Требование Бога и сопротивление фараона
(4)
Если мы хотим понять откровение в Исходе, нам нужно увидеть, что желание Бога состоит в том, чтобы Его народ построил для Него жилище на земле. Но Божий враг захватил Божий народ и держит его в рабстве в мире. Поэтому в первых четырнадцати главах Исхода мы видим сражение между Богом и фараоном, представителем Сатаны. В этом сражении посредством десяти бедствий был явлен Божий суд над египетским миром. Однако эти бедствия служили не только для наказания; с их помощью Бог изобличил природу, значение и итог жизни в мире, той жизни, которая занимала Божий народ. Таким образом, бедствия, которые пришли на египтян, были не только наказаниями, но и милостивыми предостережениями. Если бы египтяне приняли милость, они увидели бы природу, значение и итог жизни в мире.
Примечательно, что Бог послал десять бедствий, а не девять или одиннадцать. В Библии число десять обозначает совершенство, или завершённость, в человеческом житии. Например, на такую завершённость указывают десять пальцев на руках и ногах. В Библии показано, что в конце этого века будет десять царств под правлением Антихриста. Эти десять царств будут окончательным выражением падшей человеческой жизни. Чтобы изобличить человеческую жизнь в мире, Бог использовал десять бедствий. Как мы уже говорили, эти десять бедствий разбиты на четыре группы. Первые три группы состоят из трёх бедствий каждая, а последнее бедствие образует отдельную группу.
Мы рассмотрели первую группу бедствий - бедствия в виде крови, жаб и вшей. Бедствия в виде крови и жаб связаны с водой, а бедствие в виде вшей связано с земным прахом. Таким образом, в первой группе бедствий были изобличены и подверглись суду вода и земля. Жизнь каждого из нас зависит от воды и земли. Снабжение, необходимое для поддержания человеческой жизни, приходит из этих двух источников. В первых трёх бедствиях Бог изобличил природу падшей жизни человечества. При этом Он показал, что ресурсы, за счёт которых человек живёт, приносят в итоге смерть, неприятности и раздражение.
Вторая группа из трёх бедствий затрагивает главным образом воздух. Сегодня многих беспокоит загрязнение воздуха. В четвёртом, пятом и шестом бедствиях воздух в Египте стал загрязнён. Множество мух роилось в воздухе; болезнь, вызывавшая мор, передавалась по воздуху; и пепел, вызывавший нарывы, был брошен в воздух. Таким образом, во второй группе бедствий был затронут воздух - ещё один элемент, необходимый для человеческой жизни.
Я хочу подчеркнуть, что бедствия служили не только для наказания; они также изобличали мир и жизнь в мире. Если бы Бог хотел использовать бедствия только в качестве наказания, Ему не нужно было бы снова и снова посылать к фараону Моисея и Аарона. Кроме того, Ему не нужно было бы посылать бедствия в течение столь многих дней. Он мог бы наказать египтян и уничтожить их одним ударом. Но Бог производил над ними тщательную и доскональную работу. Сначала Бог превратил воду в кровь. Потом Он произвёл приносивших неприятности жаб, а затем - вызывавших раздражение вшей. Бог делал это для того, чтобы не только наказать египтян, но и научить их, а также Свой народ, что ресурсы, за счёт которых человек получает снабжение для жизни, на самом деле стали кровью, жабами и вшами.
Бог сотворил небеса для земли, а землю - для жизни человека. Поэтому и небеса, и земля предназначены для существования человека. Но человек пал. По Своей праведности Бог должен был бы произвести суд над небесами и землёй сразу после падения Адама. Однако Бог хочет исполнить Свой вечный замысел посредством человека. Вместо того чтобы всё предать суду, Бог поместил вселенную под искупление Христа.
Искупление Христа - это нечто очень весомое и гораздо более значительное, чем мы предполагаем. Бог поставил Адама как главу над всем творением в 1-й главе Бытия. В принципе, когда глава взбунтовался, всё творение оказалось под проклятием и должно было немедленно подвергнуться суду в соответствии с Божьей праведностью. Всё творение должно было развалиться. Бог не потерпит ничего, что затрагивает Его праведность, святость и славу; но Он также не изменит желания Своего сердца исполнить Свой замысел - обрести вечное жилище среди людей. Поэтому Бог предпочёл рассматривать всё творение как находящееся под искуплением Христа, которое, с Его точки зрения, произошло прежде основания мира (1 Пет. 1:19-20; Отк. 13:8). Поскольку Бог рассматривает старое творение как находящееся под искуплением Христа, Он имеет право либо сохранить вселенную, либо судить и уничтожить её. Благодаря искуплению Христа Бог останется справедливым и праведным независимо от того, сохранит Он вселенную или уничтожит её.
Когда Бог больше не мог терпеть греховности Содома и Гоморры, поскольку они взбунтовались против Него и отвергли определённое Им искупление, та часть земли подверглась Его праведному суду. В принципе, то же самое произошло и во времена Моисея. Фараон и египтяне отвергли определённое Богом искупление; в результате они оказались нагими и подвергли себя Божьему суду. Поскольку дети Израиля оставались под искуплением, Божий суд не коснулся их. В Исх. 8:23, одном из ключевых стихов, говорится: «Я положу искупление между Моим народом и твоим народом». В этом стихе Господь сказал фараону, что Он положит искупление между Своим народом и народом фараона. Бог покрыл Свой народ искуплением Христа, но фараон и его народ отвергли Божье искупление. Поэтому, когда Бог послал на египтян бедствия, они не находились под Божьим искуплением и подвергли себя Божьему суду.
При падении человек согрешил против Божьей праведности и лишился Божьей славы. Тем не менее Бог не пришёл с судом. Каким же образом была сохранена Божья праведность? Согласно Быт. 3:21, ответом на этот вопрос является Божье искупление. Шкура животного, которой Бог покрыл Адама и Еву, указывает на искупление Христа. Благодаря искуплению Христа Бог может праведно поддерживать существование вселенной.
В Исходе фараона и египтян не интересовало искупление Христа. Они заслужили суд за то, как они обращались с Божьим народом. Поэтому Бог произвёл Свой суд над египтянами при помощи десяти бедствий. Когда пришли бедствия, египтяне подверглись Божьему праведному воздействию. Но дети Израиля оставались под искуплением Христа, потому что Бог положил искупление между ними и народом фараона.
Сегодня вся земля по-прежнему находится под искуплением Христа. Если бы не Христово искупление, солнце, луна и планеты развалились бы на части. Бог удерживает небеса и землю ради существования человека. Возможно, вы не понимаете, каким образом праведный Бог может терпеть греховность людей в сегодняшнем мире. Он может терпеть её только потому, что Он смотрит на мир через искупление Христа.
На самом деле все люди мира, сами того не осознавая, наслаждаются благами Христова искупления. В Послании к колоссянам говорится, что Бог примирил с Собой всё через смерть Христа (Кол. 1:20). Только благодаря тому что земля находится под искуплением Христа, она пригодна для жизни человека. Если бы творение не находилось под искуплением Христа, оно бы уже развалилось. Но Бог простирает Свою милость, рассматривая неверующих как находящихся под искуплением Христа, чтобы у них была возможность покаяться и принять это искупление.
Вся пища, которую мы едим, и всё жизненное снабжение, которым мы наслаждаемся, находятся под искуплением Христа. В противном случае вода превратилась бы в кровь, рыба - в жаб, земля вместо зерна производила бы терновник или вшей, а из воздуха летели бы мухи. Десять бедствий пришли на египтян, потому что они отвергли Божье искупление.
Когда фараон воспротивился Богу, фараон и египтяне подвергли себя Божьему праведному суду. Но Бог был милостив даже в том, как Он производил Свой суд. Вместо того чтобы уничтожить египтян, произведя суд над ними всего один раз, Он послал на них ряд бедствий. Его намерение состояло не только в том, чтобы наказать и судить египтян, но и в том, чтобы изобличить и предостеречь их, чтобы у них была возможность повернуться к Нему.
Каждое бедствие имеет важное значение. При первом бедствии вода превратилась в кровь. Вы уверены, что вода мира, которой вы наслаждаетесь сегодня, не является на самом деле кровью? Если эта вода находится под искуплением Христа, то это действительно вода. Но если она не находится под искуплением Христа, то на самом деле это кровь. Точно так же, что, согласно вашему переживанию, производит вода как источник необходимого жизненного снабжения: рыбу или жаб? Всё зависит от того, находится ли эта вода под искуплением Христа. Я могу с чистой совестью засвидетельствовать, что вода, которой я наслаждаюсь, производит рыбу, а не жаб. Кроме того, для меня земля производит кукурузу, пшеницу и овощи; она не производит вшей. Но если в вашем переживании земля не находится под Христовым искуплением, земной прах превратится во вшей.
В шестом столкновении между Господом и фараоном Господь послал на фараона и на всех египтян множество мух (Исх. 8:20-32). Какие это были мухи, определить трудно. Согласно Библейской симфонии Стронга (Strong's Concordance), там были разные виды мух. Джон Дарби употребляет в своём переводе выражение «пёсьи мухи», а в Развёрнутом переводе Библии (Amplified Bible) говорится, что это были «кровососущие слепни, мухи, которые кусают скот и сосут его кровь». Но независимо от того, что это были за мухи, их множество напало на фараона, его слуг и его народ. Во всех домах египтян было множество мух.
Это множество мух обозначает загрязнение атмосферы в сегодняшнем мире; это загрязнение вызвано безнравственностью, наполнившей всю атмосферу. Посмотрите, как загрязнена нравственная атмосфера в таком городе, как Лас-Вегас. Всякий раз, когда я приезжал в этот город, чтобы встретиться с живущими там ищущими святыми, у меня было чувство, что атмосфера над городом очень нечистая. Атмосфера сегодняшнего мира переполнена «мухами». С духовной точки зрения в мирских местах нет свежего воздуха. Из-за падения человека нравственная атмосфера мира была загрязнена; она наполнена множеством отвратительных насекомых. Таким образом, четвёртое бедствие показывает, что воздух наполнен не чем-то чистым и положительным, а всевозможными нечистыми и порочными вещами.
Благодаря изобличению, имевшему место в первых четырёх бедствиях, мы видим кровь, жаб, вшей и мух. Какая подробная картина, описывающая житие падшего человека в мире! Однако люди в сегодняшнем мире не осознают истинного состояния своей жизни в мире. Чтобы они осознали его, Бог должен прийти и во всей полноте изобличить его перед ними, как Он сделал это с египтянами при помощи бедствий.
Следующим бедствием был мор, поразивший весь скот египтян (9:1-7). Я полагаю, что причиной мора стали микробы, разнесённые множеством мух.
В Исх. 9:3 говорится: «Вот, рука Иеговы будет на твоём скоте, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте очень жестоким мором». Согласно 11-й главе Левита, кони, ослы и верблюды были нечистыми животными. Их можно было использовать в качестве средства передвижения, но нельзя использовать в пищу. Однако крупный и мелкий скот считался чистым, и дети Израиля могли употреблять его в пищу. Таким образом, это бедствие поразило две категории животных: животных, использовавшихся в качестве средства передвижения, и животных, употреблявшихся в пищу. Бог произвёл суд и над средствами передвижения, и над пищей в Египте. Это показывает, что средства передвижения и образ питания в сегодняшнем мире тоже подвергнутся Божьему суду.
Мы снова видим, что Бог судил египтян очень тщательно, уничтожая их средства к существованию одно за другим. Египтяне зависели от Нила, но Нил подвергся суду. Они зависели от земли и воздуха, но земля и воздух тоже подверглись суду. Кроме того, египтяне зависели от своего скота в качестве средства передвижения и пищи, но при пятом бедствии даже скот подвергся суду.
Поскольку скот не греховный, вы можете спросить, почему он подвергся Божьему суду? Согласно 3-й главе Бытия, грех Адама повлиял на землю, хотя сама по себе земля не была греховной. После того как Адам согрешил, земля оказалась под проклятием (Быт. 3:17-18). Таким образом, вся земля оказалась причастна к греху Адама. По тому же принципу, скот египтян подвергся суду не потому, что он был греховен сам по себе, а потому, что на него повлиял грех фараона и египтян. Поскольку этот скот принадлежал египтянам, он был причастен к греху египтян. Здесь мы видим, что Божьему праведному суду подвергается всё, что причастно к греховной обстановке. Скот в Египте имел отношение к фараону и служил фараону, поэтому он должен был подвергнуться Божьему праведному суду над фараоном.
Принцип причастности применяется и сегодня. Если мы любим Господа и служим Ему под Его благословением, то всё, что связано с нами, тоже будет благословлено. Даже животные и материальное имущество будут благословлены. Если мы любим Господа, даже наше окружение будет благословлено. Наши родственники, друзья и соседи будут причастны к благословению, которое на нас. Под Божьей праведностью мы, любящие Господа, становимся фактором благословения для других и даже для всего общества. Те, кто не знает Господа, могут наслаждаться благами своей причастности к нам.
Примером этому могут служить мои переживания во время поездок по Китаю в дни Второй мировой войны. Мои попутчики, даже если они не верили в Господа Иисуса, часто говорили мне, что они получили пользу от того, что были со мной. Во время войны было трудно совершать поездки. Но когда что-то случалось, я молился и Господь хранил меня. Это заставляло моих попутчиков осознать, что они были благословлены потому, что Бог благословил меня.
В случае с фараоном и египтянами мы видим, что причастность к ним скота имела отрицательные последствия. Из-за упрямства фараона и жёсткости его сердца скот должен был подвергнуться бедствию в виде мора. Это должно послужить для нас уроком, чтобы мы не были связаны с теми, кто греховен, а держались от них подальше. В противном случае наша причастность к ним может повлечь за собой отрицательные последствия.
Ради Своего народа Бог может задерживать Свой суд над миром. Даже когда Он приходит, чтобы судить мир согласно Своей праведности, Он всё равно заботится о Своём народе, чтобы исполнить Своё желание - обрести жилище на земле. Как мы увидели, во время бедствия в виде мух Бог положил искупление между Своим народом и народом фараона. Точно так же о бедствии в виде жестокого мора на скоте в 9:4 говорится: «И Иегова сделает различие между израильским скотом и египетским скотом, так что из всего, что принадлежит детям Израиля, ничто не умрёт». Согласно стиху Исх. 9:6, из скота детей Израиля не умерло ни одно животное. Посланные фараоном увидели, что из их скота не умерло даже ни одно животное (Исх. 9:7).
Поскольку люди мира препятствовали Божьему народу исполнить Божий замысел, Бог пришёл судить египетский образ жизни. Истинную природу египетской жизни не понимали даже дети Израиля. Им тоже было нужно откровение о природе, источнике и итоге жизни в Египте. Чем больше египтяне подвергались суду, тем больше озарения получали дети Израиля в отношении египетского образа жизни. Таким образом, Бог использовал бедствия, чтобы осуществить две вещи: наказать египтян, чтобы они освободили Его народ, и открыть глаза детям Израиля, чтобы они увидели природу находящейся под захватнической рукой фараона жизни в Египте. Благодаря озарению, полученному при помощи бедствий, они были готовы бежать из Египта в пустыню, где у Божьей горы они могли получить откровение Бога о Его жилище.
Во время шестого бедствия, наступившего в результате восьмого столкновения (Исх. 9:8-12), на человеке и на звере появились нарывы. Господь велел Моисею и Аарону взять полные горсти пепла из печи и метнуть его к небу на глазах фараона. Пепел стал пылью, вызывавшей нарывы на человеке и на звере по всей Египетской земле (9:8-9).
Пепел - это то, что остаётся от чего-либо сожжённого. К концу пятого бедствия все ресурсы Египта подверглись суду. Вода, земля, воздух и скот подверглись Божьему суду. Но ещё нужно было сделать что-то с пеплом, остатками сожжённого. Это показывает, что Бог должен покончить со всем, что осталось от нашей падшей человеческой жизни. Возможно, вы думаете, что вы полностью покончили с определённой вещью. Да, вы покончили с ней, но есть ещё пепел, остатки сожжённого. В каком-то смысле эти остатки хуже, чем сама вещь, поскольку остатки могут вызвать нарывы. Остатки того, что вы когда-то сделали или имели, могут нанести серьёзный вред. Поэтому Бог кладёт конец не только самим вещам, но и остаткам этих вещей. Когда пепел из печи метнули в воздух, пепел был изобличён.
После того как Бог произвёл суд над водой, землёй с её прахом и воздухом, казалось, что от ресурсов, за счёт которых египтяне жили, не осталось ничего. Даже животные, которых использовали в качестве средства передвижения, были убиты. Но после всего, что подверглось суду и было сожжено, всё равно остался пепел. Бог не будет терпеть даже пепел, остатки сожжённого. Это показывает, каким тщательным, каким доскональным, были Божье изобличение и Божий суд; кроме того, это показывает, что Бог проделал тщательную работу, назидая Свой народ, чтобы он знал истинную природу жизни в этом мире, противостоящем Его домостроительству. Назидательный аспект Божьего суда над Египтом носил очень тщательный характер.
В пепле обычно не бывает микробов, поскольку все микробы сожжены. Но пепел, брошенный в воздух Моисеем и Аароном, судя по всему, был полон микробов, потому что он стал пылью, вызывавшей нарывы. Возможно, вы думаете, что вы полностью покончили с вашими прежними греховными делами и что после них остался только чистый пепел, в котором нет никаких микробов. Но Бог недоволен даже этими остатками. Поэтому Он приходит, чтобы судить остатки греховных вещей. Не думайте, что, после того как ваши грехи подверглись суду, в вашей личной жизни не осталось ничего, с чем необходимо покончить. Внутри вас по-прежнему есть остатки того, что подверглось суду и с чем вы покончили. Это показывает, что в глазах Бога всё, что связано с египетской жизнью, - вода, земля, воздух и пепел - должно подвергнуться суду и быть изобличено. От мирской жизни не должно остаться ничего.
Не хвалитесь тем, что вы покончили со своими прошлыми грехами или мирскими делами. Глубоко внутри вас может оставаться пепел. Например, брат, до того как стал христианином, мог быть выдающимся спортсменом. Он думает, что с его любовью к спорту было покончено. Возможно, с любовью было покончено, но пепел остался. У молодых сестёр могут быть целые коробки пепла - остатки чего-то, чем они очень дорожат. Слава Господу за всю работу, которую вы переживали под Его водительством! Но что вы сделали с пеплом? Бог требует, чтобы пепел тоже был изобличён и подвергнут суду.
Бедствие в виде нарывов поразило египтян, но оно не затронуло детей Израиля. Однако у некоторых святых может быть чувство, что иногда они разбрасывали пепел своих прошлых переживаний и тем самым причиняли вред другим верующим. Святые должны остерегаться того, чтобы ходить как язычники. Свидетельствуя о том, как мы покончили с греховными вещами, мы можем бросить в воздух пепел. Нам нужно молиться, чтобы Господь покрыл нас Своей побеждающей кровью. Такая молитва поместит нас под искупление Христа, и помазание ограничит нас, не позволяя нам разбрасывать пепел. На самом деле смысл этого бедствия в том, чтобы показать, насколько тщательно и досконально Бог производил Свой суд, кладя конец даже остаткам сожжённого, а также насколько всесторонним было назидание Богом Его народа.
Нам нужно глубоко осознать, что даже остатки греховных вещей должны подвергнуться суду. В глазах Бога в Египте нет ничего хорошего. Всё, что связано с египетским, мирским, образом жизни, должно быть изобличено и подвергнуться тщательному суду. Пусть Бог изобличит перед нами каждый аспект мирского образа жизни.
Вторую группу бедствий отличают два поразительных момента. Во-первых, эти бедствия не затронули землю Гесем, потому что дети Израиля находились под Господним искуплением. Во-вторых, египетские колдуны ничего не могли сделать в отношении этих бедствий. Мы уже говорили, что некоторые мирские философы могут учить чему-то схожему с тем, что проповедуется в благовестии. Но в конечном счёте эти современные «колдуны» не способны ничего сделать. Мирские философы не способны спасти людей от мух, мора и нарывов. Они не в состоянии никого избавить от нравственного и духовного загрязнения. От этого людей может избавить только Божье спасение. Рано или поздно даже «колдуны» окажутся беспомощны перед Божьей рукой.
Благодаря этим картинам всех бедствий мы можем увидеть истинное состояние нашей падшей человеческой жизни. Ни в каком другом отрывке Библии нет такой подробной картины мирской жизни в её противостоянии Божьему строению. Мир противостоит Божьему строению, а Божье строение противостоит миру. Решающим фактором между этими двумя противоборствующими силами являются Божьи избранные люди. Если Божьи люди останутся в мире, Бог не сможет ничего сделать. Но если они готовы быть избавлены от мира для Бога, то Бог может исполнить Свой замысел на земле - обрести Своё жилище. Поэтому Бог должен прийти, чтобы покончить с захватывающим нас миром и, назидая Своих людей, помочь им осознать, что представляет собой этот мир, чтобы они были готовы покинуть его и больше не оставаться в нём. Благодаря десяти бедствиям дети Израиля поняли, какова истинная природа Египта, и увидели, что именно захватывает их, занимает их и овладевает ими.