(1)
Тексты Писания: Исх. 34
Тридцать четвёртую главу Исхода не так легко понять. Мы можем прочитать всю главу и всё равно не понять, о чём в ней говорится, поскольку она охватывает множество вопросов. Поэтому в начале этого сообщения я хочу отметить два момента, которые помогут нам понять эту главу.
Прообразы, предызображения и тени
Во-первых, когда мы, новозаветные верующие, читаем Ветхий Завет, особенно некоторые его книги, нам нужно понимать, что в Ветхом Завете содержатся прообразы, предызображения и тени божественных и духовных вещей, показанных в Новом Завете. Божественные и духовные вещи таинственны, они недоступны нашему пониманию в рамках природного мышления. Тем не менее мы можем понять эти божественные, духовные и таинственные вещи посредством прообразов, предызображений и теней в Ветхом Завете. Но существует одна проблема: когда мы читаем обо всех ветхозаветных прообразах, предызображениях и аллегориях, нам трудно увидеть их значение.
Чтобы понять значение ветхозаветных прообразов, полезно осознавать, что повествование в Ветхом Завете — это не просто история древнего народа. Это повествование и о нас с вами. Поэтому, когда мы читаем Ветхий Завет, мы читаем не только о детях Израиля, но и о самих себе. Мы не должны читать Исход просто как книгу истории. Нам нужно увидеть в этой книге себя. В Исходе содержится не просто история древнего народа — в нём также содержится наша история. Это история нашей нынешней христианской жизни. Кроме того, многие духовные и божественные вещи, связанные с нашим христианским переживанием, показаны в этой книге в прообразе. Очень важно, чтобы мы поняли это.
Восстановление нарушенного завета
Во-вторых, когда мы подходим к 34-й главе, имея такое понимание, нам также нужно увидеть, что в этой главе показано полное восстановление нарушенного завета. Поэтому содержание этой главы во многом является повторением того, что было дано раньше. В 34-й главе Исхода повторяется то, что Бог уже сказал до этого. Почти всё в этой главе является повторением.
Завет, который Бог заключил со Своим народом, когда Моисей пребывал с Богом на вершине горы в первый раз, был нарушен. Две скрижали свидетельства, обозначавшие тот завет, были разбиты и выброшены. Завет был нарушен не Богом, Тем, кто дал закон, — он был нарушен теми, кто получил скрижали закона. Как мы уже увидели, если бы не было Моисея, Божьего товарища, то, когда завет был нарушен, этим бы всё и закончилось. Особым отношениям между Богом и Его народом был бы нанесён серьёзный урон. Но Божий товарищ знал Божье сердце, и он знал, что Бог не откажется от Своего замысла в отношении детей Израиля. Моисей знал, что у целеустремлённого Бога очень серьёзные намерения и что никто не может остановить Его и помешать Ему сделать то, что Он замыслил. Бога может что-то временно задержать, и Ему может что-то помешать, но Его невозможно остановить.
Богу было необходимо сохранить Свою позицию, Своё положение, поэтому Он нуждался в товарище как посреднике между Ним и Его народом. Этот посредник мог совершить заглаживание за народ и умиротворить Божий гнев в этой ситуации. Как мы увидели, Моисей пошёл к Богу как посредник. Каждый момент, который он затронул в разговоре с Богом, имел отношение к тому, что было у Бога на сердце. Именно поэтому Бог одобрил всё, что сказал Моисей, и удовлетворил его ходатайство.
После того как Бог был умиротворён, было необходимо восстановить нарушенный завет. Скрижали, которые обозначали завет, были разбиты. Теперь, чтобы восстановить отношения между Богом и Его народом, нужно было восстановить нарушенный завет. Таким образом, 34-я глава посвящена восстановлению нарушенного завета.
В Исх. 34:1 говорится: «Потом Иегова сказал Моисею: Вытеши две каменные скрижали, подобные первым, и Я напишу на этих скрижалях слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил». Поскольку Бог был умиротворён и поскольку Моисей совершил заглаживание за народ, у Господа были все основания говорить так с Моисеем. В 34:1 мы видим предложение, сделанное не Моисеем, а Господом. Заглаживание, которое Моисей совершил за народ, имело большое значение для Бога. Без этого заглаживания у Бога не было бы основания делать что-либо для восстановления нарушенного завета.
Далее, в 34:2, Господь говорит Моисею: «И будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань передо Мной там, на вершине горы». Моисею нужно было взойти на вершину горы, чтобы встретиться с Господом. Господь не мог сойти туда, где находился Моисей. Вершина горы была местом встречи двух сторон — Бога и Моисея. Чтобы встретиться на вершине горы, Моисей должен был взойти, а Бог должен был сойти.
Встречаться с Господом наедине
В стихах 4 и 5 говорится: «Итак, Моисей вытесал две каменные скрижали, подобные первым. Потом Моисей встал рано утром, и взошёл на гору Синай, как повелел ему Иегова, и взял в свою руку две каменные скрижали. И Иегова сошёл в облаке, и встал на Своё место с ним там, и провозгласил имя Иеговы». В этих стихах мы видим, что Моисей взошёл на гору Синай, а Господь сошёл на гору Синай. Таким образом, для Моисея это было восхождением, а для Бога — сошествием.
В стихе 2 Господь велел Моисею быть готовым к утру и утром взойти на гору Синай. Согласно стиху 4, «Моисей встал рано утром, и взошёл на гору Синай, как повелел ему Иегова». Я ценю эти слова о встрече с Господом утром. Как было бы замечательно, если бы мы могли так встречаться каждое утро!
Если мы внимательно прочитаем 34-ю главу, мы увидим, что Бог не сказал Моисею прямо, что он должен встретиться с Ним утром следующего дня. Бог просто велел ему взойти на гору «утром». Но судя по всему, имеется в виду ближайшее для Моисея утро, то есть утро следующего дня.
Встречаться с Господом утром — значит не просто встречаться с Ним рано; это также означает, что мы должны встречаться с Богом в обстановке, полной света. Наша встреча с Богом должна быть на восходе, а не на закате. Вход в скинию, равно как и вход в храм, был обращён к востоку, к восходу (Исх. 27:13-15). Путь, которым мы идём, должен быть в свете. В Прит. 4:18 говорится: «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня». Путь, которым мы идём, должен быть направлен в сторону восхода, а не в сторону заката.
В 34:3 Господь сказал Моисею: «И пусть никто не восходит с тобой, и пусть никто не показывается на всей горе, и мелкий и крупный скот пусть не пасётся перед этой горой». Здесь Господь велит Моисею никого не приводить с собой на гору. Моисею не было позволено взять с собой Иисуса Навина, Аарона или кого-то ещё. Он должен был прийти к Господу один. Кроме того, он должен был оставить весь мелкий и крупный скот. Несомненно, он должен был также оставить позади всё своё имущество. Это означает, что Моисей, восходя на гору для встречи с Господом, не должен был брать с собой никого и ничего, кроме каменных скрижалей.
Повеление Господа Моисею в стихе 3 показывает, что всем нам нужно иметь время, в которое мы могли бы соприкасаться с Господом наедине. Всем нам нужно иметь личное время для встречи с Господом. Проводя это время наедине с Господом, мы не должны брать с собой никого и ничего. Когда мы идём к Господу рано утром, мы должны идти к Нему одни. Нам нужно оставлять позади даже мужа или жену. Некоторые братья имеют обыкновение повсюду брать с собой своих жён. Это хорошо. Но когда наступает время для встречи с Господом на вершине горы, брат должен оставить свою жену у подножия. Когда мы встречаемся с Господом таким образом, мы должны забыть обо всём и обо всех. Забудьте о своём имуществе, о своём образовании, о своих занятиях и о своём будущем. Идите к Господу одни, не беря с собой никого и ничего.
Когда наступает время для встречи с Господом наедине, мы должны быть свободны даже от своих насущных нужд. Моисей не взял с собой ни пищи, ни питья, и у него не было ничего, на чём он мог бы спать. Это показывает, что, когда мы пребываем с Богом, нам не нужно беспокоиться ни о пище, ни о питье, ни о сне. На самом деле для всего этого не будет времени. Когда мы идём встречаться с Господом наедине, мы должны быть полностью свободны ото всего. Мы должны быть свободны от своих родственников, от своего имущества и даже от своих насущных нужд. Когда Моисей поднялся на вершину горы для встречи с Господом рано утром, он был свободен от всего этого.
Как мы уже увидели, для этой встречи Моисею нужно было подняться, а Господу — спуститься. Они встретились на нейтральной территории, которой была вершина горы. Отсюда видно, что Господь не был слишком требователен к Моисею. С одной стороны, Он попросил Моисея взойти. С другой стороны, Он сошёл, чтобы встретиться с Моисеем на горе.
В Исх. 34:29 говорится: «И когда Моисей сошёл с горы Синай — и две скрижали Свидетельства были в руке Моисея, когда он сошёл с горы, — Моисей не знал, что кожа его лица сияет по причине того, что Он говорил с ним». Последняя часть этого стиха является трудной для переводчиков Библии. Как нужно перевести: «Он говорил с ним» или «он говорил с Ним»? Перевод «Он говорил с ним» подразумевает, что Господь говорил с Моисеем, а перевод «он говорил с Ним» подразумевает, что Моисей говорил с Господом. Я определённо предпочитаю первый вариант, потому что главное здесь не в том, что Моисей говорил, а в том, что Бог говорил. Поэтому в стихе 29 говорится, что кожа лица Моисея сияла по причине того, что Господь говорил с ним.
Фактически в этой главе Моисей почти ничего и не говорил. На самом деле, когда Господь провозгласил Своё имя, Моисей мог даже испугаться. В стихах 6 и 7 говорится: «Потом прошёл Иегова перед ним и провозгласил: Иегова, Иегова, Бог сострадательный и благоволящий, долготерпеливый и обильный любовной заботой и истиной, сохраняющий любовную заботу о тысячах поколений, прощающий беззаконие, и преступление, и грех. Но Он ни в коем случае не очистит виновных, а за беззаконие отцов посещает детей и внуков, до третьего и четвёртого поколений». Согласно стихам 8 и 9, Моисей склонился до земли и сказал Господу: «Если же я обрёл благосклонность в Твоих глазах, Господь, то, пожалуйста, пусть Господь пойдёт среди нас; хотя это — народ жестоковыйный, прости наше беззаконие и наш грех и возьми нас Себе в наследие». После того как Моисей говорил так с Господом, Господь продолжил говорить с ним. Мысль здесь в том, что это было время не для того, чтобы говорил Моисей, а для того, чтобы говорил Бог. Моисей получил переливание не вследствие того, что он говорил с Богом, а вследствие того, что Бог говорил с ним.
Когда мы встречаемся с Господом наедине рано утром, нам не нужно слишком много говорить. Нам нужно позволить Богу говорить с нами. Если мы будем говорить слишком много при встрече с Господом, мы не получим переливания. Бог переливает Себя, когда Он говорит. Если Бог не будет говорить с вами, значит Он не будет переливать в вас ничего от Себя Самого. Но если Бог будет говорить с вами, вы получите от Него переливание.
В самом начале этой главы Господь сказал Моисею: «Я напишу на этих скрижалях слова, которые были на первых скрижалях». Но Господь не сделал этого сразу же; вместо этого Он говорил с Моисеем о многих других вещах. Только в конце Своего долгого разговора с Моисеем Бог написал на скрижалях слова завета, десять слов (ст. 28). Отсюда видно, что главное намерение Бога состояло не в том, чтобы написать на двух каменных скрижалях Десять Заповедей. Главное бремя Бога состояло в том, чтобы говорить с Моисеем обо всём, что рассматривается в этой главе в стихах с 10 по 27. Эти стихи представляют собой длинную запись разговора Бога с Моисеем, в котором затрагиваются многие вещи. В этих стихах не упоминаются Десять Заповедей. Будь я на месте Моисея, я спросил бы Бога об этом и сказал бы: «Господь, что Ты делаешь? Ты попросил меня принести две скрижали, и вот они перед Тобой. Они готовы, и Ты можешь писать на них. Почему же Ты говоришь со мной о столь многих других вещах?» Конечно, Моисею могло быть страшно в тот момент, и он не решился спрашивать Господа о том, что Тот делает.
Господь провозглашает Своё имя
Прежде чем что-то сделать, Бог сначала предостерёг Моисея, провозгласив Своё имя (ст. 6). То, что Бог провозгласил Своё имя, означает, что Он занял Своё положение. Он никогда не оставил бы Своего положения, но Он сохранял его, провозгласив, кем Он является. Когда Моисей услышал это провозглашение, он «поспешил, и склонился до земли, и поклонился» (ст. 8).
После того как Господь провозгласил Своё имя, Он сказал: «Вот, Я заключаю завет: Перед всем твоим народом Я совершу чудеса, какие не творились на всей земле и среди каких-либо народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Иеговы, ибо страшно то, что Я сделаю у тебя. Соблюдай то, что Я повелеваю тебе сегодня. Я изгоню от тебя аморреев, и хананеев, и хеттеев, и ферезеев, и эвеев, и иевусеев» (ст. 10-11). Здесь мы видим, что Господь пообещал совершить перед народом чудесные дела, и совершение этих чудесных дел было предназначено для конкретной цели — привести Его народ в добрую землю. Всё, что Бог делал для детей Израиля, и когда давал им манну, и когда поражал их врагов, было предназначено для того, чтобы привести их в добрую землю. Добрая земля была Божьей целью.
Бог хотел, чтобы Его народ вошёл в добрую землю, чтобы в итоге Бог мог обрести на земле храм. Этот храм должен был стать Божьим свидетельством. Храм предназначался для Бога, а также для Его народа. Пока у Бога был храм в качестве Его свидетельства на земле, с Его народом всё было в порядке. Когда у израильтян было надлежащее отношение к Божьему храму, они находились в надлежащем состоянии в той земле. Но когда у них не было надлежащего отношения к Божьему храму, они сталкивались с серьёзными трудностями. В конце концов они лишились и храма, и земли.
Мы уже увидели, что Бог совершал чудесные дела для Своего народа, чтобы привести его в добрую землю. Как прообраз, это означает, что Бог совершает чудесные дела для нас и с нами, чтобы привести нас в Христа. Согласно повествованию в Ветхом Завете, детям Израиля было не просто войти в добрую землю. Внешне им мешали обстоятельства и враги; внутренне им мешали определённые вещи в них самих. Поэтому потребовалось сорок лет для того, чтобы привести их в добрую землю. Сегодня нас тоже трудно привести в Христа. Я знаю это из собственного опыта. Более пятидесяти лет я тружусь в служении с единственной целью — помочь святым войти в Христа как добрую землю. Многие ли из нас были приведены в Христа в переживании? Кто-то скажет, что все мы уже находимся в Христе. Доктринально и объективно это, конечно, верно. Но много ли вы наслаждаетесь Христом каждый день?
Божьи чудесные дела предназначены для единственной цели — привести Божий народ в добрую землю для построения храма. Бог сказал Моисею, что Он приведёт народ в землю, что Он позаботится о его нуждах и поразит всех врагов, что Он сделает всё необходимое, чтобы привести детей Израиля в добрую землю.
Предостережение против идолослужения
Затем Господь предостерёг народ против ловушки идолослужения: «Остерегайся, чтобы тебе не заключать завета с жителями земли, против которой ты идёшь, чтобы они не стали ловушкой среди тебя. Напротив, их жертвенники снесите, и их столпы разбейте, и их Ашер срубите (ибо ты не должен поклоняться другому богу; ибо Иегова, чьё имя Ревнивый, — это ревнивый Бог)» (ст. 12-14). В стихе 17 Господь продолжил Своё предостережение: «Не делай себе литых богов». В этих стихах Господь как бы говорил: «Остерегайтесь ловушки идолослужения в земле Ханаана. Сейчас вся земля занята идолами. Есть опасность, что, войдя в эту землю, вы попадёте в ловушку языческого идолослужения».
Это слово обращено не только к детям Израиля; оно также обращено и к нам. Сегодня среди Божьих людей много идолов. Эти идолы занимают их и мешают им наслаждаться Христом. Идолом может стать для нас практически всё. Даже галстук или булавка для галстука может стать для нас идолом. Многих христиан полностью занимают какие-то вещи, дела и люди, которые не являются Христом. Например, люди заняты разговорами по телефону. Некоторые святые утверждают, что они слишком заняты, чтобы молиться. Однако они проводят много времени, разговаривая по телефону. Для них телефонные разговоры стали идолом.
Идол — это всё, что мешает нам наслаждаться Христом как нашей доброй землёй. Это означает, что любая вещь, любое дело и любой человек, занимающие нас и мешающие нам в полной мере наслаждаться Христом, — это идол.
Согласно ветхозаветной истории, многие войны и сражения, в которых пришлось участвовать детям Израиля, были вызваны тем, что у них появлялись идолы. Всякий раз, когда у Божьих людей появлялись идолы, приходили враги и нападали на них. Сегодня все мы хотим жить побеждающей, святой и духовной жизнью. Однако многие христиане переживают поражение, потому что у них есть идолы. На самом деле, если у нас есть идолы, то есть то, что занимает нас и мешает нам наслаждаться Христом, то мы уже проиграли битву с врагом. У нас просто нет возможности сражаться. Бог может привести нас в полное наслаждение Христом, для Него это не проблема, но Божьи люди по-прежнему не могут решить проблему идолослужения. Поэтому в начале главы, в которой говорится о восстановлении нарушенного завета, Бог возвестил, что Он сделает всё, чтобы привести народ в добрую землю. Он также указал на опасность идолослужения. Бог как бы говорил: «Я вполне способен привести вас в добрую землю, но идолослужение сведёт на нет ваше наслаждение этой землёй. Оно уничтожит всё, что Я дам вам».
Бог совершил множество чудесных дел для Своих людей. Но опыт христиан показывает, что многое из совершённого Богом было сведено на нет и уничтожено тем, что занимало их, то есть идолослужением. Сколько христиан наслаждаются Христом? Многие христиане очень мало знают о наслаждении Христом. Возможно, многие из нас знают о наслаждении Христом, но знать — это одно, а действительно наслаждаться Христом — это другое.
Многим из нас мешают наслаждаться Христом различные вещи, которые занимают нас. Для чего вы столько времени говорите по телефону, но при этом не можете уделить десять минут молитве? Складывается впечатление, что у вас есть время и силы, чтобы говорить, но у вас нет ни времени, ни сил, чтобы молиться. Это показывает, что ваши разговоры по телефону стали идолом. Другие могут тратить много времени на чтение газеты, но при этом они очень быстро устают, когда читают Библию. Некоторые скажут, что у них просто нет ни вкуса к чтению Библии, ни желания читать её. Это действительно так. У них нет желания поклоняться Богу, поскольку они хотят поклоняться идолу. Они автоматически и неосознанно заботятся о своих идолах. Какая жалкая и трагичная ситуация!
Божье предостережение в 34:12-17 против идолослужения, по сути, является повторением первых трёх заповедей. С положительной стороны, эти заповеди связаны с Богом; с отрицательной стороны, они связаны с идолослужением. Идолослужение связано с наличием другого бога. Заниматься идолослужением — значит сделать изображение, а затем служить и поклоняться ему. Идолослужение также подразумевает, что человек берёт имя Бога напрасно.
Затем в этой главе Бог говорит о четвёртой заповеди, заповеди о соблюдении субботы. Таким образом, в этой главе рассматриваются первые четыре заповеди, то есть все заповеди, связанные с Богом. Однако шесть заповедей, связанных с нашими отношениями с другими людьми, в этом повторном слове не были повторены.
Я надеюсь, что все мы глубоко осознаем, что Господь пообещал сделать всё, чтобы привести нас в добрую землю, во всеобъемлющего Христа для нашего наслаждения. Но мы должны прислушаться к Его предостережению против идолослужения. С одной стороны, Бог приведёт нас в Христа. С другой стороны, Он осуждает идолослужение.