(3)
Тексты Писания: Исх. 34
В предыдущем сообщении мы увидели, что в 34:18-35 содержатся три важных момента: повеление пировать и покоиться с Господом, пять условий для наслаждения Господом как нашим праздником, пиром, и переливание Бога в Моисея посредством того, что Бог говорит с ним. В предыдущем сообщении мы рассмотрели повеление пировать с Господом и покоиться с Ним. В этом сообщении мы рассмотрим пять условий, которые нужно выполнить, чтобы пировать с Господом.
Выкупать первого детёныша осла ягнёнком
Первое из пяти условий описано в стихе 20: «А первого детёныша осла выкупай ягнёнком; а если не выкупишь, то сломай ему шею. Всех первородных из твоих сыновей выкупай, и пусть не являются передо Мной с пустыми руками». Это означает, что наш природный человек должен быть заменён Христом, чтобы мы жили освящённой жизнью для Бога. Хотя мы были искуплены, мы всё ещё природные. Мы «ослы», нечистые животные; мы не ягнята. Да, мы искуплены, но мы нечистые. Из-за того что мы являемся «ослами», наше природное существо должно быть заменено Христом как Агнцем.
Если говорить об освящении, то мы не являемся ни овцами, ни волами; мы являемся ослами. Хотя мы были искуплены, наш природный человек всё ещё нечистый в глазах Бога. Поэтому, чтобы мы были освящёнными для Господа, нам нужно, чтобы Христос стал нашей Заменой. Пасхальный ягнёнок служит прообразом Христа как нашего Искупителя. Посредством Него как нашей Замены мы были искуплены. Но поскольку мы всё ещё нечистые и природные, мы не можем быть живой жертвой для Божьего удовлетворения. Нам нужно, чтобы Христос стал нашей Заменой в освящении. Более подробно об искуплении первого детёныша осла ягнёнком можно прочитать в 27 сообщении «Жизнеизучения Исхода» (стр. 353-356).
Какими бы приятными и хорошими мы ни были, мы всё равно природные. С одной стороны, мне нравится встречать приятных людей. С другой стороны, я понимаю, что чем приятнее человек, тем более он природный. Я не хочу сказать, конечно, что, для того чтобы быть духовными, нам не нужно быть приятными, а нужно быть грубыми. Мысль здесь в том, что даже наша природная приятность должна быть заменена Христом. Нам нужно помнить, что в нашей природной жизни мы «ослы». Мы были искуплены, но мы остались ослами. В церковной жизни собрано очень много «ослов». Теперь необходимо, чтобы все мы были заменены Христом. Если наша природная «ослиная жизнь» не будет заменена Христом, нам будет трудно наслаждаться праздниками, пиром, и нам также будет трудно соблюдать субботу. Замена нашей природной жизни Христом — это условие для того, чтобы и пировать с Господом, и покоиться с Ним.
Не закалывать кровь Господней жертвы с заквашенным
Второе условие содержится в 34:25: «Не закалывай кровь Моей жертвы с заквашенным». Это показывает, что мы не должны смешивать искупление Христа со своей греховной жизнью. Нельзя смешивать искупление Христа с греховной жизнью. Мы не должны объявлять, что мы искуплены, а затем продолжать жить в грехе. Если мы делаем это, мы закалываем кровь Господней жертвы с заквашенным. Человек, который продолжает жить в грехе, не должен хвалиться тем, что он искуплен.
Как мы уже отмечали, нам нужно соблюдать праздник Бесквасного хлеба. Это означает, что мы должны вычистить всё греховное в доказательство того, что мы были искуплены кровью Христа. Когда верующий очищает свою греховную жизнь, это является свидетельством того, что он искуплен Христом.
Не трудно понять, что если мы будем продолжать жить в грехе и при этом утверждать, что мы искуплены, то мы не сможем наслаждаться Христом. Все мы были искуплены кровью Христа, чтобы наслаждаться Христом. Но нам всё равно нужно выполнить это условие, это требование — вычистить всю закваску и не смешивать Христово искупление с греховной жизнью.
Не допускать, чтобы жертва праздника Пасхи оставалась до утра
Третье условие для того, чтобы пировать с Господом и покоиться с Ним, содержится во второй части стиха 25: «И жертва праздника Пасхи пусть не остаётся на всю ночь до утра». Что означает, что жертва праздника Пасхи не должна оставаться до утра? Это означает, что мы должны наслаждаться богатством Христа в этом веке и не оставлять его до следующего века. Нам нужно наслаждаться Христом сегодня. Нам нужно наслаждаться Им в полной мере в этом веке. Мы не можем исчерпать наслаждение Христом. Мы можем наслаждаться в высшей степени данной нам долей Христа. Тем, что мы получили от Христа, мы должны наслаждаться сегодня. Мы не должны ничего оставлять до следующего «утра»; другими словами, мы не должны откладывать наше наслаждение Христом до следующего века. Наслаждайтесь Христом сейчас. Не ждите будущего, чтобы наслаждаться Им.
Некоторые святые думают, что они могут подождать какое-то время, прежде чем они начнут наслаждаться Христом. Кто-то из молодых людей может сказать себе: «Я слишком молод. Я позволю себе немного понаслаждаться мирскими вещами, а попозже я вернусь к наслаждению Христом». Не совершайте этой ошибки. Если вы отложите наслаждение Христом на будущее, вы не выполните третье условие для того, чтобы пировать с Господом, то есть вы не выполните требование не оставлять жертву праздника Пасхи до утра. Не откладывайте наслаждение богатством Христа.
Приносить первый из начатков в дом Божий
В Исх. 34:26 говорится: «Первый из начатков твоей земли приноси в дом Иеговы, твоего Бога». Здесь мы видим ещё одно условие: приносить первый из начатков в дом Божий. Это означает, что мы должны приносить лучшее переживание Христа на церковные собрания для Божьего удовлетворения.
Многие святые очень бедны в том, что касается переживания Христа. В результате у них нет никакого плода. У некоторых есть плод, но по большей части этот плод не является начатком. У всех нас должны быть некоторые переживания Христа, которые являются лучшими. Мы не должны говорить об этих переживаниях Христа никому, пока мы не принесём их на церковные собрания для Божьего удовлетворения. Те, у кого есть соответствующий опыт, знают, что значит приносить лучшее переживание Христа на церковные собрания для Божьего удовлетворения.
Не варить козлёнка в молоке его матери
Теперь мы подходим к последнему условию, которое может показаться очень странным: «Не вари козлёнка в молоке его матери» (ст. 26). Возможно, вы удивитесь, узнав, что означает требование не варить козлёнка в молоке его матери. Это требование является картиной, или прообразом, того, что мы не должны «кипятить» молодых верующих в молоке слова, то есть мы не должны «варить» их в слове жизни, которое предназначено для их питания (1 Пет. 2:2).
Возможно, в древности люди действительно варили козлёнка в молоке его матери. Это могло считаться очень вкусным блюдом. Как мы уже сказали, мы не должны использовать молоко слова, чтобы кипятить в нём молодых верующих. Использовать таким образом молоко слова, которое предназначено для приносящего жизнь питания, — значит убивать молодых верующих. Мысль здесь в том, что молоко Божьего Слова предназначено для питания. Однако сегодня многие христиане используют Слово, чтобы убивать молодых верующих. Будьте осторожны и не используйте Слово, чтобы убивать молодых святых. Слово предназначено для питания верующих. Слово можно использовать либо для того, чтобы питать святых, либо для того, чтобы кипятить, убивать их. В прошлом многие из нас использовали Слово Божье, чтобы кипятить святых.
Мне потребовалось много времени и усилий, чтобы понять, почему в 34-й главе Исхода, такой важной главе о восстановлении нарушенного завета, упоминаются эти пять, казалось бы, незначительных моментов. Почему Бог не заменил их последними пятью из Десяти Заповедей? Для нас значение этих заповедей гораздо важнее, чем пять условий, рассмотренных в этих стихах. Однако важно увидеть, что намерение Бога состояло не в том, чтобы Его народ соблюдал Его заповеди. Намерение Бога состояло в том, чтобы дети Израиля наслаждались произведениями доброй земли. Сегодня Божье намерение состоит в том, чтобы мы наслаждались Христом. Бог не хочет, чтобы мы старались быть хорошими, нравственными и добропорядочными людьми. Это, конечно, не означает, что мы должны быть безнравственными и непорядочными. Если мы будем ежедневно наслаждаться Христом и ежечасно покоиться с Ним, мы будем жить Христа, а жизнь Христа превосходит высочайший уровень нравственности. Главная мысль здесь в том, что для Бога важно, наслаждаются ли Его люди Христом.
Тридцать четвёртая глава — это глава-повторение. В ней содержится многое из того, о чём говорилось ранее. Цель этой главы-повторения состоит в том, чтобы восстановить нарушенный завет. Это связано с наслаждением Христом, показанным в прообразе трёх праздников, упомянутых в этой главе, — праздника Бесквасного хлеба, праздника Недель и праздника Сбора урожая; кроме того, это связано с покоем с Господом, показанным в прообразе соблюдения субботы. Чтобы праздновать, пировать, с Господом и покоиться с Ним, необходимо соблюдать пять условий. Во-первых, наша «ослиная жизнь», наша природная жизнь, должна быть заменена Христом. Не полагайтесь на свою «ослиную природу». Какой бы хорошей она ни казалась, она всё равно должна быть заменена. Во-вторых, вам нужно вычистить из своей жизни всю закваску. Затем вам нужно наслаждаться Христом сегодня как своей долей и иметь начаток переживания Христа, чтобы приносить его Богу на собраниях для Его удовлетворения. Наконец, вы должны следить за тем, чтобы использовать Слово Божье не для того, чтобы убивать молодых верующих, а для того, чтобы кормить и питать их молоком Слова. Если у нас будет надлежащее духовное переживание, мы поймём, что для нашего ежедневного наслаждения Христом важно соблюдать эти пять условий.
Последовательность пяти условий
Чтобы мы могли глубоко осознать эти условия, особенно последовательность, в которой они представлены, позвольте мне сказать ещё несколько слов о них. Каждое условие имеет своё значение, и особое значение имеет последовательность этих пяти условий. Первое условие заключается в требовании искупать первого детёныша осла ягнёнком. Это показывает, что, если мы хотим наслаждаться Господом, нам нужно понять, что мы «ослы», жалкие животные, несущие тяжёлую ношу. Кроме того, ослы нечистые животные. Согласно 11-й главе Левита, осёл перечислен среди нечистых животных. Мы увидели, что осёл в данном случае обозначает нашу природную жизнь и наше природное существо. Мы не можем наслаждаться Господом при помощи своего природного существа. Если мы останемся нечистыми животными, несущими тяжёлую ношу, мы не сможем наслаждаться Христом как праздниками и мы не сможем покоиться с Ним. Поэтому наша природная жизнь должна быть заменена. В отношении этого Новый Завет содержит много света. Природная жизнь была распята на кресте. Теперь в своей христианской жизни мы должны отвергнуть и полностью оставить её.
Согласно последовательности, следующее условие заключается в том, что мы, будучи искупленными, не должны смешивать искупающую кровь с греховной жизнью. Если мы хотим наслаждаться Господом, мы должны держаться в стороне от закваски.
То, что это условие стоит на втором месте, а не на первом, логично. Было бы бессмысленно сначала требовать не смешивать искупающую кровь с закваской, а затем требовать, чтобы наша природная жизнь была заменена. Нормальная последовательность заключается в том, что сначала наша природная жизнь заменяется Христом, а затем, после того как она будет заменена Христом, мы должны научиться не участвовать в греховных вещах. Тем самым мы выполним условие, согласно которому мы не должны смешивать искупающую кровь с закваской.
Третье условие состоит в том, что мы должны наслаждаться нашей нынешней долей Христа в высшей степени и не оставлять никакой её части для следующего века. Однако не многие сегодняшние христиане наслаждаются своей долей Христа исчерпывающим образом. Не многие христиане, в том числе и мы, наслаждаются Христом в высшей степени.
В качестве иллюстрации третьего условия можно привести мать, которая просит маленького ребёнка доесть свою еду, оставить тарелку чистой. Предположим, она говорит ребёнку: «Я хочу, чтобы ты доел свою еду. Твоя тарелка должна быть чистой. Если ты не доешь то, что я тебе дала, то другой еды я тебе не дам». Некоторые матери очень строго следят за этим. Но есть матери, которые слишком снисходительны к своим детям и позволяют им делать то, что они хотят. Они дают ребёнку еду, а если она ему не нравится, то они предлагают ему что-то другое. Другие же матери настаивают на том, чтобы дети доели то, что им дали, прежде чем они получат что-то ещё. Я думаю, что это наглядная иллюстрация того, как Бог обучает нас сегодня наслаждаться Христом. Он может сказать: «Тебе нужно „доесть“ сначала того Христа, которого Я тебе уже дал. Если ты не будешь наслаждаться той долей, которая у тебя есть сейчас, Я не дам тебе ничего другого. Ты должен „исчерпать“ свою долю Христа сегодня».
Следующее по порядку условие состоит в том, что, когда мы наслаждаемся своей долей Христа во всей полноте, мы должны оставлять лучшую долю, начаток, для Божьего наслаждения и удовлетворения. Мы должны приносить эту лучшую долю нашего наслаждения Христом в Божий дом для Божьего удовлетворения.
Последнее условие состоит в том, что мы не должны убивать верующих, особенно молодых, в сфере жизненного снабжения. Молоко в 34:26 указывает на сферу жизненного снабжения. Наслаждаясь Христом в высшей степени и принося Богу что-то от Христа для Его удовлетворения, мы должны следить за тем, чтобы не убить других. Мы не должны варить козлёнка в молоке его матери.
Эти пять условий описывают фактическое переживание, связанное с наслаждением Господом. Я стал понимать эти условия благодаря моему переживанию в христианской жизни. Благодаря переживанию я увидел, что в своей природной жизни я являюсь ослом и что меня необходимо заменить. Я также увидел, что мне нужно держаться в стороне от закваски, что я должен послушаться требования наслаждаться Христом сегодня, что мне нужно иметь высшее переживание наслаждения Господом для Божьего удовлетворения и что я не должен совершать духовное убийство в сфере жизненного снабжения. Я уверен, что многие из нас могут засвидетельствовать: то, что означают эти пять условий, соответствует нашему духовному переживанию.