Аарон и его сыновья освящаются, чтобы стать священниками
(1)
Тексты Писания: Исх. 29:1-14; 40:12-15; Лев. 8:1-9, 12-17
В этом сообщении мы переходим к следующему разделу Исхода. Мы уже рассмотрели скинию с её обстановкой, а также священнические одежды. Когда Божий народ собрался у горы Синай, Моисей получил откровение об образце скинии и об устройстве предметов её обстановки. Дети Израиля должны были построить дом, святилище, для Господа, чтобы Он обитал среди них, и для Его народа, чтобы он служил Ему. Затем повествование Исхода переходит к описанию священнических одежд.
В Библии одежды обозначают наше житие, поступки, поведение и характер. Отсюда видно, что повествование в Исходе о священниках, Божьих служителях, начинается с их внешнего поведения, обозначением которого служат священнические одежды. Теперь, в двадцать девятой главе, мы подошли к разделу, в котором говорится о том, как Аарон и его сыновья освящаются, чтобы стать священниками.
Те, кто читает 29-ю главу Исхода, без труда смогут увидеть в ней так называемое посвящение священников. На первый взгляд в этой главе говорится о посвящении, поскольку здесь мы видим, что священники и их одежды готовы и их нужно посвятить. В некоторых переводах вместо слова «посвятить» используется слово «рукоположить». Такой перевод Библии основан на традиционной, религиозной практике рукоположения. На самом деле такой перевод ничем не обоснован. В стихе 9 говорится: «И опояшь их поясами, Аарона и его сыновей, и повяжи им высокие шапки, и им будет принадлежать священство по вечному постановлению. Итак, посвяти Аарона и его сыновей». Еврейское слово, переведённое как «посвяти», буквально означает «наполни их руки». Поэтому ни слово «посвяти», ни слово «рукоположи» не является точным переводом. Поэтому я предпочёл бы не использовать в стихе 9 слово «посвяти». В этом стихе говорится о том, что руки священников должны быть наполнены. Их руки были пусты, поэтому их нужно было наполнить. Отсюда следует, что мы не можем служить Богу с пустыми руками. Если мы хотим служить Ему, наши руки должны быть наполнены Христом. Таким образом, посвятить священников, рукоположить их (если мы хотим использовать это слово), — значит наполнить их руки. Руки тех, кто служит Господу, должны быть наполнены Христом.
В 29:1 употреблено слово «освятить»: «И вот что ты сделаешь им, чтобы освятить их, чтобы они служили Мне священниками: возьми одного быка из стада, и двух баранов без порока». Освящение — это совсем не то же самое, что рукоположение или посвящение. Освятить — значит отделить. Например, в стаде может быть много животных, но одно из них отделяют от стада. В результате это животное становится освящённым. Кроме того, когда животное отделяют от стада, его могут пометить, и эта метка будет указывать на то, что оно отделено. Таким образом, освятить — значит отделить и поставить метку.
Прежде мы находились среди грешников в мире. Но сегодня Господь отделил нас. Спасение — это нечто всеобъемлющее; оно включает в себя отделение. Однажды Господь Иисус пришёл, чтобы отделить, то есть спасти нас. Он отделил нас от грешников. Быть спасённым и отделённым таким образом — значит быть освящённым.
Когда Господь освящает нас, Он всегда отмечает нас, Он ставит на нас метку. Если у нас есть эта метка, значит мы спасены, освящены и отделены для Бога. Знаете ли вы, что является этой отделяющей нас меткой? Этой меткой является Сам Христос.
Когда мы были среди грешников, мы были пустыми. Не только наши руки, но и всё наше существо было пустым. Когда мы были спасены, Христос вошёл в нас и стал меткой, отделяющей нас от пустых грешников. С тех пор внутри нас и в наших руках что-то появилось, и теперь посредством того, что у нас появилось, мы служим Богу. Однако многие христиане не осознают этого. Никто не сказал им, что у них есть Христос, которым они могут наполнить свои руки. Тем не менее с момента нашего спасения у нас есть Христос.
Поскольку у нас есть Христос, мы не должны приходить к Богу с пустыми руками. Мы должны всегда приходить к Нему с Христом. Вот почему мы молимся и собираемся в имени Господа Иисуса. Собираться в имени Господа — значит собираться вместе с Ним. Те, кто молится Богу, не молясь в имени Господа Иисуса (например, евреи), молятся Ему с пустыми руками. Но когда мы молимся в имени Господа Иисуса, мы в отличие от них молимся Богу с наполненными руками.
Теперь мы можем понять, что посвящение в 29-й главе Исхода означает, что наши руки должны быть наполнены. Подлинное посвящение — это наполнение нашей пустоты Христом и это также освящение. Всякий раз, когда мы приходим на собрание, у нас должно быть что-то от Христа для приношения Богу. Мы не должны приходить на собрания с пустыми руками. Если на собраниях наши руки пусты, то это следует осудить. Всем нам нужно быть священниками, чьи руки наполнены Христом.
Первосвященник Аарон пережил Пасху в Египте. В повествовании о наполнении пустых рук Аарона мы видим, что первым приношением Богу была жертва за грех. Не было ли это повторением Пасхи? Разве Пасха не включала в себя жертву за грех? На эти вопросы нелегко ответить. Все мы пережили Пасху при спасении. Почему же нам по-прежнему нужна жертва за грех? Почему при наполнении пустых рук священников по-прежнему требовалась жертва за грех? Когда мы были спасены и пережили Пасху, наши грехи были прощены. Тем не менее, когда мы приходим к Господу, нам нужна жертва за грех. Даже если мы были спасены очень давно, нам всё равно нужна жертва за грех, когда мы приходим служить Богу, потому что мы всё ещё живём в плоти, в старом творении. Чтобы служить Богу священниками, требуется жертва за грех. Даже когда мы соприкасаемся с Господом во время утреннего оживления, нам нужна жертва за грех. Служение Господу в качестве священника — это нечто великое; по сравнению с этим утреннее оживление — это нечто незначительное, однако в обоих случаях нам нужна жертва за грех и жертва за проступок.
Посвятить человека в Божьи священники — значит освятить его, а освятить его — значит отделить его. Чтобы человек был отделён для служения Богу как священник, его руки должны быть наполнены. Это наполнение рук становится меткой, отделяющей его от всего, что является обыденным. Если что-то от Христа наполняет мои руки, это указывает на то, что я отделён. Всякий, кто имеет в своих руках Христа, заполняющего его пустоту, отделён, освящён.
Употреблённое в стихе 9 слово «посвяти» не только не точно, но и не уместно, поскольку оно мешает надлежащему пониманию того, что написано в этой главе. Слово «посвяти» автоматически наводит на мысль о том, что мы отдаём себя Господу. Но как мы уже отметили, значение посвящения здесь состоит в том, чтобы позволить Христу наполнить нашу пустоту. В самих себе мы пустые, наши руки пусты. Теперь нам нужно, чтобы наши пустые руки были наполнены Христом. Это не связано с посвящением; это связано с нашим освящением, нашим отделением, чтобы сделать нас не такими, как все.
Если наши руки будут наполнены Христом, то наши близкие, наши соседи и наши коллеги почувствуют, что мы отличаемся от других людей. Но если мы такие же, как все, если между нами и неверующими нет никакой разницы, то мы не являемся священниками. От всех остальных людей нас отличает то, что наши руки наполнены Христом. Где бы мы ни были: на учёбе, на работе или дома, — наши руки должны быть полны Христа. Тогда то, что мы наполнены Христом, станет меткой, которая отделяет нас от обычных людей. Люди признают, что мы отличаемся от них. В их руках ещё ничего нет, но наши руки полны Христа. Иметь руки, наполненные Христом, — значит освящаться, чтобы быть священником.
Отделены, чтобы служить Богу священниками
В молодости я узнал о всеобщем священстве от учителей из Братий. Братия не согласны с системой духовенства и мирян. До того как они были воздвигнуты сто шестьдесят лет тому назад, эта система преобладала среди христиан. Затем Братия начали выступать против неё и свидетельствовать о её ошибочности. Они говорили, что, согласно Новому Завету, все верующие являются священниками. Поскольку это учение истинно, я принял его и передал его другим. Однако я не понимал, каким образом Божьи люди могли освящаться, чтобы служить священниками.
Аарон и его сыновья были Божьими людьми, но они всё равно нуждались в освящении. То, что было произведено над ними в 29-й главе Исхода, было произведено не над неверующими, не над египтянами. Поскольку Аарон и его сыновья принадлежали к Божьему народу, они пережили Пасху ещё в Египте. Но чтобы служить Богу священниками, они всё равно должны были быть отделены, освящены. Согласно стиху 9, священство должно было принадлежать им по вечному постановлению. Что же освящало Аарона и его сыновей и делало их не такими, как все? От остальных детей Израиля их отличало и освящало то, что их руки были наполнены всякими богатыми приношениями. Это наполнение освящало их, отделяло их и служило меткой отделения и освящения. Все мы, несомненно, спасены, но нам нужно спросить себя, наполнены ли наши руки Христом.
Долгое время я не знал, как быть священником. За годы исканий вслепую я постепенно начал понимать, что, для того чтобы мы могли служить Богу священниками, необходимо, чтобы наши руки были наполнены Христом. Слава Господу! Мне больше не нужно искать наощупь! Теперь я вижу, что мы отделяемся, чтобы служить Богу священниками, благодаря тому, что наши руки наполнены Христом.
Всех нас нужно воодушевлять функционировать на собраниях. Однако возникает вопрос: как мы должны функционировать? Некоторые функционируют, лишь говоря: «Слава Господу!» Но если человек будет функционировать подобным образом долгое время, то его восклицания на собраниях лишатся вкуса. То же самое относится и к восклицанию: «О Господь, аминь, аллилуйя!» Чтобы наше функционирование на собраниях было надлежащим, нам всем нужно, чтобы наши руки были наполнены Христом.
Нам нужно увидеть, что значит освящаться, чтобы служить Богу священником. Это отделение не происходит в результате каких-то действий или усилий с нашей стороны; оно происходит благодаря тому, что наши руки наполняются Христом как приношениями. Такое наполнение наших пустых рук Христом является нашим освящением, и это освящение отделяет нас для того, чтобы мы были Божьими священниками.
Кто отделяет нас для этого? Христос — вот кто отделяет нас, чтобы мы служили Богу священниками. Но это не просто доктринальный Христос; это Христос, которого мы переживаем как приношения, наполняющие наши руки. Понимание этого обеспечит нам надлежащее основание, когда мы будем рассматривать подробности освящения Аарона и его сыновей.
Чтобы наши руки были наполнены Христом, мы должны быть омыты. В Исх. 29:4 говорится: «И подведи Аарона и его сыновей ко входу в Шатёр Собрания и омой их водой». Если мы нечистые, мы не можем получить того, что предназначено для наполнения наших рук. Поэтому мы должны быть очищены, омыты. Грязный человек не может служить священником. Поэтому Аарона и его сыновей нужно было подвести ко входу в Шатёр Собрания и омыть водой.
Омовение Аарона и его сыновей водой обозначает смывание осквернения, возникающего от соприкосновения с земными вещами, водой в Слове (Евр. 10:22; Ин. 15:3 см. Эф. 5:26). В Ин. 15:3 Господь Иисус говорит: «Вы уже чисты благодаря слову, которое Я говорил вам». В Эф. 5:26 Павел говорит: «Чтобы освятить её, очистив посредством омовения водой в слове». Водой, которая омывает нас, является слово Божье. В Евангелии от Иоанна в главах с 14-й по 16-ю мы видим освящение священников. В этих главах Господь Иисус освящал Своих учеников, чтобы они были священниками. Это освящение началось с омовения словом, поскольку Господь сказал им, что они чисты благодаря Его слову. Этот же принцип применим и к Эф. 5:26. Мы освящаемся и очищаемся водой в слове.
Облечены в священнические одежды
В стихах с 5 по 9 показано, что, после того как Аарон и его сыновья были омыты, они были облечены в священнические одежды. Сначала на Аарона надели хитон, ризу для эфода, эфод и нагрудник. Затем его опоясали лентой эфода. Потом на его голову возложили кидар, а на кидар поместили святой венец, золотую пластинку. Этот святой венец был подобен диадеме; он как цветок венчал его священнические одежды. Когда Аарон был таким образом одет, его одежды стали на нём законченным и совершенным выражением, полным красоты и славы.
Настоятельная потребность в пище
Если бы Аарон, облечённый в свои священнические одежды, долгое время оставался рядом с Шатром Собрания, он сказал бы: «Я проголодался. Внешне я надлежащим образом одет. Моя нагота покрыта, и я облечён в одежды для красоты и славы. Но мне ещё нужно что-то съесть, чтобы утолить голод». Это означает, что священникам нужны были не только одежды, но и приношения. Приношения предназначались в пищу священникам. Помимо омовения и облечения в одежды священники нуждались во внутреннем питании, внутреннем укреплении.
Рассматривая картину омовения и облечения священников в одежды, мы осознаём их настоятельную потребность в пище. Из предыдущих сообщений мы знаем, что священнические одежды — это прообраз Христа. Изучение этих одежд — это превосходный способ изучения Личности Христа. Даже в Новом Завете у нас нет такого ясного, богатого и глубокого повествования, описывающего подробности Личности Христа, какое мы видим в Исходе в отношении священнических одежд. Однако эти одежды предназначались только для внешнего выражения и красоты. Они не могли удовлетворить внутреннюю потребность в питании.
История о блудном сыне и его возвращении домой наглядно показывает, что нам нужны и одежда, и пища. Блудный сын решил вернуться домой, потому что он был голоден и ему было нечего есть. Он вернулся не для того, чтобы получить одежду для внешнего выражения и красоты. Но отец, прежде чем накормить сына, сначала одел его. Согласно Лк. 15:22, отец сказал своим слугам: «Вынесите скорее лучшую одежду и оденьте его». Когда блудный сын был одет в одежду, он, возможно, подумал: «Я всё ещё голоден. Возможно, одежда важна для моего отца, но для меня это не так важно. Я вернулся, потому что нуждаюсь в пище». Велев слугам одеть своего сына в лучшую одежду, отец сказал: «И ведите откормленного телёнка; заколите его и будем есть и веселиться» (Лк. 15:23). Радость голодному человеку принесла не одежда, а откормленный телёнок.
Если бы Аарон был только одет, но не накормлен, он, несомненно, был бы голоден. Он мог сказать: «У меня замечательная, красивая и славная внешность. Но что мне делать, если я голоден? Внутри у меня по-прежнему пусто». Это изображение Аарона, одетого в священнические одежды, но всё равно нуждающегося в пище, показывает, что нам нужен Христос как наше внешнее выражение и наша слава, но ещё больше Он нужен нам как наше внутреннее питание и укрепление. Он нужен нам как наша пища. Поэтому в 28-й главе Исхода мы видим облечение священников в одежды, а в 29-й главе мы видим пищу для священников. Если мы, Божьи дети, хотим освящаться, чтобы быть служащими Богу священниками, то нам нужны и внешнее облечение в одежды, и внутреннее питание. Это облечение и это питание наполняют нашу пустоту.
Наполнить свою пустоту Христом
Теперь мы сможем понять, что значит наполнить свою пустоту Христом. У нас есть внутренняя пустота и внешняя пустота. Внешняя пустота связана с наготой, а внутренняя пустота связана с голодом. Чтобы существовать, нам нужно позаботиться об обеих проблемах: и о проблеме внешней наготы, и о проблеме внутреннего голода. Таким образом, для поддержания человеческой жизни пища и одежда совершенно необходимы. Эти нужды, равно как и потребность в жилье и в средствах передвижения, составляют основополагающие аспекты нашего жития. Зарабатывать на жизнь — значит работать для того, чтобы гарантированно иметь одежду, пищу, жильё и средства передвижения. Библия делает акцент не на жилье и не на средствах передвижения, а на одежде и пище. Когда у нас есть Христос как наша одежда, у нас есть Христос и как наше жилище, поскольку одежда и есть жилище. Кроме того, мы можем сказать, что Дух — это наше средство передвижения. Однако в этом сообщении мы говорим об одежде и о пище. Нам нужна одежда внешне, и нам нужна пища внутренне.
И одеждой, и пищей, в которых мы нуждаемся, является Христос. То же самое мы видим и в притче о блудном сыне в 15-й главе Евангелия от Луки. Лучшая одежда, в которую был одет возвратившийся блудный сын, — это Христос, и откормленный телёнок — это тоже Христос. Лучшая одежда — это Христос как наше одеяние, а откормленный телёнок — это Христос как наша пища. Слава Господу за то, что, когда мы одеваемся в лучшую одежду и наслаждаемся откормленным телёнком, мы наполняемся и освящаемся! Мы освящаемся Богом Отцом, чтобы быть Его священниками, имея Христа как метку нашего освящения. Христос, который наполняет нашу пустоту, — это Христос, который отделяет нас, чтобы мы не были обычными людьми. Аллилуйя, наша пустота полностью заполнена Христом! Мы уже не нагие внешне и не голодные внутренне. Наша внешняя пустота наполнена Христом как нашей одеждой, а наша внутренняя пустота наполнена Христом как нашей пищей.