(1)
Тексты Писания: Исх. 32:30-35; 33:1-23
В этом сообщении мы переходим к повествованию, связанному с особым вопросом. Это повествование, в котором открывается, что Моисей был товарищем Бога (32:30—33:23).
То, что люди сделали золотого тельца, нанесло тяжёлый удар и Богу, и Моисею. До того как был сделан телец, всё шло гладко. Моисей был на вершине горы с Господом, и Господь показывал ему устройство скинии, её обстановки и её принадлежностей. Несомненно, Бог и Моисей были очень довольны. Но в конце сорока дней, которые Моисей провёл на горе с Богом, дети Израиля сделали зло — изготовили золотого тельца и поклонились ему. Этим они нарушили первые четыре из Десяти Заповедей.
Поклонение золотому тельцу привело к серьёзной проблеме. Что было делать Богу? Оставить детей Израиля? Отказаться от Своего замысла, ради которого Он вывел их из Египта? Разумеется, Бог не мог этого сделать. Если бы вы вывели два миллиона человек из Египта, причём не согласно вашему настроению, а согласно вашему обещанию, то смогли бы вы отказаться от них? Разумеется, нет. Бог избавил детей Израиля, чтобы исполнить Своё обещание Аврааму, Исааку и Иакову. Бог вывел народ из Египта, провёл людей по пустыне и привёл их к горе Синай, где Он обучал их. Внезапно и совершенно неожиданно дети Израиля сделали зло, поклонившись золотому тельцу. То, что они сделали, вызвало у Бога большую проблему. Что Ему было делать? В принципе, мы можем с уверенностью сказать, что Бог не оставил бы Свой народ и не отказался бы от Своего плана в отношении его. Он всё равно продолжал бы с ним, но каким образом Он мог продолжать с детьми Израиля в такой ситуации?
Проблему, с которой столкнулся Бог в отношении Своего народа, можно сравнить с проблемами, возникающими иногда между мужем и женой или между родителями и детьми. Жена может создавать серьёзные проблемы своему мужу, и дети могут создавать серьёзные проблемы своим родителям, но при этом муж не может оставить жену и родители не могут оставить детей. У мужа и жены, а также у родителей и детей должен быть какой-то путь, чтобы вместе двигаться дальше. Точно так же Богу нужно было найти путь, чтобы двигаться дальше со Своим народом. Ему нужно было найти решение проблемы, связанной с Его народом.
Бог нашёл выход с помощью Моисея, посредника. Чтобы быть посредником между Богом и детьми Израиля, Моисей должен был иметь тесные отношения с обеими сторонами. Моисей был единственный, кто имел право быть посредником. Он не имел никакого отношения к поклонению золотому тельцу. Он был сохранён от этого злого дела и сбережён в присутствии Бога. Поэтому он единственный среди Божьего народа был чист. Кроме того, Моисей был очень близок к Богу. Мы увидим, что то, в каких словах Моисей выразил своё прошение Богу, свидетельствовало о его близких отношениях с Ним.
Я полагаю, что глубоко в сердце Бог рассчитывал на то, что Моисей вступится как посредник между Богом и народом. Бог хотел, чтобы Моисей помог Ему решить эту проблему. Без посредника, который мог говорить с Богом глубоко личным образом, Бог не смог бы решить Свою проблему. Бог, несомненно, хотел, чтобы Его умиротворили. В 32:30 Моисей показал необходимость заглаживания: «И на следующий день Моисей сказал народу: Вы согрешили великим грехом. И теперь я взойду к Иегове; может быть, я смогу совершить заглаживание за ваш грех».
Дети Израиля совершили очень серьёзный проступок. То, что они сделали, было непростительно. Они не просто сделали что-то неправильно — они сделали идола и поклонились ему, как если бы он был Богом. Они использовали имя Господа напрасно. Сделав это, они в высшей степени оскорбили Бога; казалось, что они не оставили Ему возможности простить их. Складывалось впечатление, что Бог не может прийти и простить этот проступок и не может ничего сказать народу. На первый взгляд Богу ничего не оставалось сделать, как уничтожить детей Израиля в пустыне. Поэтому был нужен посредник. Как хорошо, что Моисей был там и что он мог быть посредником между Богом и детьми Израиля!
Глубоко личные отношения с Богом
Теперь я бы хотел сказать всем святым и особенно молодым людям, что служение Господу — это не просто вопрос того или иного способа или метода. Служение Господу — это нечто глубоко личное. Если мы хотим служить Господу, мы должны быть человеком, имеющим глубоко личные отношения с Ним. В противном случае мы будем просто хорошими христианскими работниками, но мы не будем людьми, которые способны затронуть Божье сердце.
Моисей был человеком, которого Бог много использовал. В предыдущих сообщениях мы увидели, что Бог воспитывал и обучал его. Бог воспитывал Моисея в течение первых сорока лет его жизни, и Он обучал его в течение следующих сорока лет. Когда Моисею было восемьдесят лет, Бог пришёл, чтобы призвать его и использовать его. Бог дал ему видение горящего куста (3:2). Куст горел огнём, однако огонь его не поглощал. Посредством этого видения Бог как бы говорил: «Моисей, ты подобен этому кусту. Я хочу использовать тебя, но Я не сожгу тебя. Я не поглощу тебя. Я буду гореть в тебе согласно тому, каков Я».
Когда Моисей был призван Богом в 3-й главе Исхода, между ним и Богом ещё не было близких отношений. Моисей был новым человеком для Бога. Их отношения можно сравнить с отношениями между работодателем и новым служащим. Бог, работодатель, говорил с Моисеем, новым служащим, и спрашивал его, возьмётся ли он за эту работу. Мы знаем, что в конце концов Моисея удалось убедить взяться за «работу», предложенную ему Господом.
С момента призвания Моисея в 3-й главе Исхода до его разговора с Богом в 32-й и 33-й главах прошло, наверное, не больше двух лет. За это время у Моисея появились глубоко личные отношения с Богом.
Согласно повествованию в Исходе, Моисей дважды провёл с Богом сорок дней на вершине горы. В течение первых сорока дней Бог показал Моисею устройство скинии и обстановки. Это описано в шести главах Исхода, в главах с 25-й по 30-ю. Как вы думаете, Бог все сорок дней был занят только тем, что описано в этих главах? Скорее всего, это было не так. Чем же Бог и Моисей занимались всё это время? Вероятно, они наслаждались близким общением друг с другом.
Возможно, дети Израиля пытались оправдать то, что они сделали золотого тельца, тем, что Моисея не было слишком долго. Некоторые из них могли сказать: «У нас уже давно нет никакой вести ни от Господа, ни от Моисея. Они оставили нас у подножия горы, и мы находимся здесь почти сорок дней. Господь и Моисей вывели нас из Египта и привели нас в это место. Но мы не знаем, что с ними случилось. Мы не видим Бога, и мы не видим Моисея. Поэтому нам нужно что-то сделать для себя». Бог, разумеется, не дал людям возможности оправдаться. Точно так же Моисей не позволил детям Израиля и особенно Аарону оправдать себя. Если бы Аарону и детям Израиля было позволено оправдываться, они, скорее всего, обвинили бы Моисея в том, что его не было очень долго. Они сказали бы: «Моисей, где ты пропадал? Тебя не было слишком долго. Разве Господь не хотел сделать нас Своим народом или в Его плане был только ты? Вы с Богом, похоже, забыли о нас».
Можно предположить, что Господь и Моисей оставались так долго вместе, потому что они были в близких отношениях друг с другом. Им было очень хорошо на вершине горы. Однако для детей Израиля это приятное время стало временем испытания. Позже Бог попросил Моисея ещё раз подняться на гору, и они провели вместе ещё сорок дней. Моисею и Богу просто нравилось быть вместе. Они любили друг друга, и они хотели быть вместе.
Повествование в Исходе содержит много подробностей о личности Моисея. Согласно этому повествованию, до того как Моисей провёл с Богом первые сорок дней на вершине горы, его отношения с Богом ещё не были такими близкими. Но в истории с золотым тельцом мы видим, что у Моисея был очень личный разговор с Богом. Это указывает на начало близких отношений между Моисеем и Богом. Моисей знал, что у Бога на сердце. Он сошёл с горы, бросил скрижали, стёр золотого тельца в порошок и заставил людей выпить воду, по которой был рассыпан этот порошок. Он также обратился с призывом к группе победителей, чтобы они убили идолослужителей. Всё это Моисей сделал согласно Божьему сердцу.
Моисей знал, что Бог не хочет отказываться от детей Израиля. Но он также знал, что Богу нужно каким-то образом решить проблему между Ним и Его народом. Если мы внимательно прочитаем 32-ю и 33-ю главы Исхода, мы увидим, что Моисей был уверен, что ему удастся решить проблему с Богом относительно совершённого народом непростительного проступка. Моисей знал, что он сможет умиротворить Бога в сложившейся ситуации. В 32:30 Моисей как бы говорил детям Израиля: «Вы совершили такой серьёзный грех, что вас нельзя простить. То, что вы сделали, непростительно. Но я пойду и совершу за вас заглаживание». Моисей был уверен, что он сможет совершить заглаживание, поскольку благодаря пребыванию с Богом на горе в течение сорока дней он знал, что у Бога на сердце.
За сорок дней, которые Моисей пробыл с Богом, он хорошо узнал, что у Бога на сердце в отношении детей Израиля. Моисей знал, что Бог хочет, чтобы этот народ был Его народом, что Бог хочет взять его Себе как невесту. Моисей знал, что даже грех народа, его поклонение золотому тельцу, не сможет изменить желание Божьего сердца. Хотя этот проступок создал очень большую проблему, у Моисея была уверенность, что это может быть заглажено перед Богом. Он знал Божье сердце, и он знал, как подойти к Богу в отношении Его народа.
Поскольку мы хотим служить Богу, мы тоже должны знать, что у Бога на сердце. Сегодня многие христиане делают акцент на том, что нам нужно принимать Божье Слово. Мы, конечно же, должны знать Божье Слово и принимать его. Однако если бы Моисей лишь принимал Божье слово, он не смог бы устроить примирение между Богом и народом. Господь сказал Моисею: «Того, кто согрешил против Меня, — Я сотру его из Моей книги» (32:33). Это было Божье слово, но в этом ли состояло намерение Божьего сердца? Конечно же, не в этом. Божье слово — это одно, но желание Божьего сердца может быть другим. Моисей понимал, что Бог сказал, что Он сотрёт народ, но, зная Божье сердце, Моисей также понимал, что Бог не откажется от Своего народа. Будучи посредником между Богом и детьми Израиля, Моисей знал, что было у Бога на сердце.
Когда Моисей пришёл к Богу в связи с этой ситуацией, он не молился религиозными молитвами. Он не сказал, как, возможно, сказали бы мы: «Господь, благодарю Тебя, Ты полон милости». Согласно 32:31-32, Моисей говорил с Господом глубоко личным образом, как если бы человек говорил со своим близким другом.
Нам недостаточно просто знать о том, что говорится о Божьем домостроительстве и о почве церкви в Слове. Если вы знаете, что говорит Слово о Божьем домостроительстве и о церкви, вы, возможно, всего лишь человек Слова, но не человек согласно Божьему сердцу. Нам нужно не только знать Слово — нам нужно узнать Божье сердце. Особенно старейшины нуждаются в этом. Все старейшины должны быть людьми согласно Божьему сердцу. В Моисее в 32-й и 33-й главах Исхода мы видим не просто человека, который прав во всём, что он делает, — мы видим человека, который знает, что лежит на сердце у Бога, человека согласно Божьему сердцу.
Грех, который совершили дети Израиля, поклонившись золотому тельцу, вызвал проблему не только у Бога, но и у Моисея. Моисей мог сказать себе: «Что мне делать? Из-за всего, что случилось, фараон и египтяне будут насмехаться над нами и над Богом». Однако в повествовании не говорится, что Моисей долго размышлял над сложившейся ситуацией или что он постился и молился, ища Господнего водительства. Нет никаких указаний на то, что Моисей сомневался, возвращаться ли ему к Господу с этим вопросом. Напротив, сразу же после того как Моисей принял меры в отношении идолослужителей, он сказал детям Израиля, что они согрешили великим грехом, но что он постарается совершить за них заглаживание. Моисей мог сделать это, потому что у него была ясность в отношении ситуации, в которой оказались дети Израиля, и особенно в отношении желания Божьего сердца. В течение сорока дней на вершине горы Господь, несомненно, не оставлял Моисея одного надолго и не говорил с ним о скинии и её обстановке лишь время от времени. Возможно, Моисей и Господь подолгу разговаривали друг с другом. В результате такого близкого общения с Богом Моисей узнал истинное положение дел среди народа и он также получил уверенность, что сможет умиротворить Господа.
В этой части Библии сказано, что Моисей был товарищем Бога. В Исх. 33:11 говорится: «И Иегова говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим товарищем». Еврейское слово, переведённое как «товарищ», отличается от слова, переведённого как «друг», которым назван Авраам во 2 Пар. 20:7 и в Ис. 41:8. Будучи другом Бога, Авраам был отделён от поклонявшихся идолам людей (Иис. Н. 24:2-3) и он ходатайствовал за Лота (Быт. 18:16-33). Апостол Иаков тоже говорит, что Авраам был другом Бога (Иак. 2:23). Авраам был не просто оправдан Богом — он стал также другом Бога. Бог считал Авраама возлюбленным, человеком, к которому Он испытывал расположение. Однако Моисей был не просто другом Бога подобно Аврааму — он был также товарищем Бога.
Между двумя людьми сначала возникает дружба, а затем это переходит в близость, основанную на товарищеских, партнёрских, отношениях. Например, до женитьбы люди являются друзьями. Затем их дружба перерастает в товарищество. После женитьбы они уже не считают себя друзьями, но они продолжают оставаться товарищами.
Слово «товарищ» подразумевает дружбу, но в нём также содержится мысль о близком сотрудничестве. Еврейское слово, переведённое как «товарищ», имеет также значение «компаньон». Товарищ — это компаньон. Если вы с кем-то являетесь компаньонами, то вас связывают общие интересы, общее дело в совместной карьере. Я не хочу сказать, что у Авраама и Бога не было общего интереса. Их, несомненно, связывали общие интересы, но это было не в такой степени, как в случае с Моисеем и Богом. Бог и Моисей в самой полной мере были партнёрами в великом деле. У них была одна «карьера». Моисей и Господь были не просто близкими друзьями — они были компаньонами, партнёрами, товарищами.
В 18-й главе Бытия Авраам вёл себя как друг Бога. Бог пришёл посетить Авраама, и Авраам радушно принял Его и устроил Ему пир. Не желая сразу уходить, Бог на некоторое время задержался у Авраама. Поскольку Бог считал Авраама Своим другом, Он знал, что не может утаить от него то, что хочет сделать. Напротив, Он хотел открыть Своему дорогому другу то, что было у Него на сердце. Поэтому Он сказал Аврааму, что Содом будет вскоре разрушен. Господь раскрыл это Аврааму, чтобы тот вспомнил Лота и ходатайствовал за него. Это означает, что цель Бога согласно тому, что было у Него на сердце, состояла в том, чтобы вложить в Авраама бремя молиться за Лота. Бог хотел спасти Лота. Однако Богу нужно было соблюдать Свой принцип, и Он знал, что не сможет ничего сделать для Лота, если кто-то не походатайствует за него. В этом случае Богу тоже нужен был посредник.
Мы уже увидели, что Бог и Авраам были близкими друзьями. Бывает, что, когда мы хотим, чтобы наш близкий друг сделал что-то для нас, мы не говорим ему об этом прямо. Мы лишь намекаем ему и даём ему возможность самому догадаться, чего мы хотим и что нам нужно. Когда Бог говорил с Авраамом в 18-й главе Бытия, Он не сказал ничего конкретного о Лоте. Тем не менее Авраам догадался, что было на сердце его божественного Друга. Поэтому Авраам помолился за Лота. Но в своём ходатайстве он не назвал Лота по имени. Он помолился о нём не напрямую. В итоге Бог ответил на молитву Авраама и спас Лота.
В 18-й главе Бытия обе стороны, Господь и Авраам, были друзьями. И тот и другой хотели что-то сделать для Лота. Я полагаю, что в 18-й главе мы видим, на каком основании Бог называет Авраама Своим другом. Если вы перечитаете эту главу, вы увидите, что в ней содержится разговор между друзьями.
Мысль здесь состоит в том, что Господа и Моисея связывало нечто большее, чем дружба. Разговор между ними был не просто разговором друзей; это был разговор товарищей, партнёров. И Бога, и Моисея заботила их «корпорация», их «предприятие», их «карьера». И тот и другой проявили мудрость и не стали говорить о ситуации напрямую и обсуждать подробности случившегося. Сначала Господь сказал Моисею о народе и о золотом тельце. Затем Он предоставил Моисею самому принимать меры в этой ситуации. Господь как бы сказал ему: «Моисей, Я передаю это тебе. Спускайся к подножию горы и посмотри, что можно сделать». Вопреки нашим ожиданиям Господь не стал подробно объяснять Моисею, что тот должен стереть тельца в порошок, рассыпать его по воде и заставить идолослужителей выпить эту воду. Господь также не стал говорить Моисею, что он должен обратиться к победителям с призывом убить идолослужителей, а после этого говорить с народом от лица Господа и снова вернуться к Господу на вершину горы. Господь просто указал Моисею на то, что делал народ. Но поскольку Моисей знал, что у Бога на сердце, всё, что Моисей сделал, когда узнал о поклонении золотому тельцу, было угодно Богу. Например, то, что он бросил скрижали, на которых рукой Бога были вырезаны заповеди, было очень серьёзно. Но даже этот поступок не оскорбил Бога, поскольку он был согласно Божьему сердцу. Моисей понимал, что поступит согласно Божьему сердцу, если разобьёт эти скрижали. Будучи Божьим товарищем, Моисей имел близкие отношения с Богом и знал, что у Бога на сердце. Поэтому всё, что Моисей делал, было согласно Божьему сердцу.