство Иисуса. Последняя книга Библии посвящена свидетельству Иисуса.
Нам снова нужно оценить тот чудесный факт, что Библия — это поистине божественное откровение. Человеческий разум не способен составить такую книгу.
Итак, последняя из шестидесяти шести книг Библии посвящена свидетельству Иисуса. Этим свидетельством является Божий Ковчег. Согласно откровению, Божий Ковчег обретёт свою завершённость в скинии, которой будет Новый Иерусалим. Новый Иерусалим будет окончательным исполнением скинии. Божья вечная цель — обрести Новый Иерусалим.
Когда мы читаем Исход, нам нужно обратить пристальное внимание на значение Ковчега Свидетельства. Я надеюсь, что особенно молодые люди увидят важность Ковчега Свидетельства в этой книге. Когда мы читаем и изучаем Божье Слово, нами не должны управлять наш природный разум, религия или культура. Нас должно интересовать не только получение благословения от Бога. Нам нужно увидеть, что Бог хочет обрести Ковчег Свидетельства в Скинии Свидетельства.
В откровении о скинии и её обстановке Ковчег упомянут первым. При изготовлении скинии и её обстановки, а также в двух повествованиях об этом в 40-й главе Ковчег Свидетельства тоже занимает центральное положение. Как мы увидели, Ковчег Свидетельства — это прообраз Христа. Первым предметом обстановки, который нужно было установить в скинии, был Ковчег. Таким образом, Ковчег является центральным предметом скинии и её обстановки.
В Исх. 40:2 говорится: «В первый день первого месяца поставь скинию Шатра Собрания». То, что Бог велел Моисею установить скинию в первый день первого месяца второго года, имеет большое значение. Мы знаем, что первый месяц первого года был временем пасхи. Таким образом, от пасхи до установки скинии прошёл один год.
В 12-й и в 40-й главах Исхода мы видим, что у Божьего народа было два начала. Первое начало было во время пасхи, и оно было нужно для спасения детей Израиля. Второе начало было связано с Божьим жилищем. Эти два начала представляют собой ясные прообразы, или знамения. Первое начало — это спасение, переживание пасхи, переживание того, что Божий суд прошёл над нами. Каждый подлинный христианин переживал это начало. Но что можно сказать о втором начале, связанном с Божьим жилищем? То, что не многие христиане понимают необходимость такого второго начала, — это факт.
В молодости я читал некоторые книги, в которых говорилось о так называемом втором благословении. Пятидесятники сказали бы, что получить второе благословение — значит пережить крещение Святого Духа. Они призывают верующих искать этого второго благословения. Но христиане, которые подчёркивают внутреннюю жизнь, утверждают, что второе благословение — это нечто внутреннее. Они говорят примерно следующее: «Вам нужно переживать крест Христов. Если вы будете переживать крест, то внутренне вы наполнитесь жизнью. Это внутреннее наполнение и является вторым благословением». Но вы когда-нибудь слышали о том, чтобы кто-то говорил о втором благословении, втором авиве, во втором году? Первый месяц священного календаря назван месяцем авивом, что означает «зелёные колосья»; он означает новое, свежее начало в жизни.
Всем нам нужно иметь эти два начала; прообразом первого является пасха в 12-й главе, а прообразом второго — установка скинии в 40-й главе. Это нечто очень важное. Второе начало связано не с говорением на языках и даже не с внутренним наполнением для внутренней жизни. Это также не второе благословение, о котором говорят так называемые люди святости. Они говорят, что, если мы обрели святость, мы обрели второе благословение. Но из Исхода мы видим, что второе благословение связано с построением Божьего жилища. Когда в своей христианской жизни мы переживаем построение Божьего жилища на практике, у нас есть второе начало. Что является Божьим жилищем сегодня? Божье жилище — это церковь, названная домом живого Бога (1 Тим. 3:15). Построение этого дома является вторым началом, подлинным вторым благословением; это начало происходит в первый день первого месяца второго года. Я очень рад, потому что я уверен, что пережил это второе начало. Многие из нас тоже могут с уверенностью сказать, что у нас было это второе начало. Это поистине благословение. Переживание второго начала, связанного с построением Божьего жилища, гораздо лучше, чем говорение на языках, внутреннее наполнение или святость. Ничто из этого несравнимо с Божьим жилищем. Ничто из этого несравнимо с построением церкви.
Кто-то, услышав это, скажет: «Уитнесс Ли всегда говорит о церкви. Он повсюду делает акцент на церкви, потому что это его „товар“». На самом деле я «рекламирую» не свой «товар» — я «рекламирую» Божий «товар». Что мы видим в конце Исхода? Мы видим Божье жилище. Мы видим скинию, которую Бог занял и которой Он овладел, наполнив её славой для Своего выражения. То же самое мы видим в конце Библии. В последних главах Откровения мы видим скинию, Новый Иерусалим, который Бог занял и которым Бог овладел, наполнив его славой для Своего выражения. В Исх. 40:34 говорится, что «слава Иеговы наполнила скинию», а в 21-й главе Откровения мы видим, что Новый Иерусалим имеет славу Божью (Отк. 21:10-11). И в конце Исхода, и в конце Откровения мы видим, что слава Божья наполнила скинию, Божье жилище.
Моисей делает то, что повелел ему Господь
В Исх. 40:16 говорится: «Так и сделал Моисей; согласно всему, что повелел ему Иегова, так он и сделал». Снова и снова в этой главе повторяются эти слова: «Как повелел Иегова Моисею» (Исх. 40:19, 21, 23, 25, 27, 29, 32). Когда я, будучи молодым человеком, читал этот раздел Слова, я думал, что в нём слишком много повторений. Я считал, что было бы достаточно сказать в конце, что всё было сделано согласно тому, что Бог повелел Моисею. Однако то, что слова «как повелел Иегова Моисею» повторяются снова и снова, указывает на что-то важное.
Хотя повествование в 40-й главе не очень длинное, оно весьма подробное. Сначала говорится, что «Моисей поставил скинию, и положил её гнёзда, и установил её брусья, и вставил её перекладины, и поставил её столбы» (Исх. 40:18). Затем говорится, что Моисей «расстелил шатёр над скинией» и «положил покров шатра на него сверху» (ст. 19). Покрывала были положены поверх брусьев, образовывая потолок, а несколько слоёв покрова были положены поверх покрывал, образовывая крышу. Таким образом, изнутри покрывала образовывали потолок, а снаружи покров образовывал крышу.
В стихах 20 и 21 говорится о Ковчеге: «Потом он взял Свидетельство, и положил его в Ковчег, и установил шесты на Ковчеге, и положил крышку заглаживания на Ковчег сверху. И внёс Ковчег в скинию, и установил завесу для заграждения, и отгородил Ковчег Свидетельства, как повелел Иегова Моисею». В стихе 20 крышка Ковчега названа крышкой заглаживания. В Библии короля Якова используется выражение «престол милости». Согласно Новому Завету, крышка заглаживания — это престол благодати (Евр. 4:16), где Бог встречается со Своими людьми. После того как Ковчег поставили в скинию, была установлена завеса, отгораживавшая Ковчег Свидетельства.
Согласно стиху 22, Моисей поставил стол в Шатре Собрания на северной стороне скинии, с внешней стороны завесы. Затем он расположил на нём в должном порядке хлебы. Хлеб предназначен для кормления, питания. Напротив стола, на южной стороне скинии, Моисей поставил светильник и установил лампады перед Господом. После этого Моисей поставил золотой жертвенник курения перед завесой. Затем, как повелел Господь Моисею, он воскурил на жертвеннике ароматное курение. У жертвенника курения священники могли молиться и ходатайствовать за Божий народ.
В 40-й главе Исхода хлеб упоминается вместе со столом, установка лампад — вместе со светильником, а воскурение курения — вместе с золотым жертвенником курения. Отсюда видно, что у нас не должно быть стола без хлеба, светильника без света и жертвенника курения без курения. Как только в Святилище был поставлен стол, на нём сразу же был разложен хлеб. Точно так же, как только напротив стола был поставлен светильник, сразу же были установлены лампады. Кроме того, как только перед завесой был установлен золотой жертвенник, на нём стали курить курение. Всякий, кто входил в Святилище, видел хлеб и свет, а также ощущал запах курения. Это показывает, что в Господнем восстановлении у нас не должно быть внешних вещей без действительности этих вещей. Например, у нас не должно быть крещения без действительности смерти Господа и Его воскресения и у нас не должно быть Господней трапезы без действительности Тела Христова. Если у нас не будет действительности, то у нас будет лишь пустая форма.
В Исх. 40:28 говорится: «Потом он установил заграждение на входе в скинию». Когда было установлено заграждение, вся скиния была закончена. Поэтому в стихе 30 говорится уже об умывальнике и жертвеннике всесожжения, а в стихе 33 — о том, что вокруг скинии и жертвенника был поставлен двор, а на воротах двора повешено заграждение. В конце этого стиха говорится: «Так Моисей закончил работу». Тогда вся работа по установке скинии и внешнего двора была завершена. В следующем сообщении, последнем сообщении в Жизнеизучении Исхода, мы увидим, что облако покрыло Шатёр Собрания и слава Господа наполнила скинию.