В этом сообщении мы рассмотрим, как Бог продолжал обучать Моисея (Исх. 6:1-30; 7:1-7). После первого столкновения с фараоном Моисей считал, что он потерпел поражение. Бог послал Моисея к фараону, чтобы сказать ему Божье слово. Но вместо того чтобы прислушаться к этому слову, фараон стал причинять ещё больше зла детям Израиля, и люди жаловались Моисею. Моисей, чувствуя, что он потерпел поражение, стал жаловаться Господу, говоря: «Почему Ты причинил зло этому народу? Зачем же Ты послал меня? С тех пор как я пришёл к фараону, чтобы говорить Твоим именем, он причиняет зло этому народу, а Ты вовсе не избавил Твой народ» (5:22-23). Реакция Моисея показывает, что ему требовалось дальнейшее обучение. Бог больше не посылал Моисея к фараону, пока тот не получил от Него дальнейшего обучения.
Как мы уже указывали, призвание Богом Моисея в 3-й и 4-й главах Исхода представляет собой наиболее полное призвание в Библии. Когда Бог призвал Моисея, Он провёл с ним много времени, и Моисей получил и откровение, и наставление. Он принял Божье слово и сделал всё, что велел ему Бог. Однако всё вышло не так, как ожидал Моисей. К его удивлению, он потерпел поражение. Фараон одержал победу, а страдания детей Израиля усилились. Вот почему Моисей жаловался Господу на сложившиеся обстоятельства.
Продолжая обучать Моисея, Господь хотел, чтобы тот глубоко осознал, что означает Его имя и Его завет. Он напомнил Моисею, что Он Иегова, Тот, кто был, кто есть и кто будет. Кроме того, Он напомнил ему о Своём завете с Авраамом, Исааком и Иаковом в отношении доброй земли. Он сказал Моисею, что Он поднял Свою руку, что отдаст землю их семени. Говоря с Моисеем об этих двух вещах, Бог обучал его, чтобы тот знал Его личность и Его верное слово в Его завете.
В дополнение к тому, что Господь сказал Моисею о Своём имени и о Своём завете, Он продолжил обучать Моисея в отношении других шести вещей. Во-первых, Он обучал Моисея в отношении Божьего слова заверения. Мы должны обращать внимание на Божье слово заверения, слово, которое Бог говорит нам снова и снова. Если мы хотим следовать за Господом сегодня и осуществлять Его свидетельство в Его восстановлении, мы должны научиться обращать внимание на Божье слово заверения, которое Бог повторяет нам. Однако лишь не многие Божьи служители узнают это слово, когда оно приходит к ним.
Во-вторых, Бог обучал Моисея в отношении неверия детей Израиля. Согласно нашему природному представлению, те, к кому мы посланы, должны быть подобны дому Корнилия, то есть они должны быть надлежащим образом подготовлены и готовы принять наше слово. Мы думаем, что, если Бог посылает нас говорить с людьми в каком-либо месте, их сердца будут открыты, чтобы принять всё, что мы им скажем. Но дети Израиля из-за своего неверия не послушали Моисея. Вместо того чтобы воодушевить Моисея, дети Израиля сбили его с толку, разочаровали и привели в уныние.
Это должно нас кое-чему научить. Если Бог назначил нас вести за собой определённых людей, мы не должны рассчитывать на то, что они будут положительно настроены по отношению к нам. Предположим, Бог утверждает вас старейшиной в церкви. Не нужно думать, что все в этой церкви будут положительно настроены по отношению к вам или будут верить всему, что вы говорите. Напротив, вы должны быть готовы к тому, что те, к кому вы посланы, не будут верить вам.
В-третьих, Моисею требовалось обучение в отношении упрямства фараона. Фараона было нелегко одолеть. Если бы мы оказались на месте Моисея и столкнулись с упрямством фараона, мы, несомненно, были бы очень разочарованы.
В-четвёртых, Моисею требовалось обучение в отношении его природного представления. Об этом свидетельствует то, что он держался за свои необрезанные губы и оставил без внимания Божье слово заверения. В 6:12 Моисей спросил Господа: «Вот, дети Израиля не слушают меня. Как же послушает меня фараон, ведь я необрезан губами?» Этот вопрос заставил Господа сказать Моисею подробное слово заверения. Но даже после того как было сказано это слово, Моисей продолжал говорить: «Вот, я необрезан губами. Как же послушает меня фараон?» (ст. 30). Отсюда видно, что Моисей держался за свою природную способность и оставлял без внимания Божье слово заверения. Мы уже увидели, что ни дети Израиля, ни фараон не послушали Господа. Здесь мы видим, что даже Моисей не послушал Его.
Продолжая обучать Моисея, Бог твёрдо говорил с ним о том, для чего Он его назначает. Бог избрал Моисея и поручил ему быть Его представителем.
Наконец, Бог обучал Моисея в отношении Его могущественной руки и Его великих судов (Исх. 7:4). Таким образом, последним аспектом Божьего обучения является Божья рука, подкрепляющая Его имя, Его завет и Его слово заверения. Эта могущественная рука побеждает фараона и египтян и убеждает всех, включая детей Израиля, что Бог - это Иегова.
Что касается положительной стороны, Бог продолжал обучать Моисея в отношении пяти вещей: Божьего имени, Божьего завета, Божьего слова заверения, Божьего назначения и Божьей могущественной руки. Что касается отрицательной стороны, это обучение включало в себя три момента: неверие детей Израиля, упрямство фараона и природное представление Моисея. Все мы, будучи посланными, должны знать эти пять положительных вещей и три отрицательные вещи. Нам нужно знать, что Божьи избранные люди исполнены неверия, враг упрям, а мы природные. Но как бы то ни было, у нас есть Божье имя, Божий завет, Божье слово заверения, Божье назначение и Божья могущественная рука.
После обучения, полученного Моисеем в 6-й и 7-й главах, ему уже не потребовалось дополнительного обучения. На первый взгляд Моисей «окончил курс» Божьего обучения в конце 4-й главы. Однако у него ещё не было никакого переживания. Поскольку ему не хватало переживания, ему потребовалось дальнейшее обучение. В 7-й главе Моисей действительно «окончил курс» Божьего обучения. Чтобы усвоить определённые уроки из полученного Моисеем дальнейшего обучения, нам нужно рассмотреть один за другим шесть аспектов этого обучения, раскрытых в Исх. 6:1-30; Исх. 7:1-7.
В предыдущем сообщении мы рассмотрели два положительных аспекта Божьего дальнейшего обучения: Божье имя и Божий завет. Поэтому в этом сообщении мы переходим к Божьему слову заверения.
А. Избавит детей Израиля от египетского рабства
Бог заверил Моисея, что дети Израиля будут избавлены от египетского рабства (6:1, 6-7; 7:5). Это было слово заверения; слово заверения - это не то же самое, что слово обещания. Давая заверение Моисею, Бог как бы говорил: «Моисей, забудь о неверии народа, забудь о фараоне и забудь о состоянии твоих губ. Тебе нужно проникнуться Моим словом заверения. Я Иегова, и Я помню завет, который Я заключил. Согласно Моему завету, Я непременно выведу детей Израиля из Египетской земли. Моисей, поверь этому слову заверения и будь внимателен к нему. Заверяю тебя, Мой избранный народ будет избавлен».
Б. Возьмёт детей Израиля Себе как Свой народ
В 6:7 Господь сказал: «Я возьму вас Себе как Мой народ и буду вам Богом». Здесь Бог заверил Моисея, что Он возьмёт детей Израиля Себе как Свой народ и что Он будет им Богом. Господь не хотел, чтобы Моисей говорил Ему о том, что народ плохой и отказывается слушать Его слово. Он хотел, чтобы Моисей верил и провозглашал, что дети Израиля - это лучший народ на земле. Господь любил их; они были Его особым сокровищем.
Если бы мы были на месте Моисея, то мы, наверное, начали бы спорить с Господом по поводу Его народа. Мы бы сказали: «Господь, не бери их Себе как Свой народ. Я на своём опыте убедился, что в них нет ничего хорошего. Возможно, я единственный, кто слушается Тебя». Но как бы ни выглядел этот народ в глазах Моисея, Бог заверил его, что это Его избранный народ. В Его глазах они были превосходны.
В. Убедит их в том, что Он Иегова, их Бог
Далее в стихе 7 Господь сказал: «И вы узнаете, что Я Иегова, ваш Бог, Тот, кто вывел вас из-под повинностей египтян». Господь сделает всё необходимое, чтобы дети Израиля узнали, что Он Иегова, их Бог. Чтобы заверить в этом Моисея, Он снова и снова повторял: «Я Иегова».
Г. Сделает детей Израиля Своими воинствами
Кроме того, Господь заверил Моисея, что Он сделает детей Израиля Своими воинствами (Исх. 6:26; 7:4). Это означало, что Господь будет использовать их для сражения в Своей битве. Какое замечательное слово заверения!
Д. Приведёт детей Израиля в обещанную землю
Наконец, в 6:8 Господь сказал: «Я приведу вас в землю, которую Я клялся дать Аврааму, Исааку и Иакову; и Я дам её вам во владение. Я Иегова». Господь не хотел слышать никаких жалоб на Свой избранный народ. Он возьмёт его Себе как Свой народ. Он сделает его Своими воинствами, и Он приведёт его в добрую землю, как Он обещал. Таково было слово заверения, данное Богом Моисею.
С природной точки зрения всё, что Моисей сказал Господу о детях Израиля и о фараоне, было верно. Но Бог не верил в это. Он верил в Себя, в Свой завет и в Своё слово заверения. Он также верил в то, что способна совершить Его могущественная рука. В конечном итоге Бог действительно сделал детей Израиля Своими воинствами. Посмотрите, что произошло при взятии Иерихона. Когда дети Израиля обходили город, ангелы на небе, наверное, радовались, видя войско, которое Бог обрёл, чтобы поразить Своего врага. Поскольку Бог верил в то, что Он способен сделать, Он не обращал внимания на внешнее положение дел - неверие Своего народа и упрямство фараона.
Нас, находящихся в Господнем восстановлении, должно воодушевить слово заверения, данное Господом Моисею. Некоторые говорят, что восстановить церковную жизнь сегодня невозможно. Но если восстановление церковной жизни невозможно, то Господь Иисус не сможет вернуться. Чтобы Он мог вернуться, Ему нужно, чтобы была построена церковь. Только церковь, построенная в соответствии с желанием Господа, может быть ступенью в век царства. В Мф. 16:18 Господь сказал: «Я построю Мою церковь». Поэтому мы уверены, что восстановление надлежащей церковной жизни сегодня вполне осуществимо. У нас есть обещание Господа и Его слово заверения.
Нам нужно помнить, что Господне восстановление началось не с нас. Всё, что мы делаем сегодня в восстановлении, мы делаем не в соответствии со своим планом, а в соответствии с заветом Господа и Его словом заверения. Господь Иисус сказал, что построит Свою церковь. Это осуществляется сегодня, причём не в соответствии с нашим планом, а в соответствии с Господним словом. Не верьте окружению и обстоятельствам - верьте Божьему слову заверения. Если Господь посылает вас куда-то для церковной жизни, не верьте тому отрицательному, что происходит в вашем окружении. Слушайте Господа и будьте внимательны к Его слову заверения. Всем нам нужно обучаться этому.
Моисей был также обучен в отношении неверия детей Израиля (Исх. 6:9, 12). Когда я много лет назад изучал историю Израиля, у меня сложилось не очень высокое мнение о детях Израиля. Я сказал себе, что никогда не буду таким, как они. Но, проведя с Господним народом более сорока пяти лет, я начал ценить детей Израиля. В некотором отношении они гораздо лучше, чем сегодня люди в церкви. Старейшины в церквях, скорее, предпочли бы иметь дело с детьми Израиля, чем со святыми в церкви в их местности. Создаётся впечатление, что там, где мы находимся, люди гораздо труднее, чем в других местах. Но каким бы ни было наше окружение, мы не должны ему верить. Окружение меняется, но Божье слово неизменно.
C одной стороны, окружение - это целиком и полностью ложь, потому что окружение изменится; оно лишь временно. С другой стороны, поскольку всё в нашем окружении говорит нам что-то за Бога, неверие детей Израиля должно было что-то сказать Моисею. В результате их неверия и упрямства фараона Моисей должен был бы в полной мере увидеть собственный недостаток, и ему следовало бы пойти к Богу, чтобы ещё больше полагаться на Него. Вместо этого Моисей пошёл к Богу с недовольным духом. Если бы не это неверие и упрямство, Моисей считал бы, что всё в порядке. Но на самом деле у Моисея была определённая внутренняя проблема, которая должна была быть изобличена, и ему требовалось дальнейшее обучение.
Теперь мы переходим к упрямству фараона. Как мы уже говорили, фараон обозначает Сатану. Сатана всегда упрям; он не меняется, он лишь становится ещё упрямее. Поэтому нам нужно научиться не теряться, сталкиваясь с упрямством врага.
IV. Природное представление Моисея
А. Держался за свои необрезанные губы
В 6-й главе Моисей дважды сказал Господу про свои необрезанные губы (ст. 12, 30). Раньше я думал, что он просто исповедовался подобно Исайе (Ис. 6:5). Но больше размышляя над этим, я пришёл к другому выводу. В 4:10 Моисей сказал Господу: «Позволь сказать, Господь: я человек не речистый - ни в прошлом, ни с тех пор, как Ты стал говорить Твоему слуге, ибо я с трудом говорю и косноязычен». Таков был ответ Моисея на первоначальное призвание Бога. Тем не менее Господь настоял на том, чтобы послать Моисея к фараону. Поскольку Господь настаивал на том, чтобы послать Моисея к фараону, тот, возможно, решил, что его язык превратится в могущественное орудие и всё, что он скажет фараону, будет наполнено властью. Он мог думать, что в его словах будет столько силы, что все, включая фараона, будут послушны его слову. Однако первое столкновение с фараоном имело совсем другой результат. Фараон не послушал его, и дети Израиля тоже не послушали его. Поэтому Моисей стал жаловаться Господу, но Господь сказал ему: «Иди, говори с фараоном, царём Египта, чтобы он отпустил детей Израиля из своей земли» (6:11). Именно в тот момент Моисей сказал Господу: «Вот, дети Израиля не слушают меня. Как же послушает меня фараон, ведь я необрезан губами?» (6:12). В этих словах скрыта жалоба. Моисей жаловался, что Господь ничего не сделал для того, чтобы вложить в его уста силу. Он был недоволен тем, что его губы остались прежними.
Те, кто призван Господом сегодня, могут молиться и ожидать, что Он наделит их говорение чудесной силой. Но в итоге мы обнаруживаем, что наши губы остаются прежними. Наши губы всё ещё необрезанные, то есть они всё ещё природные.
Когда Моисей сказал Господу, что он необрезан губами, он тем самым говорил: «Господь, Ты велел мне пойти и говорить с фараоном. Я уже сделал это, но из этого ничего не вышло. Ни фараон, ни дети Израиля не послушали меня. Я думал, что мои губы изменятся, но я вижу, что они по-прежнему необрезанные. Ты ничего не сделал, чтобы изменить мои губы. Если Ты не сделаешь этого, я не буду больше говорить с фараоном. Своими природными губами я не могу ничего сделать. Никто не слушает меня. Господь, Ты должен наделить мои губы силой. Только тогда я смогу говорить так, что люди будут слушать меня».
Моисей, несомненно, рассчитывал на то, что Бог, чудесным образом используя его губы, скажет фараону могущественное слово. Однако из уст Моисея прозвучали обычные слова; в них не было ничего выдающегося. Но в конечном итоге такое обычное говорение приводит к тому, что начинает действовать Господь, а не человек. Результат зависит от того, что мы посланы Господом, мы получили от Него поручение и мы представляем Его, а не от наших усилий, нашего умения или нашей способности справиться с задачей. Глиняный сосуд остаётся глиняным сосудом, но он содержит в себе сокровище. Терновый куст остаётся терновым кустом, но на нём горит святой огонь. Терновый куст не должен рассчитывать на то, что он изменится, и он не должен рассчитывать на то, что слава придёт к нему. Слава всегда должна быть Богу.
Предположим, Господь послал вас в какое-то место. Вы молитесь и стараетесь поверить в то, что Господь наделит ваши губы силой. Но когда вы начинаете говорить, вы обнаруживаете, что ваши губы не изменились. Даже наоборот, ваше говорение стало плохим, как никогда. Я переживал это много раз. Сделав сообщение, я шёл к Господу и говорил: «Господь, я молился, чтобы Ты дал мне слова, но Ты вовсе не помог мне. Господь, разве Ты не понимаешь, каким жалким было моё говорение? Я не буду больше говорить за Тебя. Я по-прежнему необрезан губами».
Такой настрой показывает, что мы полагаемся на то, чем мы являемся, и на то, что мы можем сделать, а не на то, чем является Господь и что Он может сделать. У Господа нет намерения изменить наши губы. Он оставит их прежними. Хотя Господь сказал Моисею, что Он сделает его Богом для фараона (Исх. 7:1), Он не собирался менять губы Моисея. На самом деле Моисею вообще не требовалось говорить с фараоном, поскольку его пророком должен был быть Аарон.
Когда Моисей впервые встретился с фараоном, в его словах не было ничего чудодейственного; это были обычные слова. Детям Израиля он тоже говорил обычные слова. Поскольку ничего не произошло, он стал жаловаться Господу. Тогда Бог продолжил обучать его и велел ему снова пойти к фараону. Но Моисей не хотел идти, пока Господь не сделает что-то чудесное с его губами. Ответ Бога подразумевал, что Он не собирается менять губы Моисея. Он намеревался сделать Моисея Богом для фараона и дать Моисею Аарона в качестве его пророка. Господь как бы говорил: «Моисей, Я не буду действовать в соответствии с твоим пониманием. Ты должен следовать тому, что говорю Я. Что бы ты ни думал про свои губы, обрезанные они или необрезанные, это не имеет значения. На самом деле от тебя вообще не требуется говорить с фараоном, потому что за тебя будет говорить Аарон. Моисей, забудь о своих губах».
Это должно послужить нам очень важным уроком. Мы хотим, чтобы Бог чудесным образом изменил наши губы. Но у Бога нет такого намерения. Успех осуществления Божьего призвания зависит не от нашей мудрости и не от наших предложений. Бог всегда действует в соответствии со Своим путём. Моисей считал, что всё зависит от состояния его губ. Но Божий путь состоял в том, чтобы оставить губы Моисея прежними и дать ему Аарона в качестве его пророка. В сегодняшней церковной жизни нам нужно оставить свои предложения и свои представления и сказать: «Господь, всё, что я говорю, не имеет значения, но то, что говоришь Ты, имеет огромное значение. Господь, я готов забыть о себе и больше не держаться за своё природное существо». Нам нужно забыть наши необрезанные губы, то есть нам нужно забыть о том, кем мы являемся по природе.
Б. Оставил без внимания Божье слово заверения
Поскольку Моисей держался за своё природное состояние, он оставил без внимания Божье слово заверения. Хотя Бог сказал замечательные слова заверения, Моисей из-за своего природного представления не обратил на них внимания. Сегодня мы делаем то же самое. Поскольку мы держимся за свою природную настойчивость, природные склонности и природное понимание, мы читаем Библию, не получая никакого света. Если мы держимся за своё природное представление, это создаёт препятствие для озарения посредством Слова. Подобно Моисею нам нужно усвоить, что Бог не действует в соответствии с нашими природными представлениями или нашей настойчивостью. В этом вопросе Бог строго поступил с Моисеем, и сегодня нам тоже нужно подобное воздействие.
В Исх. 6:26-29 мы видим Божье назначение. Это назначение связано с родословием в Исх. 6:16-25. Долгое время я не мог понять, для чего здесь приводится это родословие. Хотя у Израиля было двенадцать сыновей, в этом родословии упоминаются только Рувим, Симеон и Левий, то есть первые три. Это показывает, что у этого повествования нет цели представить полное родословие. Цель этого повествования состоит в том, чтобы показать избранных Божьих от Иакова до Моисея. В числе этих избранных были Левий, Кааф, Амрам и Моисей. Поэтому повествование здесь - это не родословие, а повествование о Божьем избрании. Амрам, один из избранных, был отцом Моисея и Аарона. В стихе 26 говорится: «Это - те самые Аарон и Моисей, которым Иегова сказал: "Выведите детей Израиля из Египетской земли по их воинствам"». Отсюда следует, что Моисей и Аарон не действовали самонадеянно, а были избраны Богом. Бог избрал и назначил их задолго до их рождения. Это должно было заверить Моисея и убедить его в том, что данное ему Богом поручение будет исполнено.
Сегодня нам нужна такая же уверенность. Если мы вовлечены в работу, начало которой было положено не Богом, мы должны перестать делать то, что мы делаем. Господне восстановление предписано Богом; оно началось не с нас. В Господнем восстановлении нет места для самонадеянности. Осуществляя свидетельство Господнего восстановления, мы никогда не должны поступать самонадеянно. Мы должны просто делать то, для чего Бог избрал и назначил нас.
В стихах 28 и 29 показано, что Моисей получил поручение от Бога: «И в день, когда Иегова говорил Моисею в Египетской земле, Иегова говорил Моисею и сказал: Я Иегова; говори фараону, царю Египта, всё, что Я говорю тебе». Кроме того, в стихе 27 мы видим, что Моисей и Аарон получили от Бога поручение вывести детей Израиля из Египта: «Это они говорили с фараоном, царём Египта, чтобы вывести детей Израиля из Египта; это - те самые Моисей и Аарон».
Как Моисей и Аарон получили поручение, так и мы в Господнем восстановлении тоже получили поручение. Я совершенно уверен, что мы - люди, получившие поручение. Бог доверил нам поручение осуществлять Его сегодняшнее восстановление.
Кроме того, Моисей представлял Бога (Исх. 7:1). Получив поручение, мы также становимся представителем того, кто дал нам это поручение. Поскольку Моисей получил поручение от Бога, он также стал представителем Бога. По тому же принципу, поскольку мы в Господнем восстановлении получили поручение от Бога, мы являемся Его представителями.
Будьте осторожны с тем, как вы касаетесь тех, кто представляет Бога. Мы можем касаться Господнего восстановления так, что это не принесёт ему пользы. Я могу засвидетельствовать на основании своего многолетнего опыта, что никто из тех, кто касался церкви в Господнем восстановлении с отрицательными мотивами, не мог двигаться дальше, получая благословение. Те, кто получил поручение от Бога, являются Его представителями, поэтому, если вы касаетесь их ненадлежащим образом, это очень серьёзно. Из всех людей, которые соприкасались с церковью и чьё отношение к ней впоследствии стало отрицательным, я не знаю ни одного, чьё духовное состояние осталось бы прежним. Все без исключения потеряли духовное благословение. У всех произошёл духовный упадок. Это показывает, что если вы, имея отрицательные мотивы, касаетесь тех, кто получил поручение от Бога и тем самым является Его представителем, то это очень серьёзно.
Г. В качестве своего представителя имел Аарона
С одной стороны, Моисей представлял Бога, с другой стороны, самого Моисея представлял Аарон (Исх. 7:1-2). Представительство подразумевает власть. Божье поручение всегда связано с властью. Эта власть необходима и для того, чтобы представлять Бога, и для того, чтобы иметь кого-то в качестве своего представителя.
Никто из нас не должен присваивать себе власть. Мы должны просто позволить власти сопровождать Господне назначение и поручение. Если мы хотим быть сегодняшними посланными, мы должны иметь уверенность в том, что мы были избраны, назначены и получили поручение. Тогда мы будем знать, что мы являемся представителями Бога.
VI. Божья могущественная рука с великим судом
Последнее, в чём Бог продолжил обучать Моисея, - это Божья могущественная рука с великим судом. В 7:4 Господь сказал Моисею: «Но фараон не послушает вас, и Я наложу Мою руку на Египет и выведу Мои воинства, Мой народ, детей Израиля, из Египетской земли великими судами». В 6:1 Господь уже сказал Моисею, что тот увидит, что Господь сделает фараону: «Ибо благодаря могущественной руке он отпустит их и благодаря могущественной руке он выгонит их из своей земли».
Без могущественной руки разговаривать бесполезно. Об этом свидетельствуют сегодняшние дипломатические переговоры между странами. Такие переговоры опираются на стоящую за страной военную силу. В переговорах с фараоном слово Моисея должны были подкрепить могущественная рука и великие суды Господа. Могущественная рука Господа должна была стать для фараона доказательством того, что Бог не говорит пустых слов. Благодаря руке Господа египтяне должны были узнать, что Он Иегова. Как сказано в 7:5: «И египтяне узнают, что Я Иегова, когда Я простру Мою руку на Египет».
Поскольку Моисей жаловался Господу, Господь должен был сказать Моисею о Своей руке. Господь как бы говорил: «Моисей, у Меня есть не только уста, но и могущественная рука. Иди и говори с фараоном. Я ожесточу его, чтобы Моя рука была явлена. Скажи Моё слово фараону. Моя рука подкрепит Моё слово. Я простру Мою руку, чтобы совершить всё, что ты скажешь фараону от Моего лица». Итак, рука Господа была сильным подтверждением того, что Моисей послан Богом.
За многие годы мы увидели, что слово Господа подкрепляется Его рукой. Когда возникало сопротивление Божьему слову, это приводило к проявлению Божьей руки. Бог никогда не говорит впустую. Его слово всегда подкрепляется Его могущественной рукой.
Фараон мог сопротивляться Господнему слову, но он не мог сопротивляться Господней руке. В последующих сообщениях мы увидим, что столкновения между Богом и фараоном становились всё ожесточённее, пока не привели к тому, что фараон отослал детей Израиля. Поскольку слово Господа подкреплялось Его могущественной рукой с великим судом, фараон в конце концов был вынужден отослать детей Израиля из Египетской земли. Пусть все мы усвоим этот урок в отношении Божьей руки, а также все остальные уроки, которым Бог продолжал обучать Моисея.