(3)
Тексты Писания: Исх. 26:36-37; 2 Кор. 5:18-21
В скинии было две завесы, два занавеса. Первый занавес, расположенный на входе в Святилище, назывался заграждением; второй занавес, отделявший Святилище от Святого Святых, назывался завесой. В 26-й главе Исхода говорится сначала о внутренней завесе, а затем — о заграждении. В стихе 31 говорится: «И сделай завесу из голубой, и пурпурной, и багряной пряжи и тонкого кручёного льна; пусть её сделают с херувимами — работу искусного работника». Это была завеса, отделявшая Святилище от Святого Святых (ст. 33). В стихах 36 и 37 говорится: «И сделай заграждение для входа в шатёр из голубой, и пурпурной, и багряной пряжи и тонкого кручёного льна — работу вышивальщика. И сделай для заграждения пять столбов из акации и обложи их золотом». Как мы уже отмечали в предыдущих сообщениях, эти две завесы обозначают два аспекта всеобъемлющей смерти Христа. Заграждение показывает, что Христос умер за наши грехи, чтобы наши грехи были прощены и мы были оправданы Богом. Внутренняя завеса показывает, что Христос умер за нас, чтобы наша плоть, наша падшая природа, была разорвана, рассечена, и мы вошли в Святое Святых и наслаждались Богом в высшей степени.
Недавно я увидел связь между заграждением и завесой в скинии и словами Павла о примирении в 5-й главе Второго послания к коринфянам. Многие годы я не знал, как понимать эту главу, особенно призыв Павла к коринфянам примириться с Богом. Очевидно, что в этой главе Павел обращается не к неверующим, а к верующим. Но при этом он заканчивает её словами о примирении. Почему, говоря с верующими, Павел называет своё служение служением примирения? Разве коринфяне уже не были примирены с Богом? Они были подлинными верующими, поэтому они, несомненно, были примирены. Во 2 Кор. 5:19 говорится: «Бог в Христе примирял с Собой мир, не зачитывая им их проступков, и вложил в нас слово примирения». В стихе 20 Павел продолжает: «Итак, мы послы от имени Христа, так как Бог умоляет вас через нас; молим вас от имени Христа: примиритесь с Богом». Нам нужно увидеть, что здесь Павел говорит о двух шагах, или двух аспектах, примирения. Один аспект связан с грешниками, а другой аспект — с верующими.
Если мы будем знать значение завесы и заграждения в скинии, мы сможем понять, каким образом Павел решает проблему коринфских верующих в 5-й главе Второго послания к коринфянам. Коринфяне прошли через первую завесу, заграждение, на входе в скинию. Но они ещё не прошли через вторую завесу, внутреннюю завесу, отделяющую Святилище от Святого Святых. Это означает, что они ещё не пережили оба аспекта примирения между нами и Богом. До того как коринфяне уверовали в Христа и были спасены, они были врагами Бога. Но, уверовав в Христа, они были примирены с Богом. Они были прощены, они были оправданы, и они могли войти в Святилище и в определённой степени наслаждаться Господом. Но несмотря на то что коринфяне пережили этот аспект примирения, они ещё не вошли в Святое Святых. Они были примирены с Богом до некоторой степени, но этого было недостаточно, для того чтобы войти в Святое Святых и наслаждаться Богом в полноте. Поэтому им требовалось дальнейшее примирение — примирение, о котором Павел говорит во 2 Кор. 5:20.
В 1 Кор. 15:3 Павел говорит: «Ибо я передал вам прежде всего то, что и получил, — что Христос умер за наши грехи согласно Писаниям». Здесь Павел делает акцент на основополагающей истине благовестия, то есть на том, что Христос умер за наши грехи. Это связано с первым аспектом примирения. Цель примирения состоит в том, чтобы удалить преграду между нами и Богом. Когда мы переживаем прощение и оправдание и входим в Святилище, эта преграда до некоторой степени удаляется. Но один конкретный аспект этой преграды остаётся; это — наша плоть, наша падшая природа. В том, что касается наших грехов, мы прощены и примирены с Богом. Но в том, что касается нашей плоти, нашей падшей природы, мы ещё не примирены с Богом. Мы по-прежнему отделены от Него и не можем наслаждаться Им в Святом Святых.
Коринфские верующие были подлинными братьями в Христе, и Павел неоднократно называл их братьями. Но во 2 Кор. 5:20 он умоляет их примириться с Богом. Затем, в стихе 21, он говорит: «Того, кто не знал греха, Он сделал грехом за нас, чтобы мы стали праведностью Божьей в Нём». Это нечто более глубокое, чем то, что Христос умер за наши грехи. То, что Христос был сделан грехом за нас, чтобы мы стали праведностью Божьей, — это не то же самое, что Христос умер, чтобы наши грехи были прощены и мы были оправданы Богом.
Если мы внимательно прочитаем 5-ю главу Второго послания к коринфянам, мы увидим, что фактически там говорится о двух аспектах примирения. В стихе 19 Павел говорит, что Бог в Христе примирял с Собой мир. Обратите внимание, что в отношении примирения с Богом мира Павел не говорит, что Христос был сделан грехом. Он просто говорит, что Бог не зачитывал им их проступков. Этот аспект примирения включает в себя грешников, на что указывает употреблённое Павлом слово «мир». Но согласно стиху 20, даже примирённые люди, верующие, по-прежнему нуждаются в примирении. В этих стихах мы видим три категории людей: апостолов, грешников и верующих, которые ещё не были полностью примирены с Богом.
Сегодня большинство христианских проповедников говорит только о первом аспекте примирения, о том, что Бог не зачитывает грешникам их проступков. О втором аспекте примирения, то есть о том, что Христос стал грехом, чтобы мы стали праведностью Божьей в Нём, почти никто не говорит. Этот аспект, который намного глубже, чем первый, обозначен второй завесой в скинии. Только когда мы пройдём через эту завесу, мы будем полностью примирены с Богом и сможем наслаждаться Им в полной мере.
Этот второй аспект примирения перекликается со словами Павла в 8-й главе Послания к римлянам. В Рим. 8:3 (этот стих очень похож на 2 Кор. 5:21) говорится: «Бог, послав Своего собственного Сына в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех в плоти». Это перекликается со словами во 2 Кор. 5:21 о том, что Христос был сделан грехом за нас. Сын Божий был послан в подобии плоти греха, а затем на кресте Он был сделан грехом за нас. Когда Христос был на кресте, Бог осудил грех в плоти. Это означает, что Бог распял, убил, плоть и в том числе грех, которым фактически является сам Сатана. Бог осудил грех в плоти, чтобы праведное требование закона было исполнено в нас, ходящих не согласно плоти, а согласно духу. Плоть, о которой говорится в 8-й главе Послания к римлянам и 5-й главе Второго послания к коринфянам, изображена посредством внутренней завесы в 26-й главе Исхода. Если бы у нас не было завесы в скинии в качестве прообраза, у нас не было бы полного понимания того, что с плотью должно быть покончено. Как мы уже увидели, то, что внутренняя завеса была разорвана, обозначает рассечение нашей плоти.
Во 2 Кор. 5:16 говорится: «Так что мы отныне никого не знаем согласно плоти; хотя мы и знали Христа согласно плоти, но теперь уже не знаем Его таким». Те, кто знает Христа согласно плоти, в лучшем случае находятся на внешнем дворе. Во многих случаях они даже не вошли на внешний двор. Возможно, коринфяне знали апостолов согласно своему душевному пониманию, поскольку многие из них находились в Святилище, которое обозначает душу. В стихе 17 Павел говорит о новом творении: «Так что если кто-нибудь в Христе, он новое творение. Старое ушло; вот, оно стало новым». Быть новым творением — значит быть новым во всех отношениях. Это значит находиться в Святом Святых.
Во 2 Кор. 5:14 Павел говорит, что Один, то есть Христос, умер за всех. В этом стихе не говорится, что Христос умер за наши грехи, чтобы мы были прощены. Как мы увидели, прощение грехов — это первый аспект примирения. Христос умер за нас, чтобы мы жили для Него. Жить для Христа в 5-й главе Второго послания к коринфянам — это то же самое, что ходить согласно духу в 8-й главе Послания к римлянам. Жить для Христа, ходя согласно духу, — это нечто более глубокое, чем просто получить прощение своих грехов.
В прошлом меня смущали некоторые вопросы в 5-й главе Второго послания к коринфянам. Многие годы я не понимал истинного значения этой главы. Я ясно понимал 2-ю, 3-ю и 4-ю главы, но у меня не было надлежащего понимания 5-й главы. Поэтому за последние девятнадцать лет я сделал не много сообщений по этой главе, особенно по последним нескольким стихам. Но теперь моё понимание этой главы становится яснее и яснее. Как мы увидим, когда дойдём до этой главы в Жизнеизучении Второго послания к коринфянам, в ней говорится об определённом воздействии, приводящем верующих ко второму аспекту примирения. Этот аспект заключается в том, что наша плоть должна быть разорвана, чтобы мы вошли в Святое Святых и наслаждались Богом в полноте.
Во 2 Послании к коринфянам Павел использует множество сравнений. Например, во 2 Кор. 2:14-16 он говорит: «Но благодарение Богу, который всегда ведёт нас, торжествуя, в Христе и благоухание знания Его являет через нас во всяком месте. Ибо мы Христово благовоние Богу в спасаемых и в погибающих: для одних — благоухание из смерти к смерти, а для других — благоухание из жизни к жизни». В этих стихах содержатся два сравнения. Первое — это торжественное шествие. Павел считал себя и других апостолов пленниками в таком шествии. Они были полностью захвачены в плен Богом, и теперь они идут в шествии Христа. Однако коринфяне ещё не были полностью пленены Господом.
Участники шествия, несущие курение
Второе сравнение в этих стихах — это участники шествия, несущие курение. С одной стороны, апостолы были пленниками; с другой стороны, они были участниками шествия, несущими курение, Христово благовоние. Идя в шествии Христа, апостолы несли Христово благовоние как курение.
Во 2 Кор. 3:2-3 Павел сравнивает коринфян с живыми письмами: «Вы наше письмо, написанное в наших сердцах, узнаваемое и читаемое всеми людьми, поскольку вы делаетесь явными, что вы письмо Христово, написанное нами через наше служение, — написанное не чернилами, а Духом живого Бога; не на каменных скрижалях, а на скрижалях плотяных сердец». Здесь мы видим, что Павел и его соработники писали живые письма. Эти письма были их рекомендательными письмами. Апостолы были авторами, а верующие были письмами, написанными ими.
Четвёртое сравнение — это зеркало. Павел использует его во 2 Кор. 3:18: «Но мы все с открытым лицом, созерцая и отражая, как зеркало, славу Господнюю, преобразовываемся в тот же образ от славы к славе так, как от Господа Духа». Согласно этому стиху, верующие должны быть зеркалами, которые не закрыты никаким покрывалом. Это означает, что мы уже не должны быть закрыты покрывалом закона. Как открытые зеркала, мы должны созерцать славу Господа и благодаря этому преобразовываться.
Во 2 Кор. 4:7 Павел использует ещё одно сравнение, сравнение с глиняными сосудами: «Но мы содержим это сокровище в глиняных сосудах, чтобы превосходство силы было от Бога, а не из нас». Рассматривая этот стих в свете сказанного Павлом в стихе 6, где он говорит, что Бог воссиял в наших сердцах, чтобы озарить знание славы Божьей в лице Христа, мы понимаем, что сосуд в стихе 7 можно уподобить фотоаппарату. Фактически в этих стихах Павел описывает переживание духовной фотографии. Мы, верующие, подобны фотоаппаратам. Божественный свет сияет, проходя через объектив, и запечатлевает некий образ, изображение, на плёнке нашего духа. Первоначально эта плёнка была пустой. Но теперь, благодаря сиянию Бога, на плёнке отпечатался славный образ Христа. Этот образ на плёнке нашего духа и является сокровищем в глиняном сосуде. Кроме того, это сокровище является «динамо-машиной», источником духовной силы. Ничто, в том числе ничто из того, о чём говорится в стихах 8 и 9, не может одолеть эту силу.
Необходимость дальнейшего примирения
Пятая глава Второго послания к коринфянам является прекрасным продолжением 2-й, 3-й и 4-й глав. В 5-й главе Павел показывает, что верующие в Коринфе ещё не достигли состояния, описанного Павлом в предыдущих главах. Это означает, что они ещё не вошли в Святое Святых; они были отделены от него второй завесой. Поэтому они нуждались в дальнейшем примирении. Вот почему Павел умолял их примириться с Богом. Второй аспект примирения заключается в том, что наша плоть должна быть разорвана, рассечена на части.
Мы благодарим Господа за всё то, что Он показал нам в отношении завесы и заграждения, а также в отношении того, что наша плоть должна быть разорвана, чтобы мы переживали Бога в Святом Святых. Увидев это, мы больше не должны довольствоваться ни внешним двором, ни даже Святилищем. Можно без преувеличения сказать, что чем больше мы будем видеть духовное, тем меньше мы будем стремиться к чему-либо другому. Чем больше мы будем наслаждаться Святилищем, тем меньше мы захотим вернуться на внешний двор. Только тем, кто живёт между Святилищем и внешним двором, может прийти в голову мысль оставить Святилище и вернуться на внешний двор. По тому же принципу, если мы окажемся в Святом Святых, у нас уже не будет пути в другое место. Мы уже никогда не сможем довольствоваться жизнью в Святилище. Видение, которое мы увидим в Святом Святых, сделает нас его пленником.
Мы славим Господа за то, что Он показал нам две завесы — внутреннюю завесу и заграждение, а также за то, что Он открыл нам два аспекта примирения. Всем нам нужно пройти через обе завесы и пережить оба аспекта примирения, чтобы мы вошли в Святое Святых и наслаждались Господом в высшей степени.