Аарон и его сыновья освящаются, чтобы стать священниками
(5)
Тексты Писания: Исх. 29:15-28; 40:14-15
Согласно Новому Завету, цель Божьего спасения состоит в том, чтобы сделать всех, кто верит в Христа, Божьими священниками. Поэтому, если человек спасён и при этом не способен стать служащим Богу священником, то он не может исполнить замысел Бога и удовлетворить Его желание. В последней книге Нового Завета, Откровении, мы видим, что все искупленные являются священниками Бога. В Отк. 1:5-6 говорится, что Иисус Христос освободил нас от наших грехов Своей кровью и «сделал нас царством, священниками Своему Богу и Отцу». Подобным образом в Отк. 5:10 говорится, что мы были сделаны «царством и священниками нашему Богу».
Из прообразов в Ветхом Завете мы видим, что сначала Бог искупает Своих людей, затем спасает их и после этого обучает их. Эти три этапа показаны в Исходе. Сначала Бог искупил детей Израиля, затем Он избавил и спас их, а после этого Он обучил их. Когда они были в Египте, они были искуплены, а затем они были избавлены из Египта. В пустыне они наслаждались Божьим обеспечением. В итоге они пришли к горе Синай, где получили божественное обучение. У горы Синай Бог пришёл освятить некоторых из детей Израиля, чтобы они стали Его священниками.
Если мы рассмотрим всё откровение Писаний, мы увидим, что у Бога не было намерения освящать только некоторых из Своих искупленных людей, чтобы они стали священниками. Намерение Бога состояло в том, чтобы освятить весь Свой искупленный народ для этой цели. Иначе говоря, Бог хотел, чтобы весь народ Израиля стал царством священников. В Исх. 19:6 говорится: «И вы будете у Меня царством священников и святым племенем». Но из-за деградации народа одиннадцать колен отпали от Бога. Поэтому Бог избрал одно из двенадцати колен, колено Левия, с целью сделать их Его священниками.
Не нужно думать, что Бог хочет, чтобы только некоторые из Его людей были освящены, чтобы стать священниками. Напротив, Бог освящает всех верующих в Христа, чтобы они стали Его священниками. Именно поэтому некоторые христианские учителя называют новозаветное священство всеобщим. Поскольку священство является всеобщим, нельзя, чтобы одни верующие были священниками, а другие — мирянами. Среди новозаветных верующих не должно быть системы духовенства и мирян. Все, кто верит в Христа, все искупленные и спасённые люди, должны быть обучены и освящены, чтобы стать священниками Бога. Как показано в Новом Завете, Бог хочет, чтобы все, кто был искуплен в Христе, были Его священниками. Об этом сказано не только в Откровении, но и в Первом послании Петра. В 1 Пет. 2:5 говорится: «Вы и сами, как живые камни, созидаетесь как духовный дом в святое священство, чтобы приносить духовные жертвы, угодные Богу, через Иисуса Христа». Кроме того, в 1 Пет. 2:9 верующие названы царственным священством. Это показывает, что новозаветное домостроительство Бога состоит в том, чтобы все Его искупленные люди стали Его священниками.
В Новом Завете ясно показано, что все искупленные должны быть Божьими священниками, однако в нём нет подробного описания того, каким образом мы на практике можем быть служащими Богу священниками. В Новом Завете не говорится подробно о том, каким образом мы на деле можем освящаться, чтобы служить Богу священниками. В Новом Завете сказано, что Бог хочет, чтобы мы были священниками, но в нём не показано, как стать священниками. Однако в Ветхом Завете, а именно в Исходе, есть глава, содержащая очень подробное описание освящения Божьих священников. Это — 29-я глава Исхода. В этом смысле эта глава является драгоценной. Я могу засвидетельствовать, что очень люблю её.
Чтобы что-то любить, необходимо иметь надлежащее осознание ценности этого. Например, в Китае в моей родной провинции есть гора, известная месторождением горного хрусталя, из которого изготавливают стёкла для очков. Камни с горным хрусталём выглядят снаружи грубо и некрасиво. Но если их расколоть, то внутри окажется прекрасный кристалл. Мы будем ценить эти камни, только если будем знать их подлинную ценность. Точно так же, чтобы полюбить 29-ю главу Исхода, мы должны сначала осознать ценность этой главы. Я уверен, что, уделив достаточно времени этой части Слова, вы тоже полюбите эту главу. Может быть, после всех сообщений, посвящённых этой главе, вы будете любить её не меньше, чем я.
Что делает 29-ю главу такой драгоценной? Драгоценной её делает подробное описание того, как Божьи искупленные люди могут освящаться, чтобы служить Богу священниками. Как мы уже отмечали, в этой главе описывается не назначение на должность и даже не посвящение; в ней описывается освящение. В первом стихе этой главы говорится: «И вот что ты сделаешь им, чтобы освятить их, чтобы они служили Мне священниками». Бог велел Моисею освятить Аарона и его сыновей, чтобы они служили Богу священниками.
Сегодняшним христианам знакомы слова «освящать» и «освящение». Если мы стремимся переживать полное освящение, нам нужно обратиться к 29-й главе Исхода. В этой главе говорится не только о священстве; в частности, в этой главе говорится об освящении.
Понятие освящения имеет большое значение в богословии. По своей значимости оно, возможно, не уступает оправданию. Среди верующих существуют различные школы с различными учениями, связанными с освящением. Нам нужно понимание освящения согласно тому, как оно описано в 29-й главе Исхода. В этих сообщениях я постараюсь кратко и в общих чертах представить освящение священников, показанное в этой главе.
Когда Аарон и его сыновья освящались, чтобы служить Богу священниками, прежде всего они должны были осознать, что они нечисты, грязны, и что им нужно очищение. Осознавать, что мы грязные и нуждаемся в основательном очищении, не очень приятно. В физической сфере нечистота может иметь два источника: один находится внутри нас, а другой — вне нас. С одной стороны, контакт со многими вещами приводит к тому, что мы становимся грязными. С другой стороны, из-за пота, который мы выделяем, нам приходится каждый день мыться. Итак, мы становимся грязными, нечистыми, из-за того, что потеем, и из-за того, что имеем внешний контакт с земными вещами. На самом деле, чтобы стать грязными, даже не обязательно касаться чего-то; нам вполне достаточно той грязи, которая содержится в атмосфере.
Я использовал физическое очищение для иллюстрации омовения, очищения, которое является частью процесса освящения с целью служить Богу священниками. Вы хотите быть служащим Богу священником? Тогда вы должны осознать, что вы грязны и нуждаетесь в омовении. Именно поэтому в 29-й главе, когда Аарон и его сыновья освящаются, чтобы стать Божьими священниками, это освящение начинается с омовения, очищения. В Исх. 29:4 говорится: «И подведи Аарона и его сыновей ко входу в Шатёр Собрания и омой их водой». Нам нужно смыть нечистоту, вызванную тем, что мы потеем, а также нечистоту, вызванную соприкосновением с земными вещами.
Облечены в священнические одежды
После того как Аарон и его сыновья были омыты водой, им нужно было облечься в священнические одежды. Чтобы служить Богу священниками, они должны были быть надлежащим образом одеты. Их священнические одежды можно сравнить с униформой, установленной формой одежды для конкретных служебных целей. Священнические одежды не только покрывали наготу Аарона и его сыновей, но и давали им право занимать должность священника. В Исх. 29:5-6 говорится: «И возьми одежды, и одень Аарона в хитон, и ризу для эфода, и эфод, и нагрудник, и опояшь его искусно сотканной лентой эфода, и возложи кидар на его голову, и помести святой венец на кидар». Далее, в стихах 8 и 9, говорится: «И подведи его сыновей и одень их в хитоны. И опояшь их поясами, Аарона и его сыновей, и повяжи им высокие шапки». В этих стихах ясно показано, что, для того чтобы служить священниками, Аарону и его сыновьям нужно было облечься в священнические одежды.
Аарон, будучи первосвященником, носил одежду, имевшую несколько слоёв. Самый нижний слой составляли штаны; эта одежда покрывала самую нечистую часть тела от чресл до колен. Затем Аарон был одет в хитон, который можно назвать внутренним одеянием. Поверх хитона он был одет во внешнее одеяние — ризу эфода. Затем он надевал на себя эфод и нагрудник. Итак, мы видим пять слоёв: штаны, хитон, ризу, эфод и нагрудник. Кроме того, голова Аарона тоже была покрыта. Как священники, сыновья Аарона носили штаны, хитон и то, что покрывало их голову. Отсюда мы видим, что, для того чтобы мы могли служить священниками, сначала необходимо смыть нашу нечистоту, а затем нужно покрыть нашу наготу священническими одеждами. Важно, чтобы мы осознали, что, как падшие люди, мы являемся в глазах Бога нечистыми и нагими. Поэтому, чтобы быть Божьими священниками, мы должны быть омыты и облечены в одежды.
Те, кто хочет служить Богу священниками, должны осознать, что они нечисты и нуждаются в омовении, а также что они наги и нуждаются в облечении в одежды. Кроме того, всем нам нужно увидеть, что по своему природному рождению мы являемся грехом. Мы были рождены в грехе, поэтому наша природа греховна. По рождению мы грешники, грех — это наш состав, мы состоим из греха. Мы были омыты и облечены в одежды, и мы решили проблему нечистоты и наготы, но что нам делать со своей падшей природой? Поскольку мы по природе являемся грехом, мы нуждаемся в искуплении.
Христиане часто употребляют слова «искупление» и «искуплены». Однако мало кто из верующих в достаточной мере осознаёт, что в глазах Бога искупление включает в себя три вещи. Во-первых, оно включает в себя некое окончание, прекращение. Поскольку мы грешники, нам должен быть положен конец. После того как нам будет положен конец, мы должны быть искуплены, а то, что искуплено, должно быть воссоздано. Итак, мы видим окончание, само искупление и воссоздание. Каким образом всё это можно осуществить? Для этого нам нужен Христос как наша жертва за грех.
В 29-й главе Исхода упоминается жертва за грех. Согласно этой главе, жертву за грех закалывали, ей клали конец, а затем её рассекали на части и сжигали. Таким образом, вся жертва за грех сжигалась дотла. Внутренности этой жертвы сжигались на жертвеннике, а остальные части сжигались вне стана.
Жертва за грех в 29-й главе Исхода служит прообразом Христа. Христос соединился с нами, и теперь мы можем соединиться с Ним. На это соединение указывает возложение рук Аарона и его сыновей на голову быка, предназначенного в жертву за грех. Так они полностью отождествляли себя с этой жертвой. Это означает, что, отождествившись с жертвой за грех, они тоже были закланы, рассечены на части и сожжены. В Христе нам был положен конец и мы превратились в пепел. В глазах Бога наша старая природа стала пеплом. Нам был полностью положен конец.
Аарон и его сыновья были грязными и нуждались в омовении. В глазах Бога они были нагими и нуждались в облечении в одежды. Теперь мы видим, что они были греховными по природе и нуждались в искуплении. Вы хотите быть служащим Богу священником? Тогда вы должны быть омыты, вы должны быть облечены в одежды и вы должны быть искуплены.
Искупление совершается Христом как жертвой за грех. Это искупление подразумевает окончание. Ничто греховное не будет искуплено Богом, если этому не будет положен конец. Поэтому в Христе нам был положен конец. От нашей старой природы осталась лишь кучка пепла.
В 29-й главе Исхода мы видим не только быка жертвы за грех, но и двух баранов: одного для всесожжения, а другого — для мирного приношения. Всесожжение — это не то же самое, что жертва за грех. То, что приносилось за грех, было жертвой, тогда как всесожжение можно рассматривать как дар. Жертва за грех предназначена для искупления, а всесожжение — для общения. Мирное приношение предназначено для наслаждения и удовлетворения. С одной стороны, мы отождествлены с распятым Христом как нашей жертвой за грех. С другой стороны, мы отождествлены с воскрешённым Христом. Бык в 29-й главе Исхода является прообразом распятого Христа, а два барана обозначают воскрешённого Христа. Воскрешённый Христос принесён Богу сначала как всесожжение, а затем как мирное приношение. У нас, тех, кто освящается, чтобы служить Богу священниками, есть Христос не только как жертва за грех, но и как всесожжение и мирное приношение. В распятии Он является быком, а в воскресении Он является баранами.
Приношения для освящения священников принадлежали в основном к двум категориям. Одна категория принадлежала к животной жизни, а другая — к растительной жизни. К животной жизни принадлежали бык и два барана, а к растительной жизни принадлежали хлеб, лепёшка и корж. Каждая категория приношений состояла из трёх элементов. Образно число три обозначает воскресение. Даже когда Христос был на кресте, Он принёс Себя в воскресении.
Христос является и Тем, кто распят, и Тем, кто воскрешён. Как распятый и воскрешённый Христос, Он не только представляет нас, но и включает нас в Себя. Мы включены в Него. Поэтому, когда Он был распят, мы были распяты с Ним. Когда Он был воскрешён и представлен Богу, мы были в Нём.
Воскрешённый Христос является всесожжением. Всесожжение приносилось Богу для Его полного удовлетворения. Принесённое во всесожжение сжигалось целиком на жертвеннике как благоуханный запах Богу. Это трудно объяснить. Из переживания мы знаем, что, когда мы отождествляемся с Христом в Его смерти, у нас появляется осознание, что мы превратились в кучку пепла. Тогда мы естественным образом оказываемся в воскресении. Здесь, в воскресении, Христос, наша доля, является бараном, которого мы приносим Богу во всесожжение, чтобы полностью удовлетворить Его. Таким образом, чтобы быть священниками, мы должны быть омыты, облечены и искуплены. Кроме того, нам нужен воскрешённый Христос, которого мы можем принести Богу для Его удовлетворения.
Последним шагом в освящении священников является принесение второго барана, предназначенного для мирного приношения. Первый шаг — это омовение, второй шаг — облечение в одежды, третий — принесение быка в жертву за грех, четвёртый — принесение первого барана во всесожжение, и последний, пятый, шаг — принесение второго барана как мирного приношения.
В конце 29:9 говорится: «Итак, посвяти Аарона и его сыновей». Слово, переведённое как «посвяти», буквально означает «наполни их руки». То же значение и в стихах 29, 33 и 35. Таким образом, чтобы освятить Божьих искупленных, чтобы они стали Божьими священниками, необходимо наполнить их руки.
Во многих переводах не употребляется буквальное значение еврейского слова, означающего «наполни их руки». В одних переводах говорится «посвяти», а в других даже используется слово «назначь». На самом деле здесь речь идёт не о посвящении и не о назначении, а о наполнении рук освящаемых. Аарон и его сыновья были омыты, облечены в одежды и искуплены. Это первые три аспекта освящения. Они также принесли Христа во всесожжение для полного удовлетворения Бога. Таким образом, их нечистота была омыта, их нагота была покрыта, проблема их греховной природы была решена, и они принесли Христа Богу для Его удовлетворения. Однако их руки по-прежнему были пустыми. Даже после этих четырёх шагов они оставались с пустыми руками. Как они могли служить Богу священниками, если их руки по-прежнему были пустыми? Чтобы они могли быть служащими Богу священниками на практике, их руки должны были быть наполнены.
Как мы уже увидели, омовение, облечение в одежды и принесение быка в жертву за грех решило три проблемы. Омовение решает проблему нечистоты; облечение в одежды решает проблему наготы, а принесение жертвы за грех решает проблему нашей греховной природы. Кроме того, мы увидели, что принесение всесожжения удовлетворяет Бога и делает Его довольным. Когда Бог обоняет запах всесожжения, Он может сказать: «Я удовлетворён и доволен». Однако священники, чьи руки по-прежнему пусты, скажут: «Боже, Ты доволен, но мы всё ещё голодны. Господь, у нас нет ничего, чтобы наполнить наши руки и наш желудок. Мы очищены и покрыты. Наш грех унесён, и Ты удовлетворён. Но мы всё ещё голодны, Господь». Поскольку священники голодны, необходим последний шаг в их освящении — принесение второго барана.
Аллилуйя за Христа как второго барана! Этот баран предназначен не в жертву за грех для решения проблемы греха и не во всесожжение для удовлетворения Бога. Этот баран приносится в мирное приношение. Мирное приношение позволяет священникам наслаждаться Христом вместе с Богом. Другими словами, когда у нас есть мирное приношение, мы готовы пировать вместе с Богом. Мирное приношение предназначено для того, чтобы пировать вместе с Богом. В следующем сообщении мы рассмотрим это приношение более подробно.