Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!


Сообщение 181

Пребывание Моисея с Богом

(4)

Тексты Писания: Исх. 34

  В 34-й главе Исхода, повествовании о пребывании Моисея с Богом, рассматриваются три главных момента: повеление пировать с Господом и покоиться с Ним, пять условий для наслаждения Господом и переливание Бога в Моисея. В двух предыдущих сообщениях мы рассмотрели три праздника и субботу, а также пять условий. В этом сообщении после вступительного слова и обзора мы рассмотрим переливание Бога в Моисея.

Ключ к пониманию 34-й главы Исхода

  Как мы увидели, Моисей разбил две скрижали, содержавшие Десять Заповедей. Это показывает, что завет, заключённый Богом с детьми Израиля, был нарушен. Завет был заключён в главах с 20-й по 24-ю и был скреплён кроплением крови искупительной жертвы. Можно сказать, что скрепление завета фактически было подписанием завета Богом. Бог подписал завет, окропив его искупительной кровью жертвы. Условиями завета были Десять Заповедей со всеми предписаниями. Бог хотел, чтобы Его народ полностью и во всех отношениях вступил с Ним в завет. Но из-за случая с золотым тельцом завет был нарушен. Однако по Своей милости Бог пришёл, чтобы восстановить этот нарушенный завет. Поэтому Бог велел Моисею вытесать две каменные скрижали и взойти на вершину горы для встречи с Ним. Божье намерение состояло в том, чтобы восстановить завет.

  Моисей, несомненно, ожидал, что Бог ещё раз даст Десять Заповедей и предписания. Он, наверно, радовался, когда готовил для этого две каменные скрижали и нёс их с собой на вершину горы. Но когда Моисей пришёл туда и Бог спустился к нему, Бог, вместо того чтобы дать Моисею Десять Заповедей, сделал что-то ещё. То, что Бог сказал Моисею, прежде чем во второй раз дать ему Десять Заповедей, соответствовало подлинному желанию Его сердца. У Бога не было намерения просто обрести народ, который соблюдал бы Его заповеди и предписания. Намерение Бога состояло в том, чтобы раздать Себя в Его избранных людей, чтобы они в высшей степени наполнились Им и благодаря этому могли выражать Его.

  С самого начала закон не был частью Божьего первоначального намерения. Как прообраз, закон занимает положение наложницы, прообразом чего была Агарь. Это показывает, что в глазах Бога и в Его домостроительстве закон не занимает почётного положения, так же как наложница не имеет законного положения. В Библии говорится, что закон был добавлен. Он не был частью Божьего первоначального намерения, и поэтому он не занимает почётного положения. В каком-то смысле Бог был вынужден учредить закон.

  Бога огорчило не то, что две скрижали были разбиты. Бог разгневался не из-за разбитых скрижалей, а из-за поклонения золотому тельцу. Встретившись с Моисеем в 34-й главе, Он сначала ничего не говорил о Десяти Заповедях.

  Сначала Бог сказал Моисею, что Он совершит чудеса, чтобы привести народ в добрую землю: «И Он сказал: Вот, Я заключаю завет: Перед всем твоим народом Я совершу чудеса, какие не творились на всей земле и среди каких-либо народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Иеговы, ибо страшно то, что Я сделаю у тебя. Соблюдай то, что Я повелеваю тебе сегодня. Я изгоню от тебя аморреев, и хананеев, и хеттеев, и ферезеев, и эвеев, и иевусеев» (ст. 10-11). Бог собирался совершить чудеса, чтобы привести людей в добрую землю, в которой они могли бы наслаждаться Им.

  Во-вторых, Бог предостерёг людей относительно идолослужения (ст. 12-17). Господь сказал: «Ты не должен поклоняться другому богу; ибо Иегова, чьё имя Ревнивый, — это ревнивый Бог» (ст. 14). Он также сказал: «Не делай себе литых богов» (ст. 17). Бог конкретно предостерёг людей, чтобы они избегали любого идолослужения. Мы должны следить за тем, чтобы ничто не становилось заменой Бога, ничто не занимало Его места. Он единственный должен быть для нас Богом.

  Затем Господь говорил с Моисеем о необходимости пировать с Ним и покоиться с Ним. В стихе 18 Он сказал: «Соблюдай праздник Бесквасного хлеба. Семь дней ешь бесквасный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное в месяце авиве, ибо в месяце авиве ты вышел из Египта». Затем, в стихе 22, Он сказал: «И соблюдай праздник Недель, то есть начатков жатвы пшеницы, и праздник Сбора урожая в конце года». В стихе 21 Господь говорил с Моисеем о соблюдении субботы: «Шесть дней работай, а в седьмой день прекращай труд. Даже во время пахоты и во время жатвы прекращай труд». Таким образом, мы видим, что Господь говорил с Моисеем об идолослужении, а также о необходимости пировать и покоиться. В этот раз Он не сказал ничего о Десяти Заповедях и предписаниях. Вместо этого Он сказал Моисею, что все мужчины должны пировать с Ним три раза в год, а каждые семь дней они должны вспоминать Его, покоясь с Ним.

  В предыдущем сообщении мы отмечали, что три праздника, упомянутые в этой главе, показывают, что нам нужно пировать с Господом три раза в день. Кроме того, мы увидели, что еженедельное соблюдение субботы показывает, что в течение дня, может быть, каждые пятнадцать двадцать минут, мы должны прерываться и вспоминать Господа, покоясь с Ним. Год — это некий цикл времени, и день — это тоже цикл времени. Каждый день мы должны пировать с Господом и покоиться с Ним. И то, что мы пируем, и то, что мы покоимся, предназначено для наслаждения Господом.

  В 34-й главе Исхода Господь не только говорил с Моисеем о необходимости пировать и покоиться, но и показал ему пять условий, которые нужно было соблюдать, чтобы Божий народ мог наслаждаться Им. Согласно нашему природному пониманию, каждое из этих пяти условий является чем-то незначительным. Первое условие — это требование выкупать первого детёныша осла ягнёнком (ст. 20), а последнее — это запрет варить козлёнка в молоке его матери (ст. 26). Почему Господь не говорил с Моисеем о том, что нужно почитать родителей, или о заповеди, запрещающей убивать? Почему Он говорил с ним о том, что нужно выкупать первородного осла ягнёнком, и о том, что нельзя варить козлёнка в молоке его матери? Всё дело в том, что, если мы не исполним эти пять условий, это испортит наше наслаждение Господом. Если мы хотим сохранять своё наслаждение Господом, пируя и покоясь с Ним, мы должны позаботиться об исполнении этих пяти, казалось бы, незначительных требований.

  Если мы будем изучать 34-ю главу Исхода, задействуя только свои умственные способности, мы не сможем понять эту главу. Но если мы будем размышлять над этой главой в свете своего духовного переживания, мы увидим, что ключом здесь является наслаждение Господом. Эта глава показывает, что нам нужно наслаждаться Господом в течение всего дня, пируя с Ним и покоясь с Ним. Помимо того что нам нужно наслаждаться, нам также необходимо сохранять это наслаждение, а для этого нам нужно выполнять эти пять условий.

  Складывается впечатление, что в 34-й главе для Моисея важно учреждение закона, а не наслаждение Господом и не наполнение Господом. Если мы, читая эту главу, получим озарение, мы поймём, что нам не следует сосредотачивать всё своё внимание на Десяти Заповедях и предписаниях, поскольку Богу важнее, чтобы мы соблюдали праздники и субботы. Нам нужно следить за тем, чтобы из раза в раз пировать и покоиться с Господом. Нам нужно пировать Им и покоиться с Ним, чтобы наслаждаться Им во всей полноте. Тогда Он перельёт Себя в нас. В результате изнутри мы будем наполнены, а снаружи мы будем сиять.

  Если у нас не будет ключа, то 34-ю главу будет очень трудно понять. Кто может объяснить, почему в этой главе Бог упоминает только три из семи праздников? Почему столько важных заповедей и предписаний осталось в стороне, а говорится только о пяти требованиях: выкупать осла ягнёнком, не закалывать крови жертвы с заквашенным, не допускать, чтобы жертва праздника Пасхи оставалась до утра, приносить начатки земли в дом Бога и не варить козлёнка в молоке его матери? Если у нас есть ключ — наслаждение Господом, то мы увидим, что эти пять требований не являются чем-то незначительным. Напротив, в том, что касается наслаждения Господом, они имеют большое значение.

Повторное слово

  Мы увидели, что в 34-й главе содержится краткий обзор предыдущих тридцати трёх глав, а также заключение к ним. Всё, что здесь повторяется, очень важно. Если бы это не было важно, то это не стало бы повторяться. В стихе 27 говорится: «И сказал Иегова Моисею: Напиши эти слова, ибо согласно сказанному в этих словах Я заключил завет с тобой и с Израилем». Еврейское выражение, переведённое как «сказанному в этих словах», буквально означает «устам этих слов». Таким образом, в стихе 27 Господь говорит Моисею, что Он заключил завет с ним и с Израилем согласно «устам этих слов». Все эти слова были условиями, обязательствами, завета, который люди должны были соблюдать. Почему в стихе 27 сказано: «Согласно устам этих слов»? Возможно, Господь говорил Моисею: «Эти слова уже были сказаны. Теперь Я хочу снова сказать их. Я снова хочу изречь их Своими устами». То, что содержится в этой главе, является говорением, изречением, того слова, которое уже было однажды сказано. Это повторение содержит условия соблюдения Божьего завета детьми Израиля.

  Я хочу подчеркнуть, что здесь не говорится ни о заповедях, ни о предписаниях. После предостережения относительно идолослужения Господь говорит о праздниках, субботе и пяти условиях для наслаждения Господом. Здесь мы видим три праздника для нашего наслаждения, субботу для нашего покоя и пять условий для нашей повседневной жизни. Если мы будем выполнять эти условия, мы будем пировать с Богом и покоиться с Ним в полном наслаждении для исполнения Его замысла. Кроме того, согласно последующим главам, для Бога будет построена скиния, жилище.

Божье переливание

  В Исх. 34:28-29 говорится: «И он был там с Иеговой сорок дней и сорок ночей; хлеба не ел и воды не пил. И Он написал на скрижалях слова завета, Десять Заповедей. И когда Моисей сошёл с горы Синай — и две скрижали Свидетельства были в руке Моисея, когда он сошёл с горы, — Моисей не знал, что кожа его лица сияет по причине того, что Он говорил с ним». Здесь мы видим, что, после того как Бог написал на скрижалях слова завета, Он отправил Моисея вниз к подножию горы. Намерение Бога состояло в том, чтобы Его народ наслаждался Им. Однако намерение Моисея состояло в том, чтобы принести народу заповеди. Я думаю, что, когда Моисей спускался с горы, он был очень доволен. Он знал, что на этот раз там не было проблемы с золотым тельцом. В стихе 29 говорится, что Моисей не знал, что кожа его лица сияет. Бог перелил Себя в Моисея. Но Моисей не осознавал, что его лицо сияет. Возможно, его сердце было занято мыслями о Десяти Заповедях на двух каменных скрижалях. Он не придавал значения Божьему переливанию.

  Нам нужно, чтобы Бог переливал Себя в нас. Но когда мы приходим к Библии, мы относимся к ней как к «скрижалям»; каждое слово воспринимается нами как заповедь, которую мы должны выполнить. Мы хотим получить заповеди, а не переживать переливание Бога. Например, во время утреннего оживления мы получаем живое слово из Библии, но это слово становится для нас заповедью. Мы не осознаём, что Бог не хочет давать нам слово заповеди; Бог хочет перелить Себя в наше существо. Иногда мы приходим с утреннего оживления с сияющим лицом, потому что Бог переливал Себя в нас. Но из-за того что мы придаём больше значения заповедям, чем переливанию, мы не знаем, что наше лицо сияет.

Покрывало на лице Моисея

  В стихе 30 говорится: «И когда Аарон и все дети Израиля увидели Моисея, то вот, кожа его лица сияла, и они боялись приблизиться к нему». Моисей не знал, что его лицо сияет, но Аарон и дети Израиля знали это, и они испугались его сияющего лица. После того как Моисей встретился с ними, он тоже понял, что кожа его лица сияет. Поэтому, «когда Моисей закончил говорить с ними, он положил на своё лицо покрывало» (ст. 33). Но, возвращаясь к Богу, Моисей снимал покрывало: «А когда Моисей входил предстать перед Иеговой, чтобы говорить с Ним, он снимал покрывало, пока не выходил; и когда он выходил и говорил детям Израиля, что было ему велено, дети Израиля видели лицо Моисея — что кожа лица Моисея сияет. Потом Моисей опять клал покрывало на своё лицо, пока не входил, чтобы говорить с Ним» (ст. 34-35). Это показывает, что, когда Моисей разговаривал с Богом, его лицо было открыто. Это напоминает нам о словах Павла во 2 Кор. 3:18, где он говорит, что мы с открытым лицом созерцаем Господа и отражаем Его, преобразовываясь в Его образ. Здесь тоже подразумевается сияние, поскольку сияние — это явление Божьего образа. Сегодня нам нужно снять с себя покрывало, чтобы с открытым лицом созерцать и отражать Господа. Тогда мы будем преобразованы в Его образ и это будет нашим сиянием.

  Как мы уже отметили, когда Моисей шёл к Богу, он снимал покрывало, а когда он говорил с народом, он клал на себя покрывало. Сегодня многие христиане поступают в точности наоборот. Когда они идут к Богу, они кладут на себя покрывало, но когда они говорят с другими, они снимают это покрывало.

  Во 2 Кор. 3:13 Павел объясняет, почему Моисей клал на своё лицо покрывало, когда он говорил с детьми Израиля. Павел говорит, что Моисей «клал покрывало на своё лицо, чтобы сыновья Израиля не всматривались в конец уничтожаемого». Когда Моисей говорил детям Израиля слово Божье, его лицо было открытым. Но когда он заканчивал говорить, он клал на лицо покрывало, чтобы они не видели конца его служения, которое уходило. Он не хотел, чтобы они смотрели на то, как кончается увядающая слава его служения закона. Для людей увидеть, как угасает сияние, было бы всё равно что увидеть окончание закона.

  Сияние, которое мы переживаем сегодня, связано не с законом, а с наслаждением Христом. В Новом Завете мы не соблюдаем закон — мы наслаждаемся пиром. Новозаветное учение сосредоточено на наслаждении Христом. Закон был заменён пиром, на котором мы пируем Христом. Поэтому нам не нужно покрывало, и нам не нужно бояться, что слава закончится. Наше лицо может быть открыто и перед Богом, и перед человеком.

Длительное пребывание с Богом

  Напомним, что название этого сообщения — «Пребывание Моисея с Богом». Лицо Моисея стало сиять в результате длительного пребывания с Богом. Если мы хотим сиять Господней славой, нам тоже нужно подолгу пребывать с Богом. В Исх. 34:28 говорится: «И он был там с Иеговой сорок дней и сорок ночей; хлеба не ел и воды не пил». Мы не можем объяснить, каким образом Моисей мог находиться с Господом в течение сорока дней и при этом ничего не есть и не пить. Несомненно, он смог сделать это исключительно благодаря Богу.

  Как мы уже отмечали, если мы хотим пребывать с Богом, нам нужно забыть обо всём остальном. Когда Господь велел Моисею подняться на вершину горы для встречи с Ним, Он сказал ему: «И пусть никто не восходит с тобой, и пусть никто не показывается на всей горе, и мелкий и крупный скот пусть не пасётся перед этой горой» (ст. 3). Это показывает, что, когда мы встречаемся с Богом, мы должны забыть о своём имуществе, о своих нуждах и даже о своей семье. Кроме того, нам не нужно заботиться о себе. Мы должны просто оставаться в присутствии Бога.

  В повествовании не говорится, чтo Бог и Моисей делали вместе эти сорок дней. Однако мы знаем, что за это время Моисей был полностью наполнен и пропитан Богом. Складывается впечатление, что все сорок дней Моисей ничего не делал, что он только получал Божье озарение и переливание. Это нечто славное. В течение этих сорока дней происходило что-то чудесное: Бог переливал Себя в Моисея и пропитывал Моисея Собой. Если мы увидим значение этого, мы получим большую помощь в том, что касается нашего общения с Господом и нашей христианской жизни.

Какое говорение переливает в нас Бога

  Если мы прочитаем всю 34-ю главу, мы увидим, что Бог переливал Себя в Моисея посредством Своего говорения. Если бы Бог не сказал ничего, кроме Десяти Заповедей и предписаний, я не думаю, что Моисей получил бы много переливания. Знаете ли вы, каким должно быть говорение, чтобы оно что-то перелило в вас? Оно должно быть говорением Господа о наслаждении Им, говорением о том, что мы должны пировать и покоиться, а также об условиях для наслаждения Им. Такое говорение переливает в нас Бога и делает нас сияющими.

  Я могу засвидетельствовать, что я получал не много переливания, когда много лет назад сидел на собраниях по изучению Библии. Но когда я слушал, как брат Ни говорил о переживании Господа, я получал переливание от Господа. Многие из нас могут засвидетельствовать, что у них было подобное переживание. Внутри нас появлялось сияние, потому что Господь говорил с нами.

  Последнюю часть стиха 29 следует переводить «по причине того, что Он говорил с ним», а не «по причине того, что он говорил с Ним». Отсюда видно, что лицо Моисея сияло не потому, что он говорил с Богом, а потому, что Бог говорил с ним. Чем больше мы говорим, тем труднее Господу перелить Себя в нас. Но чем больше Он будет говорить с нами о наслаждении Им Самим, тем больше Господа перельётся в нас. Давайте будем такими же, как Моисей, и позволим Господу говорить. Давайте позволим Ему говорить с нами о праздниках, о субботе и об условиях для наслаждения Им. Божье слово о наслаждении Богом всегда переливает в нас Бога.

  Мы благодарим Господа за то, что Он открыл нам 34-ю главу Исхода. Мы славим Его за то, что в этой главе мы видим необходимость пировать и покоиться, мы видим пять условий для наслаждения Господом и мы видим, что Бог переливает Себя в нас посредством Своего говорения о наслаждении Им Самим.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках