Принцип идола, золотого тельца
Тексты Писания: Исх. 32:7-14, 19-29
В предыдущем сообщении мы отмечали, что, читая 32-ю главу Исхода, нам нужно выяснить, какие принципы подразумеваются в этом повествовании. Прежде чем рассматривать, какие меры были приняты в отношении идола и идолопоклонников, нам нужно рассмотреть принцип идола, золотого тельца.
В Бытии тоже были идолопоклонники, однако поклонение идолу в 32-й главе Исхода представляет собой уникальный случай. Как минимум два миллиона человек были избавлены от руки фараона и выведены из земли тирании. Они перешли Красное море и пересекли пустыню. Эти люди были свидетелями многих великих чудес, совершённых для них Богом. Даже в те дни, когда они делали идола и поклонялись ему, они продолжали собирать манну, сходившую с небес. Они переживали Божью чудесную заботу. Тем не менее они сделали идола и поклонялись ему, как если бы это был Бог, который вывел их из Египта и привёл их к горе Синай.
Моисей уже поднимался один раз на гору и спускался с неё. Все люди знали об этом. Скорее всего, Моисей рассказал им что-то о возвещении Божьего закона. Я полагаю, что, по крайней мере, Моисей должен был сказать людям о Десяти Заповедях. Затем Моисей был снова призван на гору и оставался на ней сорок дней. Согласно контексту, идол, золотой телец, был сделан не в начале этих сорока дней. Как мы уже отметили, золотой телец, вероятно, был сделан в конце этих сорока дней.
В 32-й главе Исхода мы видим две обстановки: обстановку на горе и обстановку у подножия горы. Обстановка на горе была чудесной. Здесь Моисею были показаны устройство скинии и всей её обстановки. Возможно, когда Бог писал Своим перстом закон на каменных скрижалях, Аарон и его помощники делали у подножия горы золотого тельца. На вершине горы писался закон, но у подножия горы изготавливался идол. Сравнивая эти две обстановки, мы видим нечто очень важное.
Состояние Божьих людей сегодня можно сравнить с состоянием детей Израиля у горы Синай. Господь Иисус ушёл на небеса, где Он пребывает сегодня. На небесах Господь открывает устройство Божьего жилища на земле. В Ветхом Завете Моисей находился на горе. А согласно Новому Завету, Господь Иисус находится сейчас на небесах. Если вы внимательно прочитаете Послание к евреям, вы увидите, что переживание Моисея на горе Синай было прообразом. Откровение о скинии, данное Моисею, было прообразом сегодняшнего откровения о Божьем жилище. Особенно это относится к истине о священстве. Священство, показанное Моисею, было прообразом новозаветного священства, показанного через Господа Иисуса на небесах.
Пока Моисей задерживался на горе, Божьи люди начали поклоняться идолу, золотому тельцу. В принципе, то же самое происходит и среди сегодняшних христиан. Что мы видим на земле среди христиан, пока Господь Иисус задерживается на небесах? Мы видим, как Божьи люди делают золотых тельцов и поклоняются им. То, что происходило во времена 32-й главы Исхода, очень похоже на то, что происходит среди Божьих людей сегодня. То, что происходит сегодня, — это, по сути, копия того, что происходило в Ветхом Завете.
Моисей получил откровение о скинии для Божьего жилища и о священстве для Божьего служения. Подобным образом, после того как Господь Иисус взошёл на небеса, Он дал откровение о Божьем жилище и Божьем священстве. При написании различных новозаветных книг апостолы Павел, Пётр и Иоанн работали с находящимся на небе Христом, открывая то, что замыслил Бог. Читая новозаветные Послания, мы можем увидеть образец и устройство Божьего жилища и Божьего священства. В Посланиях Павла, Петра и Иоанна мы можем увидеть образец скинии, Ковчега, светильника, стола хлеба Присутствия, жертвенника курения, бронзового жертвенника, умывальника и всех принадлежностей, связанных с Божьим жилищем. Кроме того, во всех этих Посланиях мы также можем увидеть священство. Это откровение было дано на небесах. Но у подножия горы христиане делают золотого тельца.
Нам важно увидеть, что поклонение золотому тельцу в 32-й главе Исхода было примесью. Божьи люди поклонялись идолу, но они поклонялись ему так, как должны были бы поклоняться Богу. Это часто происходит среди сегодняшних христиан. Христиане поклоняются так, как следует поклоняться Богу, но объектом их поклонения является не Бог. Если у нас будет ясное, небесное видение, мы осознаем, что поклонение среди сегодняшних христиан по большей части является примесью. Тому, что только делает вид, что является Богом, они поклоняются так, как если бы это действительно был Бог.
После того как Аарон сделал золотого тельца, люди сказали: «Вот твой бог, Израиль, который вывел тебя из Египетской земли» (Исх. 32:4). Люди поклонялись золотому тельцу, как если бы это был Бог, выведший их из Египта. Разве это не примесь? Более того, в 32:5-6 говорится: «И увидев это, Аарон построил перед ним жертвенник; потом Аарон провозгласил и сказал: Завтра праздник Иегове. И они встали рано на следующий день, и вознесли всесожжения, и принесли мирные приношения». Здесь мы видим, что перед идолом был построен жертвенник и люди вознесли всесожжения и принесли мирные приношения. Это показывает, что они поклонялись идолу так, как должны были бы поклоняться Богу. Это было примесью во всех отношениях. Иначе говоря, их поклонение не было чистым. Поклонение среди сегодняшних христиан можно сравнить с поклонением детей Израиля у горы Синай. Поклонение детей Израиля золотому тельцу — это картина нечистого поклонения среди сегодняшних христиан.
Поклонение золотому тельцу отличалось от языческого поклонения идолам. Искупленный народ поклонялся золотому тельцу именем Господа, их Искупителя. Когда золотой телец был готов, люди провозгласили, что это Господь, который вывел их из Египетской земли. Это показывает, что они поклонялись идолу именем Иеговы, их Бога.
Кроме того, они поклонялись идолу так, как они должны были поклоняться Богу, то есть так, как было предписано Богом. Они приносили идолу приношения, которые они должны были принести Богу. Это — постыдная примесь.
Люди легко осудили бы языческое поклонение идолам. Однако в том виде, какой оно приняло сегодня, человеку трудно осудить нечистое поклонение, которое мы видим в 32-й главе Исхода, — поклонение, полное примесей. Вы уверены, что так называемые богослужения в сегодняшних соборах и храмах являются чистым поклонением Богу? Действительно ли люди поклоняются Богу? Если же люди поклоняются не Богу, то кто в таком случае является объектом их поклонения? Если поклонение не является чистым поклонением Богу, то это поклонение чему-то помимо Бога. Святые песнопения могут быть обращены к Богу, и молитвы могут приноситься Богу, но, по сути, люди поклоняются кому-то или чему-то, что не является Богом.
Божьи дары не используются для Божьего замысла
Рассмотрим теперь, в чём состоит принцип такого поклонения. Принцип идола, золотого тельца, состоит в том, что богатство и сокровища, то есть материальные и духовные дары от Бога, не используются надлежащим образом для Божьего замысла. Нам нужно проявлять осторожность и в отношении материальных вещей, и в отношении духовных даров, полученных от Бога, поскольку мы можем не использовать их надлежащим образом для Божьего замысла. Например, у вас есть способность учить Библии, и вы используете эту способность, чтобы основать ту или иную работу. Ваша способность учить Библии является даром от Бога. Но как вы используете этот дар? Вы используете его надлежащим образом для Божьего замысла, или вы используете его для воздвижения чего-то, что не относится к Божьему замыслу? Если вы используете его не для Божьего замысла, то вы делаете золотого тельца. Я не преувеличиваю. Я уверен, что однажды, либо в этом веке, либо в следующем, все мы осознаем, что в принципе это является изготовлением золотого тельца и осуждается Богом. Сегодняшние Аароны сделали уже много золотых тельцов.
Получившие дар благовествования тоже могут использовать эту способность для изготовления золотого тельца. Тот или иной брат может быть благовестником. Бог действительно наделил его даром благовествования. Но этот брат должен спросить себя, с какой целью он использует этот дар. Насколько чисты и искренни его намерения? К этим вопросам нужно подойти серьёзно.
Нам нужно исследовать себя и спросить себя, что мы делаем и какова наша цель в том, что мы делаем. Для одарённых христианских работников нет большего искушения, чем работа сама по себе. Работа, которую мы выполняем, является величайшим искушением. Если вы изучите историю церкви и биографии различных проповедников и благовестников, вы увидите, что многие из них создавали идолов. Некоторые даже себя превратили в идола, то есть сами стали идолом, золотым тельцом. Это соответствует принципу идола, золотого тельца, который заключается в том, что человек не использует надлежащим образом полученные от Бога дары для Божьего замысла.
Идол, сделанный Божьими искупленными людьми
Идол, золотой телец, отличается от языческого идола. Описать этого идола, этого золотого тельца, трудно. Мы не должны называть его христианским идолом. Золотого тельца в 32-й главе Исхода, скорее, можно назвать идолом, сделанным Божьими искупленными людьми. Язычники не делают такого идола, как золотой телец, и не поклоняются ему. Золотого тельца могут сделать только Божьи искупленные люди, которые были искуплены кровью пасхального ягнёнка, выведены из Египта и наслаждались Божьими чудесами даже в то время, когда они делали идола. Дети Израиля, конечно же, не были язычниками. Даже когда они делали золотого тельца, они ели манну, которая чудесным образом сходила с неба. Кроме того, они знали имя Иеговы и знали, как следует поклоняться Богу при помощи приношений. Но хотя они не были язычниками, среди них был сделан идол.
Не думайте, что сегодня среди христиан нет идолов. У христиан нет языческих идолов, но при этом у них есть идолы, сделанные христианами. Христиане, особенно христианские руководители, благовестники и учителя Библии, сделали многих идолов.
Разделение, идолослужение и блуд
Если вы знаете принципы, содержащиеся в Новом Завете, вы поймёте, что разделение, идолослужение и блуд связаны друг с другом. Разделение сопутствует идолослужению, а идолослужение сопутствует блуду как духовному, так и физическому. На самом деле разделение — это духовный блуд.
Как только среди детей Израиля появился золотой телец, возникло разделение. Предположим, в 32-й главе Исхода Божьи искупленные люди сделали бы больше одного идола. Тогда сразу же появилось бы ещё одно разделение. Если бы там было десять идолов, то было бы и десять разделений.
Разделения среди христиан могут быть связаны с идолами, воздвигнутыми именем Господа. Предположим, группа христиан собирается для поклонения Господу. Однако через некоторое время кто-то из братьев, недовольных обстановкой в группе, решает начать другое собрание в той же местности. Это — разделение, включающее в себя идолослужение. В 1-й главе Первого послания к коринфянам Павел спрашивает: «Неужели Христос разделён?» (ст. 13). По тому же принципу мы можем спросить: «Неужели наш Бог разделён?» Если все мы поклоняемся одному и тому же Богу, то для чего нам разделяться? Разделение показывает или, по крайней мере, подразумевает, что некоторые поклоняются не подлинному Богу, а чему-то ещё. Мы можем поклоняться чему-то или кому-то именем Иеговы, но то, чему мы поклоняемся, не является Господом. Кроме того, мы можем поклоняться чему-то, что не является Богом, при помощи приношений, которые должны быть принесены Богу, и так, как мы должны поклоняться Богу.
Мы уже увидели, что разделение связано с идолослужением. Если человек поклоняется идолам, то он может пойти дальше и совершить блуд. Блуд означает путаницу. Если у человека путаница по отношению к Богу, то как он может избежать путаницы по отношению к человеку? В послании Фиатире во 2-й главе Откровения мы видим и идолослужение, и блуд. Идолослужение и блуд, две порочные сестры, всегда сопутствуют друг другу. Там, где присутствует одно, всегда появляется и другое.
Главным источником разделения и блуда является идолослужение. Аарон сделал золотого тельца, и это привело к разделению. Разделение среди детей Израиля было вызвано поклонением золотому тельцу.
В принципе изготовление золотого тельца было связано со злоупотреблением Божьими дарами. Дети Израиля использовали золото, чудесным образом данное им Богом, чтобы сделать тельца. Бог чудесным образом покорил египтян, и они отдали золото детям Израиля. Бог хотел, чтобы золото, данное детям Израиля, было использовано для построения Его скинии. Но ещё до того как скиния была построена, люди злоупотребили золотом, использовав его для самоукрашения. Затем золото, которым они украшали себя, было превращено в золотого тельца. Здесь мы видим принцип, согласно которому идолослужение подразумевает, что мы злоупотребляем тем, что дал нам Бог, и не используем Его дары для Его замысла.
Идол связан с забавой и развлечением
Кроме того, люди злоупотребляли тем, что Бог дал им, и использовали это для своей забавы и развлечения. Поклонение золотому тельцу было своего рода забавой и развлечением. Дети Израиля забавлялись этим идолом. В Исх. 32:6 говорится: «Народ сел есть и пить, и встали они, чтобы играть». Когда Моисей и Иисус Навин сошли с горы, они услышали звук пения и увидели «тельца и пляски» (ст. 18-19). Здесь мы видим забаву и развлечение. Для нас это должно стать предостережением, чтобы мы не проводили собрания ради собственной забавы и развлечения. Конечно, мы наслаждаемся Господом, но это не является развлечением.
Я советую вам задуматься о том, каков настрой сегодняшних христиан в отношении развлечения. Трудно найти так называемую церковную службу, на которой в том или ином виде не присутствует развлечение. Для привлечения толпы используются различные виды развлечения. Если в том или ином месте не будет развлечения, люди не захотят туда пойти. Они хотят ходить туда, где их будут развлекать. Сегодня многие поклоняются золотому тельцу ради развлечения.
Мы должны проявлять осторожность и не злоупотреблять ни Божьими материальными дарами, ни Божьими духовными дарами. Ничто из материальных вещей, данных нам Богом, не должно использоваться для нашей забавы и развлечения. В противном случае у нас появится золотой телец. Подобным образом мы не должны злоупотреблять духовными дарами, как например даром учительства или проповедования, и мы не должны присваивать эти дары себе в целях собственной забавы и развлечения. Существует опасность, что те, кто получил духовные дары, злоупотребят ими и создадут что-то ради своих целей, ради собственной забавы и развлечения. Именно так люди делают золотого тельца.
Если мы действительно увидим этот принцип, мы осознаем, в каком жалком и плачевном состоянии пребывают сегодняшние христиане. Золотые тельцы присутствуют практически повсюду. Люди поют золотому тельцу, славят его и радуются перед ним. В присутствии золотого тельца люди едят, пьют, играют в спортивные игры и даже пляшут. Они утверждают, что славят Бога, поют Богу и радуются перед Богом. Но мы должны спросить, кому они поклоняются: Иегове Богу или золотому тельцу как богу?
Я отчаянно молился Господу об этой ситуации и о том, как мне говорить о ней. Мне нужно показать Господним людям принцип, но при этом я не хочу впадать в крайности. Я не думаю, что в этом сообщении я зашёл слишком далеко в этом вопросе. Я должен засвидетельствовать, что глубоко в духе я вижу, как то, что изображено в 32-й главе Исхода, применимо к сегодняшней ситуации. Я могу также засвидетельствовать, что все эти годы я всегда оставался настороже, чтобы не построить чего-то ради собственной цели или ради собственной забавы и развлечения. В глазах Бога всё, что мы строим ради своей цели или ради развлечения, является золотым тельцом. Такой телец всегда будет приводить к разделению. Много раз люди делали золотых тельцов, и результатом поклонения этим золотым тельцам было разделение. Существует большая вероятность, что это будет повторяться и среди сегодняшних христиан.
Всем нам нужно увидеть разницу между чистым поклонением Господу и поклонением, в котором есть примесь. Поклонение, в котором есть примесь, является поклонением золотому тельцу именем Господа. Люди поклоняются тельцу так, как они должны поклоняться Господу. Как мы уже увидели, это отличается от языческого поклонения, поскольку поклонение, в котором есть примесь, подразумевает, что люди поклоняются идолу именем Господа и так, как следует поклоняться Господу.
Чудеса, которые вершил сам человек
В Исх. 32:21 говорится: «И сказал Моисей Аарону: Что сделал тебе этот народ, что ты навёл на него такой великий грех?» Аарон попытался оправдаться и сказал: «Они сказали мне: „Сделай нам бога, который пойдёт перед нами, ибо этот Моисей, человек, который вывел нас из Египетской земли, — мы не знаем, что стало с ним“. Тогда я сказал им: „У кого есть золото, сорвите его“. И они дали его мне, и я бросил его в огонь, и вышел этот телец» (ст. 23-24). В Бытии Иаков велел своим домашним снять свои серьги и спрятать их под дубом, чтобы они чистыми поднялись в Вефиль и построили там жертвенник истинному Богу (Быт. 35:2-4). Аарон тоже велел людям снять свои серьги, однако он сделал это с другой целью. Аарон сказал Моисею, что он бросил золото в огонь и вышел телец. Возможно, Аарон хотел этим сказать, что телец был сделан при посредстве некоего чуда. Может быть, Аарон сказал: «Я бросил золото в огонь, и из него чудесным образом вышел этот телец. Разве это не от Бога? Разве я мог такое сделать? Это было чудо». Это «чудо» было совершено Аароном, а не Богом.
Сегодня среди христиан часто встречаются такие чудеса, совершённые самим человеком. Например, некоторые проповедники утверждают, что на их собраниях было много случаев исцеления. Однако эти исцеления были делом не Божьих рук, а рук самих проповедников. Много лет назад я побывал на одном из таких собраний и понаблюдал за многими случаями исцелений, совершённых человеком. В некоторых случаях люди исцелялись временно. Через короткое время их болезнь возвращалась. Тем не менее проводившие эти собрания хвалились тем, что это подлинные исцеления. На самом деле на их собраниях присутствует золотой телец. Люди утверждают, что какие-то вещи совершаются Богом, тогда как на самом деле они совершаются посредством человеческих усилий, пропаганды и рекламы. Я не верю, что толпы людей, собирающиеся сегодня вокруг некоторых проповедников, пришли благодаря чудесам, совершённым Богом. Нет, золотой телец не вышел из огня чудесным образом, он был сделан руками человека.
Если у нас есть ясность в отношении принципа идола, золотого тельца, мы будем следить за тем, чтобы не «бросить золото в огонь» и не обработать его резцом. Мы будем бояться того, чтобы использовать свою способность для изготовления золотого тельца. Вот почему я часто общаюсь с ведущими братьями и соработниками о том, что мы не должны делать слишком много. Если что-то действительно от Господа, то Он совершит это. Нам не нужно делать слишком много. Если мы попытаемся сделать многое собственными усилиями, то результатом этого может быть золотой телец. Всем нам нужно проявлять осторожность, так как даже в поместных церквях мы можем делать золотых тельцов. Всем нам нужно увидеть принцип идола, золотого тельца, и это должно послужить для нас предостережением.